• Управление человеческими ресурсами. Курсовая работа: Управление человеческими ресурсами Список литературы управление человеческими ресурсами

      1. Thurow L. Inwestment in Human Capital / L. Thurow. - Belmont, 1970.

      2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов / А.Р. Алавердов. - М. : Маркет ДС, 2007.

      3. Архипова Н.И. Исследование систем управления / Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко, Ф.Ю. Чанхиева. - М. : ПРИОР, 2011.

      4. Баринов В.А. Корпоративная культура организации в России / В.А. Баринов, Л.В. Макаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 2.

      5. Бехар Г. Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks / Г. Бехар. - М. : Альпина Паблишерз, 2010.

      6. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: учеб. пособие / И.В. Бизюкова. - М. : Экономика, 2008.

      7. Блауг М. Методология экономической науки / М. Блауг // НП «Журнал Вопросы экономики». - М. : Дело, 2004.

      8. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М. : Дашков и К, 2010.

      9. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби; Проспект, 2008.

      10. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М. : Экономистъ, 2009.

      11. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учеб. пособие / Н.М. Воловская. - М. : ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.

      12. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М. : ЮНИТИ «Банки и биржи», 2007.

      13. Грошев И.В. Организационная культура: учеб. пособие / И.В. Грошев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

      14. Данилова Н.Ф. Экономический анализ деятельности организации: курс лекций: учеб. пособие / Н.Ф. Данилова, Е.Ю. Сидорова. - М. : Экзамен, 2009.

      15. Демин Д. Корпоративная культура: десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. - М. : Альпина Паблишерз, 2010.

      16. Добрынин А.Н. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.Н. Добрынин, С.А. Дятлов. - СПб. : Наука, 1999.

      17. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала / С.А. Дятлов. - СПб. : Вершина, 2004.

      18. Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, В.Т. Пихало. - М. : ПРИОР, 2010.

      19. Егоршин А.П. Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - М. : НИМБ, 2007.

      20. Жиделеева В.В. Экономика организации: учеб. пособие для вузов / В.В. Жиделеева. - М. : Инфра-М, 2009.

      21. Замедлина Е.А. Организационная культура: учеб. пособие / Е.А. Замедлина. - М. : РИОР, 2009.

      22. Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. - М. : Гардарике, 2004,

      23. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М. : ИНФРА-М, 2008.

      24. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А. Капитонов. - М. : Альфа-Пресс, 2008.

      25. Кибанов А.Я. Основы управления человеческими ресурсами: учебник / А.Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра- М, 2008.

      26. Кнорринг А.И. Теория, практика и искусство управления / А.И. Кнорринг. - М. : Дело, 2006.

      27. Козаченко А.В. Корпоративное управление: учебник / А.В. Козаченко, А.Э. Воронкова. - М. : Дело и Сервис, 2008.

      28. Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций: курс лекций / А.В. Колесников. - М. : Альфа-Пресc, 2010.

      29. Кондраков Н.П. Эккаунтинг для менеджеров / Н.П. Кондраков. - М. : ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2006.

      30. Корпоративная культура и управление изменениями / пер. с англ. А. Лисицыной; ред. Е. Харитонова. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009.

      31. Красина О.В. Развитие человеческого капитала в условиях перехода к обществу знания / О. В. Красина, И. А. Крутий // Открытое образование. - 2007. - № 1.

      32. Краснова Н.В. Развитие персонала компании: практ. пособие / Н.В. Краснова. - М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011.

      33. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / Ю.Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

      34. Критский М.М. Человеческий капитал / М.М. Критский. - СПб. : Ленинградский университет, 1991.

      35. Крылов А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR директором / А. Крылов. - М. : Питер, 2010.

      36. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами / И.Д. Ладанов. - М. : Перспектива, 2011.

      37. Лайкер Дж. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний / Дж. Лайкер. - М. : Альпина Паблишерз, 2011.

      38. Лифинец А.С. Основы управления персоналом / А.С. Лифинец. - Иваново: Дом книги, 2010.

      39. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций: практ. задания / Л.И. Лукичева.- М. : Омега-Л, 2010.

      40. Магура М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура. - М. : Альфа-Пресс, 2010.

      41. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе, или как грамотно себя зарекомендовать / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М. : Альфа-Пресс, 2009.

      42. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент / И.И. Мазур. - М. : Инфра-М, 2008.

      43. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд. - М. : ЮНИТИ, 2011.

      44. Макарова Е.О. Тенденции развития человеческого капитала в трансформационной экономике / Е.О. Макарова // Вестник экономики, права и социологии. - Казань, 2007. - № 2.

      45. Маслов Е.В. Управление человеческими ресурсами предприятия: учеб. пособие. / под ред. П.В. Шеметова. - М. : Инфра-М, 2009.

      46. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон. - М. : Инфра-М, 2009.

      47. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М. : Инфра-М, 2010.

      48. Моор С.М. Наука и искусство управления персоналом / С.М. Моор. - Тюмень: ТюмГУ, лаборатория Мультимедия, 2009.

      49. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. - М. : ИНФРА-М, 2009.

      50. Парахина В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - М. : Кнорус, 2009.

      51. Переверзев М.П. Менеджмент / М.П. Переверзев. - М. : Инфра-М, 2009.

      52. Петров А.Ю. Экономический анализ производительности труда / А.Ю. Петров. - М. : Экономист, 2008.

      53. Ралдугина Р.Н. Основы менеджмента: учебник для вузов / Р.Н. Ралдугина. - М. : Экзамен, 2009.

      54. Рудинская Е.В. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие / Е.В. Рудинская, С.А. Яромич. - Киев: Эльга, 2008.

      55. Саакян А.Н. Управление персоналом в организации / А.Н. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманоеа, Н.В. Дягилева; под ред. А.Н. Саакян. - СПб. : Питер, 2007.

      56. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009.

      57. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2010.

      58. Силин А.Н. Управление персоналом: учебник по кадровому менеджменту / А.Н. Силин - Тюмень: ТГУ, 2009.

      59. Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике / Л.Г. Симкина. - СПб. : СПбГНЭА, 2000.

      60. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом / Б.М. Смирнов - М. : ГАУ, 2009.

      61. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб. пособие / Т.О. Соломанидина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010.

      62. Спивак В.А. Управление персоналом: практикум по курсу / В.А. Спивак. - СПб. : ИВЭСЭП «Знание», 2011.

      63. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом [Текст] / Э.К. Старобинский. - М. : Бизнес-школа Интел-Синтез, 2010.

      64. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М. Сухорукова // Управление человеческими ресурсами. - 2009. - № 11.

      65. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учеб. пособие / О.Г. Тихомирова. - М. : ИНФРА-М, 2011.

      66. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.А. Уткин, А.И. Кочетков - М. : Акалис, 2008.

      67. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом [Текст] / А.Ю. Цыпкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

      68. Чернышев В.Н. Человек и персонал в управлении / В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. - СПб. : АЛЬФА, 2004.

      69. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: учебник / пер. с англ.; под. ред. Т.Ю. Ковалевой. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

      70. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. - М. : КноРус, 2009.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Историческое развитие теории управления человеческими ресурсами. Сущность процесса планирования персонала в современной организации. Этапы кадрового планирования. Понятие рекрутирования. Подбор и расстановка кадров. Формирование компетенций персонала.

      курс лекций , добавлен 30.06.2014

      Изменение концепции управления человеческими ресурсами. Структура персонала организации. Кадровый потенциал. Проблемы управления человеческими ресурсами. Качество человеческих ресурсов. Модель кадровой политики. Служба управления человеческими ресурсами.

      контрольная работа , добавлен 19.12.2008

      Понятие и классификация человеческих ресурсов. Оценка эффективности их использования на предприятии. Функции и формы заработной платы. Факторы, влияющие на эффективность труда персонала. Анализ сферы занятости населения города: состояние и перспективы.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2014

      Цели и задачи управления человеческими ресурсами. Внешнее и внутреннее соответствие как согласованные взаимосвязи между конкурентной стратегией организации и стратегией управления человеческими ресурсами. Проблема планирования человеческих ресурсов.

      контрольная работа , добавлен 01.03.2012

      Особенности процесса привлечения торгового персонала в системе управления кадрами. Деятельность торговой компании "Радуга", концепция поиска новых сотрудников и их подбора. Оценка экономической эффективности проекта по совершенствованию системы отбора.

      дипломная работа , добавлен 22.12.2010

      Обеспечение эффективности работ по управлению человеческими ресурсами. Формирование, развитие трудовых ресурсов. Повышение качества трудовой жизни персонала. Современый подход по управлению человеческими ресурсами на автомобильном заводе "КАМАЗ".

      курсовая работа , добавлен 03.12.2008

      Организационно-экономическая характеристика "Климовичского районного потребительского общества". Анализ состава, структуры, динамики персонала, место его формирования в системе управления персоналом. Разработка плана привлечения и отбора персонала.

      курсовая работа , добавлен 12.04.2015

      Изучение сущности, целей и задач планирования персонала. Рассмотрение основных видов и стадий кадрового планирования. Краткая характеристика предприятия ООО "Мечта". Оценка процесса планирования персонала на данном предприятии, управления кадрами.

      курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КАМСКИЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра экономики и менеджмента

    Специальность: менеджмент организации

    Шифр: 061100

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: Основы менеджмента

    На тему: Управление человеческими ресурсами

    Выполнила:__________________________________

    студентка 121 группы

    Руководитель:_______________________________А.Р.Фаттахова

    Набережные Челны


    ВВЕДЕНИЕ

    1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

    Формирование трудовых ресурсов

    Развитие трудовых ресурсов

    Повышение качества трудовой жизни персонала

    2. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ЗАВОДЕ «КАМАЗ»

    2.1. Формирование кадрового резерва для КАМАЗа

    2.2. Аутстаффинг как новая система управления трудовыми ресурсами

    2.3. Обеспечение охраны труда и промышленной безопасности

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    ВВЕДЕНИЕ

    Производительность и повышение эффективности производства является центральной проблемой управления предприяти­ем. Воздействие, которое может оказать управление на произво­дительность, наиболее четко проявляется в двух областях: управ­ление человеческими (трудовыми) ресурсами и управление непос­редственной производственной деятельностью предприятия.

    Управление человеческими ресурсами признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.

    Система управления человеческими ресурсами непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

    Сущность управления человеческими ресурсами, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

    Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

    Данная курсовая работа состоит из двух разделов:

    В первом разделе – теоретическом – раскрываются все аспекты, касающиеся управления поведением персонала, это факторы, влияющие на формирование и развитие трудовых ресурсов, различные методы по подготовке, обучению и повышению качества трудовой жизни персонала, работников, межличностные различия и мотивации работников, методы набора и отбора персонала и многое другое.

    Во втором разделе – практическом – отражены все вопросы по управлению человеческими ресурсами на конкретном примере предприятия (в частности на автомобильном заводе ОАО «КамАЗ», расположенный в городе Набережные Челны). Здесь характеризуются современный подход формирования кадров, уровень профессиональности работников завода, введение нового метода аутстаффинга и эффективность обеспечения промышленной безопасности на территории завода.

    Построенная таким образом работа позволяет наиболее ясно показать всю многогранность управления человеческими ресурсами.

    Цель изучения курсовой работы дать общую характеристику эффективности, направления деятельности по управлению человеческими ресурсами, выявить возникающие проблемы и изучить способы их преодоления на примере ОАО «КамАЗ»

    Задача курсовой работы является изучение деятельности формирования и развития трудовых ресурсов, а также повышение качества трудовой жизни персонала.

    При подготовке курсовой работы широко использовались различные литературные труды Гончарова В.И., Маслова Е.В., Одегова Ю.Г. и т.д. и периодические издания – статьи Халимова М., Белоножкина Т., Хазиева И., Камалова Ю.Г. и т д.


    1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

    1.1. Формирование трудовых ресурсов

    Система управления трудовыми ресурсами предприятия представляет собой взаимосвязанную совокупность целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующих механизмов управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы.

    Под управлением трудовыми ресурсами понимают всю совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование персонала (трудового коллектива) и полное использование его возможностей и способностей в производственном процессе. Это управление представляет многоэтапный процесс, включающий следующие управленческие действия:

    а) планирование необходимых трудовых ресурсов для достижения целей предприятия;

    б) набор персонала и создание резерва персональных кандидатов;

    в) отбор лучших кандидатов на замещение рабочих мест из созданного в процессе набора резерва;

    г) определение заработной платы и льгот, отражающих положение на рынке труда и возможности предприятия, а также его заинтересованность в приеме на работу конкретных кандидатов на замещение вакантных рабочих мест;

    д) профессиональная ориентация и адаптация вновь нанятого персонала;

    е) обучение персонала трудовым навыкам и повышение его квалификации для эффективного выполнения работы;

    ж) оценка трудовой деятельности персонала;

    з) перемещение кадров, в том числе повышение и понижение в должности, перевод на другую работу и увольнение;

    и) подготовка руководящих кадров для управления предприятием на всех уровнях организационной и производственной иерархии.

    В целом управление трудовыми ресурсами включает следующие направления работ: формирование и развитие трудовых ресурсов, а также стимулирование и повышение качества трудовой жизни персонала.

    Деятельность по формированию трудовых ресурсов предприятия включает: планирования ресурсов, набор персонала, отбор кандидатов на замещение вакантных рабочих мест, определение заработной платы и льгот.

    Планирование ресурсов, необходимых для реализации целей предприятия, осуществляется путем применения определенных процедур реализации этого процесса для укомплектования утвержденных штатов персонала.

    Оценка наличных ресурсов является основой организации работ по управлению персоналом. В процессе оценки руководство должно определить фактическое наличие персонала, его достаточность и качество для достижения целей предприятия. Результаты такой оценки позволяют обеспечить прогнозирование будущих потребностей, которое производится раздельно для краткосрочных и перспективных целей (планов) предприятия. Особое внимание должно быть обращено на выявление категорий персонала, потребность в которых должна возрасти при ограниченном предложении на рынке труда. Прогнозируется также общая потребность в персонале с дифференциацией работников по определенным специальностям.

    Для качественного формирования трудовых ресурсов руководство, должно знать в деталях задачи конкретной работы и ее характеристики, определяющие требования к конкретному персоналу для организации (замещения) рабочих мест.

    По результатам анализа содержания работы создается должностная инструкция для конкретного работника, представляющая перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, а также прав работника по каждой должности. Такие инструкции разрабатываются по всем должностям и специальностям предприятия.

    Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для него работников. Предприятие может самостоятельно делать эту работу или поручить ее специальным (консультационным) фирмам, занимающимся подбором необходимого персонала. Набор резерва ведется из внутренних и внешних источников.

    Набор внутри предприятия во многом определяется кадровой политикой администрации и способами решения этих вопросов на конкретном предприятии. Эффективное использование имеющихся человеческих ресурсов во многих случаях позволяет предприятию обойтись без нового набора персонала, особенно когда это касается квалифицированных сотрудников. Этот метод непосредственно связан с продвижением по службе сотрудников предприятия. Продвижение своих сотрудников обходится дешевле. Кроме того, повышается их заинтересованность в повышении производительности труда и повышении квалификации, улучшается моральный климат в коллективе и усиливается привязанность работников к своему предприятию. Используются и другие методы: рассылка информации о вакансиях с приглашением квалифицированных работников, обращение к своим сотрудникам с просьбой рекомендовать на работу их друзей и знакомых и т.п. Если предприятию необходим дополнительный персонал на короткий срок или дополнительная работа имеет небольшой объем, то целесообразно использовать внутреннее совмещение должностей. В этом случае разработать систему дополнительных вознаграждений для работников, не получающих почасовую оплату.

    В качестве средств набора персонала из внешних источников используются: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах; использование агентств по трудоустройству (занятости населения); обращение к организациям, поставляющим (готовящим) руководящие кадры, и направление заключивших контракт людей на специальные курсы подготовки. Практика показывает, что существенным внешним источником пополнения могут быть также случайно зашедшие на предприятие в поисках работы люди.

    Отбор кандидатов на замещение вакантных рабочих мест является важным и ответственным этапом формирования трудовых ресурсов предприятия. Процедура заключается в выборе из ряда претендентов одного или нескольких из них, в наибольшей степени отвечающих критериям отбора на конкретное вакантное место. На выбор конкретной процедуры отбора оказывает влияние также рынок труда: если желающих занять вакантную должность немного, то такой отбор сравнительно прост, если желающих много, то выбор становится сложнее.

    Определение заработной платы и льгот, с одной стороны, завершает процесс формирования персонала, с другой - именно с определения условий вознаграждения за конкретную работу начинается процесс переговоров с конкретным претендентом при определении резерва на замещение рабочих мест (штатного расписания) подразделений предприятия.

    Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению, выплачиваемому сотруднику за выполненную работу. Структура заработной платы на конкретном предприятии определяется с помощью анализа результатов обследования ее уровня и условий для аналогичной работы на рынке труда, а также производительности и прибыльности самого предприятия. Кроме заработной платы предприятие, как правило, предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы. Традиционный подход заключается в том, что одинаковые льготы имеют все сотрудники одного уровня квалификации и ответственности, которые занимают сопоставимые должности.


    1.2. Развитие трудовых ресурсов

    Руководство предприятия должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала персонала. Эта работа должна быть направлена на постоянное обеспечение роста производительности и увеличение ценности человеческих ресурсов предприятия, а также их рационального использования.

    Основные методы, применяемые для развития потенциала трудовых ресурсов, предусматривают: профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе конкретного работника при его приеме на работу, а также обучение трудовым навыкам для эффективного выполнения работы, включая профессиональную подготовку, обучение и повышение квалификации.

    Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе служит надежным средством, позволяющим сделать труд работника более производительным. При устройстве на предприятие новый сотрудник приносит с собой приобретенные на прошлой работе опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в рамки профессиональных требований и сложившихся взаимоотношений в коллективе. Социальная адаптация представляет собой процесс познания отношений власти, осознание ценностей, разделяемых руководством и коллективом, которые определяют внутренний климат предприятия. Серьезное влияние на социальную адаптацию оказывает формирование организационной культуры предприятия.

    Во время найма на работу кандидату предоставляется информация о предприятии. При этом информация должна быть такой, чтобы ожидания нового сотрудника в процессе его будущей работы были реалистичными. За этим следует обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что является эффективной работой на данном предприятии. Правила, процедура и наставления со стороны старших по должности представляют формальные дополнительные методы адаптации работников коллективе предприятия.

    Обучение персонала трудовым навыкам. Профессиональная подготовка сотрудников с целью повышения их квалификации и трудовых навыков необходима предприятию для эффективного выполнения работы, так как имеется постоянная потребность в высокой производительности труда персонала. Одним из способов достижения общего качества трудовых ресурсов является отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников, руководство должно также реализовывать программы систематического обучения и подготовки своих сотрудников, помогая полному раскрытию их возможностей на предприятии. Кроме того, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его персонал будет иметь навыки выполнения конкретной работы хуже конкурентов. В силу этого подготовка персонала (кадров) должна быть ориентирована на обучение сотрудников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда и обеспечить уровень этих навыков, достаточный для того, чтобы делать конкретную работу не хуже конкурентов.

    Оценка результатов трудовой деятельности и перемещение кадров направлены на определение наиболее результативных (потенциально значимых для предприятия) сотрудников и обеспечение реального подъема уровня их достижений, переводя на более привлекательные и престижные должности. При этом оценка результатов деятельности сотрудников решает три задачи: административную, информационную и мотивационную. Первая (административная) задача связана с перемещением сотрудников на другие должности путем их повышения или понижения по должности с учетом полезности и перспективности профессионального роста для развития предприятия, а также перевода на другую pавнозначную работу или прекращения трудового договора. Вторая задача решается путем информирования сотрудников о результатах деятельности за оцениваемый период и относительном уровне результативности их работы, а также об оценке их значимости для предприятия. Мотивационная задача заключается в том, что результат оценки является важным средством стимулирования сотрудников к более результативной работе путем дальнейшего повышения производительности труда и самосовершенствования.

    Подготовка руководящих кадров направлена на развитие навыков и умения, необходимых сотрудникам для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. Чтобы готовить руководителей к продвижению по службе, необходим тщательный анализ и планирование работы по подготовке руководящих кадров, развитие системного и стратегического мышления менеджеров всех уровней.

    Наиболее распространенными методами подготовки руководящих кадров, зарекомендовавшими себя положительно, являются:

    Организация лекций, дискуссий в составе небольших учебных групп, разбор конкретных деловых ситуаций и изучение литературы, участие в деловых играх и тренинге. Вариантами этого метода являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления, повышение профессиональных знаний в рамках конкретного бизнеса (отрасли).

    1. Продвижение по службе с учетом более полного использования конкретных возможностей сотрудников.

    2. Подготовка руководящих кадров в процессе их работы путем временного замещения руководителей различного уровня и обучение их в школах резерва.

    Управление продвижением по службе осуществляется через конкретные программы, которые помогают предприятию использовать способности своих сотрудников наиболее полно и продуктивно. Для сотрудников такие программы обеспечивают возможность эффективно проявить себя, наиболее полно раскрыть свои способности.


    1.3. Повышение качества трудовой жизни персонала

    Этот термин появился в США и отражает одну из важных разработок в области управления человеческими ресурсами, суть которой связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Авторы разработки Дж. Р. Хекман и Дж. Слайд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, за которой члены производственной организации могут удовлетворять свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации».

    В США внимание к проблеме качества трудовой жизни стимулировали несколько общественных и частных организаций (Национальный центр качества трудовой жизни, Институт труда Америки, Огайский центр трудовой жизни). Интерес к качеству рудовой жизни распространился и в странах Западной Европы.

    Высокое качество трудовой жизни характеризуется, по мнению авторов этого направления исследований, определенными факторами, отражающими характеристики самой работы, ее организацию и отношение к персоналу высшего руководства организации. Прежде всего, работа должна быть интересной и рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда. Рабочая среда должна быть чистой, иметь благоприятные экологические условия с учетом прогрессивных медико-биологических норм. Должны быть обеспечены необходимые средства бытового и медицинского обслуживания сотрудника и его семьи. Важное место в определении качества трудовой жизни персонала занимают взаимоотношения руководства и персонала в процессе работы, в том числе надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в этом возникает необходимость; рабочие должны принимать участие в принятии решений, касающихся их работы. Также должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

    Качество трудовой жизни персонала можно повысить, изменив некоторые организационные условия (параметры, определяющие эти условия), влияющие на людей. Это затрагивает уже рассмотренные ранее методы, в том числе децентрализацию управления, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программу управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе и т.д. Меры по повышению качества трудовой жизни должны быть направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.

    Дополнительные льготы и качество трудовой жизни персонала играют важную роль в создании благоприятного климата в организации, способствующего росту производительности труда.

    При внедрении конкретных программ повышения качества трудовой жизни необходимо учитывать, что традиционные факторы мотивации труда (оплата труда и продвижение по службе) по-прежнему оказывают преимущественное влияние на производительность. Увязка этих факторов с показателями производительность труда способствует стабильному росту производительности производства и эффективности деятельности предприятия в целом. Для мотивационного воздействия традиционных факторов на рост производительности необходимо повысить объективность его оценки, создавая новые средства контроля степени соответствия производительности установленным показателям и используя результаты, оценки как основу для принятия решений о поощрениях персонала.


    2. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ЗАВОДЕ «КАМАЗ»

    2.1. Формирование кадрового резерва для КАМАЗа

    В качестве кадрового резерва в ОАО «КАМАЗ» рассматривается группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для профессионального и/или служебного роста в определенной области, сформированная в результате специально организованной процедуры. Подготовка кадрового резерва включает в себя его формирование и развитие.

    В настоящее время единый подход к формированию резерва и работе с ним в организациях и подразделениях ОАО «КАМАЗ» обеспечивается работой в этом направлении в соответствии с рядом нормативных документов. Эти документы позволяют организовать работу по формированию и развитию резерва с момента прихода будущих резервистов молодыми специалистами на предприятие. «Положение о порядке отбора молодых специалистов», «Положение о наставничестве молодых специалистов» регламентируют работу по адаптации, введению в должность молодых сотрудников корпорации, которых в настоящее время около 850.

    Как и везде, в бурные 90-е система кадрового резерва на КАМАЗе была просто потеряна. И пришлось заново восстанавливать ее, начиная с таких банальных вещей, как оформление первичной анкеты, тестирования и собеседования с человеком, который проявил себя в той или иной мере на работе. Затем закупили достаточно мощный тестовый компьютерный комплекс, позволяющий давать характеристику рабочего и специалиста по 50-60 параметрам, давать оценку потенциала с точки зрения профессионального продвижения: кто он дальше - директор завода, бухгалтер, инженер-экономист, производственник.

    Большая работа начинается с высшими учебными заведениями в плане подготовки необходимых специалистов для КАМАЗа. Заключены несколько договоров с ведущими вузами республики и России. Опять же, эта система в свое время была потеряна, и только в последнее время восстанавливаются эти связи. Вот уже два года КАМАЗ оплачивает обучение «наших» студентов на последних двух курсах.

    В 1989 году на литейном заводе был создан учебно-производственный цех, единственный на КАМАЗе. А организовали УПЦ на базе учебно-производственного участка, где проходили практику направленные от межшкольного учебного комбината подростки. Предполагалось, что цех будет готовить рабочих по трем специальностям - токарь, фрезеровщик и слесарь-инструментальщик. Самостоятельная структурная единица, УПЦ состоял из трех участков, за каждым из которых было закреплено по три мастера - специалиста 5-6 разряда.

    После пожара на заводе двигателей возникли определенные финансовые сложности. Если раньше подростков сразу принимали учениками на завод с записью в трудовой книжке и выплатой заработной платы, то теперь заводу стало сложно содержать цех, и коллективу УПЦ пришлось искать другую возможность для оплаты стипендии своим ученикам. Поиски увенчались успехом: был заключен договор с городским Центром труда и занятости о частичном финансировании затрат на подготовку подростков по данным специальностям. Сейчас УПЦ работает также в тесном сотрудничестве с филиалом республиканского учебно-методического центра, который является не просто наставником цеха, но и оказывает финансовую помощь.

    Как никогда в последние годы особое внимание уделялось повышению квалификации руководителей высшего и среднего звена (650 человек), включая тех, кто зачислен в резерв на выдвижение. Постоянно расширяется контингент направляемых на обучение молодых людей по "Президентской программе". Только в 2004 году прошли переподготовку 19 инженерно-тех­нических работников. А из ранее обучившихся по этой же программе 13 специалистов прошли стажировку на известных фирмах Японии, Германии, Италии.

    2.2. Аутстаффинг как новая система управления трудовыми ресурсами

    Аутстаффинг - это персонал-технология, цель, которой - выведение части работников за штат компании. При аутстаффинге персонал заключает договор не с компанией, а с организацией-исполнителем, которая берет на себя обязательства по выплате заработной платы, погашению налогов, исполнению трудового законодательства. Так как в данном случае именно эта организация является работодателем, приемом на работу, увольнением и прочими процедурами занимается она. Все это исполнитель делает для заказчика, в роли которого в данном случае выступает "КАМАЗ". Отношения между исполнителем и заказчиком оформляются посредством договора о предоставлении персонала. То есть теперь будут принимать всех новичков в штат предприятия, чтобы в дальнейшем предоставлять персонал по поручению заказчика. "КАМАЗу" это выгодно, потому что специалисты по управлению персоналом смогут больше внимания уделять непосредственно работе с заводчанами (адаптации, мотивации, ротации, стажировке), а не тратить время на оформление документов.

    На "КАМАЗе" достаточно большая текучесть: за год в компанию устраивается на работу и увольняется около 10 тысяч человек. Постоянная смена определенной части кадров - болезненный процесс. Ведь на каждого принятого на работу заводятся документы, открываются спецсчета. Новичков надо обучать, инструктировать. А часто бывает, что рабочие приходят только на короткий срок, чаще всего на зиму - как говорится, погреться. При этом объем производимой "КАМАЗом" продукции меняется каждый месяц. Здесь имеют место и сезонные колебания: летом, как правило, выпуск продукции увеличивается, зимой уменьшается. У предприятия нет необходимости постоянно содержать большое количество рабочих. Чтобы выйти из этой ситуации, и было создано НОУПП "Кама-персонал". В дальнейшем будет также проводиться отбор персонала.

    Что касается вывода части персонала из штата компании, этот процесс коснется только тех, кто работает по срочным договорам. Причем "внештатными" они станут, только по истечении срока действия договора. При наличии бессрочного договора невозможно заставить работника уволиться и прийти в наше предприятие. Но для расторжения трудового договора у работодателя есть определенные основания, есть они и у работника. Все будет делаться добровольно и на законном основании.

    Срок договора между "Кама-персонал" будет определяться заказчиком, а им являются заводы "КАМАЗа". Если дополнительный персонал требуется только на полгода, не будут обещать работу в течение трех лет.

    Работникам "Кама-персонала" зарплата будет начисляться по той же системе оплаты, т.е. в расчетках вместе с премией и доплатой, что и основному персоналу - будь она сдельной или с коэффициентом участия, выводимым бригадой.

    Налоговые льготы предприятие будет перечислять за каждого подопечного только 14% вместо 36,8%, но никто не собирается красть пенсионные деньги. Льготы будут выдаваться по "Федеральному закону о социальной защите инвалидов РФ". По его условиям, "Кама-персонал" будет оказывать финансовую помощь и услуги, в том числе в виде предоставления патронажных медсестер и сиделок инвалидам "КАМАЗа" и города.

    Что касается истории вопроса, то на российском рынке эта система будет внедряться первыми. - На Западе, в американском отделении компании "Ford", доля постоянных работников составляет 30%, основная масса, 70% работают в режиме аутстаффинга. На предприятии "Cummins" наоборот: 70% - постоянных работников, 30% выведены за штат. На этот год мы ставим перед собой задачу -вывести за основной штат 3 - 3,5 тыс. человек, а в следующем дойти до 10% от общей численности, так как из 10 тысяч принятых в течение года от 20 до 45% работают меньше трех месяцев.

    Концепция аутстаффинга выросла из идей "лизинга персонала", популярных на Западе в 70 - 80-х годах. Только в США на данный момент аутстаффинг предлагают свыше 2000 компаний. Рынок этих услуг ежегодно растет в среднем на 35%. Аналогичная ситуация в Западной Европе.

    Причем, судя по опросам компаний, пользующихся аутстаффингом, основную выгоду для себя они видят в возможности концентрироваться на своем основном бизнесе, не распыляясь на побочные задачи.

    Компании начинают использовать аутстаффинг обычно в тех случаях, когда имеется определенная непредсказуемость бизнеса, когда нужна переменная рабочая сила или когда менеджменту компании нужно сосредоточиться на своем основном бизнесе. Кроме того, для менеджеров большим плюсом является то, что нет необходимости рассчитывать зарплату, ходить по судам, общаться с профсоюзами.

    Таким образом, "КАМАЗ" станет своеобразным полигоном, на опыте которого будет базироваться российский закон об аутстаффинге. Предполагается, что в течение года он будет предложен для рассмотрения Госдумой РФ. Пока же в своих действиях мы руководствуемся Трудовым кодексом и Федеральным законом о социальной защите инвалидов РФ.

    Профсоюзных лидеров же, прежде всего, волновала судьба высококвалифицированных специалистов, которые сначала по собственному желанию уволились с "КАМАЗа", а потом вновь постучались в заводские ворота. При введении системы аутстаффинга им придется около года доказывать свою профессиональную пригодность и подтверждать свое право на приличную зарплату. В бизнес-плане "КАМАЗа" не определена численность работников, есть только норматив по фонду заработной платы. Сколько человек будет работать на предприятии - решать первому руководителю.

    Профлидеры также засомневались, что за работой на "КАМАЗе" выстроится очередь, поскольку вакансии, которые предлагаются на конкурс, отнюдь не относятся к высокооплачиваемым. Председатель профкома ПРЗ Анатолий Васильев выразил беспокойство по поводу качества продукции. На что Ильшат Хазиев (заместитель генерального директора по управлению персоналом) заметил, что теперь у предприятий "КАМАЗа" появится возможность выбирать лучших. Среди 2-3 тысяч человек, наверное, можно найти 100 - 150 самых добросовестных и ответственных.

    2.3. Обеспечение охраны труда и промышленной безопасности

    Подведены итоги работы ОАО "КАМАЗ" в области охраны труда за 2004 год. Затем о том, что удалось сделать за прошедший год для достижения этой высокой цели, рассказали представители департаментов координации и промышленной безопасности, закупок и логистики, Владимир Абрамов, директор литейного завода, на чью долю приходится треть всех несчастных случаев, произошедших в 2004 году.

    На конференции много говорилось об экономических рычагах стимулирования улучшения охраны труда. А в прошлом году все камазовские предприятия использовали возможность получить от Фонда социального страхования 20% внесенных взносов - для использования их на сокращение случаев травматизма и профессиональных заболеваний.

    Заместитель министра труда и занятости Фаниль Габдрахманов отметил тенденцию к снижению травматизма в республике - с 6500 травм в 2001 году до 2700 несчастных случаев в 2004 году. Однако одновременно замминистр проявил озабоченность по поводу высокого уровня смертельного травматизма - в течение года в Татарстане погибают 120 -180 человек. Изменить положение должны новый закон об охране труда; поддержка предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты; сертификация работ по охране труда.

    О другой весьма тревожной закономерности - сокрытии несчастных случаев говорил заместитель главного государственного инспектора труда в РТ Ирек Мухаметшин. В 2004 году в республике таких фактов было 177. В начале февраля нечто подобное имело место и в департаменте главного энергетика "КАМАЗа". В течение десяти дней инженерная служба департамента раздумывала о степени тяжести взрыва на газификаторе, в результате которого аппаратчица попала в реанимацию. К такой "осторожности", по словам Ирека Гарафутдиновича, побуждает возложение ответственности за несчастные случаи не на руководителя предприятия, а на службы охраны труда. На отдельных предприятиях, в частности, на кузнечном и автомобильном заводах, не проводится работа по предотвращению повторяющихся несчастных случаев. Заместитель руково­дителя государственной инспекции труда Ирек Мухаметшин напомнил собравшимся о праве государственного инс­пектора на дисквалификацию руководителя, не принимающе­го меры для исключения ти­пичных несчастных случаев на производстве.

    И еще об одном значитель­ном шаге, сделанном в этой области. Теперь охрана труда здоровья и безопасности персона­ла возведены в ранг политики "КАМАЗа". В новой декларации 12 пунктов. В них отражено стремление сделать "КАМАЗ" самым безопасным производством, лидерами в этой сфере работы должны стать руководители "КАМАЗа", каждого дочернего общества и подразделения, а ответственность за реализацию политики берет на себя руководство и профсоюзный комитет.

    Именно показатель травматизма наиболее ярко отражает эффективность работы предприятий по охране труда. Всего за прошлый год произошло 146 несчастных случаев, из них 23 тяжелых, в 2003 их было больше - 180 (47 тяжелых). Лидирует по части травм по-прежнему ОАО "КАМАЗ-Металлургия" - 46. При таком же количестве работающих на автомобильном заводе произошло всего 11 несчастных случаев. Без травм в прошлом году обошлись ПЖДТ, КАМАЗ энергоремонт, Ремдизель.

    Вызывает тревогу увеличение числа смертельных случаев: их в 2004 году было три, в 2003году - два.

    Согласно анализу, 55% несчастных случаев произошло по организационным причинам. Это говорит о том, что число несчастных случаев можно реально уменьшить без особых материальных вложений. В два раза в этом году - 13% против средних 6% - выросло число несчастных случаев, произошедших по техническим причинам. Факт этот в очередной раз свидетельствует об отсутствии хорошо продуманной технической политики.

    В 2004 году зафиксировано 50 случаев профзаболеваний. 48 пострадавших трудятся в ОАО "КАМАЗ-Металлургия", один человек - на КИС-Ме, еще один - в ДРиВНР. Чаще всего встречаются диагнозы тугоухость, хронические заболевания легких, пневмокониоз. По результатам профилактических осмотров, подозрения на профзаболевания выявлены еще у 219 работников.

    У 989 камазовцев во время медосмотров обнаружены общие заболевания. Перевод на другую работу по состоянию здоровья необходим 508 человекам. Направления на стационарное лечение получили 28 больных. Диетическое питание рекомендовано 680 работникам. Всего медицинский осмотр прошли 19 637 человек.

    Всего на предприятиях ОАО "КАМАЗ" подлежат аттестации 39 664 рабочих места. С 1999 по 2004 годы прошло через эту процедуру 12 981 рабочее место, что составляет 32,7%. Однако получило аттестацию всего 431 место, остальные 12 550 признаны несоответствующими санитарно-гигиеническим требованиям и аттестованы условно.

    Оказалось, в таких случаях условно аттестуются не только рабочие места, но и руководители производства. А между тем неудовлетворительная организация производства работ и недостатки в обучении безопасным приемам труда являются слагаемыми той самой "организационной причины", на которую приходится наибольшее количество случаев травматизма. Чаще всего травмируются молодые, только что устроившиеся на работу (стаж до одного года). Нет положения о наставниках. Это гордое и ответственное звание до дыр затер формализм. Часто при проверках оказывается, что наставник и его подопечный работают в разные смены и не знают друг друга в лицо. Нет должного контроля и за учебой персонала и даже руководителей. Хотя последние должны быть аттестованы в течение месяца со дня вступления в должность.

    Лидером в обеспечении самой качественной и красивой спецодежды является ТФК. Ее работники обеспечены всем необходимым. На "КАМАЗе" спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в 2004 году заводчане были обеспечены на 98 процентов. На эти цели было потрачено 43 миллиона 726 тысяч рублей. Что касается качества, оно должно расти, поскольку закупка осуществляется на тендерной основе.

    В течение 2004 года не было сбоев в обеспечении молоком и другими равноценными пищевыми продуктами. На эти цели было потрачено 27 миллионов 216 тысяч рублей, моющие средства выдавались согласно заявкам. Всего в охрану труда в прошлом году было вложено 123 миллиона 968 тысяч рублей.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Все акценты в работе с персоналом были расставлены исходя из требований, основанных на массовом внедрении на предприятиях группы ОАО "КАМАЗ" систем качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000.

    Такая постановка работы с персоналом логически вытекает из все возрастающей конкуренции производителей грузовых автомобилей не только в зарубежных странах, но и на всем постсоветском пространстве. Чтобы быть конкурентоспособным, вести успешную экономическую деятельность, необходимо внедрять высокорезультативные системы деятельности, опираю­щиеся на ответственный и квалифицированный персонал с осознанной мотивацией на выполнение поставленных компанией целей и задач. Именно этим и определяются подходы блока по управлению персоналом ко всей системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, в которую в прошлом году был вовлечен почти каждый третий работник КАМАЗа, а это более 17 тысяч человек, в том числе 9 тысяч обучено на материальной базе дочерних обществ, более 7 тысяч - в Региональном институте передовых технологий и бизнеса. Расширилась и сеть иногородних учебных заведений, где проходили обучение специалисты КАМАЗа.

    Набережные Челны остаются основным, да и незаменимым поставщиком кадров для ОАО «КАМАЗ», а автокорпорация по-прежнему считается основным работодателем города. Иначе быть просто не может. И как мы выяснили, не должно и не будет. Отрадно, что фирменная кадро­вая политика Камского автозавода современна. Механизм ее, в то время, когда многие в регионах России «ломают головы» над проблемой дефицита рабочих кадров, здесь эффективно действует, формируя «заказы» своему давнему и надежному партнеру - «городу-работнику - воспитателю - учителю» под общие, как оказалось, интересы.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, - М.: Гардарика, 2003.

    2. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, – Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.

    3. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия, – М.: ЮНИТИ, 2005.

    4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2003

    5.Одегов Ю.Г., Журавлев П.В «Управление персоналом», – М.: «Финстатинформ», 2004.

    6. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента, – М. «Дело», 2005.

    7. Бабаев С. Оптимизация: планы и реальность: Тема оптимизации персонала на КамАЗе //Вести КамАЗа. – 2004. –27 сентября. С. 2

    8. Белоусов Е. В ожидании оргвыводов: На КамАЗе идет аттестация руководителей, специалистов и служащих //Вести КамАЗа. – 2004. –23 августа. С. 3

    9. Белоножкина Т. У лидеров профсоюза есть вопросы: О кадровой политике на «КамАЗе», временных рабочих //Вести КамАЗа. – 2004. – 23 апреля. С. 3

    10. Зиганшин Ф. Анализ года ОАО «КамАЗ»: персонал и социальная политика //Вести КамАЗа. – 2003. – 22 июня. С. 3-6

    11. Идиатуллин Ш. КамАЗ меняет управленцев на рабочих: Об сокращение работников предприятия //Коммерсантъ. – 2004. – 10 декабря. С. 12

    12. Камалов Ю.Г. Здоровье персонала – в ранг политики //Вести КамАЗа. – 2005. – 26 января. С. 8-9

    13. Пахомов А. КамАЗ-Металлургия: Учебно-производственный цех //Вести КамАЗа. – 2004. –15 марта. С. 4

    14. Фахразов И. Загадочное слово «аутстаффинг»: О кадровой политике на «КамАЗе», временных рабочих //Вести КамАЗа. – 2004. – 13 августа. С. 5

    15. Хазиев И. На «КамАЗе» происходит первая смена поколений: Беседа с заместителем гендиректора ОАО «КамАЗ» по управлению персонала и организационному развитию //Лидер Татарстана. – 2004. - №12. С. 36-37

    16. Халимов М. Резервисты для автогиганта: О подготовке кадров для ОАО «КамАЗ». Материалы круглого стола //Лидер Татарстана. – 2004. - №12. С. 35-40

    1. Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 2008., 200с.

    2. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. - М., 2007., 650с.

    3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М: Инфра-М, 2006. 480 с.

    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

    5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.

    6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2004., 560с

    7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.

    8. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 180с.

    9. Друкер П.Ф. Эффективное управление: Пер.с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.

    10. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2007, 210с.

    11. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт развитых стран. - М., 2007, 430с.

    12. Журавлев П.В. Персонал: словарь понятий и определений. - М., 2006., 250с.

    13. Журавлев П. В. и др. Технология управления персоналом. - М.: «Экзамен», 2007. - 135 с.

    14. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 336 с.

    15. Калашникова Л., Бирюков Ю. Человеческий ресурс предприятия.// Служба кадров. - 2006. - №8. - С.12 -17;

    16. Козлов В.Д., Зайцева А.Н. Оптимизация использования человеческих ресурсов организации.// Справочник по управлению персоналом - 2006 - № 8 - С.80 - 92;

    17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М., 2007., 130с.

    18. Коргов А.А., Коргова М.А. Руководитель. Команда. Персонал. Основы управления и взаимодействия. - Пятигорск, 2006., 230с.

    19. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 2006 г. с. 160.

    20. Кричевский РЛ. Если Вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 2006.

    21. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. - М: ИНФРА, 2007, 320с.

    22. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 2005.? 520c.

    23. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М., 2007.

    24. Марра Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М., 2007., 450с.

    25. Николенко И.П. менеджмент человеческих ресурсов. - М., 2004, 160с.

    26. Управление - это наука и искусство: Файоль, Эмерсон, Тейлор. Фора. - М. Республика 2007, с. 224.

    27. Управление по результатам; Пер. с фин. / общ. ред. Я. А. Леймана. - М.: Прогресс, 2006 г.

    28. Управление человеческими ресурсами: Энциклопедия - Спб., 2006.

    29. Уткин Э.А. Курс менеджмента. М., 2007., 340с.

    30. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Экономика, 2007 с. 70.

    31. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 2008.

    32. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. - М., 2007.

    33. Пугачев В.П. Тесты. Деловые игры. Тренинги в управлении персоналом. - М., 2005., 140с.

    34. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2007. - 864с.

    35. РАГС. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. - М., 2007., 150с.

    36. РАГС. Управление персоналом государственной службы. - М., 2007.,210с.

    37. Современная Универсальная Российская Энциклопедия. Кирилл и Мефодий. - М., 2007.

    38. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб, Питер, 2006. - 224 с.

    39. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль IV. - М.: Дело, 2004, 350с.

    40. Тачи М., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. Из опыта американских корпораций. - М. Экономика, 2006 г.300с.

    41. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 2006., 340с.

    42. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, и др.; Под.ред. С.Д. Ильенской. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 327 с.

    43. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. - М., 2008., 320с.

    44. Черемных О. Как выжить и преуспеть в XXI веке: практическое руководство для российского бизнеса // Менеджмент сегодня, №4, 2007.

    45. Основы теории управления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2007. -560 с.

    46. Щекин Г. Профессия - менеджер по кадрам//Кадры и персонал. 2006, № 3, с.12-16.

    47. Ховард К., Кортков Э. Принципы менеджмента, - М.: Инфра - М, 2005. - 358 с.

    48. http://www.grebennikov.ru

    49. www.humanresources.about.com

    50. http://www.aksionbkg.ru

    51. www.hrzone.co.uk

    52. http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=show&id=18

    53. http://www.ovsem.com/user/effup/

    1. Агеев А.А. Проблемы и особенности мотивации персонала на современном этапе развития российской экономики // Новый университет. Серия: Экономика и право, 2012. - №5. - С. 37-39.

    2. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: Учебное пособие. - М: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 444 с.

    3. Бухалков, М.И. Управление персоналом / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 368 с.

    4. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потенциала работников современных предприятий. // Вестник СГСЭУ. - 2009. - №1 (25). - С. 29.

    5. Горнаков, Э.И. Управление персоналом / Э.И. Горнаков, Е.Н. Костюкевич, Е.В. Метельская. - М.: ИВЦ Минфина, 2011. - 560 с.

    6. Горохова Е. Мотивация персонала 2012: могут ли компании заинтересовать российских сотрудников чем-то, кроме денег? // brainity.ru.

    7. Дейнека А.В. Управление персоналом. М.: Дашков и К, 2010. - 291 с.

    8. Демин Ю.М. Аттестация персонала: [полный комплект документов для аттестации персонала организации любого типа с учетом новейших изменений в Трудовом кодексе РФ] / Ю.М. Демин. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008. - 170 с.

    9. Джинчарадзе Г.Р. Методические аспекты организации процедуры оценки персонала // Инженерный вестник Дона. 2012, Т. 20. №2. С. 340-345.

    10. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2010. - 1104 с.

    11. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: Дело, 2007. - 304 с.

    12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: [учебное пособие] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 512 с.

    13. Калимуллин Д.М., Саакян С.А. Управление персоналом в период организационных изменений // Основы экономики, управления и права №5 (5), 2013. - С. 83-85.

    14. Караваев В.А. Пути совершенствования системы управления персоналом // Корпоративный менеджмент, 2012. - №2. - С. 105-107.

    15. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007. - 584 с.

    16. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2012. - 448 с.

    17. Кибанов А.Я. Составляющие организационно-экономического механизма формирования системы управления персоналом организации // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - С. 1-17.

    18. Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы экономики, управления и права, 2012. - №4. - С. 80-83.

    19. Коблева А.Л. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом / А.Л. Коблева // Менеджмент в России и за рубежом. - №2. - 2010. - С. 102-106.

    20. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. Фундаментальный курс. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2005. - 1136 с.

    21. Ламбрев В.Г., Мясоедова Т.Г. Управление персоналом предприятия в рамках концепции устойчивого развития // Российское предпринимательство, 2009. - №9. - С. 83-87.

    22. Лихачев А.В. Управление персоналом: генезис и эволюция теоретических подходов // Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 3, 2013. - С. 227-236.

    23. Мартин, Г. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами / Г. Мартин, С. Хетрик; пер с англ. - М.: Группа ИДТ, 2008. - 336 с.

    24. Мацусита К. Принципы успеха / Коносуке Мацусита; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 126 с.

    25. Методы оценки работников и методы для исследования коллектива // Справочник кадровика. - №2. - 2012. - С. 141-143.

    26. Митрофанова Е.А., Софиенко А.В. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал. Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2012. - 80 с.

    27. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. - 648 с.

    28. Никифорова, Н.А. Краткий курс по управлению персоналом / Н.А. Никифорова. - М.: Окей-книга, 2011. - 128 с.

    29. Норберт Т. Тенденции и перспективы развития управления персоналом // Проблемы теории и практики управления, 2009. - №6. - С. 95-99.

    30. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2008. - 944 с.

    31. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами / Под ред. И. Гладких, В. Минина. - М.: Высшая школа менеджмента, 2010. - 440 с.

    32. Петрищев М.В. Конкуренция на рынке труда: политэкономический аспект // Журнал экономической теории. - 2010. - №4. - С. 42-44.

    33. Проскурякова Н. Как повысить эффективность управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. №5. - С. 131-134.

    34. Резник, С.Д. Управление персоналом [Электронный ресурс] / С.Д. Резник, И.А. Игошина, А.М. Кухарев. - М.: ИНФРА-М; Кодекс; Консалтинговая группа Термика, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

    35. Руденко Г.Г., Павлова В.В. Повышение эффективности трудовой деятельности персонала на основе его оценки (методический аспект) // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. №2. С. 42-50.

    36. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 462 с.

    37. Сорочайкин А.Н. Информационное общество и теория управления персоналом // Основы экономики, управления и права. 2012. №1 (1). С. 121-125.

    38. Сорочайкин А.Н., Цлаф В.М. К построению общей теории управления персоналом // Вестник СамГУ. 2012. №1 (92). - С. 98-107.

    39. Соснова Е.В., Сидоров Н.И. Интеллектуальный и человеческий капитал - главное конкурентное преимущество компании // Вестник ГУУ. - 2008. - №1. - С. 18-21.

    40. Тебекин, А.В. Управление персоналом. Конспект лекций / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2011. - 192 с.

    41. Ткач Е.Г. Мотивация как элемент работы с персоналом // Новый университет. Серия: Экономика и право, 2012. - №6. - С. 58-60.

    42. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. И перераб. М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

    43. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Шлендер П.Э и др.; под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - с. 188-198.

    44. Федорова, Н.Н. Организационная структура управления предприятием: учебное пособие / Н.Н. Федорова. - М.: Велби, 2009. - 256 с.

    45. Шекшня С. Эффективное управление персоналом современной организации // Управление персоналом, 2009. - №4. - С. 14-25.

    46. Щегорцов В., Щеребин В. Персонал предприятия: стратегия развития // Служба кадров, 2009. - №2. - С. 63-65.

    47. Экономические и социальные проблемы России. Управление персоналом: поиск, отбор, оценка эффективности: Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 116 с.