• Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности Национальный стандарт российской федерации

    Введение

    В настоящее время в России очень противоречивая и многоаспектная ситуации как морально-психологическая, социально – экономическая, так и духовная. Экономика нестабильна. Тенденции неблагополучия (в том числе социальной девиации) проявляется все сильнее. Численность людей с доходом ниже прожиточного минимума не уменьшается. Зато дифференциация населения по доходам обостряется. Все это требует того, чтобы государство и общественные объединения неправительственных организаций приняли должные меры. Во-первых, меры в сфере формирования системы обеспечения социальной безопасности и социальной защиты населения.

    Одна из наиболее значимых тенденций социальной политики сегодня – это становление системы социального обслуживания, а также обширное применение в работе с населением современных технологий и методов. В одних работах социальное обслуживание населения анализируется как очень результативная социальная технология, которая способствует результативной социальной поддержке граждан в обстановке непростой социальной экономической ситуации, нелицеприятно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в иных работах – как новейшая парадигма социальной работы, в третьих – как принципиально важный сектор социальной сферы.

    Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание уступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

    По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

    Социальное обслуживание понимается во всех странах мира по-разному, очень часто этот термин имеет различное содержание.

    В «Законе о социальном обслуживании» в Финляндии под социальным обслуживанием понимают множество социальных услуг, средствами поддерживающих существование, социальных пособий и связанных с ними действий, служат укреплению социальной обеспеченности и способствуют развитию сообщества, семьи, отдельного человека.

    Ситуация в российском социальном обслуживании показывает, что теоретическое обоснование содержания и сущности социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения находится под защитой.


    1. Система социального обслуживания

    Система социального обслуживание населения определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно: межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями, целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов социальных служб.

    Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения.

    В статье 1 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей – наиболее важны для общества.

    Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.

    Его цель – регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является одним из основных направлений усилий по социальной защите населения. «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет в этом законе.

    Социальное обслуживание охватывает всю совокупность социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на дому.

    Основные принципы социального обслуживания: совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав человека и гражданина.

    Закон предоставляет возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг, обеспеченных государством.

    Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание – это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.

    1.1 Понятие и принципы социального обслуживания

    Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.

    Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Социальное обслуживание государственными социальными службами предоставляется бесплатно (в объемах, определенных государством):

    o Несовершеннолетним детям, которые пребывают в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, конфликтов и жестокого обращения в семье, болезни, сиротства, безнадзорности, мало обеспеченности и т.д.

    o Гражданам, не способным к самообслуживанию по причине инвалидности, преклонного возраста, болезни, или если они не имеют родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – при условии, что среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации из-за безработицы, стихийных бедствий, катастроф;

    Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

    Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

    Право на социальное обслуживание имеют:

    · граждане РФ;

    · иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

    1.2 Принципы социального обслуживания

    Социальное обслуживание основывается на следующих принципах.

    Адресность , т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

    Доступность . Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

    ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”).

    О.с.о. в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети О.с.о. и в соответствии с правилами организации деятельности О.с.о., их структурных подразделений.

    В систему социального обслуживания входят:

    • - О.с.о., находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
    • - О.с.о., находящиеся в ведении субъекта РФ;
    • - негосударственные (коммерческие и некоммерческие) О.с.о., в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
    • - индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

    Государственные (муниципальные) О.с.о. создаются в форме учреждений. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ 83 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Все три типа учреждений - государственные или муниципальные и отличаются по степени финансовохозяйственной самостоятельности и независимости от государства.

    Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Решение о создании бюджетного или казенного учреждения принимается в порядке, установленном:

    • 1) Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
    • 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
    • 3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

    Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

    • 1) Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
    • 2) субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
    • 3) муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

    Решение о создании негосударственной организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

    Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

    Негосударственная организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

    Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

    Отдельные виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

    Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительным документом, гражданам и юридическим лицам за плату, а также вести иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

    Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы.

    Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

    Финансовое обеспечение деятельности О.с.о. субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

    Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

    Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

    Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.

    Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого).

    Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества.

    В государственных О.с.о. создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом О.с.о. в соответствии с законодательством РФ на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

    Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ).

    Н.Н. Стрельникова, Л.И. Кононова

    Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”; Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования”; Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. М., 2008; Управление в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2014.

    Социальное обслуживание осуществляется через систему со­циальных служб.

    Понятие «социальная служба» относится к основным поня­тиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осу­ществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и ор­ганы управления ими.

    Социальная служба как инструмент социальной работы ор­ганизует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь . Реализация деятельности осно­вывается на следующих подходах:

    · помощь должна носить реинтегрирующий характер;

    · при оказании помощи осуществляют индивидуальный под­ход к запросу клиента;

    · социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

    · получатель помощи должен проявлять деятельностную ак­тивность;

    · механизмы социальной помощи «включаются» тогда, ко­гда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, мо­ральные, договорные, законодательные).

    Система социальных служб включает государственную, му­ниципальную и негосударственную службы.

    К государственной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

    К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного са­мообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

    К негосударственной социальной службе относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и други­ми негосударственными организациями и частными лицами.

    В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддерж­ку на основе его запросов (см. табл.).

    Система помощи клиенту в системе социального обслуживания


    Государственные социальные службы ориентированы глав­ным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного ро­да услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития со­циального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), выделяются следующие:

    а) функция социальной помощи, которая включает:

    выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуж­дающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граж­дан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудо­способными членами), оказание материальной (финансовой, на­туральной) помощи и предоставление нуждающимся времен­ного жилья и т.п.;



    профилактика бедности: создание семьям условий для са­мостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

    надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (дос­тавка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

    содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

    организация временного вынужденного пребывания ре­бенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в дет­ское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

    б) функция консультирования, которая включает:

    консультирование специалистов (юристов, социологов, пе­дагогов, врачей, психологов и т.д.);

    участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

    подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

    родительский медико-психологический всеобуч;

    в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

    социальную медико-психологическую реабилитацию не­совершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзор­ных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения ро­дителей;

    медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их вос­питывающих;

    г) функция информации населения, изучения и прогнозиро­вания социальных нужд, в рамках которой выделяются три на­правления:

    предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

    распространение среди населения медико-психологичес­ких, педагогических и иных знаний;

    изучение специалистами по социальной работе, специаль­но созданными учреждениями, а также с помощью научных ор­ганизаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реа­лизация конкретных мер, направленных на их устранение;

    д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по пре­одолению последствий стихийных бедствий и социальных кон­фликтов. В этой связи предусматривается:

    участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

    формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных ра­ботников и т.д.

    Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального об­служивания населения в Российской Федерации» (1995 г.):

    · предоставление материальной помощи гражданам, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, а также специальных транс­портных средств, технических средств реабилитации инвали­дов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе и т.д.;

    · социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, ну­ждающимся в постоянном или временном нестационарном со­циальном обслуживании;

    · социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гра­жданам, частично или полностью утратившим способность к са­мообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрас­ту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведе­ние мероприятий медицинского, психологического, социально­го характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

    · предоставление временного приюта в специализирован­ных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказав­шимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

    · организация дневного пребывания в учреждениях соци­ального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в труд­ной жизненной ситуации;

    · консультативная помощь по вопросам социально-бытово­го и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой за­щиты;

    · реабилитационные услуги лицам с ограниченными воз­можностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуж­дающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

    Социальное обслуживание базируется на принципах : равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собствен­ные силы; адресности; приоритета содействия граждан, находящих­ся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиден­циальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

    Социальная служба формируется на основе законности, гу­манизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие прин­ципы, повсеместное следование которым делает эту систему це­лостной и последовательной:

    Принцип приоритета государственных начал в организа­ции социальной службы и гарантировании прав граждан на по­лучение социальных услуг и помощи в сложных жизненных си­туациях означает, что государство обеспечивает права личнос­ти, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

    Принцип опоры на общественное участие означает, что об­щественная составляющая − необходимое звено в работе соци­альных служб и управления ими. При этом в случаях, когда дея­тельность социальных служб требует социальной профессио­нальной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

    Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в мак­симальной степени доступна для непосредственного пользова­ния. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведом­ственных интересов и возможностей для комплексного реше­ния задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

    Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор ин­формации, получение по мотивированному запросу от государ­ственных и общественных органов сведений, которые необхо­димы для их функций и помощи клиентам.

    Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют ор­ганы социальной защиты населения. Они строят свою деятель­ность во взаимодействии с органами здравоохранения, народ­ного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоох­ранительными органами, государственными службами по де­лам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

    3. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

    Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

    Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

    Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организа­ции при наличии лицензии) создают специализированные учре­ждения социальной службы, ведущее место среди которых от­водится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социально­го обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и прак­тическую деятельность по оказанию различных видов социаль­ной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей струк­туре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и ин­валидов, социальной помощи на дому, службы срочной соци­альной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необхо­димости и имеющихся возможностей. Такие центры оказыва­ют комплексную социальную помощь разных видов: психоло­гическую, юридическую, реабилитационную, социально-педа­гогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

    В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

    Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

    Муниципальная социальная служба (органы местного само­
    управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

    Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

    Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

    Ø нормативных отчислений из бюджетов соответствующего
    уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

    Ø поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

    Ø средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

    Ø финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

    Ø дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

    Ø доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

    Ø благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

    Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

    Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

    Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

    ü слабая правовая база системы социального обслуживания;

    ü ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

    ü отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

    ü нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

    ü низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

    ü недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

    Учреждения социального обслуживания семьи и детей

    Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

    Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

    Установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

    Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

    Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

    Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

    Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах. В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

    Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

    Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

    Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

    аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

    планово-организационную : планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

    управленческую : обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

    информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

    Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

    Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

    Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

    Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

    В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

    Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

    Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

    Основными задачами Центра являются :

    ü выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

    ü определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

    ü поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    ü социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

    ü участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

    ü анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

    ü привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

    Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

    Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

    Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

    Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

    Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

    Учреждения социального обслуживания пенсионеров

    В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

    Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

    В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

    Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

    Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

    Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

    Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда :

    достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

    свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

    координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

    индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

    ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

    Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

    На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

    На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

    Не нуждающиеся в помощи;

    Частично утратившие трудоспособность;

    Нуждающиеся в обслуживании;

    Требующие постоянного ухода и т. д.

    Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

    Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

    Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

    Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

    ü дома-интернаты;

    ü отделения дневного и ночного пребывания;

    ü специальные дома для одиноких престарелых;

    ü больницы и отделения для хронических больных;

    ü стационары различного типа;

    ü территориальные центры социального обслуживания;

    ü отделения социальной помощи на дому;

    ü геронтологические центры и т.д.

    В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

    Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

    Ø обеспечение благоприятных условий для проживания и
    самообслуживания;

    Ø предоставление проживающим престарелым гражданам
    постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

    Ø создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

    Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

    Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

    Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

    На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

    Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

    Виды учреждений социального обслуживания

    Социальная служба, представляющая собой систему, состоит из специализированных учреждений, задача которых заключается в обслуживании соответствующих групп населения.

    Территориальные центры в этой системе занимают важное место и осуществляют свою деятельность в пределах различных административных единиц страны – область, город, микрорайон и др.

    Функции управления социальным обслуживанием осуществляются на подведомственных территориях органов социальной защиты. Подразделения социального обслуживания в структуре центров различны и могут включать отделения дневного пребывания престарелых граждан и инвалидов, помощь на дому, срочную социальную помощь и др.

    Социальная помощь центров комплексная – психологическая, юридическая, реабилитационная, медико-социальная и др. Такая территориальная служба может быть государственной, негосударственной, муниципальной, т.е. независимо от формы её собственности.

    Надо сказать, что сеть предприятий социального обслуживания развивается, появляются новые их виды, а это значит, что есть возможность охватить больший перечень социальных проблем различных слоев населения.

    Учреждения социального обслуживания финансируются из бюджета. Их финансовые средства формируют:

    • бюджетные отчисления соответствующего уровня в размере 2% расходной части бюджета;
    • выделение поступлений из фонда социальной поддержки части средств;
    • поступления из федерального бюджета для выполнения уставных задач;
    • за счет перераспределения средств между комитетами и отделами служб;
    • средства из областного и местного бюджетов для обеспечения целевых мероприятий;
    • благотворительные пожертвования, взносы предприятий, общественных организаций, поступления от благотворительных акций.

    Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей

    Поддержка и защита института семьи относится к важному аспекту социально-экономических процессов.

    Организация социальной помощи семье со стороны государства, муниципалитетов, общественных организаций выражается в том, что расширяются возможности семьи для решения жизненно-важных задач.

    Идет расширение и установление связей семьи с организациями и социальными институтами, обеспечивающих ресурсами и поддержкой.

    Оказывается эффективное и гуманное содействие семье, происходит развитие самопомощи на территориях субъектов.

    Функциональная общая схема выглядит как система взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

    Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня важно знать потребности населения в таких услугах, учитывая при этом тип семьи и её острые проблемы и отношение к такой службе.

    При этом опыт работы с семьей показывает, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться и детям и родителям.

    В отличие от районных, областные учреждения выполняют ещё научно-методические функции. Областной центр, например, зная ситуацию на месте, свои рекомендации может направить во властные структуры.

    Государственная служба этого вида социальной помощи имеет свои функции:

    • это, прежде всего, аналитическая функция, задача которой состоит в изучении проблем контингента семей, а также членов коллектива;
    • планово-организационная функция, связана с планированием и организацией социального обслуживания;
    • функция управленческая обеспечивает контакт с государственными органами по решению проблем клиента и добивается этого решения, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
    • информационная функция знакомит население с новыми решениями государства по социальной защите и сообщает о возможностях службы.

    Замечание 1

    Помощь семье в этих службах может иметь различные формы, например, телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи, неотложной помощи при острых психических состояниях и др.

    Помощь, оказываемая социальными учреждениями семье, может быть прямой и опосредованной.

    Первая непосредственно направляется на защиту прав и интересов клиента, второй вид помощи предоставляется через социальное окружение клиента – это семья, друзья, рабочий коллектив и др., а также через государственные организации и фонды.

    В структуре центра социального обслуживания семьи могут быть различные подразделения, включая отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской безнадзорности.

    Социальные услуги оказываются неполным, многодетным, малообеспеченным семьям. В зоне их внимания также находятся дети и подростки, оказавшиеся в трудных семейных условиях, дети-сироты, дети с физическими и психическими отклонениями, инвалиды.

    Деятельность учреждений социального обслуживания пенсионеров

    Замечание 2

    Конституция РФ гарантирует право гражданам на социальное, в том числе пенсионное обеспечение в старости.

    Пенсия представляет собой денежное пособие, которое граждане получают из общественных фондов потребления.

    Основанием для начисления пенсии является старость, потеря кормильца, потеря трудоспособности, выслуга лет.

    Выплаты по достижении пенсионного возраста производятся ежемесячно. Пожилые люди получают социальное обслуживание в соответствии с этическими международными принципами организации труда.

    Социальная работа с данной категорией граждан опирается на Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

    На основании закона в сферу социальных услуг входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также материальная помощь, социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.

    Отделения социальной защиты населения выявляют и ведут учет, осуществляют социальную поддержку, предлагают и обеспечивают платные услуги.

    Ряд других учреждений тоже выполняют функцию социальной защиты и помощи. К этим учреждениям относятся: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей хронически больных, различного типа стационары, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и др.

    Новым элементом в системе стационарных учреждений страны стали специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи.

    Специальный дом для пенсионеров выполняет следующие функции:

    • создает благоприятные условия для проживания и самообслуживания;
    • предоставляет постоянную социально-бытовую и медицинскую помощь;
    • создает необходимые условия с целью поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

    Замечание 3

    Как показывает опыт, организация специальных домов для пожилых супружеских пар и одиноких престарелых людей относится к перспективному решению проблем пожилых граждан.

    Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

    Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

    Учреждения социального обслуживания семьи;

    Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

    Отделения социальной помощи на дому;

    Службы срочной социальной помощи;

    Территориальные социальные центры.

    Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

    Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

    Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

    Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

    Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

    В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.


    В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

    В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

    Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

    Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

    На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

    Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.