• Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс рф статья 52

    1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

    Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

    Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

    2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

    4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

    5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

    Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

    6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

    Комментарии к ст. 52 ГК РФ


    Все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы действуют на основе законодательства, регулирующего деятельность соответствующего вида юридических лиц. В то же время в силу принципа диспозитивности, присущего регулированию гражданско-правовых отношений, многие вопросы, связанные с деятельностью юридических лиц, в законодательстве закреплены лишь в общем виде, а более детальное регулирование этих вопросов, особенно имеющих внутриорганизационный характер, отнесено на усмотрение самих юридических лиц в лице их органов, а также учредителей.

    Такое регулирование осуществляется посредством учредительных документов. В качестве учредительного документа юридического лица, в зависимости от его организационно-правовой формы рассматриваются устав либо учредительный договор. При этом, исходя из положений части 1 комментируемой статьи, возможно установление случаев, когда оба эти документа признаются учредительными. Так, данное требование распространяется на некоммерческие организации, а до 1 июня 2009 года такие требования предъявлялись и к составу учредительных документов общества с ограниченной ответственностью.

    Хотя за учредительным договором общества с ограниченной ответственностью более не признается статус учредительного документа, положения прежней редакции соответствующего федерального закона могут служить в качестве примера требований, предъявляемых к данному документу. Такой пример может быть применен и к товариществам (с учетом особенностей данной организационно-правовой формы), поскольку специальных законов, регулирующих деятельность товарищества, не существует.

    В учредительном договоре учредители общества (товарищества) обязуются создать общество (товарищество) и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества (товарищества), размер уставного капитала общества (складочного капитала товарищества) и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный (складочный) капитал общества (товарищества) при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества (товарищества) за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества (товарищества) прибыли, состав органов общества (товарищества) и порядок выхода участников из общества (товарищества).

    Устав хозяйственного общества должен содержать:

    Полное и сокращенное фирменное наименование общества;

    Сведения о месте нахождения общества;

    Сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

    Сведения о размере уставного капитала общества;

    Права и обязанности участников общества (акционеров акционерного общества);

    Сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

    Сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

    Сведения о порядке хранения документов общества и о порядке представления обществом информации участникам общества и другим лицам;

    Иные сведения, предусмотренные законодательством либо не противоречащие ему. Устав акционерного общества, кроме того, должен содержать сведения:

    О типе общества (открытое или закрытое);

    О количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых обществом;

    О правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

    О порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

    Сведения о филиалах и представительствах общества.

    Особенностью устава производственного кооператива является необходимость указывать в нем сведения о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию, о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.

    В уставе унитарного предприятия наряду с информацией, общей для всех юридических лиц, обязательно должны отражаться сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, а также перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов.

    В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

    В соответствии с частью 3 комментируемой статьи изменения, вносимые в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

    СТ 52 ГК РФ

    1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

    Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

    Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

    2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

    4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

    5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

    Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

    6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

    Комментарий к Ст. 52 Гражданского кодекса РФ

    1. Учредительным документом юридического лица по общему правилу признается его устав, который утверждается его учредителем (учредителями, участниками).

    1) хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 70, 83 ГК РФ);

    2) государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации (см., например, ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", ФЗ от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", ФЗ от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", ФЗ от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития", ФЗ от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (гл. 3 "Статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов") и др.).

    2. Комментируемая статья предусматривает для юридических лиц возможность осуществления своей деятельности на основании типового устава:

    1) в силу п. 2 юридические лица могут действовать на основании типового устава, который утверждается уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании такого типового устава, обязательно указываются:

    В решении об учреждении юридического лица;

    В Едином государственном реестре юридических лиц.

    Утвержденный уполномоченным государственным органом типовой устав не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Все эти сведения указываются в ЕГРЮЛ;

    2) согласно п. 3 в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава. Такой устав утверждается либо учредителем, либо уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

    Так, например, ч. 5.1 ст. 16.5 ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрено, что типовой устав жилищно-строительного кооператива, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в ч. 4 этой статьи, и соответствует условиям, установленным данной статьей, утверждается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 06.06.2012 N 558 "Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации").

    В п. 7 ст. 1244 ГК РФ закреплено, что типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ (см. Приказ Минкультуры России от 19.02.2008 N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами").

    На основании типового устава также могут осуществлять свою деятельность общества с ограниченной ответственностью. О требованиях, предъявляемых к типовому уставу таких обществ, см. ст. 12 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

    В качестве примера укажем еще на ряд документов:

    Приказ Росавтодора от 15.07.2015 N 624 "Об утверждении типового устава подведомственного Федеральному дорожному агентству федерального казенного учреждения, осуществляющего дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения";

    Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2012 N 420 "Об утверждении Типового устава федерального государственного казенного учреждения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации";

    Приказ Министра обороны РФ от 10.10.2011 N 1830 "Об утверждении Типового устава федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации".

    В силу п. 5 ст. 5 ФЗ от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" органы управления соединений и воинские части войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании единого типового устава, утверждаемого руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (см. Приказ Росгвардии от 25.07.2016 N 46 "Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации").

    4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать следующие обязательные сведения:

    О наименовании юридического лица;

    Об организационно-правовой форме юридического лица;

    О месте нахождения юридического лица;

    О порядке управления деятельностью юридического лица.

    Устав юридического лица также должен содержать другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

    В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. При этом предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

    5. Учредители (участники) юридического лица вправе разрабатывать и утверждать регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (например, положения и т.п.). Основным назначением таких документов является упорядочение деятельности организации. Здесь нужно учесть, что если организация разрабатывает и утверждает собственные локальные документы, то они должны соответствовать требованиям действующего законодательства и устава организации.

    6. Все изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (см. ст. 19 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    При этом юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

    7. Судебная практика:

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2016 N Ф05-432/2016 по делу N А41-83370/2014 (об отмене решений общих собраний участников общества, признании недействительным решения регистрирующего органа и восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав);

    Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2015 N Ф06-20633/2013 по делу N А57-17793/2013 (о признании недействительными решения о государственной регистрации внесений изменений в сведения о юридическом лице и действий по совершению записи в ЕГРЮЛ, признании недействительной записи и обязании внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ).

    Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за нарушение градостроительных норм при строительных работах (реконструкции, капремонте и т.п.) по договору, заключенному на торгах

    Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение (в т.ч. повторное) градостроительных норм при строительных работах (реконструкции, капремонте и т.п.) по договору, заключенному на торгах

    Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт без членства в СРО

    1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

    2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

    1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

    2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

    3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

    4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.3. По решению застройщика или технического заказчика этапы строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) копия разрешения на строительство;

    2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

    4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

    5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.2. В случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.

    5.3. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5 части 5 настоящей статьи, предоставляются застройщиком или техническим заказчиком в форме информационной модели.

    6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Новая редакция Ст. 52 ГК РФ

    1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

    Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

    Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

    2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

    4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

    5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

    Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

    6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

    Комментарий к Ст. 52 ГК РФ

    На основании только устава действуют, например, акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, общественная организация (объединение).

    На основании устава и учредительного договора действуют общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, ассоциация или союз.

    На основании только учредительного договора действуют полное товарищество, товарищество на вере.

    Без учредительных документов действует государственная корпорация, так как в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

    Учредительными документами для учреждений являются решения собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

    Для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций обязательно наличие устава, который является их основным учредительным документом. Однако учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

    Другой комментарий к Ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.

    В п. 1 комментируемой статьи указывается три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.

    Закон устанавливает, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК РФ) и товарищества на вере (ст. 83 ГК РФ); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК РФ); на основании устава - акционерные общества (ст. 98 ГК РФ), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), производственные и потребительские кооперативы (ст. ст. 108, 116 ГК РФ), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ), фонды (ст. 118 ГК РФ), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

    При создании акционерного общества учредители в соответствии со ст. 98 ГК заключают между собой договор о создании общества, который является не учредительным договором, а разновидностью договора о совместной деятельности (ст. 1041 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредители (участники) некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации вправе также заключить учредительный договор.

    2. В п. 2 комментируемой статьи содержатся требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

    В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ).

    Закон не запрещает включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством РФ, при условии, что они не противоречат ему.

    Согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.

    3. В учредительные документы юридического лица могут вноситься изменения в порядке, предусмотренном законодательством или самими этими документами. Как правило, указанные изменения вносятся высшим органом юридического лица (в отношении хозяйственных обществ) или его учредителями (в отношении учреждений). В некоторых случаях внести изменения в учредительные документы возможно только на основании решения суда (п. 2 ст. 72 ГК - в отношении полных товариществ, п. 1 ст. 119 ГК - в отношении фондов).

    • Вверх

    Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 52 ГК РФ

    Статья 52 ГК РФ. Учредительные документы юридических лиц (действующая редакция)

    1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

    Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

    Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

    2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

    3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

    4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

    5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

    Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

    6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

    • BB-код
    • Текст

    URL документа [скопировать ]

    Комментарий к ст. 52 ГК РФ

    Судебная практика по статье 52 ГК РФ:

    • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ16-79, Апелляционная коллегия, апелляция

      Представленные решения конференций Движения об избрании членов президиума (протоколы конференций от 6 апреля и 26 декабря 2013 г., 4 марта 2014 г. и 27 мая 2015 г.) не позволяют определить конкретный состав президиума Движения, чем нарушены пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ статья 18 Федерального закона № 82-ФЗ и пункт 5.6.6 Устава...

    • Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС16-14865, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

      Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 53, 52 , 63, 393 Гражданского кодекса, положения пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 4, 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами входящими в состав органов юридического лица», суд отказал в удовлетворении иска, придя к выводу о недоказанности необходимой совокупности условий для взыскания убытков...

    • Решение Верховного суда: Определение N 306-КГ15-1665, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

      При рассмотрении данного спора суды, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 48 и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о неправомерном доначислении обществу налогов, пеней и санкций по общей системе налогообложения...

    +Еще...