• Журнал руководитель автономного учреждения 1 январь. Управление автономным учреждением

    1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

    2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

    3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

    4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

    6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

    7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

    8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

    9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

    1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

    2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

    3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

    10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:

    1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;

    2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

    "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

    Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета, в противном случае их могут признать недействительными. Кроме того, если крупная сделка совершена с нарушением установленных требований, ответственность перед АУ несет его руководитель. Какую конкретно ответственность несет руководитель АУ в случае совершения крупной сделки с нарушением требований Закона об автономных учреждениях <1>?

    <1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

    В первую очередь напомним, какая сделка признается крупной. Согласно ст. 14 Закона об автономных учреждениях на предмет попадания сделки в разряд крупных надо рассматривать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно) или передачей такого имущества в пользование либо залог. Указанная сделка признается крупной в том случае, если ее цена или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным бухгалтерского учета учреждения на последнюю отчетную дату, если только уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

    Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения определены ст. 15 Закона об автономных учреждениях. В частности, п. 3 данной статьи установлено, что руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Таким образом, АУ вправе потребовать от руководителя полного возмещения убытков, причиненных учреждению в результате фактически незаконной продажи (передачи) имущества.

    Из чего складываются убытки?

    В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

    • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
    • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Причем, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем размер указанных доходов.

    Таким образом, убытки фактически складываются из:

    • понесенных расходов либо расходов, которые будут произведены;
    • утраты или повреждения имущества;
    • неполученных доходов (упущенной выгоды).

    Итак, с определением состава убытков трудностей не возникает, чего не скажешь о расчете величины (суммы) убытков.

    Как определить размер убытка?

    Для определения размера убытков можно воспользоваться Методикой, приведенной в Приложении к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225, но только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Так, в методике указано, что будущие расходы в сумму ущерба (убытков) не включаются. Эти расходы можно взыскать только в последующем, когда они будут фактически произведены. Однако данное требование противоречит положениям Гражданского кодекса, поэтому не применяется. Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Этими положениями руководствуются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС ПО от 13.02.2009 N А06-4165/2007, ФАС ЦО от 30.06.2008 N Ф10-2711/08(2)).

    Итак, к расходам АУ можно отнести те расходы, которые возникли или возникнут в результате и по причине выбытия из учреждения данного имущества. В методике обозначено, что при утрате имущества определяется стоимость утраченного имущества за вычетом износа. Опять же, данная формулировка вступает в противоречие с Гражданским кодексом. В нашем случае может быть применен п. 3 ст. 393 ГК РФ. Этим пунктом предусмотрено: при определении убытков должны учитываться цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Правда, законом, иными правовыми актами или договором может быть установлено иное. Кроме того, исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков с учетом цен, существующих в день вынесения решения. Другими словами, при утрате имущества реальный ущерб определяется исходя из рыночных цен, а не балансовой стоимости утраченного имущества с учетом износа. Подтверждение можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.05.2009 N А28-11679/2008-348/13).

    Что касается неполученных доходов (упущенной выгоды), то согласно методике к ним относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было выполнено.

    Ущерб (убытки) определяется исходя из характера последствий отчуждения или передачи имущества в результате крупной сделки. Незаконное совершение крупной сделки для АУ может обернуться таким последствием, как уменьшение количества оказываемых услуг. Тогда размер убытков можно определить исходя из суммы неполученной прибыли, увеличения условно-постоянных расходов в себестоимости услуг, расходов по уплате санкций. Также в убытки могут пойти и расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхование основного персонала учреждения, который не смог оказывать услуги вследствие незаконных действий руководителя.

    Уголовная ответственность руководителя АУ

    Руководитель АУ за совершение крупной сделки с нарушением норм действующего законодательства может быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается одним из следующих способов:

    • штрафом в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
    • обязательными работами на срок от 180 до 240 ч;
    • исправительными работами на срок от года до двух лет;
    • арестом на срок от трех до шести месяцев;
    • лишением свободы на срок до четырех лет.

    То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается одним из следующих способов:

    • штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового;
    • лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

    Учтите, согласно примечаниям 2, 3 к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное ст. 201 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. А если данные действия совершены в других организациях (в том числе в АУ), причинили вред интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

    Таким образом, заявление самого АУ не является необходимым для привлечения к уголовной ответственности его руководителя в случае совершения им крупной сделки с нарушением норм, установленных Законом об автономных учреждениях.

    Коротко о бухгалтерском учете и налогообложении

    В бухгалтерском учете поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации, в том числе АУ, являются прочими доходами на основании п. 7 ПБУ 9/99 <2>. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п. 10.2 ПБУ 9/99). Что касается момента признания, то указанные доходы согласно п. 16 ПБУ 9/99 отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (руководителем АУ).

    <2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

    Поступления активов, включаемых в состав прочих доходов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Поступления в возмещение причиненных организации убытков учитываются по кредиту указанного субсчета в корреспонденции с дебетом соответствующего счета учета расчетов. Поскольку руководитель АУ является сотрудником учреждения, для проведения расчетов с ним в рассматриваемой ситуации следует использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

    <3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

    В целях налогообложения прибыли доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба являются внереализационными доходами в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ. В случае применения метода начисления эти доходы включаются в состав налоговых доходов на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

    А.Б.Вифлеемский

    директор

    Нижегородского центра

    экономики образования

    Руководитель автономного учреждения назначается учредителем и действует без доверенности от имени автономного учреждения, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, представляет годовую бухгалтерскую отчетность для утверждения наблюдательным советом автономного учреждения, издает приказы и дает указания, которые должны обязательно исполняться всеми работниками автономного учреждения, а также представляет интересы автономного учреждения и совершает сделки от его имени.

    В разработанных Минфином России «Принципах реструктуризации бюджетного сектора», в соответствии с которыми осуществляются преобразования сети государственных и муниципальных учреждений в РФ, указано, что «для обеспечения возможности эффективного контроля за администрацией государственных (муниципальных) учреждений новой организационно-правовой формы необходимо утверждение типового контракта с руководителем такого учреждения. В контракты должны включаться конкретные индикаторы результативности деятельности учреждения, а также предусматриваться ответственность за превышение объемов принимаемых обязательств в части бюджетного финансирования над доведенными до учреждения лимитами бюджетных обязательств, за нарушение установленного порядка учета и отчетности и т.д. Нарушение условий контракта должно служить основанием для его досрочного расторжения (отстранения от должности руководителя учреждения)».

    На федеральном уровне формы типовых контрактов с руководителями автономных и бюджетных учреждений пока не утверждены. Однако субъект РФ или муниципальное образование вправе своим нормативным правовым актом утвердить форму трудового договора с руководителями автономных, бюджетных и казенных учреждений (пример типового договора с руководителем автономного учреждения приведен в приложении 5).

    В соответствии с трудовым законодательством РФ трудовой договор с руководителем автономного учреждения может быть заключен либо на неопределенный срок, либо на срок, не превышающий 5 лет.

    Учредитель автономного учреждения вправе снять с должности руководителя автономного учреждения в случае неудовлетворительной работы по основаниям, не противоречащим положениям Трудового кодекса РФ и положениям, зафиксированным в трудовом договоре между руководителем автономного учреждения и его учредителем. В частности, в форме типового трудового договора, приведенной в приложении 5, к таким основаниям относятся:

    О невыполнение государственного (муниципального) задания по вине руководителя автономного учреждения;

    О допущение руководителем автономного учреждения задержки более чем на три месяца выплаты работникам заработной платы, пособий, установленных законодательством и нормативными правовыми актами РФ (субъекта РФ, муниципалитета) и коллективным договором, а также образования задолженности автономного учреждения по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты более чем за три месяца;

    О неиспользование по целевому назначению закрепленного за автономным учреждением имущества или выделенных автономному учреждению бюджетных средств на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

    Законом № 83-ФЗ в п. 27 ст. 30 для бюджетных учреждений установлена норма, согласно которой руководитель бюджетного учреждения несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения . В заключенном с руководителем бюджетного учреждения трудовом контракте предусматривается условие о расторжении договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случае возникновения у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимое значение, определенное органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

    Аналогичное условие может быть предусмотрено трудовым договором с руководителем автономного учреждения по решению его учредителя. В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях руководитель автономного учреждения при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью обязан получить предварительное одобрение другого органа управления автономным учреждением - наблюдательного совета. В случае если крупная сделка или сделка с заинтересованностью совершена с нарушением данного требования, руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения таких сделок, причем независимо от того, были ли эти сделки признаны недействительными.

    Читайте в журнале

    • Изменения законодательства в отношении автономных учреждений.
    • Государственное (муниципальное) задание. Нормативные затраты на оказание услуг.
    • Контроль деятельности автономного учреждения.
    • Особенности распоряжения имуществом.
    • Организация приносящей доход деятельности.
    • Организация закупочной деятельности автономных учреждений.
    • Перспективы развития сети государственных и муниципальных учреждений.
    • Особенности управления автономным учреждением.
    • Планирование деятельности и оценка ее эффективности.
    • Практика применения механизма автономных учреждений в вопросах и ответах.
    • Практический опыт успешных руководителей автономных учреждений.

    Стоимость и способы подписки

    Из отзывов подписчиков

    «Нам очень нравится журнал «Руководитель автономного учреждения». Его тематика всегда актуальна, вопросы раскрываются четко и емко, с выделением самого главного. Материал излагается доступно. Для меня самыми интересными и полезными являются темы по оплате труда, построению взаимоотношений с работниками. Наш учредитель на всех совещаниях хвалит этот журнал и советует подписаться на него тем, кто этого еще не сделал.»

    Татьяна Сергеевна, АУ «Югорская шахматная академия»

    Подписка на издания Аюдар Инфо доступна несколькими способами:
    - на сайте издательства вы можете скачать счет на электронную версию изданий;
    - обратиться в отдел продаж издательства;
    - оформить подписку через почтовые каталоги или в альтернативном подписном агентстве вашего региона.
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: при оплате счета, скачанного с сайта, не забудьте указать ваш почтовый адрес, телефон и e-mail!

    Статья 8. Органы автономного учреждения

    1. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

    Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

    К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся:

    1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

    2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

    3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

    4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

    5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

    6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

    7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

    8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

    Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения

    1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

    2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

    3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

    4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения.

    5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

    6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

    7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

    8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

    9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

    1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

    2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

    3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

    10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

    11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

    12. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

    13. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.

    14. Наблюдательный совет автономного учреждения в любое время вправе переизбрать своего председателя.

    15. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

    16. В отсутствие председателя наблюдательного совета автономного учреждения его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

    Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения

    1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

    1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

    2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

    3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

    4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

    5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

    6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

    7) по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

    8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

    9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

    10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

    11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

    12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

    2. По вопросам, указанным в пунктах 1 - 5 и 8 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.

    3. По вопросу, указанному в пункте 6 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение, копия которого направляется учредителю автономного учреждения. По вопросу, указанному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

    4. Документы, представляемые в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются наблюдательным советом автономного учреждения. Копии указанных документов направляются учредителю автономного учреждения.

    5. По вопросам, указанным в пунктах 9, 10 и 12 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.

    7. Решения по вопросам, указанным в пунктах 9 и 12 части 1 настоящей статьи, принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

    8. Решение по вопросу, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, принимается наблюдательным советом автономного учреждения в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

    9. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

    10. По требованию наблюдательного совета автономного учреждения или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

    Статья 12. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

    1. Заседания наблюдательного совета автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    2. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, члена наблюдательного совета автономного учреждения или руководителя автономного учреждения.

    3. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения определяются уставом автономного учреждения.

    4. В заседании наблюдательного совета автономного учреждения вправе участвовать руководитель автономного учреждения. Иные приглашенные председателем наблюдательного совета автономного учреждения лица могут участвовать в заседании наблюдательного совета автономного учреждения, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

    5. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения является правомочным, если все члены наблюдательного совета автономного учреждения извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета автономного учреждения своего голоса другому лицу не допускается.

    6. Уставом автономного учреждения может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета автономного учреждения, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по вопросам, предусмотренным пунктами 9 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

    7. Каждый член наблюдательного совета автономного учреждения имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета автономного учреждения.

    8. Первое заседание наблюдательного совета автономного учреждения после его создания, а также первое заседание нового состава наблюдательного совета автономного учреждения созывается по требованию учредителя автономного учреждения. До избрания председателя наблюдательного совета автономного учреждения на таком заседании председательствует старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

    Статья 13. Руководитель автономного учреждения

    1. К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

    2. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

    Статья 14. Крупные сделки

    Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

    Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

    1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

    2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

    3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

    Статья 16. Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки

    1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в части 3 настоящей статьи, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители.

    2. Порядок, установленный настоящим Федеральным законом для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

    3. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

    1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

    2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

    3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

    4. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

    Статья 17. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения

    1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

    2. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

    3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

    4. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

    5. В случае, если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.