• Тсж юридическое лицо или нет. Все о ТСЖ по новому Жилищному кодексу РФ: что это такое, его плюсы и минусы, изменения в уставе

    Основными признаками юридического лица является обособленное имущество, которым субъект отвечает по своим обязательствам, а также способность приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Чем является?

    ТЖС — это юридическое лицо или нет? Товарищество собственников жилья является юридическим лицом , которое представляет собой некоммерческую организацию.

    Целью создания такого субъекта гражданского правоотношения является управление, пользование и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома согласно законодательству. При составлении устава товарищества в текст документа обязательно вносятся и сведения о цели создания ТСЖ.

    ВАЖНО! Товарищество может заниматься коммерческой деятельностью, но только если это отвечает его целям и задачам. Доход от нее не распределяется между участниками.

    Бизнес – это все-таки предпринимательская деятельность, организованная с целью получения прибыли. Он представляет собой так сказать общую характеристику коммерческой организации. Следовательно, ТСЖ не может быть бизнесом .

    Может ли быть ИП, ООО?

    Правоотношения индивидуального предпринимателя регулируются частью гражданского законодательства, регламентирующего вопросы юридического лица. Кроме того, ИП имеет признаки коммерческой организации. То есть его главной целью является получение прибыли.

    Общество с ограниченной ответственностью также представляет собой в первую очередь коммерческую организацию с уставным капиталом, который делится на доли между участниками. Учредители не отвечают по обязательствам юр. лица, но несут риск убытков в пределах долей.

    Как видно из вышеизложенного, ТСЖ не может быть ни ИП, ни ООО в первую очередь по причине создания – управление, пользования и распоряжение общим имуществом.

    Индивидуальный предприниматель – это все-таки физическое лицо, которое осуществляет коммерческую деятельность и несет ответственность за обязательства своим имуществом. Собственность индивидуального предпринимателя является собственностью физ. лица.

    В случае, если человек владеет жилым помещением в многоквартирном доме, где организовано ТСЖ, то он может быть в составе товарищества под своим именем.

    СПРАВКА! Любой договор или иное соглашение, заключенное с ИП, в первую очередь, подписывается с гражданином, а уже обязательства выполняются согласно характеру его деятельности.

    Допустимо ли не регистрировать?

    Может ли организация ТЖС быть юридическим лицом, если она без государственной регистрации? Организация ТСЖ без государственной регистрации в качестве юридического лица не имеет смысла. Для успешного управления жилым фондом необходимо заключать договора с различными организациями. А это невозможно без наличия всех необходимых атрибутов (Печать с наименованием, расчетный счет в банке и др.).

    Заключение

    ТСЖ – добровольное объединение собственников помещений в жилом многоквартирном доме или домах, которые находятся рядом и имеют общую коммуникацию. Такое товарищество могут организовать и владельцы частных домов. Обязательным условием также является близкое соседство или общий земельный участок.

    Целью такого образования является эффективное управление и пользование домом или домами с прилегающей территорией. Для этого может осуществляться коммерческая деятельность. Отличным примером послужит организация торговой площади в пределах границ дома. Средства от сдачи в наем помещений могут уйти на благоустройство, капитальный ремонт и др.

    Что такое ТСЖ, утверждено статьями ЖК РФ. Понятие товариществ возникло уже достаточно давно. Но, не все люди имеют представление, как функционирует товарищество, а главное для чего оно необходимо. Целью его формирования считается удовлетворение потребностей жильцов и возможность достойного содержание общего жилья. Только товарищества могут самостоятельно выбирать поставщиков услуг, что дает шанс сэкономить средства.

    Понятие

    ТСЖ – это способ управления домами с наличием квартир, где жильцы выступают собственниками. Нельзя создать товарищество, если жильё муниципальное. При передаче помещений во владение людям, власти снимают с себя ответственность за содержание домов.

    С этого момента владельцы квартир обязаны поддерживать дом в нормальном состоянии сами. Не исключено, что им придется вкладывать дополнительно собственные средства. После создания товарищества, предъявлять претензии управляющим предприятиям уже не представится возможным.

    Владельцы помещений вправе сами избрать форму управления общим имуществом:

    • делегирование полномочий управляющей организации;
    • формирование ТСЖ и назначение председателя.

    Под управлением понимается эксплуатация, ремонт и содержание жилья, а также предоставление коммунальных услуг. Организация обязательно должна иметь председателя, который выбирается на общем собрании.

    Расшифровка ТСЖ – товарищество собственников жилья. Данное предприятие носит некоммерческую форму.

    Цели создания

    Появление товарищества связано с преследованием определенных целей:

    • нормальное содержание;
    • обеспечение хорошего вида;
    • владение и использование;
    • получение прибыли для направления ее на общие цели для улучшения жилья.

    Участниками организации выступают владельцы квартир и входящих в его состав нежилых площадей. Именно они решают создать ТСЖ или переложить все заботы на управляющую организацию. Чтобы выбор пал на ТСЖ, необходимо собрать больше половины голосов от всех жильцов. Если меньшее количество владельцев помещений поддерживают данную идею, организация создана не будет.

    Преимущества

    В форме управления товарищества, как и в любой другой организации, есть свои плюсы и минусы.

    Основные достоинства:

    • Участники сообщества действуют в личных интересах, думают о формировании наилучших условий проживания.
    • Хорошая организация управления.
    • Возможность самостоятельно выбирать поставщиков, что может существенно снизить оплату коммуналки.
    • Деятельность организации довольно прозрачная, всегда можно увидеть расходы и доходы. Данная информация не скрывается от собственников жилья. Владельцы квартир в любое время могут ознакомиться с финансовой документацией. Собрание владельцев жилплощади самостоятельно принимает глобальные решения относительно выбора и оплаты.
    • Расчеты со снабжающими инстанциям ведутся напрямую, потому долги практически отсутствует.
    • Возможность заниматься некоторыми коммерческими видами деятельности, если это не противоречит уставу. Предположим, сантехник вправе исполнять работу по договорам с другими ТСЖ. Также товарищество может сдать в аренду, к примеру, подвал. Соответственно появляются доходы, которые можно направить на улучшение жилья.
    • Региональные власти охотно идут на уступки товариществам и поощряют их создание. Поэтому, товариществу проще добиться положительного результата в решении коммунальных вопросов.

    Минусы создания ТСЖ:

    • Установление дополнительных членских взносов. Не каждый человек горит желание платить лишнее, коммунальные услуги и так не дешевое удовольствие.
    • Нет помещений для размещения обслуживающего персонала. Обычно, председатель принимает людей у себя дома. Поэтому, иногда, используются заочные формы голосования, что увеличивает вероятность фальсификации.
    • Никто не застрахован от недобросовестности председателя правления. В то же время, выбирает его общее собрание.

    Возможность принимать самостоятельно решения может оказаться как плюсом, так и минусом. Не все люди готовы принимать участие в процессе. Если дом имеет старые коммуникации, содержание жилища может обойтись владельцам квартир слишком дорого.

    Полномочия товарищества

    Существует основные права и обязанности товарищества согласно статьям № 137, 138 ЖК.

    К правам относится:

    • Подписание договоров с различными обслуживающими инстанциями на усмотрение решения собрания.
    • Самостоятельное утверждение сметы по затратам и прибылям.
    • Определение размеров платежей согласно самостоятельным расчётам.
    • Менять, продавать и сдавать имущество, принадлежащее товариществу.
    • Возможность совершения пристроек.
    • Получать для использования и покупать землю, с целью возведения хозяйственных построек.
    • Возведение строений на выделенной территории.

    Кроме полномочий у товарищества есть некоторые обязательства:

    • Внесение денег в общие расходы.
    • Обеспечение нормального вида имущества.
    • Создание условий для исполнения обязанностей жильцов.
    • Использовать меры пресечения к действиям третьих лиц, направленных на препятствие прав владения и использования общим имуществом.
    • Представлять интересы собственников в выше стоящих инстанциях.
    • Ведение реестра участников.
    • Соблюдение условий действующих договоров.

    Товарищество формируется вследствие объединения владельцев помещений домов с большим количеством квартир. Предприятие необходимо для управления, содержания и эксплуатации общего имущества. Участником товарищества нельзя стать автоматически. С этой целью необходимо написать соответствующее заявление. На практике, любой из владельцев ТСЖ обязан оплачивать взносы, независимо является он членом или нет.

    Видео: Как уйти от управляющей компании и создать ТСЖ?

    Передача жилого фонда в собственность граждан поставила вопросы – а кто теперь будет отвечать за всё имущество в доме, с кого спросить за некачественное выполнение коммунальных услуг и кто будет делать ремонт в подъезде?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    ТСЖ, как юридическое лицо, имеет право:

    1. От своего имени заключать договоры с организациями, оказывающими услуги, которые поддерживают «жизнь» многоквартирного дома, как жилого комплекса: коммунальные, по ремонту, содержанию, управлению, другие услуги, необходимые собственникам помещений в этом доме.
    2. Составлять и утверждать смету на будущий период. В статьи расходов могут входить расходы на необходимый ремонт и содержание всего имущества в доме, проведение капитального ремонта или реконструкции, средства для резервного фонда, который формируется за счёт взносов от собственников, другие затраты, которые оговорены в уставе организации.
    3. Устанавливать для каждого собственника сумму обязательного годового взноса на нужды товарищества и дома. Размер таких взносов, как правило, зависит от доли конкретного собственника в общей долевой собственности. Эти платежи устанавливаются на год и утверждаются членами ТСЖ.
    4. Брать кредит в банке, как юридическое лицо, и использовать полученные средства для нужд дома и собственников.
    5. Заключать от своего имени договоры с физическими лицами, которые выполняют различные услуги в интересах собственников.
    6. Оплачивать эти услуги.
    7. Продавать или обменивать имущество, которое принадлежит на праве собственности ТСЖ.

    В обязанности ТСЖ входит:

    1. Обеспечение санитарного, гигиенического и технического состояния дома в соответствии с действующими положениями и нормами.
    2. Исполнение всех условий договоров, которые заключены с организациями и частными лицами, обеспечивающими содержание и ремонт дома.
    3. Представление интересов всех собственников, на случай установления их гражданских прав на общее имущество в доме.

    Законодательство

    Товариществу собственников жилья посвящен раздел 6 ЖК РФ.

    Примерно в 1993 году, сразу же после распада Советского Союза, стали образовываться первые товарищества. Возникла в законном регулировании их деятельности.

    Был разработан от 15. 06. 1996 года № 72-ФЗ. Этот закон утратил свою силу с 01. 03. 2005 года, когда был введён в силу действующий ЖК РФ.

    Функции ТСЖ

    Для того, что выполнять определённые функции перед гражданами, владеющими помещениями в многоквартирных домах на праве собственности.

    Основные

    К основным функциям ТСЖ относится:

    1. Контроль над деятельностью компаний, которые оказывают различный услуги собственникам жилья. То есть, контроль над коммунальными службами и предприятиями, оказывающими бытовые услуги (например, вывоз мусора или уборка снега).
    2. Решение вопросов, касающихся ремонта и эксплуатации дома, очистки и уборки придомовой территории, включая дорожки и детские площадки, зоны отдыха и пешеходные зоны.
    3. Обеспечение выполнения различных работ, согласно утверждённому на год плану.

    В многоквартирном доме

    Кроме основных функций, на ТСЖ есть функции ТСЖ в многоквартирном доме.

    • контроль над организациями и частными лицами, которые поддерживают чистоту и порядок в подъездах, на лестницах и приквартирных холлах;
    • предоставление различных услуг собственникам в их квартирах, а также выполнение этих услуг;
    • обеспечение санитарного и технического состояния общедомового имущества;
    • обеспечение собственников жилья паковочными местами и детскими площадками, если это говорено в уставе;
    • выполнение других функций, которые прописаны в и утверждены на общем собрании.

    Управляющего

    Органами управления в ТСЖ являются:

    • правление;
    • общее собрание;

    Когда не могут избрать председателя из числа собственников помещений в доме, то приглашают . Он работает по трудовому договору, работодателем по которому выступает ТСЖ. Функции председателя и управляющего несколько отличаются.

    Функции управляющего следующие:

    • обеспечивает нормальное функционирование все коммуникационных систем дома;
    • взаимодействует с администрацией муниципального образования, к которому относится данный жилой дом;
    • взаимодействует с подрядными организациями, которые выполняют различные работы в интересах собственников помещений в этом доме;
    • сотрудничает с населением;
    • сотрудничает с членами правления ТСЖ;
    • подготавливает бюджет и смету на следующий год;
    • взаимодействует с должниками по оплате взносов в ТСЖ;
    • осуществляет другие функции, которые могут быть прописаны в уставе ТСЖ.

    Правления

    Правление избирается из числа собственников жилья в данном доме.

    Оно выполняет следующие функции:

    1. Ежегодно отчитывается перед общим собранием о проделанной за год работе/
    2. Планирует работы на будущий год.
    3. Разрабатывает смету расходов на будущий год и выносит её на обсуждение, с обязательной постатейной расшифровкой.
    4. Контролирует соблюдение товариществом всех действующих норм и законов.
    5. Ведет контроль над тем, чтобы члены ТСЖ вовремя вносили необходимые взносы, и чтобы не возникали долгосрочные долги.
    6. Осуществляет управление домом или заключение договора на управление им.
    7. Ведет наём работников и организаций для уборки дома и околодомовых территорий.
    8. Выполняет другие функции, которые возложены на правление уставом ТСЖ.

    Требования к председателю

    Председателя правления ТСЖ избирают из собственников жилых помещений этого дома. Это основное условие, которое необходимо соблюдать при подборе кандидата на эту должность.

    Согласно , он избирается на срок, который прописан в уставе. Он действует от имени товарищества без оформления дополнительных доверенностей.

    Требования к председателю правления прописаны в уставе товарищества.

    Это могут быть:

    • наличие высшего экономического или юридического образования;
    • опыт хозяйственной или административной работы от 3-ёх лет;
    • наличие собственного автотранспорта.

    К психологическим требованиям к будущему председателю можно отнести:

    • коммуникабельность;
    • стрессоустойчивость;
    • умение добиваться своего законным путём;
    • уверенность в себе;
    • умение противостоять «напору» как членов ТСЖ, так и сторонних организаций;
    • крепкое здоровье и активный образ жизни.

    Прежде чем назначать кого-то на должность председателя, его необходимо ознакомить с его должностной инструкцией. В этом документе прописаны все основные обязанности человека, который будет занимать эту должность.

    Также с председателем подписывается трудовой договор и ему выплачивается заработная плата, если это предусмотрено в уставе ТСЖ.

    Ответственность

    • Определение понятия ТСЖ
    • Органы управления ТСЖ
    • ТСЖ и ТСН
    • Отличие ТСЖ от ТСН
    • Нужна ли перерегистрация ТСЖ в ТСН?
    • Вложения

    Управление товариществом собственников жилья является одним из трех способов управления многоквартирным домом ().

    Способ управления выбирает общее собрание собственников помещений и может изменить его в любое время на основании своего решения (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

    Определение понятия ТСЖ

    Товарищество собственников жилья - вид товариществ собственников недвижимости , представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (статьей 135 ЖК РФ).

    Органы управления ТСЖ

    • Общее собрание членов товарищества собственников жилья – высший орган управления ТСЖ ();
    • Правление товарищества собственников жилья – руководство деятельностью ТСЖ ();
    • Председатель правления ТСЖ - обеспечение выполнения решений правления ТСЖ ().

    ТСЖ и ТСН

    ТСЖ является некоммерческой организацией и признается видом товариществ собственников недвижимости (ТСН).

    Понятие "товарищество собственников недвижимости" появилось с 01.09.2014 как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

    Отличие ТСЖ от ТСН

    Если ТСЖ - объединение собственников помещений в многоквартирном доме, то ТСН - это добровольное объединение собственников недвижимого имущества, в частности помещений в здании (в том числе в МКД) или в нескольких зданиях, жилых и дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.

    Таким образом, ТСН, по сравнению с ТСЖ, - более широкое понятие, при том, что цели создания и ТСЖ и ТСН аналогичны (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ).

    Появление понятия ТСН не отменяет ТСЖ

    С введением с 01.09.2014 главы 5 параграфа 6 ГК РФ , законодатель не отменил понятия "товарищество собственников жилья".

    Создание и деятельность ТСЖ, правовое положение его участников по-прежнему регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства о ТСН.

    • Определение понятия "товарищество собственников недвижимости"
    • ТСН и ТСЖ, СНТ, ДНТ, ОНТ
    • Признаки ТСН
    • Отличие ТСН от ТСЖ

    В рубрике "ТСЖ, ЖСК, управляющие организации. Деятельность. Управление домом " рекомендуем публикации на темы:

    • Обязанности управляющей компании, ТСЖ. Нарушение обязательств, причинение ущерба
    • Содержание и ремонт общего имущества
    • Жалоба на управляющую компанию
    • Общее собрание собственников помещений дома, общее собрание ТСЖ. Обжалование
    • Смена способа управления жилым домом
    • Общее имущество собственников. Владение, пользование, распоряжение

    Вложения:


    ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
    ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ТОВАРИЩЕСТВ
    СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

    В связи с поступлением многочисленных обращений по вопросам, связанным с регистрацией товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), а также с приведением учредительных документов и наименований юридических лиц в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации созданных ранее ТСЖ направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанному вопросу и прошу довести ее до органов государственного жилищного надзора, а также иных заинтересованных лиц.

    Заместитель Министра -
    Главный государственный
    жилищный инспектор
    Российской Федерации
    А.В.ЧИБИС

    Приложение
    к письму заместителя Министра
    строительства и жилищно-коммунального
    хозяйства Российской Федерации
    от _____________ N ______

    ИНФОРМАЦИЯ
    ПО ВОПРОСУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

    Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), вступившим в силу с 1 сентября 2014 г. (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН).

    Таким образом, с 1 сентября 2014 г. товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) в соответствии с Законом N 99-ФЗ является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме ТСН.

    Таким образом, даже с учетом принятия Закона N 99-ФЗ, создание и осуществление деятельности ТСЖ в настоящее время должно, по мнению Минстроя России, регулироваться, прежде всего, в соответствии с нормами ЖК РФ.

    Кроме того, Минстрой России просит обратить внимание, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 99-ФЗ, не установлено требование об осуществлении перерегистрации ТСЖ в ТСН (часть 10 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

    В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования ТСЖ, созданных до дня вступления в силу указанного закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких ТСЖ. Изменение наименования ТСЖ в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких ТСЖ до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

    На основании вышеизложенного и во избежание возникновения дополнительного социального напряжения среди граждан в вопросах управления многоквартирными домами Минстрой России считает необходимым обратить внимание органов государственного жилищного надзора на недопустимость направления в адрес ТСЖ требований, уведомлений или иного рода документов о необходимости осуществления перерегистрации ТСЖ, а также о внесении изменений в учредительные документы ТСЖ в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.

    МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
    ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и сообщает следующее.

    Отношения по управлению многоквартирными домами регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (пункт 9 части 1 статьи 4 ЖК РФ), частью 2 статьи 161 которого в качестве одного из способов управления многоквартирным домом предусматривается управление товариществом собственников жилья.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях" внесены изменения в пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса , в соответствии с которыми юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
    Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

    Учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости, указание в наименовании товарищества собственников жилья на вид его организационно-правовой формы в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 Российской Федерации). Данная позиция отражена в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752.

    На основании вышеизложенного Минстрой России сообщает, что при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании товарищества собственников жилья, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, для представления в регистрирующий орган, необходимо указывать "ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "(наименование)".

    Вместе с тем, частью 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах.

    Учитывая вышеизложенное, Минстрой России сообщает, что владельцем специального счета не может быть товарищество собственников недвижимости.

    Заместитель директора Департамента
    жилищно-коммунального хозяйства
    Е.П.СОЛНЦЕВА

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

    Ранее в ФНС России поступило обращение, которое направлено на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по области.

    Письмом УФНС России по области разъяснено, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность создания товарищества собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости. При этом исходя из положений пункта 1 статьи 54 , пунктов 1 и 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование товарищества собственников жилья должно включать слова "товарищество собственников недвижимости" и может содержать указание на вид недвижимого имущества - "товарищество собственников недвижимости (жилья)". Правовых оснований для государственной регистрации товариществ собственников жилья как самостоятельной организационно-правовой формы не имеется.

    Данная позиция УФНС России по области соответствует позиции, изложенной в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. N СА-17-14/33.

    Вместе с тем необходимо отметить, что Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях" (вступил в силу с 23 мая 2015 г.) в пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

    Учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), указание в наименовании товарищества собственников жилья его организационно-правовой формы - товарищества собственников недвижимости - в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид - товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ).

    Действительный
    государственный советник
    Российской Федерации
    2 класса
    С.А.АРАКЕЛОВ

    ЧТО ТАКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

    Товарищества собственников жилья (ТСЖ) вошли в нашу жизнь более 17 лет назад – когда 15 июня 1996 г. был принят Федеральный Закон «О товариществах собственников жилья» (в настоящий момент он утратил силу). В 2004 году эта форма управления была закреплена уже в Жилищном кодексе РФ.

    С тех пор у ТСЖ появились как сторонники, так и противники. Первые считают их наиболее эффективной формой управления общим имуществом в многоквартирном доме, вторые – ловушкой для жильцов и очередным способом выманивания у них денежных средств. Так что же такое ТСЖ, в чем его суть и зачем оно нужно?

    Что такое ТСЖ и зачем оно нужно

    пн, 09/01/2012 - 01:04 | управдом

    Моя квартира – моя крепость. Этот известный афоризм стал принципом, по которому зачастую строятся отношения собственника квартиры с окружающим его квартиру домом. Отгородившись от окружающих стальными дверями, мы нередко отгораживаемся стеной безразличия от всего, что происходит в наших подъездах, лифтах, домах, дворах. Шагнув за пределы своей квартиры (с любовью своими руками отремонтированной и обставленной), мы попадаем в другой мир – загаженный и не отремонтированный подъезд, исписанный, с прожженными кнопками лифт, неухоженный двор.

    Нередко последствия бесхозяйственности приходят в наши квартиры в виде протекающих крыш, негреющих батарей, промерзающих стен, текущих труб и т.д. За много лет под крылом государственных ЖЭКов и ДЭЗов мы привыкли, что есть люди, которые за нас должны думать о проблемах дома, пусть очень плохо, но поддерживать его в не совсем аварийном состоянии. Привыкли мы и к тому, что нас не спрашивают и перед нами не отчитываются за то, что делают с нашим домом.

    С принятием Жилищного кодекса РФ к собственникам постепенно приходит осознание того, что вместе с квартирой в доме они приобретают и обязательства по содержанию и ремонту так называемого общего имущества. А после очередного повышения тарифов все больше собственников задаются вопросами – за что я плачу? почему я не вижу результатов деятельности? куда идут мои деньги?

    Действующее жилищное законодательство сегодня дает собственникам возможность реально влиять на происходящее в жилищно-коммунальном хозяйстве. И наиболее эффективным способом является ТСЖ (товарищество собственников жилья).

    ТСЖ не единственно возможный способ управления, и, конечно, оно не может быть универсальным рецептом «коммунального счастья». Но многие насущные вопросы содержания и ремонта многоквартирного дома позволяет наиболее эффективно решать именно товарищество.

    Какие преимущества может дать создание Товарищества собственников жилья?

    1. Прежде всего, товарищество – это наиболее эффективный способ объединения собственников в целях обеспечения наилучших содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества. Известная пословица – один в поле не воин, как нельзя лучше характеризует возможности отельных собственников влиять на управление и содержание многоквартирного дома.

    Товарищество помогает объединить усилия по подержанию и улучшению состояния своего дома. При этом собственники с активной позицией, имеющие возможности и желание, могут выдвинуть свою кандидатуру для избрания в члены правления, ревизионной комиссии и своим участием помогать качественному обслуживанию дома, контролировать его. Те же собственники, которые не имеют возможности постоянно вникать в дела дома, также получают возможность участвовать в управлении, участвуя в ежегодных собраниях, получая отчеты о деятельности, подавая свои предложения.

    Не секрет, что как коммерческие управляющие компании, так и коррумпированные – то есть ставящие свой личный интерес наживы выше государственного и социально ориентированного интереса – чиновники заинтересованы препятствовать созданию и успешной деятельности товариществ собственников жилья. Они всячески препятствуют их деятельности – потому что боятся появления силы (в лице правления и ревизионной комиссии), которая начнет реально бороться за права жильцов, требовать качественной работы и отчетности. Они боятся, что при некачественном обслуживании правление ТСЖ расторгнет договор, выгнав нерадивую компанию (более всего на эту роль подходит ДЕЗ). Сделать это при отсутствии ТСЖ гораздо сложнее: это может общее собрание собственников помещений, организация и проведение которого отнимет много сил и средств. Теперь законодатели «надумали», что делать это может некий «совет дома». Но совет – не юридическое лицо. И ДЕЗ или иная управляющая компания никогда не допустит его к реальному контролю своих доходов и расходов по данному дому.

    2. Товарищество дает собственникам возможность определять, на что и в каких суммах будут израсходованы средства, собираемые на содержание и ремонт общего имущества. Товарищество обязано проводить ежегодные собрания, устанавливать размер платежей по квартплате, принимать смету доходов и расходов или финансово-хозяйственный план, производить отчет о проделанной работе и по расходованию всех финансовых средств. При этом каждый собственник вправе вносить в правление свои предложения по необходимым работам.

    3. Товарищество позволяет собственникам осуществлять контроль за расходованием средств. Он реализуется посредством периодических отчетов правлением и перед собственниками. Ежегодно избранная собственниками ревизионная комиссия проверяет деятельность ТСЖ и представляет акт ревизии общему собранию.

    4. Товарищество дает возможность поддерживать надлежащее техническое состояние дома, а также накапливать средства на те или иные работы.

    Товарищество собственников является некоммерческой организацией, цель которой – обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества. В отличие от коммерческих организаций товарищество не имеет целью извлечение прибыли . Следовательно, все собираемые средства расходуются им на нужды содержания и ремонта. Для управляющей компании целью является получение прибыли . Следовательно, при отсутствии жесткого контроля со стороны собственников у нее неизбежно возникает «соблазн» получить больше прибыли не за счет качества и объема услуг, а за счет экономии на расходах . Для товарищества принцип «чем меньше потратили на обслуживание дома, тем больше прибыли» - неприменим.

    В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ. И не сразу, но появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома.

    5. Развитие энергосберегающих технологий. Товарищество как никто иной заинтересовано добиваться максимальной экономии коммунальных ресурсов. Для этого у ТСЖ используют возможность внедрять передовые технологии.

    И это далеко не все преимущества, которые нам может дать объединение собственников.

    Три мифа о ТСЖ

    Миф 1: При вступлении в ТСЖ придется больше платить

    Это неверно, поскольку тарифы на снабжение ресурсами устанавливаются постановлениями правительства Москвы и не могут быть изменены ТСЖ. Что касается размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он также устанавливается правительством Москвы. Правда, по закону он может быть изменен решением общего собрания собственников – но… В Москве все еще действует система выделения жилищных субсидий, а для их получения необходимо соблюдать требование применения тарифов, установленных централизованно.

    Миф 2: ТСЖ может без ведома жильцов распоряжаться общим имуществом и брать кредиты

    И это тоже заблуждение: важнейшие вопросы решаются на общих собраниях собственников жилья, которые принимают непосредственное участие в судьбе дома. Все платежи аккумулируются на расчетном счете ТСЖ и по уставу могут расходоваться исключительно на содержание дома. К тому же, каждый участник товарищества имеет право получать полную информацию о расходовании средств ТСЖ, в том числе и полученных по кредиту.

    Миф 3 (к сожалению): Если создать ТСЖ, государство в первую очередь сделает капремонт

    Так должно было быть. Одновременно с программой города по созданию ТСЖ государство заявило цель этой программы: «Ответственному собственнику – отремонтированный дом». Что из этого вышло («хотели как лучше, а получилось как всегда») – см. ниже.

    Опыт работы сотен ТСЖ на практике доказал эффективность данного способа управления многоквартирными домами. В условиях формирующегося рынка ЖКХ именно ТСЖ наилучшим образом защищает права и интересы собственников в отношениях с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. А все, что стоит на страже интересов жителей, всегда будет относиться к разряду «перспективных».

    Самостоятельно организовав товарищество, «взяв власть в свои руки», «став хозяевами своей судьбы», собственники квартир начинают пристальнее следить за проведением работ, не оставлять без внимания факты брака. Да и в целом, как показывает практика, начинают относиться к своему имуществу бережнее, чем прежде. Поэтому и ремонтные работы в домах с ТСЖ, как правило, проводятся на более высоком уровне.

    Один из наиболее эффективных способов реализации и защиты прав жителей многоквартирных домов - самоорганизация, самоуправление. В недавнем прошлом основной формой самоорганизации жителей были домовые комитеты, включавшие как собственников, так и не-собственников жилья. Сегодня государство делает ставку в первую очередь на собственников жилья, считая их наиболее сознательной и ответственной частью населения. В 2007 году разбогатевший при Лужкове город выделил на капремонты миллиарды рублей . Но при этом он открыто признал, что не в состоянии гарантировать, что они не будут разворованы, дойдут до конкретных домов . Государство открыто заявило, что бессильно без помощи самих граждан, без их контроля довести уровень жилищно-коммунального хозяйства до соответствия современным стандартам.

    Но эта ситуация имела и оборотную, более жесткую сторону. Много лет мы слышим о реформе ЖКХ. Но пока, помимо регулярного повышения квартплаты, она не затрагивала нас никак. С 2007 года город начал постепенно уходить из жилищно-коммунальной сферы, оставляя жильцов с ней один на один . Он начал перекладывать на нас ответственность за решение проблем в этой сфере. Отныне на каждого собственника жилья легла материальная ответственность не только за личную собственность - квартиру, но и за общественную собственность - а в многоквартирном доме это стены, батареи, лифты, лестницы, коммуникации, крыша и т.д. Кроме того, на нас самих оказалась переложена обязанность контроля за качеством и количеством коммунальных услуг , получаемых нами от тех или иных технико-эксплуатационных организаций.

    Тогда же возникла идея «размонополизировать» прежних монополистов управления в сфере ЖКХ - ДЕЗы. Почуяв миллиарды, выделенные на капремонты, ДЕЗы начали теснить коммерческие управляющие компании , агрессивно нацеленные на рынок, обладающие более современной материальной базой. Из ДЕЗов в эти компании «побежали» сотрудники. При этом заговорили об акционировании и самих ДЕЗов. В мае 2008 года ДЕЗы поделили на ГУ ИСы – организации, через которые в районы должны приходить и распределяться бюджетные деньги, и собственно ДЕЗы, нацеленные на получение коммерческой прибыли (другое дело, что в действительности ДЕЗы и ГУ ИСы так и остались тесно слитыми – в целях наиболее «непрозрачного» распределения и расходования субсидий).

    Государство не сняло с себя полностью административный контроль за результатами деятельности управляющих организаций в ЖКХ. Но непосредственный, повседневный контроль рублем оно переложило на нас самих. Не захотим контролировать - нам же будет хуже: качество услуг будет ухудшаться, а стоимость их будет беспредельно расти .

    Таким образом, город понадеялся на сознательность жителей. И - в соответствии со своими стратегическими установками в сфере ЖКХ, согласно ст. 161 Жилищного кодекса, обязал всех собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из трех способов управления домом :

    а) непосредственно собственниками помещений,

    б) товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом,

    в) управляющей компанией.

    Наибольшую эффективность с точки зрения защиты интересов самих жильцов доказала такая форма самоорганизации граждан, как некоммерческая организация Товарищество собственников жилья :

    Для управления многоквартирным домом (или несколькими домами – с экономической точки зрения это более выгодно) и контроля за таким управлением,

    Для контроля за объемом и качеством предоставляемых населению коммунальных услуг,

    Для влияния на стоимость таких услуг,

    Для ведения дополнительной хозяйственной деятельности в целях

    увеличения средств, направляемых на содержание и благоустройство жилого многоквартирного дома, и следовательно, в конечном итоге

    уменьшения ложащихся на плечи жильцов расходов по его содержанию, а, значит,

    снижения квартплаты,

    Возможности ТСЖ, до сих пор недооценены населением. Причин этого несколько:

    1. Настороженность граждан, отождествляющих ТСЖ в целом с созданными компаниями-застройщиками (выступающими в этом случае как частные управляющие компании) в новостройках ООО «ТСЖ», сопряженными с необоснованным завышением квартплаты.
    2. Недостаточная информированность о преимуществах этой формы самоуправления и положительных примерах деятельности ТСЖ.
    3. Непонимание экономической выгоды создания ТСЖ.
    4. Привычка доверяться монополистам «советских» коммунальных предприятий - ДЕЗам, не заинтересованным в контроле за качеством и количеством оказываемых ими услуг.
    5. Неразвитость гражданско-правовых механизмов функционирования ТСЖ, противоречивость законодательной сферы в этой области.

    А в домах, где жители уже организовали ТСЖ, результаты их деятельности видны невооруженным глазом:

    а)повышается уровень благоустройства, улучшается психологический климат – люди начинают ощущать себя хозяевами не только в своей квартире, но во всем доме;

    б) ТСЖ как официальная организация имеет дополнительные возможностиэффективно бороться с проявлениями вандализма;

    в) ТСЖ заинтересованы разбираться с должниками;

    г) у ТСЖ есть возможность самому выбрать, каким образом в доме будет реализовываться комплекс коммунальных услуг: оно может

    - делегировать эту деятельность по своему выбору той или иной управляющей компании (включая и ДЕЗ);

    - самостоятельно организовать свой «мини-ДЕЗ» - эксплуатационную службу и нанять управляющего-домоуправа;

    д) ТСЖ - это возможность для жильцов работать в своем доме: пригодятся «свои» штатные юрист, экономист, инженер, столяр, электрик, маляры, уборщики, консьержи и т.д.

    е) ТСЖ - наиболее эффективный орган контроля за бюджетом дома .

    При наличии в доме ТСЖ высшим органом управления домом является общее собрание членов товарищества . Оно может быть созвано по инициативе любого члена товарищества или правления товарищества. Общее собрание считается правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений (или их полномочные представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Форма проведения собрания может быть как очной, так и заочной, то есть письменной (информация, опрос, голосование). И в том, и в другом случае правомочны решения, принимаемые количеством голосов больше 50% от общего числа. Решения общего собрания большинством голосов являются обязательными для всех членов товарищества – собственников как жилых, так и нежилых помещений.

    К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

    Внесение изменений в устав товарищества;

    Принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

    Избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

    Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

    Образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

    Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

    Утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (в случае если хозяйственная деятельность ТСЖ содержит коммерческую составляющую, подразумевающую составление сметы доходов и расходов и отчет по такой смете; если же коммерческая составляющая отсутствует, имеет место финансово-хозяйственный план, формируемый в рамках планово-нормативной ставки оплаты коммунальных услуг; т.е. деятельность ТСЖ фактически уподобляется бюджетной организации, получающей бюджетные средства и отчитывающейся за них – в таком случае финансово-хозяйственный план утверждается правлением и предоставляется общему собранию для ознакомления);

    Рассмотрение обоснованности жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

    Принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

    Определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

    Принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.

    Членство в ТСЖ устанавливается на основании заявления о приеме в ТСЖ. Собственник помещения в доме, где образовано ТСЖ, вправе не вступать в ТСЖ, однако в таком случае он обязан подписать с ТСЖ договор об обслуживании - поскольку именно ТСЖрешает вопрос о коммунальном обслуживании дома в целом. В случае если он не подписывает такой договор, действует так называемая «оферта»: обязанность оплачивать коммунальные платежи никто не отменял. Аналогичный договор об обслуживании должны подписывать с ТСЖ и проживающие по договору социального найма. Решения общего собрания ТСЖ, как управляющего органа многоквартирного дома – если они не противоречат законодательству – являются обязательными для всех собственников, нанимателей и арендаторов данного дома .

    Также все пользователи нежилых помещений в доме подписывают договор о содержании и ремонте общего имущества .

    Вся деятельность ТСЖ, как и любой общественной организации, регулируется Уставом , проект которого предоставляется общему собранию ТСЖ и, после внесения в него уточнений, принимается большинством голосов в очной или заочной форме. Устав должен учитывать все возможные интересы и сферы деятельности ТСЖ.

    Текущую деятельность товарищества осуществляет правление , которое избирается общим собранием сроком на 2 года. Уставом может быть предусмотрен порядок введения в правление новых членов, замена членов правления. Правление вправе самостоятельно принимать решения по всем текущим вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции общего собрания.

    К функциям правления относятся:

    Соблюдение товариществом законодательства и требований устава;

    Контроль за своевременным внесением установленных обязательных платежей и дополнительных взносов, если решение о них принято общим собранием;

    Составление смет доходов и расходов на год либо финансово-хозяйственного плана и отчетов о финансовой деятельности товарищества (последний предоставляется общему собранию для утверждения);

    Финансовое планирование (в случае наличия свободных средств);

    Самоуправление домом – обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества;

    Наем работников для обслуживания дома и увольнение их;

    Делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность;

    Созыв и проведение общих собраний для решения вопросов, находящихся в его компетенции.

    Заключение договоров на обслуживание и ремонт общего имущества с соблюдением прав и законных интересов всех собственников в доме.

    Товарищество заинтересовано в заключении договоров с инженерно-эксплуатационными организациями, составленными с учетом реальных интересов жильцов . Жители домов, не управляемых ТСЖ (или ЖСК), автоматически обязаны соблюдать стереотипный договор, предлагаемый компаниями, ряд пунктов которого чреват дополнительными поборами.

    Свои обязанности члены правления могут выполнять за вознаграждение.

    Руководство правлением осуществляет председатель . Он избирается членами правления из их состава на срок до 2 лет. В случаях, не требующих, согласно уставу, обязательного одобрения правлением или общим собранием, председатель действует от имени ТСЖ без доверенности.

    Для осуществления контроля за деятельностью ТСЖ общее собрание избирает ревизионную комиссию на срок не более 2 лет. Ревизионная комиссия ежегодно проводит ревизию финансовой деятельности товарищества и представляет общему собранию заключения о ней. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание не имеет права утвердить финансовый отчет, годовой баланс и общий размер обязательных взносов и платежей.

    Вся финансовая деятельность правления ТСЖ является прозрачной для его членов.

    Во избежание банкротства ТСЖ в уставе четко оговариваются условия, запрещающие председателю или правлению действия, могущие повлечь за собой его финансовый крах.

    ТСЖ может быть реорганизовано посредством объединения товариществ или реорганизации в иную организационно-правовую форму (в жилищный или жилищно-строительный кооператив).

    ТСЖ может быть ликвидировано по решению общего собрания, а также по решению суда – в случае допущенных грубых нарушений, если они неустранимы.

    Таковы некоторые основные положения о Товариществах собственников жилья.

    ………….

    У премьер-министра горбачевских времен Виктора Черномырдина было изречение, получившее широкое распространение: «Хотели как лучше - получилось, как всегда». Новейшая история ТСЖ - подтверждение того, как можно «слоновьими методами» дискредитировать замечательную идею. Как-то раз первому заму мэра, руководителю Комплекса городского хозяйства Бирюкову задали вопрос: «Неужели теперь москвичей будут добровольно-принудительно загонять в ТСЖ?» Он ответил: «Разумеется, нет. Мы просто будет активно приглашать жителей участвовать в программе “Ответственным собственникам – отремонтированный дом”. Задача органов власти всех уровней - работать с жителями по созданию ТСЖ, чтобы к концу 2008 года мы смогли передать отремонтированное жилье собственникам. Создавать ТСЖ надо значительно быстрее того темпа, что мы предлагаем для ремонта ». Вот так последняя фраза перечеркнула предыдущие: по принципу «пятилетку - в четыре года!» возник очередной «аврал». Вообще-то, капитальные ремонты в Москве планировалось провести до 2014 года. Однако, вместо того, чтобы развернуть планомерную широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по поводу пользы ТСЖ - а именно об этом говорилось в майском Постановлении, - муниципальные управы, получив это Постановление, с осени развернули кампанию по немедленной , фактически насильственной организации городом ТСЖ . На те муниципальные дома, где неприватизированные квартиры составляли 53% – то есть где город имел «контрольный пакет», без извещения жильцов, без их согласия, без подробной информации, явочным порядком были поданы документы на организацию в них ТСЖ - на основании того, что, по Жилищному кодексу, ТСЖ создается большинством голосов общего собрания жильцов, которое можно проводить в заочной форме. Поскольку город имел в таких домах большинство квартир - следовательно, у него было и большинство голосов. Вот он и решил сам с собой. Только в одном Бибирево были оформлены документы на 26 ТСЖ.

    Но одновременно «сверху» была спущена установка, что если жители срочно соберут инициативную группу человек из трех-пяти и назовут ее «правление» (безо всяких выборов), тогда дальше власть должна перейти к ним - вместе со всей ответственностью. Если же они не воспользуются данной возможностью, город имеет право назначить в такой дом председателя - из числа сотрудников ДЕЗа-ГУИСа. И тогда все (!) собственники в этом доме обязаны будут исполнять решения такого «виртуального» правления и председателя, который будет действовать, естественно, не в интересах жильцов этого дома, а в интересах представляемой им организации (и своих собственных?), тем самым вольно или невольно способствуя растворению в воздухе львиной доли выделяемых на дом средств… Безответственность и провокационность такого подхода к созданию ТСЖ очевидна. Ведь часто дома, где собственников меньше 50% - с психологической точки зрения наиболее проблемные.

    В каких-то домах народ был более готов к ответственности, в каких-то вообще не готов. Так возникли ТСЖ «от жителей», организованные при поддержке города и с его участием, и ТСЖ «без жителей» (впоследствии их обозвали «липовыми»). Но относительно этих, вторых, поначалу власти рассчитывали, что и в них «проснутся» инициативные жители и возьмут власть в свои руки. И в некоторых ТСЖ так и произошло. Остальные – действительно, «липовые» - частично были ликвидированы, частично судьба их до сих пор «покрыта мраком».

    К сожалению, до сих пор среди большинства жителей царит «пост-перестроечное» ощущение – что против их воли их никуда загнать не могут. И «совковое» ощущение – что город и дальше будет их опекать. И что привычные ДЕЗы лучше всего нового. А то, что их кровные деньги тратятся бесконтрольно - до них не доходит.

    Когда государство объявляет, что имеет законные права действовать определенным образом в интересах граждан, а чиновники, воплощающие это государство, намеренно искажают то, на что рассчитывает в своих действиях государство, гражданам только и остается самоорганизовываться, чтобы отстаивать свои права. Парадокс же заключается в том, что в момент массового создания ТСЖ цель государства в сфере ЖКХ совпала с интересами граждан. Но большинство граждан этого не поняли .

    К счастью, и в Москве, и во всей стране существует положительный опыт создания ТСЖ. Их организаторы готовы дать совет, прийти на помощь. Существуют ассоциации ТСЖ . Существуют и квартальные ТСЖ - ведь очевидно, что экономически более выгодны ТСЖ из нескольких домов. Так и политически выгодны объединения нескольких ТСЖ - у них больше возможностей отстаивать свои интересы на всех уровнях власти.

    Нынешняя ситуация уникальна . По сути, это вторая и последняя приватизация . Сегодня государство, как всегда противоречиво, но, тем не менее, настойчиво пытается дать нам шанс, памятуя обо всех уроках прошлой приватизации, воспользоваться плодами этой.


    В соответствии с законодательством, как некоммерческая организация ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность, но при этом не имеет права делить прибыль от нее между членами ТСЖ, а обязано расходовать ее целево - направлять на достижение целей, ради которых оно создано, то есть на повышение благоустройства дома и снижение затрат по его содержанию.

    За 1 голос в данном случае считается не 1 человек, а 1 доля в общей площади дома (то есть 1 кв.м). Каждый собственник обладает количеством голосов соответственно % от общей площади дома, занимаемому принадлежащим ему помещением.

    Соответственно, город как собственник и член товарищества отвечает за выполнение решений общего собрания нанимателями муниципальных квартир. Одновременно он является гарантом учитывания их прав при решениях общего собрания, а также правления.