• На какие группы делятся профессии. Классификация профессий

    Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

    1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда – физического и умственного, или исполнительского и творческого. Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

    Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

    2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

    – высшего образования – инженер, врач, учитель;

    – высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования – оператор, бухгалтер;

    – массовые профессии, требующие квалификации – агент, продавец;

    – профессии, не требующие квалификации – подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

    3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

    4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

    5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

    Типы профессий:

    А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.

    Б) Предмет труда – животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

    В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т. д.



    Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

    Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч-Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

    Классы профессий. Внутри типы профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

    А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

    Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

    В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

    Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.



    Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

    Отделы профессий . Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

    А) С использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т. д.;

    Б) С использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

    В) С использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

    Г) С использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.;

    Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

    А) Труд в обычных бытовых условиях, например: бухгалтер, учитель и т. д.;

    Б) Труд на открытом воздухе, например: строители, работники сельского хозяйства и т. д.;

    В) Труд в необычных условиях, например: водолазы, шахтеры и т. д.;

    Г) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т. д.

    3. Практическая часть. Педагог предлагает объединиться в 5 групп, каждая из которых является командой специалистов, представляющих один из типов профессий.

    «Техникам» необходимо создать макет здания, которое можно построить в «Зубренке», свой проект необходимо представить.

    Группа «Человек-человек» представляет собой рекламное агентство, которому необходимо оригинально презентовать продукт, которым является вешалка.

    Группа «Человек-образ» должна пантомимой что-либо изобразить. Все остальные участники отгадывают, что это может быть. Задания педагог придумывает самостоятельно .

    Группе «Человек-знак» предлагается несколько головоломок, которые необходимо разгадать.

    К предложенным словам необходимо подобрать анаграммы. Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, адрес – среда и др.

    Набор слов, к которым нужно подобрать анаграммы: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответ: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

    Группе «Человек-природа» необходимо придумать ландшафтный объект, который можно разместить на территории «Зубренка».

    Затем группы презентуют результаты своей работы. По окончании презентации педагог предлагает учащимся определить качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии. Сначала называют участники, затем ребята из других групп, потом педагог дополняет их варианты.

    Техника: точность, творчество, интерес к технике, техническое мышление, аккуратность, высокая дисциплина. Обязательно обсудите, почему именно эти качества присущи данному типу.

    Человек: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

    Знак: способность сосредотачиваться, усидчивость и др.

    Образ: хороший вкус, творческое воображение, богатая фантазия, наличие специальных способностей.

    Природа: любовь к природе, энтузиазм, наблюдательность, склонность к ведению записей.

    3. Задание для отряда: по итогу занятия отряд оформляет максимально полную характеристику выбранного типа профессии. Материал сдается куратору смены на следующий день.

    4. Рефлексия .

    При выполнении какого задания вы чувствовали себя максимально уверенно?

    Педагог предлагает воспитанникам ответит на следующие вопросы:

    узнали ли вы что-то новое о профессиях?

    Задумались ли вы о качествах, которые необходимо в себе развивать?

    Что вы ожидаете от смены?

    ! Педагогу предлагается самому разработать рефлексивные упражнения для каждого последующего занятия, используя методические рекомендации, которые приведены ниже.

    Для чего мы используем рефлексию?

    Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

    Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

    Деление профессий

    В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

    Все профессии делятся по различным признакам.

    По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

    • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
    • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
    • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

    Деление по средствам труда

    По средствам труда делятся профессии на:

    • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
    • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
    • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
    • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

    Деление по условиям труда

    По условиям труда профессии делятся по типу работ:

    • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
    • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
    • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
    • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

    Классификация профессий

    Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

    Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

    • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
    • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
    • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
    • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

    Гностические специальности

    Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

    Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

    Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

    Примеры профессий

    В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

    Преобразующие специальности

    Изыскательные профессии

    Гностические профессии

    Семеновод, дрессировщик, селекционер

    Садовод, доярка, ветеринар

    Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

    Литейщик, часовщик, автослесарь

    Крановщик, тракторист, водитель

    Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

    Пластический хирург, психиатр, психолог

    Массажист, продавец, терапевт

    Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

    Переводчик, раскройщик, шифровальщик

    Программист, лингвист, математик

    Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

    Флорист, художник, писатель

    Живописец по фарфору, модельер, скульптор

    Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

    Гностический класс призван:

    • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
    • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
    • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

    Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

    Где встречается гностический тип

    Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

    Преобразующие профессии

    Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

    Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

    Изыскательные работы

    Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

    Отличительные черты гностических профессий

    Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

    Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

    Разнообразие гностических специальностей

    Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

    Требования к сотрудникам

    Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

    Примеры

    Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

    Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

    Пересечение классов и целей

    Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

    Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

    Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

      "человек - живая природа",

      "человек - техника",

      "человек - человек",

      "человек - знаковая система",

      "человек - художественный образ".

    Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

    Тип профессии по предмету труда.

    Гностические (распознать, определить).

    Преобразующие (обработать, обслужить).

    Изыскательские (изобрести, придумать).

    Человек - природа.

    Ветеринар.

    Биоинженер.

    Человек - техника.

    Наладчик станков с ЧПУ.

    Водитель, слесарь.

    Изобретатель, Инженер.

    Человек - знаковая система.

    Графолог.

    Архивариус, библиотекарь.

    Программист.

    Человек -художественный образ.

    Литературный критик.

    Художник, дизайнер.

    Человек - человек .

    Психолог.

    Учитель, врач.

    Режиссёр.

    Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

    • Климов е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

    Психологические типы профессий /По е.А. Климову/

    Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

    Базовая классификация профессий

    Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

    Предмет труда

    П рирода

    Т ехника

    Ч еловек

    З нак

    Х удо- жественный образ

    Условия труда

    Б ытовые

    На О ткрытом воздухе...

    Н еобычные

    C повышенной М оральной ответст- венностью

    Средства труда

    Р учные

    М ашины

    А втоматизи- рованные

    Ф ункци- ональные

    Цели труда

    Г ностичес- кие

    П реобразую- щие

    И зыскатель- ские

    Как гласит детская пословица: "Все профессии нужны, все профессии важны". Безусловно, это правда. Сложно представить жизнь современного человека без работы в какой-либо профессии. Даже вроде бы самая бесполезная работа вносит огромный вклад в жизнь каждого из нас. Какая есть классификация профессий?

    Общее понятие

    Классификация - это осмысленное разделение тех или иных вещей на группы и виды по определенным признакам. Понятия "профессия" и "классификация профессий" тесно связаны между собой. Профессия - это род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, а также умений и навыков, приобретенных в результате обучения и практических занятий. В зависимости от рода деятельности профессии поддаются группировке. Также большую роль в разделении имеет классификация профессий по предмету труда. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в данной статье.

    Виды классификации рабочих профессий

    Мир профессий разнообразен, в нем присутствует более семи тысяч наименований. В 1957 году была принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. Это - вид разделения профессий на группы. Сам процесс разделения на группы может проходить разным путем, в зависимости от признака, взятого за основу. Это может быть классификация:

    • По первой букве названия вида деятельности (в алфавитном порядке например).
    • По характеру или физическому).
    • По отрасли хозяйства (промышленность, наука, строительство, животноводство и растениеводство, лесное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение, управление, торговля и так далее).
    • По признаку материального производства (например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство, строительство и так далее. Нет материального производства у здравоохранения, науки, торговли, средств массовой информации и т. д.).
    • По уровню и характеру требуемой квалификации: высококвалифицированные (финансовый аудитор, химик, брокер, инженер и прочие); квалифицированные (страховой работник, кадровики, администратор, оценщик, технолог и другие); малоквалифицированные (почтальон, работник магазина и так далее); неквалифицированные (дворник, уличный торговец, уборщик, курьер и другие).

    Во всем есть свои недостатки

    Каждая вышеуказанная классификация профессий имеет свои недостатки.

    Первый вариант неудобен тем, что сфер деятельности очень много (около семи тысяч), и каждую распределить в алфавитном порядке будет сложно, и в итоге получится неимоверно огромный список.

    Недостаток второго способа заключается в том, что при перечислении автоматически стираются границы умственного и физического труда.

    Третий способ имеет два недостатка:

    1. Есть профессии, которые относятся к нескольким отраслям хозяйства (например, слесарь. Сфера деятельности распространена в нескольких отраслях народного хозяйства).

    2. Неточность, так как некоторые виды деятельности проникают в другие сферы (например, школьная медсестра, сотрудник отрасли здравоохранения, но при этом работает в научной сфере деятельности).

    С четвертым способом также можно поспорить. К производству имеет отношение каждая профессия, только в одном случае это материальные вещи (например, сфера промышленности, строительства), а в другом случае это неосязаемые ценности (например, наука, средства массовой информации). Вне зависимости от того, можно ли "пощупать" то, что производится, каждая сфера деятельности важна для человечества.

    В пятом случае также есть свои нюансы. Нередко встречается такая ситуация, когда человек - на все руки мастер, и действительно качественно делает свою работу, но его не могут принять в штат, потому что нет "корочки" об образовании. В то же время приходит дипломированный специалист, который на деле ничего не умеет.

    Разделение профессий по трудовым условиям

    Также существует классификация профессий по условиям труда. Она включает в себя всего четыре вида:

    1. Микроклимат бытового типа. Это та профессия, работники которой трудятся в помещениях в привычных условиях (либо офисная работа). Например, программист, бухгалтер, врач, учитель и другие.
    2. Работа на открытом воздухе. Основную часть времени работник проводит на свежем воздухе, а не в помещении. Например, торговый представитель, почтальон, дворник, лесник и прочие.
    3. Небольшие замкнутые пространства, кабины. Основное время у работника проходит в маленьком помещении. Например, водитель, консьерж, оператор и так далее.
    4. Необычные условия труда. Под необычными условиями труда подразумевается подземная работа, работа в водных условиях либо на большой высоте. Например, шахтер, промышленный альпинист, горный спасатель, водолаз и другие.

    В любом случае, в зависимости от того, как нужно сделать классификацию видов профессий, выбирается любой вышеперечисленный способ. Но об этом по порядку.

    Какими они бывают? Помимо вышеперечисленных вариантов классификаций профессий есть еще способ психологического разделения на группы. Разделение видов деятельности на группы по психологическому принципу предназначено для профориентационной работы. Такой вид распределения важен для теории психологии труда, а также для понимания роли психологических факторов в том или ином виде труда.

    Психологический анализ трудовой деятельности в любой профессии является неотъемлемой частью и первичным этапом работы в области психологии труда. Анализ выступает в роли основы, на которой строится любое дальнейшее исследование.

    Многообразие профессий ставит перед психологией труда задачу классификации профессий, выявление общих черт и различий между профессиями и видами деятельности. Психологическое изучение определенных видов трудовой деятельности называется описанием профессий (профессиографией), а полученный результат - профессиограммой. В профессиограмму входит целый ряд характеристик, касающихся видов труда: технические и экономические, социальные, психологические, а также гигиенические условия труда. На полученный результат влияет совокупность особенностей личности и психических процессов, которые активизируются при определенном виде труда.

    Понятие профессионально важных признаков

    Профессионально важные качества представляют собой отдельные черты характера и личности человека, психические и физические качества, соответствующие требованиям к личности, занимающей ту или иную должность в профессии.

    К важным признакам профессионала относится пять пунктов:

    1. Отношение к профессии, труду, интересы, касающиеся данной области деятельности.
    2. Моральный образ человека как части коллектива.
    3. Дееспособность, касающаяся определенной должности (гибкость ума, находчивость, умение саморазвиваться - интеллектуальной сферы деятельности; физиологическая развитость, выносливость - для физического труда).
    4. Единичные, частные, специальные способности, если таковые необходимы для требуемой должности или профессии в целом.

    5. Знания, умения, навыки и опыт работы в аналогичной должности.

    Новый вид классификации профессий

    Александрович, академик, специалист по психологии труда, профессор психологических наук, сделал массу открытий в сфере психологии и не оставил без внимания психологию труда. В 1970 году он запатентовал свою классификацию профессий по предмету труда, которой пользуются и по сей день. Его субъектно-деятельностная концепция профессионального труда является обширной и захватывает практически все профессии, разделяя их на определенные группы. Как утверждает сам Климов, каждый человек способен найти ту профессию, в которой ему будет комфортно, а трудовая деятельность будет приносить удовольствие. С концепцией Климова можно составить примерную формулу желаемой профессии, а также определить работу своей мечты.

    Распределение профессий Климова

    Правильное составление и дальнейшее пользование профессиограммами предполагает определенные знания в использовании классификации. Наиболее распространенной для профориентации является классификация профессий по Климову. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов.

    «Человек - Природа»

    К этому типу относятся люди, чья трудовая деятельность связана с животным и растительным миром, а также микроорганизмами и условиями их существования. Работнику этой профессии мир видится со стороны биологического развития, нововведений и утрат в этой области. Представители профессий данного типа умеют создавать и корректировать условия жизни и развития живых организмов, при этом применяя разнообразные технические средства. Если брать во внимание сельское хозяйство, то не все глубинки оснащены необходимой техникой, поэтому физический труд в этой сфере тоже имеет место. А также не стоит недооценивать интеллектуальный аспект данной классификации профессий. Поскольку условия труда являются нестандартными, часто приходится замечать самые малозаметные, но очень важные изменения у живых организмов. Требования к работнику этой структуры также нестандартны: от особенных навыков (например, рисования, чтобы можно было зафиксировать то, что видно под микроскопом) до управления техникой. Что касается профессиональных качеств, то работник должен любить природу, обладать настойчивостью в достижениях целей, творческим мышлением и терпением. К профессиям сферы «Человек - Природа» относятся: ветеринар, агроном, биолог, пчеловод и многие другие.

    «Человек—Техника»

    К этому типу относятся виды деятельности, связанные с ремонтом и обслуживанием технических устройств и их эксплуатацией, а также создание, монтаж и сборка, проектирование и конструирование устройств и технических систем, отдельных частей механизма. Наблюдательность, острый слух и зрение относятся к основным профессиональным качествам работника данной сферы. Также для успешной работы необходимы точные и высокие знания в технической сфере. К профессиям типа «Человек—Техника» относятся слесарь, ремонтник, водитель, техник и прочие.

    «Человек - Знаковая система»

    Объектом труда данного типа классификации являются знаки - цифры, формулы, устная и письменная речь, рисунки, чертежи, карты и так далее. Основой рабочей деятельности является интеллектуальный труд, с помощью которого происходит создание всевозможных систем знаков. Профессиональными качествами работника данного типа профессии являются усидчивость, внимательность, умение длительно сосредоточиться, любовь к одиночной работе. К профессиям типа «Человек - Знаковая система» относятся программист, системный администратор, бухгалтер, стенографист, радист, чертежник, закройщик, редактор и прочие.

    «Человек — Художественный образ»

    Объектами труда работников данной сферы являются художественные образы, формируемые в литературе, изобразительном искусстве, музыке и актерском мастерстве. Цели данной профессии - создание красоты, привнесение гармонии в окружающий мир, сохранение культурного наследия человечества и создание эстетики. Профессионал в этой сфере должен обладать несомненным врожденным талантом, любовью к красоте и искусству, художественным вкусом и богатым воображением. К профессиям типа «Человек — Художественный образ» относятся актер, фотограф, художник, журналист и даже ювелир.

    «Человек — Человек»

    Работники этого типа профессии трудятся непосредственно с людьми. Основной задачей является взаимодействие с людьми или обслуживание других людей. Определенные типы профессий связаны между собой сутью работы, хотя сама трудовая деятельность абсолютно разная. Целью работы этой классификации профессий может стать лечение, обучение, управление, информирование и т. д. Профессиональные качества, которыми должен обладать работник - это коммуникабельность и культура общения, понимание настроя человека и его потребности, развитая познавательная деятельность, дружелюбие, умение слушать и стрессоустойчивость. К профессиям типа «Человек — Человек» относятся учитель, милиционер, врач, продавец, работник в сфере оказания услуг, страховой агент и многие другие.

    К выбору будущей профессии следует относиться крайне серьезно. Без любви к работе пропадет любовь к жизни. При выборе типа профессии по классификации можно понять, что именно нужно вам.

    В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

    В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

    1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

    2. Человек - техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

    3. Человек - человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

    4. Человек - знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

    5. Человек - художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

    Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

    1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание) .

    Примеры:

    В типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

    4. Конвенциальный тип .

    Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

    5. Предприимчивый тип .

    Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

    6. Артистический тип .

    В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.