• Методические указания к курсу. Основы культуры речи

    Кругу явлений действительности, которые речью отображаются (с этой точки зрения нарушением точности было бы, например, обозначение деревянной табу- ретки лексемой «кресло» и т.п.). Предметная точность представляет собой чрез- вычайно важную коммуникативную характеристику речи (поскольку от нее за- висит эффективность акта передачи информации), являясь вместе с тем и харак- теристикой эстетической (для художественного текста). Понятийная точность задается связью «речь - мышление» и выражается в соответствии семантики речевых единиц содержанию и объему выражаемых ими понятий (характерный пример нарушения понятийной точности - неправильное использование тер- минологии в научной речи). Следует отметить, что точность как коммуникативная характеристика по- разному описывает различные сферы языковой деятельности (это же касается категории «логичность», о чем речь пойдет ниже). Так, особый смысл она при- обретает по отношению к художественной речи, поскольку здесь критерий точ- ности осложняется множеством экстралингвистических факторов (эстетические установки, иносказательная манера как имманентное свойство художественного текста и др.), вследствие чего применительно к художественной речи следует говорить о двух аспектах точности - аспекте общей речевой культуры (не должна быть нарушена предметная и понятийная точность) и аспекте художест- венности (точность образная). По своим основным параметрам точности речи близко другое коммуника- тивное качество - логичность, характеризующее уже не соотношение речевой семантики с внеречевой и внеязыковой информацией, а структуру самой рече- вой семантики с точки зрения основных законов мышления. Так же, как и в от- ношении точности, выделяют предметную и понятийную логичность; первая состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи свя- зям и отношениям предметов и явлений в действительности, вторая есть отра- жение структуры логичной мысли посредством семантических связей элементов языка в речи. Логичность реализуется на разных уровнях речи, и в каждом случае она име- ет специфические аспекты своего выражения. Так, на уровне высказывания ло- гичность заключается в а) непротиворечивости сочетаний слов, б) правильном порядке слов (ср. Тема 3 - об ошибочной смысловой связи слов) и в) использо- вании служебных слов в качестве средств выражения логических связей. На уровне связного текста логичность зависит от того, насколько ясно и правильно языковыми средствами в тексте выражена связь отдельных высказываний; среди таких средств - лексические (лексические повторы, употребление синонима, использование анафорических местоимений), графические (членение текста на абзацы) и др. Среди наиболее часто встречающихся нарушений логичности речи можно отметить следующие (классификация Б.С.Мучника): 1) сопоставление несопоставимого - постановка в один ряд несопостави- мых по значению явлений: родовых и видовых характеристик, реального и иде- ального планов и т.п., например: В повествовательном стиле изложения часто 11 встречаются сложные и сложноподчиненные формы предложения (род и вид), Образ Половцева оглянулся по сторонам и прикрыл голову башлыком (идеальное и реальное); 2) различение тождественного - ошибка при восприятии синонимов, отне- сенных к одному предмету, например: И пусть для Александра Ивановича Ма- ковского прозвучит песня, которую в молодости пел мой отец (подчеркнутые конструкции, характеризующие одно лицо, воспринимаются как относящиеся к разным субъектам); 3) выведение невыводимого - нарушение связей между доказательством и выводом; 4) мнимое противопоставление - конструктивный недочет высказывания (чаще всего обусловленный неверным использованием союзов), вследствие ко- торого некоторые элементы фразы воспринимаются как контрастные по смыслу, хотя в действительности таковыми не являются, например: Будучи невысокого мнения о художественных достоинствах романа, я тем не менее вынужден отрицательно высказаться об этом произведении в целом. По отношению к художественной речи категория логичности оказывается еще более условной, чем категория точности. Как и в любом типе речи, в худо- жественном тексте должны соблюдаться такие качества, как последователь- ность, непротиворечивость и т.д., однако они могут значительно трансформиро- ваться под влиянием основной эстетической задачи данного текста. Нарушение традиционной для нормативной системы языка логичности часто выступает как средство художественной выразительности, наиболее характерной иллюстраци- ей чего выступает явление оксюморона. Следовательно, в применении к логич- ности художественной речи мы опять должны говорить о двух ее аспектах - аспекте общей речевой культуры и аспекте культуры речи художественной. В заключение кратко опишем комплекс тех коммуникативных качеств речи, которые менее жестко обусловлены языковой структурой речи и ее связью с действительностью. Это именно те качества, которые позволяют говорить о культуре речи с точки зрения ее «возделывающей», «культурирующей» функ- ции. Сюда следует отнести чистоту, выразительность, богатство (разнообра- зие) и уместность речи. Так, чистота речи оценивается посредством соотноше- ния речи с литературным (т.е. обработанной формой) языком и этическими ус- тановками (за рамки чистой речи выносятся все элементы, чуждые литератур- ному языку - диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы и др. - и нравственным нормам - вульгаризмы, арготизмы, обсценная лексика). Выразительность есть собственно эстетическая характеристика речи и может быть определена как внутриречевая направленность на поддержание внимания и интереса у адресата сообщения; выразительность речи обеспечивается специализированными языко- выми средствами - тропами и фигурами, однако можно говорить о том, что в ней задействуются практически все элементы языковой системы, начиная со звуков и кончая синтаксисом. Богатство речи в различных его аспектах (лекси- ческое, семантическое, синтаксическое, интонационное богатство) позволяет описать индивидуальный активный запас языковых средств, которыми реально 12 или потенциально оперирует тот или иной носитель речи. Наконец, уместность речи есть экстралингвистическая ее характеристика, оценивающая соответствие либо несоответствие речи и ее структуры условиям общения и коммуникативной задаче в целом. Итак, рассмотренные коммуникативные качества позволяют говорить о про- блемах культуры речи с различных точек зрения, и вместе с тем они во взаимо- действии представляют собой некоторую целостную систему, в которой и с по- зиций которой речь может быть описана максимально исчерпывающе. II ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ* 1. Система норм современного русского языка. а) Фонетические и акцентологические нормы 1. Укажите, какой звук (о или э) произносится под ударением в словах: Афера, гренадер, желчный, желчь, дебелый, блеклый, опека, оседлый, манев- ры, белесый, пересекший, современный, валежник, шлем, коммивояжер, шерст- ка, леска, острие, свекла, шофер. 2. Какое слово в каждом ряду лишнее и почему? Скучно, конечно, точно, нарочно; Что, чтобы, нечто, ничто; Жара, жасмин, шаги, шалун. 3. Прочитайте, обращая внимание на ударение. Агент, алфавит, алкоголь, аристократия, анатом, августовский, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобретение, бомбардировать, валовой, воспри- нять, введенный, выговоры, генезис, группировать, гербовый, диспансер, добы- ча, договор, договоренность, документ, дремота, досуг, заговор, заиндеветь, за- ржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, издавна, изобретение, изредка, индустрия, инструмент, информировать, искра, избаловать, иначе, исподволь, километр, комбайнер, корысть, медикамент, металлургия, мышление, намерение, никчемный, нормирование, озлобленный, осведомить, откупоривать, одноимен- ный, партер, похороны, премировать, приговор, призыв, принудить, псевдоним, пахота, рассредоточение, ремень, симметрия, созыв, сосредоточение, средства (мн.ч.), статуя, столяр, таможня, тотчас, теплится, убыстрить, уведомленный, украинец, украинский, упомянуть, фарфор, формировать, хозяева, цыган, чер- пать, шофер, щавель, эскорт. 4. Расставьте ударения (по схеме: мн.ч. - муж.р. - ср.р. - жен.р.). веселы - весел - весело - весела; вредны - вреден - вредно - вредна; грубы - груб - грубо - груба; глухи - глух - глухо - глуха; горьки - го- * При подборе материалов для упражнений использовались следующие пособия: Введенская Л.А., Пав- лова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи. Ростов н/Д., 1994; Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996; Лифшиц В.А. Практическая стилистика русского языка. М., 1964. 13 рек - горько - горька; дешевы - дешев - дешево - дешева; дороги - дорог - дорого - дорога; дружны - дружен - дружно - дружна; молоды - молод - молодо - молода; правы - прав - право - права; редки - редок - редко - редка; светлы - светел - светло - светла. взяты - взят - взято - взята; начаты - начат - начато - начата; приня- ты - принят - принято - принята; приданы - придан - придано - придана; проданы - продан - продано - продана; прожиты - прожит - прожито - прожита; розданы - роздан - роздано - роздана; созданы - создан - соз- дано - создана; созваны - созван - созвано - созвана. брали - брал - брало - брала; взяли - взял - взяло - взяла; вняли - внял - вняло - вняла; гнали - гнал - гнало - гнала; задали - задал - зада- ло - задала; заняли - занял - заняло - заняла; нажили - нажил - нажило - нажила; наняли - нанял - наняло - наняла; начали - начал - начало - начала; отняли - отнял - отняло - отняла; подняли - поднял - подняло - подняла; поняли - понял - поняло - поняла; приняли - принял - приняло - приняла; сняли - снял - сняло - сняла. 5. Расставьте ударения в подчеркнутых словах. Новые ЭВМ - последнее приобретение нашего колледжа. Куда ты звонишь? Нужно плотно закупорить бутылку. Мое ходатайство отклонено. Необходимо углубить колодец. На окнах новые жалюзи. Вчера приехал эксперт. Сегодня экс- пертный анализ будет готов. Завсегдатай библиотеки изучал каталог. Яслям не- обходим ремонт. Новорожденный очень мил, роженица счастлива. Они позвонят вам завтра. Он считал себя христианином, но уважал и другие вероисповедания. Я купил себе теплый пуловер. В кулинарии продается арахис. Особенности язы- ковой картины мира. Обеспечение лаборатории дорого. Оставьте ваши побасен- ки. Вам необходимо пройти флюорографию. Создана комиссия. Принята новая программа. Кухонный нож затупился. Туфля потеряна. Опять в газете некролог. Все оказалось донельзя простым. Знания его оказались мизерными. Никто не знал, что нас ждало впереди. Слова его жалки. Эти сапоги красивее и удобнее. План на первый квартал. Мусоропровод не работает. Это усугубит наше поло- жение. Друзья отозвались на нашу просьбу. Трудно заниматься несколькими делами одновременно. Гастрономия всегда интересовала меня. Танцовщица по- корила зал. Феномен как философское понятие. Подростковый возраст опасен. Боль как рукой сняло. Дитя мирно спало. Вы были правы. б) Морфологические нормы 1. Восстановите пропущенные окончания. Концертн… рояль; шелков… вуаль; стар… мозоль; больш… бутыль; трам- вайн… депо; сладк… какао; черн… кофе; треснувш… пенсне; устойчив… шас- си; испорченн… табель; кратк… резюме; остроумн… конферансье; компе- тентн… жюри; постоянн… меню; эксклюзивн… интервью; официальн… ком- мюнике; бетонн… шоссе; ранн… картофель; молод… шимпанзе; забавн… кен- гуру; осажденн… Перу; ночн… Токио; быстр… Аму-Дарья. 2. Найдите и устраните ошибки в употреблении форм рода. 14 К столу подали сладкое какао и черное кофе. Колхоз продал раннюю карто- фель. Интервью близился к концу. Больше всего мне понравилось Тбилиси. ГЭС расположен в центре города. Маленькая колибри помещена в клетку. Облоно разослало новые программы. Билет с плацкартом достать невозможно. Его отец - настоящая ханжа. Крыша покрыта толью. О разбитом бутыле не стоит гово- рить. На голову свалился большой кирпичина. Районо провело совещание ди- ректоров школ. В город прибыло инкогнито. Серое пиджачишко болталось на его плечах. 3. Укажите соответствующую форму Р.п. мн.ч. для следующих слов: Апельсин, абрикос, грейпфрут, помидор, яблоко, ботинок, носок, сапог, по- гон, место, килограмм, грамм, дело, чулок, казах, грузин, башкир, ингуш, кир- гиз, туркмен, армянин, татарин, осетин, узбек, карел, чукча, таджик, гектар, комментатор, партизан, плечо, рельс, свадьба, солдат. 4. Исправьте грамматические формы. Заместо, ездиет, исследоваемый, убедю, купя (дееприч.), возле его, ихний, более тверже, лектора (мн.ч.), едь (императив от глагола ехать), с пятиста руб- лями, на обоих стенах, убег, хочем, похудал, текет, осталася, ляжь, ложи, поклал, брызгов, торта (мн.ч.), румынов, запчастя (мн.ч.). в) Синтаксические нормы 1. Вставьте пропущенные буквы; обоснуйте выбранную форму. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство из них был… представителями отдельных районов. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к игре. Большинство предметов, лежавших на столе, был… по- крыт… пылью. Его самолюбие, точнее, эгоизм, неприятно поразил… всех. Кресло-кровать стоял… в углу комнаты. На выставке особым успехом пользо- вал…с… вагон-весы отечественного производства. Конструкторское бюро заво- да совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 2. Из двух форм глагола, данных в скобках, выберите правильную. Большинство аспирантов, работающих под руководством профессора Петро- ва, успешно (защитило - защитили) кандидатские диссертации. Немало инте- ресных вопросов (возникло - возникли) при обсуждении кинофильма. Ряд кри- тических статей, которые рекомендовал прочитать профессор Иванов, (помогли - помог) мне разобраться в этой сложной проблеме. На научно-теоретическую конференцию (прибыл - прибыли) ряд товарищей из Запорожского пединсти- тута. Лишь третья часть приехавших на совещание (имела - имели) гостевые билеты. Несколько ребят (остановилось - остановились) у здания музея. Боль- шинство местной интеллигенции здесь настойчиво (повышает - повышают) свой уровень. В течение почти пяти лет группа ученых (выпустила - выпусти- ли) под руководством Д.Н. Ушакова «Толковый словарь русского языка». 3. Исправьте предложения. Вообще история терминов, особенно производственных, шла и развивалась по путям, непосредственно связанным с пополнением общеупотребительной 15 лексикой. Относительно же диалектных слов, то они характерны для разговор- ной речи прежде всего Петра. Не раз принимались хорошие решения по партор- ганизациям, в том числе и завода имени Дзержинского. Об этих героях можно сказать, что и об предыдущих. Синонимы служат важным средством для стили- стического обогащения речи героев, для усиления выразительности языка. В це- лях речевой характеристики персонажей баснописец пользуется приемом соче- тания разговорно-просторечной лексики с книжной. Подтверждение этому зна- чению мы находим в словаре Срезневского. Следует отметить, что чрезмерное нагнетение иностранными словами вредно. С общими усилиями мы эту работу выполним. Язык «Василий Теркин» близкий к народу, простой и задушевный. Общенаучный факультет создается с работников, работающих на стационаре. Вы не знаете, ему фамилия Афанасьев? г) Лексические и стилистические нормы 1. Определите уместность использования иноязычной лексики в приведен- ных предложениях. Если нужно, исправьте предложения. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. Девушка кон- фиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. На последних соревнованиях заво- дская футбольная команда потерпела полное фиаско. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу. Идентичное ре- шение было принято студентами второй группы. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились ин- дифферентно к вопросам религии. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлон- гах на палубе комфортабельного лайнера. 2. Определите тип ошибок в следующих предложениях. Мы провели в нашем районе форум доярок. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. В этом тексте выступления много дефектов. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель. Туристы посетили памятный мемо- риал на Пискаревском кладбище. Завод вышел на орбиту плана. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. Эти картины ста- ли неотъемлемой частью всесоюзных вернисажей. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора. 3. Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положи- тельной. 1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Эта была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» - так прозвали Горького. 4. Теперь они не только 16 зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище чело- веческого разума - ракета. 6. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 7. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 8. И это подвиг, на который человек идет, осознавая всю тя- жесть последствий. 9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше буду- щее еще в 19 веке. 4. В каких из предложений слово свой лишнее, а в каких оно необходимо? Русская литература прошла длительный путь своего развития. Вдруг Софья теряет свое сознание. Во время летних каникул он мог целыми днями занимать- ся своей химией. Директор интерната свое главное внимание уделяет воспита- тельной работе. Справка дана Ивановой А. в том, что ей действительно разреша- ется продать свое мясо. Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику обучения. В приведенной точке зрения есть и свое рациональное зерно. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Прохожий снял свою шляпу и поклонился. Всегда спокойный и кор- ректный, И.Ухлинов заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников. 2. Культура письменной речи. а) Логическое ударение 1. Позиционный способ передачи логического ударения. Обратите внимание, какое слово воспринимается логически ударным в ка- ждом из приведенных примеров. Чем это обусловлено? А) Поле пересекали окопы, пригорок и опушку леса. Мозг - и творец, и по- требитель искусства, а не сердце, как думали прежде. Б) У Пушкина половина хореических строк начинается с ударного слога, а у Есенина - 25 %. В результате обысков в доме Шатова в дровах были найдены деньги, а у Кустова - в сарае. В) Например, медсестра высыпает яд в стакан с водой и дает его больному, полагая, что дает лекарство, в результате чего больной умирает. В данном слу- чае отсутствует состав умышленного убийства, так как медсестра не осознавала, что дает яд больному (медсестра перепутала лекарства). 2. Лексический способ передачи логического ударения. Запомните основные лексические средства передачи логического ударения. Обратите внимание на смещение логического ударения при их устранении. А) В ы д е л я ю щ и е ч а с т и ц ы: 1. Тема нагнулся к колодцу и прислу- шался. Снизу донесся протяжный стон. Это Жучка стонет. 2. Марат едет завтра в Москву. - Это Марат едет завтра в Москву. Лишь в восемь часов работа была закончена. Это полезно и для опытного лектора. Б) У т о ч н я ю щ и й с и н о н и м: 1. Кому не известны «муки слова», когда пишущий бьется, мучается в поисках нужного выражения. 2. Эта теория называ- ется общей, так как она является обобщением, расширением специальной тео- рии. 17 В) П р о т и в о п о с т а в л е н и е: 1. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей. 2. Этот дом стоит не в начале, а в конце улицы. Г) У с и л и т е л и н а р е ч н о г о т и п а (и н т е н с и в ы) : Вчера мы по- сетили интересную выставку - Вчера мы посетили чрезвычайно интересную выставку. Упражнения. 1. С какого слова на какое смещается при восприятии логическое ударение? Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. В первом тексте существитель- ные стоят в нужной форме, во втором - числительные. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня. 2. Поставьте логически ударное слово в ударную позицию. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. Брату я по- дарил альбом для марок, а книгу - сестре. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. Иногда в классе не находится образцового со- чинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хра- нить учителю. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе. 3. Укажите лексический усилитель. Обратите внимание на его расположе- ние по отношению к выделяемому слову (препозиция – постпозиция). Какова его функция? Дружные супруги даже из океана воду вычерпают. Только отец соблюдал спокойствие. Как раз здесь начинается минное поле. Я должна уехать сегодня же! Вот теперь-то мы повоюем! 4. Устраните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения. Чтец в соответствии с замыслом автора может заострять, обнажать мысль ав- тора. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого- нибудь слова. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы соз- даем, конструируем упрощенную модель. 5. Мысленно устраните из предложения выделяющую частицу; проследите смещение логического ударения.. Лишь экономное использование усилительных слов бывает выразительным. Даже верблюды были испуганы. Только Катя осталась в блиндаже. 6. Переставьте выделяющую частицу на свое место. Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. Годовой план уже должен быть завершен в октябре. Если в прошлом году было семь не- успевающих, то сейчас их только у нас два. Этому родители учили еще его с детства. 7. Добавьте к логически ударному слову (в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель. Он не видел, как ставятся ульи (не видел). Друзья от него отвернулись (Дру- зья). Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно). Вы сможете писать для детей (сможете). По- 18 чему изменяется язык? (почему). Самодеятельный театр представил народное искусство (народное). б) Ошибочная смысловая связь слов 1. Укажите два слова (словосочетания), между которыми возникает оши- бочная смысловая связь. Исправьте ошибку. ОБРАЗЕЦ: И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по тури- стической путевке веселый паренек Максим. Ошибочная смысловая связь воз- никает между словосочетаниями «окончивший школу» и «по туристической пу- тевке». Правильный вариант: И в этот лагерь приехал по туристической путев- ке только что окончивший школу веселый паренек Максим (сближаем элементы правильной смысловой связи). Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, что- бы лежать в чужих песках. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. При всем желании ответить на этот вопрос практически не- возможно. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Тро- шиным. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения. 2. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами. Вскоре Н.К.Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик ре- альных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в раз- ных языках. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми. 3. Устраните ошибку, вызванную нарушением связи слов при восприятии. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь, и честь. Уже не один косми- ческий корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. Комиссия посе- тила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Ки- евского района. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов. 4. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. Николай Брилев в мага- зине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей. 19 3. Система коммуникативных качеств речи. а) Точность речи 1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях? Самолет сделал смертельную петлю. Бойцы стали собираться в наступление. Ульяна Громова - верная дочка своего народа. Плюшкин ходил в дряхлом ха- лате. Свое призвание он видит в службе искусству. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. Фред Александрович, скажите, какие виды те- лефонных услуг появились у вас в ближайшее время? Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте. Наш папа по происхождению одессит. Среди многих писем процитируем лишь одно. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Гость, растерянно бормоча извине- ния, пытался собрать осколки сломанной вазы. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? На картине была нарисована группа людей. Некрасов широко применял русское народное творчество. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Для удобства пользования альма- нах снабжен содержанием. Это постановление положит конец прогульщикам. Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит. Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Раскольников убил бабушку. На выставке представлено 25 наиме- нований продукции. У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирайся сам. Из клуба выскочила чья-то фигура. Я предлагаю деканам факультетов сей- час тоже выразиться. На пространстве нескольких километров земельное полот- но уже утрамбовано и асфальтируется. Врач осмотрел больного и сокрушитель- но покачал головой. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом. Далее мы коснемся этого вопроса более подробно. В Ростове зрители увидят на ринге все- го лишь несколько имен - Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева… Всё стихотво- рение пронизано революционным уклоном. Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу. Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. Они уже начали сдруживаться. Мимо строя проносят знамя. Этот пробел необходимо пополнить. Скоро теплоход должен был уезжать. На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый стара- ется увеличить норму. Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. Притормозив коня, командир подождал Марусю. Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности. В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. 20

    3. Исправьте предложения.

    Вообще история терминов, особенно производственных, шла и развивалась по путям, непосредственно связанным с пополнением общеупотребительной лексикой. Относительно же диалектных слов, то они характерны для разговорной речи прежде всего Петра. Не раз принимались хорошие решения по парторганизациям, в том числе и завода имени Дзержинского. Об этих героях можно сказать, что и об предыдущих. Синонимы служат важным средством для стилистического обогащения речи героев, для усиления выразительности языка. В целях речевой характеристики персонажей баснописец пользуется приемом сочетания разговорно-просторечной лексики с книжной. Подтверждение этому значению мы находим в словаре Срезневского. Следует отметить, что чрезмерное нагнетение иностранными словами вредно. С общими усилиями мы эту работу выполним. Язык «Василий Теркин» близкий к народу, простой и задушевный. Общенаучный факультет создается с работников, работающих на стационаре. Вы не знаете, ему фамилия Афанасьев?

    г) Лексические и стилистические нормы

    1. Определите уместность использования иноязычной лексики в приведенных предложениях. Если нужно, исправьте предложения.

    Среди собравшихся превалировали представители молодежи. Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу. Идентичное решение было принято студентами второй группы. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

    2. Определите тип ошибок в следующих предложениях.

    Мы провели в нашем районе форум доярок. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. В этом тексте выступления много дефектов. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. Завод вышел на орбиту плана. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. Эти картины стали неотъемлемой частью всесоюзных вернисажей. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора.

    3. Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной.

    1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Эта была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» - так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума - ракета. 6. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 7. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 8. И это подвиг, на который человек идет, осознавая всю тяжесть последствий. 9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее еще в 19 веке.

    4. В каких из предложений слово свой лишнее, а в каких оно необходимо?

    Русская литература прошла длительный путь своего развития. Вдруг Софья теряет свое сознание. Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься своей химией. Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе . Справка дана в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику обучения. В приведенной точке зрения есть и свое рациональное зерно. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Прохожий снял свою шляпу и поклонился. Всегда спокойный и корректный, И. Ухлинов заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

    2. Культура письменной речи

    а) Логическое ударение

    1. Позиционный способ передачи логического ударения.

    Обратите внимание, какое слово воспринимается логически ударным в каждом из приведенных примеров. Чем это обусловлено?

    А) Поле пересекали окопы, пригорок и опушку леса. Мозг - и творец, и потребитель искусства, а не сердце, как думали прежде.

    Б) У Пушкина половина хореических строк начинается с ударного слога, а у Есенина - 25 %. В результате обысков в доме Шатова в дровах были найдены деньги, а у Кустова - в сарае.

    В) Например, медсестра высыпает яд в стакан с водой и дает его больному, полагая, что дает лекарство, в результате чего больной умирает. В данном случае отсутствует состав умышленного убийства, так как медсестра не осознавала, что дает яд больному (медсестра перепутала лекарства) .


    2. Лексический способ передачи логического ударения.

    Запомните основные лексические средства передачи логического ударения. Обратите внимание на смещение логического ударения при их устранении.

    А) Выделяющие частицы: 1. Тема нагнулся к колодцу и прислушался. Снизу донесся протяжный стон. Это Жучка стонет. 2. Марат едет завтра в Москву. - Это Марат едет завтра в Москву. Лишь в восемь часов работа была закончена. Это полезно и для опытного лектора.

    Б) Уточняющий синоним: 1. Кому не известны «муки слова», когда пишущий бьется, мучается в поисках нужного выражения. 2. Эта теория называется общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории.

    В) Противопоставление: 1. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей. 2. Этот дом стоит не в начале, а в конце улицы.

    Г) Усилители наречного типа (интенсивы): Вчера мы посетили интересную выставку - Вчера мы посетили чрезвычайно интересную выставку.

    Упражнения.

    1. С какого слова на какое смещается при восприятии логическое ударение?

    Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором - числительные. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.

    2. Поставьте логически ударное слово в ударную позицию.

    Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. Брату я подарил альбом для марок, а книгу - сестре. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе.

    3. Укажите лексический усилитель. Обратите внимание на его расположение по отношению к выделяемому слову (препозиция – постпозиция). Какова его функция?

    Дружные супруги даже из океана воду вычерпают. Только отец соблюдал спокойствие. Как раз здесь начинается минное поле. Я должна уехать сегодня же! Вот теперь-то мы повоюем!

    4. Устраните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения.

    Чтец в соответствии с замыслом автора может заострять, обнажать мысль автора. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого-нибудь слова. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель.

    5. Мысленно устраните из предложения выделяющую частицу; проследите смещение логического ударения.

    Лишь экономное использование усилительных слов бывает выразительным. Даже верблюды были испуганы. Только Катя осталась в блиндаже .

    6. Переставьте выделяющую частицу на свое место.

    Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. Годовой план уже должен быть завершен в октябре. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. Этому родители учили еще его с детства.

    7. Добавьте к логически ударному слову (в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель.

    Он не видел, как ставятся ульи (не видел ). Друзья от него отвернулись (Друзья) . Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно) . Вы сможете писать для детей (сможете) . Почему изменяется язык? (почему) . Самодеятельный театр представил народное искусство (народное).

    б) Ошибочная смысловая связь слов

    1. Укажите два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная смысловая связь. Исправьте ошибку.

    ОБРАЗЕЦ: И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. Ошибочная смысловая связь возникает между словосочетаниями «окончивший школу» и «по туристической путевке». Правильный вариант: И в этот лагерь приехал по туристической путевке только что окончивший школу веселый паренек Максим (сближаем элементы правильной смысловой связи).

    Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения .

    2. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

    Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу , которой суждено было привести к крупным открытиям. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик , разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки , которые следует считать недопустимыми.

    3. Устраните ошибку, вызванную нарушением связи слов при восприятии.

    Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь, и честь. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

    4. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

    На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

    3. Система коммуникативных качеств речи

    а) Точность речи

    1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?

    Самолет сделал смертельную петлю. Бойцы стали собираться в наступление. Ульяна Громова - верная дочка своего народа. Плюшкин ходил в дряхлом халате. Свое призвание он видит в службе искусству. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе.

    2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

    Наш папа по происхождению одессит. Среди многих писем процитируем лишь одно. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? На картине была нарисована группа людей. Некрасов широко применял русское народное творчество. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. Это постановление положит конец прогульщикам. Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит. Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Раскольников убил бабушку. На выставке представлено 25 наименований продукции. У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирайся сам. Из клуба выскочила чья-то фигура. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом. Далее мы коснемся этого вопроса более подробно. В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен - Е. Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева… Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу . Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. Они уже начали сдруживаться. Мимо строя проносят знамя. Этот пробел необходимо пополнить. Скоро теплоход должен был уезжать. На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму. Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. Притормозив коня, командир подождал Марусю. Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности. В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие.

    б) Краткость и полнота речи

    1. Устраните в предложениях лишние слова.

    Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой. Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной? Площадь виноградника - около пяти квадратных гектаров. Дворяне наносили друг другу визиты в гости. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник. Ошибки чтеца неприятно режут слух. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной. Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий. Бидструп создавал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. Новый сплав - великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении. Итак, речь бабушки в сущности является народно-разговорной. Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе наверх.


    2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.

    На ваших экранах отдыхает польский боксер. Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу. Чабан Кадыров добился увеличения овец. Клиентов в одежде не обслуживаем. На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами. Коллектив хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых. Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство. Маяковский любил и гордился своей страной.

    в) Логичность речи

    1. Найти в предложениях логические ошибки.

    Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. Однако Анну Толстой спасти не может. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот.

    г) Богатство (разнообразие) речи

    1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать ) более определенным, конкретизирующим характер действия.

    На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Ребята стали делать костры у самого ледника. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. В пятницу мы делаем классный сбор. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Туристы сделали отдых на берегу реки. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

    2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях:

    глухой (человек) - глухой (край) -

    глухой (выстрел) - глухой (переулок) -

    глухой (переулок) - глухая (осень) -

    Задание 6 . Составьте с данными словами словосочетания .

    Бережный - бережливый; веский - весомый; геройский - героический; главный - заглавный; деловой - деловитый; доверительный - доверчивый; желаемый - желательный; жилищный - жилой; затрудненный - затруднительный; логичный - логический; специальный - специализированный; огорченный - огорчительный; особый - особенный.

    Изготовить - приготовить, задерживать - сдерживать, обоснование - основание, оплата - плата, подменить - заменить, поместить - разместить, представить - предоставить.

    Задание 7. Выберите нужное слово в зависимости от смысла предложения.

    2. Лучшие рабочие цеха не раз занимали (выборные , выборочные ) должности.

    3. Сюжетом повести стала (драматичная , драматическая ) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя.

    4. Спор о правах человека - это спор о его коренных (житейских , жизненных ), главных надеждах на будущее.

    5. Группа экспериментальных работ (изготовила , приготовила ) нестандартные штампы и резцы для последующей обработки деталей.

    6. Продажа рассадочного материала владельцам (кооперативных , кооперированных ) участков производится только по представлении налоговых справок.

    7. В районах жилой (застройки , постройки ) комплексный метод стал главным.

    8. В кузове грузовика может (поместиться , разместиться ) четыре легковых автомобиля.

    2. На предприятии давно изжиты факты бесхозяйственности, бюрократизма , канцелярщины.

    3. Просим разъяснить изменение оклада лицам, имеющим пятилетний педагогический рабочий стаж.

    4. Известно, что некоторая часть зрителей страдает нетребовательными вкусами.

    5. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов.

    6. Следует немедленно принять ко вниманию и одобрению предложения о централизованных поставках запасных частей.

    7. Держаться в стороне развития современной нефтехимии
    - значит отставать в производстве самых нужных материалов.

    8. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом.

    9. Геологи и нефтеразведчики Сибири заложили прочную базу развертывания промышленной добычи нефти и газа.

    10. Предложения о подготовке научных кадров и сближению науки с производством не новы, и тем более поражает упорное молчание тех учреждений, которые призваны развязать этот гордиев узел.

    11. Химические волокна занимают большой удельный вес в шелковой промышленности.

    12. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия.

    Вариант 3

    Задание 1. Определите стилистическую окраску слов .

    Аккредитив, батарея, безапелляционный, безвестный, бестия, библиотека, бинокль, блестеть, блистать, букварь , буквоед, бытие , война, волнение, вопрос, воришка, ворчун, воспретить, дееспособный, дезинформировать, деляга, дилемма, дорогостоящий, доступный, драчун, дрыхнуть, забвение, интервьюировать, катаклизм, консервативность, консолидация , крутой, ловкий, лоно, маячить, одежда, одеяние, растение, рекорд, синий, творение, терпение, терпимость, третировать, угробить, уйма, ухнуть, явиться, явление.

    Задание 2. Что вы можете сказать о способе образования данных "книжных" слов ? об их происхождении ?

    1. Вышеупомянутый, вышеуказанный, вышеназванный; самовоспитание, самовнушение, самовоспитание, самоокупаемость ; местожительство, правонарушение, градостроение.

    2. Аргументировать, дискутировать, констатировать, стимулировать, лимитировать, реагировать, утрировать.

    3. Стимулирование, лимитирование, продуцирование, реагирование.

    Задание 3. Найдите "книжные" слова. Уместно ли их употребление в данных текстах ?

    1. В момент взрыва обычного взрывчатого вещества атомный заряд переводится из подкритического состояния в надкритическое, в результате чего инициируется цепная реакция.

    2. Система премирования построена таким образом, чтобы не допустить перерасхода фонда заработной платы при материальном стимулировании работников. Поэтому в случаях, когда по отдельным показателям такой перерасход возможно прогнозировать, администрация предприятия стремится заранее изыскать дополнительные возможности для поощрения рабочих и служащих .

    3. В настоящее время работа цеха регламентируется характером поступления заготовок.

    4. Согласно заявке на истекший год завод испрашивал фонд масел машинных на 42 тонны.

    5. Неподтверждение получения заказов оборудования в срок обычно заметно снижает эффективность работы плановых отделов, мешает им работать ритмично, с перспективой.

    6. Просим принять зависящие меры к выделению заводу дополнительных фондов на металл.

    7. Извещаем, что требующееся затребование будет переслано нами своевременно.

    9. Труд - вот истинный оплот мастерства.

    10. Предусмотрительность, даже осторожничанье, проявленные старшим технологом, получили поддержку большинства коллектива.

    11. На схеме показаны жалюзи системы терморегулирования, а также исполнительные органы газореактивной системы предварительного успокоения спутника.

    Задание 4. Найдите "разговорные" слова. Уместно ли их употребление в данных текстах ?

    1. На многих строительных площадках неудовлетворительно хранятся столярные изделия. Нужно же хранить столярку в специально подготовленном помещении.

    2. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования.

    3. Опытные удильщики ловят рыбу около тресты, они выезжают на озеро и удят на нальях - песчано-каменистых отмелях вдали от берега.

    4. В бригаде еще не начинали стожить, намеченные планом сроки могут быть упущены.

    1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его, т. е. поставить свою подпись (визу) и дату.

    2. Помимо подписи, документы часто удостоверяются приложением печати.

    3. Было принято решение сократить диспетчера цеха с занимаемой должности.

    4. Препровождаем акт на аварийное состояние выпарной станции.

    5. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудования.

    6. Просим срочно изыскать или испросить у вышестоящих органов фонды на качественные электроды в размере 200 килограмм.

    7. В связи со встретившейся надобностью, просим вашего разъяснения о том, имеет ли право на получение подъемных молодой специалист, обучавшийся в институте за счет предприятия, куда он распределен.

    8. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в одногодичную аспирантуру.

    Задание 6 . Укажите значение устойчивых оборотов, определите их стилистическую окраску. Уместно ли они использованы в данных предложениях ?

    1. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сев зерновых по хозяйствам области будет завершен к сроку.

    2. Добиться рационального использования минеральных и местных удобрений - вот ключ к успеху в борьбе за урожай.

    4. Несмотря на то, что на сооружении линии главного конвейера достигнуты ощутимые успехи, часто дает себя знать отставание в сооружении литейного цеха.

    Задание 7. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения. Как говорят:

    О том, кто часто меняет свои решения?

    О человеке, который держится неестественно прямо?

    Об очень дальних родственниках?

    О бесследном исчезновении кого-либо?

    О положении, когда опасность грозит со всех сторон?

    О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо?

    Составление и оформление личных документов

    1. Автобиография, резюме .

    Тест «Характеристика

    Предназначен для оценки и самооценки деловых и личных качеств.

    Качества мышления

    · Проблемное (способен заранее обнаружить трудности и находить пути их преодоления)

    · Системное (умею учитывать все, что влияет на результат)

    · Опережающее (предвижу последствия принимаемых решений)

    · Профессиональное (активно применяю специальные знания)

    · Гибкое (способен использовать предложения, противоположные собственным)

    · Аналитическое (умею отличать мнения от фактов)

    · Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения)

    · Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки)

    · Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию)

    Психические черты

    · Настойчив

    · Способен к разумному риску

    · Терпелив (готов к однообразной и трудной работе)

    · Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их)

    · Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложениями)

    · Умею видеть себя глазами других

    · Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся условиям)

    · Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной ситуации и настраиваться на любую работу)

    · Надежен (внутренне настроен на выполнение обещанного

    Этические характеристики

    · Принципиален в конфликтных ситуациях

    · Требователен прежде всего к себе

    1. Разговорно-бытовой стиль: общая характеристика. Под разговорным стилем понимаются особенности разговорной речи носителей литературного языкаРазговорный стиль характерен для устной формы литературного языка, однако может встречаться в письменной форме языка в некоторых жанрах, например, в частных письмах, объявлениях, объяснительных записках, записках и т.п. Разговорный стиль проявляется в основном в сфере бытовых отношений, но отдельные его особенности могут наблюдаться и в неофициальном профессиональном общении. Данный стиль своеобразно отражается в разных типах бытовой и профессиональной речи, например, в семейной речи, в дружеской беседе, в светской беседе, в беседе коллег-профессионалов и т.дДаже в семейной бытовой речи выделяются ее разновидности на основе разделения семьи по возрасту, полу, по отношению к семье (прямые и непрямые родственники, домочадцы), а также на основании образовательной, религиозной характеристики семьи (семья крестьянская; просвещенная интеллигентная семья; семья религиозная - нерелигиозная).

    2. Практические задания.

    1. Определите стилистическую окраску данных слов, подберите к ним синонимы. Гвалт, прикорнуть, болтать, книжица, нынче, каверзный, тормошить, увильнуть, растранжирить.

    Гвалт - шум, прикорнуть-задремать, болтать-говорить, книжица-книжка, нынче- накануне, каверзный-заковыристый, тормошить -трясти, увильнуть-сбежать, растранжирить-потратить.

    2. Отредактируйте предложения. Мысль писателя о человеке является красной нитью его произведений. Этот роман сыграл большое воспитательное значение. Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик.

    1. Мысль писателя о человеке пронизывает красной нитью его произведений.2. Этот роман играл большое воспитательное значение.3. Известие о приезде ревизора поставило городничего в тупик.

    3. Подберите определения к словам, правильно согласуйте их: фамилия, кофе, шампунь, какаду, пальто, туфля, какао, жюри, картофель.

    Красивая фамилия, вкусный кофе, хороший шампунь, белый какаду, дорогое пальто, женская туфля, вкусный какао, строгое жюри, ранний картофель.

    4. Назовите формулы речевого этикета при обращении: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать который час; 2) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание; 3) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 4) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 5) к преподавателю с просьбой о досрочной сдаче экзамена.

    1) Извините, вы не подскажите, который час? 2) Здравствуйте, подскажите пожалуйста, когда начнется совещание 3) Ольга Александровна, извините за беспокойство, но хотелось бы узнать решение по моему заявлению. 4) Дима, одолжи пожалуйста учебник. 5) Надежда Михайловна, разрешите мне досрочно сдать экзамен.

    Экзаменационный билет № 22 1. Публицистический стиль: общая характеристика.

    Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и так далее. Он обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Основные функции: сообщение и воздействие. В этом стиле выдерживаются ораторские речи на митингах и собраниях, различные жанры газетных материалов, публицистические статьи в журналах. Это стиль средств массовой коммуникации. Необходимо отметить, что этот стиль реализуется в устной и письменной форме.

    2. Практические задания.

    1. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

    Амбиция-обостренное самолюбие, анализ-разбор, библиотека-книгохранилище, вердикт-приговор, вестибюль-парадная, импорт-зарубежная поставка, лексикон-разговор, мемуары-воспоминания, пунктуальный-точный, реставрация-востановление, фауна -животные, флора-растения, экспорт-вывоз.

    2. Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. В районе прошел форум доярок. Он внес огромную лепту в выполнение плана. Состоялся первый дебют молодой актрисы на сцене.

    1. В районе прошло собрание доярок. 2.Он внес огромный вклад в выполнение плана.3 Состоялся дебют молодой актрисы на сцене.

    3. Выберите нормативные языковые варианты в парах слов. Бухгалтеры (а), выборы (а), табели (я), редакторы (а), инспекторы (а), кондукторы (а), боцманы (а), почерки (а), тракторы (а), договоры (а), цехи (а), теноры (а).

    БухгАлтеры-бухгалтерА,вЫборы-выборА,тАбели-табелЯ,редАкторы-редакторА,инспЕкторы-инспекторА,кондУкторы-кондукторА,бОцманы-бцманА,пОчерки-почеркА,трАкторы-тракторА,дОговоры-договорА,цЕхи-цехА,тЕноры-тенорА.

    4. Используя данные словосочетания, подготовьте сообщение на тему: «Педагогический такт». (Грубая ошибка, серьезный, вопрос, оригинальные мысли, способные дети, важный момент, требовательное отношение).

    Чувство такта в работе педагога - один из самых серьезных вопросов.Важным моментом является не только знание своего предмета,но и отношения с учащимися.В своей работе стоит учитывать,что способные дети-это не всегда те дети,которые четко выучили урок,а еще и те,кому присущи оригинальные мысли.Такой ребенок может не всегда качественно сделать домашнее задание,но все равно обладать огромным потенциалом,поэтому чрезмерно требовательное отношение к таким учащимся -грубая ошибка.Можно сделать вывод,что высокий профессионализм можно развить не только соблюдением плана,но и умением находить индивидуальный подход к каждому из своих учеников.