• Разговорный стиль речи презентация теория вуз. Презентация на тему «Разговорный стиль

    Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Стили речи: разговорный стиль

    Особенности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовленная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письменной форме (реплики в пьесах, диалоги в художественных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.

    Разговорный стиль Особые признаки: Отсутствие подготовленности. Непосредственность и н епринужденность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. Основные функции В устной форме – средство общения. В художественной литературе – воплощение авторского замысла.

    Основные функции разговорного стиля в художественных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.

    1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    2. Воссоздание быта той или иной социальной среды Это ты чей же будешь? Кошевой. Акимкин сын? Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звездо на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»

    3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...








    Признаки разговорной речи устная форма (как основная форма реализации); устная форма (как основная форма реализации); неофициальность отношений говорящих; неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию. опора на внеязыковую ситуацию.




    Языковые особенности РР Лексика знаменательные нейтральные слова; знаменательные нейтральные слова; незнаменательные слова; незнаменательные слова; слова разговорной и просторечной окраски; слова разговорной и просторечной окраски; ситуативная лексика. ситуативная лексика.


    Языковые особенности РР Словообразование суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения). словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения).


    Языковые особенности РР Фразеология речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; обороты-жаргоны; обороты-жаргоны; обороты, заимствованные из научной терминологии. обороты, заимствованные из научной терминологии.


    Языковые особенности РР Морфология отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; преобладание именительного падежа; преобладание именительного падежа; наличие особой звательной формы; наличие особой звательной формы; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; особая роль местоимений. особая роль местоимений.


    Языковые особенности РР Синтаксис преобладание простых предложений; преобладание простых предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; употребление слов-предложений; употребление слов-предложений; активное использование неполных предложений; активное использование неполных предложений; паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы. паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы.



    Слайд 2

    Научиться говорить – значит научиться строить высказывания

  • Слайд 3

    В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация.

    Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.

    Слайд 4

    Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски

    существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;

    прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлыйи т. д.;

    глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.

    наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточкуи др.

    Слайд 5

    Фразеологизмы

    стилистически выразительны

    характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.

    Слайд 6

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с егоэкспрессивностью и

    оценочностью

    В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

    • ак/-як: добряк, здоровяк;
    • ан/-ян: старикан, грубиян;
    • ач: бородач, силач;
    • ежк(а): зубрежка, кормежка;
    • отн(я): беготня, пачкотня;
    • ыш: глупыш, крепыш;-яг(а): доходяга, работяга
  • Слайд 7

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и

    оценочностью

    Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

    • аст-: глазастый, языкастый;
    • енн-: здоровенный, обалденный.
    • К разговорной лексике относятся глаголы на:
    • ничать: бродяжничать, жеманничать;
    • ивать: пошаливать, поговаривать.
  • Слайд 8

    Синтаксис

    1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:

    • Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

    За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).

    2. Использование неполных предложений в диалоге:

    А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.

    Слайд 9

    3. Часто допускаются лексические повторы:

    • Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).

    4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:

    • Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
  • Слайд 10

    Этикет – правила вежливости

    • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
    • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
    • Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
    • Общегражданский этикет– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
  • Слайд 11

    Запишите предложение

    (Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость.

  • закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
  • не забывай говорить "волшебные слова";
  • помоги пожилому человеку или малышу;
  • если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
  • помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
  • помни: ты –человек, веди себя по-человечески!
  • Посмотреть все слайды

    «Разговорный стиль речи» - Разновидность литературного языка. Ветер в голове Ад кромешный Дело в шляпе Сесть в калошу. Словообразоватильные особенности разговорного стиля. Вань! удвоение слов: большой – пребольшой. Неполные предложения в диалоге. Лексика разговорного стиля. Ненормативное ударение. Непосредственность речевого общения между участниками.

    «Письменное умножение» - Сколько лет тогда было куму Тыкве? Далее >>. 1) Длина огорода 35 крон, ширина 10 м2 . В каждом ящике 12 банок с мёдом. 3. Найдите значение выражения: 2) Сколько рек в Эстонии? 2. Упростите выражение: Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов? К доске идут новые семь учеников.

    «Исторический жанр» - Москва. Алерея Уффици. А.фон Менцель. «Концерт Фридриха II в Сан-Суси». 1852. Музей современного искусства. Галерея Уффици. Фрагмент барельефа 1-ая четверть XIX века. Л.Галле. «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна». 1851. Ф. Буше. «Юпитер и Каллисто». 1744. Музей изящных искусств. Париж.

    «Жанры фольклора» - По кочкам, по кочкам В ямку бууух. Прибаутки. Пестушки. Фольклор – энциклопедия жизни русского народа. Я поеду в Эристань. Обрядовая песня. Заклички. Загадки Потешки Прибаутки Заклички Пестушки Скороговорки Перевертень Сказки Песни. Потешки. Иван, скажи моей лошади – тпру! Волшебная Бытовая О животных.

    «Стили и жанры текста» - А так же сломала чужой стул и измяла чужую постель. Цель: В течение нескольких часов мне не удавалось найти дорогу к школе. Пожилая пара на Пасху решила испечь не кулич, не пирожок, а какой-то колобок. Будьте бдительны! Сильно проголодавшись, я съела чужую кашу. Тема: Информационная переработка текстов различных стилей и жанров (практическая работа).

    «Жанры в живописи» - 1. Портрет. 6. Анималистический жанр. Жанры живописи. Рембрандт, Харменс ванн Рейн. Батальный жанр. Исторический жанр. 4. Марина. Живопись. Сказочно-былинный жанр. Болен Карл Эдуард. 7. Интерьер. 8. Религиозный жанр. 9. Бытовой жанр. 2. Автопортрет. 3. Пейзаж. 5. Натюрморт.