• Сущность методической работы в лпу. Организационнометодическая

    Во многих крупных поликлиниках функционируют организационно-методические кабинеты. Однако анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность организационно-методических кабинетов (отделений) поликлиник, выявил ряд несоответствий. Так, приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» не предусматривает наличия в каждой поликлинике должностей врача-методиста и медицинского статистика. Вместе с тем приказы Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» и от 22.11.2004 № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» косвенно предусматривают наличие таких специалистов. Согласно приказам, на организационно-методический кабинет поликлиники возлагаются обязательные функции по мониторингу предоставляемой медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

    Обращает на себя внимание, что работы по систематизации и обработке учетно-отчетных данных медицинской организации осуществляют специалисты со средним медицинским образованием – медицинские статистики. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» в должностные обязанности врача-методиста входит расчет показателей здоровья населения и показателей деятельности медицинской организации, подразделений. Следовательно, врач-методист организационно-методического кабинета может и должен осуществлять координацию и контроль над деятельностью медицинских статистиков. В таблице приведены положения нормативно-распорядительных документов, регламентирующих функционирование организационно-методического кабинета поликлиники. С целью иллюстрации «функционального стыка» должностных обязанностей врача-методиста (с высшим медицинским образованием) и медицинского статистика (со средним медицинским образованием) представлены должностные обязанности указанных специалистов.

    Больше статей в журнале

    Нормативные требования к деятельности организационно-методического кабинета поликлиники

    Врач-методист

    Медицинский статистик

    1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 тыс. чел. и более

    Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):

    до 20 – 0,5 должности;

    свыше 20 до 40 – 1 должность;

    свыше 40 до 60 – 1,5 должности;
    свыше 60 – 2 должности.

    В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика

    Должностные обязанности специалистов

    Врач-методист

    Медицинский статистик

    • Рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения;
    • составляет проект плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района);
    • планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;
    • организует работу в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта, элементов научной организации труда в организациях;
    • организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий;
    • организует занятия, семинары, совещания, конференции по обмену опытом;
    • осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе, районе, медицинских организациях
    • Проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных медицинской организации;
    • определяет статистические показатели, характеризующие работу организации;
    • инструктирует работников структурных подразделений организации о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов;
    • осуществляет контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового статистического отчета;
    • участвует в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях организации;
    • составляет годовой статистический отчет о работе организации;
    • оформляет и подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных статистических форм медицинской документации, обеспечивает ими структурные подразделения организации
    • подготавливает различные справки на основе данных статистического учета

    Функции организационно-методического кабинета

    Организационно-методический кабинет учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), осуществляет мониторинг предоставляемой медицинской помощи и представляет главному врачу учреждения информацию о работе с гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, не реже 1 раза в квартал.

    Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:

    • количества выданных справок для получения путевки;
    • количества выданных санаторно-курортных карт;
    • количества обратных талонов санаторно-курортных карт

    Функции и штаты организационно-методического кабинета (подразделения) поликлиники

    Российское здравоохранение за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, должны осуществлять свою деятельность на основе требований законодательства, в первую очередь Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также потребностей в части организационно-методического обеспечения с учетом мощности поликлиники и укомплектованности медицинским персоналом.

    Исходя из накопленного опыта работы, по нашему мнению, организационно-методический кабинет (подразделение) поликлиники (при численности прикрепленного взрослого населения не менее 100 тыс. чел.) должен осуществлять следующие функции :

    1. Аналитическая работа по оценке состояния и динамики развития организации, анализ медико-демографической ситуации, сбор информации о факторах внешней среды, влияющих на формирование здоровья населения.
    2. Поддержание и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности организации, мониторирования состояния здоровья закрепленного населения; координация деятельности медицинских статистиков.
    3. Участие в разработке перспективных и текущих планов деятельности медицинской организации, контроль и оценка эффективности деятельности поликлиники, специалистов (по должностям, структурным подразделениям и др.).
    4. Внедрение и реализация системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (управление качеством контроля качества медицинской помощи на уровне организации).
    5. Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения; планирование совместно с кадровой службой мероприятий по повышению квалификации медицинских работников; организация и проведение конференций, семинаров; информирование персонала о выполнении плановых заданий (госзаказа); уточнение причин недостижения пороговых значений показателей и разработка мероприятий по их устранению.
    6. Организационно-методическая поддержка рабочих групп, сформированных по поручению врачебной комиссии для подготовки проектов организационно-распорядительных документов по управлению качеством деятельности поликлиники.

    Врачи-методисты организационно-методического кабинета должны обеспечивать мониторинг и контроль эффективности проведения следующих видов работ (услуг) :

    1. Оказание государственной социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), а также диспансеризация населения, иммунизация, диспансерное наблюдение по социально значимым заболеваниям. Профилактическая помощь . Анализ и оценка удовлетворенности населения медико-социальной помощью.
    2. Контроль объемов и качества лечебно-диагностического процесса. Деятельность врачебной комиссии. Участие в работе по нормированию труда медицинских работников с учетом конкретных организационно-технических условий. Оценка и анализ использования фонда рабочего времени по должности. Применение научно обоснованных методик нормирования труда с использованием преимущественно расчетно-аналитического метода. Анализ и оценка удовлетворенности населения медицинской помощью при лечении социально значимых заболеваний.
    3. Развитие стационарозамещающих технологий. Анализ и оценка экономической, медицинской и социальной эффективности применения стационарозамещающих технологий, включая восстановительное лечение. Анализ и оценка удовлетворенности населения стационарозамещающими видами медицинской помощи в условиях поликлиники.
    4. Диагностика мотивационных проблем персонала, например мониторинг динамики мотивационного профиля работников, ожиданий работников относительно свойств и черт характера личности руководителя, мониторирование удовлетворенности персонала профессиональной деятельностью. В этой плоскости задач методическое сопровождение включает в себя проведение социологических опросов, тестирования персонала.

    При утверждении штатов организационно-методического кабинета (отделения) следует иметь в виду, что число вводимых должностей необходимо рассчитывать с учетом:

    • объема и качества работы;
    • конкретных организационно-технических условий
    • возможности укомплектования вводимых должностей физическими лицами;
    • необходимости рационального их использования.

    Должно быть разработано положение об организационно-методическом кабинете (отделении), утверждены должностные инструкции и функциональные обязанности медицинского персонала, дополнительно вводимых в штат поликлиники врачей-методистов и медицинских статистиков. Важным условием является экономическое обоснование целесообразности введения должностей; представление расчетов трудовых затрат для определения потребности в должностях и численности персонала организационно-методического кабинета (отделения); проведение организационных и других мероприятий, обеспечивавших внутренние источники средств на содержание дополнительных должностей; перераспределение функциональных обязанностей управленческого персонала с учетом изменения объемов работ при введении должностей врачей-методистов.

    Организационная структура управления поликлиникой, формируемая с учетом необходимого разделения управленческого труда для выполнения поставленных руководством целей и задач, предусматривает высокий уровень самостоятельности заведующего организационно-методическим кабинетом и, как следствие, ответственности за надлежащее исполнение возложенных на него управленческих функций. На схеме представлен один из элементов организационной структуры поликлиники, определяющий взаимосвязи между руководителями, обеспечивающими основную деятельность медицинской организации.

    Заключение

    Достижение медицинской, социальной и экономической эффективности работы поликлиники определяется многообразием факторов, в т. ч. внешней и внутренней мотивацией персонала, его квалификацией, эффективным стратегическим планированием, наличием действенной системы контроля и оценки выполнения запланированных мероприятий. Планирование, анализ и оценка результатов деятельности поликлиники – это постоянные взаимосвязанные процессы, направленные на координацию и рациональное использование ресурсов организации.

    В современных условиях медицинская деятельность, осуществляемая поликлиникой, должна иметь профессиональное организационно-методическое сопровождение , поэтому организационно-методический кабинет (отделение) должен стать обязательным структурным подразделением поликлиники, с установленными функциями и штатами.

    Считаем также, что термин «организационно-методическое сопровождение» правомерно использовать в практике управления здравоохранением. В данном случае под организационно-методическим сопровождением понимается система регистрирующих, организационных, диагностических, обучающих мероприятий для медицинских работников, руководящего состава и пациентов; целью этих мероприятий является создание оптимальных условий функционирования медицинской организации, обеспечивающих возможность совершенствования оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и иных медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемической работы, взаимодействия между всеми субъектами, заинтересованными в высоком качестве и безопасности медицинской помощи, на уровне организации. Организационно-методическое сопровождение должно осуществляться специалистами – врачами-методистами под руководством главного врача и его заместителей.

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, КООРДИНИРУЮЩЕГО РАБОТУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО...

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПРИКАЗ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, КООРДИНИРУЮЩЕГО РАБОТУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    В целях координации работы по организации оказания медицинской помощи населению муниципального образования Челябинской области, обеспечению оперативного взаимодействия между государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Челябинской области, расположенными на территории муниципального образования Челябинской области, с Министерством здравоохранения Челябинской области и органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об организационно-методическом отделе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Челябинской области, координирующего работу по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования Челябинской области.

    2. Директору Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр" Бавыкину М.В. разместить настоящий приказ на официальной сайте Министерства здравоохранения Челябинской области в сети Интернет.

    3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Челябинской области Щетинина В.Б.

    Министр здравоохранения
    Челябинской области
    С.Л.КРЕМЛЕВ

    Типовое положение об организационно-методическом отделе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Челябинской области, координирующего работу по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования Челябинской..

    Утверждено
    приказом
    Министерства здравоохранения
    Челябинской области
    от 6 мая 2016 года N 718

    Типовое положение об организационно-методическом отделе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Челябинской области, координирующего работу по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования Челябинской области

    1. Основные положения

    1.1. Организационно-методический отдел государственного бюджетного учреждения здравоохранения Челябинской области, координирующего работу по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования Челябинской области (далее именуется Отдел), создается на основании приказа руководителя в структуре одной из многопрофильной медицинских организаций (далее именуются медицинские организации).

    1.2. Отдел является организационным методическим центром, участвующим в разработке организационных, методических и иных аспектов деятельности государственных медицинских организаций, расположенных на территории муниципального образования Челябинской области, направленных на совершенствование лечебно-диагностического процесса, профилактических и других мер, а также доступности медицинской помощи.

    1.3. В своей непосредственной деятельности сотрудники Отдела руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, приказами, и иными распорядительными документами Министерства здравоохранения Челябинской области (далее именуется Минздрав), а также настоящим Положением.

    1.4. Отдел планирует и организует свою работу в соответствии с планами работы Минздрава, медицинских организаций, органа местного самоуправления муниципального образования Челябинской области.

    2. Основные задачи Отдела

    2.1. Координирует организацию работы государственных медицинских организаций, анализирует и обобщает итоги их деятельности, вносит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности их деятельности.

    2.2. Осуществляет организационно-методическую помощь и обеспечивает оперативное взаимодействие между государственными медицинскими организациями, расположенными на территории муниципального образования Челябинской области, с Минздравом, органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области (далее именуется МО) по вопросам организации оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населению Челябинской области.

    2.3. Организует в МО проведение мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

    3. Функции Отдела

    Для реализации основных направлений деятельности Отдел осуществляет следующие функции:

    3.1. Контролирует в пределах полномочий исполнение приказов Минздрава, решений коллегий, аппаратных совещаний и прочих документов в части организации оказания медицинской помощи жителям МО.

    3.2. Контролирует в пределах полномочий реализацию Государственной программы Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области", Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области, плана мероприятий по снижению смертности от основных причин, концепции демографического развития.

    3.3. Подготавливает предложения по территориальному планированию оказания первичной и специализированной медицинской помощи, в том числе оптимизации деятельности медицинских организаций.

    3.4. Участвует в организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях на территории МО.

    3.5. Организует работу по медицинскому обеспечению призыва к военной службе.

    3.6. Организует оказание медицинской помощи ветеранам войн и лицам, приравненных к ним категорий: организация стационарной помощи в ГБУЗ "ЧОКТГВВ", проведение диспансеризации ветеранов, сбор и анализ информации, составление годовых и полугодовых отчетов, ведение городского регистра ветеранов и сверка с органами социальной защиты.

    3.7. Организует и контролирует осуществление маршрутизации пациентов в рамках трехуровневой системы оказания специализированной медицинской помощи.

    3.8. Обеспечивает взаимодействие между медицинскими организациями, расположенными на территории МО по вопросам оказания медицинской помощи.

    3.9. Подготавливает предложения по формированию объемов медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области.

    3.10. Подготавливает предложения о кандидатурах главных внештатных специалистов в МО.

    3.11. Организует межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики и борьбы с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и социально значимыми заболеваниями, хроническими невоспалительными заболеваниями и формированию ЗОЖ, противодействию преступности, профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, ДТП, антинаркотической деятельности и прочих комиссий при администрации МО, проведение Штабов и Координационных советов на территории МО (Штаба по профилактике смертности, в том числе материнской и младенческой, по профилактике и борьбе с гриппом, Координационного совета по профилактике ВИЧ и других).

    3.13. Организует проведение межведомственных мероприятий в рамках летне-оздоровительной кампании.

    3.14. Координирует работу по иммунопрофилактике на территории МО.

    3.15. Организует соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий медицинскими организациями, в том числе при регистрации карантинных инфекций. Обеспечивает взаимодействие с Территориальным отделом Роспотребнадзора Челябинской области по МО.

    3.16. Координирует работу по профилактике и снижению заболеваемости ОРВИ и гриппом.

    3.17. Координирует лекарственное обеспечение льготной категории граждан МО, в части своевременного составления заявок в соответствии с потребностью, анализ движения лекарственных препаратов, принимает меры к недопущению истечения сроков годности лекарственных препаратов. Контролирует обоснованность назначения лекарственных препаратов из льготного перечня и правильность оформления медицинской документации в соответствии с законодательством. Ведение городских регистров пациентов по 7 высокозатратным нозологиям, орфанным заболеваниям, сахарному диабету и прочих.

    3.18. Осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации по кадровому обеспечению медицинских организаций МО.

    3.19. Осуществляет сбор, обобщение и анализ качественных и количественных показателей оказания медицинской помощи медицинскими организациями МО.

    3.20. Осуществляет сбор, обобщение и анализ показателей состояния здоровья населения МО, разрабатывают мероприятия по снижению заболеваемости и смертности населения.

    3.21. Координирует организационно-методическую и статистическую работу в медицинских организациях МО.

    3.22. Подготавливает доклады, аналитические материалы по вопросам оказания медицинской помощи жителям МО, профилактической работы, иммунопрофилактике и т.д.

    3.23. Организует работу по повышению удовлетворенности населения МО доступностью и качеством оказания медицинской помощи.

    3.24. Организует прием граждан по вопросам оказания медицинской помощи.

    3.25. Подготавливает предложения по формированию объемов медицинской помощи в соответствии с нормативами территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области, с учетом маршрутизации пациентов в медицинские организации.

    3.26. Контролирует исполнение объемов медицинской помощи, формирует предложения на заседание комиссии по разработке заданий по обеспечению государственных гарантий оказания жителям Челябинской области бесплатной медицинской помощи, в том числе на заседание комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по перераспределению объемов в рамках МО.

    3.27. Организует работу со СМИ по вопросам организации здравоохранения и общественного здоровья граждан МО.

    4. Права Отдела

    В соответствии с возложенными задачами и функциями Отдел имеет право:

    4.1. Вести переписку и запрашивать необходимую информацию от медицинских организаций по вопросам, входящим в компетенцию Отделов.

    4.2. Принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию системы управления здравоохранением на территории МО.

    4.3. Осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления МО, а также с медицинскими организациями, расположенными на территории МО.

    4.4. Принимать участие в подготовке отчетов руководителей медицинских организаций, расположенных на территории МО по вопросам охраны здоровья граждан.

    4.5. Проводить совещания, встречи и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, КООРДИНИРУЮЩЕГО РАБОТУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Название документа:
    Номер документа: 718
    Вид документа: Приказ Минздрава Челябинской области
    Принявший орган: Минздрав Челябинской области
    Статус: Действующий
    Дата принятия: 06 мая 2016

    Одной из главных задач в деятельности главной медицинской сестры является проведение воспитательной работы с медицинским персоналом. Формы и методы этой работы довольно разнообразны. Это школы молодого специалиста, школы старших медицинских сестер, изучение специальной медицинской литературы, участие и выступления на научно-практических конференциях, в различных смотрах и конкурсах. Подбор медицинских сестер на любую должность, а особенно подготовка резерва на руководящую должность, требует детального изучения деловых и моральных качеств работника, изучения достоинств и недостатков путем наблюдения за его деятельностью, в процессе личных бесед, отзывов работающих с ним рядом коллег, с помощью социологических исследований. Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и мог наиболее полно проявить себя. Работа с резервом на выдвижение на должность старшей медицинской сестры должна проводиться по специальным программам, в частности через школу молодого специалиста.

    Важным звеном в организации воспитательно-производственной работы являются Советы медицинских сестер. В совете медицинских сестер создается несколько комиссий, наиболее важные - производственная и санитарная. Каждую комиссию возглавляет одна из старших медицинских сестер. Все заседания совета оформляются протоколами, которые вывешиваются на стенд «Уголок совета медицинских сестер». К кругу вопросов, решаемых советом медсестер, относятся: изучение основных приказов и методических указаний по санитарному режиму, учет и хранение лекарственных средств, спирта, проведение перекрестных проверок с отчетом об их результатах и т.д. Одной из форм воспитательной работы с медицинскими сестрами является проведение посвящения в профессию, конкурсы профессионального мастерства и т.д. (Сальникова О.А., 2003; Алексеева Г.М., Хейфец А.С., 2003 и т.д.).

    Существенным направлением работы главной медицинской сестры является обеспечение трудовой дисциплины среди сестринского персонала (Хейфец А.С., 2001; 2002 и т.д.). Эта задача является комплексной. Ее решение осложняется тем, что профессия медицинской сестры считается недостаточно престижной и малооплачиваемой, а работа очень тяжелой: эмоционально-психологические нагрузки, повышенная опасность заражения инфекционными заболеваниями (туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ) и т. д. Это во многом определяет высокую текучесть сестринских кадров в ЛПУ, а следовательно, вызывает трудности в обеспечении высокого уровня трудовой дисциплины.

    Для решения этой сложной задачи необходимо принять во внимание ряд основополагающих принципов:

    1. Работа руководителей сестринских служб по укреплению трудовой дисциплины должна носить многофакторный, комплексный характер.

    2. Важнейшими элементами управленческой деятельности среди сестринского персонала являются повышение престижа сестринской профессии, создание благоприятных условий труда, оптимизация нагрузок, социально-бытовая защита и т. д.

    3. Работа по укреплению и обеспечению высокого уровня трудовой дисциплины должна рассматриваться руководителями сестринских служб как приоритетная.

    4. Основным методом управленческой деятельности руководителей сестринских служб должна быть индивидуальная работа с учетом личностных особенностей каждого сотрудника.

    5. Руководители должны реагировать на каждый случай нарушения трудовой дисциплины или достижения успехов в работе.

    Для обеспечения высокого уровня трудовой дисциплины следует использовать разнообразные методы и направления (Хейфец А.С., 2001; 2002):

    Организационно-распорядительные методы управления;

    Социально-психологические методы управления;

    Экономические методы управления;

    Правовые методы управления;

    Организационно-техническое обеспечение деятельности сестринского персонала;

    Контроль за деятельностью сестринского персонала.

    Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № 6.

    УДК 614. 2. 07: 658. 387

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ И КАДРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ

    Ш.М.Вахитов, М.В.Блохина, Л.И.Рыбкин, Г.А.Шамсеева, А.М.Фатыхов

    Кафедра менеджмента и организации сестринского дела (зав. - проф. Ш.М. Вахитов) Казанского государственного медицинского университета, Республиканская клиническая больница (главврач - М.В. Кормачев) МЗ РТ, г. Казань, Центральная городская больница (главврач - Ф.Ф. Агзамов) г. Альметьевска и Альметьевского района РТ, Казанский городской кардиологический диспансер (главврач - В.А.Гапоненко)

    Организационно-методическая работа (ОМР) является одной из важнейших функций руководителей различных служб и учреждений здравоохранения. Объясняется это тем, что руководители любого ранга должны анализировать информацию, оценивать ситуацию в подведомственной (подчиненной) ему системе (организации) и через управленческие решения оптимизировать функционирование системы. Содержание ОМР чрезвычайно вариабельно в зависимости от ее уровня, масштабов, основной направленности. Однако в настоящее время в очень многих случаях ОМР сводится к сбору статистической информации, ее обработке по имеющимся шаблонам и оценке полученных показателей по принципу - лучше или хуже средних для определенной территории, службы, вида ЛПУ. Положение усугубляется тем, что многие иные подразделения ЛПУ стараются «возложить» на ОМР и соответствующие службы все, с чем не справляются, в чем некомпетентны, не владеют ситуацией.

    В связи с переходом к рыночным отношениям в системе здравоохранения и необходимостью оценивать труд работников отрасли по их результатам представляются исключительно необходимыми разработка и констатация основных положений ОМР, перечня ее целей и критериев и в конечном итоге создание технологий управления персоналом ЛПУ, их подразделений и служб.

    С нашей точки зрения, ОМР следует реализовывать в следующих направлениях (рис. 1), в принципе обеспечивающих разработку планов деятельности системы (или определенной подсистемы) здравоохранения на перспективу. Но чтобы это научно обосновать, необходимо решить ряд предварительных вопросов.

    Специального пояснения требует прежде всего само понятие «организационно-методическая работа» ибо данная дефиниция, хотя и используется чрезвычайно часто и повсеместно, однако различными специали-

    стами воспринимается далеко не однозначно. Объясняется это тем, что определение ОМР как вида деятельности в большинстве учебных пособий и руководств или отсутствует, или дано в форме, затрудняющей однозначное его восприятие.

    Исходя из входящих в ОМР терминов «организация» и «методика», мы считаем возможным охарактеризовать ОМР как совокупность действий и процессов, обеспечивающих деятельность отдельных структурных единиц и подразделений в рамках единой системы (организации), функционирующей на основе утвержденных технологий, методов и приемов практического выполнения поставленных перед нею задач и достижения определенных целей.

    ОМР является специфической сферой маркетинговой деятельности, а именно маркетингового исследования, направленного на сбор, обработку, анализ данных, снижающих неопределенность при принятии управленческих решений, а также ориентированного на обеспечение управления персоналом организации (исследование потребностей персонала, его мотивацию, профессиональный рост и т.п.). С позиций современного менеджмента ОМР состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей - анализа (в процессе которого целое расчленяется на части, выявляются причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия частей) и синтеза (в результате которого создается новое, усовершенствованное целое, лишенное, по возможности, выявленных в процессе анализа недостатков).

    В зависимости от уровня проведения и масштабов ОМР, профиля и специфики деятельности учреждения здравоохранения содержательная часть работы будет трансформироваться, дополняться, специализироваться, приобретать специфические особенности. При этом каждый член коллектива организации должен (с современных позиций рыночной экономики и менеджмента)

    Организация выездной работы для оказания лечебно-консультативной помощи населению

    Обеспечение консультативной помощи работникам здравоохранения

    Подготовка и издание инструктивно-методических и нормативно-справочных материалов

    Обеспечение правильного-учета и отчетности на своем и нижестоящих уровнях управления

    Составление отчетов для вышестоящего уровня управления

    Разработка мероприятий по оптимизации деятельности в рамках каждой из этих форм<|_ организации здравоохранения

    Анализ деятельности систем государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, платной медицины

    Разработка регламента проведения отчетов для нижестоящего уровня управления

    Организация мероприятий по повышению квалификации кадров

    Анализ деятельности сети и кадров здравоохранения

    Анализ состояния здоровья населения

    Изучение передового опыта

    Выявление недостатков, их причин

    Оценка состояния и прогнозирование деятельности сети и кадров

    Изучение и прогнозирование

    спроса на медицинские услуги

    Разработка планов их устранения

    Разработка планов повышения качества и эффективности работы сети и кадров

    Разработка мероприятий по формированию спроса

    Организация и проведение совещаний, конференций и пр.

    Составление графиков повышения квалификации кадров

    Участие в сертификации и аттестации кадров

    Участие в аккредитации и лицензировании ЛПУ

    Разработка планов деятельности системы на перспективу

    Рис. 1. Основные составные части организационно-методической работы (в общем виде).

    Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № б.

    Рис. 2. Требования к планам деятельности ЛПУ с позиций ОМР как специфической сферы маркетинговой деятельности.

    Специфика составления планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения

    1. Обеспечение сохранения здоровья населения: удовлетворение потребностей человека в здоровье, удовлетворение запросов человека в медицинской помощи, удовлетворение населения качеством медицинских услуг, их ассортиментом и стоимостью (в комплексе), удовлетворение потребностей здравоохранения

    2. Реформирование систем здравоохранения в соответствии с общими изменениями, происходящими в социально-политической сфере страны

    3. Необходимость действовать в условиях: нестабильности бюджета здравоохранения, нарушения принципа целевой направленности средств

    4. Раскол некогда единой системы здравоохранения

    с выделением фармации, служб технического оснащения, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

    5. Расширение сферы платных услуг

    Рис. 3. Специфика планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения.

    не просто слепо выполнять свои функции и требования руководства, но четко осознавать свое место и роль в достижении целей организации. С позиций руководства этого можно достичь не только на основании разъяснения сотрудникам содержания их деятельности, но прежде всего на основе отбора соответствующих сотрудников и ус-

    тановления с ними отношений, адекватных общей маркетинговой цели организации.

    Теперь можно сформулировать требования к разработке планов деятельности ЛПУ с позиций OMP (рис. 2) с учетом специфики составления этих планов (рис. З).

    Логическим продолжением нашей последующей деятельности является разработка способов и критериев оценки OMP на различных уровнях и направлениях деятельности ЛПУ, а также подходов к технологии ведения OMP.

    Авторы были бы признательны тем специалистам, которые, ознакомившись с данными материалами, дали бы с позиций профессионалов конструктивные и критические предложения в плане оценки, формирования и развития OMP.

    Поступила 15.06.04.

    PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF ACTIVITY OF NET AND PERSONNEL OF TREATMENT AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS OF ADMINISTRATION

    TERRITORY Sh.M. Vakhitov, M.V. Blokhina, L.Ï. Rybkin, C.A. Shamseeva, A.M. Fatykhov S u m m a r y

    Organizational and methodical work as the basis of management of activity of net and personnel of treatment and prophylactic institutions is estimated as specific sphere of marketing activity. Purposes, problems and directions of development of organizational and methodical work at present taking into account specificity of making activity plans of treatment and prophylactic institutions are shown.

    Организация статистической работы медицинского учреждения
    Статистика здравоохранения помогает руководителям учреждения оперативно управлять своим объектом, а врачам всех специальностей – судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы.
    Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования кнаучно-организационным факторам. В данных условиях возрастают роль и значимость медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.
    Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение,способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития как здравоохранения,так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
    Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использованияресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).
    Анализ, обобщение проделанной работы должны осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:
    1) определение объекта наблюдения;
    2) определение срока проведения работы на всех этапах;
    3) указание вида статистического наблюдения и метода;
    4) определение места, где будут проводиться наблюдения;
    5) выяснение, какими силами и под чьим методическим иорганизационным руководством будут проводиться исследования.
    Организация статистического исследования делится на несколько стадий:
    1) стадию наблюдения;
    2) статистическую группировку и сводку;
    3) счетную обработку;
    4) научный анализ;
    5) литературное и графическое оформление данных исследования.

    Организация статистического учета и отчетностиШтатно-организационная структура отделения медицинской статистики
    Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий – врач-статистик.
    В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимостиот формы ЛПУ:
    1) отделение статистики в поликлинике – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;
    2) отделение статистики стационара – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;
    3) медицинский архив – отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.Отделение статистики должно быть оборудовано автоматизированными рабочими местами с подключением в локальную сеть ЛПУ.
    На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области, проводит подготовку персонала по этим вопросам и осуществляет...