• Дизельное топливо гост 305 82 актуальность. Технические требования к дизтопливу

    УДК 621.436-632:006.354 / Группа Б13

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    ГОСТ 305-82

    ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

    Технические условия

    Diesel fuel. Specifications

    МКС 75.160.20 / ОКП 02 5131 0000

    Дата введения 01.01.83

    Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

    Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

    (Измененная редакция, Изм. № 3).

    1. МАРКИ

    1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

    З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

    (Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

    I - массовая доля серы не более 0,2 %;
    II - массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).

    1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

    Таблица 1
    Топливо Код ОКП
    Л-0,2-40, высший сорт 02 5131 0103
    Л-0,2-40, первый сорт 02 5131 0107
    Л-0,5-40 02 5131 0102
    Л-0,2-62, высший сорт 02 5131 0104
    Л-0,2-62, первый сорт 02 5131 0106
    Л-0,5-62 02 5131 0105
    З-0,2 минус 35, высший сорт 02 5132 0102
    З-0,2 минус 35, первый сорт 02 5132 0108
    З-0,5 минус 35 02 5132 0101
    З-0,2 минус 45, высший сорт 02 5132 0103
    З-0,2 минус 45, первый сорт 02 5132 0107
    З-0,5 минус 45 02 5132 0104
    А-0,2, высший сорт 02 5133 0102
    А-0,2, первый сорт 02 5133 0103
    А-0,4 02 5133 0101

    1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

    Примеры условного обозначения

    Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С:

    Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

    Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С:

    Топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

    Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:

    Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

    Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

    2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

    Таблица 2

    Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
    Л З А
    1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122
    2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
    50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
    96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
    3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм 2 /с (сСт) 3,0–6,0 1,8–5,0 1,5–4,0 По ГОСТ 33
    4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
    умеренной –10 –35
    холодной –45 –55
    5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 5066 (второй метод)
    умеренной –5 –25
    холодной –35
    6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже По ГОСТ 6356
    для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
    для дизелей общего назначения 40 35 30
    7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: По ГОСТ 19121
    вида I 0,20 0,20 0,20
    вида II 0,50 0,50 0,40
    8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
    9. Содержание сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
    10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
    11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
    12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
    13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
    14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
    15. Зольность, %, не более 0,1 0,1 0,1 По ГОСТ 1401
    16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,2 0,3 0,3 По ГОСТ 19932
    17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
    18. Содержание механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
    19. Содержание воды То же По ГОСТ 2477
    20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
    21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше –5 По ГОСТ 22254

    Примечания:

    1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

    2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

    3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

    4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

    5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см 3 топлива.

    6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см 3 топлива.

    7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

    • массовая доля серы, %, не более - 0,2;
    • концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более - 25;
    • йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;
    • зольность, %, не более - 0,008;
    • коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;
    • коэффициент фильтруемости, не более - 2.

    8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

    9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м 3 , для марок З и А - не более 860 кг/м 3 .

    10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

    При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.

    11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2–3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

    Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

    Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 .

    Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

    Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

    3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

    3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

    3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

    3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

    3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

    4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

    4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

    4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

    (Введен дополнительно, Изм. № 3).

    5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм 3 топлива.

    5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.

    РАЗРАБОТЧИКИ

    Т.Х. Мелик-Ахназаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметкин, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

    3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

    4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Обозначение НТД,
    на который дана ссылка
    Номер пункта
    ГОСТ 33-82 2.2
    ГОСТ 1461-75 2.2
    ГОСТ 1510-84 6.1
    ГОСТ 2070-82 2.2
    ГОСТ 2177-82 2.2
    ГОСТ 2477-65 2.2
    ГОСТ 2517-85 4.2, 5.1
    ГОСТ 2667-82 2.2
    ГОСТ 3122-67 2.2
    ГОСТ 3900-85 2.2
    ГОСТ 5066-91 2.2
    ГОСТ 5985-79 2.2
    ГОСТ 6307-75 2.2
    ГОСТ 6321-92 2.2
    ГОСТ 6356-75 2.2
    ГОСТ 6370-83 2.2
    ГОСТ 8489-85 2.2
    ГОСТ 16350-80 2.2
    ГОСТ 17323-71 2.2
    ГОСТ 19006-73 2.2
    ГОСТ 19121-73 2.2
    ГОСТ 19932-99 2.2
    ГОСТ 20287-91 2.2, 5.2
    ГОСТ 22254-92 2.2

    5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

    6. ИЗДАНИЕ с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

    По материалам издания «ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ. Технические условия. Издание официальное.»
    ИПК Издательство стандартов, Москва, 2003 г.


    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топливо дизельное. Определение цетанового числа".
    (Поправка ИУС 10-2007).
    П р и м е ч а н и я:
    1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45°С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.
    2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.
    3. Дизельное топлива вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2011, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60°С) по ГОСТ Р ИСО 12156-I должна быть не более 460мкм.
    Допускается выпуск дизельного топлива вида I, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, до 03.09.2011.
    (Измененная редакция, Изм. № 6).
    4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
    5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см 3 топлива.
    6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см 3 топлива.
    7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:
    массовая доля серы, %, не более - 0,2;
    концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более - 25;
    йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;
    зольность, %, не более - 0,008;
    коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10;
    коэффициент фильтруемости, не более - 2.
    8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.
    9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м 3 , для марок 3 и А - не более 860 кг/м 3 .
    10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.
    При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.
    11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

    5. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

    6. ИЗДАНИЕ с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

    Поправка внесена изготовителем базы данных

    Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

    Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

    (Измененная редакция, Изм. N 3).

    1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

    З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

    (Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

    I - массовая доля серы не более 0,2%;

    II - массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%).

    1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл.1.

    Таблица 1

    Топливо

    Код ОКП

    Л-0,2-40, высший сорт

    02 5131 0103

    Л-0,2-40, первый сорт

    02 5131 0107

    02 5131 0102

    Л-0,2-62, высший сорт

    02 5131 0104

    Л-0,2-62, первый сорт

    02 5131 0106

    02 5131 0105

    З-0,2 минус 35, высший сорт

    02 5132 0102

    З-0,2 минус 35, первый сорт

    02 5132 0108

    З-0,5 минус 35

    02 5132 0101

    З-0,2 минус 45, высший сорт

    02 5132 0103

    З-0,2 минус 45, первый сорт

    02 5132 0107

    З-0,5 минус 45

    02 5132 0104

    А-0,2, высший сорт

    02 5133 0102

    А-0,2, первый сорт

    02 5133 0103

    1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

    Примеры условного обозначения

    Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40 °С:

    Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

    Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35 °С:

    Топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

    Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4%:

    Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

    Разд.1. (Измененная редакция, Изм. N 4).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

    2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

    Таблица 2

    Наименование показателя

    Норма для марки

    Метод испытания

    1. Цетановое число, не менее

    ______________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топлива дизельные. Определение цетанового числа".

    2. Фракционный состав:

    50% перегоняется при температуре, °С, не выше

    96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

    3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт)

    4. Температура застывания, °С,
    не выше, для климатической зоны:

    для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

    для дизелей общего назначения

    7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

    8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

    Отсутствие

    10. Испытание на медной пластинке

    Выдерживает

    Отсутствие

    12. Концентрация фактических смол,
    мг на 100 см топлива, не более

    13. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

    14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

    15. Зольность, %, не более

    По ГОСТ 1401*

    ________________
    * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 1461 . - Примечание.

    16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более
    18. Содержание механических примесей830

    21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

    Примечания:

    1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

    2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

    3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

    4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

    5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см топлива.

    6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см топлива.

    7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

    Массовая доля серы, %, не более - 0,2;

    Концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более - 25;

    Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

    Зольность, %, не более - 0,008;

    Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

    Коэффициент фильтруемости, не более - 2.

    8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

    9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м, для марок З и А - не более 860 кг/м.

    10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

    При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл.2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254 .

    11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2%.

    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4, 5).

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

    Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С;

    З " 62 °С, " 105 °С;

    А " 57 °С, " 100 °С.

    Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

    Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м.

    Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

    Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

    3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

    3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

    3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

    3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

    3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

    4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

    4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    4.4. Показатель по п.21 табл.2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

    (Введен дополнительно, Изм. N 3).

    5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517 . Масса объединенной пробы - 2 дм топлива.

    5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.

    6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

    6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510 .

    На документе о качестве дизельного топлива марок Л, З, А высшего сорта должно быть указано - "высший сорт".

    (Измененная редакция, Изм. N 4).

    7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

    7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    Нефтепродукты. Топлива. Технические условия:
    Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

    Группа Б13

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

    Технические условия

    Diesel fuel. Specifications

    ОКП02 5131 0000

    Дата введения 1983-01-01

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

    1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

    РАЗРАБОТЧИКИ

    Т.Х.Мелик-Ахназаров, Е.М.Серегин, Б.А.Энглин, B.C.Азев, О.П.Наметкин, Т.Н.Митусова, А.А.Кукушкин, С.А.Бнатов, Ф.В.Туровский

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

    3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

    4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Номер пункта

    ГОСТ 1461-75

    ГОСТ 1510-84

    ГОСТ 2070-82

    ГОСТ 2177-82

    ГОСТ 2477-65

    ГОСТ 2517-85

    ГОСТ 2667-82

    ГОСТ 3122-67

    ГОСТ 3900-85

    ГОСТ 5066-91

    ГОСТ 5985-79

    ГОСТ 6307-75

    ГОСТ 6321-92

    ГОСТ 6356-75

    ГОСТ 6370-83

    ГОСТ 8489-85

    ГОСТ 16350-80

    ГОСТ 17323-71

    ГОСТ 19006-73

    ГОСТ 19121-73

    ГОСТ 19932-74

    ГОСТ 20287-91

    ГОСТ 22254-92

    5. Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

    6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1997 г.) с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

    Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

    Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

    (Измененная редакция, Изм. № 3).

    1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

    3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

    (Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

    I - массовая доля серы не более 0,2 %;

    II - массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).

    1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

    Таблица 1

    Л-0,2-40, высший сорт

    Л-0,2-40, первый сорт

    Л-0,2-62, высший сорт

    Л-0,2-62, первый сорт

    3-0,2 минус 35, высший сорт

    3-0,2 минус 35, первый сорт

    3-0,5 минус 35

    3-0,2 минус 45, высший сорт

    3-0,2 минус 45, первый сорт

    3-0,5 минус 45

    А-0,2, высший сорт

    А-0,2, первый сорт

    1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

    Примеры условного обозначения

    Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С:

    Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

    Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С:

    Топливо дизельное 3-0,2-35 ГОСТ 305-82

    Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:

    Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

    Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

    2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

    Таблица 2

    Наименование показателя

    Норма для марки

    Метод испытания

    1. Цtтановое число, не менее

    По ГОСТ 3122

    2. Фракционный состав:

    По ГОСТ 2177

    50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

    96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

    3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм /с (сСт)

    По ГОСТ 33

    4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

    По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

    умеренной

    холодной

    5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:

    По ГОСТ 5066 (второй метод)

    умеренной

    холодной

    6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

    По ГОСТ 6356

    для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

    для дизелей общего назначения

    7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

    ПО ГОСТ 19121

    8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

    По ГОСТ 17323

    Отсутствие

    По ГОСТ 17323

    10. Испытание на медной пластинке

    Выдерживает

    По ГОСТ 6321

    Отсутствие

    По ГОСТ 6307

    12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более

    По ГОСТ 8489

    13. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

    По ГОСТ 5985

    14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

    По ГОСТ 2070

    15. Зольность, %, не более

    По ГОСТ 1401

    16. Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

    По ГОСТ 19932

    17. Коэффициент фильтруемости, не более

    По ГОСТ 19006

    Отсутствие

    По ГОСТ 6370

    По ГОСТ 2477

    20. Плотность при 20 °С, кг/м , не более

    По ГОСТ 3900

    21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

    По ГОСТ 22254

    Примечания:

    1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

    2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

    3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

    4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

    5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см топлива.

    6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см топлива.

    7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

    массовая доля серы, %, не более - 0,2;

    концентрация фактических смол, мг на 100 см топлива, не более - 25;

    йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

    зольность, %, не более - 0,008;

    коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

    коэффициент фильтруемости, не более - 2.

    8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

    9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м , для марок З и А - не более 860 кг/м .

    10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

    При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указываютв сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.

    11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5)

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °С, марки З - 310 °С, марки А - 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:

    Л - нижний 69 °С, верхний 119 °С;

    З » 62 °С, » 105 °С;

    А » 57 °С, » 100 °С.

    Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °С, З - выше 30 °С, А - выше 30 °С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °С, З - выше 40 °С, А - выше 35 °С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

    Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м .

    Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.

    Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

    3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

    3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

    3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

    3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

    3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

    3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

    4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

    4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

    4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

    Не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо ГОСТ 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

    ГОСТ 305-82

    Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

    Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

    Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

    Область применения

    Дизтопливо (ГОСТ 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

    Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

    Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в (Казахстане и Белоруссии).

    Основные преимущества

    Итак, главные достоинства - это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

    Дизтопливо ГОСТ 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

    Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

    Главный недостаток

    Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

    Марки дизтоплива

    Старый ГОСТ устанавливал три новый же - четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

    Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура - от минус 5 °С, температура вспышки для общего назначения - 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 62°С.

    Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

    Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации - минус 35°С и минус 25°С соответственно.

    Арктическое (А) дизтопливо ГОСТ 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

    Виды дизтоплива

    Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

    • I - 350 мг;
    • II - 50 мг;
    • III - 10 мг на один кг горючего.

    В ГОСТ 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

    • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
    • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З - 0,5%, а для марки А - 0,4%.

    Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II - 500 мг на килограмм топлива.

    Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

    Большое количество серы - это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

    Условные обозначения

    В ГОСТ 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

    Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

    Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

    Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

    Основные характеристики дизтоплива

    Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо ГОСТ 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

    Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

    От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

    Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

    Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

    Предельная температура фильтруемости - это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель - это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

    Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных и плотности топлива. В ГОСТ 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

    Технические требования к дизтопливу

    Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы - либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

    Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость - от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

    Характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

    Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

    Температура вспышки зимнего топлива общего назначения - 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных - 40°С, арктического - 30°С и 35°С соответственно.

    Отличия дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) и ЕВРО

    Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы - меньше 0,035%, а плотность - меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

    Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

    Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

    Требования безопасности

    Поскольку дизельное топливо - жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

    Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива ГОСТ 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

    Марка топлива

    Температура самовоспламенения, °С

    Температурный предел воспламенения, °С

    Летнее, межсезонное

    Арктическое

    Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

    Характеристики дизтоплива для электростанций

    Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

    Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок - 0,05%, плотностью 0,835 - 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I ГОСТ 305-82 (2013).

    В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

    Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

    ГОСТ 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.