• Об утверждении правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента Изменение и отмена технического регламента

    1. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    Технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

    2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

    3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

    Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

    4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

    Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

    Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их представителям органов государственной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

    Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

    5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

    Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

    Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

    6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    8.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном пунктами 2 - 6 настоящей статьи порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

    Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

    (п. 8.1 введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

    9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

    Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

    (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

    Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.

    Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними действиям по проектированию, строительству, перевозке, производству, монтажу, хранению, наладке, эксплуатации, реализации, оценке соответствия, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Не распространяет свою силу на область экономического нормирования (на ценообразование, сметное нормирование в строительстве и т.п.). Занимается такими вопросами, как порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, стандартизация, цели, принципы и формы подтверждения соответствия, обязательное подтверждение соответствия, нарушение требований технических регламентов, отзыв продукции, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и т.д.

    Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений ФЗ «О техническом регулировании». Этапы разработки и принятия технического регламента представлены на рисунке 1.

    2.4.1 Разработка и публичное обсуждение проекта технического регламента

    Разработчиком проекта технического регламента (далее – проекта) может быть любое лицо, то есть разработка обязательных требований перестает быть монополией государства. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать уведомление о разработке проекта в своих источниках - в печатном издании («Вестник Госстандарта») на русском языке и в информационной системе общего пользования (www.gost.ru) в электронно-цифровой форме.

    В уведомлении о разработке проекта указывается:

    К каким объектам он применяется;

    Цель разработки технического регламента;

    Обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ;

    Информация о способе ознакомления с ним;

    Данные разработчика (наименование или фамилия, имя, отчество разработчика, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц).


    Рисунок 1 – Этапы разработки и принятия технического регламента

    С момента опубликования уведомления проект должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Обязанность предоставления копии проекта возлагается на разработчика. Разработчик дорабатывает проект с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

    Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти экспертным комиссиям по техническому регулированию (далее – экспертная комиссия) по их запросам.

    Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

    Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта должно быть опубликовано Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в тех же источниках, что и уведомление о разработке проекта.

    Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта должно включать в себя информацию:

    Способ ознакомления с проектом и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц;

    Данные разработчика.

    Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

    Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать уведомления в течение десяти дней с момента оплаты их опубликования. Порядок опубликования и размер платы устанавливаются Правительством РФ.

    2.4.2 Принятие федерального закона о техническом регламенте

    Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте (далее – проект федерального закона) в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

    Обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта;

    Финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

    Перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

    Право законодательной инициативы согласно ст.104 Конституции РФ принадлежит:

    Президенту РФ;

    Совету Федерации;

    Членам Совета Федерации;

    Депутатам Государственной Думы;

    Правительству РФ;

    Законодательным органам субъектов РФ.

    Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона с приложением необходимых документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии.

    Проект федерального закона, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в источниках федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Поправки к нему, после окончания срока их подачи, публикуются в тех же источниках.

    Проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии.

    Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать проект федерального закона в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования размер платы устанавливаются Правительством РФ.

    Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

    Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

    Заключения экспертных комиссий подлежат обязательному опубликованию федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в его источниках. Порядок их опубликования и размер платы устанавливаются Правительством РФ.

    2.4.3 Внесение изменений в технический регламент или его отмена

    В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

    Статья 10. Порядок принятия, изменения и отмены технических регламентов. 1. Разработчик направляет предложение субъекту законодательной инициативы о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Субъект права законодательной инициативы вправе обратиться в Правительство Российской Федерации для получения отзыва на проект технического регламента. Проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом законодательной инициативы в установленном порядке.

    2. Разработчик проекта технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, направляет предложение о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации по своему усмотрению членам Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам государственной власти.
    В случае принятия решения о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется на рассмотрение Правительства Российской Федерации без обсуждения с заинтересованными органами и организациями.
    Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенный проект технического регламента на заседании Правительства Российской Федерации.
    3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает проект технического регламента в трех чтениях.
    Проект технического регламента в первом чтении голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
    При рассмотрении проекта технического регламента во втором чтении поправки к проекту технического регламента в части изменения требований к техническим характеристикам продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации могут быть внесены при условии соблюдения процедуры их разработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
    В третьем чтении проект технического регламента голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается.
    4. При рассмотрении Правительством Российской Федерации проекта технического регламента внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.
    5. В случае, если обстоятельства или цели, обусловившие принятие технического регламента, изменились или перестали существовать, он подлежит изменению или отмене.
    Соответствующий федеральный орган исполнительной власти при наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан начать процедуру изменения или отмены технического регламента.
    Уведомление о разработке изменений и дополнений к техническому регламенту публикуется в порядке, установленном для разработки технического регламента. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в порядке, предусмотренном для вновь разрабатываемых технических регламентов.
    6. Технический регламент не может быть введен в действие ранее, чем через шесть месяцев с момента его официального опубликования.
    Сроки введения в действие технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации при принятии указанного технического регламента.
    7. Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона принять программу разработки технических регламентов. В дальнейшем такая программа должна уточняться ежегодно в соответствии с порядком разработки технического регламента.

    Разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

    2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Канешев Б.Б.) обеспечить:

    1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

    2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

    3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

    4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

    4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр сельского хозяйства

    Республики Казахстан

    А. Мамытбеков

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр здравоохранения

    и социального развития

    Республики Казахстан

    Т. Дуйсенова

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр финансов

    Республики Казахстан

    Б. Султанов

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр национальной экономики

    Республики Казахстан

    Е. Досаев

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр внутренних дел

    Республики Казахстан

    К. Касымов

    "СОГЛАСОВАН"

    Министр энергетики

    Республики Казахстан

    Правила
    разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены
    технических регламентов
    1. Общие положения

    1. Настоящие Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

    2. Настоящие Правила не распространяются на процедуры по разработке, принятию, внесению изменений и отмены технических регламентов, принимаемых в рамках Евразийского экономического союза и в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

    2. Порядок разработки технических регламентов

    3. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене технического регламента подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, заинтересованных сторон и предоставляются в уполномоченный орган в области технического регулирования (далее – уполномоченный орган).

    Уполномоченный орган на основании предложений формирует и утверждает план по разработке технических регламентов в соответствии с подпунктом 21) статьи 7 Закона.

    Технический регламент разрабатывается при наличии концепции, одобренной Комиссией по вопросам технического регулирования и метрологии, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2010 года № 558 "О создании Комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии" (далее – Комиссия).

    Концепция должна содержать:

    1) наименование технического регламента;

    2) цель разработки технического регламента;

    3) область применения и объекты технического регламента с указанием товарной позиции внутри кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС);

    4) субъекты предпринимательской и иной деятельности, интересы которых будут затронуты техническим регламентом;

    5) информацию о проблемах, регулирование которых необходимо установить, чтобы свести к минимуму их отрицательные влияния;

    6) опасные факторы (риски);

    7) информацию о наличии и состоянии нормативной правовой базы Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (законы, постановления, санитарные, строительные, пожарные и другие нормы и правила, устанавливающие требования к объекту технического регламента);

    8) информацию о наличии нормативных документов международного уровня (международные договоры, директивы, технические регламенты других стран и другие);

    9) информацию о состоянии производственной, испытательной базы и отрасли в целом.

    Информация должна содержать сведения о количестве испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия, имеющих материально-техническую возможность подтверждать соответствие продукции, их географическом местоположении и производственных мощностях;

    10) информацию о мерах, принятие которых необходимо для внедрения технического регламента;

    11) ожидаемые результаты от внедрения технического регламента, в том числе информацию о положительном и отрицательном влиянии от внедрения технического регламента на производителей, потребителей и в целом на экономику страны, прогнозирования возможных технических барьеров;

    12) информацию об объемах производства в Республике Казахстан и объемах импорта продукции, подпадающей под действие разрабатываемого (изменяемого/отменяемого) технического регламента.

    Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, до вынесения концепции на Комиссию направляют ее на рассмотрение в заинтересованные государственные органы, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

    4. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента:

    1) размещают в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования уведомление установленной формы о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента не позднее одного месяца с момента начала разработки проектов, изменений и дополнений или отмены нормативных правовых актов;

    2) привлекают к разработке проекта технического регламента представителей заинтересованных государственных органов, экспертных советов в области технического регулирования при заинтересованных государственных органах, технических комитетов по стандартизации, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;

    3) организует проведение анализа научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;

    4) организуют публичное обсуждение проекта технического регламента в течение срока, равного не менее шестидесяти календарных дней со дня опубликования уведомления об их разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения;

    5) предоставляют по запросу заинтересованных сторон полученные замечания к проекту технического регламента;

    6) дорабатывают проект технического регламента с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;

    7) направляют в уполномоченный орган уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента для размещения в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования, которое должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовый и электронный адреса.

    5. Технический регламент разрабатывается на основе научно-обоснованных и (или) статистических данных.

    Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке технического регламента полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона.

    6. Требования, устанавливаемые в техническом регламенте, должны соответствовать интересам государственной политики в области технического регулирования, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также законодательству Республики Казахстан и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.

    7. При установлении минимально необходимых требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам учитываются все виды рисков, присущие данной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

    8. Технические регламенты, устанавливающие требования на одну и ту же продукцию, взаимоувязываются в целях обеспечения единого состава и содержания обязательных требований, предъявляемых к продукции.

    9. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке:

    1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору " ТН ВЭД ЕАЭС ") и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента;

    2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам, установленным международными стандартами и Законом , а также Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "Об аккредитации в области оценки соответствия", Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений".

    3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция должна соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки и другие);

    4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона.

    Требования устанавливаются только к продукции и при необходимости к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

    Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель может быть достигнута исключительно применением указанного метода.

    Числовые значения технических характеристик продукции могут устанавливаться в случаях, если они имеют постоянную величину: "не более", "не менее", "не допускается содержание".

    Показатели безопасности могут быть оформлены в виде приложения к техническому регламенту.

    В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит;

    5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения;

    6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции;

    7) устанавливаются перечень стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечни), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента.

    Разработка перечней осуществляется путем включения в них нормативных документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 1 и к настоящим Правилам.

    Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и актуализации перечней на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.

    10. Требования, установленные пунктами 7 и настоящих Правил, частично не распространяются на самостоятельные технические регламенты, устанавливающие только требования к процедурам подтверждения соответствия, за исключением требований, предусмотренных Законом .

    3. Экспертиза технических регламентов

    11. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в:

    1) уполномоченный орган с целью установления соответствия целям предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона и международным договорам в области технического регулирования;

    2) заинтересованные государственные органы и (или) экспертные советы, с целью установления достаточности минимально необходимых требований для обеспечения безопасности продукции и (или) процессов, совместимости требований с международными обязательствами республики, соответствия научно-техническому уровню развития и материально-технической базы.

    Рассмотрение проекта технического регламента и прилагаемых к нему материалов, изложенных в настоящем пункте, проводится в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня их поступления.

    12. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, после получения заключений, а также замечаний и предложений в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в течение 30 (тридцати) календарных дней направляют доработанный проект технического регламента в уполномоченный орган, который организует его вынесение на рассмотрение Комиссии.

    По результатам проведения заседания Комиссии составляется протокол и в течение 10 (десяти) календарных дней направляется в государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента.

    4. Принятие, изменение и отмена технических регламентов

    13. Принятие и отмена технического регламента осуществляются в соответствии со статьей 19 Закона, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах".

    14. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в соответствии с главами 2 и настоящих Правил.

    Перечень стандартов, в результате применения которых
    на добровольной основе обеспечивается соблюдение
    требований технического регламента

    Примечания:

    1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть обеспечено посредством выполнения требований стандарта (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

    2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если соблюдение требований технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

    Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований
    (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,
    необходимые для применения и исполнения требований
    технического регламента и осуществления
    оценки (подтверждения) соответствия продукции


    Примечания:

    1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

    2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

    3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его стандарт.

    1. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    До вступления в силу технического регламента, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    Технический регламент, разработанный в порядке, установленном настоящей статьей, принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

    3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

    Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

    Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

    Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их представителям органов государственной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

    5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

    Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

    Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

    6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный в установленном пунктами 2 - настоящей статьи порядке и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

    Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

    9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

    Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.