• Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется. Что такое социальные проблемы, какими они бывают, и как связаны между собой? Виды ролевых конфликтов

    Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

    Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

    Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

    — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

    — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

    Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

    В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

    Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

    Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

    Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

    Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

    По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

    Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

    Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

    • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
    • браки заключаются между представителями данной общности;
    • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
    • оно имеет свою территорию;
    • у него есть самоназвание и своя история;
    • оно обладает своей системой управления;
    • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
    • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

    Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

    Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

    Жизнедеятельность общества

    Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

    Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

    Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

    Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

    Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

    Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

    В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

    Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

    Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

    Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

    К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

    В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

    Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

    Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

    Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

    Общество — целостный социальный организм и система

    Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

    Отличительные черты общества

    Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

    Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

    Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

    Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

    Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

    Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

    Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

    Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

    Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

    Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

    В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

    Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

    Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

    Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

    в психологии) (social understanding), способ, с помощью к-рого люди оценивают собственное поведение и поведение др. Изучению С.о. посвящена работа австрийца по происх. Фрица Хайдера (1896-1988) Психология межличностных отношений (1958). Он считал, что люди зачастую придают смысл не всегда объяснимым фактам своей жизни, связывая их с неочевидными причинно-следственными факторами, напр., настроениями (в таких случаях большое значение имеет самовосприятие). Хайдер уделял также большое внимание предубеждениям при оценке поведения др. людей. Напр., мы явно впадаем в предубеждение, когда считаем, что др. человек наше мнение полностью разделяет. Мы также преувеличиваем роль таких факторов, как способность, характер, намерения, и недооцениваем роль мн. внеш. факторов вроде обществ, давления и трудности выполнения стоящей перед человеком задачи. Среди психологов существуют разногласия по поводу причин таких предубеждений. Согласно осуществляемым исследованиям, у людей выработались опред. представления (сценарии) относительно последствий поведения. Они не нуждаются в особом причинно-следственном анализе, т.к. сценарии дают готовые прогнозы и объяснения. Психологи опираются на идеи Хайдера, чтобы понять, как оценка, к-рую дают люди успехам и неудачам, влияет на мотивацию и предрасположенность к депрессии (восприятие межличностное, социальной идентичности теория).


    ФИЛОСОФИЯ Под ред. В.П. Кохановского

    "Феникс" 1995 год.

    ФИЛОСОФИЯ Под ред. Н.И. Жукова

    Минск НТЦ "АПИ" 1998 год

    ФИЛОСОФИЯ Под ред. Б.С. Трибулева

    Минск БГПА 1994 год.

    ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

    Минск БГПА 1994 год.

    ФИЛОСОФИЯ Под ред. И.П. Мамыкина

    Минск ИП "Экоперспектива" 1997 год.

    Е.В. ЗОЛОТУХИНА-АБОЛИНА " СТРАНА ФИЛОСОФИЯ"

    "Феникс" 1995 год.

    ФИЛОСОФИЯ Под ред. Ю.А. Харина

    Минск "Вышэйшая школа" 1993 год.

    МОГИЛЕВСКАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ

    МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    ЦИКЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    КУРС " ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ "

    ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ N 10

    " ЛИЧНОСТЬ. СВОБОДА. ЦЕННОСТИ. "

    ВРЕМЯ: 2 ЧАСА

    ПОДГОТОВИЛ: НАЧАЛЬНИК

    ЦИКЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧНЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

    ПОДПОЛКОВНИК МИЛИЦИИ

    ГОДУН А.Н.

    ЛЕКЦИЯ ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ЦИКЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКО­НОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 24 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА. ПРОТОКОЛ N 3

    МОГИЛЕВ, 1999 год.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ

    ВВЕДЕНИЕ.

    ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

    РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОГРЕССЕ ОБЩЕСТВА.

    ВОЗРАСТАНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ КАК

    КРИТЕРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.

    ВВЕДЕНИЕ

    Рассматривая предыдущую тему курса "Человек как философская проблема" мы с вами выяснили, что в отличие от других биологи­ческих видов, живущих на планете Земля, человек является су­ществом уникальным.

    Одновременно он сочетает в себе как биологические, так и социальные начала. То есть человеком, личностью он может стать лишь живя в обществе, среди себе подобных.

    Цель лекции: выяснить, какое же место занимает человек в обществе, как строятся отношения в системе человек - общество, какое влияние способна оказывать личность на общественный прогресс.

    I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

    Когда мы говорим о человеке - " он личность", то имеем в виду, что это психически нормальный человек, способный самостоятельно здраво мыслить и действовать. Но личностью каждый из нас может стать только в обществе, в процессе жизни, деятельности и общения с други­ми людьми.

    В обществе каждый человек занимает определенное положение, ко­торое зависит от исполняемых им функций - президент, член правитель­ства, офицер, врач, учитель, инженер, рабочий. Иначе говоря, каждый из нас имеет свойсоциальный статус .

    Социальный статус - это оценка обществом занимаемого человеком в нем положения.

    На формирование социального статуса влияют как объективные, так и субъективные причины.

    Объективные причины - не зависят от самого человека. Это его социальное происхождение, национальность, пол.

    Субъективные причины - это личные качества человека, его квали­фикация, образование.

    Именно благодаря этим, субъективным факторам личность имеет возможность существенно изменить свой социальный статус. Сегодня субъективные факторы играют главную роль в определении социального статуса.

    Приведу пример. Возьмем двух молодых людей - ваших ровесников. Но один из них родился в Мексике, в простой крестьянской семье, а другой - в семье британского лорда.

    Как вы думаете, одинаковы ли у них будут стартовые позиции?

    Конечно нет. Причем, не только в тех странах где они родились.

    Так, поступление в любой престижный университет мира - Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Сарбону для потомка британского лорда не составит большой проблемы - были бы в наличии деньги для платы за обучение. А для мексиканца даже легальный въезд в любую развитую страну мира мо­жет оказаться серьезной проблемой.

    Однако последнее время среди известных фамилий ученых, бизнес­менов все чаще встречаются китайские, корейские, латиноамериканские. То есть, представители различных социальных групп смогли преодолеть неравенство стартовых социальных позиций и благодаря труду, упорс­тву, интеллектуальной деятельности существенно изменить свой соци­альный статус.

    Приведу примеры. В 1949 году два молодых американца, весь капи­тал которых составляли 50 долларов, решили организовать собственное дело. Сумма, которой они располагали была мизерной, но у них было огромное желание, увлеченность и любимое дело, которому они хотели посвятить всю жизнь. Арендовав старый гараж и отремонтировав его, создают здесь мастерскую по ремонту радиотехники. Работали по 12 ча­сов в день и постепенно накопили необходимую сумму, чтобы расширить дело. Они были одними из первых, кто начал создавать прообраз такого привычного сегодня персонального компьютера. Звали этих молодых лю­дей - Хьюлерд и Паккард. В настоящее время это одна из наиболее процветающих фирм по производству компьютерной периферии.

    время он является Генеральным директором крупнейшей компьютерной

    корпорацииMicrosoft , производящей новейшее программное обеспечение

    и зовут его - Билл Гейтс.

    Возможность изменить социальный статус тем больше, чем выше уровень цивилизованности общества.

    Можно ли было простолюдину стать дворянином в допетровское вре­мя в России?

    Теперь же в цивилизованных странах мира за каждым человеком закреплены права, дающие возможность беспрепятственно перемещаться по социальной лестнице, от фермера - до президента.

    Например, Президент Республики Беларусь - Александр Григорьевич Лукашенко. Родился в простой крестьянской семье и благодаря своим способностям, трудолюбию и другим качествам стал первым Президентом Республики Беларусь.

    Или бывший Президент Соединенных Штатов Америки - Рональд Рей­ган. Также родился в семье фермера и стал впоследствии главой госу­дарства. Причем проявил незаурядные способности в управлении госу­дарством и был переизбран на второй срок - явление очень редкое для Соединенных Штатов Америки.

    Вместе с тем следует помнить, что человек может реализовать се­бя как личность в рамках любого социального статуса. Не случайно из­вестная русская поговорка гласит: "Не место красит человека, а чело­век место!" Поэтому лучшая реализация способностей личности возмож­на при ее гармонии с той деятельностью, которую она выполняет.

    Очень часто бывает, что прекрасный практический работник стано­вится плохим администратором, после соответствующего назначения. По­этому в вашей дальнейшей службе думайте и взвешивайте, прежде чем согласиться на заманчивое предложение. И если вы не испытывается интереса к той деятельности, которую пройдется выполнять, лучше ос­таньтесь на прежней работе. В противном случае разочарование ждет и вас, и тех людей с кем вы будете работать.

    Понятие социальный статус тесно связано с понятиемпрестиж . Престиж - это оценка самими людьми значимости занимаемого ими поло­жения в обществе.

    В цивилизованном обществе социальный статус и престиж как пра­вило совпадают.

    Например, весьма высок социальный статус врача, научного работ­ника, полицейского, учителя, квалифицированного рабочего. Одновре­менно, эти профессии и весьма престижны в развитых странах.

    Чем ниже уровень цивилизованности общества, тем в большей сте­пени социальный статус и престиж не совпадают.

    Так, в начале 90-х годов в бывших республиках Союза было очень престижно быть "челноком", директором коммерческого банка, частным предпринимателем. Одновременно многие просто стеснялись признаться в том, что они работают инженерами, учителями, врачами - настолько непрестижны на тот момент были эти профессии. Но ведь без них то об­щество существовать не может!

    Как вы считаете, сохраняется ли подобная ситуация сейчас у нас в Республике?

    Личность и общество находятся в активной взаимосвязи между со­бой. Общество формирует человека, развивает и воспитывает его.

    И чем больше общество отдает человеку - тем большего оно может ожидать от него.

    Вместе с тем, и человек ответственен перед обществом.

    При установлении взаимных отношений между человеком и обществом возможна наиболее полная реализация способностей личности, и как

    следствие - всего общества.

    В качестве примера можно привести шведское общество.

    Длительное время государство поощряло здесь производство мате­риальных ценностей, стимулировало рыночные отношения под контролем государства, регулировало равномерное распределение доходов среди населения. Кстати, Швеция занимает первое место в мире по равномер­ности распределения доходов среди населения страны. Страна имеет один из самых высоких показателей по уровню жизни населения в мире.

    Государство покрывает квартплату, если она излишне обременяет бюджет шведской семьи.

    Каждому ребенку до 16 лет начисляется до 5000 крон, если в семье один родитель.

    Государство в значительной степени берет на себя затраты по ме­дицинскому обслуживанию каждого гражданина.

    Создаются отличные условия для труда и отдыха.

    Но и каждый житель Швеции постиг истину: благополучие не возни­кает из ничего, оно не может быть личным, изолированным от общества.

    Более 50 % доходов шведы отдают государству в виде налогов. Их отличает очень высокий уровень гражданственности. Швеция - одна из самых законопослушных стран.

    Как мы видим, действительно здесь складываются весьма гармонич­ные отношения между обществом и личностью.

    Реализация способностей человека связана и с обеспечением га­рантий прав личности.

    А это зависит от того политического режима, который складывает­ся в обществе. Режим может быть трех видов:демократический, авто­ритарный и тоталитарный.

    Демократический режим - это самый прогрессивный политический порядок, так как он создает условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности.

    (демонстрируем слайд N 1)

    В условиях демократического режима личность имеет возможность оказывать влияние на процесс принятия и осуществления важнейших по­литических решений.

    (демонстрируем слайд N 2)

    Тоталитарный режим - представляет собой насильственное полити­ческое господство группы "избранных" возглавляемых лидером.

    (демонстрируем слайд N 3)

    В условиях тоталитарного режима личность полностью подавляется и находится в полном подчинении у властвующей группировки.

    ВЫВОД:

    Таким образом, реализовать себя как личность каждый из нас мо­жет лишь живя в обществе, занимая определенный социальный статус.

    Социальный статус личности определяется как объективными, так и субъективными причинами. Личность и общество находятся в тесной взаимосвязи между собой. При установлении гармоничных отношений между ними возможна наиболее полная реализация личности, и как следствие - всего общества.

    2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли

    Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

    Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

    Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

    В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

    а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

    б) системы ценностей, характерной для данного общества.

    Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

    Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

    Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

    Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

    а) роль труженика;

    б) роль собственника;

    в) роль потребителя;

    г) роль гражданина;

    д) роль члена семьи.

    Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

    Тест по теме «Социальная сфера»

    Вариант 1.

    А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

    1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

    А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда просто­людины становились генералами. В данном случае армия вы­ступает в качестве

    1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

    2) социального лифта 4) социального контроля

    А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

    1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

    3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

    А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

    1) социальными отношениями 2) социальными структурами

    3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

    А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядо­ченной последовательности называется

    1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

    А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

    1) совместным проживанием как минимум трех поколений

    2) справедливым разделением домашних обязанностей

    3) экономической зависимостью женщины от мужчины

    4) главенствующей ролью мужчины в семье

    А 7. К функциям семьи относится

    1) воспитание законопослушного поведения у детей

    2) определение размера коммунальных платежей

    3) установление стандартов школьного образования

    4) определение минимального размера оплаты труда

    А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

    1) власть и действия 2) нормы и санкции

    3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

    А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

    Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

    Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

    1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

    А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

    1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

    2) социальным статусом 4) социальными отношениями

    А 11. Какое суждение является верным?

    А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей - это пример горизонтальной мобильности.

    Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

    А 12. Какое суждение является верным?

    А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

    Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

    Возраст

    Быть самым лучшим

    Уважение окружающих

    Материальная самостоятельность, независимость

    Карьера

    Семья, дети

    14~18лет

    24%

    25%

    26%

    18%

    18-25 лет

    11%

    19%

    45%

    28%

    25-30 лет

    10%

    44%

    32%

    11%

    1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, незави­симость от других

    2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает соз­дание крепкой семьи

    3) быть самым лучшим - критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

    4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни явля­ется карьерный рост, с возрастом уменьшается

    В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

    А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями - межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они дей­ствуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение нацио­нального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального ко­оперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими нацио­нальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографиче­ский характер.

    Определите, какие положения носят

    1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

    Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его ха­рактер.

    В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

    Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) - распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1) статус 2) группа 3) критерий

    4) расслоение 5) профессия 6) престиж

    Часть 3 (задания уровня С)

    1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

    Дополнительное задание для профильного уровня:

    2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

    3. Текст. Современные миграционные процессы в России

    Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контин­гента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образован­ные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» - это показатель, харак­теризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техни­ческая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального по­тенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

    «Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный харак­тер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естест­венно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкрет­ные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (доля лиц с высшим образова­нием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспер­тов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долл.

    Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного тру­дового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению мно­гих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн чело­век. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым суще­ственным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. На­пример, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нара­стающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

    Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых от­ношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социаль­ные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедре­нии новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматиз­ма и заболеваемости среди мигрантов.

    Россия не способна сегодня избежать как легальной, так неле­гальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографи­ческой ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать неле­гальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходи­мо, не откладывая, разработать новое миграционное законодатель­ство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходи­мы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управ­ленческие схемы и стремления должны быть направлены на опти­мизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоя­нии и здоровье.

    П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

    С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показате­лем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

    С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

    СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

    Ответы на задания:

    Вариант 1.

    Часть А

    Часть В.

    В 1. 1

    В 2.

    В 3.

    Часть 3 (С).

    С 1. Социальная мобильность - изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

    Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика государства.

    Тест «Человек и общество» Профиль

    Вариант № 1

    1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

    А) общественное сознаниеБ)общество

    В) обыденное сознание Г) идеология

    2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

    А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

    3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

    А) основной продукт производства - промышленные изделия

    Б) основной фактор производства - знания

    В) широкое применение механизмов, технологий

    Г) классовое деление общества

    4. Какой признак характеризует традиционное общество?

    А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

    В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

    5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

    А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

    6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

    А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

    Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    7. Основа человеческого существования - это

    А) дружба Б) любовь В) потребительство Г)деятельность

    8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Типы ……………………….

    традиционное

    индустриальное

    постиндустриальное

    9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

    А) низкий уровень социальной мобильности

    Б) господство религии, обычаев и традиций

    В) аграрный характер экономики

    Г) глобализация жизни

    10. Нужда человека, в чем либо, это:

    А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

    11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

    А) расширение промышленного производства

    Б) замедление темпов развития

    В) создание массовой культуры

    Г) использование компьютерных технологий

    12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

    А) модернизации Б)глобализации В) демократизации Г) информатизации

    13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

    А) формированием рыночной экономики

    Б) ограничением социальной мобильности

    В) развитием средств массовой коммуникации

    Г) организацией фабричного производства

    14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

    А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

    Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    15. Общественный прогресс выражается в:

    А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

    В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

    16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

    А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

    Б) возросло значение науки и образования

    В) усилились сословные различия

    Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

    17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

    А) аграрный тип общества

    Б) неразвитость институтов частной собственности

    В) особая ценность человеческой индивидуальности

    Г) преобладание коллективных форм сознания

    18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

    А) выделение общего Б) выделение особенного

    В) развитие разума Г) развитие нравственности.

    19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

    1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

    КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

    Вариант № 1

    1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

    11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5