• Социальные лифты по п сорокину. Социальная мобильность и социальные лифты

    Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

    Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

    Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


    Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

    В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



    Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

    В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

    ■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

    Проверьте себя

    1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
    му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

    2. Один немецкий исследователь проводит следующее
    различие между классами и стратами: «Стратификация
    предусматривает некую упорядоченность членов общества на
    основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
    образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
    ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
    паривают существующее распределение власти, преиму­
    ществ и других возможностей».

    Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

    3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
    история человечества доказывает, что неравенство необходи­
    мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
    ства, как индивидуального, так и коллективного».

    На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

    4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
    М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
    личия в позициях исследователей?

    5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
    бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
    альные «лифты» существуют в современном обществе?

    6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
    тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
    селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
    возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
    сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
    ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
    равляющие).

    Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

    7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
    альное качество, связана с социально-психологическим
    стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
    ся различные средства: пособия по безработице, фонды
    помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
    переподготовки и т. д.

    Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

    8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
    начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
    ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
    рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
    на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


    Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

    Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

    Поработайте с источником

    Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

    Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

    Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

    На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

    Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

    Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


    § 2. Социальные институты

    Вспомните:

    каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

    Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

    В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

    Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

    1. Что такое социальная дифференциация?
    2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?
    3. Укажите три вида социальной стратификации.
    4. Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов?
    5. Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер?
    6. Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером?
    1. Чем статусная группа отличается от класса?
    2. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
    3. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
    4. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
    5. В чем отличие маргиналов от люмпенов?

    1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

    2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы....вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

    Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

    3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

    На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

    4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

    5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

    6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

    Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

    7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

    Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

    8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

    Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

    Поработайте с источником

    Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

    Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

    Во-вторых, экономико-политические различия: власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.).

    В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

    Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей <...>

    На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

    Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

    Вопросы и задания к источнику

    1. В чем автор видит достоинства «схемы» (теории стратификации) Вебера?
    2. Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»?
    3. Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор?
    4. Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

    Социальная мобильность.

    1.Понятие и виды социальной мобильности. 2.Факторы социальной мобильности.

    3.Каналы социальной мобильности (социальные лифты).

    4.Миграция.

    1.Понятие и виды социальной мобильности.

    Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Под социальной мобильностью он понимал перемещение индивидов и или социальных групп в социальном пространстве.

    Совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанных с изменением их статуса называется социальной мобильностью . Эта тема интересовала человечество с давних пор.

    Люди находятся в постоянном движении, изменяя свое социальное положение, а общество - в развитии.

    Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

    Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид.

    В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:

    1) закрытый , в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);

    2) открытый , характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе,

    Виды социальной мобильности.

    Основные виды социальной мобильности:

    Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия : все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное , а нисхождение - принудительное .

    Т.е. общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус

    других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,

    молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не

    обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и

    нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.

    Объем и дистанция социальной мобильности.

    С количественной точки зрения следует разграничить объем и дистанцию вертикальной мобильности.

    Под дистанцией понимается количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени . Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

    Под объемом вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютный объем вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительный объем вертикальной мобильности.

    Наконец, соединив показатели дистанции и объема вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

    Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

    Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию . Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переехал на постоянное место жительства и устроился на работу, то это уже миграция.

    На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые более мобильны, чем пожилые, а мужчины мобильнее женщин. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

    Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых - экономическая, для пожилых - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях пирамиды образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

    Профессионалы (врачи, юристы и т.д.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

    Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть недоселены или перенаселены.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на бо­лее низкую ступеньку, чем их родителиПример: сын шахтера становится инженером.

    Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позицииИначе она называет­ся социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром маши­ностроительной отрасли.

    Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп.На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботиизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

    Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто -вниз.

    Индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность , когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

    Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус.

    Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство лбдей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

    Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 году н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

    Таковы главные виды, типы, формы (между этими терминами существенных различий нет) cоциальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по-горизонтали управляются государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор , общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

    От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР за счет сокращения малых дервень проводилось их укрупнение.

    Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути или, каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом.

    Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

    Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов.

    Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру - лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы - соответственно.

    Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

    Армия. 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

    Церковь. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии - Христос, Мухаммед, Будда - были психологами.

    Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем - в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора - для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам - роль утописта. Все великие учёные - Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт - были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

    Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом - психолог, третьим сортом - техник, четвёртым сортом - теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи - «лисами», техники - консерваторами, теоретики - реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

    Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне - состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

    Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

    Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.

    В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована, большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.

    В строгом смысле под понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

    В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.

    Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.

    Можно сделать вывод, что Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции - 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу - от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

    Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

    Тема: Теория социальной мобильности (П. Сорокин)

    Тип: Контрольная работа | Размер: 44.22K | Скачано: 36 | Добавлен 29.12.13 в 12:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

    Вуз: Финансовый университет

    Год и город: Москва 2013


    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    1.Сущность теории социальной мобильности 4
    1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности 8
    1.2.Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ 9
    1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность 10
    Заключение 12
    Список используемой литературы 13

    ВВЕДЕНИЕ
    Мы постоянно перемещаемся. Наше общество называют мобильным и это неслучайно. Мы используем средства передвижения и редко задумываемся о том, что это сложный социальный феномен. Сейчас кажется очевидным, когда человек ездит на автомобиле, летает на самолете, может позвонить по телефону и связаться с кем-то, находящемся на другом конце планеты. Между тем, это в себе несет массу социальных проблем, и эти проблемы необходимо изучать.
    Слово «мобильность» используется в социологии довольно давно и обычно в течение многих лет, даже десятилетий социологи говорили о социальной мобильности.
    Социальная мобильность ярко раскрыта и представлена нам Питиримом Сорокиным. Он говорил о том, что существует социальное пространство и существует два вида мобильности в этом социальном пространстве, об этом я расскажу в моей теме.
    Цель и задача моей работы: с помощью литературных источников углубиться и изучить данную тему, раскрыть сущность социальной мобильности, выделить ее основные аспекты.

    1. Сущность теории социальной мобильности.
    Социальная мобильность – это явление перемещения индивида внутри социального пространства, под которым П. Сорокин понимает некую вселенную, состоящую из народонаселения Земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за определенные «точки отсчета».
    Набор «точек отсчета», согласно П. Сорокину, таков:
    1) указание отношений человека к определенным группам;
    2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции;
    3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.
    Таким образом, чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Кроме того, необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения конкретного государства. Когда наконец определено положение населения государства среди всего человечества, тогда, по П. Сорокину, можно считать в достаточной степени определенным и социальное положение индивида.
    Итак, П. Сорокин резюмирует:
    социальное пространство - это народонаселение Земли;
    социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;
    положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
    совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение каждого индивида.
    Социальная вселенная имеет два основных класса координат - горизонтальный (например, социальные группы католиков, демократов, промышленников) и вертикальный (например, епископ - прихожанин, партийный лидер - рядовой член партии, управляющий - рабочий) параметры социального пространства. В дальнейшем речь пойдет больше о социальных явлениях в их вертикальном измерении: высоте и профиле социальных структур, их дифференциации по социальным слоям, перемещении населения по вертикали. Иными словами, речь пойдет о социальной стратификации и вертикальной социальной мобильности.
    В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:
    1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);
    2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса
    Основные типы мобильности
    Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.
    Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной организации в другую и т. д.). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются отношения, возникающие при перемещении индивида (социального объекта) из одного социального слоя в другой.
    В зависимости от направления перемещения существует, согласно П. Сорокину, два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск.
    Восходящие и нисходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в более высокий или создание индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий социальный пласт (например, большевики в России), и наоборот.
    Ситуацию в целом П. Сорокин обобщает так, как показано на рис. 1.
    >
    Рис. 1. Социальная мобильность и ее формы (по П. Сорокину)
    1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
    С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности.
    Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
    К примеру, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.
    Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
    Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

    1.2. Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
    На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля - тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они передвигаются "вверх и вниз". Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный. Между этими основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.
    Выделив типы вертикальной мобильности и социальной стратификации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и проницаемости их слоев.

    1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность
    Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они, конечно же существуют.
    Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех «демократических» обществах вертикальная мобильность больше, чем в «автократических». В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как «каналы» и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, «выборы» в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как «выборы» суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех «невыборных» обществ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.
    Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской социологии. Он затронул самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – М., 2000.
    2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.
    3. Сорокин П. А. Долгий путь: Автобиогр. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. - Сыктывкар: Союз Журналистов Коми АССР: Шыпас, 1991. - 304 с. - С. 48.
    4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
    5. Юдина Т. Н. Социология миграции. – М., 2006.

    Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!