• Кто такой мастер сельскохозяйственного производства. Каталог профессий (сельское хозяйство)

    Сельским хозяйством называют отдельную отрасль экономики, направленную прежде всего на обеспечение людей продовольствием. Важность этой отрасли переоценить трудно. Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений.

    Какие существуют профессии сельского хозяйства: список

    Самыми востребованными в этой сфере специальностями являются:

    • агроном;
    • механизатор;
    • оператор машинного доения;
    • животновод;
    • птичник;
    • ветеринар.

    На вопрос о том, какие профессии относятся к сельскому хозяйству, есть еще один ответ - пчеловод и зверовод. Они не так распространены, как, к примеру, оператор машинного доения или животновод, но также достаточно востребованы.

    Особенности профессии агронома

    Технологии проведения сельскохозяйственных работ постоянно совершенствуются и изменяются. В обязанности агронома в первую очередь входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также люди этой специальности занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации. Образование ветеринары обычно имеют высшее. К настоящему времени профессия агронома входит в список самых востребованных в России.

    Механизатор

    Это одна из основных специальностей такой сферы экономики как сельское хозяйство. Профессии комбайнера и тракториста всегда были одними из основных на селе. Механизатором называют специалиста, способного управлять всеми видами сельскохозяйственной техники. Кроме того, в обязанности этих работников входит знание особенностей конструкции машин, а также выполнение их планового обслуживания и ремонта.

    Профессия механизатора считается одной из самых сложных на селе. Люди этой специальности работают зачастую в крайне неблагоприятных условиях - в жару, дождь и холод. Помимо этого, им в период посевной и сбора урожая обычно приходится трудиться сверхурочно. К счастью, в последнее время к конструкции тракторов и комбайнов начали предъявляться повышенные требования в плане удобства именно для механизаторов. Кабины новых моделей утепляются, оснащаются кондиционерами и обогревателями. Но все равно труд механизатора всегда будет оставаться нелегким, а потому почетным.

    Оператор машинного доения

    Ответов на вопрос о том, какие профессии в сельском хозяйстве являются самыми распространенными, существует множество. Но наиболее известной является все же именно оператор машинного доения. О людях этой специальности в советские времена было снято множество кинофильмов и написано огромное количество стихов и песен. Профессия доярки тогда была необыкновенно почетна. Женщины этой специальности представали на голубых экранах в образе здоровых, жизнерадостных румяных девушек в косынках. Однако, разумеется, профессия оператора машинного доения в действительности очень сложная, и романтики в ней не так уж и много.

    Вставать дояркам приходится до рассвета - в пять часов утра. В их обязанности входит протирка вымени коровы, ее кормление. Но основным занятием представительниц данной профессии является, конечно же, доение животных. Производится эта операция три раза в день. Как и механизатор, профессия доярки является очень важной в сельском хозяйстве.

    Животновод

    Это также очень распространенная на селе профессия. Относящиеся к сельскому хозяйству специальности могут принадлежать к животноводству или растениеводству. Основной деятельностью зоотехника является, как уже можно судить по названию, разведение и выращивание разного рода сельскохозяйственных животных. Работники этой специальности должны обеспечивать им максимально комфортные условия содержания и размножения. Помимо этого, в обязанности животновода входит наблюдение за здоровьем «подопечных» и сохранение чистоты породы. Также люди этой специальности следят за тем, чтобы в рационе коров, свиней, овец, лошадей и коз присутствовали все необходимые компоненты: витамины, минералы, протеины и пр.

    Помимо всего прочего, животноводы проводят очистку и дезинфекцию коровников и свинарников, принимают участие в профилактических мероприятиях с целью предотвращения распространения эпидемий. Следят они и за процедурой выпаса животных в летнее время года, а также за процессом заготовки кормов для них на зиму.

    Птичник

    Обязанности у представителей этой профессии практически такие же, как и у животновода. Разница лишь в том, что птичник осуществляет уход за представителями пернатых: курами, гусями, утками, индюками и т. д. Это также одна из самых распространенных специальностей такой сферы экономики страны, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за птицей, очень сложные и ответственные.

    Ветеринар

    Выращивать и разводить животных человек начал тысячи лет назад. Примерно столько же времени существует и профессия ветеринара. В древние времена люди этой специальности сопровождали караваны и армии, следя за состоянием здоровья лошадей и верблюдов, а в Средние века были открыты профессиональные ветеринарные школы. У нас в стране данная специальность появилась по инициативе Петра Первого. Именно этот император когда-то привез высококлассных специалистов-ветеринаров из Европы в Россию.

    Сегодня, как и в прошлом, основной задачей работника сельского хозяйства этой профессии является лечение животных. Также в его обязанности входит выполнение профилактических мероприятий. Ветеринары принимают у животных роды, делают прививки, проводят стерилизацию или осеменение. Осуществляют представители этой профессии и контроль за использованием разного рода химикатов при выращивании предназначенных для кормления животных культур.

    В настоящее время ветеринарный пункт имеется практически в каждом населенном пункте. Даже в городах действуют подобные клиники. Правда, занимаются в них лечением не сельскохозяйственных, а обычных домашних животных - кошек и собак.

    Пчеловод

    Профессии сельского хозяйства существуют разные. На современных предприятиях этой отрасли не только разводят животных и выращивают растения. Пасечничество также относится именно к этой сфере народного хозяйства. Специальность пчеловода достаточна редкая в нашей стране. Однако это не означает того, что она неинтересна или невостребована. Профессия это увлекательная, но, как и любая другая сельскохозяйственная, довольно-таки тяжелая и очень ответственная.

    В обязанности пчеловода входит формирование новых семей пчел, обеспечение их зимовки и сбор меда. Также люди этой профессии борются с заболеваниями вверенных им насекомых, ремонтируют ульи и инвентарь. Несмотря на относительную редкость, профессия пчеловода будет существовать всегда, ведь мед любят многие люди. К тому же продукт это очень полезный.

    Зверовод

    Разведение кроликов, нутрий, песцов - это также одна из специализаций такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за такими животными, также довольно востребованы. Звероводы отвечают за содержание и размножение кроликов и нутрий. В их обязанности входит контроль за сохранением поголовья, чистотой породы, такими процедурами, как кормление, профилактика заболеваний и уход.

    Агроэколог

    Эта профессия появилась в сельском хозяйстве не так давно. Однако представить без нее растениеводство и животноводство сегодня практически невозможно. Прежде всего, агроэколог производит контроль за применением удобрений и разного рода химикатов на полях при выращивании с/х растений. В задачи этого специалиста входит в основном разработка рекомендаций по сведению вреда от них к минимуму. Также агроэкологи в сельскохозяйственных предприятиях занимаются вопросами восстановления истощенных и подверженных эрозии почв.

    Где можно получить с/х специальность

    Сегодня у нас в стране существует множество учебных заведений разных уровней, в задачи которых входит подготовка работников такой отрасли как сельское хозяйство. Профессии этой направленности можно получить во многих городах нашей страны. Агрономы и ветеринары обычно оканчивают вузы и техникумы. На механизаторов обучают в техникумах и училищах. То же самое касается доярок и птичниц.

    Самыми известными высшими учебными заведениями, в которых можно получить профессии работников сельского хозяйства, у нас в стране являются аграрные университеты:

    • Оренбургский.
    • Кубанский.
    • Санкт-Петербургский.
    • Алтайский.
    • Воронежский и т. д.

    Также высококлассных специалистов подготавливает НСХА им. Тимирязева. Разумеется, от качества обучения молодых специалистов напрямую зависит успех развития такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии (примеры их были приведены выше) этой группы требуют наличия у человека сообразительности, сноровки, быстроты мышления, а зачастую и физической выносливости. В любом случае к процессу обучения будущих ветеринаров, агрономов, доярок и механизаторов следует подходить со всей ответственностью.

    Выполнил: Лященко Владимир Преподаватель: Ефимова Н.Г. Мастер П/О: Молчанов В.П. Г. Дубна.

    Слайд 2

    Все современные виды свёклы происходят от дикой свёклы, растущей на Дальнем востоке и в Индии, которую использовали в пищу с незапамятных времён. Первые упоминания о свёкле относятся к Средиземноморью и Вавилону, где её использовали как лекарственное и овощное растение. Первоначально употребляли в пищу только её листья, а корни использовались в лечебных целях.

    Слайд 3

    В РФ сахарная свекла – одна из главных технических культур, дающая богатые углеводом корнеплоды, из которых получают сахар. Корнеплоды сахарной свеклы содержат – 16-20% сахарозы. При высокой урожайности корней свеклы (40-50т/га) сбор сахара может составить – 7-8т/га и более.

    Слайд 4

    Корневая система взрослого растения сахарной свеклы состоит из утолщенного главного корня и густой сети тонких корневых разветвлений, отходящих от главного корня в плоскости расположения семядолей и проникающих на глубину до 2,5 м, а в ширину на 40-50 см в обе стороны.

    Слайд 5

    Во второй год жизни высаженные корнеплоды или перезимовавшие непосредственно в поле (безвысадочная культура) образуют сначала розетку листьев, которая по своему строению и внешнему виду не отличается от листьев первого года жизни. Через 20-30 дней после начала образования листьев формируются побеги.

    Слайд 6

    Листья сахарной свеклы черешковые, размещаются на головке корня в виде розетки

    Слайд 7

    Соцветие – мутовчатая колосовидная кисть. Цветки формируются в верхней части цветоносов, в пазухах прицветников, группами по 3-4 и более у многосемянных сортов или одиночно у односемянных сортов

    Слайд 8

    Плод сахарной свеклы - корнеплод

  • Слайд 9

    Семена сахарной свеклы

  • Слайд 10

    Биологические особенности

    Фазы развития: - Прорастание семян - «Вилочка» - 1-я пара листьев - 2…3-я пара листьев - 7-й лист - Смыкание листьев в рядах - Смыкание листьев в междурядьях - Наступление технической спелости

    Слайд 11

    Технология возделывания схема

  • Слайд 12

    Севооборот

    Севооборот - научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени. Поле севооборота - равные по площади участки пашни, на которые она разбивается согласно схеме при нарезке севооборота.

    В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

    II. Используемые сокращения

    В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

    СПО - среднее профессиональное образование;

    ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

    ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

    ОК - общая компетенция;

    ПК - профессиональная компетенция;

    ПМ - профессиональный модуль;

    МДК - междисциплинарный курс.

    III. Характеристика подготовки по профессии

    3.1. Сроки получения СПО по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в .

    Таблица 1

    * ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

    ** Независимо от применяемых образовательных технологий.

    *** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

    3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.

    Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

    а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

    на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

    на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

    б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

    IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

    4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

    4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

    тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;

    прицепные и навесные устройства;

    оборудование животноводческих ферм и комплексов;

    механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;

    инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

    технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования.

    технологические процессы в растениеводстве и животноводстве;

    сельскохозяйственные животные и растения;

    сырье и продукция растениеводства и животноводства.

    4.3. Обучающийся по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:

    4.3.1. Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.

    4.3.2. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах.

    4.3.3. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

    4.3.4. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

    V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

    ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

    ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

    ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

    ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

    5.2.1. Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.

    ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

    ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

    ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

    5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

    ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

    ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

    ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

    ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

    ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.

    ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.

    5.2.3. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах.

    ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.

    ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах.

    ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.

    ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах.

    5.2.4. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

    ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С".

    ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

    ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

    ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

    ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы.

    ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

    VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

    общепрофессионального;

    профессионального

    и разделов:

    физическая культура;

    учебная практика;

    производственная практика;

    промежуточная аттестация;

    государственная итоговая аттестация.

    6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

    Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

    Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

    6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

    Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    Таблица 2

    Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
    Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" 2160 1440
    ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 560 392
    В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; знать: виды нормативно-технической и производственной документации; правила чтения технической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД); правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах. ОП.01. Основы инженерной графики
    уметь: выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов; выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов; знать: основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; особенности строения металлов и сплавов; основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; виды обработки металлов и сплавов; виды слесарных работ; правила выбора и применения инструментов; последовательность слесарных операций; приемы выполнения общеслесарных работ; требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; свойства смазочных материалов. ОП.02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
    уметь: читать кинематические схемы; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; производить расчет прочности несложных деталей и узлов; подсчитывать передаточное число; пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; основные сборочные единицы и детали; типы соединений деталей и машин; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; требования к допускам и посадкам; принципы технических измерений; общие сведения о средствах измерения и их классификацию. ОП.03. Техническая механика с основами технических измерений
    уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: электротехническую терминологию: основные законы электротехники; типы электрических схем; правила графического изображения элементов электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов. ОП.04. Основы электротехники
    уметь: определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян; рассчитывать нормы высева семян; применять различные способы воспроизводства плодородия почвы; соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры; проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии; знать: производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки; пути и средства повышения плодородия почв; основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними; классификацию и принцип построения севооборотов; основные виды удобрений и способы их применения; основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них. ОП.05. Основы агрономии
    уметь: определять основные породы, учитывать продуктивность сельскохозяйственных животных; оценивать сельскохозяйственных животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства; подбирать различные виды кормов и оценивать их качество; проводить комплекс защитных мероприятий животных от заболеваний и падежа; знать: основные виды и породы сельскохозяйственных животных; направления их продуктивности; основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных; технологии производства продукции животноводства; основы зоогигиены и ветеринарии. ОП.06. Основы зоотехнии
    уметь: ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции; применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; знать: основные принципы рыночной экономики; понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; организационно-правовые формы предприятий; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; механизмы ценообразования; формы оплаты труда. ОП.07. Экономические и правовые основы производственной деятельности
    уметь: обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности; использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности; знать: принципы рационального природопользования; источники загрязнения окружающей среды; государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды; экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. ОП.08. Экологические основы природопользования
    уметь: соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии; применять необходимые методы и средства защиты; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.; проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; знать: санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.; правила личной гигиены работников; нормы гигиены труда; классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений; основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения; санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции. ОП.09. Основы микробиологии, санитарии и гигиены
    уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 60 ОП.10. Безопасность жизнедеятельности
    П.00 Профессиональный учебный цикл 1400 948
    ПМ.00 Профессиональные модули 1400 948
    ПМ.01 Выполнение механизированных работ в растениеводстве В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: управления тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок; технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок; выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур; уметь: самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства; комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве; выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов; перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза; самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания; выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению; выполнять под руководством работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; оформлять первичную документацию; знать: правила выполнения агротехнических и агрохимических работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства; методы и приемы выполнения этих работ; устройство, принцип действия и регулировки тракторов основных марок; принцип действия, устройство, технические и технологические принципы регулировки сельскохозяйственных машин; правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве; средства и виды технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин; содержание и правила оформления первичной документации; правовые и организационные основы охраны труда; правила гигиены и производственной санитарии; требования техники безопасности и правила пожарной безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах. МДК.СП.01. Технология механизированных работ в растениеводстве МДК.01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
    ПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; уметь: пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях; осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин; проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники; выполнять работы с соблюдением требований безопасности; соблюдать экологическую безопасность производства; знать: виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ; правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования; общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин; свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. МДК.02.01. Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
    ПМ.03 Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах по кормлению, содержанию и уходу за животными; уметь: выполнять механизированные работы по доставке кормов, их приготовлению к скармливанию, раздаче, кормлению, поению, доению животных, уходу за ними, чистке помещений, регулировке микроклимата в них; проводить дезинфекцию помещений; проводить техническое обслуживание эксплуатируемого оборудования; выявлять и устранять причины мелких неисправностей; знать: основные отрасли животноводства; устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания машин и оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм; устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания оборудования для создания и поддержания оптимального микроклимата в животноводческих помещениях; правила обращения с топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами; классификацию кормов; технологии их заготовки, приготовления, хранения и раздачи; основы нормированного кормления; технологию содержания, кормления и ухода за различными половозрастными группами животных; технологию удаления навоза, смены подстилки, уборки помещений, стойл, проходов; технологию машинного доения и первичной обработки молока; основы ветеринарного обслуживания ферм; основные виды нормативно-технической документации животноводства. МДК.03.01. Технология механизированных работ в животноводстве МДК.03.02. Техническое обслуживание и ремонт оборудования животноводческих ферм и комплексов
    ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: управления автомобилями категорий "В" и "С"; уметь: соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; уверенно действовать в нештатных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; соблюдать режим труда и отдыха; обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров; получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию; принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; соблюдать требования по транспортировке пострадавших; использовать средства пожаротушения; знать: основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения; правила эксплуатации транспортных средств; правила перевозки грузов и пассажиров; виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ; порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; правила обращения с эксплуатационными материалами; требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности; основы безопасного управления транспортными средствами; порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации; порядок действий водителя в нештатных ситуациях; комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств; приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; правила применения средств пожаротушения. МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий "В" и "С"
    ФК.00 Физическая культура В результате изучения раздела "Физическая культура" обучающий должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. 200 100
    Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 540 360
    Всего часов обучения по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 2700 1800
    УП.00 Учебная практика 28 нед. 1008
    ПП.00 Производственная практика
    ПА.00 Промежуточная аттестация 3 нед.
    ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 1 нед.

    Таблица 3

    Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:

    VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

    Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

    Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

    При формировании ППКРС образовательная организация:

    имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

    обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

    обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

    обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

    обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

    обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

    должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

    7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .

    7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

    7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

    7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

    7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

    7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

    7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

    7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

    Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

    7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы .

    7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

    Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

    Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

    Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

    Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

    7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

    7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

    Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

    Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

    Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

    Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

    Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

    Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

    Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

    7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

    7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

    Перечень
    кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

    Кабинеты:

    инженерной графики;

    материаловедения;

    технической механики;

    агрономии;

    зоотехнии;

    экологических основ природопользования;

    управления транспортным средством и безопасности движения;

    безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

    Лаборатории:

    технических измерений;

    электротехники;

    механизации сельскохозяйственных работ;

    тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;

    оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;

    автомобилей;

    микробиологии, санитарии и гигиены;

    технологии производства продукции растениеводства;

    технологии производства продукции животноводства.

    Мастерские:

    слесарная мастерская;

    пункт технического обслуживания.

    Тренажеры, тренажерные комплексы:

    тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством.

    Полигоны:

    учебно-производственное хозяйство;

    автодром, трактородром;

    гараж с учебными автомобилями категорий "В" и "С".

    Спортивный комплекс:

    спортивный зал;

    открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

    стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

    библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

    актовый зал.

    Реализация ППКРС должна обеспечивать:

    выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

    освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

    Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

    7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

    Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

    VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

    8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

    8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

    8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

    Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

    Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

    8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

    оценка уровня освоения дисциплин;

    оценка компетенций обучающихся.

    Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

    8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .

    8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

    Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

    8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

    ______________________________

    *(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

    *(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".

    *(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

    *(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

    *(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

    Обзор документа

    Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии "Мастер сельскохозяйственного производства" (110800.01).

    Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии в России.

    Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

    СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРОИЗВОДСТВА

    ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

    Издание официальное

    УТВЕРЖДАЮ

    Первый заместитель Министра

    образования Российской Федерации

    Дата введения:

    «_______»____________________ 2002 г.

    СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ПРОФЕССИЯ: МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

    ПРОИЗВОДСТВА

    ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

    Издание официальное

    СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Education: initial vocational education

    Профессия: мастер сельскохозяйственного

    производства ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

    Profession: master agricultural production

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000, и включает документы:

    а) профессиональную характеристику;

    б) федеральный компонент содержания образования.


    Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.

    В структуре федерального компонента содержания образования (общепрофессионального и профессионального циклов) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

    Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.

    Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

    1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

    2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

    3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

    При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

    Названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

    Названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

    Номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

    Узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;

    Для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

    Признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

    Для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

    Уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

    Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

    Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    1. Профессия начального профессионального образования

    Мастер сельскохозяйственного производства.

    Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):

    оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм (4-й разряд);

    слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (3-й разряд);

    тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

    водитель автомобиля.

    Подготовка по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» предусматривает освоение всех вышеуказанных профессий.

    2. Назначение профессии

    Мастер сельскохозяйственного производства – специалист широкого профиля, выполняющий работы , связанные с организацией и технологией механизированных работ в растениеводстве и животноводстве.

    Выполняет работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.

    Работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах. Выявляет и устраняет неисправности в работе тракторов и сельскохозяйственных машин. Проводит текущий ремонт и участвует во всех видах ремонта обслуживаемых тракторов и сельскохозяйственных машин.

    3. Квалификация

    В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Мастер сельскохозяйственного производства» относится к 4-ой ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

    Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

    Практические основы

    профессиональной деятельности

    Теоретические основы

    профессиональной деятельности

    Общепрофессиональные параметры

    Правовые и организационные основы охраны труда . Гигиена труда и производственная сани­тария. Требования техники безопасности. Правила пожарной безопасности.

    Специальные параметры

    Профессия: оператор животноводческих комплексов

    и механизированных ферм

    Выполнение механизированных работ по уходу за откормочным и нагульным поголовьем крупного рогатого скота. Проведение технического обслуживания технологического оборудования. Кормление, поение, пастьба животных, доставка, подготовка и раздача кормов. Удаление навоза, смена подстилки, уборка помещений, стойл, проходов.

    Требования, предъявляемые к содержанию животных в условиях механизированного производства. Устройство и правила технической эксплуатации средств механизации. Основные корма и их кормовая ценность. Подготовка кормов к скармливанию. Способы и правила пастьбы скота.

    Проведение дезинфекции помещений.

    Природные ресурсы. Загрязнение окружающей среды (2). Влияние технического состояния автомобильного и машинно-тракторного парка на загрязнение окружающей среды . Обеспечение экологичности автомобильного и машинно-тракторного парка (2). Экологический мониторинг и контроль. Эколого-правовая ответственность.

    Распределение времени обучения по профессии

    «Мастер сельскохозяйственного производства»

    по разделу «Профессиональная подготовка»

    Количество часов

    на базе среднего (полного) общего

    образования

    на базе основного общего образования с получением среднего (полного)

    общего образования

    Сроки обучения

    2 года 4 года

    Профессиональная подготовка

    Резерв времени

    Консультации

    Экзамены


    СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН

    ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

    Директор

    Института развития профессионального

    образования Минобразования России,

    д. филос. н., профессор

    Зам. директора Института развития

    профессионального образования

    Минобразования России, д. п.н.

    Руководитель разработки

    Зав. лабораторией методического

    обеспечения профессий сельского

    хозяйства и Вооруженных Сил, к. сх. н.

    Исполнитель

    Методист лаборатории

    методического обеспечения профессий

    СОГЛАСОВАНО:

    Всероссийский научно-исследовательский

    технологический институт ремонта и

    эксплуатации машинно-тракторного парка

    Учебно-методический кабинет по подготовке

    и повышению квалификации кадров

    Минсельхозпрода России

    Письмо от 01.01.01 г. № 2/23

    Управление начального профессионального

    образования Минобразования России

    Начальник Управления, д. э.н., профессор

    МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

    В земле наша правда, в земле наши корни

    И сила в плечах – от лугов и полей,

    Земля и оденет, земля и накормит

    Ты только себя для неё не жалей.

    Евгений Долматовский

    Сельскохозяйственное производство – это совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозились зерно, лён, конопля. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечивало и обеспечивает сельское хозяйство. Оно по-прежнему остается значимым сектором народного хозяйства. В условиях рыночной экономики требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями во всех областях сельского хозяйства.

    Областью профессиональной деятельности мастера сельскохозяйственного производства является выполнение механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

    Профессионально важные качества:

    физическая сила и выносливость;

    точная сенсомоторная реакция (хорошая координация, точность движений);

    техническая наблюдательность и смекалка;

    высокий уровень образной, оперативной памяти;

    дисциплинированность,

    ответственность.

    наблюдательность;

    терпеливость;

    трудолюбие;

    предприимчивость.

    Медицинские ограничения:

    Сердечно-сосудистые заболевания;

    заболевания опорно-двигательного аппарата;

    выраженные нарушения органов зрения и слуха;

    нарушение координации движений;

    нервно-психические заболевания.

    Профессия мастера сельскохозяйственного производства предполагает освоение следующих квалификаций: оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; водитель автомобиля. Соответственно это специалист широкого профиля, выполняющий работы, связанные с организацией и технологией механизированных работ в растениеводстве и животноводстве. Мастер сельскохозяйственного производства выполняет работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, управляет тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства; выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания; проводит ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей; выполняет работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. Выполняет механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными группами животных разных направлений продуктивности; проводит техническое обслуживание технологического оборудования; участвует в проведении дезинфекции помещений на механизированных фермах и животноводческих комплексах; оказывает помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.

    Профессиональная деятельность

    Мастер сельскохозяйственного производства может работать на сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности (частные предприятия, акционерные объединения, фермерские хозяйства). Возможно трудоустройство на предприятиях коммунального хозяйства, в промышленных, строительных и лесозаготовительных компаниях.

    Карьера

    Профессия относится к числу востребованных на рынке труда. Рост мастерства и квалификации работника открывает возможность трудоустройства в солидные компании с хорошим уровнем оплаты труда. Карьерный рост возможен и за счёт повышения разряда, а также освоения дополнительных профессий (например, машинист экскаватора, водитель погрузчика). Настоящие профессионалы своего дела, отлично владеющие современной техникой, ремонтным оборудованием, имеющие специальную подготовку, могут возглавить бригаду, организовать собственное фермерское дело.