• Портативный постановщик помех. Министерство общего и профессионального образования

    Постановщики помех

    Для групповой защиты летящих в строю ударных машин от вражеских РЛС на Ту-16 устанавливались станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2. Такие самолеты получили обозначение Ту-16 СПС. Эти станции обладали сравнительно невысокими характеристиками – недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Кроме того, для их применения требовался еще один член экипажа – оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС.

    Дальний разведчик советского ВМФ – Ту-16РМ Badger D. Badger D – самолет наиболее часто применявшийся советским флотом для выполнения разведывательных задач, во время патрулирования обычно работал вместе с другими вариантами Ту-16.

    Основной отличительной чертой Ту-16РМ Badger D – морского разведчика/ самолета радиоэлектронной борьбы были три радиопрозрачных обтекателя ни брюхе фюзеляжи. Ножевая антенна прямо перед первым обтекателем – связная.

    Ту-16РМ Badger D построенные путем переоборудования ракетоносцев Badger С сохраняли соответствующую носовую часть. Однако передний подфюзеляжный обтекатель на Badger D был больше чем на Badger С.

    Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП». Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.

    На то время «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом его створки и бомбардировочное вооружение демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один – типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа – управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

    Начиная с 1962 г., системой «Букет» был оснащен 91 самолет.

    Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту-16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой – три, на правой – четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось. В общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16П, становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

    F/A – 18 корпуса морской пехоты следит с близкого расстояния за Ту-16Р Badger Е. Ту-16Р был одним из наиболее часто встречающихся самолетов советской морской авиации и период проведения учений военно-морскими силами США и НАТО.

    F-4 Фантом II, британских ВВС, вооруженный подвесным контейнером с пушкой Вулкан, сопровождает Ту-16Р над Северным морем. Задние пушки Ту-16 подняты в крайнее верхнее положение, в знак мирных намерений.

    Из книги Техника и вооружение 2006 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

    Шаг за шагом 2. Отечественные передатчики шумовых помех Ю.Н. Ерофеев, д.т.н., профессорПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 7/2006 г. Д.т.н. Николай Иванович Оганов, лауреат Ленинской премии (1902–1966).Первая разработка1 ноября 1943 г. в НИИ-108 («сто восьмой») был зачислен Николай

    Из книги Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС автора Сергеев П. Н.

    Торпедоносцы, постановщики мин и спасательные самолеты С самого начала проектирования Ту-16 его предполагалось использовать не только в ВВС, но и в авиации ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло Распоряжение Совета Министров СССР №7501 об оборудовании бомбардировщиков Ту-16

    Из книги Погоня за «ястребиным глазом». Судьба генерала Мажорова автора Болтунов Михаил Ефимович

    Из книги Морская минная война у Порт-Артура автора Крестьянинов Владимир Яковлевич

    Постановщики мин. Во время Крымской войны русские минные заграждения выставлялись с плотов, шлюпок, катеров и небольших паровых судов. В кампанию 1855 г. постановки мин у Кронштадта обеспечивал речной пароход "Рюрик".В конце 1860-х годов в России появились специальные

    Из книги Боевые самолеты Туполева автора

    Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора Якубович Николай Васильевич

    Постановщик помех Як-28ПП Последней модификацией бомбардировщика стал постановщик помех Як-28ПП. Самолет предназначался для борьбы с радиоэлектронными средствами противника, комплектовался на разных этапах системами «Букет», «Сирень», «Стрела» и «Фасоль». Под

    Из книги Наука и техника в современных войнах автора Покровский Георгий Иосифович

    IX. СРЕДСТВА НАРУШЕНИЯ СВЯЗИ, ПОМЕХ И ДЕЗОРИЕНТАЦИИ ПРОТИВНИКА Чрезвычайно быстрое развитие средств электрической связи привело к тому, что в течение ряда десятилетий эти средства применялись практически без существенных помех и противодействия со стороны противника.

    Специализирующаяся на разработке систем подавления радиосигналов компания Нэтлайн (Netline) разработала новую систему, умещающуюся в рюкзаке. ManPack RJ является частью реактивных систем постановки помех, он сканирует эфир и подавляет сигналы, способные привести в действие самодельные взрывные устройства (СВУ).

    В компании Нэтлайн сообщили, что глушение радиоуправляемых взрывных устройств осуществляется с помощью трех основных технологий. Первая и основная технология - это широкополосный канал, вторая технология более сосредоточенная подобно снайперской винтовке, и третья - это генерация помех, действующая как радар, сканируя все частоты, обнаруживая сигналы и принимая решения о том, какой из них может привести в действие СВУ, а затем очень точно глуша этот сигнал.

    "Такую технологию очень сложно разработать. Мы работаем над этим в течение нескольких лет. До недавнего времени единственными, кто использовал эту технологию в боевых условиях, были американцы, отказывавшиеся делиться своими знаниями с кем бы то ни было", - говорит Гиль Исраэли (Gil Israeli), содиректор Netline.

    "До сих пор способность защитить отдельно взятого солдата от СВУ была очень ограниченной, вам было необходимо несколько солдат для переноски системы постановки помех, и даже тогда вы могли использовать его только для защиты небольшого числа людей. Новая система обеспечивает радиус покрытия, эквивалентный системам, устанавливаемым на конвоях. Еще одним преимуществом, разумеется, является мобильность системы", - говорит Исраэли.

    Компания Netline была создана 17 лет назад. Она занимается разработкой различных систем обнаружения и противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Она также разрабатывает системы для глушения мобильных телефонов в запрещенных районах с целью обеспечения конфиденциальности информации. Компания предоставляет услуги силовым структурам во всем мире.

    В дополнение к переносным постановщикам помех для СВУ и глушителям радио частот Netline также завершила разработку небольшого и легкого портативного постановщика помех (Portable Jammer Pack, PJP), который можно бросить как ручную гранату. Это устройство предназначено для глушения всех радиосигналов в пределах замкнутого пространства после того, как его забрасывают в помещение в условиях городского боя.

    "Разрабатываемая нами "граната" должна покрыть разрыв в боевых возможностях противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам", - говорит Исраэли. - Устройство предназначено для защиты солдат, особенно спецподразделений, действующих в закрытых помещениях, таких как туннели или центральная часть палестинских городов (касба). Эти солдаты действуют в местах, где даже установленные на находящихся поблизости транспортных средствах или переносимые на спине солдата системы не в состоянии защитить их. Таким образом, бросая гранату впереди себя, они могут заглушить все сигналы и частоты, используемые неприятелем для приведения в действие СВУ. Мы потратили много времени на минимизацию этой системы для того, чтобы покрыть соответствующие частоты".

    Исраэли также говорит, что граната была испытана в боевом развертывании двумя зарубежными клиентами.

    Радиоэлектронные помехи классифицируют по различным признакам.

    По происхождению различают естественные и искусственные помехи. Естественные – природного происхождения: атмосферные грозовые разряды, отражения от метеообразований (дождь, снег, облака), земной поверхности и другие. Искусственные – создаются устройствами излучающими ЭМЭ или отражателями.

    В зависимости от источников образования различают: преднамеренные и непреднамеренные помехи.

    По характеру воздействия на РЭС: маскирующие и имитирующие.

    Маскирующие помехи снижают соотношение сигнал/шум в полосе рабо-чих частот. Имитирующие - вносят ложную информацию частот РЭС.

    По интенсивности воздействия на РЭС: слабые, средние и сильные. (Потеря информации соответственно до 15%, не менее 50%, более 75%) и не снижают, снижают и исключают выполнение РЭС боевых задач.

    По ширине спектра и точности наведения: прицельные и заградительные.

    По способу создания: активные и пассивные. Активные создаются энергией источников помех, пассивные - рассеянием энергии.

    По характеру излучения: непрерывные и импульсные. В свою очередь импульсные могут быть синхронные и несинхронные, однократные и многократные. Непрерывные - шумовые и модулированные.

    Авиационные средства РЭБ являются составной частью авиационного бортового оборудования и предназначены для подавления работы всех типов РЭС противника. Представляют собой встроенные базовые и дополнительные станции постановки помех, противорадиолокационные ракеты ложные цели и ловушки. Дополнительные могут размещаться как в фюзеляже, так и в подвесных контейнерах.

    Они подразделяются на средства создания активных и пассивных радио-помех, противорадиолокационные ракеты, ложные цели и ловушки Рис.2 (зарисовать).

    Рис. 2. Классификация авиационных средств РЭБ

    Средства создания активных помех подразделяются на станции помех радиолокации, станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных, станции помех оптико-электронным средствам, забрасываемые (одноразовые) передатчики помех Рис.3 (зарисовать).



    Рис. 3. Классификация авиационных средств создания активных помех

    Станции помех радиолокации групповой защиты предназначены для за-щиты группы самолетов путем подавления радиолокационных станций (РЛС) обнаружения, целеуказания и наведения истребителей. Как правило, они устанавливаются на специальных самолетах РЭБ или на стратегических бомбардировщиках. Эквивалентные мощности станций помех групповой защиты могут составлять: в заградительном режиме – до 500 Вт/МГц, в прицельном – 2000 – 5000 Вт/МГц.

    Станции помех радиолокации индивидуальной защиты предназначены для самозащиты самолета путем подавления РЛС наведения ракет, радиолокационного прицела истребителя-перехватчика и устанавливаются на каждом современном самолете.

    Станции помех радиолокации имеют возможность постановки маскирующих шумовых помех, при воздействии которых на РЛС расчет не может выделить цель на их фоне, а также имитирующих импульсных помех. Имитирующие помехи на экране индикатора РЛС выглядят как отметки одинаковых целей. Возможна постановка сразу обоих типов помех.

    На самолетах тактической авиации эквивалентные мощности станций по-мех индивидуальной защиты могут составлять: в заградительном режиме – 10–30 Вт/МГц, в прицельном – 200–500 Вт/МГц, а на самолетах стратегической авиации 50–100 и 500–1000 Вт/МГц, соответственно.

    Станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных предназначены для подавления командных радиосетей системы ПВО, с помощью которых осуществляется управление огнем зенитных ракетных дивизионов и наведение истребителей-перехватчиков. При этом искажается как речевая, так и телекодовая информация.

    Станции помех оптико-электронным средствам в основном предназначены для подавления тепловых ГСН ракет класса "воздух–воздух", а также для вывода из строя приемников лазерных локаторов истребителей и лазерных дальномеров зенитных огневых средств.

    Забрасываемые передатчики помех (ЗПП), предназначены для подавления работы РЭС на время прорыва системы ПВО и способны создавать помехи любого характера в течение 10–120 минут. В районы подавляемых средств они могут доставляться пилотируемыми и беспилотными самолетами, ракетами, артиллерийскими снарядами, планирующими (управляемыми) авиабомбами, воздушными шарами, разведывательно-диверсионными группами.

    Средства создания пассивных помех представляют собой различные автоматы, выбрасывающие в полете пачки дипольных противорадиолокационных отражателей (ПРЛО), а также неуправляемые ракеты и авиабомбы, начиненные такими же пачками.

    Авиабомбы с ПРЛО применяются для групповой защиты и сбрасываются с большой высоты самолетом обеспечения. Выброшенные из бомбы на высоте 3–6 км ПРЛО образуют для РЛС экран, скрывающий самолеты ударной группы.

    Автоматы выброса ПРЛО применяются чаще всего для обеспечения преждевременного срабатывания радиовзрывателя ЗУР при ее приближении к самолету.

    Ложные цели представляют собой устройства, имитирующие по отража-тельным и другим характеристикам реальные объекты. В зависимости от вида и диапазонов используемых волн ложные цели могут быть радиолокационными, световыми и акустическими. С помощью ложных целей на экранах разведывательных радиоэлектронных средств (РЭС) образуются отметки, подобные отметкам реальных объектов. Это усложняет обстановку, дезориентирует операторов и системы целераспределения, увеличивает время распознавания целей. Радиолокационные ложные цели по конструкции представляют собой небольшой беспилотный самолет или крылатую ракету и используются стратегическими бомбардировщиками (В-52 имеет 20 ложных целей SCAD) и самолетами тактической авиации (F-15 имеет 12 ложных целей "Макси–Декой").

    Ловушки представляют собой технические средства, используемые для увода от целей управляемых боеприпасов или срыва автосопровождения цели радиолокационными станциями. Радиолокационная ловушка действует эффективно, если после ее пуска самолет и ловушка не разрешаются РЛС по дальности, угловым координатам и скорости. От объекта она должна удаляться с такой скоростью, чтобы обеспечивался надежный увод на себя следящих стробов систем автоматического сопровождения. Наибольшее распространение получили ловушки для увода инфракрасных (ИК) ГСН ракет классов "воздух–воздух" и "земля-воздух" (ракет типа "Стингер").

    Боевые действия тактической и палубной авиации на ТВД интенсивно прикрываются помехами специальных самолетов групповой защиты (ЕА-6В – в первую очередь против РЛС дальнего обнаружения и управления стрельбой зенитных комплексов; ЕС-130H - против радиолиний управления перехватчиками). Нанесению ударов предшествуют удары самолетов огневого подавления РЛС системы ПВО противника. Значение этих самолетов можно оценить хотя бы по тому факту, что их число достигает 20-30 проц. количества участвующих в воздушной операции ударных самолетов. Это позволяет комплекты РЭБ индивидуальной защиты система AN/ALQ-131 тактических истребителей ограничить обнаружительным приемником, станцией активных помех и устройством для постановки пассивных, главным образом для срыва наведения на них управляемого оружия без расходования ресурсов радиоэлектронного подавления на борьбу со средствами обнаружения системы ПВО противника и управления истребителями-перехватчиками.

    Для бомбардировщиков в стратегической воздушной операции применение специальных самолетов РЭБ и даже коллективная защита исключены.

    С 1972 года на все бомбардировщики США устанавливается бортовой оборонительный комплекс AN/ALQ-161, который постоянно совершенствуется.

    Конструктивно комплекс AN/ALQ-161 состоит из 108 съемных и заменяемых в аэродромных условиях модулей (массой в среднем по 20 кг и объемом 30–200 дм 2), из которых более трети – это антенные устройства.

    Стоимость его составляет 20 млн. долларов (10 проц. стоимости бомбардировщика). По массоэнергетическим характеристикам своей аппаратуры он превосходит системы РЭБ самолетов-постановщиков помех групповой защиты ЕА-6В в 1,4 раза, а комплекты РЭБ индивидуальной защиты тактической авиации (AN/ALQ-131) – в 9 раз.

    Комплекс производит с точностью до 1 градуса пеленгование всех видов наземных РЛС на дальностях превышающих их дальность обнаружения. Распознаёт режим работы (поиск, захват, наведение ракет) и производит оптимальное распределение мощности и постановку прицельных активных помех РЭС в соответствии с их режимом работы.

    Определение координат и параметров движения

    В зависимости от количества РЛС могут применяться способы одновременного пеленгования (триангуляционный способ по данным двух и более РЛС) и последовательного пеленгования (по данным одной РЛС).

    Основным способом определения текущих координат и параметров полета постановщика активных помех является способ триангуляции.

    Сущность его заключается в том, что место постановщика помех (область возможного нахождения) определяется в точке пересечения биссектрис углов засвеченных секторов на экранах двух и более взаимодействуюших РЛС. (Рис. 17.3.)

    ОБУ, зная местоположение взаимодействующей РЛС (азимут, дальность), принимает от оператора РЛС значения азимутов постановщика помех и наносит их стеклографом на экран ИКО относительно взаимодействующей РЛС. Одновременно ОБУ наносит линии азимутов постановщика помех относительно своей РЛС.

    Рис. 17.3. Определение координат постановщика активных помех

    триангуляци­онным способом

    По положению точек пересечения азимутов на экране ИКО определяются координаты постановщика помех (азимут и дальность), а по направлению и скорости перемещения точек пересечения азимутов – параметры движения постановщика помех (курс и скорость). (Рис. 17.4).

    Рис. 17.4. Определение параметров движения постановщика

    активных помех триангуляци­онным способом

    Точность определения координат и параметров движения постановщика помех зависит от способа определения.

    Для триангуляционного способа характерно следующее:

    На дальности начала постановки помех 200÷ 250 км от РЛС среднеквадратические ошибки определения места постановщика составляют 6÷ 9 км;

    На дальности 100÷ 120 км ошибки уменьшаются до 2÷ 2,5 км;

    На дальности 200÷ 250 км ошибки в определении курса и скорости настолько велики, что пользоваться такими параметрами для решения задачи наведения нецелесообразно. Ошибки в определении курса достигают 30°, а в скорости – 300 км/ч.

    При уменьшении дальности до 100 км ошибки в определении курса, скорости составляют 5° и 100 км/ч соответственно. Это обеспечивает решение задачи наведения с достаточной точностью.

    При наличии одной РЛС координаты и параметры полета постановщика помех можно определить способом последовательного пеленгования.

    Сущность способа заключается в том, что по предполагаемой скорости постановщика помех строится линейка масштабно-временных отрезков ∆S=Vц×∆t, состоящая из двух отрезков, и выполняется трехкратное пеленгование постановщика помех через время ∆t.



    На ИКО наносятся линии азимутов постановщика помех Aз1, Aз2, Аз3 . Линейка прикладывается к ИКО таким образом, чтобы концы отрезков ∆S совпали с линиями азимутов.

    Рис. 17.5. Определение параметров движения постановщика активных

    помех при помощи линейки масштабно-временных отрезков

    По положению конца второго отрезка и линии третьего азимута определяется местоположение постановщика помех (азимут, дальность), а по направлению отрезка ∆S – курс постановщика помех (Рис. 17.5.).

    Высота полета постановщика помех определяется по экрану высотомера.

    Для этого необходимо:

    Медленным вращением антенны ПРВ определить средний азимут сектора помех по максимальному сигналу помехи;

    Способом триангуляции определить азимут и дальность постановщика;

    Повернуть антенну высотомера на азимут постановщика;

    Провести линию посредине засвеченного сектора;

    По соответствующей дальности найти точку пересечения указанной линии с линией сектора помех;

    Определить высоту постановщика помех.

    Решил повторить сам. 934 в наличии не было, поставил вместо них 911. Вещь получилась вполне - в здании в центе города (т.е. недалеко от ТВ и Радио вышки) на 2 х этажах почти не принимается FM радио(очень сильные помехи - ничего не разобрать). Телевизоры по всем каналам - изображение 0, звук 0. При приеме на внешнюю антенну (на крыше здания - до глушилки 2 этажа) на ДМВ на некоторых каналах пробивается звук, изображение можно сказать 0. Очень приятно удивлен работой данного глушака. Эффект от тетры гораздо меньше!

    Вариант использования:

    T1 BFR91A
    T2 2Т610А без радиатора
    T3 КТ913Б на радиаторе

    Данные катушек:
    L1 2W 0.4 D4
    L2, L5 14W0.3 на клольце 10х6х4.5 М1500нн
    L3 5W0.4 D4
    L4 2W 1.0 D8
    L6 3W 0.4 D4
    L7 0.5W 0.7 D4
    L8 27W 0.3 D5 (11mm)
    L9 4W 0.4 STEP0.5 D4
    L10 1W 1.0 D5
    L11 17W 0.3 D5 (6mm)
    C7,C8 “CD” 2kB 0.022mf или любые которые выдержат мощность.
    Обычную керамику лучше не ставить.
    Плата 1.5мм 2-х сторонняя обратная сторона подключена к массе около С5.

    R6 100 Ом
    Rx *18 Ом
    *включить между L8 и +питания
    Внимание ! Указаны МИНИМАЛЬНЫЕ безопасные значения Rx, лучше их не уменьшать. Я спалил свой единственный КТ913 когда попытался поднять ток коллектора до0.9А (близко к максимальному -1А по справочнику мать его!)

    Результаты тестов:
    Напряжение питания U=14.4V
    I=0.7A
    Напряжение ВЧ (Urf) на 50 Ом нагрузке = 12в.
    При ОТКЛЮЧЕННОЙ антене (выход нагружен 50 Ом, питание через ВЧ фильтр) в радиусе 5-7м радио FM шипит во всем диапазоне, ТВ с комнатной антеной, направленной в противоположную сторону еле-еле ловит 3 ДМВ канала, LPD радиостанция открывает шумодав. При подключении куска провода 1м в радиусе 15-25м (дальше не проверял) FM радио и МВ полностью глушит, 2 ДМВ канала (самые живучие) принимаются на внешнюю антену 1 этажом выше с сильными помехами.

    Другие транзисторы :

    КТ920В Rx 11Ом I=0.9A Urf=14.5V
    Убийца радиостанций! FM глушит по всему дому, тоже самое с МВ. Однако многие ДМВ каналы достаточно прилично принимаются на внешнюю антену.Основная мощность где то до 200-300 МГц

    2Т911А Rx 18Ом I=0.4A Urf=8.5V
    Похоже на КТ913, но меньше помех на ДМВ.

    КТ939А Rx 27Ом I=0.3A Urf=10V
    Шумит довольно плотно, но надежд не оправдал.При включении скакала мощьность, на 50 ом транзистор работал хорошо, НО когда была подключена антена шум почти пропал!
    Скорее всего нужно просчитывать цепи согласования специально под него либо просто попался бракованный экземпляр либо я его подпалил как КТ913 т.к. изначально выставил ток колектора около 0.4А а это как потом оказалось его предел!

    Подходят по параметрам, но не были протестированы в связи с отсутствием транзисторы:
    КТ919, КТ925, КТ962, КТ916 и т.д.. Если у вас они есть пробуйте! И не забудьте подельться результатом.

    Выводы :

    Всем известная схема на 4-х КТ939 отдыхает т.к. данная конструкция стоит дешевле, мощьность выше, возможность согласования с антеной дает несравненно больший КПД.

    Данный материал был взят с сайта http://www.vrtp.ru/