• Белошистая формирование и развитие математических способностей дошкольников. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации фгос до

    Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с: ил. Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматри­ваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.

    Картинка 9 из презентации «Познавательное развитие дошкольников средством формирования математических представлений»

    Размеры: 98 х 150 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока информатики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Познавательное развитие дошкольников средством формирования математических представлений.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 3165 КБ.

    Скачать презентацию

    «Математическая игра» - Вопрос для решения. 21. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много предметов, изготовленных из бронзы. Слышите, как быстро смолкла речь? Ход игры: Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку. Конкурс болельщиков. Работа по станциям. Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль.). Станция №2.

    «Математические софизмы» - Однако, одних только софизмов для победы в любом споре недостаточно. Алгебраические софизмы. К логическим приемам нечестного, но удачного ведения дискуссии и относятся софизмы. Решение. Заключение. Экскурс в Историю. Т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.

    «Математический турнир» - Луч 1. Задание 4 луч 1. Дидактическая игра. Результаты игры. Луч 3. Луч 2. Задание 4 луч 3. Задание 1 луч 1. Задание 2 луч 2. Задание 1 луч 2. Задание 5 луч 2. Задание 5 луч 3. Задание 3 луч 3. "Математический турнир".

    «Способности человека» - Способности? Чувство поля. Прогноз(30-е гг.20 века): -100 м-10,0 сек, -высота-2,25 м Штанга-200кг, Что мешает? Обществознание. Выдающиеся достижения людей. Способности человека. Остатки знаний древних цивилизаций? Восточная медицина. Телепатия. Необъяснимые возможности. Мировые рекорды(2000): -100 м-9,81 сек, -высота-2,45 м Штанга-280кг,

    «Развитие творческих способностей учащихся» - Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Мы очень обрадовались. Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся: Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: . Интеллект. Память, воображение.

    Использование программы А. В. Белошистой "математика и конструирование" в развитии математических представлений у дошкольников.

    Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу важных методических проблем последних десятилетий. Математическое развитие дошкольника должно предполагать развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойство, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

    В старшем дошкольном возрасте существуют все предпосылки для развития математического мышления и математических способностей. В целях совершенствования содержания и методов развития у дошкольников математических представлений мы проводим обучение детей по программе интегративного курса « Математика и конструирование», разработанной А.В.Белошистой.

    Данный курс создан для решения остро возникшей в настоящее время проблемы обновления подготовительной работы с детьми по математике, с целью развития их в процессе обучения и ориентирован на личностное взаимодействие взрослого ребёнка.

    Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе. Систематические занятия развивают не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребёнка.

    Рассматривая конструирование как частный, специфический вид моделирования, автор предлагает выстроить систему формирования конструктивных умений ребёнка ы процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений, объединяя два традиционна разводимых в методике дошкольного обучения вида деятельности: конструирование и обучение математике. При этом вновь приобретаемые знания и умения играют развивающую роль, так как они становятся базой для формирования элементарных математических представлений и общих приемов умственной деятельности.

    Цель программы- уходя от узкоутилитарного подхода к обучению математике, направленного на формирование представлений о числе, дать один из возможных вариантов, построенный на основе использования доступных ребёнку дошкольного возраста видов моделирования математических объектов и отношений.

    Суть подхода в программе А.В.Белошистой « Математика и конструирование» состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребёнка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий и т.п. При этом процесс сводится не к целевому обучению элементами арифметики, а к всестороннему стимулированию развития логического мышления ребёнка. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т.е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.

    Отличительной способностью данного курса является то, что роль ведущего содержания в нем отводится геометрическому материалу и действиям с ним, работа с числом и всеми сопутствующими материалами является работой « второго плана», встроенной в процесс самостоятельной конструктивной деятельности ребёнка. В этом случае знания и умения арифметического характера усваиваются дошкольном « попутно», в процессе интересной и понятной ему деятельности с геометрическим материалом.

    Эффективность программы подтверждена на практике. Мы занимались систематично и последовательно по программе А.В.Белошистой со второй младшей до подготовительной группы и сейчас можем подвести итог.

    Детей увлекали включенные в задания элементы сюжета, возможность действовать с материалом. Систематическое участие в решении конструкторских задач стимулировало познавательные интересы детей. На занятиях по данной программе мы применяли следующие дидактические средства:

    • Пластмассовые рамки (трафареты) с прорезями в виде геометрических фигур. Используются для узнавания и называния геометрических фигур в различных положениях, умения использовать их для конструирования орнаментов и сюжетов. При работе с рамкой дети приобретают начальные графические навыки: обводка, штриховка, рисование на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм, учатся ориентироваться на листе, обучаются «конструктивному рисованию».
    • Счетные палочки, применяются не только как счетный материал, с их помощью можно в доступной пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочку как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и даёт им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между нами.
    • « Дидактический набор» - набор геометрических фигур трёх основным форм: круг, квадрат и треугольник, а также набор геометрических тел « Цвет и форма» , содержащий кубы, конусы, цилиндры, прямые прямоугольники и треугольные призмы, пирамиды.
    • Рабочие тетради на печатной основе, содержать большое количество дополнительных

    упражнений, позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу на занятии.

    Главное требование- это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.Важно, чтобы взрослые не ограничивали детскую активность или не давали ответов на ещё не поставленные вопросы, а поощряли ребёнка и вместе с ним экспериментировали, наблюдали, действовали, размышляли, искали ответы и ставили новые вопросы. Родителям необходимо понимать: ничто не приходит само по себе, ребёнок обучается не тогда, когда он наблюдает за взрослыми, а когда он имеет возможность непосредственно действовать.

    Родители могут объяснить ребёнку такие свойства действительности как пространство и время: время суток, времена года, возраст. В старшем дошкольном возрасте детям доступен довольно сложный анализ и умение делать выводы, развивается логическое мышление: понимание причин и связей происходящего в повседневной жизни. Ответы на трудные вопросы могут дать книги, научная литература: энциклопедии, журналы, книги о природе. Необходимо давать детям простейшие задания для развития мелкой моторики руки: ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, ручку, уметь работать на листе – обвести в клетку, продолжить узор. Аккуратно раскрасить рисунок.

    Всё это мы объясняем родителям на родительских собраниях, проводим анкетирование родителей, готовим для них тематические консультации и папки – передвижки « Математика вокруг нас » , даём индивидуальные разъяснения и советы. Со своей стороны родители помогают нам в приобретении и изготовлении пособий.

    Обнаружилось, что дети значительно легче усваивают математический материал и создаётся возможность выйти за пределы того объёма математических знаний, которые предусмотрен « Программой воспитания в детском саду » под редакцией М.А.Васильевой.

    Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. В настоящее время все воспитанники успешно обучаются в первом классе и не испытывают проблем на уроках математики.


    Изучая проблему формирования и развития математичес ких способностей дошкольников, мы в течение нескольких ле предлагали организовать дискуссию на эту тему воспитателя1 и методистам ДОУ, работающим с детьми всех возрастов: о1 раннего возраста до подготовительной группы. Во всех случая: воспитатели, обычно, уверенно отвечали на вопрос, могут л] они назвать и выделить детей, способных к математике, в сво ей группе.

    Аналогичным образом отвечали на этот вопрос и учителе как начального звена, так и предметники. При этом главны» критерием такого выбора у учителей является успешность ре бенка в самом предмете (хотя совершенно очевидно, что эта успешность лишь следствие наличия способностей) .

    Намного более сложной задачей оказывалось обоснование своего выбора способного к математике ребенка для воспитателя ДОУ. И это закономерно, поскольку чем младше ребенок, тем меньше у педагога возможностей подменить причину следствием, ссылаясь на успешность ребенка в предмете, при выявлении способных детей.

    Математические способности относятся к группе ранних способностей, что является бесспорным историческим фактом и подтверждением того, что изучением этого вопроса следует заниматься не только специалистам-математикам, но и воспитателям ДОУ.

    Дальнейший анализ понятия «способный ребенок» приводит чаще всего к вычленению характеристики «любознательность».

    Материал с сайта www.i-gnom.ru

    «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Опыт работы Сибогатовой Н. А. - воспитателя ГБОУ Школа №2083

    Детский сад «Семицветик»

    В наше время, в век «компьютеров» математика

    в той или иной мере нужна огромному числу

    людей различных профессий.

    Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

    Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

    Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования .Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

    Известно, что игра– главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игреребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

    Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель работы:содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

    Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,

    1. Развивать у детей интерес к математике.

    2. Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

    Решению данных задач способствовали следующие методы:

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

    2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

    Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

    Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковыйиглавная форма организации детской деятельности – игра.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику.

    Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их– обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

    В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

    • «Выложи цифру из палочек»;

    Подробней nsportal.ru

    Предварительный просмотр:

    Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов.

    Постановка проблемы.В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей.

    Осуществляя поиск эффективных средств математического моделирования с дошкольниками, я пришла к выводу, что технология математического моделирования на основе флексагонов наиболее эффективна для математического развития старших дошкольников, так как особенность игровых материалов для данной технологии состоит в неограниченных комбинаторных возможностях, кроющихся в обычном листе бумаги. Если считать, что идеальный интеллектуальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, то флексагон - именно такой конструктор.

    Флексагон- “гнущийся многоугольник” - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы, при правильной сборке флексагон содержит “скрытые” поверхности.

    Внимательный анализ разверток флексагонов позволил мне выявить их развивающий математический потенциал для дошкольников. Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. При специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников.

    Использование флексагонов в развитии элементарных математических представлений детей - глубоко творческий процесс, диалектично сочетающий единство созидания и отрицания. Поэтому, проектируя авторскую локальную методику использования флексагонов, я, прежде всего, глубоко изучила имеющиеся теоретические и практические наработки по интересующей меня проблематике, учла специфику детей своей группы, и только на этой базе создавала новшества.

    Впервые в своей практике я использовала флексагоны в математическом развитии детей, во - первых, как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексагонов знакомила детей с составом числа из единиц; отношениями “больше”, “меньше” и др.; цифрами; учила составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого мной использовались разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы.

    Во-вторых, в разделе геометрические фигуры - знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, прямоугольником, четырехугольниками как классом фигур и т.д. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.

    В-третьих, флексагоны хороши для освоения детьми понятия “время”. Можно с их помощью показать циферблат часов, удобно показать сезонные явления, дни недели, месяцы.

    Процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождался поэтапным введением флексагонов в занятия.

    1) При ознакомлении с флексагоном я использовала прием проблемной ситуации: персонажем получен волшебный подарок, что с ним делать - неизвестно; поможем персонажу.

    2) предлагала детям рассказать, во что с флексагоном можно играть. Уточняется, к какому классу можно отнести эту фигуру.

    3) Я “случайно” складывала флексагон так, что он раскрывался. Давала детям время поэкспериментировать с флексагоном.

    1) Я предлагала детям несколько минут для припоминания свойств флексагона. Как называется эта фигура? Сколько имеет сторон, вершин, углов?

    2) Предлагала сложить флексагон пополам. Назвать получившуюся фигуру, сосчитать углы, назвать фигуры, из которых состоит трапеция (треугольник, ромб) . Детям предлагала выложить трапецию из реальных геометрических фигур, или - только назвать их.

    3) Предлагала самостоятельно сложить ромб, сосчитать углы; раскрыть флексагон и рассказать о нем.

    1) Вспоминала вместе с детьми, что такое ось симметрии. Предлагала показать и сосчитать количество осей симметрии у флексагона. Показать их.

    2) Исследовательская задача: если вывернуть флексагон, изменится ли количество осей симметрии? Почему?

    3) Задача. Сложите флексагон пополам. Сколько одинаковых фигур получилось? Какие это фигуры? Сколько у каждой фигуры углов?

    Сколько углов будет у 2-х трапеций, составляющих плоскость флексагона? А сколько углов у флексагона?

    Анализируя проведенные занятия, следует отметить, что эффект “фокуса” при внесении флексагона вызвал стойкий интерес детей, создал мотивацию на несколько занятий вперед. Поисковаядеятельность детей мотивировалась и интересом родителей к математическим головоломкам, смоделированным и показанным детьми, и разнообразием вариантов “математической начинки” флексагонов.

    Таким образом, технологический процесс занятия включает в себя ряд взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих эффективное усвоение учебного материала и включение его в деятельность.

    Проведенная опытно-экспериментальная работа, теоретическое моделирование и анализ математической сущности флексагонов позволили сформулировать следующие методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений:

    1. Начиная занятие по знакомству детей с флексагоном, советую параллельно вести закрепление различения цветов, их оттенков, так как в группу детского сада вносятся разноцветные флексагоны.
    2. Старшим дошкольникам можно предлагать собирать флексагоны по цвету. Например: каждая сторона гексагексафлексагона может состоять из шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1–3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуем использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

    Использование флексагонов как средства математического развития ребенка показало их эффективность для решения проблемы гармонизации аффекта и интеллекта, что, в свою очередь, позволяет решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения без классической формализации. При этом процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождается положительными эмоциями детей за счет вариантов “познавательной” раскраски флексагонов.

    Вывод.Проделанная мною работа дала следующие результаты: к концу года дети научились соотносить форму предметов с геометрическими формами, выделять элементы геометрических фигур (угол, вершина, стороны) , У них сформированы знания базовых понятий флексагонов, внутренняя мотивация и устойчивый интерес к данному виду деятельности.

    Ощущения того, что все мои старания не прошли даром, придавало мне сил в работе. Ведь восторг, радость, удивление детей при достижении конечного результата – самое большое вознаграждение в моей работе и, естественно, стимул двигаться дальше в своей профессии.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. АфонькинС.Игры и фокусы с бумагой /С.Афонькин, Е.Афонькина.- М.: Рольф, АКИМ, 1999. - С.12–67.
    2. БелошистаяА. В.Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.11–77.
    3. Игры и развлечения: Кн. 3 / Сост. Л. М.Фирсова. - М.: Мол. Гвардия, 1991.
    4. МихайловаЗ. А.Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.:Просвещение, 1990.
    5. НикитинБ. П.Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
    6. Оригами и педагогика: Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. - СПб., 1996.
    7. РепинаГ. А.Технологии математического моделирования с дошкольниками. - Смоленск, 1999.
    8. РепинаГ. А.Перспективные подходы к математическому развитию ребенка. - Смоленск, 2000.
    9. 365 развивающих игр / Сост. Е. А.Беляков. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

    По теме:

    Материал с сайта nsportal.ru

    Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики Скачать бесплатно

    Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.: ил. ISBN 5-691-01229-0. Агентство CIP РГБ.

    Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников.

    В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки , вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий. Выложил(а) :

    Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей ребенка

    Для развития математических способностей важно избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, пространственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение.

    Как уже отмечалось ранее, для адекватного выделения и восприятия ребенком количественных характеристик требуется специальное обучение. Для формирования и развития восприятия необходимо обеспечить ребенку возможность обследования воспринимаемого объекта, способы и средства создания его адекватной модели (его подобия) сначала в вещественной форме во внешней деятельности, чтобы обеспечить затем его ин-териоризацию во внутреннюю форму - представление. Таким образом будет происходить накопление запаса образов воображения. В продуктивном восприятии предмета наиболее важным для ребенка является действие, которым он при этом пользуется: деятельность тактильного обследования должна предшествовать деятельности визуального наблюдения и анализу наблюдаемого предмета, явления и т. п.

    Такую последовательность действий ребенка с изучаемым материалом легко обеспечить при преимущественной работе с геометрическим материалом, поскольку для любой геометрической фигуры или геометрического тела несложно сконструировать самые разнообразные модели из самого различного материала, причем все они будут адекватно отражать основные его характеристики. Например, квадрат из бумаги, палочек, пластилина, конструктора, ткани, нитки, а также его рисунок на песке, глине, восковой дощечке, классной доске и т. д. будет моделью одного и того же понятия, отражающей его основные свойства: наличие четырех равных прямолинейных сторон и четырех прямых углов. Все перечисленные модели ребенок может выполнить самостоятельно, собственными руками, а затем провести целую серию наблюдений (выражая их словесно) при обследовании любой из них - сравнить длины сторон, сосчитать их, сравнить форму и равенство углов, а также установить и многие другие его свойства путем простых манипуляций с моделью.

    Способом организации такой познавательной деятельности ребенка является соответствующим образом разработанное задание (упражнение) , выполняя которое, ребенок осуществляет продуктивное восприятие объекта (обследование, моделирование) и осмысление воспринятой сенсорной информации (сопровождает чувственное восприятие словом) .

    Упражнение 1

    Цель. Подготовить детей к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.

    Материалы. Счетные палочки двух цветов, фланелеграф с картонными моделями палочек у педагога.

    Задание.

    • Возьмите из коробки столько палочек, сколько у меня. Положите перед собой так же (II) . Сколько палочек? {Две.)
    • У кого палочки одного цвета? У кого разного цвета? Какого цвета у тебя палочки? (Одна - красная, одна - зеленая.)
    • Один да один. Сколько вместе? (Два.)

    Упражнение 2

    Цель. Организовать конструктивную деятельность по образцу, упражнять в счете, развитие воображения, речевой деятельности. Материалы.

    Задание.

    • Возьмите еще одну палочку и положите ее сверху (II) . Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.)
    • На что похожа фигура? (На ворота, на букву П) . Кто знает слова, начинающиеся на П?

    Дети говорят слова.

    Упражнение 3

    Цель. Развивать наблюдательность, воображение и речевую деятельность; формировать умение оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов) ; подготовка к правильному восприятию смысла арифметических действий.

    Материалы. Счетные палочки, фланелеграф.

    Задание.

    • Верхнюю палочку переложите так: "Н\ Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.)
    • На что теперь похожа фигура? (На букву Н.) Назовите слова, начинающиеся на Н.

    Упражнение 4

    Цель. Формировать конструкторские умения, воображение, память и внимание.

    Задание.

    - Сложить из этих трех палочек разные фигурки.

    Дети складывают фигурки и буквы. Называют их, придумывают слова. Кто-нибудь из детей обязательно сложит треугольник.

    Упражнение 5

    Цель. Формировать образ треугольника, первичное обследование модели треугольника.

    Материалы. Счетные палочки, фланелеграф.

    Способ выполнения. Педагог предлагает всем сложить такую фигуру:

    Сколько палочек вам понадобилось для этой фигуры? (Три.) Кто знает, что это? (Треугольник.) Кто знает, почему он так называется? (Три угла.)

    Если дети не могут назвать фигуру, педагог подсказывает ее название и просит детей объяснить, как они его понимают.

    Педагог просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины) , касаясь их пальцем.

    Упражнение 6

    Цель. Закреплять образ треугольника на кинестезическом и визуальном уровне. Распознавать треугольник среди других фигур (объем и устойчивость восприятия) . Обводить и штриховать треугольники (развивать мелкие мышцы руки) .

    Материалы. Рамка-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумага, карандаши.

    Примечание. Задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, на них похожих острыми углами (ромб, трапеция) .

    Задание.

    - Найдите на рамке треугольник. Обведите его. Заштрихуйте треугольник по рамке. (Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш «стучит» по рамке.)

    Упражнение 7

    Цель. Закреплять визуальный образ треугольника. Распознавать нужные треугольники среди других треугольников (точность восприятия) . Развивать воображение и внимание, мелкую моторику.

    Материалы. Трафарет, бумага, карандаши.

    Посмотрите на этот рисунок: Кошка-мама, кот-папа и котенок, каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.)

    - Кто нарисовал такой треугольник, какой нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы?

    Дорисуйте своего кота.

    Дети дорисовывают, используя тот треугольник, который у них есть, т. е. у каждого получается свой кот. Затем они дорисовывают остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно.

    Педагог обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий.

    Правильно поставьте рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий.

    Данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка запасов образов геометрических фигур, но и развивает его пространственное мышление, поскольку фигуры на рамке расположены в различных положениях и, чтобы найти нужную, необходимо узнать ее в другой позиции, а затем повернуть рамку для ее рисования в такой позиции, которую требует рисунок.

    Приведенные фрагменты занятий показывают способ построения взаимосвязанной системы заданий для формирования и развития сенсорных познавательных способностей на математическом материале. Очевидно, что деятельность ребенка в данном фрагменте является также организующей его внимание и стимулирующей воображение.

    Перейдем к другой группе познавательных способностей - к интеллектуальным способностям. Как уже было сказано, в их основе лежит развитое мышление.

    Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстра-гирование, аналогия и др.) , что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированность умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий.

    Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка»1, в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, т. е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация и сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации.

    Легко показать на приведенном выше фрагменте занятия, что каждое из приведенных упражнений одновременно «работает» также на формирование всех этих мыслительных приемов. Например, упражнение 1 учит ребенка сравнивать; упражнение 2 - сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 3 учит анализу и сравнению; упражнение 4 - синтезу; упражнение 5 - анализу, синтезу и обобщению; упражнение б - фактическая классификация по признаку; упражнение 7 учит сравнению, синтезу и элементарной сериаций.

    Таким образом, математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных) , приводит к активному развитию математических способностей ребенка.

    Итак, взаимосвязь математических и познавательных способностей выглядит следующим образом (схема 2) .

    Итак, суть вопроса организации внешних условий развити математических способностей ребенка возвращает нас к про блеме отбора адекватного математического содержания для занятий с детьми дошкольного возраста. Чем младше ребенок, тем больше необходимость того, чтобы он мог получать информацию об изучаемых объектах и их отношениях непосредственно через сенсорные каналы, причем наиболее важны в возрасте до 6-7 лет руки и глаза.

    Не случайно все, что воспитатель приносит на занятие, ребенок стремится хотя бы потрогать, а лучше - получить в собственные руки для манипулирования. Оптимальным для такого манипулирования является геометрический материал.

    Количественная характеристика является опосредованной, для ее восприятия надо быть подготовленным к пониманию того, что эта характеристика есть и что она, как правило, не зависит от других свойств и качеств предмета (у мухи ног больше, чем у слона; а в Попугаях Удав не длиннее, чем в Мартышках, хотя Попугаев - 38, а Мартышек - 3) . Иными словами, количественные характеристики объектов и явлений (и тем более отношения между ними) не являются воспринимаемыми ребенком непосредственно, а требуют специального предварительного обучения для адекватного восприятия и осмысления.

    В предыдущей лекции мы уже останавливались на вопросах специфики математических характеристик предметов и явлений, на вопросах специфики математической символики. Сложность этих понятий часто не осознается даже воспитателями-практиками.

    Например, на вопрос, можно ли дать ребенку в руки число или показать детям число на занятии, часто можно услышать: «Да, можно». На вопрос: «Что именно вы покажете, знакомя ребенка с числом два? » - воспитатели часто отвечают: «Цифру 2» или «Два кубика» и т. п. Эти ответы показывают, что даже взрослый человек не всегда дифференцирует такие элементарные математические понятия, как число, цифра и множество.

    Правильное восприятие и адекватное понимание этих понятий требует предварительного специального обучения ребенка, однако это не означает, что нельзя заниматься математическим развитием малыша. Геометрический материал является полноценным математическим материалом, просто он менее привычен для традиционного восприятия взрослого в содержании обучения дошкольника, чем арифметический.

    С психологической и методической точки зрения геометрический материал намного удобнее при обучении дошкольника, поскольку воспринимаем сенсорикой и легко поддается наглядному (вещественному и графическому) моделированию. При этом любой геометрический объект имеет количественные характеристики, как воспринимаемые при минимальной подготовке ребенка (количество сторон, углов) , так и позволяющие многократно возвращаться к анализу этих объектов с целью выявления новых численных характеристик (в дальнейшем в школе ребенок познакомится со способами измерения длин сторон и градусной мерой углов, способами вычислений периметров и площадей и т. д.) . Например, в рассмотренном выше фрагменте занятия любая конструкция (конструктивная ситуация) имела количественную характеристику, но не требовала символизации (цифрового обозначения) , хотя и могла ею сопровождаться. Этот же фрагмент занятия в символьном сопровождении мог бы быть предложен для проведения в старшей и даже подготовительной группе (естественно, при некоторой модернизации и усложнении содержания упражнений) . Как видим, речь не идет о полном отказе от работы с количественными характеристиками объектов и отношений между ними, речь идет об изменении иерархии этой работы в соответствии с принципом природосообразности (т. е. в соответствии с психологическими особенностями усвоени детьми математических понятий) , а также в соответствии с дидактическими принципами организации развивающего обучения.

    Таким образом, перестроение методологической базы математического развития дошкольников на основе использования моделирования как ведущего способа и средства изучения математических понятий и отношений между ними требует определенного смещения акцентов в отборе и выстраивании содержательной основы этого процесса.

    Материал www.i-gnom.ru

    Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет, Книга 2, Белошистая А.В.

    Издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются вопросы формирования и развития математических способностей дошкольников. Пособие отражает современное понимание преемственности математического образования дошкольников и младших школьников, возможности формирования компонентов учебной деятельности и развития познавательных процессов дошкольников. В нем освещены принципы отбора содержания курса дошкольной математической подготовки, вопросы методического анализа занятий и программ по математике, организации индивидуального подхода к ребенку при обучении математике. В пособие включены вопросы частной методики формирования элементарных математических представлений дошкольников с позиций развивающего обучения, а также опыт организации соответствующих занятий.

    Примеры.
    Сложи из палочек.
    В заданиях ребенок использует для складывания обычные счетные палочки.

    Сложи из треугольников.
    В этих заданиях ребенок использует для складывания треугольники основной формы (равнобедренный прямоугольный).
    Удобно использовать готовые «Дидактические наборы», содержащие фигуры этой формы. Можно вырезать треугольники из плотного картона.

    Положи фигурки на нужное место.
    В заданиях на с. 4-19 ребенок раскладывает на рисунках фигурки трех основных форм:
    Удобно вырезать эти фигурки по 20 штук каждой разных цветов и хранить их запас в конверте. При раскладывании фигурок их можно пересчитывать, сравнивать по количеству (больше-меньше, одна-много, сколько...) и по цвету. Можно раскрасить рисунки цветными карандашами, тогда желательно попросить ребенка выбрать фигурки нужной формы и нужного цвета.
    Повторяйте работу с каждой страницей через день-два, пока ребенок не начнет легко справляться с выбором без вашей подсказки.
    После этого можно приклеить фигурки на свои места клеевым карандашом и переходить к следующим заданиям. Не забывайте возобновлять запас фигурок и вводить большее количество цветов.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет, Книга 2, Белошистая А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Математика вокруг тебя, Методические рекомендации для организации занятий с детьми 4-5 лет, Белошистая А.В., 2007
    • Тренажер по математике для 1 класса, Обучение решению задач, Белошистая А.В., 2007
    • Методика обучения математике в начальной школе, Белошистая А.В., 2007

    Следующие учебники и книги.

    кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин,

    естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

    Шарипова эльвира Фоатовна,

    кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

    Information about the authors: Vetkhova Marina Yuryevna,

    Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

    Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

    Sharipova Elvira Foatovna,

    Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

    УДК 372 ББК 74.102.13

    Л.Н. Галкина

    РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИх СПОСОБНОСТЕй

    у детей дошкольного ВОЗРАСТА

    В статье рассматриваются положения, связанные с развитием математических способностей детей дошкольного возраста. Особенности развития математических способностей у детей в процессе конструирования. Современные аспекты развития математических способностей детей в процессе логико-математических игр.

    Ключевые слова: математические способности детей дошкольного возраста, математическое развитие, логико-математические игры, развитие математических способностей в деятельности конструирования.

    THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PRESCHOOL AGE children

    The article discusses the provisions related to the development of mathematical abilities of preschool children, features of development of mathematical abilities of children in the design process and modern aspects of development of mathematical abilities of children in the process of logical-mathematical games.

    Key words: mathematical abilities of preschool children, mathematical development, logical-mathematical games, the development of mathematical abilities in activities of designing.

    Современная система дошкольного образования направлена на развитие способностей каждого ребёнка, связана с воспитанием личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, способной использовать инновационные технологии на протяжении всей жизни. Решение поставленных задач во многом определяется уровнем развития математических способностей. В этой связи математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию математических способностей. Опираясь на исследования А.Н. Колмаго-рова, В.В. Давыдова, Н.В. Виноградовой, А.В. Белошистой, под «математическими способностями» мы понимаем специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, такие как гибкость мышления (умение варьировать способы решения, умение находить новые способы решения), глубина мышления (умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями), целенаправленность мышления (способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком), логическая строгость и алгорит-мичность мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира .

    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить недостаточное освещение проблемы математического образования с позиции развития математических способностей у детей дошкольного возраста. Однако в работах известного итальянского педагога М. Монтессори отмечается, что человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. По ее мнению, каждый человек от природы наделен математическими способностями, важно вовремя эти способности «разбудить». Математические способности рассматривались ею как способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, аргументации и суждению.

    Особое внимание развитию математических способностей уделяется в работах А.В. Белошистой. Автор рассматривает проблему математического образования с позиции развивающего обучения, личностно-деятельностного преемственного подходов к построению образовательного процесса в ДОО. А.В. Белошистая считает, что итогом математической подготовки ребенка является не столько накопление математических представлений и умений, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются ведущими для дальнейшего успешного усвоения математического содержания в школе (развитие основных логических структур, развитие мелкой моторики рук) .

    В психологических исследованиях Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, П.Я. Голь-перина и др. математические способности связаны с познавательными способностями, которые, в свою очередь, включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обуславливают непосредственное восприятие окружающего мира с помощью восприятия, а интеллектуальные способности - обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития математического мышления. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

    В процессе познания внешнего мира ребенок постоянно опирается на свои познавательные способности, обращает внимание на такие характеристики, как форма, размер, пространственное расположение, количество окружающих объектов. Иными словами, воспринимает мир «математическими глазами». Перечисленные характеристики относятся к математическому содержанию, которое в наибольшей степени способствует развитию познавательных спо-

    X .0 с; о ¡£

    ю о о о с о

    собностей (сенсорных и интеллектуальных).

    На протяжении многих лет ведется поиск содержания, методов, средств, технологий для развития математических способностей детей. Об этом свидетельствуют исследования М. Монтессори, Ф. Фребеля, З. Дьенеша, Л.А. Венгера, А.В. Белошистой и многие других, которые обосновали использование геометрического материала в качестве универсального средства для развития математических способностей детей. По мнению ученых, необходимость использования геометрического материала (фигуры, тела) позволяет опираться на сенсорные способности, которые способствуют развитию у детей математических способностей. В процессе организации работы с геометрическим материалом дети экспериментируют, раскладывают и прикладывают геометрические фигуры друг к другу в игровых ситуациях, что позволяет поэтапно формировать умственные действия. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что развитию математических способностей детей в большей степени способствуют те виды деятельности, которые непосредственно связаны с геометрическим материалом, прежде всего - конструирование.

    На наш взгляд, конструирование имеет большое значение в дошкольном образовании и является познавательной деятельностью, в результате которой происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок осваивает практические умения, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Конструирование рассматривается нами как деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые конструкции по образцу, по условиям и по собственному замыслу. В процессе конструирования у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать в группы однородные предметов по их признакам, находить в них различия в зависимости

    от практического использования .

    Самым распространенным видом конструирования являются игры со строительным материалом.

    Анализ исследований в области влияния игр со строительным материалом на математическое развитие представлен в работах Ф. Фребеля, Л.К. Шлегер, Е.И.Тихеевой, З.А. Михайловой В.Г. Нечаевой, 3.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой. Основной особенностью игр со строительным материалом является то, что они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности .

    Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски, призмы и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это позволяет детям с меньшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. В процессе сборки и разборки различных конструкций из большого, но ограниченного числа деталей развиваются конструкторские навыки, пространственное воображение, восприятие цвета, комбинаторика, тактильное восприятие и цепкость пальцев, творческое мышление и аналитические способности .

    Самым распространенным видом конструирования является конструирование с помощью строительных наборов. Они состоят из кубиков, конусов, цилиндров, арок, брусков разного размера и цвета. Такие наборы используются для строительства отдельных деталей, домов, видов транспорта с учетом количественных, пространственных отношений, величины и формы построек.

    В последнее время не менее востребованными являются конструкторы ЛЕГО. С их помощью происходит закрепление и развитие представлений о разных видах счёта, сравнении чисел, составе чис-

    ла из единиц, геометрических фигурах и телах, а также об ориентировке в пространстве, измерительной деятельности с применением сериации, классификации, группировки по признакам формы, величины. Большое значение имеет конструирование с помощью фигурок-вкладышей (пластиковые, деревянные или мягкие фигурки), которые позволяют вкладывать одну фигуру в другую, подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры, тем самым развивая пространственное воображение, так как необходимо еще до сборки представить то, как должна выглядеть объемная фигура, что получится после сборки .

    В целом деятельность конструирования является наиболее эффективным средством развития сенсорных и интеллектуальных способностей, что обеспечивает развитие математических способностей.

    Однако для полноценного развития математических способностей этого недостаточно. Возникает необходимость в подборе адекватной возрасту детей технологии развития математических способностей, непосредственно связанной с развитием мыслительных операций, таких как абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, сериация и классификация, сохранение.

    Выбор технологи развития математических способностей у детей зависит от того, что подлежит освоению и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка.

    Анализ исследований Ж. Пиаже, Г. Дональдсона, А.А. Столяра, З.А. Михайловой, Л.А. Венгера, О.В. Дьяченко, З. Дьенеша, Д. Кюизенера и др. позволил нам выделить в качестве основной проблемно-игровую технологию. Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск способа достижения результата на основе самостоятельного размышления. Проблемно-игровая технология направлена на развитие познавательных способностей детей в математической деятельности. Реализация проблемно-игровой технологии осуществляется че-

    рез внедрение в работу с детьми математических игр рассмотренных в работах А.А. Столяра, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Данные авторы обращали внимание на то, что задания и игры должны иметь целевую направленность на развитие мыслительных операций, познавательных процессов, которые способствуют развитию математического мышления, математических способностей.

    В работах З.А. Михайловой, Е.А. Носовой раскрыта система работы по развитию математических способностей с помощью занимательного математического материала. Актуализирована возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки, развития в игровой деятельности.

    Так, Е.А. Носова разработала игры и упражнения, способствующие развитию математических способностей:

    Игры на выявление свойств окружающих предметов (цвета, формы, размера, толщины);

    Игры, направленные на освоение детьми сравнения - сопоставления разных свойств; классификации - разделение множества на группы по какому-либо признаку с учетом выделенного признака; обобщения - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения или как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов; сериации - упорядочение возрастающих и убывающих рядов; анализа - выделение свойств объекта, выделение объекта или группы объектов по определенному признаку; синтеза - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое; сохранения - изменение одних свойств объектов (например, формы), при которых другие их свойства (например, количество) остаются неизменными;

    Овладение логическими действиями и мыслительными операциями в игровой деятельности .

    Основой проблемно-игровой технологии являются логико-математические игры. Особенностью является то, что логико-математические игры специаль-

    ю о о о с о

    но разработаны таким образом, чтобы у детей формировались не только элементарные математические представления, но и определенные логические структуры мышления, мелкая моторика рук, которые отражены в правилах этих игр (наложить, приложить, сравнить).

    Основным принципом игр является принцип составления или конструирования различных предметов из деталей, частей геометрических фигур, позволяющий овладеть навыками трансфигурации.

    Самыми распространенными являются такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и другие. Посредством этих игр дети конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, напоминающие животных, людей, предметы быта, транспорт, цифры, геометрические фигуры и т.д.

    Наряду с логико-математическими играми в настоящее время широко используются «Развивающие игры Воско-бовича», способствующие развитию умения конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом. Наиболее распространенной является игра «Геоконт», которая позволяет освоить названия и структуру геометрических фигур, их размер; умение составлять симметричные, несимметричные фигуры, узоры по схеме, изображению, словесному алгоритму, модели и собственному замыслу; развивают пальцевую и кистевую моторику рук .

    Таким образом, логико-математические игры - это игры, которые способствуют развитию представлений о величине, форме, развитию абстрактного и пространственного мышления, воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. С помощью логико-математических игр дети учатся анализировать, членить формы составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой.

    Наряду с логико-математическими играми в практике дошкольных организаций используют «Палочки Кюизе-нера». Автором этого дидактического

    материала является бельгийский учитель начальной школы, изобретатель Дж. Кюизенер. С помощью цветных палочек, «через руку» у ребенка формируются понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше / меньше», «право / лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Целенаправленная работа с данным пособием способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, абстрактного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. В качестве средства развития математических способностей используется дидактический материал «Блоки Дьенеша». Данный материал разработал Золтан Дьенеш, венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть его подхода заключается в том, что работа с геометрическими блоками способствует развитию сенсорных и интеллектуальных способностей, обеспечивающих усвоение математики в школе. Игры с блоками Дьенеша, позволяют выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение; ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам; кодировать/ декодировать информацию с помощью специальных символов; знакомится с алгоритмами; закрепляет умение складывать и вычитать) .

    Уникальность дидактических материалов заключается в универсальности его применения в разных видах детской деятельности (игре, экспериментировании, конструировании, рисовании, аппликации) и возможностях развития математических способностей у детей с трех лет.

    Таким образом, современные подходы к математическому образованию детей должны быть связаны с развитием сенсорных и интеллектуальных способностей в процессе познания окружающих предметов, действительности, а также в процессе организации разных

    видов детской деятельности (прежде всего в конструировании), в использовании проблемно-игровой технологии в обуче-

    нии детей, что в полной мере обеспечивает развитие математических способностей уже в дошкольном возрасте.

    Библиографический список

    1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

    2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 384 с.

    3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.

    4. Галкина, Л.Н. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности [Текст] / Л.Н. Галкина // Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: Цицеро, 2015. - С. 88-97.

    1. Baloshistaia A.V. Formation and development of mathematical abilities of preschool children: Theory and practice: a course of lectures for students of preschool group of faculties institutions of higher education.. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003. P. 400. .

    2. Mikhailova Z.A. Theories and technologies of mathematical development of children of preschool age. SPb.: DETSTVO-PRESS, 2008. P. 384. .

    3. Kutsakova, V.L. Design with a building material. M: MOSAIC-SYNTHESIS, 2014. P. 64. .

    4. Galkina L.N. The development of mathematical representations in preschool children in constructive activities. Topical problems of preschool education: experience, tendencies and prospects: proceedings of XIII international scientific practice conference. Chelyabinsk: Tsitsero, 2015. P. 88-97. .

    кандидат педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра теории и методики дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

    Information about the authors: Galkina Lyudmila Nikolaevna,

    Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Theory and Methodology of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]