• Организационно управленческая деятельность юриста. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

    Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

    Контрольная работа

    по дисциплине «теория управления» на тему

    «Правовые методы управления»

    Выполнил:

    студент 1 курса

    направления

    «Государственное и муниципальное управление»

    (группа ЗГ-11)

    Семеница Иван Игоревич

    Проверил:

    Алиева Д.Р

    Нижневартовск 2014

    Регистрационный номер (кафедра) Дата

    ________________ __________________

    Введение 3

    Правовые методы управления 4

    Административно-правовые методы управления 8

    Административно-правовое принуждение 11

    Заключение 13

    Список используемой литературы 14

    Введение

    В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

    Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

    Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

    Методы любой деятельности разнообразны. В равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

    В системе методов управления персоналом выделяют:

    Административный метод;

    Экономический метод;

    Социально-психологический метод.

    Цель данной работы рассмотрение вопроса правовых методов управления.

    Правовые методы управления

    Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

    Правовые методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

    Правовые методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для правовых методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

    Различают пять основных способов правового воздействия:

      организационные воздействия;

      распорядительные воздействия;

      материальная ответственность и взыскания;

      дисциплинарная ответственность и взыскания;

      административная ответственность.

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

    Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

    Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

    Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

    Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права

    Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

    Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

    Правовые методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»

    Кафедра экономики

    ОРГАНИЗАЦИОННО

    УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА

    Рабочая программа

    Направление подготовки: юриспруденция Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная,

    очно-заочная (вечерняя), заочная

    Москва Издательский центр Университета

    имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 2013

    Программа утверждена на заседании кафедры

    Петров А. А. - доктор экономических наук, профессор Березкина Т. Е. - кандидат экономических наук, доцент

    Рецензенты:

    Беляева Т. М. - старший преподаватель кафедры правовой информатики

    Петров, А. А.

    Организационно-управленческая деятельность юриста: рабочая программа / А. А. Петров, Т. Е. Березкина. - М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - 44 с.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) - магистр).

    © Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013

    ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................

    МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.......................

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................

    Тематические планы..............................................................

    3.1.1. Тематический план для очной формы обучения.....................

    3.1.2. Тематический план для очно-заочной (вечерней)

    формы обучения....................................................................

    3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения..................

    Лекции.................................................................................

    Практические занятия..........................................................

    3.4.1. Практические занятия для очной формы обучения...............

    3.4.2. Практические занятия для очно-заочной (вечерней)

    формы обучения..................................................................

    3.4.3. Практические занятия для заочной формы обучения...........

    Самостоятельная работа студентов.....................................

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...............................................

    5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

    ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ

    САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ..................................

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ............

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.....................................

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ....

    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Освоение дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» позволяет подготовить студентов магистратуры по направлению 030900 «Юриспруденция» к следующим видам профессиональной деятельности:

    - организационно-управленческая деятельность;

    - педагогическая деятельность.

    Освоив данную дисциплину, студенты будут готовы к выполнению следующих профессиональных задач:

    1) в организационно-управленческой деятельности:

    Осуществление организационно-управленческих функций; 2) в педагогической деятельности:

    - преподавание юридических дисциплин;

    - осуществление правового воспитания.

    Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» формирует у студентов следующие компетенции:

    - общекультурные (ОК): ОК-3, ОК-5;

    - профессиональные (ПК): ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

    2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

    Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность

    юриста» относится к базовой части общенаучного цикла. Дисциплина формирует знания в области организационной, руководящей и управленческой деятельности применительно к будущей профессиональной деятельности юриста.

    Дисциплина читается в первом семестре, что не позволяет выделить предшествующие дисциплины в соответствии с содержатель- но-логическими связями ООП. Обучающийся должен обладать комплексными знаниями в области гуманитарных наук: экономики, основ управления, основ психологии, логики, социологии, профессиональной этики, гражданского и предпринимательского права, понимать задачи делопроизводства, иметь представление об особенностях профессиональной деятельности юриста в разных сферах ее реализации.

    Взаимосвязь дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» с другими дисциплинами ООП основывается на ее метапрофессиональном значении.

    3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Тематические планы

    Общая трудоемкость - 2 зачетные единицы, 72 часа; форма промежуточного контроля - зачет.

    3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

    Раздел (тема)

    Виды учебной деятельности

    и трудоемкость (в часах)

    Образовательные

    Формы текущего

    технологии

    контроля

    дисциплины

    Практические

    Введение в орга-

    Лекция-презен-

    1) Аудиторная

    низационно-уп-

    тация с примене-

    письменная работа

    равленческую

    технологии

    по одному из воп-

    деятельность

    интерактивного

    росовпрактическо-

    обсуждения проб-

    го занятия;

    лемных вопросов;

    2) подготовка эссе

    «Интеллектуаль-

    по темам, данным

    разминка»;

    в задании для под-

    мозговой

    готовки к практи-

    открытая

    ческому занятию

    контекстное

    обучение

    Технологии пла-

    1) Аудиторная

    нированиявюри-

    группах с приме-

    письменная работа

    дической прак-

    обучения

    по одному из воп-

    росовпрактическо-

    с целью выявле-

    го занятия;

    ния целей и за-

    2) подготовка эссе

    дач планирования

    по темам, данным

    юридической

    в задании для под-

    практике;

    готовки к практи-

    дискуссии с при-

    ческому занятию

    влечением

    подготовленных

    студентами;

    Позиционирова-

    Творческие зада-

    1) Тестирование

    ние юридичес-

    ния в работе ма-

    по вопросам темы;

    ких услуг (мар-

    лых групп с ис-

    2) подготовка эссе

    кетинг юридиче-

    пользованием

    по темам, данным

    ских услуг)

    подготовлен-

    в задании для под-

    ныхстудентами;

    готовки к практи-

    междисциплинар-

    ческому занятию;

    обучение

    3) результаты ра-

    подготовка вопро-

    боты по техноло-

    сов для обсужде-

    гии сase study

    Результаты работы

    ленияклиентски-

    малых группах

    ми поручениями

    дующим обсуж-

    (презентации)

    дением (презента-

    цией) полученных

    результатов

    Управление

    Ролеваяигра«Фор-

    Тестирование;

    мирование коллек-

    модель мотива-

    дической

    партнеров в

    юридическойпрак-

    характеристика

    профессиональных

    профилейюриста;

    структура долж-

    ностных обязанно-

    стей юристов раз-

    ныхпрофилей

    Управление

    Контекстное

    Тестирование;

    примероптими-

    дической органи-

    циплинарное

    документо-

    зации (юридичес-

    обучение

    ком департамен-

    на основе опыта;

    проблемное обуче-

    ние; закрепление

    нового материала

    Организационно-

    Обсуждение

    Эссе по вопро-

    управленческие

    готовленных

    сам темы;

    компетенции в

    план (сценарий)

    профессиональ-

    карьерного роста;

    нойдеятельности

    аналитическая

    записка по вопро-

    су, предложенному

    3.1.2. Тематический план для очно заочной (вечерней) формы обучения

    Раздел (тема)

    Виды учебной деятельности

    и трудоемкость (в часах)

    Образовательные

    Формы текущего

    технологии

    контроля

    дисциплины

    Практические

    Введение в ор-

    Лекция-презента-

    1) Аудиторная

    ганизационно-

    ция с примене-

    письменная рабо-

    управленческую

    нием технологии

    та по одному из

    деятельность

    интерактивного

    вопросов практи-

    обсужденияпроб-

    ческого занятия;

    лемныхвопросов;

    «Интеллектуаль-

    подготовка эссе

    разминка»;

    по темам,

    мозговой

    в задании для под-

    открытая дискус-

    контекстное

    ческому занятию

    обучение

    Планирование

    Аудиторная

    в юридической

    группах с приме-

    письменная работа

    практике (техно-

    нением обучения

    по одному из во-

    практиче-

    целью выявле-

    ского занятия;

    ния целей и за-

    подготовка эссе

    ских услуг)

    дач планирования

    по темам,

    юридической

    в задании для под-

    практике;

    дискуссии с при-

    ческому занятию;

    влечением

    тестирование

    подготовленных

    студентами;

    междисциплинар-

    обучение и

    подготовка вопро-

    сов для обсужде-

    Результаты

    ленияклиентски-

    группах с после-

    мипоручениями

    группах (презента-

    дением (презен-

    тацией) получен-

    ных результатов

    Управление пер-

    Контекстное

    Тестирование;

    соналом в юри-

    дической

    междисциплинар-

    партнеров в

    тике и регламен-

    ноеобучение;

    юридической прак-

    тация работы

    обучениенаосно-

    ве опыта;

    характеристика

    проблемное

    профессиональных

    профилей юриста;

    закреплениеново-

    структура долж-

    гоматериала;

    ностных обязанно-

    ролеваяигра«Фор-

    юристов раз-

    мирование коллек-

    ныхпрофилей;

    тестирование;

    примероптими-

    документо-

    Организацион-

    Обсуждение под-

    Эссе по вопро-

    но-управленче-

    готовленных сту-

    сам темы;

    ские компетен-

    план(сценарий)

    циивпрофессио-

    карьерного роста;

    нальной деятель-

    аналитическая

    ностиюриста

    записка по вопро-

    су, предложенному

    3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения

    Раздел (тема)

    Виды учебной деятельности

    и трудоемкость (в часах)

    Образовательные

    Формы текущего

    технологии

    контроля

    дисциплины

    Практические

    Введение в орга-

    Лекция-презента-

    1) Аудиторная

    низационно-уп-

    письменная работа

    равленческую

    технологии

    по одному из во-

    деятельность

    интерактивного

    практиче-

    обсуждения проб-

    ского занятия;

    лемныхвопросов;

    2) подготовка эссе

    интеллектуальная

    по темам, данным

    разминка;

    в задании для под-

    мозговой штурм;

    к практи-

    открытая дискус-

    ческому занятию

    контекстное

    обучение

    Планирование

    1) Аудиторная

    в юридической

    группах с приме-

    письменная работа

    практике (техно-

    обучения

    по одному из во-

    практиче-

    целью выявле-

    ского занятия;

    ния целей и за-

    2) подготовка эссе

    дач планирования

    по темам, данным

    система управле-

    юридической

    в задании для под-

    ния клиентскими

    практике;

    к практи-

    поручениями

    дискуссии с при-

    ческому занятию

    влечением

    подготовленных

    студентами;

    Управление пер-

    Творческие

    1) Тестированиепо

    соналом в юри-

    вопросам темы;

    дической

    2) подготовка эссе

    тике и развитие

    использованием

    по темам, данным

    организационно-

    подготов-

    в задании для под-

    управленческих

    боты по техноло-

    сти юриста

    подготовка вопро-

    гии сase study;

    сов для обсужде-

    4) план (сценарий)

    карьерного роста;

    5) аналитическая

    записка по вопро-

    су, предложенному

    Наименование темы

    дисциплины

    Введение в организацион-

    Понятие организационно-управленческой деятельно-

    но-управленческую деятель-

    сти. Организация- организацияигруппа- организа-

    ность: понятие и основные

    ция и личность. Системные свойства организации. За-

    предметные области

    коныипринципыорганизации. Организациякакформа

    жизни коллектива. Организация и управление. Руко-

    водитель как субъект организаторской деятельности.

    тенций и формы их практической реализации с учетом

    особенностейпрофессиональнойдеятельностиюриста

    Технологии планирования в

    Понятия планирования и прогнозирования, их осо-

    юридической практике

    бенности в сфере услуг. Специфика, виды, методы и

    средства планирования в юридической практике. Ор-

    ганизация и управление внутренними и внешними

    коммуникациями: формирование и развитие деловых

    отношений внутри организации и с внешней средой

    Позиционирование юриди-

    Понятие позиционирования товара. Особенности юри-

    ческихуслуг(маркетингюри-

    дической услуги как товара в краткосрочной и долго-

    дическихуслуг)

    срочной перспективах. Маркетинговые стратегии юри-

    дических услуг. Разработка маркетингового плана для

    деятельности по предоставлению юридических услуг.

    Процесс продвижения юридических услуг: исследо-

    вание рынка и конкуренции, сегментация, ценовая

    политика, контроль качества. Имидж организации и

    ее бренд. Создание и поддержание имиджа юриста в

    практической деятельности. Связи с общественностью

    в юридической практике. Использование сети Интер-

    нет в продвижении на рынке юридических услуг

    Система управления клиент-

    Понятие и структура системы управления работой с

    скими поручениями5

    Управление персоналом

    Разработка и внедрение систем отбора, оценки и про-

    в юридической практике

    движения сотрудников в организациях (государствен-

    ных и частных). Развитие систем мотивации сотруд-

    ников и партнеров. Разработка профессиональных

    профилей и должностных инструкций для юристов.

    Разработкаивнедрениепрограммразвитияпрофессио-

    нальных качеств юристов. Проблемы организационно-

    управленческих конфликтов

    Управлениезнаниямивюри-

    Понятие и современные особенности управления зна-

    дической организации (юри-

    ниями в организации. Социальные, экономические и

    дическом департаменте)

    технологические корни управления знаниями. Система

    управления знаниями и ее основные элементы. Форми-

    рованиесистемыхранениятиповыхипрецедентныхдо-

    кументов. Жизненныйциклдокумента. Регламентацияи

    протоколизацияработыкакнеобходимыеусловиясовер-

    шенствованияпрактическойюридическойдеятельности

    Организационно-управлен-

    Организационно-управленческие компетенции: поня-

    ческие компетенции

    тие, основныехарактеристики, особенностиреализации

    в профессиональной

    в юридической практике. Профессиональные качества

    тельности юриста

    юристов. Профессиограмма. Тайм-менеджментвработе

    юриста. Развитие профессиональной карьеры: понятие

    карьеры, ее виды, субъективные критерии, успешность

    истратегии построения. Особенности разработки плана

    карьерногоростаигруппырисков, связанныхсним

    3.3. Лекции

    Задания для подготовки к лекциям

    С целью предварительной подготовки к лекциям студентам реко-

    мендуется:

    - изучение основных терминов и понятий темы лекции, с которыми можно ознакомиться в материалах, размещенных на электронном ресурсе;

    - изучение проблемы, выделенной в тематике лекции для интерактивного обсуждения;

    - ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции.

    Материал для предварительного ознакомления рекомендует кафедра, конкретизирует преподаватель, ведущий учебную дисциплину на учебном потоке (в группе).

    Лекция для очной формы обучения (4 часа)

    Лекция «Введение в организационно-управленческую деятельность (понятие и основные предметные области)»:

    1. Организация и управление. Системные свойства организации.

    В современных системах управления каждый орган, каждое должностное лицо являются субъектами, не только оказывающими управляющее воздействие на других, но и подвергающимися воздействию со стороны вышестоящих органов (должностных лиц). При этом управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты не находятся в одной строго иерархизированной системе, а контактируют временно, не выходя за пределы сложившейся правовой ситуации, с разрешением которой прекращается и само управляющее воздействие их друг на друга.

    В различных видах правоприменительной деятельности роль организационно-управленческих вопросов неравнозначна. Например, в деятельности прокурора (его заместителей) управленческая подструктура занимает ведущее, доминирующее положение по отношению к деятельности следователя, в которой более заметны познавательно-прогностические, коммуникативные аспекты, а организационно-управленческие вопросы в ряде случаев играют вспомогательную роль, обеспечивая эффективность процесса познания, установления истины в ходе расследования преступления. На отдельных этапах предварительного следствия организационно-управленческие вопросы могут приобретать первостепенное значение. Однако они по своему содержанию значительно уже, чем в деятельности прокурора, и носят скорее вспомогательный характер. Например, такие следственные действия, как осмотр места происшествия, обыск, следственный эксперимент, невозможно выполнить, не предприняв предварительно ряд организационных мер. Да и сам процесс расследования преступления требует высокой степени организации труда следователя, начиная с планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов.

    Следователю нередко приходится принимать и сугубо управленческие решения. Так, следователь прокуратуры вправе давать указания и поручения органам дознания о производстве следственных и розыскных мер, требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Следователям предоставлено право вносить соответствующим должностным лицам представления по расследуемым уголовным делам и т.д. Иными словами, круг вопросов организационно-управленческого характера в деятельности следователя в основном определяется работой по конкретному уголовному делу, находящемуся в его производстве.

    Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. Поэтому к нему предъявляются повышенные требования.

    Помимо общих качеств, которыми должен быть наделен любой юрист (это нормативность поведения, развитый интеллект, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность, профессионализм и др.), руководитель правоохранительного органа должен отличаться еще более высоким уровнем интеллектуального развития, большей устойчивостью к стрессу, более развитыми волевыми качествами, организаторскими способностями. Руководитель должен быть достаточно общительным человеком, умеющим выслушать, понять другого, а если чужое мнение принципиально неверно, противоречит положениям закона, убедить подчиненного в обратном, не умаляя при этом его достоинство и профессиональный статус.


    Руководитель должен быть инициативной, творчески мыслящей личностью, своевременно ставить перед подчиненными очередные задачи, предоставляя им полную возможность проявить инициативу, раскрыть свои профессиональные способности. В необходимых случаях руководителю следует проявить решительность и настойчивость, принципиальность, готовность взять на себя ответственность за принятое решение.

    Исключительно важное значение в организационно-управленческой деятельности приобретает расстановка кадров в соответствии с их деловыми, морально-психологическими качествами. Правильное решение кадровых вопросов оказывает влияние на формирование коллектива с доброжелательным характером отношений между его членами, не отделяющими себя от коллектива, живущими с ним общими интересами. В этих условиях повышаются удовлетворенность сотрудников трудом, своей ролью в коллективе, исполнительская дисциплина, реальной становится возможность их профессионального, служебного роста. Напротив, там, где руководители принимают скоропалительные, иногда в обход социальной справедливости, кадровые решения, в коллективе возникают конфликтные отношения, что сразу же негативно отражается на эффективности труда.

    МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ n n Относится к общенаучному циклу (дисциплина по выбору) Участвует в формировании ОК-3, ОК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15 ПК-10, n Общая трудоемкость – 2 з. е. (72 часа) n Форма Ап – зачет ВЗ/ФО Очная Очно-заочная Заочная Лекции 2 2 2 ПЗ 6 2 2 СР 64 68 68 Березкина Татьяна Евгеньевна 2

    ПЗ 1: Очная форма обучения 1. 2. 3. Система управления клиентскими поручениями. Управление персоналом правовой практике Управление знаниями в юридической организации. Березкина Татьяна Евгеньевна 3

    ПЗ 2: Очная форма обучения n Позиционирование юридических услуг Понятие и особенности юридической услуги как товара n Маркетинговые стратегии юридических услуг n Процесс продвижения юридических услуг n Березкина Татьяна Евгеньевна 4

    ПЗ 3: Очная форма обучения n Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста n Профессиограмма юридической деятельности n Развитие профессиональной карьеры Березкина Татьяна Евгеньевна 5

    Березкина Т. Е. , Петров А. А. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ М. : Издательство Юрайт, 2016. 392 с. Березкина Татьяна Евгеньевна

    справочно: n n При подготовке эссе и профессиограмм ссылки на источники информации обязательны! Подготовленные материалы прислать для оценки на адрес: tb-17@mail. ru Березкиной Татьяне Евгеньевне n Консультации – вторник с 17 -00 до 18 -30 аудитория - 755 Березкина Татьяна Евгеньевна 7

    Введение в организационноуправленческую деятельность. Понятие и основные предметные области n n n 1. Организация. Управление. Руководство. 2. Содержание организационноуправленческих компетенций. 3. Формы практической реализации организационно-управленческих компетенций в профессиональной деятельности юриста. Березкина Татьяна Евгеньевна 8

    Взаимосвязь понятий «организация» «управление» «руководство» n n Руководство включено в Организацию, Организация, в свою очередь, включена в Управление. Березкина Татьяна Евгеньевна 9

    продолжение Указанная включенность означает: n смыслы и цели Организационной деятельности определяются Управленческой деятельностью; n смыслы и цели деятельности Руководства определяются Организационной деятельностью Березкина Татьяна Евгеньевна 10

    Три способа существования управления n управление, как деятельность, направлено на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении векторов активности определенных социальных групп Березкина Татьяна Евгеньевна 11

    Основные функции управления n n n У 1 - Планирование У 2 – Организация работы У 3 – Стимулирование и мотивация У 4 – Контроль работы (при помощи обратной связи) У 5 Координация работы Березкина Татьяна Евгеньевна 13

    Функции управления показывают, что должен делать менеджер, Экономические методы: чтобы управлять организацией. ü закрепление за структурным подразделением Организационно-распорядительные методы: ресурсов, необходимых для его хозяйственной n На вопрос «как менеджер должен ü создание организационной структуры деятельности; управлять организацией? » üуправления; предоставление подразделению оперативно. Социально-психологические методы: отвечают методы менеджмента хозяйственной самостоятельности путем ü регламентирование и нормирование всех наделения его руководства соответствующими видов деятельности; n ü моральное поощрение В менеджменте используются три группы полномочиями; ü приказы и распоряжения; ü планирование карьерного роста сотрудника; методов управления: ü предоставление подразделению права n ü убеждение и внушение; ü инструктажи и т. п. использовать заранее оговоренную часть n личный пример руководителя; 1) экономические; ü прибыли по своему усмотрению; ü регулирование межличностных и межгрупповых n 2) организационно-распорядительные; ü применение штрафных санкций при отношений в коллективе; n невыполнении подразделением своих 3) социально-психологические. ü создание и поддержание позитивного обязательств и т. п. морального климата в коллективе и т. п. Березкина Татьяна Евгеньевна 14

    Три способа существования управления n организация, как деятельность, фокусируется на создании организационной структуры (организации). Способна осуществить необходимую деятельность, приводящую к определенным результатам Березкина Татьяна Евгеньевна 15

    В менеджменте (управлении) термин «организация» употребляется в двух значениях: 1) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т. п.); 2) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей). Березкина Татьяна Евгеньевна 17

    Основополагающие признаки организации n n n Наличие цели Наличие min числа участников Существование внутреннего координационного центра/центров Саморегулирование Обособленность Организационная культура Березкина Татьяна Евгеньевна 18

    Виды организаций в соответствии с отношением к своим участникам Искусственная (первичная): Является внешней данностью Обладает собственными целями Имеет приоритет над участниками Наделяет их ресурсами Госучреждение Естественная (вторичная): создается самими участниками Служит их целям Наделяется ими ресурсами Корпоративная Имеет временный приоритет над своими участниками АО Березкина Татьяна Евгеньевна Ассоциативная Не имеет приоритета над участниками Ассоциация 19

    Три способа существования управления n руководство, как деятельность, направлено непосредственно на «деятельность людей» , регулирование, анализ, коррекцию человеческих действий, позволяющих добиться определенных результатов Березкина Татьяна Евгеньевна 20

    Основные функции руководства n n n Р 1 – Определение целей организации Р 2 – Определение ценностей организации Р 3 – Определение культуры организации Р 4 – Создание и внедрение модели руководства в организации Р 5 – Обеспечение ответственности управления (менеджмента) Р 6 – Обеспечение согласованности работы организации Березкина Татьяна Евгеньевна 22

    Руководство - не управление: это совершенно разные вещи и хадятся они на разных уровнях деятельности. Управление относится к нижнему уровню и решает вопрос: КАК лучше выполнить те или иные задачи? В то время как руководство имеет дело с верхним уровнем - определяет, ЧТО именно нужно сделать. Старая пословица говорит, что руководить - значит делать правильные вещи, управлять - это делать вещи правильно. “Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха; руководство - умение определить, к той ли стене приставлена Березкина Татьяна Евгеньевна лестница”. Питер Друкер 23

    Управленческая власть (руководство) Власть – это способность того или иного лица (руководителя) оказывать влияние на поведение людей (подчиненных) с целью подчинить их своей воли и n распоряжаться их действиями n направлять эти действия в русло интересов организации n побуждать сотрудников к более эффективной работе n предотвращать возникающие в коллективе конфликты Березкина Татьяна Евгеньевна 24

    Основы власти Формальная Управленческая власть Реальная Основы власти Административное подчинение (на основе закона) Добровольное подчинение Традиционное Харизматическое По убеждению Березкина Татьяна Евгеньевна Собственность на ресурсы Материальные Информационные Иерархические 25

    Модели лидерства Лидер Энергия Понимание цели Общность людей (последователи) Энергия, доверие Общность людей Желания Энергия, усилия Лидер Определение целей Координация усилий Цель Березкина Татьяна Евгеньевна 26

    Управленческий лидер Власть законных полномочий: n Определять n Структурировать n Контролировать n Принуждать n Поощрять n Наказывать Власть личностного авторитета n n n Побуждать Увлекать Убеждать Ободрять Мотивировать Объединять Березкина Татьяна Евгеньевна 27

    1. Теория «великих людей» n n Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, нужны выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от обстоятельств. Универсальную модель лидерских качеств создать Березкина Татьяна Евгеньевна нельзя 28

    2. Поведенческая концепция лидерства n Главную роль играют не личностные качества того или иного человека, а манера отношений с окружающими Березкина Татьяна Евгеньевна 29

    3. Концепция ситуационных факторов n Человек становится лидером в условиях того или иного конкретного сочетания его личных качеств, характера работы, особенностей внешней среды и др. Березкина Татьяна Евгеньевна 30

    Основные качества лидера 1) 2) 3) Личностно-деловые (каким должен быть?) Квалификационные (что должен знать?) Функциональные (что должен делать?) Что подразумевает понятие «лидерский капитал» ? Березкина Татьяна Евгеньевна 31

    n Можно ли абсолютизировать управленческую власть? n От кого (как минимум) зависит руководитель? n От своего начальства Важнейшая часть окружающей n От подчиненных руководителя среды n От коллег Необходимо владеть умением предвидеть последствия реализации власти * Березкина Татьяна Евгеньевна 32

    n Соблюдение соотношения зависимостей двух видов: n Подчиненных от руководителя n Руководителя от подчиненных В каких ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем? Березкина Татьяна Евгеньевна 33

    Управление знаниями комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организацией. (Гапоненко) Березкина Татьяна Евгеньевна 34

    СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Знания – любая форма представления частей реального и предполагаемого мира на некотором носителе (F. Machlup, 1984). Особенности знания как объекта управления: n Знания являются одновременно ресурсом и результатом деятельности; n Они проявляют себя и на «входе» , и на «выходе» системы управления организацией; n Их можно считать и «сырьем» , и «готовым продуктом» ; n Носитель знаний в рыночной экономике – работник. Березкина Татьяна Евгеньевна 35

    Пример классификации знаний n «знаю, что» know-what n «знаю, почему» know-why n «знаю, как» know-how n «знаю кто» know-who 16. 02. 2018 36

    Знание является информационным ресурсом. Отличия информационного ресурса от традиционного Традиционный Информационный Материальные потоки и запасы В процессе использования уменьшается Частное благо Нематериальные потоки и запасы В процессе использования увеличивается Общественное благо Ограниченный Неограниченный Тиражируемый с большими Тиражируемый с малыми затратами 16. 02. 2018 37

    Проблемы определения понятия «знание» Мудрость - способность грамотного применения знаний «когда» Знание Информация Данные 16. 02. 2018 Знание – это информация, которую индивид или организация могут «как» трансформировать в действия Информация – это данные имеющие смысл для индивида или организации. Хранение, обработка, извлечение нового смысла из полученных данных и др. «почему» Данные – это кодирование, вычисления, передача, накопление фактов и др. «что» 38

    продолжение n Информация – это поток сообщений и, хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца. n Знание в высшей степени связано с человеческой деятельностью. n Информация влияет на знание, уточняет, видоизменяет его. 16. 02. 2018 39

    Свойства информации, определяющие ее качество: 1) релевантность - соответствие информации запросам потребителя и сложившейся управленческой ситуации. Нерелевантная информация часто представляет собой «информационный мусор» , засоряющий коммуникационные потоки и мешающий принятию правильных управленческих решений; 2) полнота - свойство информации исчерпывающе характеризовать интересующий объект, процесс, событие. Использование в управлении неполной информации может привести к искажению ее смысла и снижению качества работы; Березкина Татьяна Евгеньевна 40

    3) своевременность - соответствие запросам потребителя информации в нужный момент времени. В некоторых случаях информация может оказаться устаревшей либо полученной слишком рано (опережающей решения). Принятие управленческих решений на основе несвоевременной информации также может значительно снизить результативность и эффективность работы организации. При этом умение осознать ценность «опережающей» информации - важное качество эффективного менеджера; 4) достоверность - отсутствие скрытых ошибок. Принятие управленческих решений на основе недостоверной информации повышает риск ошибочных действий и убытков для компании. Тем не менее, иногда менеджерам приходится принимать экстренные решения «на свой страх и риск» , не имея возможности повысить достоверность информации за счет увеличения ее количества и точности обработки; Березкина Татьяна Евгеньевна 41

    5) доступность - возможность получения информации данным потребителем. Необходимая информация должна быть своевременно и в полной мере доступна тем менеджерам, которые на ее основе принимают управленческие решения. Часто причиной снижения эффективности работы компании является невозможность вовремя получить необходимые данные; 6) защищенность - невозможность несанкционированного доступа к информации или ее изменения. Задача защиты информации в организациях, как правило, возлагается на специальные службы; Березкина Татьяна Евгеньевна 42

    7) эргономичность - удобство формы и объема информации с точки зрения данного пользователя. Эргономичность информации обеспечивается применением современных аппаратных и программных средств получения, обработки и хранения информации Березкина Татьяна Евгеньевна 43

    Организационно-управленческие компетенции n n n Проектная – анализ, планирование, моделирование, экспериментирование Организационная – организация, координирование, контроль деятельности Коммуникативная – формирование и развитие деловых отношений внутри организации и с внешней средой Конструктивная – композиционная разработка и оптимальная реализация управленческих решений Рефлексивная – мотивированность, самооценка, саморазвитие Березкина Татьяна Евгеньевна 45

    n n Объекты О-У деятельности являются функциональными подсистемами организации, внутри которого протекают хозяйственные процессы: n планирования и прогнозирования n внутренних и внешних коммуникаций, в том числе маркетинговых n производства услуг, в частности правовых услуг n взаимодействие с клиентами n управление персоналом n управление знаниями и др. Метафункции (стратегия, инновации и информация) являются общими и используются во всех подсистемах менеджмента Березкина Татьяна Евгеньевна 46

    Уровни развития профессиональной компетентности n n 1) Адаптивный 2) Репродуктивный 3) Эвристический 4) Творческий Т. е. какие именно профессиональные действия способен совершать работник при достижении целей в своей деятельности и целей всей организации Березкина Татьяна Евгеньевна 47

    Т. Е. Березкина, А. А. Петров

    Организационно-управленческая деятельность юриста

    Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры

    высшего образования в качестве учебника для студентов высших

    учебных заведений, обучающихся по юридическим

    направлениям и специальностям


    Березкина Татьяна Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина;

    Петров Александр Арсеньевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

    Рецензенты:

    Данильцев А . В . - доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

    Якушкин В. С . - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и международного бизнеса Московского государственного лингвистического университета.

    Березкина, Т. Е.

    Организационно-управленческая деятельность юриста:учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. Е. Березкина, А. А. Петров.- М. : Издательство Юрайт, 2015. - 000 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

    ISBN 978-5-9916-4265-1

    Учебник знакомит читателей с основными понятиями теории организации и теории управления, особенностями деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего. Рассмотрены вопросы о содержании и об условиях формирования и развития организационно-управленческих компетенций у студентов магистратуры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», аспирантов (адъюнктов) по направлению подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01 (40.07.01) «Юриспруденция», повышения квалификации научно-педагогических кадров юридических факультетов университетов. Показаны конкретные направления реализации данных компетенций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.



    Каждая глава содержит компетенции и практикум, состоящий из контрольных вопросов, заданий и тестов.

    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

    Для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, аспирантов (адъюнктов ) и преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников государственных и коммерческих организаций .

    © Березкина Т. Е., Петров А. А., 2015

    ISBN 978-5-9916-4265-1 © ООО «Издательство Юрайт», 2015


    Предисловие

    Глава 1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области

    1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности

    1.2. Управление как элемент организационно-управленческой деятельности

    1.3. Организация как механизм и форма жизни коллектива

    1.4. Руководство как инструмент управления коллективной деятельностью

    1.5. Особенности организационно-управленческой деятельности

    1.6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании

    Контрольные вопросы

    Практические задания

    Тесты

    Литература

    Глава 2. Технологии планирования в юридической практике

    2.1. Планирование и его особенности в сфере юридических услуг

    2.2. Требования к стратегическому плану

    2.3. Управление планированием

    2.4. Система показателей плана

    2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ

    2.6. Стратегическое планирование и GAP-анализ

    2.7. Планирование и управление временем

    Контрольные вопросы

    Практические задания

    Тесты

    Литература

    Глава 3. Управление персоналом в юридической практике

    3.1. Особенности современной системы управления персоналом

    3.2. Системные условия формирования эффективного коллектива

    3.2.1. Роль организационной культуры компании

    3.2.2. Значение корпоративной и профессиональной культуры

    3.3. Профессиональное поведение юриста

    3.4. Профессиональная деформация юриста

    3.5. Актуальные проблемы кадровой политики юридической компании

    3.5.1. Адаптация (социализация) персонала в организации

    3.5.2. Текучесть кадров

    Контрольные вопросы

    Практические задания

    Тесты

    Литература

    Глава 4. Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)

    4.1. Система управления знаниями и ее ключевые элементы

    4.1.1. Особенности знания как объекта управления

    4.1.2. Структура и классификация знаний

    4.1.3. Управление знаниями как функция организационно-управленческой деятельности

    4.2. Документооборот как функция управления знаниями

    4.2.1. Понятие документооборота

    4.2.2. Практика оптимизации документооборота

    4.2.3. Регламентация организационно-управленческих процессов

    4.3. Система корпоративного повышения профессиональной квалификации

    4.3.1. Понятие и принципы корпоративного обучения

    4.3.2. Основные формы и методы корпоративного обучения

    4.3.3. Организация программ корпоративного обучения и их эффективность

    Контрольные вопросы

    Практические задания

    Тесты

    Литература

    Глава 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста

    5.1. Общие положения о профессиональной деятельности юриста

    5.2. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

    5.3. Профессионально важные качества юриста

    5.4. Профессионализм и профессиональная пригодность

    5.5. Профессиограмма и ее назначение

    5.6. Место организационно-управленческих компетенций в профессиональной карьере

    Контрольные вопросы

    Практические задания

    Тесты

    Приложение 1. Разновидности коммуникационных структур

    Приложение 2. Принципы управления (по А. Файолю)

    Приложение 3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

    Приложение 4. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

    Приложение 5 . Матрица Игоря Ансоффа

    Приложение 6. Кодекс судейской этики

    Приложение 7 . Кодекс профессиональной этики адвоката

    Приложение 8. Меморандум о социальной ответственности российского юриста. Положение о порядке присоединения к Меморандуму «О социальной ответственности российского юриста»

    Приложение 9 . Кодекс этики правовых консультантов НП «ЗСПП»

    Приложение 10 . «Якоря карьеры». Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн)


    Предисловие

    Актуальность написания настоящего учебника обусловлена задачей подготовки компетентных юристов, обладающих как профессиональными знаниями и умениями, так и способностью к организационно-управленческой деятельности.

    Организационная и управленческая деятельность объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными метапрофессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.

    Воспитание готовности выпускников магистратуры и аспирантуры юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

    Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по организационно-управленческой деятельности юристов, за исключением ведомственной педагогической литературы специального характера для юридических вузов МВД России.

    знать

    · основные понятия теории организации;

    · основные понятия теории управления;

    · особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего;

    · обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности;

    · понятие и назначение профессиограммы, иметь представление о ее содержании и порядке составления для юриста с учетом разной специализации;

    уметь

    · применять на практике инструменты и методы решения организационно-управленческих задач;

    · проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений, учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

    · применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой;

    · использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице;

    владеть навыками

    · оценки роли и значения конкретных организационно-управленческих функций в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива;

    · работы в группе, коллективе; рационального осуществления взаимодействия с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели;

    · использования организационно-управленческих инструментов планирования, координирования и контроля деятельности коллектива, группы, отдельных работников;

    · самоорганизации и самооценки при взаимодействии в рабочей группе;

    · непрерывного самообучения и самосовершенствования, приобретения знаний, построения профессиональной карьеры.

    Учебник состоит из пяти глав, каждая из которых знакомит студентов с конкретными объектами организационно-управленческой деятельности. В главе 1 изложены общетеоретические вопросы концепции организационно-управленческой деятельности и основные положения теорий организации, управления и руководства. Вниманию студентов предлагается понятие и особенности компетентностного высшего профессионального образования и содержание основных организационно-управленческих компетенций при подготовке будущих юристов. Глава 2 раскрывает понятие и основные технологии планирования в юридической практике. Особое место уделяется использованию стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг. Глава 3 отражает особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом специфики профессиональной деятельности юриста. Глава 4 дает представление об одной из наиболее комплексных сфер применения организационно-управленческих компетенций - управлении знаниями, включая учебный материал не только теоретического характера, но и практического применения в таких аспектах, как позиционирование и продвижение юридических услуг, система управления клиентскими поручениями, корпоративные начала повышения квалификации персонала организации. Глава 5 конкретизирует понятие и направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.

    Цель настоящего учебника - содействие повышению качества и практической результативности юридического образования на основе развития и централизации межпредметных знаний и уточнения содержания формируемых на их основе организационно-управлеческих компетенций. Следует обратить внимание читателей на то, что учебник интегрирует материал из ряда самостоятельный научных и учебных направлений, акцентирует внимание на ключевых и значимых для деятельности юриста моментах, т.е. является своеобразным компасом в направлении дальнейшего самостоятельного освоения задач достижения профессионализма и успешности.