• Характеристика социальных технологий и их классификация. Типы и виды технологий социальной работы

    Технология (от греч. tekhnẽ - искусство, мастерство, умение + 1оgos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объек­та. Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. В современных условиях по мере становления и раз­вития системы профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи и обеспечению социальных прав, особую актуальность приобретает технологизация социальной работы . Будучи одним из видов социальной технологии, технология социальной работы представляет собой совокупность спосо­бов действий, осуществляемых профессионально для улучше­ния жизнедеятельности клиентов с применением или без при­менения технических средств и возможностью воспроизвод­ства данной системы действий (социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социаль­ными науками.

    Существует много критериев классификации технологий социальной работы. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оцени­вания (например, руководства для проведения интервью тактическими работниками); методы вмешательства (служ­бы знакомств); программы обслуживания (агентство по усы­новлению); организационные структуры (децентрализован­ные офисы) системы обслуживания (местные агентства пси­хического здоровья). Социальная работа может быть рассмотрена и как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.



    Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и тео­ретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании соци­альной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки явля­ются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения раз­личных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

    Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.).

    В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое един­ство знаний и умений.

    Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

    В этой связи важно различать общее и особенное в технологи­ях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего об­разования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

    Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на :

    Простые (доступные неспециалистам);

    Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

    Комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частно­сти, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

    Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту : государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

    От «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

    Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).

    Возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

    Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия:

    а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет)

    б) тактические (направленные на реализацию плана)

    в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей)

    г) циклические (периодически возникающие)

    Классификация социальных технологий

    Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий.

    Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

    По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

    Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

    Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, .природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

    Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

    Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

    В последние годы широко распространяется вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности :

    Социальные технологии, используемые преимущественно в области бизнеса, - государственного управления,

    И "третьего сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций).

    По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными.

    Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

    В зависимости от уровня делятся на:

    Простые (доступные неспециалистам);

    Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

    Комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

    Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы:

    Производственно-экономических,

    Общественно-политических,

    Духовно-культурных

    Социально-бытовых отношений.

    В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:

    Технологии управления,

    Контроля,

    Регулирования хозяйственно-экономических отношений.

    Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату : технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

    По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

    Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

    В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

    Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

    Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования . Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

    Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

    В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

    Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

    Теоретические работы и практический опыт выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения : социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

    Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:

    организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

    содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

    помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

    организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

    помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

    содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.

    По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

    Например, можно выделить социальные технологии - "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

    От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.).

    К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

    Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.

    Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям.

    Читайте также:
    1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
    2. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
    3. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
    4. Блок 14 вопрос Положение детей-сирот и детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке.
    5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
    6. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий)
    7. В чем различия классового и стратификационного подходов в определении социальной структуры общества?

    Технология – совокупность приемов, методов воздействия общественных и частных организаций, специалистов, волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки.

    В соц. работе различаются технологии: простые (доступные не специалисту); сложные (требующие квалификации одного специалиста); сложные (требующие квалификации специалистов в разных областях). Внешние по отношению к клиенту (гос. вмешательство, помощь частных лиц), т.е. создание условий клиенту для решения его проблем. Соц. технологии , осуществляющиеся самими клиентами.

    Глобальные соц. технологии :

    1) инновационные – методы и приемы новаторской деятельности, направленные на внедрение нововведений в обществе;

    2) рутинные соц. технологии (отличаются малой наукоемкостью);

    3) традиционные (широко используются);

    4) информационные – способы, приемы, оптимизирующие информационный процесс;

    5) интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей.

    Классификация технологий в соц. работе может быть предложена как наука, как вид профессиональной деятельности, как учебная дисциплина.

    1) соц. работа как наука. При характеристике технологий соц. работы как науки соц. технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач в соц. работе;

    2) соц. работа как учебная дисциплина. Технологии носят информационный, обучающий характер;

    3) соц. работа как особы вид деятельности.

    Виды технологий : соц. диагностика, соц. профилактика, надзор и коррекция, соц. терапия и адаптация, соц. реабилитация, соц. обслуживание, соц. страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, соц. консультирование, соц. экспертиза, соц. посредничество, попечительство.

    7. Социальная работа как особый вид деятельности: сущность, цель, принципы, функции, субъект, объект, средства и условия. Системный характер социальной работы.

    Цель соц. работы как особого вида деятельности состоит в удовлетворении социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к соц. функционированию. Соц. работа как профессиональный вид деятельности обладает следующими признаками : 1) совокуп6ность знаний, навыков, умений, как результат обучения в специальных учреждениях; 2) систематичность и постоянство определенного круга занятий и работы.



    Объект соц. работы – люди, нуждающиеся в постоянной помощи (пенсионеры, инвалиды, дети, тяжело больные, люди, попавшие в ТЖС и т.п.)

    Субъект соц. работы – люди и организации, ведущие соц. работу (общественные организации, фонды).

    Функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической деятельности, управленческая.

    Условия соц. работы конкретизируются в зависимости от целей, ситуации и подразделяются на уровни: мировой, федеральный, региональный, местный.

    Средства рассматриваются как методы соц. работы, выделяют ресурсы (кадры, службы), технологии традиционные и инновационные, финансирование бюджетное и внебюджетное.

    Система соц. работы представляет собой открытую систему, переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, этикой, экологией и т.п.

    8. Целеполагание: сущность, задачи, принципы и место в технологии социальной работы.

    Целеполагание – это основная процедура технологического процесса среди всех процедур. Это процесс выбора и определения цели как идеального образа будущего результата деятельности.



    При формулировании цели возникают условия: цель должна быть обоснованной; ясной и достижимой; основная цель должна быть соотнесена с целью более высокого порядка.

    Этапы формирования цели :

    1) выявление необходимых характеристик и состояний объекта, их включение в целевую установку деятельности;

    2) определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

    3) ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.

    Виды целей : конкретные, абстрактные, стратегические, тактические, групповые, общественные, индивидуальные, цель, поставленная субъектом деятельности.

    Процесс целеполагания в технологии соц. работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в целях получения определенного результата.

    Функции цели :

    1) определение рационального варианта сбора информации и способов действия при решении проблем;

    2) ограничение объема информации;

    3) конкретизация проблемы;

    4) помощь в определении способов действий.

    Логические принципы : 1) точное и четкое формулирование целей, применительных к конкретным ситуациям; 2) определение целей других лиц и организаций, на которых направлено воздействие; 3) определение характера взаимосвязей целей других лиц и организаций; 4) определение вероятных последствий в достижении целей; 5) определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению цели; 6) выявление управляемых и неуправляемых переменных ситуаций.

    Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в соц. работе, определяющих содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

    Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

    Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

    Можно выявить социальную технологию как строение коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единую социальную систему.

    Виды социальных технологий

    Виды социальных технологий отличаются в зависимости от того в каких формах общественной жизни они реализуются в следующих сферах:

    § экономической:

    § оценка потенциала каждого человека;

    § интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше и прибыльнее работал);

    § «рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять);

    § управленческой:

    § развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний);

    § формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность;

    § политической:

    § предполагает взвешенность политических решений, проявление политической дальновидности;

    § сегодня мы плохие технологи и политики;

    § социальной:

    § социальная технология направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления);

    § труд должен вознаграждаться по заслугам;

    § рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества;

    § создание условий для социально незащищённых групп населения;

    § духовной сфере:

    § развитие культурных запросов и склонностей каждого человека;

    § умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства;

    § взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания;

    § материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

    Социальные технологии достаточно разнообразны, их классификация выделена многообразием социального мира определенной страны, и зависит от модели самой социальной работы в рамках которой можно вести речь и о применяемых технологиях. Технологии, которым все более уделяется внимание как на уровне государственном, так и со стороны неправительственных организаций:

    Технологии социальной работы с семьей

    Технологии социальной работы с молодежью

    Технологии социальной работы с детьми, подростками

    Технологии социальной работы с женщинами

    Технологии социальной работы с пожилыми людьми

    Технологии социального предвидения

    Технологии экономическая поддержка населения

    Технологии социально-педагогические

    Технологии социально-психологические

    Технологии социально-медицинские

    Технологии связи с общественностью

    Технологии адаптационные

    Творческие технологии

    Технологии профилактического значения

    Class=WordSection2>

    2. Технологии воздействия

    Социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. Оно осуществляется при помощи комплекса методов целенаправленного воздействия на индивидов или их группы. Характер воздействия может быть прямым, через мотивы и потребности, систему ценностей, а также окружающую среду. Социологический подход предполагает выделение целенаправленного управляющего воздействия (целеполагания и целеосуществления), социальную самоорганизацию и как результат организационный порядок

    Социальные технологии в широком смысле – это особый вид социальной теории. Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.

    Понятие «Социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайне мере, два значения. С одной стороны, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия ассоциируется с такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность

    Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, которая выстраивает в один рад цель, средство и результат. Правда, координация и субординация, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирования, и проектирования, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т.д. В любом случаи указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие факторы.

    С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. Причем под социальным объектом, может быть социальное отношение, а также социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, либо социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

    В соответствии с этим различают базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.

    Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального личного и общественного значимого, выдвижении таких социальных технологий, которые по своей природе гуманистичны и обеспечивают развитие творческих способностей и активностей социального субъекта.

    Частные социальные технологии – разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически – предметное урегулирования отношений и операций, оптимизирования социального взаимодействия на разных условиях. Думается что указное разделения на базовые и частные социальные технологии не синоним технологии второго и первого уровней. Они определяют собой разные формы социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели, средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести.

    Рассмотрим в данной статье более подробно технологий управления. На рисунке 1. приведен один из вариантов технологии управления социальными объектами. В данной модели все технологии разделены на пять взаимосвязанных групп.

    Рисунок 1. Вариант технологии управления социальными объектами .

    Группа первая универсальные технологии – технологии системного анализа. Эти технологии применимы не только в управлении, но и во всех сферах деятельности человека. Они позволяют организовывать эту деятельность, придать ей целенаправленный характер.

    Группа вторая стандартные технологии управления. Эти технологии также носят универсальный характер (всеобщий) и применимы не только на всех стадиях управленческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека.

    Группа третья технологии коммуникации. В связи с тем, что управление реализуется через субъект и объект управления, оно невозможно без общения.

    Четвертая группа технология реализации власти, в данном случае управление реализуется через систему руководства и подчинения.

    Пятая группа психотехнологии управления людьми, реализуется через скрытое управление.

    3. Методы управления

    Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

    При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

    Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают гостиничные предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

    Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

    Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).

    В практике управления гостиничными предприятиями одновременно применяют различные методы и их сочетания.

    Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие методы управления:

    1. экономические;

    2. организационно-административные;

    3. социально-психологические.

    Организационная форма методов управления - способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

    Заключение

    Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента.

    Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Они классифицируются в зависимости от направленности во внутреннюю и внешнюю среду организации на социальные технологии, направленные на трансформацию внешней среды предприятия, и социальные технологии, направленные во внутреннюю среду предприятий и организаций.

    Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий. Она может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

    Строение классификации социальных технологий осуществляется на основании принципов.

    Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основам задачам, проблемам социальной защиты.

    Были выделены специалистами-управленцами технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования.

    Список используемых источников

    1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 2000.

    2. Наймушин А.И. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 2001.

    3. Энциклопедический социологический словарь. М., 2005.

    4. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2006

    5. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 2004.

    7.Социальные технологии. Толковый словарь. М. - Белград, 2005.

    8. Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 2007.– 296с.
    9. Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 2005.– 309с.

    10. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. - Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.

    Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и может быть многократно использована, тиражирована для решения сложных задач.Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, профессиональную деятельность, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата.

    Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата.

    Социальные технологии – совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получение оптимального социального результата.

    Технологии социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан.Технологии социальной работы - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей, решение разного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач, социальной защиты населения.

    Социальные технологии выступают в 2 формах:

    1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный продукт

    2) деятельность, связанная с реализацией различных целей

    Классификация социальных технологий:

    1) по субъекту

    В зависимости от квалификации субъекта: простые, сложные, комплексные

    В зависимости от направленности деятельности социальной службы:консультация, приют, специализированный центр (социально-реабилитационный центр, социального обслуживания и т.д.

    2) по управлению:государственные технологии, региональные технологии, технологии территориально-отраслевого назначения, технологии местного самоуправления, технологии трудового коллектива

    3) по содержанию (общие технологии СР):социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, ресоциализация, социальный контроль, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное партнерство, страхование, опека и попечительство



    4) по средствам:социологические, педагогические, психологические, социально-экономические, медико-социальные, организационно-управленческие

    5) по объекту:

    Частные технологии социальной работы:с пожилыми, с инвалидами, с молодежью, с дезадаптированными подростками, с мигрантами, с семьейи т.д.

    Методы:община, группа, индивид.

    Виды социальных технологий различаются тем, в каких сферах они реализуются.

    По степени новизны технологии бывают:инновационные, традиционные. Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.

    С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

    В зависимости от уровня общественных отношений социальные технологии бывают: макротехнологии и микротехнологии

    Социальные технологии (по основным сферам общественной деятельности): производственно-трудовая, семейно-бытовая и другие). По степени практической включенности в организационный процесс, технологической разработки и социального воздействия: кабинетные (полученные на основе информационно-логического анализа), лабораторные (образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях), полевые (то есть полученные в реальной общественной среде).



    Общая схема социальной технологии:Смысл (во имя чего?) - Цель (что может быть достигнуто?) - Содержание (каким образом?) - Организация (как?) Средства и методы (с помощью чего?) - Уровень квалификации (кто?) - Методы оценки (в каким результатом?)

    Этапы социальных технологий:

    1) теоретический. Связан с определением цели, объектами технологизации, с операционализацией и выявлением связи между ними.

    2) методический. Он связан с выбором методов, средств получения информации, конкретными выводами и рекомендациями.

    3) процедурный. Связан с организацией практической деятельности по реализации требований социальных технологий.