• Зарождение менеджмента как особого вида деятельности. Смотреть что такое "Менеджмент" в других словарях

    Введение 3

    1. История развития менеджмента 4

    2. Развитие менеджмента в России 7

    3. Модель менеджмента в Японии и США 12

    3.1. Американская модель 12

    3.2. Японская модель 14

    Заключение 16

    Список литературы 17

    Введение

    В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

    В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

    В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

    Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

    1. История развития менеджмента

    Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

    Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления

    На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения, выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

    Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

    Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.

    У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

    Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

    В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник.

    К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.

    Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

    С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

    На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

    Промышленная революция дала толчок развитию тео­ретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли анг­лийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

    Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в раз­витие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета кото­рого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалисти­ческом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выво­дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя­тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла­гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

    В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталки­ваться многие ученые в своих исследованиях.

    Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю­щие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы.

    Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания менеджмента как управления особого рода являются:

    Индустриальный способ организации производства;

    Развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являютсяспрос, предложение и цена.

    Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.

    Американские ученыеГ. Кунц и С. 0"Доннелразработа­ли более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желае­мых результатов

    На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

    В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли.В настоящее время известны че­тыре важнейших подхода, которые позволили выделить че­тыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

    Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

    Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

    2. Развитие менеджмента в России

    Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили из­вестный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управле­ния России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности - министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребо­вало создания новой общественной организации управ­ления социалистическим производством.

    В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богда­нов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

    Известный совет­ский ученыйА.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулиро­вана и обоснованаконцепция, получившая название «тру­довые установки». Внедрением методики трудовых установок в практи­ческую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудо­вых движений отводилось инструктажу.

    Недостатком концепции трудовых установок Гастева, является слабая разработка самой методики трудовых ус­тановок, выбор слишком узкой базы исследования, ори­ентация на индивидуальность рабочего.

    Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значитель­ный вклад всоздание теории социалистической рациона­лизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйствен­ного строительства в СССР.

    Проблемы научной организации труда получили ши­рокое освещение в трудахП.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

    Особого внимания заслуживает дискуссия, развер­нувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна - от группы «Семнадцати» во главе с Кер­женцевым, другая - от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась соз­данием центральной платформы, принятой на II Всесо­юзной конференции по НОТ, в которую вошли положи­тельные моменты обеих дискутировавших платформ.

    Крупный вклад в развитие теоретических основ со­циалистической организации производственных процес­сов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производ­ственном процессе на три вида: последовательное, па­раллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

    Прежде чем начать рассмотрение специфики менеджмента как науки и учебной дисциплины, давайте зададим себе, казалось бы, отвлечённый вопрос – о чём всегда мечтал человек и человечество, что им грезилось в самых сокровенных фантазиях? Если мы уберём частности, специфику пожеланий отдельных индивидов, то мы увидим, что люди всегда мечтали управлять процессами в мире физическом также легко и непринуждённо, как делают они это в своих мыслительных конструкциях.

    Политические и общественные лидеры хотели бы таким образом управлять государством и социумом, чтобы неизменно рос уровень благосостояния народа, а их имена оставались в истории. Предприниматели и менеджеры желали бы так управлять производственными процессами и предприятиями, чтобы прибыль бизнеса росла вместе с ростом доходов управленцев и наёмного персонала. Отдельные индивиды хотели бы управлять собственной карьерой и событиями так, чтобы наилучшим образом устраивалась их личная жизнь, карьера и взаимоотношения с окружающими.

    Но на деле всё это сделать оказывается невероятно сложно по различным причинам – из-за недостатка знаний, ошибок в коммуникациях, случайных и непредвиденных факторов, злонамеренных действий конкурентов, конфликтов с окружающими и персоналом, безответственности и недисциплинированности партнёров, непредсказуемого изменения внешней среды, капризов клиентов и покупателей.

    Сейчас мы точно знаем, что успехи или банкротство коммерческих организаций во многом определяют управленческие технологии . Но на заре становления менеджмента всё выглядело совсем иначе.

    Со времён Адама Смита считалось, что предпринимательская и управленческая деятельность неразрывно связаны друг с другом, разделить их практически невозможно. Да и как иначе – если за работой небольших предприятий каждодневно наблюдал сам собственник бизнеса, который и отдавал все необходимые распоряжения, касающиеся найма и увольнения работников, использования того или иного вида сырья, методов производства и обслуживания, аренды помещений, способов сбыта, назначения цен и многого другого. Тип управления предприятием накрепко связывался с личностью предпринимателя-собственника, а весь бизнес представлялся «удлинённой тенью» своего основателя и основоположника. Успех или неудачи промышленных предприятий или сервисных компаний объясняли тогда, как правило, талантом или неспособностью к правильному управлению собственников бизнеса. А раз всё сводилось к личным качествам глав компаний, то и говорить о каких-то особых управленческих трафаретах, моделях или технологиях было бессмысленно.

    Так продолжалось до тех пор, пока научные открытия и изобретения не затронули сферу экономики и производственные процессы. Век 19-ый оказался очень богат на научные открытия и технические достижения практически во всех сферах – в медицине и кинематографе, воздухоплавании и энергетике, на транспорте и в быту. Учёные и практики поняли, что вся окружающая их действительность подчиняется неким неизвестным ранее законам – физическим, химическим (в том числе периодическому закону Д.И. Менделеева), физиологическим, экономическим, социальным. Научная картина мира во многом изменила подходы людей и к управленческим процессам на производстве – на этом поле появились первые исследования и эксперименты.

    К этому следует добавить, что производственные процессы к концу 19-го века значительно усложнились, появились крупные акционерные общества и огромные холдинги (их тогда называли тресты); распорядительные функции от собственников переходили к особому классу специалистов, которые впоследствии получили название менеджеров .

    Все эти обстоятельства стали базовой предпосылкой для становления науки о рациональном управлении бизнесом. В США её стали называть менеджментом, во Франции – административной наукой, в России – научной организацией труда (НОТ).

    Принято считать, что менеджмент как научная дисциплина зародился в начале 1880-х годов в США. В 1881 году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый учебный курс по менеджменту. В 1886 году Генри Таун на заседании Американского общества инженеров-механиков сделал доклад под названием «Инженер в роли экономиста», в котором утверждалось, что управление трудовыми процессами – это практическое искусство, подобное техническому конструированию; ему, также, как и инженерному делу, необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Этот доклад стал прологом к разработкам Фредерика Тэйлора, Генри Форда и других активных разработчиков , к которым позже подключились основоположники .

    Менеджмент как искусство управления возник в глубокой древности. Его описание в качестве вида человеческой деятельности встречается в трудах Сократа. живший в первом тысячелетии до н.э., описывает процесс управления людьми как попытку поставить определенного человека на определенное место и добиться от него желаемого результата деятельности. Судя по многим дошедшим до наших дней источникам, история менеджмента зародилась несколько тысячелетий назад, а сама наука прошла в своем становлении несколько определенных этапов.

    Доисторические люди, жившие разрозненно, не нуждались в управлении их деятельностью со стороны. Основной целью их существования было выживание в суровых условиях природы. Наши древние предки, объединявшиеся для совместной жизни в племена, уже нуждались в том, чтобы рядом с ними был мудрый человек, принимающий оптимальные для всего племени решения, разрешающий конфликты внутри племени, выносящий приговоры о наказании в чем-либо повинных. Таким человеком стал вождь. По мере разрастания социальных групп людей возникла необходимость разделения труда, однако, весь этот труд также должен был быть контролируемым кем-то со стороны. Так появляются первые зачатки управления отдельными группами людей, разделенных по их профессиональным признакам.

    История менеджмента в современном понимании этого слова начинается с произошедшей в 17-19 веках. Именно в этот период в Европе возникают первые производственные предприятия, нуждающиеся в по-настоящему талантливых управленцах. Наука управления складывается к концу 19 века. В этот период времени появляются первые работы ученых, посвященные данному виду человеческой деятельности.

    Этапы и школы в истории менеджмента

    Менеджмент в качестве профессиональной деятельности впервые рассматривается американцем Г. Тауном в его докладе, подготовленном для выступления на собрании общества инженеров-механиков. На данном собрании он впервые высказывает свое мнение о том, что общество нуждается в подготовке специалистов-управленцев.

    Всего за историю экономических учений 20 века сформировалось пять школ управления:

    Административная школа (родоначальник - французский инженер А. Файоль);

    Количественная школа (представители - Д. Томпсон, Г. Акофф, Д. Марч);

    Бихевиористская школа (ее становление связано с развитием социологии и психологии, известными представителями считаются Ч. Бернард, Ф. Герцберг, К. Арджирис);

    - (основатель - американец Э. Мэйо).

    История менеджмента включает в себя пять основных этапов развития управления, первый из которых начинается на заре 20 века и совпадает со временем зарождения школы научного менеджмента. Возникновение административной школы Файоля в первом десятилетии 20 столетия ознаменовало наступление второго этапа развития управленческой деятельности.

    В это же время в США начинается история финансового менеджмента. Вторая мировая война оказывает значительное влияние на становление управленческой мысли, первые двадцать лет после ее окончания совпадают с третьим этапом оптимизации менеджмента.

    Следующая ступень развития управленческой деятельности связана с наукой - психологией, которая только набирает обороты. Для пятого этапа развития менеджмента (80-е гг.) характерно открытие такого мощного механизма, как организационная структура. Современное управление связано с развитием компьютерных технологий и автоматизацией производства. Сегодня история менеджмента не заканчивается, наука управления продолжает активно развиваться и совершенствоваться.

    Тема 2. История управления

    Любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения.

    Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.

    В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия. Всё это свидетельствует о необходимости управления, его развития и совершенствования.
    Этапы развития менеджмента

    Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.

    Периоды

    Особенности

    I . Древний период

    (7-9 век до н. э. – 18 век)

    Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей.

    Сократ – дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления.

    Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления.

    А. Македонский – развил теорию и практику управления войском.

    II . Индустриальный период

    (18 век – 19 век)

    Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства.

    Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих.

    III . Период систематизации

    (к. 19в. – н. 1960г.)

    Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры.

    Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда.

    Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию.

    IV . Информационный период

    (1960 г. – по наши дни)

    Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически.

    Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны.

    Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации.

    В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.

    Традиционное управление

    Управление промышленной стадии

    Управление постиндустриальной стадии

    Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства.

    Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами.

    Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной.

    Классификация подходов и школ менеджмента

    Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.

    Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.

    Школы

    Представители

    Заслуги

    1. Школа научного управления

    (1885 - 1920)

    Ф. У. Тейлор

    Френк и Лилия Гилбрет

    Генри Гантт

    Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда.

    2. Классическая (административная) школа в управлении

    (1920 - 1950)

    Анри Файоль

    М. Вебер

    Ф. У. Тейлор

    Гилбрет Муни

    Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления:

    Специализация (способствует повышению уровня и качества работы);

    Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность);

    Дисциплина (уважение к правилам организации);

    Единоначалие (подчинённость только одному руководителю);

    Единство направлений для всех работников (общий план);

    Подчинение индивидуальных интересов общим;

    Вознаграждение персонала ;

    Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства);

    Установление цепей следования команд ;

    Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации);

    Равенство (справедливый подход к рабочим);

    Стабильность персонала ;

    Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);

    Корпоративный дух (дух единства.)

    Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории:

    Функциональная специализация;

    Иерархическая система власти;

    Использование системы правил и норм;

    Определение прав и обязанностей работников;

    Отсутствие личностного начала;

    Стратегия пожизненного найма.

    3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).

    (1930 - 1950)

    Мейо

    А. Маслоу

    Мак - Грегори

    Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека.

    Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль.

    Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации.

    Предложил иерархическую теорию потребностей:

    1. физиологические;
    2. в безопасности;
    3. социальные;
    4. в уважении;
    5. в самовыражении.

    Теория «Х» и « Y »

    Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять.

    Теория « Y »: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.

    4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук

    (1950 – по настоящее время)

    Крис Арджирис

    Лайкерт

    Мак – Грегори

    Герцберг

    Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

    Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.

    Подход

    Представители

    Заслуги

    Системный подход.

    П. Друкер

    Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов.

    Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества.

    Ситуационный подход .

    У. Оучи

    Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации.

    Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z ». Основные положения:

    Долгосрочный набор кадров;

    Групповое принятие решения;

    Индивидуальная ответственность;

    Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение;

    Неспециализированная карьера;

    Всесторонняя забота о работниках.

    Процессный подход.

    А. Файоль

    Мескон

    Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль.

    «Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

    Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».

    Рационалистический подход.

    Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

    Модели менеджмента

    Японская модель

    Американская модель

    1. Философия фирмы

    Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»

    Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

    2. Цели фирмы

    Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

    Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

    3. Организационная структура управления

    Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

    Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.

    4. Наём и кадровая политика

    Широко используется труд выпускников вузов и школ.

    Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства.

    Продвижение по службе с учётом выслуги лет.

    Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.

    Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.

    Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

    При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность.

    Индивидуальная оценка и аттестация работников.

    Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников.

    5. Организация производства и труда

    Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства.

    Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов.

    Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.

    Обязанности между работниками строго не распределены.

    Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке».

    Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.

    Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций.

    Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.

    Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

    6. Стимулирование работников

    При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год.

    Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

    Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

    7. Финансовая политика

    Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.

    Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования.

    Широкое привлечение заёмных средств.

    Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.

    Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций.

    Самофинансирование корпораций.

    До начала 1900-х годов менеджмента, каким мы знаем его сегодня, не было. Существовала работа и те, кто мог ее сделать, опираясь только на свои знания, умения и мастерство. Идея о том, что она может быть изучена, а рабочий процесс оптимизирован, сформировалась благодаря Фредерику Уинслоу Тейлору.

    Менеджмент в системе наук тех времен создал революцию. Были озвучены идеи обучения сотрудников и применения стандартных, изученных методик для улучшения продуктивности.

    Определение термина

    Менеджмент как наука - это широкое, междисциплинарное исследование по принятию решений, устранению проблем в организациях и эффективному управлению ресурсами. Он использует комбинацию аналитических моделей и поведенческих наук при работе с различными ситуациями.

    Во многих институтах и университетах можно пройти курс обучения менеджменту, а после присвоения степени или получения диплома устроиться на работу менеджером.

    Менеджмент - изучающая различные способы управления. Ее часто называют дисциплиной, так как она соответствует двум основным требованиям этого термина:

    • Должны быть ученые и «мыслители», которые делятся соответствующими знаниями посредством публикаций и исследовательских работ.
    • Знаниям следует официально обучать и тренировать.

    Теории Тейлора

    Теории менеджмента, как науки об управлении, были разработаны в начале ХХ века Фредериком У. Тейлором (1856-1915). Он был американским изобретателем и инженером. Среди его работ две наиболее важные это «Управление магазинами» и «Принципы научного управления». Практически ко всем промышленным операциям в мире можно найти подход, используя его теории.

    Они назывались научными, потому что для их развития Тейлор использовал методы, заимствованные у ботаников и химиков. Среди них анализ, наблюдение, синтез, логика и рационализм. На основании изученного, Тейлор создал концепцию организации, которая сегодня носит определение «бизнес» и обозначает эффективность и продуктивность.

    1900-е года

    Развитие менеджмента как науки, продолжилась в 1909 году, когда Тейлор опубликовал «Принципы научного управления». В книге обосновывалось улучшение производительности при оптимизации рабочих мест.

    Вскоре после этого издания два теоретика, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, продолжили исследования в поисках оптимального способа выполнения каждой из задач, изученных Тейлором. Дуэт подал идею снимать работников на камеру, чтобы анализировать механизм выполнения тех или иных процессов.

    В 1921 году впервые предложила обучение для получения степени магистра по управлению бизнесом (Master of Business Administration degree (MBA)).

    В 1946 году Питер Друкер издает одну из первых книг по прикладному менеджменту «Концепция корпорации», продолжая историю менеджмента как науки. Ее выход стал результатом исследования организации, проведенного по поручению Альфреда Слоана (председателя General Motors до 1956 года).

    21-е столетие

    К началу 21-го века существовало разделение менеджмента на 6 отдельных ветвей:

    Однако, разделить управление на эти категории стало труднее. Некоторые процессы относятся сразу к нескольким из них.

    Научный журнал

    Одним из лучших и успешных журналов о менеджменте, с научной точки зрения, считается «Management Science» (дословный перевод - «управленческая наука»). Это ежемесячное издание, главный редактор которого - Давид Симчи-Леви, профессор Массачусетского технологического института.

    «Management Science» - научный журнал, который публикует различные исследования в менеджменте. В них затронуты различные аспекты управления, связанные со стратегией, предпринимательством, инновациями, технологиями и всеми функциональными областями (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, операции).

    Статьи основаны как на основополагающих дисциплинах математики и статистики прочих, так и на междисциплинарных изысканиях. Материал ценен тем, что исследования подаются с описательной и нормативной точек зрения, с теоретическими и лабораторными выкладками.

    Знаковые личности

    Каждые два года, начиная с 2001-го, блог Thinkers50 публикует свой рейтинг 50 лучших в мире «мыслителей» в области менеджмента и руководства. С каждым часом популярность этого списка растет. Так что попадание в него приравнивается к номинации на Оскар.

    Среди названных ранее были Питер Друкер, Билл Гейтс, Стив Джобс, Том Петерс, Ричард Брэнсон, и другие уважаемые персоны.

    В основе бренда лежат идеи независимости, целостности, объективности и доступности.

    Методы науки

    Влияние менеджмента ощущается при всех бизнес-расчетах. Таких, как планирование, проектирование процессов, контроль качества, учет затрат и эргономика. Знание теории дает лучшее представление о промышленном управлении.

    В менеджменте методы из наук (математика и прочие) применяются очень часто. К примеру, менеджер может использовать количественный анализ, а также изучение чисел и других измеряемых данных в управлении. Все это делается для повышения рентабельности и эффективности бизнес-операций.

    Искусство - это умелое применение знаний

    Искусство управления - это персональная творческая черта, присущая каждому менеджеру, которая обогащается образованием, обучением и опытом. Для эффективного управления недостаточно одного лидерства, нужны также навыки, приобретаемые с практикой.

    Фактически, искусство менеджмента подразумевает под собой умение видеть упорядоченное целое, состоящее из хаотического набора частей. Это также «искусство из искусств», потому что оно организует и использует человеческие таланты.

    Элементы искусства в менеджменте

    • Практические знания. Одного изучения теории недостаточно, искусство требует опыта, полученного на практике. У человека может быть степень магистра, которая подразумевает знания о том, что должен уметь и делать менеджер. Но, если нет знаний в использовании этой информации в реальных жизненных ситуациях, то он им не может считаться. Искусство учит практическому применению
    • Личные навыки. Действия менеджера основываются не на одних знаниях и практике. Он должен обладать некоторыми качествами, которые сделают его уникальным.
    • Креативность. Работа художника не ограничивается теорией. Он думает «вне границ и вне категорий», отличается незаурядным мышлением. Хороший менеджер должен иметь те же качества, ведь управление - это поиск нового способа, который поможет выделиться среди других.
    • Совершенство через практику. Художник становится лучше, когда тренируется и учится на своих ошибках. Точно так же и менеджеры. Чем больше времени уделяется тем больше опыта они получают.
    • Ориентированность на цель. Искусство направлено на результат. Работа в менеджменте требует достижения определенной цели, и менеджер предпринимает шаги для этого.

    Использование науки для принятия решения

    Для понятия науки менеджмента следует знать, что любая дисциплина получает информацию про определенный объект посредством систематической модели наблюдения, изучения, практики, экспериментов и исследований.

    Процесс управления также следует этой схеме. Сбор данных и фактов, принятие решения на основе их анализа - основные функции менеджмента.

    Процесс управления следует системному методу для поиска возможного решения проблемы. Лежащая в основе менеджмента наука — это, как и следовало ожидать, не физические сферы (химия или биология). Она не является точной. Но включение человеческого фактора относит менеджмент не только в разряд сложных, но и спорных наук, ведь поведение человека непредсказуемо.

    Однако, изучение научных основ менеджмента определенно позволяет улучшить практические навыки. Менеджеры, не имеющие теоретической базы, полагаются только на свою интуицию или удачу в принятии решений. Они действуют на свой страх и риск, что недопустимо.

    Элементы науки в менеджменте

    Наука предполагает существование упорядоченных знаний. Ее суть заключается в применении научного метода в развитии знаний. Это происходит по следующим этапам:

    • Концепции (термины). Научный подход требует четких «понятий» вместо абстрактных образов чего-либо. В менеджменте существует терминология, определяющая те или иные ситуации и способы их решения.
    • Методы и принципы. Научный метод предполагает определение фактов посредством наблюдения. Это приводит к разработке схем, имеющих значение при прогнозировании того, что случится в подобных обстоятельствах.
    • Теория. Без нее не существует ни одной отрасли науки. «Теория» - это систематическая группировка взаимозависимых концепций и правил, которые создают рамки или связывают между собой значительную область знаний. Исследования менеджмента за многие годы разработали множество доказанных теорий для того, чтобы сделать управление более практичным или научным.
    • Организованные знания. Сегодня менеджмент как наука - это отдельная отрасль упорядоченных знаний. термины и методы являются его основой.
    • Практика. Теория менеджмента это результат практики. Все знания об управлении не имеют таких жестких рамок, которые существуют у физических наук. Они могут быть пересмотрены и изменены в соответствии с новыми социально-политическими или экономическими условиями.

    Два в одном

    С всего вышесказанного сделаем вывод, что следует рассматривать менеджмент как науку и искусство одновременно. Это неоспоримо. Он считается наукой, потому что обладает упорядоченным массивом информации, содержащим определенные, уже доказанные теории.

    Однако менеджмент это еще и искусство. Да,наука многогранна. Но она не может заменить определенные личные навыки менеджеров, необходимые им в управлении. Наука предоставляет знание, искусство помогает в его применении.

    Менеджер, который хочет быть успешным в своей профессии, должен получить знания о науке и искусстве их применения. Одно устанавливает правила, второе ищет способы его воплощения.

    Следовательно, управление - это разумное сочетание науки наравне с искусством. И гармоничное, к тому же. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».

    Например, человек не может стать хорошим певцом, если у него нет знаний о разных жанрах, но он также применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно знать основополагающие теории - он должен также применять их при решении различных управленческих проблем.

    Поэтому наука и искусство не являются взаимоисключающими понятиями. Они дополняют друг друга.

    Одна из старых поговорок «Менеджерами рождаются» сегодня сменилась на «Менеджерами становятся». С этим сложно поспорить. Можно сказать, что как наука менеджмент — это корень, а искусство — это плод.