• Политический менеджмент и политическое управление. Что такое политический менеджмент? Политический менеджмент в системе государственного управления


    Знание механизмов политического управления является условием выживания в современном мире.

    Учитывая многообразие социально-политических дисциплин, следует отметить, что, как показывает образовательная практика преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение, особенно в политологии, к тематике по прикладной политологии, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики.

    Безусловно, пока еще рано говорить о том, что будущие выпускники-инженеры будут работать в политических консульта-ционных фирмах, но тем не менее уже сегодня ни одно из этих агентств не обходится без помощи инженеров.

    Политический менеджмент - это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля: создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения; создание политических союзов и блоков; оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан, что для победы на выборах нужно завоевать симпатии избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

    Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.

    Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использует специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и его политическим целям.

    Вид управленческих отношений, в самых общих чертах описанный выше, существует в политической практике давно. Можно сказать, он такой же древний, как сама политика. Правитель любого государства всегда стремился к повышению своего авторитета, и его советники активно помогали ему решать эту проблему. При решении государственных дел всегда возникали ситуации, когда наиболее дальновидные политики предпочитали действовать не силой, а хитростью, не принуждая, а обольщая массы. Работу великого флорентийского мыслителя Н.Макиавелли «Государь» можно рассматривать как одно из ранних пособий по практическому политическому менеджменту, потому что в этой книге представлены конкретные советы правителю, заботящемуся о своем авторитете или, говоря шире и современным языком, об имидже.

    Однако вплоть до середины ХХ века политический менеджмент существовал лишь как практика политического управления.

    Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями, позволяющими решать на принципиально иной основе задачи конструирования имиджа политического деятеля, формирования электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной среды для политической организации и т.д., должны были произойти серьезные изменения в системе научного социального знания. Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении создало предпосылки для перехода от представлений о политическом менеджменте как об уделе ловкачей-одиночек к представлениям о том, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в достижении различных политических целей.

    Политический менеджмент в современном обществе представлен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Каждый вид политического менеджмента имеет свои особенности построения управленческой стратегии и тактики. Однако все эти виды объединяет то, что субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», он вынужден или считает более точным и верным применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии. Таким образом, несмотря на различия в политических целях, в основе всех видов политического менеджмента лежат некоторые общие тенденции и принципы организации управленческого взаимодействия.

    Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.

    Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике - субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

    Реляционистский тип управления (от франц. relation - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

    B этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

    Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

    1. Укрепление авторитета государственного или полити-ческого деятеля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов». И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

    2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа.Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

    3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом в рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

    4. Формирование электоральных предпочтений населения.Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.

    5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

    6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами.

    Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.

    7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственных решения. Современные общества крайне дифференцированы, в ни представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

    8. Мобилизация масс для политической поддержки.Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например, проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.

    Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

    Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.

    Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

    Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

    Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

    Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в XIX-XX веках.

    Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентации. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета». Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

    Процесс демократизации общества нашел свое выражение в утверждении принципа разделения властей, в выборности основных государственных органов, в равенстве всех граждан перед законом, в приоритетности прав человека над правами государства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

    Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является одним из самых востребованных видов политического менеджмента.

    В XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действиями высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценность ориентации населения, выход на политическую арену партий, иных общественно-политических организаций требуют внесение серьезных коррективов в способы достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного, принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым, реалиям.

    Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения; эффективного управления делами общества, согласования интересе различных социальных групп и слоев - с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений - к политическому менеджменту.

    Рис. 1. Социальные предпосылки повышения роли

    политического менеджмента

    Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффективность государственного управления без репрессивного механизма санкций (рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для этого дополнительные, технические возможности.

    В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, политический PR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них

    Политический имиджмейкинг (от англ. image - образ и making - создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

    Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

    Политический брендинг (бренд - торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

    Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента - формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

    Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и "политической напряженности в обществе.

    Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов: Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

    Мы выделяем как особый вид политического менеджмента политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.

    Одним из важных видов политического менеджмента в современных условиях является политический PR. (PR - public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «политический» в единственном числе, потому что английская аббревиатура PR произносится как «пиар», и употребление множественного числа с этим словом не принято. Поскольку в литературе понятие «политический PR» трактуется неоднозначно, то ниже мы остановимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

    Знание механизмов политического управления является условием выживания в современном мире.

    Учитывая многообразие социально-политических дисциплин, следует отметить, что, как показывает образовательная практика преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение, особенно в политологии, к тематике по прикладной политологии, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики.

    Безусловно, пока еще рано говорить о том, что будущие выпускники-инженеры будут работать в политических консультационных фирмах, но тем не менее уже сегодня ни одно из этих агентств не обходится без помощи инженеров.

    Политический менеджмент - это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля: создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения; создание политических союзов и блоков; оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан, что для победы на выборах нужно завоевать симпатии

    ^ и ^ и и V I V

    Избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

    Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.

    Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использует специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и

    Его политическим целям.

    Вид управленческих отношений, в самых общих чертах описанный выше, существует в политической практике давно. Можно сказать, он такой же древний, как сама политика. Правитель любого государства всегда стремился к повышению своего авторитета, и его советники активно помогали ему решать эту проблему. При решении государственных дел всегда возникали ситуации, когда наиболее дальновидные политики предпочитали действовать не силой, а хитростью, не принуждая, а обольщая массы. Работу великого флорентийского мыслителя Н.Макиавелли «Государь» можно рассматривать как одно из ранних пособий по практическому политическому менеджменту, потому что в этой книге представлены конкретные советы правителю, заботящемуся о своем авторитете или, говоря шире и современным языком, об имидже.

    Однако вплоть до середины ХХ века политический менеджмент существовал лишь как практика политического управления.

    Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями, позволяющими решать на принципиально иной основе задачи конструирования имиджа политического деятеля, формирования электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной среды для политической организации и т.д., должны были произойти серьезные изменения в системе научного социального знания. Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении создало предпосылки для перехода от представлений о политическом менеджменте как об уделе ловкачей- одиночек к представлениям о том, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в достижении различных политических целей.

    Политический менеджмент в современном обществе представлен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Каждый вид политического менеджмента имеет свои особенности построения управленческой стратегии и тактики. Однако все эти виды объединяет то, что субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», он вынужден или считает более точным и верным применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии. Таким образом, несмотря на различия в политических целях, в основе всех видов политического менеджмента лежат некоторые общие тенденции и принципы организации управленческого взаимодействия.

    Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.

    Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике - субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

    Реляционистский тип управления (от франц. ге!аИоп - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

    В этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

    Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

    1. Укрепление авторитета государственного или полити-ческого деятеля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов». И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

    2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

    3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом в рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

    4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.

    5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи.

    Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

    6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами.

    Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.

    7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственных решения. Современные общества крайне дифференцированы, в ни представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

    8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например, проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.

    Важность перечисленных задач для различных субъектов,

    Действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

    Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.

    Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

    Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

    Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

    Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в Х!Х-ХХ веках.

    Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентации. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета». Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

    Процесс демократизации общества нашел свое выражение в утверждении принципа разделения властей, в выборности основных государственных органов, в равенстве всех граждан перед законом, в приоритетности прав человека над правами государства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

    Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является одним из самых востребованных видов политического менеджмента.

    В XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действиями высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценность ориентации населения, выход на политическую арену партий, иных общественнополитических организаций требуют внесение серьезных коррективов в способы достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного, принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым, реалиям.

    Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения; эффективного управления делами общества, согласования интересе различных социальных групп и слоев - с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений

    К политическому менеджменту.

    Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффективность государственного управления без репрессивного механизма санкций (рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для этого дополнительные, технические возможности.

    В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, политический PR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них:

    Политический имиджмейкинг (от англ. image - образ и making - создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

    Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

    Политический брендинг (бренд - торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

    Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента - формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

    Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и "политической напряженности в обществе.

    Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов: Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

    Мы выделяем как особый вид политического менеджмента политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.

    Одним из важных видов политического менеджмента в современных условиях является политический PR. (PR - public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «политический» в единственном числе, потому что английская аббревиатура PR произносится как «пиар», и употребление множественного числа с этим словом не принято. Поскольку в литературе понятие «политический PR» трактуется неоднозначно, то ниже мы остановимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

    Определение менеджмента в литературе трактуется как процесс управления человеческими и При этом преследуются интересы эффективного применения этих ресурсов для достижения целей регулирования отношений в общественной, экономической, политической и прочих структурах. Другими словами, менеджмент является комплексом воздействия на конкретные органы (конкретных лиц) при наличии особых методов и инструментов достижения целей.

    Общие принципы, которые присутствуют в деловом управлении, применяются в разных сферах жизни в соответствии с их спецификой. Так, например, менеджмент применяется в При этом управление касается как субъектов и объектов сферы, так и процессов принятия решений и оценки последствий их реализации.

    Политический менеджмент - это целая система управления. В нее входит научный и творческий анализ направлений развития, последствий, разработка рекомендаций для руководства и обеспечение реализации их на практике.

    Менеджмент" позволяет рассматривать концептуальную сторону процессов функционирования современной системы власти. Кроме того, применение этого понятия дает возможность предпринимать конкретные попытки по усовершенствованию управления процессами. Политический менеджмент позволяет направлять движение общества в сторону цивилизованной политической системы, проектируя новые типы управления. При этом модели строятся по принципу конструктивизма, профессионализма, компетентности с установкой на гуманистические ценности.

    Политический менеджмент, являясь системой в первую очередь, маркетинговый анализ свойств политического рынка. На основании аналитических данных создается соответствующий действительности образ "товара", в качестве которого выступает партия, лидер, организация и прочее.

    Неотъемлемым компонентом такого менеджмента является политическое обеспечение деловой активности. А также исследование социокультурных и политических факторов, оказывающих влияние на эту активность.

    Управление в сфере власти предполагает также овладение искусством работы с организациями и людьми, которая основывается на эстетических, моральных, этических нормах существующего общества.

    Политический менеджмент включает в себя связь с общественностью, а также профессиональное лоббирование.

    Управление в сфере государственной власти имеет тесную связь с процессом принятия решений. при создании проходит определенные этапы:

    1. Анализ ситуации, при которой требуется принятие решения.
    2. Разработка проекта, программы.
    3. Утверждение и принятие к исполнению результата разработки.
    4. Реализация решения.
    5. Исследование реальных возможностей по усилению положительных последствий осуществления решения.

    Следует отметить, что процесс принятия решения в большой степени зависит от режима власти. Тоталитарные и авторитарные системы управления государством подразумевают особые принципы. Характеризуются они закрытостью и авторитарно-бюрократической технологией. В таких условиях решения принимаются ограниченным кругом лиц, без использования всестороннего анализа разной информации. При этом не учитывается ни оппозиционное, ни общественное мнение.

    Как показывает исторический опыт, такие могут являться весьма эффективными в чрезвычайных экономических условиях: в период острых кризисов, войн, во время преодоления антропогенных, природных катастроф. Однако при доминировании таких методов политическая власть отождествляется неизбежно с принуждением.

    Политический менеджмент.

    Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как: завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны.

    1. Определение политического менеджмента

    Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

    На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

    Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

    Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

    а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

    б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

    в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

    Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

    2. Виды политического менеджмента

    Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующихся в решении различных задач политико-технологического управления.

    В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

    1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

    2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

    3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

    4. Политический брендинг (бренд - торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления - формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

    5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

    6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

    7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

    Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, при формировании имиджа политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев населения; при регулировании конфликтов - на поиск точек соприкосновения во взглядах противоборствующих сторон и т.д.

    Вместе с тем, разделение политико-технологического управления на различные виды является достаточно условным. На практике приходится нередко одному и тому же субъекту управления решать различные задачи, например, создавать узнаваемый, понятный населению образ политической организации и одновременно формировать имидж сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека, лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны.

    Переплетение видов политико-технологического управления, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в их основе лежат общие принципы организации управленческого взаимодействия, общие технологические приемы достижения поставленных целей.

    28 Вопрос «Политический менеджмент как теория и практика национального управления».

    Политический менеджмент – это особый вид управленческих отношений, в рамках которого решаются задачи повышения авторитета государственных деятелей и политических организаций, создания политических партий, проведения избирательных кампаний, лоббирования законопроектов, регулирования конфликтных ситуаций и т.д. Главной особенностью политического менеджмента является то, что субъект управления лишен права опереться на статусные ресурсы власти, использовать механизм легитимного насилия, он не может создавать общеобязательные нормы. В этой связи для политического менеджмента характерно использование особых приемов и способов решения управленческих задач, которые обычно называют политическими технологиями.

    Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

    Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

    Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

    В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

    1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

    2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

    3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

    4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

    5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

    6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

    7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

    Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

    Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

    Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

    Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

    Четвертый процесс – введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

    Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

    Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

    Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

      создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.

      расширение числа сторонников той или иной политической программы.

      формирование электоральных предпочтений населения.

      организация политических союзов и блоков.

      влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.

      оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

      мобилизация масс для политической поддержки.