• Игры для педагогов по психологии. Деловые игры и тренинги на педсовете в школе и ДОУ

    Разделы: Школьная психологическая служба

    Цель:

    1. Знакомство участников друг с другом.
    2. Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

    Задачи:

    1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.
    2. Сократить дистанцию в общении.
    3. Снять тревожность.
    4. Сплочение группы через совместную деятельность.

    План занятия:

    1. Приветствие. «Имя по кругу»
    2. Разминка «Поменяйтесь местами»
    3. Принятие правил группы.
    4. Творческое задание- изготовление визиток- бейджиков.
    5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».
    6. Деление на группы (по сборке пазлов).
    7. Творческое задание «Девиз группы».
    8. Упражнение – драматизация «Кинофильм»
    9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
    10. Релаксация «Цветок в ладошках»
    11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей)
    12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до».
    13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи».
    14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья»

    Ход занятий

    Вступление ведущего:

    Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.

    1. Приветствие «Имя по кругу»

    Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности,которым занимаются.

    2. Разминка «Поменяйтесь местами»

    Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

    Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, носит часы и т.п.

    Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

    Например, поменяются местами те, кто:

    • работает всю жизнь в одном учреждении;
    • работает в настоящее время по новой программе;
    • любит свою работу;
    • работает педагогом уже больше 10 лет;
    • мечтал быть педагогом с детства и т.д.
    • первый раз участвует в конкурсе

    После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.

    3. Принятие правил группы:

    Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

    • открытое общение
    • активность и юмор
    • безоценочное суждение
    • добровольное участие
    • здесь и сейчас

    4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков»

    Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши.

    5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»

    Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.

    6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы)

    Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом они делятся на 3 команды.

    7. Творческое задание « Девиз группы».

    Группам предлагаются рифмы, используя их они придумывают девиз

    • Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
    • Стакан. Банан. Карман. Обман.
    • Бег. Век. Снег. Человек.

    8. Упражнение-драматизация «Кинофильм»

    Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:

    1. Американской – фильм ужасов с юмором.
    2. Французской - романтическая комедия.
    3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.

    15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.

    Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?

    9. Упражнение –раскрепощение «Хор»

    Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания) , подготовка 5 минут

    • африканские аборигены,
    • индийские йоги,
    • кавказские горцы,
    • оленеводы Чукотки,
    • индейцы племени апачи,
    • английские джентельмены

    Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

    10. Релаксация «Цветок в ладошках»

    Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу.(звучит релаксационная музыка со звуками природы).

    Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения.Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

    Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.

    11. Творческое задание «Прекрасный сад»

    Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

    Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

    Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

    Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

    12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до...»

    Ведущий: «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и т.д.. Игра проходит быстро и весело.

    13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».

    Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали.

    14. Расставание « Счастья, удачи, …»

    Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

    Список литературы:

    1. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с.143с.
    2. Копытин А.,Корт Б..Техники аналитической арт-терапии. Санкт-Петербург,2007.-144с.
    3. Непопалов В. Основы конфликтного поведения. Москва,2003.-71с.
    4. Самоукина Н.Игры в школе и дома. Ярославль.2004.-208с.
    5. Фопель К. С головы до пят. Москва,2005.-143с.

    Тренинговое занятие для учителей

    «Учимся радоваться жизни».

    Главное – научиться радоваться жизни.

    Лев Ландау

    Высказывания мудрецов.

      “Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении”. (Марсель Ашар)

      “Зложелатель никогда цели не достигнет.
      Сделай зло – и зло в ответ злобного постигнет.
      Я хочу тебе добра – ты мне зла желаешь,
      Злись, почтенный, - но меня злоба не настигнет”. (Омар Хайям)

      “Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “Да”, сказанное только для того, чтобы избежать проблем”. (Махатма Ганди)

      “Полюбить можно лишь то, что знаешь”. (Леонардо да Винчи”)

      “Человеку не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего он желает”. (Гераклит)

    Цель: сформировать у педагогов умение радоваться жизни, находить хорошее в каждом дне; развивать коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, спорить; воспитывать активность, самостоятельность; выработать приемы улучшения настроения.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, высказывания, сердечки из цветной бумаги, листы А-4, таблица Робинзона Крузо, фломастеры, цветные карандаши, мешочек.

    Ход занятия

    Психолог:

    Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе.

    К сожалению, зачастую мы не умеем организовать свою жизнь, чтобы она была насыщена эмоционально и интеллектуально, приносила радости, дружбу, общение, чтобы она, несмотря на “подводные рифы” и неожиданности, воспринималась как неоценимый подарок.

    Давайте, поразмыслим на эту тему и постараемся что-то в себе изменить.

    Учителя знакомятся с высказыванием Марселя Ашара:

    « Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».

    Психолог:

    Так легко и так тяжело тем, кто выполняет упражнения впервые, и не привык заниматься такими вещами. Все не так уж сложно, как вам сейчас представляется. Главное - работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Просто нужно научиться радоваться жизни.

    Вспомните, когда вы радовались последний раз – вчера, неделю, год назад? ... То есть в следующий раз вы порадуетесь завтра, через неделю, через год… Правильно? Вы всегда ставите условия: вот если бы… Вашу радость нужно заслужить. Только вот вопрос: кому нужно? Прежде всего, вам! Радость и смех сами по себе – исцеление, путь к любви, успеху. Вам так повезло! Вы живете в удивительно устроенном мире! Только осознайте все его разнообразие – звуков, цветов, людей, талантов, эмоций, возможностей…Дух захватывает!

    Ну как, получается? Чувствуете, как на душе-то полегчало? Молодцы! Итак…

    Запомните это радостное состояние хорошенько и никому не позволяйте вас из него вывести!

    Станьте счастливыми!

    Между прочим, ученые уже давно доказали, что счастливые люди и болеют намного реже. Им это просто ни к чему! А начать можно с малого: попробуйте хоть на полчаса стать другим человеком. Не проходите мимо мелочей жизни, которые доставят вам радость, пусть даже небольшую. А для начала просто подумайте, что бы это могло быть. Желательно даже записать это на бумажку и время от времени ее перечитывать.

    Упражнение «Меня радует…».

    Педагогам предлагается записать на листочках то, что приносит им радость.

    Желающие зачитывают то, что написали.

    Обсуждение.

    Упражнение «Моя полянка».

    Психолог предлагает всем занять удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и представить (спокойная музыка).

    «Все мы находимся на полянке, каждый на своей. У кого – то она маленькая, у кого – то большая. У кого – то светит солнышко, у кого-то идёт дождь. Какое время года на вашей полянке? Какое время суток? Кто вы на этой полянке: гриб, растение, животное, птица? Что вы чувствуете, как взаимодействуете с окружающими, если они есть?

    После упражнения учителямя предлагается нарисовать свою полянку.

    Психолог:

    Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым – будь им!»

    Давайте, попробуем написать эту фразу, а точнее, напечатать ее.

    Игра «Пишущая машинка».

    Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!».

    Психолог:

    Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

    Упражнение «Пожелание другу» .

    Учителям раздаются заготовки разноцветных сердечек. На сердечке предлагается написать приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»

    Психолог собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.

    Психолог: Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).

    Таблица, составленная Робинзоном Крузо.

    Зло

    Добро

    Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

    Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

    Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

    Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

    Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

    Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

    Я беззащитен против нападения людей и зверей.

    Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

    Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

    Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

    У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

    Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

    Упражнение «Плохо – хорошо»

    Цель: убедить педагогов, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.

    Ход упражнения

    Учителям предлагается любая малоприятная ситуация: например, плохая оценка, предательство лучшего друга и т.д.. Педагоги должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку написать ответы на доске.

    Самый лучший пример - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».

    Психолог: Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

    Психолог:

    А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение:

    Эх, проснуться б за час до рассвета,
    Просто так… от предчувствия счастья!
    И собравшись, сбежать незаметно,
    Ведь хотелось хоть раз? Ну, признайся!
    Свежий воздух вздохнуть, чуть поёжась
    Улыбнуться бледнеющим звёздам
    Ну, к чему мне теперь осторожность?
    Возвращаться, увы, слишком поздно
    Я возьму и умоюсь росою,
    Рассмеюсь розовеющим эхом
    И бельчонка спугнув под сосною,
    Поспешу к краю леса прорехам
    Вместе с солнцем мы выйдем к заливу
    Окунёмся друг в друга и в море
    Я забуду про слово «тоскливо»,
    Отряхнусь от понятия «горе»
    Счастье? Вот оно! Блёсткой дорожкой,
    С горизонта течёт мне в объятья
    Знаю я – быть счастливой не сложно,
    Быть счастливой – простое занятие!

    Психолог:

    Какая бы ситуация не произошла в вашей жизни, помните: из любой, даже самой неприятной, можно найти выход.

    Психолог:

    Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.

    Учителя по очереди вынимают из мешочка сердечки с пожеланиями и зачитывают их.

    Психолог: Закончить сегодняшнее занятие я хотела бы философским завещанием матери Терезы:

    Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

    Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

    Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

    Жизнь – это вызов. Прими его.

    Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

    Жизнь – это игра. Стань игроком.

    Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

    Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

    Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

    Жизнь – это тайна. Познай ее.

    Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

    Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

    Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

    Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

    Жизнь такая интересная – не растрать ее.

    ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ! ЗАВОЮЙ ЕЕ!

    На педсовете можно использовать такие разновидности деловых игр:

    • тренинги — закрепление профессиональных навыков;
    • научно-исследовательские — изучение различных методик по конкретным направлениям;
    • проектировочные — составление собственного проекта, плана действий, алгоритма деятельности и его защита;
    • управленческие — воспроизведение конкретных управленческих функций;
    • организационно-деятельные — моделирование прежде неизвестного содержания деятельности;
    • ситуативные — воспроизведение конкретной ситуации;
    • имитационные — копирование действий определенного персонажа с последующим проведением анализа его поведения;
    • операционные — воспроизведение определенных оперативных действий во время урока;
    • инсценировка — постановка, воспроизведение обстановки и эмоций.

    Процесс проведения деловой игры охватывает четыре основных этапов.

    • Вступительная часть — ознакомление с теоретическим материалом по теме.
    • Разработка модели игры — определение целей и задач игры, составление сценария и инструкции к проведению, определение прогнозируемых результатов.
    • Проведение игры — имитация реальной ситуации, поиск решений, организация коллективной дискуссии.
    • Подведение итогов игры — анализ хода игры, оценка достигнутых результатов и значения.

    Приведем несколько наиболее популярных деловых игр, которые можно использовать при проведении педсоветов.

    Мозговая атака

    Деловая игра «Мозговая атака» используется при необходимости проведения поиска идей, разработки путей решения проблем. Основной принцип такой игры — высказывать мысли, которые возникают сразу же после оглашения темы обсуждения. Можно озвучивать самые неординарные предложения, а вот критика услышанных мнений недопустима.

    Для проведения игры необходимо . Первая группа — это «генераторы идей». Задача участников за короткий период времени предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом нельзя допускать обсуждения возникающих идей. Все озвученные мысли должны быть зафиксированы в полном объеме. Можно записывать или использовать диктофон.

    Вторая группа является «аналитиками». Их задание проанализировать полученные списки предложенных вариантов. Участникам данной группы добавлять свои идеи не разрешается. В результате работы этой группы должны быть отобраны наиболее подходящие и разумные предложения, которые потом озвучиваются всему коллективу.

    После прохождения первого этапа игры группы должны поменяться ролями. Далее игра проходит по тому же сценарию.

    Продуктивная деловая игра

    Такая игра является разновидностью «мозговой атаки». С ее помощью удается выявить существующие проблемы и наметить способы их устранения, которые впоследствии можно внести в проект решения педсовета или программный документ образовательного учреждения.

    Для проведения игры коллектив делится на ролевые группы: учителя, ученики, родители, администрация. Первый этап работы групп имеет условное название «негатив». Ведущий объявляет тему игры, и участники каждой группы должны продолжить предложение «Меня не устраивает в …». Все озвученные мнения протоколируются, а эксперты, изучив все записи, классифицируют их и формулируют наиболее актуальные проблемы.

    После этого приступают ко второму этапу игры — наработка «позитива». Группа экспертов озвучивает выявленные проблемы, а участники групп теперь высказывают свои идеи относительно вопроса «Что вы можете предложить?».

    Третий этап предполагает коллективную работу. Необходимо из всех предложенных идей выбрать наиболее продуктивные мнения и принять совместное решение. В результате разрабатывается программа по совершенствованию образовательной практики.

    Защита инноваций

    Данная разновидность деловой игры проводится для обсуждения особенностей педагогических инноваций, и принятия решения о целесообразности их применения. Она также предполагает организацию групповой работы.

    Каждой группе дается предварительное задание: ознакомиться с сутью и опытом ее применения. Им необходимо составить лаконичное описание данной инновации и представить рекомендации по ее использованию на практике. Результаты своей работы группы презентуют на педсовете.

    Для выступления среди участников выбираются исполнители таких ролей:

    • автор-новатор — озвучивает передовые идеи и их суть;
    • оптимисты — последователи новатора, пропагандисты и защитники инновационных идей;
    • пессимисты — скептики и консерваторы, которые озвучивают негативные моменты в практике использования инновационных методов;
    • реалисты — эксперты-аналитики, которые, взвесив все положительные и отрицательные стороны инновационной технологии, делают выводы и подводят итог.

    Возможно и другое распределение ролей: учитель — ученик — родители или учитель — администрация — общественность и т.д.

    В завершение игры после знакомства со всеми предложенными инновациями, принимается решение о том, какие именно технологии целесообразно внедрять в практику работы коллектива. Также возможно создание творческих групп, которые должны будут реализовывать утвержденные задания.

    Игры - телешоу

    Довольно продуктивным является проведение педсоветов в виде игр телешоу. Например, можно провести заседание в форме игры «Что? Где? Когда?». Команде знатоков будут предлагаться видеофрагменты уроков, и их задание определить . Группа авторов будет подтверждать или дополнять их ответы.

    Группа экспертов фиксирует не только количество правильных ответов, но и инновационные формы, которые демонстрировали педагоги. В завершение подводится итог о степени использования инновационных технологий в образовательном учреждении.

    Можно использовать и другие типы ток-шоу: «Минута славы» (для презентации передового педагогического опыта), «Большая стирка» (для анализа педагогических ситуаций), «Модный приговор» (для анализа открытого урока и предложение рекомендаций по исправлению его недостатков) и т.д.

    Тренинг — это особый вид игры, который организовывается не столько для проигрывания и анализа ситуации, сколько для отработки правильных моделей поведения, совершенствования профессиональных навыков. Тренинги проводятся для:

    • развития коммуникативной компетентности педагогов;
    • снятия психологических проблем;
    • овладения навыками решения конфликтных ситуаций;
    • самосовершенствования.

    Тренинги включают в себя различные упражнения:

    • ролевые игры;
    • групповую или командную работу;
    • интерактивные игры;
    • практические задания.

    Рассмотрим пример проведения педсоветов - тренингов.

    Тренинг «Инновационная деятельность как путь саморазвития педагога»

    Проходит по следующему плану.

    Организационный этап

    • Вступительная беседа — объявляется тема и задачи педсовета, правила коллективной работы.

    Мотивационный этап

    1. Упражнение «Ожидания» — каждый участник должен назвать свое имя и качество своего характера, первая буква которого совпадает с первой буквой имени. После этого нужно озвучить свои ожидания от тренинга.
    2. Упражнение «Притча» — ведущий рассказывает притчу о короле, который хотел выбрать себе министра.

    Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. «Кто сможет открыть ее?» спросил король.

    Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.

    Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

    После прослушивания проводится обсуждение:

    • Почему многие не захотели попробовать открыть?
    • О каких чертах характера свидетельствует поступок последнего придворного?

    Ведущий и другие участники приходят к выводу: нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике. Поэтому во время тренинга им будет предложено не только ознакомиться с теоретическим материалом и высказать свое мнение об инновационных технологиях, но и попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности.

    • Упражнение «Я рисую инновацию» — педагоги объединяются в группы и каждая группа должна изобразить инновацию в человеческом облике. При этом участникам нельзя разговаривать между собой.

    После проводится демонстрация каждого рисунка и его обсуждение. Сначала все зрители высказывают свои ощущения от картинки, а потом авторы рисунка рассказывают, что они хотели передать в своей работе.

    • Упражнение «Коррекция эмоционального состояния» — проводится путем составления сенкана или на тему «Инновация». После прослушивания получившихся стихотворений нужно обсудить негативные мнения об инновациях, которые могут прозвучать.

    Теоретический этап

    1. Теоретическое ознакомление с процессом инновации проводится на основе обсуждения ситуаций из сказки «Царевна-лягушка». Участникам педсовета будет предложено сопоставить сюжет сказки с основными этапами инновационного процесса.

    Выберите для себя одно отрицательное эмоциональное состояние и проследите:

    — В какой ситуации герои испытывали его?

    — Каким способом в сказке пытались его преодолеть?

    — Предположите, что бы произошло:

    • если бы царь-отец не дал сыновьям такое задание…
    • если бы царевич Иван поддавался своим сиюминутным желаниям…
    1. После этой беседы подводится итог с помощью упражнения «Неоконченное предложение»:
    • Катализатором инновационной деятельности является… (появление проблемы).
    • Вспомогательными факторами в инновационном процессе являются… (нравственные черты характера, быть смелым и т.д.).
    • Итогом инновационной деятельности является… (радость, достижение целей).
    1. Теоретический доклад.

    Практический этап

    • Интерактивная игра «Карусель» — в процессе групповой работы (записывать свое мнение на листе бумаги и передавать его по кругу) участники педсовета выделяют основные этапы инновационной деятельности.
    • Упражнение «Зеркало» — педагогам предлагается услышать «Негативные убеждения» об инновациях и превратить их в аффирмации (намерено сформулированные позитивные мысли, которые повторяются для того, чтобы заменить негатив).

    Рефлексивный этап

    • Упражнение «Дружественная ладошка» — все участники получают лист бумаги, на котором обводят свои ладошки. Для этого выбирают такой цвет, который отразит их впечатление от тренинга. На ладошке каждый пишет свое имя и передает листок своим коллегам по кругу. Все на ладошках пишут пожелания друг другу в процессе осуществления инновационной деятельности.

    Тренинг заканчивается обменом мнениями о ходе педсовета и принятием решения о порядке проведения инновационной деятельности в школе.

    Страничка психолога

    Вы любите жизнь? Вы хотите быть здоровым? Здоровым физически и психологически? Уделяйте себе несколько минут в день на психологическую разгрузку и Вы по-новому ощутите вкус к жизни…

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Мы будем играть сейчас, чтобы потом побеждать в жизни! Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

    В литературе и по телевидению много пишут и говорят о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к работе и т.д. Физиологические признаки стресса: бессоница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Все это приводит к потере уверенности в себе, возникновению различных психосоматических расстройств и даже заболеваний и к лекарственной зависимости.

    Многие начинают ненавидеть работу, дом и все, что их окружает. Что делать? Выход следующий – меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

    Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления и заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит восточная древняя мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к самому себе, своим близким, к дому и работе, которую вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил и спасет от утомления».

    При напряжении быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру. Очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. Необходимо заниматься психической и физической релаксацией. Попробуйте следующие простые способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, на облака. Для гармоничной жизни человеку необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, знакомьтесь с новыми интересными людьми, уделяйте внимание своим родным и близким. Все это поможет вам нейтрализовать стрессовые ситуации.

      Мини-лекция «Если не противостоять стрессу, к чему это ведет?»

    Подвести педагогов к той мысли, что многие болезни начинаются из-за неумения снятия нервно-психического напряжения и неумения разрядить негативные эмоции. Познакомить педагогов с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения:

      релаксация – напряжение –релаксация – напряжение и т.д.

      спортивные занятия

      контрастный душ

      стирка белья

      мытье посуды

      пальчиковое рисование

      скомкать газету и выбросить ее

      Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

      Газету порвать на мелкие кусочки, еще мельче и выкинуть.

      Закрасить газетный разворот

      Громко спеть любимую песню

      Покричать то громко, то тихо

      Потанцевать под музыку, как спокойную, так и «буйную»

      Смотреть на горящую свечу

      Вдохнуть глубоко до 10 раз

    А как разрядить негативные эмоции?

    Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

    Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже сухое. Ведь большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах.

    Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

    Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

    Благотворно действует на человека природа. Прогулки по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

    Дыхательная гимнастика: три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

    Смех и плач – отличное средство защиты от психических перегрузок, которое нашему мозгу дала природа. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

      Упражнение «Пустой или полный»

    Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что он наполовину пустой, а другие – что наполовину полный. Как бы вы ответили? И то, и другое – правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. За 5 секунд можно выяснить оптимист человек или пессимист. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Учитесь и делайте выводы.

      Упражнение «Стаканчик»

    Ставлю на ладонь мягкий пластиковый стаканчик и говорю участникам группы следующее: «Представьте себе, что этот стаканчик – сосуд для ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание. В неожиданный момент я сминаю этот стаканчик. Далее ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им хотелось сделать и т.д.. Возможно проведение параллели переживания "здесь и сейчас" на ситуации общения: Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?

    В заключение мне бы хотелось вам сказать: «То, что вы пережили сейчас, - это реальный стресс, это реальное напряжение. И то, как вы это пережили, это и есть ваша настоящая реакция на стресс, ваша реакция на проблемы, которые у вас возникают, в том числе и в общении с другими людьми».

    4. Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

        Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите пять раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

        Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

        Слегка массируйте кончик мизинца.

        Поместите грецкий орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

    5. Мини-лекция.

    Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

    Одной из форм эффективной помощи педагогу выступают психокоррекционные методы, способствующие развитию у него внутренних средств автокоррекции, саморазвития и самовосстановления.

    Вашему вниманию предлагаются разработки психологических игр, игровых эпизодов и упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Главное, что потребуется, - это иметь желание укрепить свою психику и развить собственную личность.

    Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические:

    Игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы, расширяют профессиональное самосознание. Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно- психической энергии.

    Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

    За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня принимает душ, так и педагог, выполняя специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику.

    6. Упражнение «Внутренний луч»

    Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться.

    Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо,шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере продвижения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.

    Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

    Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все делаю хорошо!».

    7. УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕСС»

    Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в трудном «классе», разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнять сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что мы видим так часто: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. А наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

    Суть упражнения состоит в следующем. Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное сними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

    8. УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО».

    Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-нибудь предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

    Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

    По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествляете).

    Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя; циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

    9. УПРАЖНЕНИЕ «МАРИЯ ИВАНОВНА».

    Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 мин.

    Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

    Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много того, чего не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

    10. УПРАЖНЕНИЕ «ГОЛОВА».

    Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной части головы.

    Предлагаю вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

    11. УПРАЖНЕНИЕ «НАСТРОЕНИЕ».

    Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, агрессивного. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать ребенка вдруг заявила, что воспитывать должны педагоги, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

    Как снять неприятный осадок после такого разговора?

    Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, ЛЕВОЙ рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте: необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

    После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

    Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

    12. УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ».

    Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

    Возьмите любую из книг: «Пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы» и т.п. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 20-25 минут, пока не почувствуете внутренне облегчение.

    Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

    13. УПРАЖНЕНИЕ «Я -- РЕБЕНОК».

    Вспомните, в какую игру в детстве вы больше всего любили играть? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

    14. УПРАЖНЕНИЕ «ОТКРЫТОСТЬ».

    Одно из условий успеха в педагогической деятельности - умение педагога правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с детьми. Известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь – вы не были открыты к диалогу.

    Попробуйте следующее упражнение. Перед вами собеседник (ребенок, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

    15. УПРАЖНЕНИЕ «РЕЗЕРВУАР».

    В беседе с ребенком, коллегой, родителем или дома в разговоре со своими домашними почувствуйте себя «пустой формой», резервуаром, в который ваш собеседник «вливает», « закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы - форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутренне пространство. Отбросьте все свои личные оценки, - как бы нет реальности, есть только пустая форма.

    Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2-3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

    16. УПРАЖНЕНИЕ 11. «ФАМИЛИЯ - ИМЯ».

    Хочется открыть вам маленький психологический «секрет».

    Педагог, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников по фамилии. Такое формальное обращение «сверху-вниз» подчеркивает деловой, административный стиль взаимодействия.

    И, напротив, педагог, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее психологический контакт между ними.

    И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!?». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое человеческое унижение он при этом испытывает?! Прогрессивный педагог никогда не позволит себе такого обращения с ребенком. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь!?».

    Вы поняли разницу в этих двух фразах? Выводы делайте сами!

    17. УПРАЖНЕНИЕ «МЫШЕЧНАЯ БРОНЯ».

    Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции у человека «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

    ДЫХАНИЕ. Перед беседой глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их - с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу.

    МАССИРОВАНИЕ. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-2 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на занятиях вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора вы становитесь собеседником.

    18. Упражнение «Сбрось стресс, наполни жизнь счастьем!»

    Кто правша, у тех негатив и все, связано с прошлым, находится с левой стороны тела, для левшей все наоборот. Для выполнения упражнения встаем, правши начинают энергично махать левой рукой, левши – правой. Движения руки, как будто отмахиваемся, и приговариваем: «Прочь неприятности, плохое настроение, болезни, напряжение и т.п.». Затем другой рукой машем, движение руки к себе и говорим: « Ко мне здоровье, радость, везение, удача, счастье, любовь и т.п.» И затем двумя руками энергично машем к себе, чтобы закрепить состояние «альфа». Ощущения обычно после этого упражнения – супер!

    Подготовила

    Психолог КГКП«Аксуский колледж чёрной металлургии» Гусева Ангелина Александровна

    Магель Алла

    Республика Казахстан

    Алматинская область

    Карасайский район

    КГКП детский сад «Айголек»

    на районный семинар

    «Сплочённый коллектив»

    Педагог-психолог: Магель А.В.

    г. Каскелен, 2015 г.

    Психологический тренинг для педагогов

    на районный семинар 2015 года

    «Сплочённый коллектив»

    Цель: сплочение коллектива

    Задачи:

    Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

    Повысить групповую сплоченность;

    Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

    Повысить самооценку и уверенность в себе;

    Улучшить эмоциональное состояние педагогов.

    Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

    Форма проведения : тренинг.

    Оборудование:

      Макет яблока;

      листы чистой бумаги;

      ручки, карандаши;

      заготовленные бланки в виде сердечек;

      презентация;

    • пожелания;

      большой макет "сердца группы".

    ХОД ТРЕНИНГА

    1. Приветствие «Здравствуйте!»

    Цель: включение участников в работу.

    Педагог- психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам взяться за руки и поздороваться.

    Здравствуйте те, кто весел сегодня,

    Здравствуйте те, кто грустит.

    Здравствуйте те, кто общается с радостью,

    Здравствуйте те, кто молчит.

    Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

    ЗДРАВСТВУЙТЕ! (все: Здравствуйте)

    2. «Знакомство».

    Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

    Педагог-психолог: перед началом дальнейшей работы, я хочу напомнить правило в тренинговых группах, что принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое

    время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а так же слово, отражающее настроение или наше состояние. Начну с себя: я, Алла – активная.

    3. Упражнение «Яблоко на блюдечке».

    Цель: сплочение коллектива, снятия напряжения.

    Педагог- психолог: Все мы знаем, что успешная работа зависит от психологического климата в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других же - коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Если климат благоприятный, то в коллективе коллеги относятся друг к другу доброжелательно, с заботой о каждом, доверяют друг другу. Сейчас мы посмотрим, сможем ли мы доверять друг другу. А сейчас давайте потеснее встанем в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках яблоко. Наша с вами задача прокатить яблоко по ладошкам и не дать ему упасть, как по блюдечку. А теперь в другую сторону. (Педагоги выполняют поручение)

    Педагог-психолог: Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.

    (Педагоги высказываются по кругу).

    Педагог-психолог: Присядьте теперь на свои места.

    4. Тест-упражнение «Выбор»

    Педагог-психолог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

    1 . Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

    2 . Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

    3 . Съедаете что-то другое.

    4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

    Комментарий ведущего.

    если вы выбрали первый вариант , то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

    если вы выбрали второй вариант , то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда

    оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

    если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

    если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

    5. Упражнение "Я в лучах солнца"

    Педагог- психолог: вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. Давайте вспомним свои качества. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).

    Педагог-психолог : Носите этот листочек всюду с собой. А если вам станет особенно плохо на душе и вам покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве.

    6. Упражнение «Корзина Советов».

    (Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).

    1. Регулярно высыпайтесь.

    2. Больше гуляйте на свежем воздухе.

    3. Составляйте список дел на сегодня.

    4. Ставьте перед собой только реальные цели.

    5. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

    6. Чаще улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

    7. Не держите всё в себе, расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

    9. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.

    10. Не старайтесь угодить всем – это нереально.

    7. Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Педагог-психолог: Наш тренинг подходит к концу.

    А теперь послушайте красивое и даже умное стихотворение. Автора стиха я не знаю. Называется стихотворение «На что мы тратим жизнь?»

    На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры,

    На глупые слова, пустые разговоры,

    На суету обид, на злобу - вновь и вновь.

    На что мы тратим жизнь? А надо б на любовь.

    Сжигаем жизнь до тла, всё на пустое что-то -

    На нудные дела, ненужные заботы.

    В угоду обществу придумываем маски.

    На что мы тратим жизнь? А надо бы на ласки.

    Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,

    На "имидж" и "престиж", ненужную науку,

    На ложь и хвастовство, на дармовую службу.

    На что мы тратим жизнь? А нужно бы на дружбу.

    Куда-то всё спешим, чего-то добываем.

    Чего-то ищем всё - а более теряем;

    Всё копим - золото, тряпьё и серебро.

    На что мы тратим жизнь? А надо б на добро.

    Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;

    С серьёзностью смешной вещички выбираем.

    Но сколько не гадай - всё выберешь не ту.

    На что мы тратим жизнь? А надо б на мечту.

    Боимся радости, боимся верить в сказки,

    Боимся и мечты, и нежности, и ласки;

    Боимся полюбить, чтоб после не тужить.

    На что мы тратим жизнь? А надо просто жить!

    Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вашему вниманию красивую презентацию.

    Презентация

    Медитация «Мое прошлое, настоящее и будущее» (Правдина)

    Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

    Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

    Педагог-психолог: Один из наших подарков Вам и восстанавливающий прием – это небольшая медитация, которую мы предлагаем сделать. Для этого сядьте как можно более удобно, постарайтесь расслабиться и поработать только с собой, своим воображением и своими чувствами.

    8. Рефлексия занятия «Сердце коллектива»

    Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

    Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу Вас дать мне обратную связь, касаемо нашего тренинга, ведь Ваше мнение очень для меня важно и оно позволяет корректировать последующие занятия и совершенствоваться мне как ведущему тренинга.

    Вы знаете, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес нашей встречи. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения, что больше понравилось, что не понравилось, что выполнить было труднее всего, что легче, что удивило, ваши пожелания и т. д. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

    Заключительная часть.


    Педагог-психолог:
    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Поэтому наш тренинг и назывался: «Сплочённый коллектив!». Спасибо всем за участие!

    Завершить тренинг мне хочется историей для размышления:
    - В болоте тонул человек. Он почти полностью погрузился в трясину, и на поверхности оставалась только его голова. Несчастный орал во всё горло, прося о помощи. Вокруг собралась толпа, и нашёлся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни руку!- кричал он. - Я вытащу тебя из болота!». Но тонущий ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай мне руку!»- всё повторял ему человек. В ответ раздавались лишь крики о помощи. Тогда из толпы вышел старик и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе свою руку. Сам протяни ему руку, и тогда сможешь его спасти ».

    Педагог-психолог: Уважаемые педагоги! Я желаю вам, чтобы вы с легкостью решали свои проблемы («Сам себе психолог»), и чтобы в трудную минуту с вами рядом всегда были люди, которые подадут вам руку помощи.

    Всем Спасибо! До свидания!