• Направление расходования денежных средств бюджета. Анализ основных направлений расходования средств федерального бюджета

    Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

    С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент . Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

    За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

    Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, уровень занятости, .

    Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

    По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

    С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

    См.также:

    Доходы и расходы федерального бюджета

    Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
    • , установленные налоговым законодательством;
    • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
    • доходов от использования имущества;
    • доходов от продажи имущества;
    • части прибыли .
    В доходах федерального бюджета также учитываются:
    • прибыль Банка России;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

    Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

    Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
    • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
    • функционирование федеральной судебной системы;
    • осуществление международной деятельности;
    • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    • государственная поддержка атомной энергетики;
    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    • исследование и использование космического пространства;
    • формирование федеральной собственности;
    • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
    • федеральная инвестиционная программа;
    • официальный статистический учет.

    При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

    Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

    Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

    Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

    Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
    • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
    • национальная оборона (19,0%),
    • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

    Составление проекта федерального бюджета

    Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:
    • бюджетном послании Президента РФ;
    • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
    • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
    • плане развития государственного сектора экономики.

    1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

    2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

    Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

    Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

    При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

    • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
    • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

    3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

    4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

    План развития государственной экономики включает:

    • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
    • программу приватизации государственного имущества;
    • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
    Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
    • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
    • перспективный финансовый план;
    • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
    • программа внутренних и внешних заимствований;
    • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

    Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

    Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

    Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

    Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

    Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:
    • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
    • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
    • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
    • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
    Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
    • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
    • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

    Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

    • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

    Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

    Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

    Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

    Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

    • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
    • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
    • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
    • планом развития государственного сектора экономики;
    • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
    • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
    • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
    • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
    • проектом структуры государственного внешнего долга;
    • проектом структуры государственного внутреннего долга.

    Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.

    Первое чтение бюджета

    При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

    • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
    • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
    • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
    • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

    При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

    В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

    • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
    • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
    • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

    По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

    Второе чтение

    При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

    Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении

    Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

    Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

    Третье чтение

    При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.

    Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.

    Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

    Четвертое чтение

    Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

    При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

    Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

    В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.

    При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

    В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

    Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

    Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
    • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
    • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
    • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
    • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
    • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

    Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе

    Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

    В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

    В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:

    • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
    • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
    • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
    • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

    Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

    Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.

    Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.

    В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.

    Главное назначение всех звеньев бюджетной системы -- финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

    • · Государственное и муниципальное управление
    • · Национальная оборона
    • · Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
    • · Осуществление международной деятельности
    • · Поддержка отраслей сферы материального производства
    • · Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
    • · Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
    • · Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
    • · Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти

    Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.

    1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

    Текущие расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

    Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

    Капитальные расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

    Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

    • · ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • · средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
    • · трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
    • · ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    • · ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
    • · бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
    • · субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
    • · инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
    • · бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
    • · кредиты иностранным государствам;
    • · средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
    • 2. В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.
    • 3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

    Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

    • · оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
    • · перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
    • · трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
    • · командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
    • · оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
    • · оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

    Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть больше 40%.

    В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

    Направления использования средств территориальных бюджетов представлены на рисунке 2.

    доход группировка прогноз бюджет

    В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

    Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства.

    Объектом государственных расходов выступают моби­лизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы. Построение системы государственных расхо­дов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством и закрепленных в нормативных ак­тах. К числу важнейших из них относятся:

    Целевое направление средств (к примеру, ст.70 БК РФ);

    Соблюдение режима экономии (ст.ст. 71-73 БК РФ).1

    Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:

    1. бюджетное финансирование , применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например, оборонная индустрия, правоохранительная деятельность, управление, здравоохранение, наука, искусство, образование и т. п.

    2. самофинансирование . Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ доходы бюджетных учреждений полученные в результате предпринимательской деятельности остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом, одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета. Данная форма используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собствен­ных ресурсов;

    3. кредитование, используется при предос­тавлении Российской Федерацией государственных креди­тов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты) по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), как кредитором.

    Любое государ­ство осуществляет расходы по трем основным направле­ниям - государственное управление, социальная сфера и поддержка экономической сферы.

    В России соответственно в первую группу расходов входят расходы на:

    · деятельность финансовых и налоговых органов;

    · национальную оборону;

    · проведение выборов, референдумов;

    · средства массовой информации;

    · социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту).

    Вторую группу составляют расходы на народное обра­зование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую куль­туру и спорт, социальные программы.

    В третью группу включаются расходы на:

    · государственные инвестиции на безвозмездной осно­ве в систему государственной инфраструктуры (жилищ­ная, социальная сфера);



    · внешнеэкономическую деятельность;

    · обслуживание государственного долга;

    · прочие расходы экономического характера.

    Предоставление бюджетных кредитов как формы финансовой помощи, предусмотренное статьей 133 БК РФ из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не урегулировано бюджетным законодательством. В то же время, ст. 137 БК РФ посвящена предоставлению бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации только на финансирование кассовых разрывов.

    Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетной ссудой понимаются “бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года”. Будучи составной частью механизма внутрибюджетных заимствований, данная форма обеспечения бюджетных поступлений базируется на перераспределении средств между бюджетами.

    § 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

    Самостоятельными элементами бюджетной системы России являются бюджеты государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

    При этом, под государственным внебюджетным фондом понимаются только фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

    От данных фондов необходимо отличать внебюджетные фонды, создаваемые и используемые для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего, капитального характера), на региональном и местном уровне. К примеру, согласно ст.2 федерального закона от 25 сентября 1997 года “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства .

    Региональные и местные внебюджетные фонды зачастую используются в интересах отдельных политических сил, поскольку согласно принципу полноты бюджетов в бюджетах должны быть отражены все возможные доходы и расходы в полном объеме. Следовательно, создание обособленных фондов денежных средств финансирующих некоторые региональные и местные нужды не целесообразно.

    Внебюджетные фонды создаются по решению Органов представительной или исполнительной власти на федеральном уровне, по реше­нию законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению ор­ганов местного самоуправления на муниципальном уровне.

    Внебюджетные фонды, указанные в Бюджетном кодексе имеют строго целевое назначе­ние и управляются автономно. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занято­сти.1 Средства данных внебюджетных фондов не подлежат изъятию и расхо­дуются в соответствии с целевым назначением, определя­емым утвержденным представительным органом власти положением (уставе) о фонде.

    Социальные внебюджетные фонды являются частью системы государственного социального страхования - особой сферы страховой деятельности, являющейся фун­кцией государства. С помощью социального страхования государство осуществляет свою социальную политику. Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 года “Об основах обязательного социального страхования”2, в ст.1 определяет обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

    Государственное социальное страхование характеризу­ется рядом особенностей:

    1. Отсутствует принцип добровольности. Страхование происходит автоматически (не определяется ни фор­ма, ни сумма страхования - все это устанавливается го­сударством).

    2. Страховые взносы устанавливаются в определенном проценте от фонда заработной платы, и никакие допол­нительные обстоятельства, например возраст страхуемо­го, состояние его здоровья, при этом не учитываются.

    3. В рамках социального страхования покрываются только определенные риски, тесно связанные со способ­ностью человека к труду, такие как болезнь, несчаст­ный случай на производстве, инвалидность, безработица.

    Выплаты из системы социального страхования имеют цель, в первую очередь, восстановления рабочей силы.

    Правовое положение Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) таково, что он создан в целях государственного управления пен­сионным обеспечением граждан. Его деятельность основана на Положении “О Пенсионном фонде Российской Федерации”, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.1

    ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, согласно Федеральному закону от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”2

    Важной группировкой расходов бюджетов является функци-ональная классификация, которая отражает направления расхо-дования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.
    До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:
    1) государственное управление и местное самоуправление;
    2) судебную власть;
    3) международную деятельность;
    4) национальную оборону;
    5) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
    6) фундаментальные исследования и содействие научно-тех-ническому прогрессу;
    7) промышленность, энергетику и строительство;
    8) сельское хозяйство и рыболовство;
    9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
    10) транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
    11) развитие рыночной инфраструктуры;
    12) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
    13) образование;
    14) культуру, искусство и кинематографию;
    15) средства массовой информации;
    16) здравоохранение и физическую культуру;
    17) социальную политику;
    18) обслуживание государственного и муниципального долга;
    19) пополнение государственных запасов и резервов;
    20) финансовую помощь бюджетам других уровней;
    21) утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;
    22) мобилизационную подготовку экономики;
    23) исследование и использование космического пространства;
    24) военную реформу;
    25) дорожное хозяйство;
    26) прочие расходы;
    27) целевые бюджетные фонды.
    О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные табл. 2.
    Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы;
    1. Общегосударственные вопросы.
    2. Национальная оборона.
    3. Национальная безопасность и правоохранительная деятель-ность.
    4. Национальная экономика.
    5. Жилищно-коммунальное хозяйство.
    6. Охрана окружающей среды.
    7. Образование.
    S. Культура, кинематофафия и средств;! массовой информации.
    9. Здравоохранение и спорт.
    10. Социальная политика.
    11. Межбюджетные трансферты.
    По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются рас-ходы на функционирование главы государства - Президента РФ, нысщего должностного лица субъекта РФ и органа местного са-моуправления, законодательных (представительных) органов го-сударственной власти и местного самоуправления. Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, мест-ных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и междуна-родное сотрудничество, международную экономическую и гума-нитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслу-живание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосу-дарственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
    По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в
    сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.
    Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная де-ятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за обо-ротом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и лик-видации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, граждан-ской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
    По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере на-циональной экономики, втом числе: промышленности и энерге-тики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулиро-вания в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, техно-логического и атомного надзора.
    В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятель-ности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учиты-ваются также расходы на поддержку отдельных отраслей - топлив-но-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хо-зяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (суб-сидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
    Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуще-
    ствляющих руководство и управление в области жилищно-ком-мунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия рас-ширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего тех-нического и санитарно-гигиенического состояния зданий, соору-жений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зе-леные насаждения и т.п.).
    По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану расти-тельных и животных видов и среды их обитания, очистку атмос-ферного воздуха.
    Раздел «Образование» отражает направление расходов на целе-направленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное обшее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего професси-онального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.
    По разделу «Культура, кинематография, средства массовой ин-формации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, прове-дение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радиои телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставле-ние грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писате
    лей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
    По данному разделу осуществляется выделение и финансиро-вание особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государ-ственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государ-ственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объеди-ненный музей-заповедник; Государственный академический Боль-шой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
    Расходы на «Здравоохранение и спорт» предусматривают рас-ходы государства на содержание и обеспечение деятельности уч-реждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохра-нения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих го-сударственный санитарно-эпидемиологический надзор, меропри-ятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
    По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руко-водство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.
    По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пен-сионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функциони-
    рованием учреждении и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопе-дических изделий.
    В данном разделе отражаются также расходы, связанные с со-циальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом соци-ального страхования, предоставлением социальной зашиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
    По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, свя-занные с формированием в составе федерального бюджета Фе-дерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для вы-платы пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер со-циальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
    Федеральные бюджеты на 2005 и 2006 гг. составлены уже в со-ответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов.
    Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и пред-почтений правительства на очередной финансовый год.
    основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2006 г. составят 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
    Самая большая статья расходов федерального бюджета - межбюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном вы-ражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в фе-деральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
    Расходы на оборону - это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти 670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими - поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.
    Третье место занимают расходы на общегосударственные во-просы - около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество
    расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга - примерно "/, от общих расходов по этому разделу.
    Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета (табл. 2). Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2001 г. составляли 20,1 % расходов федерального бюджета РФ. В 2002 г. они составляли 14,6%. В 2005 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
    Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию отдельных отраслей народного хозяйства - промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.
    Расходы на образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более 4-5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже - не более 2-3%.
    Невелика также доля расходов на фундаментальные исследования - всего 1,5% расходов федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 1991 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли 1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 1993 г. уже - 0,69% ВВП. В 2001 г. доля расходов на науку в ВВП составляла всего 0,2%, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.
    Правда, следует отметить, что в 2002 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2001 г. расходы по этой статье составляли всего 9% расходов федерального бюджета, то в 2002 г. - 22% (см. табл. 1). В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.п.
    Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств - это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
    Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:
    1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
    2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
    3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
    4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
    5) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
    6) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;
    7) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
    8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.

    Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п. В таблице 4 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным направлениям в разных странах.

    Таблица 1 - Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2008 году, %

    Государственное управление

    Образование

    Здравоохранение

    Социальное обеспечение

    Культура

    Сельское хозяйство

    Белоруссия

    Германия

    Исходя из приведенных данных видно, насколько сильно могут варьироваться суммы, которые то или иное государство готово расходовать на различные сферы жизнедеятельности.

    Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.

    До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на :

    • 1)государственное управление и местное самоуправление;
    • 2)судебную власть;
    • 3)международную деятельность;
    • 4)национальную оборону;
    • 5)правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
    • 6)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • 7)промышленность, энергетику и строительство;
    • 8)сельское хозяйство и рыболовство;
    • 9)охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
    • 10)транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
    • 11)развитие рыночной инфраструктуры;
    • 12)предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
    • 13)образование;
    • 14)культуру, искусство и кинематографию;
    • 15)средства массовой информации;
    • 16)здравоохранение и физическую культуру;
    • 17)социальную политику;
    • 18)обслуживание государственного и муниципального долга;
    • 19)пополнение государственных запасов и резервов;
    • 20)финансовую помощь бюджетам других уровней;
    • 21)утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;
    • 22)мобилизационную подготовку экономики;
    • 23)исследование и использование космического пространства;
    • 24)военную реформу;
    • 25)дорожное хозяйство;
    • 26)прочие расходы;
    • 27)целевые бюджетные фонды.

    О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные таблицы 2.

    Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета в 1999-2004 гг.,

    Госуправление и местное самоуправление

    Судебная власть

    Международная деятельность

    Национальная оборона

    Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

    Фундаментальные исследования и содействие НТП

    Промышленность, энергетика и строительство

    Сельское хозяйство и рыболовство

    Охрана окружающей среды и природных ресурсов

    Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

    Развитие рыночной инфраструктуры

    Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

    Образование

    Культура, искусство, кинематография

    Средства массовой информации

    Здравоохранение и физкультура

    Социальная политика

    Обслуживание госдолга

    Пополнение госзапасов и резервов

    Финансовая помощь бюджетам других уровней

    Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

    Мобилизационная подготовка экономики

    Исследование и использование космического пространства

    Военная реформа

    Прочие расходы

    Целевые бюджетные фонды

    Дорожное хозяйство

    Итого расходов

    Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы :

    • 1. Общегосударственные вопросы.
    • 2. Национальная оборона.
    • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
    • 4. Национальная экономика.
    • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство.
    • 6. Охрана окружающей среды.
    • 7. Образование.
    • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации.
    • 9. Здравоохранение и спорт.
    • 10. Социальная политика.
    • 11. Межбюджетные трансферты.

    По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

    По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.

    Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

    По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора .

    В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).

    Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).

    По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.

    Раздел «Образование» отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

    По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вешания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

    По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.

    Расходы на «Здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

    По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.

    По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

    В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.

    По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.

    Федеральные бюджеты на 2007 и 2008 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).

    Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.

    Таблица 3 - Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета РФ на 2007-2008 гг., %

    Наименование

    Общегосударственные вопросы

    Национальная оборона

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    Национальная экономика

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    Охрана окружающей среды

    Образование

    Культура, кинематография и средства массовой информации

    Здравоохранение и спорт

    Социальная политика

    Межбюджетные трансферты

    Так, из таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2008 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.

    Самая большая статья расходов федерального бюджета -- межбюджетные трансферты. В 2008 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.

    Расходы на оборону -- это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2008 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими -- поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

    Третье место занимают расходы на общегосударственные вопросы -- около 650 млрд рублей в 2008 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга -- примерно "/3 от общих расходов по этому разделу.

    Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2004 г. они составляли 14,6%. В 2007 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.

    Правда к 2009 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно значительные еще остались.

    Если говорить о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно выросла. Так, если в 2000 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2001 г. -- 372,6 млрд руб., то в 2002 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2003 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2005 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2006 г. он состав...