• Гарантии и компенсации медицинским работникам за труд во вредных и опасных условиях. О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам при переезде для работы в сельскую местность Нормативные акты, регулирующие предоставление льгот

    Название документа:
    Номер документа: 204/13
    Вид документа:
    Принявший орган:
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 03 апреля 2018
    Дата начала действия: 20 апреля 2018
    Дата редакции: 25 марта 2020

    Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города...

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек *


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2019);
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2020).
    ____________________________________________________________________

    ______________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 ..

    В соответствии с приложением N 8 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" , Правительство Московской области
    (Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 ; в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    постановляет:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

    2. Установить расходное обязательство Московской области, связанное с реализацией мероприятия по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
    постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    3. Определить Министерство здравоохранения Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

    4. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, осуществляется на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    5. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого Вице-губернатора Московской области Габдрахманова И.Н.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 .

    Губернатор

    Московской области

    А.Ю.Воробьев

    Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до...

    УТВЕРЖДЕН

    постановлением Правительства

    Московской области

    от 3 апреля 2018 года N 204/13
    (В редакции, введенной в действие
    с 7 июля 2019 года постановлением
    Правительства Московской области
    от 25 июня 2019 года N 375/19 . -
    См. предыдущую редакцию)

    Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек *

    ______________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 ..

    1. Настоящий Порядок регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Московской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации , с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее соответственно - единовременная компенсационная выплата, медицинские работники), а также медицинским работникам, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии продолжения ими работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    2. Размер единовременной компенсационной выплаты составляет 1 млн.руб. для врачей и 0,5 млн.руб. для фельдшеров.

    3. Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику однократно.

    4. Министерство здравоохранения Московской области (далее - Министерство) вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, подведомственной Министерству (далее - медицинской организацией), укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов.

    5. Министерство ежегодно в срок до 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, утверждает Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее - программный реестр должностей).

    6. Единовременная компенсационная выплата предоставляется на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договора), заключаемого между медицинским работником, медицинской организацией и Министерством.

    7. Форма договора утверждается Министерством.

    8. К договору прилагаются копии следующих документов:

    паспорта гражданина Российской Федерации;

    страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

    свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе;

    документа об окончании образовательного учреждения высшего образования (врачам) либо профессиональной образовательной организации (фельдшерам);
    постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    документа об окончании интернатуры или ординатуры (врачам специальностей, подготовка по которым в интернатуре или ординатуре является обязательной для осуществления трудовой деятельности в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки");
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    документа о профессиональной переподготовке (при наличии);

    сертификата специалиста (либо свидетельства об аккредитации специалиста);

    свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

    сертификата специалиста, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Росздравнадзора, либо ее территориальными органами (для лиц, получивших медицинскую подготовку в вузах иностранных государств, являющихся гражданами Российской Федерации);

    трудового договора;

    трудовой книжки либо сведения о трудовой деятельности, полученные в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

    приказа о назначении на должность;

    документа из кредитной организации, содержащего наименование банка, БИК банка, ИНН банка, КПП банка, лицевой счет медицинского работника;

    лицензии на осуществление учреждением здравоохранения медицинской деятельности.

    9. Договор заключается на основании обращения медицинского работника к руководителю медицинской организации, поступившего после заключения трудового договора, предусматривающего работу на должности, включенной в программный реестр должностей, и окончания испытательного срока, если такой срок установлен медицинскому работнику при приеме на работу.

    10. Договор, подписанный медицинским работником и руководителем медицинской организации, направляется медицинской организацией в Министерство.

    11. Министерство в срок не более 30 рабочих дней со дня получения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, подписанного медицинским работником и руководителем медицинской организации, подписывает указанный договор и направляет два экземпляра договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в медицинскую организацию.

    12. При наличии оснований для отказа в заключении договора, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка, Министерство в срок, указанный в пункте 11 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику мотивированный отказ в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

    13. Основаниями для отказа в заключении договора являются:

    несоответствие медицинского работника, подписавшего договор, требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего Порядка;

    направление в Министерство договора, не соответствующего форме договора, утверждённой Министерством;

    отсутствие копий документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.

    14. При устранении причин, послуживших основаниями для отказа в заключении договора, медицинский работник вправе повторно обратиться за получением единовременной компенсационной выплаты в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Порядка.

    15. Министерство:

    ведет учет заключенных и исполненных договоров;

    перечисляет единовременную компенсационную выплату на счет получателя единовременной компенсационной выплаты.

    16. Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией и Министерством договор, принимает обязательства:

    1) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);

    2) возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 -7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

    3) возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (с изменениями на 25 марта 2020 года)

    Название документа: Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (с изменениями на 25 марта 2020 года)
    Номер документа: 204/13
    Вид документа: Постановление Правительства Московской области
    Принявший орган: Правительство Московской области
    Статус: Действующий
    Опубликован: Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.04.2018
    Дата принятия: 03 апреля 2018
    Дата начала действия: 20 апреля 2018
    Дата редакции: 25 марта 2020

    В комментируемом Определении ВС РФ от 12.05.2017 № 3-КГ17-1 арбитры признали незаконными решения нижестоящих судов, которые посчитали обоснованными доначисления НДФЛ на сумму компенсационной выплаты работникам среднего звена, полученной ими из регионального бюджета при переезде в сельскую местность.

    Вначале напомним, что согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной устанавливаемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом ст. 217 НК РФ пре­дусмотрен перечень доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ. Так, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые по действующему законодательству. В частности, п. 37.2 ст. 217 НК РФ что не подлежат обложению НДФЛ единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. Данной статьей (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) были определены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 – 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с органом субъекта РФ договор. При этом обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 – 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета ФФОМС в соответствии с федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ.

    Читайте также

    • Подарок работнику деньгами: налоговые нюансы
    • НДФЛ и доходы работника в форме материальной выгоды
    • Облагается ли НДФЛ стоимость спецодежды, выданной сотруднику аптеки?
    • Задержка выплаты заработной платы: работодателя и налогообложение компенсаций работникам
    • Налогообложение компенсации за использование в служебных целях личного автотранспорта

    В рассматриваемой ситуации правительство Республики издало Постановление от 14.02.2012 № 45 «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием, работающих в сельских населенных пунктах» в силу положений ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. На основании этого постановления выплачивались единовременные компенсационные выплаты отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты. Источником финансового обеспечения выплат являются средства бюджета Республики Коми.

    Кроме того, арбитры первой инстанции обратили внимание на то, что в ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ выплаты предоставляются медицинским работникам, имеющим высшее профессиональное образование, а не среднее профессиональное образование.

    В связи с этими фактами суд первой инстанции сделал вывод, что данные компенсационные выплаты предоставляются из бюджета субъекта РФ, а не из бюджета территориального ФФОМС, а также они предоставлены медицинским работникам, имеющим среднее профессиональное образование. Следовательно, полученный в результате таких выплат доход подлежит обложению НДФЛ и п. 37.2 ст. 217 НК РФ в рассматриваемом случае не применяется.

    Отменяя решения нижестоящих судов, ВС РФ обратил внимание на следующее:

      постановлением правительства Республики Коми утверждено положение о предоставлении единовременных компенсационных выплат отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты;

      в этом положении сказано, что единовременная компенсационная выплата в размере 350 000 руб. предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми или муниципальных учреждений здравоохранения в возрасте до 35 лет, имеющим среднее медицинское образование, которые в 2012 году и последующих годах прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

      выплата предоставляется медицинским работникам, занимающим должности «медсестра фельдшерско-акушерского пункта», «акушерка фельдшерско-акушерского пункта», «фельдшер фельдшерско-акушерского пункта», а также «заведующий фельдшерско-акушерского пункта – фельдшер», при условии заключения ими трудового договора;

      положения ст. 217 НК РФ предусматривают освобождение от налогообложения всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей;

      п. 37.2 ст. 217 НК РФ конкретизирует один из видов компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению. При этом в нем никак не увязывается освобождение от налогообложения с источником выплат.

    С учетом приведенных положений законодательства арбитры отметили, что компенсационные выплаты как работникам, имеющим так и работникам со средним образованием имеют одинаковую правовую природу, предоставляются работникам в связи с переездом в сельскую местность на работу для исполнения трудовых обязанностей и должны иметь одинаковый режим налогообложения. Если установить различный режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев, то нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории. Следовательно, компенсационные выплаты, предоставленные медицинским работникам как с высшим, так и с средним профессиональным образованием на основании постановления субъекта РФ и за счет средств бюджета РФ, не подлежат обложению НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ.


    медицинская деятельность НДФЛ

    Не так давно федеральная власть ввела стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году. Целью такой помощи государства является поощрение сотрудников здравоохранения, чтобы они были заинтересованы в своей работе. Какие условия и порядок получения материальной поддержки?

    Нормативные акты, регулирующие предоставление льгот

    Регулирование стимулирующих выплат медработникам в 2020 году осуществляется на основании нескольких нормативных актов. Первым из них является , а именно статья 129. В ней указано понятие заработной платы и типы выплат сотрудникам организаций.

    Другим регулирующим правовым актом является Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 19.01.2019) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений") , которое устанавливает системы оплаты труда людей, работающих в бюджетных, автономных и казенных предприятиях. Также имеется Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (с изменениями и дополнениями) , закрепляющий список стимулирующих поощрений, факторы, по которым определяют возможность предоставления добавки к заработной плате.

    Перечисляется перечень показателей эффективности, которые необходимы для решения вопроса о стимулировании рабочих.

    Локальный документ о выплатах для стимуляции

    Каждая больница должна разрабатывать собственный документ, который регулирует выплаты сотрудникам. Называется он «Положение о выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам» и считается дополнением к соглашению коллектива, который оформляется на один год.

    В данном документе должны содержаться следующие данные:

    • источник, из которого выделяются денежные средства на оплату поощрений медработникам;
    • список сотрудников, имеющих право претендовать на дополнительные выплаты;
    • процедура начисления денег;
    • величина ежемесячной доплаты;
    • перечень критериев, которые применяются для проверки качества работы персонала медицинского учреждения.

    Образец Положения о стимулирующих выплатах медицинским работникам в каждой больнице практически одинаковый.

    Кто вправе претендовать на материальное поощрение?

    Чтобы получать выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, специалисту необходимо обязательно иметь сертификацию по специальности. Также сотруднику требуется показать хорошую работу. Ведь при принятии решения о поощрении учитывается производительность каждого работника медицинского учреждения.

    Региональная власть сама устанавливает перечень должностей, которые вправе пользоваться денежными пособиями. Не попадают в льготную категорию следующие работники здравоохранения:

    • администрация учреждения. Рассчитывать на материальное поощрение могут заведующие, но только в том случае, если они непосредственно предоставляют медицинские услуги;
    • медработники, которые принимают участие в программе «Здоровье», а именно оказывают помощь в процессе родов, ухода за грудничками, а также другие врачи, работающие вместе с ними;
    • сотрудники медучреждений, осуществляющим помощь по высоким технологиям.

    Критерии, по которым оценивается труд медицинского персонала

    Стимулирующие выплаты врачам назначаются после оценки качества их работы. В ходе проверки учитываются следующие факторы:

    1. Качество выполненной работы за месяц.
    2. Объем предоставленных мед. услуг.
    3. Длительность работы в учреждении.
    4. Количество непрерывного трудового стажа.
    5. Уровень квалификации.
    6. Работа по совместительству.
    7. Индивидуальный повышающий коэффициент.

    В связи с наличием данных факторов становится понятно, что осуществление материального поощрения работникам больниц полностью зависит от того, как будет произведена работа. Это является оптимальной мотивацией для работников здравоохранения.

    Процедура начисления

    Порядок того, как начисляются стимулирующие выплаты медработникам, регулируется локальным документом, в котором закрепляются правила оплаты труда в больнице. В конце каждого месяца начальник подготавливает приказ, в соответствии с которым медицинским работникам выплачиваются материальные поощрения.

    Также руководство должно в конце месяца создать перечень сотрудников с указанием сведений о проделанной ими работе. Если врач не справился со своими должностными обязанностями, то надбавку могут не выдать. Решение о вручении поощрения принимает специальная комиссия, в состав которой входят:

    1. Председатель профсоюза.
    2. Старшая медсестра.
    3. Заведующий отделением.

    Медперсонал оповещают о том, какие оценки они получили за работу. Комиссия оценивает деятельность по бальной системе. Для отказа в предоставлении президентских выплат медработникам в 2020 году необходимы серьезные основания. К примеру, доктор не выполнял свои обязанности или грубо нарушил дисциплину труда.

    Если в бухгалтерии сотруднику не выдали премию, то нужно потребовать предоставление приказа, на основании которого действует бухгалтер. В нем обязательно указываются причины отрицательного решения. Если работник не согласен с решением руководства, то он вправе его обжаловать.

    Кроме стимулирующих выплат, врачам и всем остальным работникам в медицинской сфере положен ряд других государственных преференций. К ним относятся:

    • года и другие ;
    • льготные потребительские .

    Примерный расчет размера надбавки

    Расчет стимулирующих выплат медработникам производится в зависимости от проделанной работы. К примеру, заработная плата доктора равна 20 тысячам рублей. Повышающий коэффициент после оценки работы по установленным критериям составляет 0, 2. В результате материальное поощрение будет равняться 4 тысячам рублей. Этот пример расчета приблизительный, он зависит от многих факторов.

    Получают ли выплаты при совмещении и замещении?

    Согласно Положению о стимулирующих выплатах медицинским работникам людям, замещающим других сотрудников, также предоставляют дополнительные денежные компенсации. Но при этом должен быть соблюден документальный порядок оформления совместительства.

    То есть с работником заключается трудовой договор о совмещении должностей. Если оно оговорено в пределах основного трудового соглашения, то надбавки не производятся.

    Изменений по поводу стимулирующих выплат медработникам в 2020 году пока нет. Эта программа является действительно хорошей мотивацией для врачей. Государство старается сделать все, чтобы заработная плата медицинского персонала стала достойной этой профессии.

    Что такое положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам

    Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством (в частности, ст. 129 ТК РФ) и включает в себя следующие виды выплат:

    • базовые (выплачиваются медработникам в обязательном порядке);
    • компенсационные (их начисление производится исходя из условий труда работников);
    • стимулирующие (зависят от эффективности трудовой деятельности).

    Основным нормативным актом, устанавливающим схему оплаты труда медиков, является постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583.

    Согласно пп. 3, 4 утвержденного постановлением Правительства РФ № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые и компенсационные выплаты, учитываемые в составе ежемесячной оплаты труда медработников, — это величины, расчет которых строго регламентирован федеральным и региональным законодательством.

    Определение же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение производит на основании собственных локальных документов, разрабатываемых с учетом положений ежегодно обновляемых Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Единые рекомендации) и иных федеральных учреждений (п. 5 Положения, ст. 135 ТК РФ).

    Базовые профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке положений об оплате труда работников учреждений, используемые при составлении Единых рекомендаций, изначально разрабатываются и утверждаются таким госучреждением, как Минздравсоцразвития РФ (п. 6 постановления Правительства РФ № 583).

    Ориентируясь на вышеуказанные положения и рекомендации, каждое медучреждение разрабатывает свою систему стимулирования медработников, которая закрепляется во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах . В нем должны быть определены:

    • источники финансирования стимулирующих выплат;
    • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
    • схема начисления указанных выплат;
    • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
    • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

    Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

    В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты возможны:

    • за непрерывный стаж и выслугу лет;
    • результаты трудовой деятельности;
    • напряженность труда и достижения в работе;
    • качество трудовой деятельности.

    При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

    Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

    К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также эффективность выполнения. Выполнение планов по достижению соотношения заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

    В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

    • количество обнаруженных заболеваний;
    • случаи несвоевременной госпитализации;
    • количество возникших осложнений;
    • неверные диагнозы;
    • наличие жалоб от пациентов;
    • нарушение санитарных норм;
    • оформление документов;
    • профилактика заболеваний и т. п.

    Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам в 2019-2020 годах

    Согласно положениям абз. 3 ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

    Стоит отметить, что трехсторонняя комиссия до 2016 года вообще не давала рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков. И в связи с этим доля базовой части составляла 25-30%, компенсационной — 15-20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). В свою очередь, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медработника на должном уровне.

    С 2016 года ситуация начала меняться. Стремясь к выполнению Указа Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 № 597, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, и исполняя решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015 № 12 (п. «б» ст. 37; в 2019 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12.2018, протокол № 12), руководство субъектов Федерации снизило долю стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника.

    В результате доля окладной части стала доходить до 55-60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. И на долю стимулирующих выплат в 2019 году приходится только треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

    Таким образом, в настоящее время стимулирующая часть премии формируется на основании бальной оценки эффективности труда и уровня квалификационного опыта медработника. Чтобы заработная плата по итогам работы медицинского работа имела достойный размер, Российской трехсторонней комиссией (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) было решено закрепить предельный размер стимулирующих выплат — не более 30% от всей суммы зарплатного дохода.

    С целью поощрения медицинских работников в Российской Федерации с 2014 года действует программа, направленная на поддержку граждан, занятых в данной сфере. В частности такая поддержка заключается в получении поощрительных выплат, назначение которых осуществляется на основании критериев, указанных в регулирующих законодательных и нормативных актах. Кроме того, стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году, как и прежде, рассчитаны на то, чтобы привлечь больше специалистов к работе в государственных учреждениях, поскольку начисляются они исключительно в организациях некоммерческого типа.

    Законодательные акты, регулирующие назначение доплаты

    На основании чего медицинский сотрудник может претендовать на получение выплаты за интенсивность и высокие результаты работы? Дополнительные к основной заработной плате суммы начисляются на основании следующих законодательных и нормативных актов.


    Кто не может получать стимулирующие доплаты?

    Положение о выплатах стимулирующего характера в здравоохранении четко ограничивает круг работников, которые могут претендовать на получение материальных доплат к своему основному доходу в качестве заработной платы. Обязательным фактором, который дает возможность начисления как постоянных, так и единовременных выплат, является наличие у медицинского работника сертификата по основной специальности – такое положение прописано в ПП РФ № 583, и прочие факторы (заслуги в работе и т. д.) отменить его не могут.

    Кроме того, назначение выплат возможно определенным категориям врачей и медицинских работников с учетом имеющихся ограничений. Так, не полагаются подобные доплаты следующим категориям сотрудников, занятых в сфере здравоохранения.

    • Тем лицам, которые относятся к администрации медицинских учреждений. В отдельных случаях получение доплаты разрешено, но только при условии того, что сотрудник параллельно с выполнением основной функции является еще и практикующим врачом.
    • Работникам медицинской сферы, которые оказывают помощь, относящуюся по соответствующей классификации к высокотехнологичной.
    • Тем сотрудникам, которые являются участниками действующей на территории Российской Федерации программы «Здоровье». Участие в ней предусматривает оказание помощи в приеме родов, уходе за новорожденными, оказание медицинских услуг в качестве педиатра или семейного доктора и т. д.

    Принцип оплаты труда медицинских работников

    Говоря о начислениях стимулирующего характера, стоит подробнее рассмотреть виды оплаты труда, которые имеют отношение к сотрудникам, занятым в медицинской сфере.

    На основании Трудового кодекса РФ работникам медицинских учреждений положены следующие виды начислений.

    • Базовые, или основные , которые рассчитываются на основании размера оклада и специфики рода деятельности.
    • Компенсационные . Их начисление регулируется нормами, отличающимися в зависимости от региона, в котором работник ведет трудовую деятельность.
    • Социальные . Они могут назначаться в зависимости от принадлежности работника сферы здравоохранения к какой-либо из групп, входящих в список получателей выплат социального характера.
    • Стимулирующие – назначающиеся в результате анализа деятельности и выполнения непосредственных обязанностей врачом или другим медработником.

    Стоит отметить, что если все прочие начисления, кроме стимулирующих, строго контролируются посредством федеральных или региональных нормативных актов, то стимулирующие могут регулироваться непосредственно руководством медицинского учреждения. Для выполнения такого действия администрация каждого отдельного учреждения обязана выпустить документ – постановление (созданное, конечно, на основании общего закона о выплатах и не противоречащее его положениям). Данный документ определяет нюансы назначения выплат, которые могут применяться непосредственно к работникам данной организации. Каждый из сотрудников, относящийся к категории лиц, которая может претендовать на получение таких выплат, имеет право ознакомления с данным документом.

    Что относится к стимулирующим доплатам? Это денежные начисления, назначаемые ежемесячно на основании принятых критериев оценки работы врачей и медперсонала. В том случае, если в конкретном учреждении на конец календарного года остается неиспользованная часть средств, выделенная исключительно для получения стимулирующих доплат, допускается получение единовременных выплат, которые будут назначены по итогам выполнения работы за текущий год.

    Величина стимулирующих начислений

    Стоит отметить, что размер доплат, относящихся к стимулирующим, не является постоянным – он находится в прямой зависимости от того, какой объем услуг, связанных с выполнением прямых обязанностей, был сделан медицинским сотрудником.

    Относительно величины начислений на территории РФ действуют следующие правила.


    • Выплата денежной премии стимулирующего характера производится на основании отдельного приказа администрации учреждения.
    • Издание приказа производится каждый месяц.
    • Величина выплат устанавливается администрацией медицинского учреждения с учетом допустимых минимальных и максимальных величин, установленных законодательными актами.

    Основания для назначения доплаты и принципы оценки

    На размер начисляемой доплаты определяющее влияние оказывают следующие факторы.

    • Время, которое конкретный сотрудник отработал в течение месяца, за который начисляется выплата.
    • Выполнение медработником стандартов по оказанию первой помощи населению.
    • Эффективность выполнения рабочих обязанностей.
    • Продолжительность трудового стажа работника и его непрерывность.

    В обязательном порядке администрация при назначении выплат должна руководствоваться действующими на данный момент положениями об оплате труда, а также федеральными, региональными актами и президентскими указами, затрагивающими порядок начисления и получения таких сумм.