• Медицинские осмотры работников. Как и зачем проводится периодический медицинский осмотр работников? Обследование медперсонала

    В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

    Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

    В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

    Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

    Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

    Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

    При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

    Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

    О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

    Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

    При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

    Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

    Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

    Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

    В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

    Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

    Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

    При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

    Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

    Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

    Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

    Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

    Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

    Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Воронова Елена


    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

    Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (работники медицинской организации - центра реабилитации)? Должны ли проходить первичный медосмотр все сотрудники организации, даже те, у которых отсутствуют вредные факторы на рабочих местах, например работники бухгалтерии, инженер, культорганизатор, аккомпаниатор (по данным спецоценки периодичность прохождения ни первичного, ни периодического медицинских осмотров не проставляется, так как нет вредных факторов по приложениям 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н)?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    В отношении указанных в вопросе сотрудников необходимость проведения медицинских осмотров (как предварительных, так и периодических) отсутствует.

    Обоснование позиции:
    Прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством ( , ТК РФ). Часть вторая этой статьи в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязывает проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников медицинских организаций.
    Согласно части четвертой ТК РФ работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На основании этой нормы Минздравсоцразвития России своим приказом от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н) утвердило Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень).
    Согласно п. 17 Перечня к таким работам относятся работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 N 529н, предусмотрено, что реабилитационные центры отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям.
    Как видно, в п. 17 Перечня речь идет именно о медицинском персонале. Согласно Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н. Должности "Бухгалтер", "Инженер", "Культорганизатор", "Аккомпаниатор" в перечень должностей медицинских работников не включены.
    Поскольку проведение периодического медицинского осмотра (обследования) работников медицинских организаций необходимо для выполнения только отдельных видов работ, а работа данных сотрудников не связана с медицинской деятельностью, полагаем, что требование части второй ТК РФ о прохождении периодических медицинских осмотров в силу указанного п. 17 Перечня работ на них не распространяется.
    Тем не менее, нельзя не отметить наличие в правоприменительной практике также и иной точки зрения на этот счет, согласно которой прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров обязательно для любых работников медицинских организаций. В частности, такой подход можно встретить в арбитражной практике, касающейся оказания услуг в медицинских организациях сторонними исполнителями (смотрите, например, решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2018 по делу N А50-36295/2017, решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2015 по делу N А40-43725/2014, а также в консультациях специалистов Роструда (смотрите ответ 3, ответ 4 с портала "Онлайнинспекция.РФ")). В обоснование сделанных ими выводов и суды, и специалисты Роструда ссылаются на положения п. 15.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), согласно которому персонал организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии.
    По нашему мнению, данная позиция является недостаточно обоснованной в связи с тем, что часть четвертая ТК РФ указывает на то, что перечень работ, при которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, устанавливается федеральным органом государственной власти, уполномоченным на то Правительством РФ. Роспотребнадзор и главный государственный санитарный врач РФ такими полномочиями не наделены (смотрите Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Кроме того, глава, в которую включен п. 15.1, носит наименование "Требования к условиям труда медицинского персонала".
    В заключение отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Учитывая противоречивость мнений по данному вопросу, исключить предъявление претензий со стороны контролирующих органов в этом случае нельзя. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в официальный компетентный государственный орган - Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21) или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosmintrud.ru/reception/ask).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Раченкова Юлия

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Прохождение врачей является обязательным для всех работников медицинской сферы. Особенности прохождения медкомиссии зависит от того, являетесь вы работником государственной или частной клиники.

    Для госучреждений

    Лечебно-профилактические центры обязаны организовывать для всех своих сотрудников медосмотр каждый год. Данная процедура является обязательной, независимо от ранга, докторской степени или уровня квалификации. Под эту категорию подходят все муниципальные организации и государственные медцентры. Если по каким-то причинам специалист не прошел проверку, он не допускается к работе.

    Некоторые специалисты могут проверять состояние здоровья каждые 6 месяцев, а также при наличии жалоб на общее состояние организма. Кроме того, внеплановые проверки могут назначаться при возникновении угрозы эпидемии, а также участившихся случаях заболеваемости опасными недугами. Для работников, получающих зарплату из госбюджета необязательно иметь медицинскую книжку. Обязательный обход врачей и сдача анализов раз в год:

    . дерматолог;

    С анализом на RW;

    ОАМ и ОАК;

    Мазок при прохождении гинеколога или андролога;

    Анализ кала; прививка от дифтерии;

    Терапевт.

    Для работников клиник

    Медосмотр для врачей, работающих в клиниках, является обязательным, однако при обходе специалистов не происходит гигиенической подготовки. В конце проверки медработникам выдается справка о прохождении врачебной комиссии, где указывается информация о состоянии здоровья, и ставится штамп. Все данные о сотруднике дублируются в его личной медкарточке.

    Для медперсонала частных санаториев и медцентров осмотр фиксируется в специальной медицинской книге. Ее приобретают вместе с трудовой книгой и заполняют для трудоустройства. Начальник отвечает за внесение в команду каждого нового сотрудника, поэтому обязан не допускать к работе кандидатов, чьи медкнижки не имеют соответствующих подписей и штампов. Согласно требованиям Роспотребнадзора, начальник обеспечивает сдачу всех медкнижек работников для экспертной оценки.

    Для сотрудников роддомов, детских медучреждений, патологических клиник осмотр проходит в стандартном порядке, предписанном для медработников. Программа проверки включает поход по таким врачам: нарколог, психиатр, невролог, эндокринолог, ЛОР, дерматолог, окулист, гинеколог, онколог, аллерголог и терапевт. Кроме того, необходимо сдать ряд анализов: ОАМ, ОАК, биоскрининг крови. Также требуется анализ на сифилис, гонорею, гепатиты, брюшной тиф и стафилококк.

    Для фармацевтов и работников аптек медосмотр проводится строго по графику. Плановый обход врачей проводится ежегодно. В обязательном порядке, фармацевты должны пройти такие обследования:

    . наркологический контроль;

    Психиатрическая оценка;

    Стоматологический осмотр;

    Проверка у ЛОРа;

    Осмотр у дермато;

    Контроль у психиатра;

    Осмотр терапевта.

    Стандартные анализы для работников аптек и сотрудников, работающих с медикаментами таковы: ОАК, ОАМ, исследование на ВИЧ и гепатиты, биоскриниг, мазок, кал, для женщин - маммография.

    Медосмотр — это комплекс мер по исследованию здоровья, выявлению возможных патологий и их профилактике.

    Периодический медосмотр работников предприятия проводится с целью выявления на ранних сроках заболеваний, которые могут быть опасны для окружающих или делают сотрудника непригодным для выполнения тех или иных работ. Он позволяет отследить динамику изменения здоровья, а также выявить возможные профзаболевания и минимизировать вред, причиненный самочувствию человека.

    Кто должен проходить медосмотр

    Прежде всего, периодический медосмотр необходим:

    • гражданам, занятым на высотных работах;
    • людям, трудящимся в сфере общественного питания;
    • работникам образовательных организаций и медучреждений;
    • сотрудникам, трудящимся в сфере парикмахерских услуг, в салонах красоты, прачечных, банях;
    • работникам фармацевтических компаний;
    • лицам, чья работа связана с системами водоснабжения;
    • работникам птицеферм и животноводческих предприятий;
    • гражданам, занятым на опасном и(или) вредном производстве.

    Но по инициативе директора организации или самого коллектива проходить периодические медицинские осмотры могут люди любых профессий. Законодательство определяет лишь некоторые специальности, представители которых должны обязательно проходить регулярные врачебные осмотры.

    Периодичность проведения медосмотров

    Требования к периодичности и порядку проведения профосмотров указаны:

    • в ТК РФ (статьи , и );

    Согласно этим документам, сотрудники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотр ежегодно.

    Как правило, каждая организация составляет собственный календарный план проведения периодического медицинского осмотра и согласно ему направляет сотрудников на проверку. Календарный план согласовывается медцентром с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

    Порядок проведения медосмотра

    Шаг 3. Составляем план

    На основании поименного списка (в течение 10 дней с момента его получения, но не позднее чем за 14 дней до согласованной даты осмотра) медцентр составляет календарный план проведения периодического осмотра.

    Шаг 4. Подготавливаем приказ

    Работодатель издает приказ о периодичности медосмотра и очередности его прохождения. Лица, направленные на диспансеризацию, должны ознакомиться с распоряжением как минимум за 10 дней до ее проведения.

    Шаг 5. Выдаем направления

    После этого следует выдать работникам направления на медосмотр. Утвержденной формы этого документа нет, поэтому он оформляется в произвольном виде.

    Шаг 6. Работники проходят осмотр

    С направлением на руках сотрудники должны прийти в медучреждение, с которым был заключен договор, в срок, указанный в документе. Также при себе они должны иметь паспорт и направление от работодателя.

    Во время медосмотра за работниками сохраняется средний заработок. В случае если сотрудник отказывается проходить проверку, директору придется отстранить его от трудовой деятельности и не начислять зарплату до тех пор, пока осмотр не будет пройден. Если же осмотр был пропущен по вине нанимателя или по не зависящим ни от сотрудника, ни от главы фирмы факторам, недопущение к выполнению обязанностей считается простоем и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты трудящегося.

    Что делать после осмотра

    По завершении мероприятия медучреждение составляет заключительный акт (в срок до 30 дней). Заверенный документ, подписанный руководителем медцентра и предприятием, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора на согласование.

    Теперь поговорим о том, как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации. После того как работники пройдут медосмотр, работодатель должен собрать подписанные и заверенные печатью медучреждения заключения с результатами проверки.

    На основании врачебного заключения определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим указанием в медкарте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профзаболеваний. А при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

    Кто оплачивает профосмотры

    Все расходы по проведению планового медосмотра, так же, как и , оплачивает директор предприятия: это требование статей 212 и 213 ТК РФ . Впоследствии государство компенсирует ему часть затрат на проведение медосмотров через ФСС.

    Ответственность работодателя

    Когда именно поправка вступит в силу, пока неизвестно. Поэтому пока работодатели должны планировать медосмотры для всех работников, чья деятельность осуществляется под воздействием, в том числе, электромагнитного поля широкополосного спектра частот.

    Юлия Егорова рассказывает о новых правилах профосмотров

    Закон обязывает

    В последнее время в связи с активной социальной политикой нашего государства всё большую актуальность приобретает такая форма охраны здоровья, как профилактический медицинский осмотр.

    Трудовой кодекс определяет группы людей, осмотрыдля которых прохождения профосмотра является обязательным.

    Трудовой кодекс РФ ст. 213 (извлечение):

    Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда <…> проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

    Работники <…> лечебно-профилактических и детских учреждений <…> проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Важный момент, отраженный в статье 213 ТК, состоит в том, что проведение профилактических осмотров указанных групп работников входит в обязанности работодателя и проводится за его счет, в рабочее время и с сохранением заработной платы. Государство поддерживает это методом «кнута и пряника». Пряник — это льготное налогообложение сумм, затраченных работодателем на проведение профосмотров. Кнут — это административная ответственность по статье 5.27 КоАП РФ должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

    Как быть с обязательностью профосмотра, если по закону медицинские обследования и вмешательства не могут проводиться без согласия, а тем более против воли пациента?

    Профилактический осмотр обязателен только для отдельных групп работников в целях охраны здоровья населения. Устройство на такие ответственные работы может быть только добровольным, и согласие на предварительный и периодический профосмотры предполагается автоматическим при подписании трудового договора, в который чаще всего как существенное условие включен пункт о прохождении осмотров.

    Что изменилось в проведении профосмотра?

    До 2012 года проведение профосмотров регламентировалось несколькими приказами, часть из которых была издана еще в советское время. С января 2012 года в силу вступил Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…». На данный момент этот приказ и приложения к нему являются основной нормативной базой для проведения профилактических осмотров, а ранее действующие приказы отменены с 2012 года.

    По сравнению со старым порядком проведения профосмотров появилось несколько принципиальных отличий.

    1. Теперь возглавлять врачебную комиссию должен только врач-профпатолог, а врачам-специалистам комиссии необходимо повышение квалификации по направлению профпатология.

    2. Изменились принципы формирования списков работников, направляемых на профосмотр. Если раньше сотрудники включались в список в зависимости от должности, то теперь вносить работника в этот список можно только на основании аттестации рабочего места, которая должна быть проведена согласно другому приказу Минздравсоцразвития России (№ 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»). То есть, даже если человек работает на урановом руднике, но в трудовом договоре не указана карта аттестации рабочего места, то профосмотр ему проходить не надо, и медицинских противопоказаний к работе у него нет.

    3. Во врачебную комиссию включены психиатр и нарколог, их освидетельствование теперь обязательно для всех, проходящих профосмотр, а не только для тех, кто принимается на работу или имеет допуск к наркотикам, как было ранее.

    Эти нововведения в целом можно считать позитивными, особенно если профосмотры сотрудников не будут низведены до формальности, как это, к сожалению, иногда происходит. Акцент на профессиональной патологии повышает профилактическое значение медосмотра, а недопущение к опасным работам лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, безусловно, снизит уровень травматизма на рабочем месте.

    Паспорт здоровья

    Также постепенно вводится в практику так называемый «паспорт здоровья» — документ установленной формы, с образцом которого можно ознакомиться по ссылке medexx.ru . Паспорт содержит сведения о прохождении профосмотров работников, во время проведения осмотра он находится в медицинской организации, а после него выдается на руки работнику.

    Введение паспортов здоровья не отменяет личные медицинские книжки. Порядок оформления медкнижки регламентируется приказом Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2002 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», который продолжает действовать. Кроме того, перечни работников, обязанных иметь паспорт здоровья и медкнижку, несколько не совпадают, а работники детских оздоровительных учреждений обязаны иметь и то и другое. Разумеется, в этом случае можно проходить ежегодныйпрофосмотр, занося результаты обследования в оба документа. Больше узнать о медкнижках и о том, кому они необходимы, можно на сайте центра гигиены и эпидемиологии города Москвы http://www.mossanexpert.ru

    Организация профосмотра работников

    Согласно приказу, теперь оказывать услуги по медицинской экспертизе может только медицинское учреждение, получившее соответствующую лицензию. При этом в штате учреждения должна быть постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога. Поэтому естественное для каждого медработника желание пройти профосмотр непосредственно по месту работы, к сожалению, неосуществимо, если у заведения нет соответствующей лицензии.

    Так же дело обстоит и с анализами. Для организации, выполняющей профосмотр, нет нормативного документа, запрещающего использовать результаты анализов и обследований, выполненных в других медучреждениях. Но, учитывая, что это услуга платная, принимать сторонние результаты медучреждениям невыгодно и достаточно рискованно, поскольку возможна их подделка. Пройти профосмотр в частном порядке — там, где больше нравится,— тоже, к сожалению, невозможно, потому что работодатель должен организовать централизованное проведение профосмотра и предоставить медицинской организации поименный список сотрудников, данные об аттестации рабочих мест и вредных факторов производства. Более того, медицинская организация не позднее чем через месяц после завершения периодического медицинского осмотра должна обобщить результаты. Затем совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя медучреждение составляет заключительный акт.

    Наш профосмотр или профосмотр врачей

    Поговорим об особенностях профосмотра для медработников. Согласно пункту 17 приложения № 2 к приказу № 302н, медицинскому персоналу всех лечебно-профилактических учреждений необходимо проходить профилактический медосмотр ежегодно. «Программа» медосмотра представлена в таблице 1.

    Консультации и обследования Кто проходит Как часто проходить
    терапевт, психиатр, нарколог, стоматолог, дерматовенеролог*, оториноларинголог * все 1 раз в год
    клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ) все 1 раз в год
    клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка) все 1 раз в год
    биохимический скрининг (содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина) все 1 раз в год
    исследование крови на сифилис все 1 раз в год
    мазки на гонорею все 1 раз в год
    невролог, офтальмолог, аллерголог, эндокринолог, онколог медработники, работа которых связана с воздействием химических, физических и биологических неблагоприятных факторов 1 раз в год или 1 раз в 2 года — согласно приложению № 1 к приказу № 302н**
    исследование крови на гепатиты В и С, а также на ВИЧ только работники, имеющие профессиональный контакт с инфицированным материалом или препаратами крови, и только с согласия работника 1 раз в год
    исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф все при поступлении на работу и в дальнейшем — по эпидпоказаниям
    исследования на гельминтозы все при поступлении на работу и в дальнейшем — не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям
    мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка все при поступлении на работу и в дальнейшем — 1 раз в 6 месяцев

    * Включение в комиссию профосмотра для медработников дерматовенеролога и оториноларинголога основано на частом профессиональном контакте с различного рода аллергенами. По рекомендации этих специалистов может быть назначено дообследование в виде специфической аллергодиагностики, исследования функции внешнего дыхания и консультации аллерголога. ** Приложение № 1к приказу № 302н указывает также дополнительные медицинские противопоказания для работы, связанной с неблагоприятными факторами, такие как гипохромная анемия, доброкачественные новообразования, нарушения микроциркуляции любой природы.

    Результат профосмотра

    Если у обследуемого не выявлены нарушения здоровья, профпатолог делает заключение о пригодности к выполняемой работе. Но что если при профосмотре обнаруживаются какие‑либо заболевания? Полный список противопоказаний достаточно обширен и содержится в пункте 48 приложения № 3 к приказу № 302н.

    Надо сказать, что многие из пунктов в применении к медицинским работникам спорны. Например, чем может помешать выполнению обязанностей терапевта стабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз, медикаментозно компенсированная эпилепсия, распространенный ихтиоз или даже онкозаболевание в начальной стадии — лично мне неясно.

    Безусловно, для экстренной работы в скорой помощи, операционной, приемном отделении и подобных областях крепкое здоровье необходимо, но для планового приема и консультативной работы такие требования мне представляются избыточными. При детальном соблюдении всех указанных в этом списке противопоказаний медицина рискует лишиться большого количества возрастных специалистов, чьи знания и опыт имеют огромную ценность, несмотря на неидеальное состояние их здоровья.

    Обязательное участие в профосмотре врача-профпатолога предполагает выявление связи обнаруженных заболеваний с профессиональной деятельностью. При подозрении на профессиональное заболевание медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированное медицинское учреждение, имеющее право на проведение исследования относительно связи заболевания с профессией. Такое медучреждение также оформляет и направляет в утвержденном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

    Работодатель же в случае обнаружения медицинских противопоказаний обязан отстранить работника от выполняемой им работы или предоставить ему другую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При этом на первом этапе работодатель обязан предложить сотруднику имеющиеся у него вакантные должности, а далее по решению самого работника оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе или, в случае отказа, применяется процедура отстранения от работы, предусмотренная статьей 76 ТК РФ. При этом заработная плата за период освобождения от выполнения трудовых обязанностей не начисляется, но место работы и должность сохраняются. Если срок, на который работодатель вынужден отстранить работника по медицинским показаниям, превышает четыре месяца, то работник подлежит увольнению по ст. 77 ТК РФ.

    Отдельные трудности при прохождении профосмотра могут возникнуть у работников, имеющих по какой‑либо причине инвалидность. Вместе с направлением на профосмотр им лучше предоставить заключение очередной медико-санитарной экспертизы, для того чтобы комиссия могла принять решение о допуске к работе.

    Есть к чему стремиться

    Правовому регулированию профилактических медицинских осмотров уделяется большое внимание: определены четкие правила их проведения, дан перечень работ, при выполнении которых требуется проходить профосмотр, отменены устаревшие приказы, введен централизованный контроль за проведением осмотров. Однако совершенство еще не достигнуто. Наиболее разумным, вероятно, было бы издание отдельного приказа о профилактических осмотрах медицинского персонала и некоторое смягчение списка противопоказаний для работы в медицине.