• Предоставление услуг туристам в торгово-логистическом процессе. Понятие и элементы логистического процесса

    Материальные потоки и их классификация

    Материальный поток – это все виды материальных ресурсов, циркулирующие в логистической системе: сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, незавершенное производство, неоконченная и готовая продукция, товары, предметы и средства труда.

    Характеристиками материального потока являются: отправитель, получатель, место и время отправления и получения товара, ассортимент, количество и качество груза, маршрут доставки и его длина, время доставки, интенсивность потока.

    Основными измерителями материалопотока являются:

    · транспортная масса (ТМ) – количество транспортных или производственных единиц, прошедших в логистической системе за определенный период, измеряется в натуральных единицах, шт., тоннах и др.;

    · транспортный путь (L) – расстояние между пунктами отправления и получения груза, км.;

    · транспортное время – время необходимое для процесса перевозки, сут., час.;

    · мощность потока – количество единиц груза, проходящее в единицу времени через определенный пункт;

    · транспортная работа(ТМ*L) – произведение транспортной массы на транспортный путь, измеряется в тонно-километрах.

    Материальные потоки по отношению к предприятию делятся на:

    · входные – поступающие на предприятие (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, товары);

    · внутренние – обрабатываемые и перемещаемые внутри предприятия (незавершенное производство, неоконченная продукция, товары на складе);

    · выходные – выходящие из предприятия (готовая продукция, товары);

    · внешние – проходящие во внешней для предприятия среде.

    Классификация МП:

    · составу: много- и одноассортиментные;

    · количеству: массовые – перевозимые ж/д составами и автоколоннами; крупные – перевозимые несколькими ж/д вагонами и автомашинами; средние – перевозимые одиночными вагонами и автомашинами; мелкие – не использующие полностью грузоподъемность транспортного средства и требующие совмещения при перевозке с другими грузами;

    · удельному весу на: тяжеловесные и легковесные;

    · степени совместимости на: совместимые и несовместимые;

    · по консистенции на: тарно-штучные, насыпные, навалочные, наливные.

    Основные правила логистики:

    Доставка нужной продукции в нужном ассортименте и количестве

    В нужное место

    В нужное время

    Нужным потребителям

    С нужным сервисом

    С минимальными затратами времени и денежных средств

    Логистические функции – повторяемые действия, обеспечивающие решение задач логистики и достижение ее целей.

    Общие (основные) функции логистики – планирование, организация, учет, контроль и оперативное управление движением материальных потоков; поддержание параметров логистической системы в заданных пределах.



    Системные функции логистики:

    · интегрирующая – обеспечение организационного, технического, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов в сферах производства, снабжения и сбыта товаров и услуг.

    · Организующая – обеспечение согласования и взаимодействия всех стадий и участников товародвижения.

    · оптимизирующая – оптимизация потоковых процессов в логистической системе с точки зрения максимизации качества и прибыли и минимизации затрат связанных с ее функционированием.

    Конкретные функции логистики:

    1. Заключение договоров поставок.

    2. Закупки материальных ресурсов.

    3. Транспортировка материальных ресурсов.

    4. Складирование и хранение материальных ресурсов.

    5. Управление материальными запасами.

    6. Управление производственными перемещениями.

    7. Управление затратами и ценообразование в логистике.

    8. Управление договорами на поставку готовой продукции.

    9. Физическое распределение и поставка готовой продукции.

    10. Поддержание стандартов качества обслуживания потребителей.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

    На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур - у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.

    Логистические методы строятся на основе концептуальных подходов, поэтому для эффективного применения методов необходимо знать сущность современных концептуальных подходов и их эволюцию.

    Целью данной работы является подробное рассмотрение эволюции концептуальных подходов к логистике.

    Задачи: рассмотреть эволюцию концепутальных подходов к логистике в исторической ретроспективе, выделив 3 периода: дологистический, период классической логистики и период неологистики; перспективы развития логиситической концепции в 21 веке; место и роль логистики .

    « Шесть правил логистики »

    Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":

    1. Груз - нужный товар;

    2. Качество - необходимого качества;

    3. Количество - в необходимом количестве;

    4. Время - должен быть доставлен в нужное время;

    5. Место - в нужное место;

    6. Затраты - с минимальными затратами.

    Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и лучше купят более надежный и качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.

    Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.

    Надеемся, что приведенные ниже логистические концепции дадут возможность отечественным предприятиям быть более производительными и эффективно работающими.

    Логистическая концепция "JUST-IN-TIME"(точно в срок)

    Наиболее широко распространенной в мире логистической концепцией является концепция "точно в. срок" (just-in-time, JIT). Она появилась в конце 1950-х гг., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название данной концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать указанный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции "точно в срок" было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Основная идея концепции JIT заключается в следующем: если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При этом страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, не нужны.

    Терминологический словарь ELA определяет концепцию "точно в срок" так - это подход для достижения успеха, основанный на последовательном устранении потерь (под потерями понимаются любые действия, не добавляющие стоимости к продукту). Это также доставка материалов в необходимое время и нужное место.

    Концепция "точно в срок" послужила основой для последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как "плоское" или "тощее" производство и "логистика добавленной стоимости".

    С логистических позиций концепция "точно в срок" предполагает, что потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. Эта концепция успешно применяется в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции и в макрологистических системах. С учетом этого можно дать следующее его определение.

    Концепция "точно в срок" - это современная концепция/технология построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

    Концепция "точно в срок" тесно связана с составляющими логистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

    Логистическая концепция "точно в срок" характеризуется следующими основными чертами:

    * минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

    * короткими производственными (логистическими) циклами;

    * небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

    * взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

    * эффективной информационной поддержкой;

    * высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

    Внедрение и распространение концепции "точно в срок" в мире привело к изменению традиционного подхода менеджмента к управлению запасами.

    Широкое распространение в логистической практике концепции "точно в срок" объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей; повышением качества изделий и снижением брака; сокращением сроков производства; повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностью и эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решении производственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками и др.

    Цели "точно в срок" аналогичны целям системы планирования потребностей в материалах - предоставить нужную часть изделия в нужное время в нужное место, но способы достижения этих целей и результаты абсолютно разные. В то время как система планирования потребностей в материалах построена на вычислениях, система непрерывности построена на промышленном инжиниринге. Существует много отличительных черт системы "точно в срок", которые проявляются на практике в любом виде деятельности, в компании любой формы собственности, в производственном или непроизводственном секторе экономики.

    Реализация концепции "точно в срок" начинается с ответа на вопросы, как продукция будет продаваться и легко ли ее можно изготовить. Если на эти вопросы дан положительный ответ внимание переключается на разработку самого процесса.

    Работу логистической системы, построенной на принципах концепции "точно в срок", можно представить как двухбункерную систему управления запасами. Один бункер используется для удовлетворения спроса в производстве или сбыте соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, другой - пополняется по мере расходования первого. Акцент делается на размещение оборудования таким образом, чтобы обеспечить непрерывный процесс производства. Там, где это возможно, вводится автоматизация как процесса производства, так и обработки сырья. Нередко оборудование размещается в форме буквы U, что способствует коллективной работе, гибкости работы, цикличности в обработке сырья и изделий. При этом разработчики продукции стремятся стандартизировать временные циклы и выработку постоянного набора продукции, основанную на ежемесячном производственном плане в рамках всей системы. Такая практика превращает производственный процесс в цикл по крайней мере месячный.

    Таким образом, производство готовой продукции небольшими партиями за относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабжения материальными ресурсами.

    Теоретически идеальным размером заказа для базовой системы "точно в срок" является одна единица, однако это, как правило, не реализуется из-за высоких затрат на сбыт и обработку каждого заказа.

    Логистические системы, использующие принципы концепции "точно в срок", являются "тянущими" системами {pull systems), в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит в том случае, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы "вытягиваются" по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистических посредников в системе дистрибуции.

    В концепции "точно в срок" существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание.

    В практической реализации концепции "точно в срок" ключевую роль играет качество продукции. Японские автомобилестроительные фирмы, первоначально внедряя принципы данной концепции и микрологистическую систему KANBAN в производство, изменили подход к контролю и управлению качеством на всех стадиях производственного процесса и последующего сервиса. В конечном итоге это вылилось в уже упоминавшуюся выше философию всеобщего управления качеством. Концепция "точно в срок" способствует усилению контроля и поддержанию уровня качества продукции в разрезе всех составляющих логистической структуры. Микрологистические системы, основанные на данном подходе, связанном с синхронизацией всех процессов и этапов поставки материальных ресурсов, производства и сборки, поставки готовой продукции потребителям, предполагают точность информации и прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и короткие составляющие логистических (производственных) циклов. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.

    Логистическая концепция "REQUIREMENTS / RESOURCE PLANNING"

    На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II - "Materials / manufacturing requirements / resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II - "Distribution requirements / resource planning" (Система планирования распределения продукции / ресурсов).

    Основными целями MRP систем являются:

    1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям.

    2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции.

    3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

    В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

    Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

    Среди преимуществ DRP систем можно отметить:

    Уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;

    Уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;

    Сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;

    Уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;

    Улучшение координации между дистрибьюцией и производством.

    Макрологистическая концепция « LEAN PRODUCTION » , « тощее производство »

    В 1990-е гг. на многих западных фирмах при организации производства и в оперативном менеджменте получила распространение логистическая концепция «тощего производства» («Lean production»). Называется она «тощее производство», потому что использует меньше ресурсов, запасов, времени при организации производства по сравнению с обычным, так называемым широким, производственным процессом.

    В данной концепции развиваются и соединяются элементы концепции «точно в срок», системы «Канбан» и МКР. Так, в результате применения систем «Канбан» и МКР снижаются уровни запасов материальных ресурсов, используются минимальные страховые запасы без складирования сырья и материалов. В соответствии с концепцией «точно в срок» налажено партнерство с ограниченным количеством надежных поставщиков и всеобщий контроль качества.

    Сущность концепции «тощее производство» выражается пятью следующими принципами:

    o достижение высокого качества продукции;

    o уменьшение размера партий производимой продукции и времени производства;

    o обеспечение низкого уровня запасов;

    o подготовка высококвалифицированного персонала;

    o использование гибкого оборудования и коротких периодов его переналадки.

    В концепции реализуется идея сочетания низкой себестоимости при больших объемах массового производства и разнообразия продукции и гибкости мелкосерийного производства.

    Основные цели концепции «тощего производства» в плане логистики:

    o высокие стандарты качества продукции;

    o низкие производственные издержки;

    o быстрое реагирование на изменение потребительского спроса;

    o малое время переналадки оборудования.

    Ключевыми элементами реализации логистических целей в оперативном менеджменте при использовании этой концепции являются:

    o уменьшение подготовительно-заключительного времени;

    o небольшой размер партий производимой продукции;

    o малая длительность производственного периода;

    o контроль качества всех процессов;

    o общее продуктивное обеспечение (поддержка);

    o партнерство с надежными поставщиками;

    o эластичные потоковые процессы;

    o «тянущая» информационная система.

    Уменьшение запасов и времени производства позволяет значительно увеличить гибкость производственного процесса, быстрее реагировать на изменение рыночного спроса. Применение в системе «тощего производства» элементов систем КАNВАN и «планирования потребностей/ресурсов» позволяет существенно снизить уровень запасов и работать практически с минимальными страховыми запасами без складирования материальных ресурсов, чему способствует сотрудничество с надежными поставщиками.

    Большое внимание в концепции «тощего производства» уделяется общей производственной поддержке с целью обеспечения состояния непрерывной готовности технологического оборудования, практического исключения его отказа, улучшения качества его технического обслуживания и ремонта. Наряду с всеобщим контролем качества, эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы незавершенного производства (буферные запасы) между производственно-технологическими участками. Большую роль в реализации этих задач играет подготовка персонала среднего и низшего звена производственного и логистического менеджмента, который должен: логистика управление товародвижение

    o знать выходные спецификации и требования подведомственных производственно -- логистических процессов и процедур;

    o быть способным измерять результаты работы и контролировать логистические операции;

    o быть хорошо подготовленным и снабженным необходимыми инструкциями;

    o хорошо понимать конечную цель управления. Как и в концепции «точно в срок», в системе «тощего производства» одну из ключевых ролей играют взаимоотношения с надежными поставщиками.

    Конечной целью такого партнерства является установление длительных связей с ограниченным числом надежных поставщиков по каждому виду материальных ресурсов. В концепции «тощего производства» поставщики рассматриваются как часть собственной организации производственной, маркетинговой и логистической деятельности, обеспечивающей достижение миссии компании. Та-кой подход к поставщикам, практически не требующий входного контроля материальных ресурсов, делает их на-стоящими партнерами по бизнесу и способствует интегрированию снабжения в логистическую стратегию фирмы. Поставщики материальных ресурсов должны удовлетворять следующие основные ожидания фирмы-производителя готовой продукции:

    o доставка материальных ресурсов должна осуществляться в соответствии с технологией JIТ;

    o материальные ресурсы должны отвечать всем требованиям стандартов качества, входной контроль материальных ресурсов должен быть исключен;

    o цены на материальные ресурсы должны быть как можно ниже из расчета длительных хозяйственных связей по поставкам, но цены не должны превалировать над качеством материальных ресурсов и доставки их потребителю;

    o продавцы материальных ресурсов должны предварительно согласовать возникающие перед ними проблемы и трудности с потребителем;

    o продавцы должны сопровождать поставки материальных ресурсов документацией (сертификатами), подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией по организации такого контроля у фирмы-производителя;

    o продавцы должны помогать покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новым модификациям материальных ресурсов;

    o материальные ресурсы должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.

    Логистическое управление этими компонентами должно быть направлено на реализацию целей систем «тощего производства». В этом плане необходимыми элементами являются трансформация и транспортировка; инспекции качества нужно проводить как можно реже (в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством), а элементы «складирование» и «задержки» -- вообще исключить. Иными словами, необходимо убрать «бесполезные» операции, что является девизом концепции «тощего производства».

    К «бесполезным» операциям, согласно концепции, относятся:

    o складирование материальных ресурсов;

    o ожидания и задержки в производственном цикле (испытание, ожидание сборки и упаковки);

    o входной контроль;

    o транспортировка на склад сырья и материалов.

    Устранение «бесполезных» операций, таких как складирование и ожидания в производственном цикле, приводит к существенному сокращению непроизводительных логистических издержек и длительности производственного периода.

    В результате функционирования логистической системы по принципам концепции «Тощее производство» достигаются высокие стандарты качества готовой продукции, низкие производственные издержки, быстрая переналадка оборудования и быстрое реагирование на рыночный спрос.

    Рассмотренные примеры основных микрологистических концепций и систем, конечно, не исчерпывают всего их многообразия. В западной экономической литературе исследованию подобных систем посвящено большое число работ по логистическому и операционному менеджменту .

    Концепция "RULES BASED REORDER" (ROP) , « управляет основным перезаказом »

    Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder point" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.

    Концепция "QUICK RESPONSE" (QR) «БЫСТРЫЙ ОТВЕТ»

    Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами (retailer - розничный продавец) и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьюторских сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.

    Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

    Концепция "CONTINUOUS REPLENISHMENT" (CR) «НЕПРЕРЫВНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ »

    Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.

    Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:

    1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции.

    2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств .

    Концепция "AUTOMATIC REPLENISHMENT" (AR) (автоматическое пополнение запасов)

    Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям.

    Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

    В качестве потенциала логистической системы выступает механизм стратегического управления затратами. Феномен снижения затрат состоит во взаимодействии в интегрированных логистических цепочках. Развитие интегрированной логистики приводит к снижению затрат в системе.

    Системный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели бизнеса и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности. Эффективность функционирования логистической системы предполагает ее рассмотрение как организационно-управляющей системы, направленной на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания потребителей.

    Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат:

    Затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением, поставкой товарно-материальных ценностей;

    Затраты на формирование и хранение запасов;

    Транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции от изготовителя до потребителя;

    Издержки хранения и некоторые другие.

    Заключение

    Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сфере.

    Можно выделить 3 периода развития систем товародвижения материальной продукции:

    1. Дологистический период (до 50-х годов). В этот период управление материальным распределением носило фрагментарный характер, т.е. транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две связанные одна с другой сферы деятельности.

    2. Период классической логистики (с 60-х годов по начало 80-х годов). Вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы.

    3. Период неологистики (начало 80-х годов). В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Функции логистики рассматриваются как важнейшая подсистема общефирменной системы.

    С середины 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики. Его специфика - в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов .

    В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как:

    · RP - Requirements/resource planning (планирование потребностей/ресурсов);

    · JIT - Just-in-time (точно в срок);

    · LP - Lean Production («плоское производство»).

    Среди прочих логистических концепций, появившихся в последние время, можно отметить:

    · DDT - Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос);

    · SCM - Supply chain management (управление цепью поставок);

    · Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени);

    · Value added logistics (логистика добавленной стоимости);

    · Virtual logistics (виртуальная логистика);

    · E-logistics (электронная логистика), а также другие.

    Указанным концепциям и технологиям соответствуют базовые (стандартные) логистические подсистемы. Практика применения этих подсистем в логистике связана с автоматизацией звеньев логистических систем или внутренних технологических процессов, внедрением корпоративных информационных систем (КИС), в которых эти подсистемы зачастую являются информационно-программными модулями.

    Применение логистических технологий и базовых логистических подсистем направлено на получение оптимальных решений в логистических системах .

    Список литературы

    1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.-- 2-е изд.--М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. -- 228 с.

    2. Корсаков А.А. логистика/Московская финансово - промышленная академия. - М., 2005. - 37 с.

    3. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998/

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Информационная, маркетинговая и интегральная логистическая концепция. Сущность концепции планирования потребностей. Главные особенности концепции "Точно в срок", "стройного" производства. Концепция "точки заказа (перезаказа)", "быстрого реагирования".

      контрольная работа , добавлен 02.12.2011

      Сущность и концепция интегральной логистики. Администрирование логистической деятельности. Понятие и виды логистических стратегии. Парадигмы логистики и их эволюция. Базисные концепции, системы и технологии в логистике. Основы логистического менеджмента.

      курс лекций , добавлен 10.06.2010

      Изучение эволюции логистических концепций. Раскрытие сущности концепции планирования производства и её базовых технологий толкающих систем. Оперативное управление производством и логистическая концепция, ориентированная на спрос. Интеграция производств.

      учебное пособие , добавлен 27.05.2014

      Понятие и основные аспекты логистики. Необходимости появления логистического подхода к управлению предприятием. Основные функции логистики. Методологический аппарат решения логистических задач, системный и кибернетический подход, исследование операций.

      курсовая работа , добавлен 25.08.2011

      Возникновение и развитие логистики в экономике. Основы концепции и общие задачи логистики. Направления использования логистических подходов в России. Маркетинг как рыночная концепция, его определение и сущность на различных этапах исторического развития.

      реферат , добавлен 03.10.2010

      Предпосылки и история развития логистики, ее сущность, цели, функции и принципы. Факторы актуальности логистических процессов, их внедрение в управление товародвижением. Схема движения, содержание, виды и роль материальных и информационных потоков.

      реферат , добавлен 09.12.2011

      Роль закупок товаров в коммерческой деятельности. Фактор ценообразования в закупочной логистике. Анализ элементов закупочной логистики ОАО "Ливгидромаш". Совершенствование работы службы закупок и логистики, внедрение новых логистических элементов.

      курсовая работа , добавлен 12.08.2011

      Определение задач микрологистики в планировании и контроле уровня входных и промежуточных запасов. Характеристика логистической концепции "точно в срок". Описание складских помещений. Использование автоматизированных технологий применения штрих-кода.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2010

      Понятие материального потока и принципы логистики. Функции участников, уровни развития, виды логистических систем. Служба закупок на предприятии. Традиционная и логистическая концепции организации производства. Задачи распределительной логистики.

      курс лекций , добавлен 23.10.2013

      Сущностные характеристики логистики в комплексном управлении товародвижением. Особенности выбора поставщика и планирования закупок. ОАО "Промприбор": маркетинговая характеристика предприятия и методы совершенствования системы закупочной логистики.

    Выделяют семь правил логистики:

    1. Продукт должен быть необходим потребителю.

    2. Продукт должен быть соответствующего качества.

    3. Продукт должен быть в необходимом количестве.

    4. Продукт должен быть доставлен в нужное время.

    5. Продукт должен быть доставлен в нужное место.

    6. Продукт должен быть доставлен с минимальными затратами.

    7. Продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

    В общем виде цель любой логистической системы состоит в удовлетворении требований потребителей и описывается семью параметрами: покупатель, товар, качество товара, количество товара, время доставки, место доставки, затраты.

    Цель логистической деятельности получила название правило «семи Н» (в английском варианте - «seven R-s»), которое гласит: обеспечение нашего потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

    Это правило должно выполняться на всех стадиях движения товаров, начиная с закупок сырья и далее по цепочке: изготовление товаров, распределение, продажа конечному потребителю. Лишь в этом случае обеспечиваются требуемые параметры качества товаров (услуг) на их конечной стадии - потребления.

    6. Сущность логистического управления.

    Логистическое управление обеспечивает настройку и улучшение процессов с ориентацией на потребителя, оптимизирует их и сводит к минимуму контрольные операции.

    Главной особенностью логистического управления выставляется процессный подход, поэтому ключевыми понятиями в логистике являются потоки и процессы.

    Выделения потоков и управления ими, организация непрерывного их протекания и эффективного мониторинга для достижения поставленной цели представляют собой содержания управления потоками.

    Движения потоков в логистике описываются с помощью процессного подхода.

    7. Понятие и виды материальных потоков и их классификация

    Материальный поток - совокупность каких-либо объектов одинаковых или разных по своим параметрам, которые воспринимаются как единое целое, находятся в процессе движения на определённом участке пространства в определённом интервале времени и измеряется в абсолютных единицах за конкретный период.

    Логистические потоки классифицирует по следующим признакам:

    По отношению рассматриваемой логистической системе – внутренней и внешней, входящей и выходящей.

    По степени непрерывности – непрерывные и дискретные

    По степени определённости – детерминированные и стохастические

    По степени стабильности – стабильные и нестабильные.

    8. Логистические операции и процессы на предприятиях.

    Логистическая операция представляет собой обособленную совокупность действий, направленных на преобразование мате­риального потока. Примерами типичных логистических опера­ций являются упаковка, погрузка, транспортировка, складиро­вание, внутрипроизводственное перемещение сырья и полуфаб­рикатов при изготовлении продукции, сбор, хранение и обра­ботка информации, соответствующей материальному потоку. Затраты на последние из названных операций составляют зна­чительную долю логистических издержек.

    Логистические операции классифицируют по двум основ­ным признакам. В связи с тем, что выполнение логистических операций с входным и выходным материальными потоками от­личается от выполнения этих операций внутри логистической системы, различают операции одно- и двусторонние. В одно­ сторонних операциях право собственности на товар и страхо­вые риски не переходят с одного юридического лица на другое, в двусторонних такой переход осуществляется. Отдельные ло­гистические операции являются продолжением технологиче­ского процесса производства (упаковка, погрузка) и могут из­менять потребительские свойства товара, в связи с чем их отно­сят к категории логистических операций с добавленной стои­ мостью. Логистические операции, не изменяющие потреби­тельную стоимость товара, относят к категории операций без добавленной стоимости (оформление документов).

    В зарубежной и отечественной экономической литературе встречается широкая трактовка термина «логистика», в которой объект не ограничивается материальными потоками. Сегодня понятие логистика вбирает управление энергетическими, финансовыми, людскими потоками. Но главный потенциал лежит в рационализации управления именно материальным потоком.

    Логистика - это теория и практика координирования материальными и информационными ресурсами. Деятельность логистики имеет финальную цель, которую стали называть 6 правилами логистики.

    1. Груз - необходимый товар.
    2. Качество - требуемого качества.
    3. Количество - в нужном количестве.
    4. Время - доставка в четко прописанные сроки.
    5. Место - в определенное место.
    6. Затраты - с наименьшими затратами.

    Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 6 правил, т.е. необходимый товар нужного качества и в необходимом количестве следует доставить в определенное время в обозначенное место с наименьшими затратами.
    Законы рынка одновременно просты и суровы: успешен тот, кто осведомлен, чего клиент хочет и как эти желания реализовать. Услуги и товары не появляются сами по себе. Их нужно предварительно закупить или произвести, затем организовать доставку к месту назначения, т.е. выполнить целевой заказ. Ввиду того, что обработка заказов осуществляется в разное время и в разных подразделениях, то проблема руководителя логистической компании - организовать слаженную работу всех отделов, чтобы обслужить заказчика качественно.
    Именно поэтому следует придерживаться 6 правил логистики, которые позволяют логистической организации претворить в жизнь поставленные задачи и выполнить работу безупречно.

    3.2 Шесть правил логистики

    Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

    1. Груз — нужный товар.

    2. Качество — необходимого качества.

    3. Количество — в необходимом количестве.

    4. Время — должен быть доставлен в нужное время.

    5. Место — в нужное место.

    6. Затраты — с минимальными затратами.

    Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

    3.3 Функции логистики

    В процессе управления материальными потоками решается множество разнообразных задач: прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, организации складирования, упаковки, транспортировки и др. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

    Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

    транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

    — предприятия оптовой торговли;

    — предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

    Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

    Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

    При этом под термином «функция » в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. К ним можно отнести следующие:

    1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

    2. Определение объемов и направлений материальных потоков.

    3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

    4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

    5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

    6. Управление запасами в сфере обращения.

    7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

    8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы).

    9. Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по количеству и качеству, организация доставки мелкими партиями и др.).

    Все эти функции имеют две характерные особенности:

    — они взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком. Весь комплекс логистических функций, в совокупности, подчинен единой цели;

    — носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

    Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

    Золотые правила логистики

    Изучение логистической науки должно основываться на понимании основных правил логистического подхода, которые принято именовать «золотыми» правилами логистики.
    Деятельность по контролю над материальными потоками, равно как торговая, производственная и другие виды деятельности, осуществляется с ранних периодов развития экономики. Новизна логистического подхода к процессу управления, в смене приоритетов в пользу усиления важности деятельности по мониторингу процесса движения материальными ресурсами. Совсем недавно стал понятен потенциал увеличения эффективности, которым обладает рационализация экономических процессов.

    Правила логистики есть система воззрений на рационализацию экономической действительности методом оптимизации потоковых процессов. Итак, «золотые» правила логистики.
    1. Правило системного подхода. Оптимизация материальных потоков возможна как в пределах одной организации, так и отдельного подразделения. Однако, максимальную результативность возможно получить, оптимизируя материальный поток на всей протяженности, т.е. от первоисточника сырья до потребителя.
    2. Отказ от производства универсального подъемно-транспортного и технологического оборудования. Использование оборудования, подходящего к конкретным условиям, что возможно при условии выпуска широкой номенклатуры средств производства.
    3. Создание современных условий для трудовой деятельности, гуманизация технологии производства. Логистический подход должен создавать предпосылки для привлечения в отрасль специалистов, обладающих высоким профессиональным потенциалом, но вместе с тем, должны улучшаться условия труда.
    4. Учет издержек на всем протяжении логистической цепочки. Минимизация затрат возможна при условии, что система издержек позволит выделить средства на логистику. Так появляется необходимый критерий выбора лучшего варианта логистической системы - минимум издержек на протяжении логистической цепочки.

    Логистика – это теоретическое и практическое управление материальными потоками и потоками связанной с ними информации.

    Процесс управления материальным потоком для наглядности можно сравнить с управлением водной струей из-под крана: ее возможно открыть на полную мощность или закрыть, добавить горячей воды, сделать поток более холодным, разбрызгивать, пользуясь смесителем, с помощью шланга направлять в желаемую сторону. Результатом подобных действий являются изменение направления, интенсивности потока, его качественных характеристик (в частности – температуры), изменение структуры (при распылении через душевую сетку).

    В экономических системах циркулирует огромное множество материальных потоков. Несмотря на всю сложность управления ими, процесс во многом аналогичен управлению обычной струей из-под крана:

    • Кран открыт – товар идет от поставщика к покупателю.
    • Кран открыт на полную мощность – интенсивность поставок возросла.
    • Кран закрыт – поставки прекратились.
    • Изменили адресата – поток пошел в другом направлении.
    • Изменили качественный состав потока - изменился ассортимент.

    Конечно, управление материальными потоками - процесс значительно более сложный. Если выразить его в виде формулы, он будет выглядеть примерно как “принятие решения + реализация”. Для принятия обоснованных решений необходимо наличие определенного багажа знаний. Получить их можно, записавшись на курсы логистики в Москве .

    О логистике можно говорить и как о междисциплинарном научном направлении, находящемся в непосредственной связи с поиском новых способов улучшения эффективности материальных потоков.

    Освоив научные знания, можно уверенно принимать решения в сфере управления потоками материальных благ. Что касается их реализации, для этого необходимо наличие конкретной хозяйственной деятельности, суть которой будет состоять в процессе управления материальными потоками в области производства и обращения.

    Подытоживая сказанное, можно заключить, что логистика является наукой о процессе планирования, контролирования и управления транспортировкой, складированием, некоторыми другими операциями материального и нематериального характера, совершение которых необходимо при доведении исходного сырья и материалов до предприятия, переработки этого сырья, полуфабрикатов, материалов в процессе производства, последующем доведении продукции до адресата (потребителя) в полном соответствии с его требованиями и интересами. Все это относится и к управлению передачей, хранением, обработкой информации, связанной с описанными процессами.

    Точным отражением управленческого характера деятельности в логистике является ее определение в качестве менеджмента всех видов деятельности, способствующих движению и координации спроса и предложения на конкретные виды товаров в конкретном месте в пределах заданного времени.

    Основной целью логистики является доставка продукции с четким соблюдением сроков при минимально возможных затратах на хранение, процесс производства, упаковывания, сбыт, транспортировку, благодаря чему удается добиться значительного улучшения условий функционирования экономики в целом.

    Золотые правила логистики являются отражением ее основной цели:

    ГРУЗ – необходимый товар

    КАЧЕСТВО – надлежащего качества

    КОЛИЧЕСТВО – в требуемом количестве

    ВРЕМЯ – должен быть доставлен с точным соблюдением указанного времени

    Правила и показатели логистики

    Логистика как наука имеет эмпирическую природу и относительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики — необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями — находятся в состоянии становления. Функцию целеполагания в значительной мере осуществляют «шесть правил» логистики, формулируемые так: «Предоставить:

    1) необходимое количество

    2) нужного товара

    3) заданного качества

    4) в нужное время

    5) к установленному сроку

    6) за согласованную цепу».

    Заметим, что приведенные здесь «шесть правил» логистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе «седьмого» и последующих правил с этой точки зрения является избыточным, но допустимо в определенных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса).

    Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудовым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсорсинга и аутстаффинга.

    Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними — их минимизация.

    В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:

    — частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;

    общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;

    — степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок па общий объем потребностей;

    — затраты на логистику (в процентах от общих расходов);

    — период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);

    — расходы на отправленную единицу продукции;

    — расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

    — степень риска, связанная с содержанием запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.

    Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.

    Показатели ритмичности (variability indices) — это отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.

    Показатели работы склада (warehousing indices) — технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:

    1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);

    2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);

    3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада).

    В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием явилось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:

    1) отношение числа заказов к выбранному периоду времени;

    2) потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;

    3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;

    4) численность персонала;

    5) количество пропусков по болезни;

    6) доля запасов по отношению к обороту;

    7) стоимость заказов к периоду;

    8) среднее наличие на складе;

    9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций;

    10) количество отсутствующих на работе;

    11) стоимость наличия па складах, отнесенная к связанному капиталу;

    12) число складских позиций;

    13) продолжительность оборота склада;

    14) среднее время восстановления запаса;

    15) количество (частота) оборотов;

    16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;

    17) уровень готовности к поставкам;

    18) доля запасов в обороте;

    19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);

    20) число позиций заказов за период;

    21) средняя продолжительность храпения на складе;

    22) отношение затрат на складирование к площади склада;

    23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя перечень показателей, используемых на предприятиях Германии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистическими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функционирования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру.

    Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.

    Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:

    — надежность сроков поставки;

    — способность системы к немедленному удовлетворению спроса.

    • Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Составители: Пилипей О.Н. (1 кв.категория) Мелентьева И.Н. (1 кв. категория) Демидова О.Б. (1 кв. категория) Возраст детей: 5 -15 лет Срок […]
    • Предварительный договор купли-продажи квартиры (аванс, задаток) - снятие рисков Если речь идет о заключении договора купли-продажи недвижимости, то основными условиями, которые необходимо учесть при […]
    • Сходка в Ереване, внук Деда Хасана и самый старый «законник»: чем живет воровская Армения? Вверху: 2) Сурен Аветисян(Суро Ленинаканский); за столом: 1) Самвел Арутюнян(Само), 2) Армен Манукян(Сево), 3) […]

    Цель логистического процесса формулируется основным правилом логистики - так называемым Правилом 7R (right - "правильный"): (1) правильный продукт (2) с правильным уровнем издержек (3) правильного качества (4) в правильном количестве должен быть доставлен (5) в правильное время (6) в правильное место (7) правильному потребителю. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может привести к нарушению производственного цикла и потере клиентов и, соответственно, позиций на рынке.

    F Правило «семи Н» или «семи R»

    1. Обеспечение нужного продукта;

    2. Нужного количества;

    3. Нужного качества;

    4. В нужном месте;

    5. В нужное время;

    6. Для нужного потребителя;

    7. С наилучшими затратами.

    Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».

    К складской логистике: нужный товар (right product) необходимого качества (right quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен в нужное время (right time) и в нужное место (right place) нужному потребителю (right customer) с требуемым уровнем затрат (right cost).

    1. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

    Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

    определение потребности в материальных ресурсах;

    исследование рынка закупок;

    выбор поставщика;

    осуществление закупок;

    контроль поставок;

    подготовка бюджета закупок;

    координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

    Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее.

    Структуру системы складирования образуют подсистемы:

    1. технико-экономическая.

    Складируемые грузовые единицы.

    Здания и сооружения.

    Подъемно-транспортное оборудование.

    Что такое проблема МОВ в логистике. Как она решается в привязке к закупочной, транспортной и распределительной логистике.

    В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как относительно использования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и относительно использования собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.



    Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.

    Задача МОВ в распределительной логистике –самостоятельно распространять производителю свою продукцию или воспользоваться услугами фирм, специализирующихся в этой области.

    Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений по проблеме МОВ («сделать самим или купить») в закупочной логистике. Как на решение задачи «сделать самим, или купить» влияют производственные условия предприятия?

    Закупочная логистика - это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами. На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции выполняет служба снабжения. Границы деятельности службы снабжения определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы внутри предприятия. Главная задача - решить вопрос «Сделать самим, или купить».

    Задача “сделать или купить” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача МОВ1, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.



    Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

    Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

    ♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

    ♦ отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

    ♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

    ♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

    ♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

    Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

    Металлургический комбинат, имеющий список потенциальных поставщиков обратился к Вам как к специалисту по логистике с просьбой сформировать перечень критериев оценки потенциальных поставщиков с выделением в них основных и второстепенных критериев. Необходимо составить как можно больше критериев и проранжировать их по значимости, присвоив каждому критерию весовой коэффициент.

    Этапы выбора поставщика

    1. Определение требований к поставщикам (показателей их оценки)
    2. Поиск потенциальных поставщиков и сведений о них
    3. Оценка и анализ потенциальных поставщиков
    4. Принятие решения о поставщике

    Критерии выбора поставщика

    Основные

    › качество товара

    › надежность поставки

    Дополнительные

    › удаленность поставщика от потребителя;

    › сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

    › наличие резервных мощностей;

    › организация управления качеством у поставщика;

    › психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

    › способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

    финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.