• Конкурсно-развлекательная игра для летнего лагеря «Весёлая мозаика. Интересные мероприятия и игры в лагере дневного пребывания Викторины для младших школьников в лагере

    1. Почему говорят: «Как с гуся вода»? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не сманивает перьев и каплями скатывается с них)

    2. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (У собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности, чтобы ей не было жарко)

    3. Почему, ужалив кого-либо, пчела умирает? (У пчелы на жале есть зазубринки, наклоненные к ее тельцу. В тело жертвы жало входит легко, а вытащить его пчеле назад не удается. Вот так вместе с жалом отрывается часть брюшка пчелы, и она гибнет)

    4. Почему хвостатая корова живет сытнее, чем бесхвостая? (Потому что хвостом коровы отгоняют кровососущих насекомых — слепней, клещей, комаров — и спокойнее питаются)

    5. Почему нельзя трогать в гнездах яйца птиц? (Потому, что птица бросает гнездо, если тронуть его руками, и птенцы могут погибнуть)

    6. Почему все кошки (домашние и дикие) гораздо чистоплотнее собак, волков и лисиц? (Потому что кошки ловят добычу, охотясь из засады, прыжком. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко)

    7. Почему скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Они выщипывают шерсть животных для утепления своих гнезд и выклевывают из шкур скота насекомых для своего пропитания)

    8. Почему домашние утки и гуси осенью начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Потому что предки наших домашних гусей и уток были перелетными птицами. Осенью, когда улетают их дикие сородичи, домашние утки и гуси тоскуют: их тоже тянет куда-то лететь)

    9. Почему рыжую цаплю — выпь — зовут «водяным быком»? (Потому что самец-выпь издает звук, похожий на рев быка)

    11. Почему куры перед дождем перебирают клювом перья? (Предчувствуя дождь, куры смазывают перья жиром, чтобы с них лучше стекала вода. Жир этот они берут из копчиковой железы, которая помещается у них под хвостом)

    12. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую — низко над землей? (Летая, ласточки и стрижи ловят мошек, комаров, мух и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, влажный, и это не дает насекомым подниматься вверх на мокрых крыльях)

    13. Почему глухаря так назвали? (Потому что во время тока, когда он поет «любовную песню», он так сосредоточен, что не слышит ничего вокруг и может стать очень легкой добычей охотника)

    14. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она прочищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает)

    15. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры, и лось не вязнет)

    16. Почему рыбы могут дышать кислородом, растворенным в воде? (Всякий газ устремляется оттуда, где имеется высокое давление, туда, где давление меньше. В крови у рыбы давление кислорода меньше, чем его давление в воде, поэтому кислород переходит из воды в кровь, протекающую по кровеносным капиллярам жабр)

    17. Почему стрижи не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Потому что их крылья значительно длиннее туловища и ног. Если они куда-нибудь сядут, то могут повредить крылья и не смогут взлететь)

    18. Почему на флаге США тринадцать белых полос? (Потому что именно тринадцать штатов объединились, чтобы образовать новое государство — Соединенные Штаты Америки)

    19. Почему растения нельзя поливать, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожоги)

    20. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки и шипы? (Колючки и шипы, заменяющие листья у многих пустынных растений, — это «приспособления», которые позволяют этим растениям более экономно расходовать влагу)

    21. Почему коньки скользят по льду, а по полу — нет? (При трении конька об лед увеличивается температура и лед подтаивает. Вода является смазкой, и конек скользит. На полу же этого не происходит)

    22. Почему старых лосей называют «сохатыми»? (Сохатый — от слова «соха» — орудие труда, которым взрыхляли землю. На ветвистую соху похожи рога старого лося)

    23. Почему след задних ног бегущего зайца находится впереди следа его передних ног? (Задние ноги у зайца длиннее передних. Когда он бежит, он выкидывает длинные задние ноги вперед)

    24. Почему у зайца шкура очень тонкая? (Если даже догнавший зайца хищник и ухватит «косого» за бочок, дернувшись, можно вырваться из пасти хищника, пожертвовав своей шкуркой)

    25. Охотникам случается убивать зайцев с воткнутыми в их спины лапами сов и ястребов. Почему это бывает? (Ястреб или сова, когда нападают на зайца, одной лапой вцепляются ему в спину, а другой стараются схватиться за ветки деревьев или кустов. Перепуганный заяц мчится с такой силой, что, бывает, иногда разрывает пополам вцепившегося мертвой хваткой в ветку ястреба)

    27. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом? (Зимой деревья замерзают, не впитывают в себя воду; дрова из деревьев, срубленных зимой, суше)

    28. Почему в лесу живые осиновые деревья плохо горят, а спички все-таки делают из осины? (Древесина у осины очень пористая. У живого дерева все поры заполнены влагой, поэтому дерево плохо горит. Но если его хорошо просушить — пористая древесина наполнится воздухом и будет хорошо гореть)

    29. Почему снег в городе начинает таять раньше, чем снег в лесу? (Потому что в городе снег грязный, а темные цвета притягивают больше солнечных лучей. Кроме того, в городе теплее из-за теплотрасс, машин, заводов)

    30. Игуана василиск бегает по воде и не тонет. Почему? (Она так быстро перебирает своими перепончатыми лапами, что не успевает погрузиться в воду)

    31. Верблюды поедают острые и твердые колючки и не ранятся. Почему? (Нёбо, язык и щеки верблюдов покрыты, как броней, твердыми буграми)

    32. Почему мотыльки и бабочки летят на гибельный для них огонь? (Их полет к смертоносной свече — просто реакция на раздражитель. Задолго до того, как на Земле появились искусственные источники света, бабочки и другие насекомые ориентировались по солнцу и луне. Бабочка полетит по прямой, если будет держаться так, чтобы лучи света падали на глаза все время под одним и тем же углом. Но если источник света находится вблизи (как в случае со свечой), его лучи образуют расходящийся пучок. Бабочке приходится все время изменять свой курс по отношению к источнику света. Получается спираль, которая постепенно приводит бабочку прямо в огонь)

    33. Почему насекомые спят с открытыми глазами? (Они не могут их закрыть, у них нет век)

    34. Почему остров Сейбл (что в переводе с английского означает «песчаный») моряки прозвали «островом смерти», или «пожирателем кораблей»? (Остров находится в Северной Атлантике. Его высота не превышает тридцати двух метров. Из-за густых туманов его трудно разглядеть. Многие суда здесь садились на мель и через один-два месяца тонули в зыбучих песках. Любой предмет, попавший в эти пески, погружается в них, как в воду, правда, не столь быстро)

    35. Почему у кошки язык шершавый? (На поверхности кошачьего языка множество ороговевших выступов. Они служат ей своеобразным напильником, с помощью которого ее легче снимать мясо с добычи, лакать молоко, чистить шкурку и удалять с нее выпавшие волоски)

    36. Почему литр так называется? (Французский винодел Клод- Эмиль-Жан Батист Литр, живший в восемнадцатом веке, первым стал использовать для замеров объема жидкости стеклянный цилиндрический сосуд с метками на внешней стороне. Правда, его емкость была больше теперешнего литра)

    31. Почему Китай так называется? (Сами его жители уже более двух тысяч лет именуют свою страну «Чжунго», что в переводе значит — «срединное государство». Англичане переделали это слово в «Чайна». А вот когда русские землепроходцы впервые проникли за реку Амур, они встретились прежде всего с малой народностью, которые называли себя «кидани». Это слово с течением времени видоизменилось в соответствии с нормами русского языка и стало обозначать всю огромную страну — Китай)

    38. Название диковинного грейпфрута очень созвучно с английским словом «виноград» («грейпс»). А между тем внешне грейпфрут больше похож на апельсин. Почему же его так назвали? (Плоды грейпфрута растут на деревьях тяжелыми гроздьями, точь-в-точь как виноград)

    39. Почему у попугая такое название? (Первые попугаи попали к Европу из Индии. Их привезли воины Александра Македонского. В средневековье в Ватикане стали специально разводить попугаев для римских пап. Тогда и нарекли их — «папагалами», что значит «папские петухи»)

    40. Почему жидкое мыло назвали «шампунем»? (Многие полагают, что слово это французское. На самом же деле происходит оно из Индии, где слово «шампо» означает — «натирать голову»)

    41. Почему на гербе города Коломна Московской области появился столб? (Коломенцы придумали красивую легенду, что- де путешествовал по России знатный итальянец Карл Колумна, который основал город. «Колумна» — в переводе с итальянского — колонна. Так курьезным образом столб оказался на городском гербе. При царе Петре Первом решили измерить длину Российской империи. Начали от Московского Кремля до Коломенского кремля ставить столбы — «версты»)

    42. Почему вздор зовут галиматьей? {Жил когда-то в Париже врач по имени Галли Матье. Пациентов он лечил довольно необычным способом — вместо лекарств рассказывал всякие смешные истории и анекдоты. И многим, представьте, это помогало. Со временем пациентов у него прибавилось, и часто вместо личного визита он отправлял к больным слугу с запиской, а в ней — остроты и каламбуры. Но со временем, то ли остроумие врача иссякло, то ли на пациентов, лишенных личного контакта, такого рода лекарства перестали действовать, такие записки стали восприниматься полным вздором и получили название галиматьи. А со временем из французского языка это слово попало к нам)

    43. Почему шотландские фамилии начинаются с приставки «Мак»? (Эта приставка указывает на самый распространенный способ образования фамилий — по имени отца. На древнем гэльском языке, и по сей день распространенном в северной Шотландии, «Мак» означает «сын». Поэтому фамилию Маклауд можно на русский язык перевести буквально, как Лayдов. Удивительными представляются и многие фамилии ирландцев, начинающиеся с приставки «О» — например: О"Тул, О"Хара, О"Нил и так далее. Но сам способ образования фамилий такой же. В данном случае приставка означает «кого» или «чей». В древности Питер О"Тул означало Питер, сын Тула, а с течением времени сочетание О"Тул стало фамилией)

    44. Почему «танк» так называется? (В переводе с английского «танк» означает не что иное, как бак для топлива. Поэтому происхождение слова «танкер» объяснить легко — ведь эти огромные суда для перевозки нефти или бензина, по сути, не что иное, как огромные плавучие баки. Но почему так назвали боевую машину? Летом 1916 года в Первую мировую войну англичане доставили на фронт первые пятьдесят бронированных гусеничных машин, оснащенных пушками и пулеметами. Это было принципиально новое оружие, и поэтому его постарались максимально засекретить. Бронированные гиганты, поставленные на железнодорожные платформы, были заколочены досками, на которых по-английски была написано «Tank». Словом, боевые машины выдавались за топливные баки. А потом это название так и закрепилось за ними во многих странах)

    45. Почему некоторые сатирические стихи зовут пародиями? (Зародился этот насмешливый стихотворный жанр в Древней Греции. Название его происходит от сочетания двух греческих слов — «пара» и «оде», что буквально можно перевести как «против од», а иными словами — против высокопарных стихотворений. Таким образом, уже в античные времена пародисты высмеивали выспренность, приукрашенность, лесть. У нас в России пародии появились в восемнадцатом веке, а в 1821 году в литературном словаре ему впервые дали подробное объяснение как способу «едко, но справедливо высмеять нечто примитивное или скучное от громких, но пустых слов». Позже в этом жанре прославился Козьма Прутков — за этим псевдонимом скрывалась группа талантливых поэтов: А.К. Толстой и двоюродные братья А.В. и A.M. Жемчужниковы)

    46. Почему человек чихает? (Удивительно, но долгое время на этот вопрос не было ответа. И разобрались медики в природе чихания сравнительного недавно. Оказывается, когда мы простужаемся, в пазухах носа появляется слизь — защитная реакция организма на собирающиеся там вредоносные микробы. Слизь действует на нервные окончания, «сигнализируя» организму, что необходимо освободить ноздри. Так и раздается мощное «а-а-пчхи!», и импульс воздуха выбрасывает из носовых проходов все ненужное. Точно так же мы с вами чихаем, когда в носу скапливается пыль, частички дыма или какие-нибудь иные раздражители)

    47. Почему Гренландию называют «зеленой страной»? (История тут давняя. В раннем Средневековье за разбой в Исландии, заселенной норвежцами, полагалось изгнание из страны. Так был выдворен предводитель отряда викингов по прозванию Эрий Рыжий. Он сел на парусный корабль и отправился на запад искать землю, где мог бы поселиться. Через несколько недель странствий по морю его команда увидела землю, и парусник вошел в залив. Дело было весной, узкая полоска берега из- за проснувшейся после зимнего сна травы оказалась зеленой. Что и дало Эрику повод назвать остров Гренландией)

    48. Почему мобильный телефон называется сотовым? (В радиотелефонах используют ультракороткие волны, которые распространяются прямолинейно, почти как свет. Чтобы такой телефон работал хорошо, удаляться от абонента на большое расстояние нельзя. И здесь помогает сеть ретрансляторов. Если они размещены оптимально, зоны их работы образуют правильные шестиугольники, похожие на соты. Микрокомпьютер в телефоне отслеживает положение относительно ретрансляторов и переключается с одного на другой незаметно для пользователя)

    49. Почему колибри могут зависать над цветком? (Крошечная птичка и в самом деле порой уподобляется вертолету и зависает в воздухе. Сначала это объясняли способностью птички-невелички равномерно махать крыльями вверх-вниз. Однако на деле физика процесса здесь несколько иная... При равномерности взмахов колибри медленно опускалась бы вниз под действием собственного веса, даже несмотря на то, что он составляет всего несколько граммов. Так вот, на самом деле птичка энергичнее всего делает взмах крыльями вниз, отталкиваясь от воздуха. При этом, чтобы оставаться на одном месте, необходим точнейший расчет: ведь колибри делает десятки взмахов в секунду)

    50. Почему язык у жабы прикреплен «задом наперед»? (И в самом деле, жабий язык прикреплен ко рту этого земноводного не задней частью, как у всех животных и у человека, а передней. Поэтому она способна выбрасывать его далеко вперед и ловить мух и комаров. Отправлять же их в рот помогает липкая «смазка» на языке. Кстати говоря, несмотря на свой не слишком привлекательный внешний вид, жаба человеку верный помощник. Она живет в огородах и в садах и уничтожает многих вредителей)

    51. Почему героя «Недоросля» назвали Митрофанушкой? (Автор знаменитой комедии Денис Иванович Фонвизин выбрал ему имя не случайно. Дело в том, что Митрофан по-гречески значит — «послушный матери». А ведь, помните, Митрофанушка во всем слушался свою вздорную и неразумную родительницу — помещицу Простакову. В конце восемнадцатого века, когда драматург писал свою пьесу, высмеивавшую дворян, не желавших ничему учиться, еще хорошо помнили значение греческих имен, пришедших в Россию из Византии. А после комедии Фонвизина имя Митрофанушка стало нарицательным, обозначая лентяя-неуча. Между тем прототип героя в своей настоящей жизни одумался, стал учиться и достиг высот — стал членом Российской академии наук)

    52. Ученые из Лионского университета во Франции, обследовав свыше ста мужчин, пришли к любопытному выводу: чем больше борода, тем скорее происходит облысение. Почему? (Объяснение этой зависимости очень простое. Известно, что когда температура тела повышается, терморегуляционные процессы ускоряют кровообращение в коже и освобождают таким образом избыток тепла. Делается это для того, чтобы защитить мозг от перегрева. Между тем борода представляет собой термическую изоляцию, затрудняющую отдачу тепла через кожу. Высказывается гипотеза о том, что у многих мужчин облысение — проявление адаптации организма, которое предохраняет мозг от перегрева)

    53. Почему на многих экспонатах, представляемых на выставки западными фирмами, уже не увидишь привычных всем нам табличек с призывом: «Не трогать!». Более того, некоторые фирмы всячески поощряют любопытных посетителей, желающих лично испробовать вычислительную или какую- либо другую технику. Почему они это делают? (Эксплуатация в экстремальных условиях позволяет как следует проверить надежность новых машин)

    54. Почему вода бывает жесткая? (Потому что в ней много солей)

    55. Почему Красное море самое соленое на Земле? (В него не впадает ни одна река. И неудивительно: на одном берегу лежат раскаленные африканские пустыни, на другом — пески Аравийского полуострова)

    56. Почему Красное море так называется? (Обычно вода в нем голубая или зеленая, причем очень чистых тонов. Но изредка особые микроскопические водоросли обретают красный цвет. Вот тогда вода в море становится необыкновенно красной)

    57. Почему слоны первыми покидают район, где скоро пройдет землетрясение, а уже вслед за ними уходят в другое место и зебры, и носороги, и жирафы? (У слонов широкие и плоские ступни. Площади соприкосновения с землей вполне достаточно, чтобы воспринимать малейшие колебания почвы. Огромное животное как бы становится живым сейсмографом)

    58. Говорят — «спит как сурок». Почему сурка считают необыкновенным соней? (Зимний сон у сурка продолжается от семи до девяти месяцев. За это время зверек полностью расходует накопленные запасы подкожного жира и просыпается худым и голодным. Спит же сурок не только очень долго, но и так крепко, что ничем не разбудишь. Словом, всем известная поговорка, сравнивающая человека-соню с сурком, на удивление точна)

    59. Почему уфология так называется? (В нашей стране «летающие тарелки», по-научному НЛО, — неопознанные летающие объекты. Если перевести эту фразу на английский язык и взять начальные буквы, получится УФО. Именно так «летающие тарелки» именуются в англоязычных странах. Когда появилась наука, изучающая эти необыкновенные явления, она стала называться уфологией)

    60. Почему цветы пахнут? (Это происходит потому, что их лепестки выделяют определенные ароматные масла — сложные химические соединения. Вырабатывание этих масел — составная часть роста любого растения. На свету или при определенной температуре химические соединения разлагаются — и образуется летучее, быстро испаряющееся вещество. Тогда-то мы и чувствуем тонкий цветочный аромат)

    61. Почему у животных разные хвосты? (Все они ведут разный образ жизни, а хвост в жизни должен помогать. Белке он помогает сохранять равновесие, служа своеобразным рулем, и тормозить, служа парашютом. У обезьян это хватательный орган. Хвост может выполнять роль опоры, как у кенгуру; опахала, как у лошади. Птицам он помогает парить, для рыб — это руль. Словом, в живой природе хвосты разные нужны, хвосты всякие важны)

    62. Почему плачут крокодилы? (Они плачут не от жалости к своей жертве и не от лицемерия: пожирая крупные куски мяса или откладывая яйца, животное напрягается, и из слезных протоков выдавливается избыток жидкости. Кроме того, крокодилы, живущие в солоноватой воде, через слезные протоки, как и морские черепахи, выводят соли)

    63. Почему Алексей Николаевич Толстой выбрал для черепахи имя Тортила? (Тортуга — это испанское название черепахи. А имя Тортила означает «маленькая черепашка»)

    64. Почему наводнения чаще всего случаются в жаркие дни? (Потому что в горах тает снег и лед, и вся эта вода стекает в реки, переполняя их)

    65. Почему остров Пасхи носит такое название? (Он был открыт нидерландскими мореплавателями в Пасху в 1722 году)

    66. Почему живущего в одном из южных морей краба назвали «старьевщиком»? (Ползая по дну, он разыскивает и накладывает себе на спину все, что попадается на пути. А когда ему угрожает опасность, он подставляет противнику свои «сокровища». И пока тот лакомится съедобными вещами, «старьевщик» спасается от неприятеля)

    67. Почему птицу лысуху в Астраханской области называют «чиновник»? (Оперение у птицы такое же черное, как форменная одежда чиновников в царской России. И ходит она лениво и важно. Да еще и бляшка у нее на голове — прямо как кокарда на фуражке чиновника)

    68. Почему мы говорим «круглый год», а не «квадратный» или «четырехугольный»? (Все четыре времени года переходят друг в друга постепенно. Год за годом, круг за кругом — так движется жизнь)

    69. Почему люди, поевшие мясо морских черепах, мучаются болями в животе, иногда даже умирают? (Это происходит потому, что черепахи без ущерба для себя наедаются ядовитыми морскими животными, и их яд концентрируется в жире черепах)

    70. Почему морские свинки так называются, ведь они не имеют ничего общего с морями, сугубо сухопутные животные и принадлежат к отряду грызунов? (Родина этих спокойных и ласковых животных — Южная Америка. В Европу их завезли оттуда в шестнадцатом веке. Сначала редких зверьков называли заморскими свинками, а потом приставка «за» отпала и стали они морскими свинками)

    71. Почему именно блины стали символом Масленицы? (Блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу, с жару», очень напоминает солнце. А Масленица — это встреча весны, поклонение яркому солнышку и его богу Яриле)

    72. Почему в Бельгии и Нидерландах святого Мартина всегда изображали на иконах с гусем? (Эта птица однажды не на шутку рассердила епископа. Он произносил горячую проповедь, а гуси громко загоготали. Недолго думая, святой Мартин приказал сделать из обидчиков жаркое. С тех пор в праздник, посвященный святому Мартину, принято ставить на стол жареных гусей)

    73. Почему у рыб нет век на глазах? (Им веки не нужны, потому что вода все время смывает с рыбьих глаз посторонние частицы)

    74. На Гавайских островах есть гора Мауна-Кеа, которая на 1 300 метров выше Эвереста. Почему не ее считают высочайшей вершиной мира? (Потому что большая ее часть скрыта под водой)

    75. Почему серна не падает с крутых горных склонов? (Все дело в ее копытах. Они у серны крупные, да еще могут очень широко раздвигаться, а спереди и сбоку по краю имеют выступ — рант. Благодаря этому серна без труда цепляется за малейшие неровности на крутом склоне и не скользит при беге по обледенелой поверхности)

    76. Почему у слона появился хобот? (Не только у слона, но и у некоторых видов крупных динозавров, у которых была короткая шея и большая тяжелая голова, появились первые хоботы. Ведь им как-то надо было дотягиваться до сочной травы и веток с зелеными листочками. Постепенно выживали те из животных, губы которых были больше и подвижнее)

    77. Почему сони получили такое название? (Сони — это забавные зверьки, чем-то похожие на мышек, только хвостик пушистый, как у белочки. А имя свое они получили за то, что ведут исключительно ночной образ жизни. Днем же сладко спят в дупле дерева)

    78. В восемнадцатом веке у итальянских скрипачей существовал обычай приносить на концерт в футлярах своих скрипок лягушек. Лупоглазых лягушек скрипачи ласково гладили. Почему они это делали? (Оказывается, лягушки многих видов выделяют вещества, которые сушат человеческую кожу. Руки после этого долго не потеют)

    80. Почему, обычно в конце лета и осенью, белки вдруг снимаются с насиженных мест и отправляются, как говорится, куда глаза глядят, преодолевая огромные расстояния (до трехсот километров), переплывая большие реки? (Эти кочевки вызваны нехваткой сосновых кормов, неблагоприятными природными условиями: засухами, лесными пожарами. Еще сезонные кочевки связаны с последовательным созреванием кормов)

    81. Почему выдру так назвали? (Это название произошло от способа выделки ее меха, когда жесткую ость выдирают, оставляя только густой подпушек)

    82. За зайцем прочно закрепилось определение «косой». Почему? (Узайца глаза расположены по бокам головы, и смотреть прямо, как и косоглазый человек, он не может. Чтобы увидеть предмет, ему нужно повернуть глаз в его сторону. Зато какое зрение дает ему больший охват — он видит все, что по сторонам и даже сзади)

    83. В борьбе за самку дикие кабаны с молниеносной скоростью бросаются друг на друга и наносят удары острыми, длинными и мощными клыками. Почему эти поединки редко заканчиваются смертью одного из противников? (Природа позаботилась о кабанах и покрыла переднюю часть их тела плотным кожаным фартуком — калканом. На боковых частях груди и лопатках он достигает толщины четырех сантиметров)

    84. Почему люди бывают благодарны лисице? (Во-первых, она поедает много мышей, а во-вторых, принимает участие в уничтожении саранчи)

    85. Почему медведь сосет лапу во время зимней спячки? (Примерно в феврале на подушечках лап медведя начинает отслаиваться старая огрубевшая кожа. Процесс этот вызывает зуд, кроме того, молодая кожа мерзнет. Вот медведь и облизывает лапы, снимая зуд и согревая ступни дыханием)

    86. Почему у норок песцов часто можно увидеть брошенные оленьи рога, сухие кости животных? (Это игрушки для щенят, которые песцы собирают и приносят из тундры. Между ними иногда попадаются детские мячики и даже куклы. Эти подарки песцы утаскивают из чумов коренных жителей тундры, когда иногда забираются туда в поисках съестного)

    87. Почему, если срезать кисточки с ушей рыси, ее слух притупляется^ (Кисточки у рыси на ушах — это своеобразные антенны. Именно они позволяют зверю улавливать малейшие звуки)

    88. Почему кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Она очень прожорлива. Ест много часов подряд. Если в лесу появляются вредители, кукушки едят их до тех пор, пока не съедят всех. Такая прожорливость свойственна и кукушонку: не выкинь он других птенцов из гнезда, родители просто не смогут их всех прокормить. Трудно выкормить птенца и кукушке — ей самой надо очень много корма. А ведь для сохранения вида птенец должен быть не один. Но зато, когда кукушонок вырастет, он погубит больше опасных насекомых, чем все его погибшие собратья, вместе взятые. Значит, лесу от него больше пользы — такова неумолимая логика природы)

    89. Почему сова поворачивает голову на 180 градусов? (Глаза совы настолько велики, что в глазницах просто не хватает места, чтобы обеспечить им движение. Поэтому птице приходится крутить головой на 180, а то и на 240 градусов!)

    90. Цапля всегда на виду, плавает плохо, бегает и того хуже — мешают длинные пальцы ног, летает медленно и неуклюже. Почему же не находится желающих хищников, чтобы съесть ее? (У цапли нет врагов потому, что все боятся ее клюва. В обычном состоянии шея цапли сложена почти втрое, но при нанесении удара мгновенно, как пружина, распрямляется на полуметровую длину. Подходить к цапле близко не рекомендуется — это грозит серьезной раной, а то и потерей глаза. Цапля владеет своим оружием в совершенстве, кончик клюва со снайперской точностью бьет в ту точку, на которую направлен взгляд птицы. Лишь молодняк иногда промахивается, взрослая птица — никогда)

    91. Вечером бегемоты выходят на берег и всю ночь пасутся на сочных лугах, как коровы. А с рассветом трусцой бегут к реке или озеру и ложатся в воду. Почему они это делают? (Дело в том, что их нежная кожа не выносит палящих солнечных лучей, и не будь рядом воды, бегемоты бы погибли)

    92. Почему лягушку так назвали? (Это существо не кусается, не царапается ногтями, не кричит. Она лягается задними лапками и потому легко вырывается из рук)

    93. Почему из космоса планета Земля кажется голубой? (Потому что почти три четверти ее поверхности покрыто морями и океанами)

    94. Почему первым замкам ключ был не нужен? (Потому что двери не запирали, а завязывали веревкой)

    95. Почему древние люди не выбрасывали большие и крепкие рыбные кости? (Они делали из них иголки, чтобы сшивать шкуры и делать себе одежду)

    96. Чем високосный год отличается от других годов? (В нем не 365 дней, а 366)

    97. Чем крупнее и сильнее животные, тем меньше у них рождается детенышей. Почему? (Потому что сильные папа и мама могут лучше защитить своих малышей, а это значит, что детеныш не погибнет и, повзрослев, продолжит род)

    98. Почему у рыбы-попугая на каждой челюсти по 8—10 рядов крепких зубов? (Потому что излюбленное блюдо рыб- попугаев— коралловые полипы. Откусив кусок коралла своим клювом, рыба-камнеед долго и тщательно перетирает его на губах)

    99. Если посмотреть вслед плывущей рыбе-попугаю, можно увидеть, как за ней тянется струйка песка. Почему? (Это выбрасывается за ненадобностью пережеванный известковый скелет коралла)

    100. Почему очень крупных тюленей, живущих в арктических морях, назвали морскими слонами? (Длина тела у них больше пяти метров, а весят они более двух с половиной тонн. Только название свое звери получили совсем не за размеры. Есть у морских слонов на голове особый кожистый мешок. Стоит тюленю рассердиться, мешок начинает раздуваться и становится похожим на небольшой хоботок)

    101. Почему в Антарктиде так много императоров, что их даже невозможно сосчитать? (Императорами величают самых крупных пингвинов, которых в Антарктиде великое множество)

    102. В переводе с итальянского слово «помидор» означает «золотое яблоко». Раньше многие круглые плоды называли яблоком. Но почему «золотое», ведь помидор красный, бурый, розовый или зеленый? (Дело в том, что есть в природе и желтые помидоры. И так случилось, что первые помидоры, завезенные из Америки в Европу, были как раз золотисто-желтого цвета)

    103. Среди бедного люда пицца была популярна давно. Ее даже так и называли — «пища бедняков». А вот представители высшего света считали пиццу низменной и грубой пищей. Почему? (Потому что в те времена тесто замешивали ногами)

    104. Удивительное растение с высокими зелеными стеблями и золотистыми початками индейцы Америки, откуда оно было привезено, называют «маис». Современное название «кукуруза» маис получил позже. Пришло оно из Румынии и означает «еловая шишка». Почему? (Да потому, что кукурузный початок и впрямь похож на еловую шишку)

    105. Почему финские конфеты самые необычные в мире? (Потому что финны их делают кислыми, солеными и даже со вкусом нефти)

    106. Почему кипящие яйца пускают пузыри? (Если воздух нагревать, он расширяется. Внутри каждого яйца есть маленький мешочек, наполненный воздухом. Когда кипящая вода нагревает яйцо, нагревается и воздух. Он расширяется и находит выход через малюсенькие дырочки яичной скорлупы. Из-за этого и получаются пузыри)

    107. Почему вареное яйцо, если его покрутить на столе, вертится волчком, а сырое лениво качается из стороны в сторону? (Сырое яйцо содержит внутри жидкие белок и желток. Они болтаются и не дают яйцу раскрутиться. Вареное же яйцо твердое внутри. Вот и вращается оно легко)

    108. Живут тигры около пятидесяти лет. Но до старости доживают немногие. Этот сильный зверь, не имеющий врагов в природе, находится на грани исчезновения. Почему? (На тигров охотятся люди не только из-за их красивой шкуры. На Востоке верят в целебные свойства всего, что можно позаимствовать у поверженного животного. Народные легенды даже его когти и усы наделяют волшебной силой. К 1970-м годам на всей земле осталось не более шести тысяч тигров. Поэтому зверя внесли в Красную книгу)

    109. Ушей у рыб не найдешь, сколько ни ищи. Но если даже очень тихо подкрасться к аквариуму, рыбы быстро уплывут в дальний угол. Почему? (Потому что, как ты ни старайся, рыбы тебя услышали, оказывается, рыбы слышат телом: во-первых, с помощью внутренних ушей, что находятся внутри головы. А вторая слуховая система рыб — это органы боковой линии, расположенные вдоль тела с обеих сторон)

    110. Почему у птиц на теле маленькие перья и пух, а на крыльях и хвостах большие перья? (Большие перья крыльев и хвостов держат птиц в воздухе. Материал, из которого «изготовлены» птичья перья, как нельзя лучше подходит для этого — они легкие, прочные и к тому же эластичные)

    111. Почему у зайца такие длинные уши? (Оказывается, не для того, чтобы лучше слышать, а для того, чтобы ими... потеть)

    112. Почему тигры полосатые? (Живет этот зверь в зарослях тростника, кустарников, среди высоких трав. Там игра света и теней делает полосатого великана невидимым даже с близкого расстояния)

    113. Почему у морских черепах панцирь имеет форму капли? (Такой панцирь позволяет им очень быстро передвигаться в воде)

    114. По западным традициям у Санта Клауса обязательно должны быть белая борода, красная шапка и такого же цвета курточка. А вот в Австралии Санта Клаус одет в купальный костюм. Почему? (Приходит Новый год на этот континент, когда здесь стоит самая жара, потому-то австралийский Санта Клаус и передвигается не на санях, а на виндсерфинге — это специальная доска с укрепленной на ней мачтой для паруса)

    26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2586 человек

    Берендей.
    О, мой лес, мой дивный лес,
    Полный сказок и чудес!
    В заботах и трудах проходит жизнь моя,
    Надеюсь, что узнали вы меня.
    Защитник леса, друг зверей,
    Я царь из сказки...
    Дети. Берендей.
    Берендей.
    Молодцы, мои друзья!
    Всех приглашаю в гости...

    Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»

    26.07.2017 | Посмотрели сценарий 4334 человека

    Ведущий 1.
    5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
    Каждый цветок и травинка любая,
    Птицы, что в синее небо взлетают,
    Вся та природа, что нас окружает,
    Нашей защиты, дружок, ожидают.
    Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
    Чтец 1.
    Что...

    Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)

    28.05.2013 | Посмотрели сценарий 15420 человек

    Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

    Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...

    Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)

    28.05.2013 | Посмотрели сценарий 5035 человек

    На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...

    Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”

    28.05.2013 | Посмотрели сценарий 5045 человек

    Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...

    Экологическая сказка "Чистый город"

    27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4520 человек

    На берегу великой Волги
    Построен город был большой.
    Звался Астраханью он.
    Весь в зелёных насажденьях!
    Ах, какое наслажденье!
    По чудным улицам гулять,
    Чистым воздухом дышать.
    Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
    Но и здесь полно мусора...

    "Эта хрупкая планета"

    19.06.2011 | Посмотрели сценарий 6262 человека

    Мы речь свою ведем о том,
    Что вся Земля – наш общий дом –
    Наш добрый дом, просторный дом,
    Мы все с рожденья в нем живем.
    Еще о том ведем мы речь,
    Что мы наш дом должны беречь.
    Давай докажем, что не зря
    На нас надеется Земля.
    Ведущий 1. Наша...

    Экологическая игра "Веселый муравейник"

    02.06.2010 | Посмотрели сценарий 13259 человек

    Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...

    Всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся именно в игре. Поэтому весь учебный процесс нужно строить так, чтобы им было просто интересно. Но также надо отметить, что и во время отдыха ребенок должен познавать мир и получать новые знания. В данной же статье хочется рассмотреть различные конкурсы в лагере для детей: веселые, подвижные, но самое главное - обучающие.

    Конкурс «Кто лучше умеет считать»

    Первая шуточная игра-конкурс расскажет о том, какая команда умеет лучше считать. Для этого надо создать две группы детей, в которых будет по 8 человек. Ребята выстраиваются в шеренгу, а на спину им прикрепляются номерки от 1 до 8, вразброс. Дети не знают, какой номер у них на спине, но могут видеть номер впереди стоящего игрока. Суть конкурса: как можно скорее выстроиться так, чтобы счет был верным.

    Конкурс «Художник, или Как курица лапой»

    Можно использовать также творческие конкурсы в лагере для детей. Вот, к примеру, отличный конкурс, который поможет раскрыть в ребенке нестандартного художника. Для этого с каждого отряда нужно взять по одному человеку. Суть игры: надо при помощи карандаша и ноги (не руки!) нарисовать рисунок (одинаковый для всех). К примеру, дом или цветок. У кого получится лучше, тот и выиграл.

    Конкурс «Крокодил»

    Нужно также помнить и о том, что конкурсы в лагере для детей должны быть еще и очень веселыми. Так почему бы не поиграть с детками в старого доброго «Крокодила»? Для этого нужно выбрать одного человека, который будет ведущим. Детки из разных команд садятся перед главным игроком и пытаются угадать, что тот показывает. При этом ведущий не должен использовать слов или же иных звуковых подсказок. Побеждает та команда, которая за весь конкурс наберет больше очков. Каждое угадывание члена команды - 1 балл.

    Конкурс «Поварята»

    Также надо помнить, что конкурсы в лагере для детей должны ребят еще и учить чему-то полезному. Именно таким и является этот конкурс. Для него дети делятся на две команды, одна из которых «варит» суп, другая - компот. То есть участники по очереди должны называть овощи или фрукты. И так, пока одна команда не будет знать, что сказать. Как вариант, это может быть конкурс капитанов, где называть овощи и фрукты будет не целая команда, а только лишь один человек.

    В поиске сокровищ

    Подбирая интересные конкурсы для детей в лагере, нужно не забыть организовать ребятам игру, который называется «В поиске сокровищ». Для этого надо на определенной местности спрятать клад и развесить подсказки, которые должны помогать игрокам двигаться вперед. В результате победителем становится та команда, которая раньше остальных нашла клад. Внимание: данный конкурс предполагает наличие также и взрослых. Ведь лучше всего сокровища спрятать где-то в лесу.

    Животные

    Какие еще бывают конкурсы для детей в лагере? Веселые! Так, можно просто подурачиться. Для этого ребята делятся на две команды. Игроки одной - мяукают, другой - хрюкают. Далее всем завязывают глаза, дети перемешиваются между собой. Цель игры: с закрытыми глазами найти всех членов своей команды, взявшись в результате за руки по цепочке.

    Конкурс на внимательность

    Это индивидуальный конкурс. То есть тут играет каждый сам за себя. Хотя в результате победитель также может представлять и всю команду. Так, все дети становятся в ряд. Когда ведущий говорит «море» - все должны прыгнуть вперед, «суша» - назад. Также ведущий может говорить «вода», «речка», «озеро» и так далее, то есть все, что относится к воде. И так же с сушей. Вариации: «берег», «земля», «песок». Те из детей, которые неправильно прыгнут, выбывают из игры. Остаться должен один человек, который и принесет выигрышный бал своей команде.

    Портрет

    Нередко бывает и так, что приходится некоторое время проводить в здании. Для этого нужно иметь про запас различные конкурсы для детей, в лагере в помещении которые можно провести без особого затруднения. Отличный конкурс в таком случае - на умение рисовать. Так, каждый игрок выбирает себе «жертву», то есть того человека, которого он рисует (из присутствующих). Далее же все остальные участники должны угадать, кто же изображен на портрете. Побеждает тот, чей рисунок узнает больше людей.

    Приз

    Рассматриваем далее конкурсы и игры для детей в лагере. Так, можно попросить детей поскорее достать приз. То есть на ящик или шкаф вешается большой амбарный замок. Детям же вручается связка ключей, среди которых как можно скорее надо найти нужный. Если нет возможности спрятать что-то интересное, надо просто попросить детей подобрать к замку ключик.

    Юные скульпторы

    Существуют еще и очень веселые конкурсы в летнем лагере для детей. К примеру, всем деткам точно понравится игра «Скульптор». Реквизит тут простые: шарики и скотч. Из надутых шаров нужно склеить мужчину или женщину так, чтобы максимально было похоже на оригинал. Далее же придется объяснить свое творение, так что самое веселое будет еще впереди.

    Спортивный конкурс «Морской»

    Играть в эту игру можно и в спортзале, что, к слову, будет даже лучше. Тут - каждый сам за себя. Выбирается адмирал, то есть главнокомандующий корабля. Он будет отдавать приказы, которым игроки должны подчиняться.

    • «Правый борт!» - все детки бегут к правой стене.
    • «Левый борт!» - ребята бегут к левой стене.
    • «Корма» - дети отправляются к задней стенке.
    • «Нос» - к передней.
    • «Поднять паруса!» После этой команды все должны тут же остановиться и поднять вверх руки.
    • «Драить палубу!» В данном случае все дети делают вид, что моют пол.
    • «Пушечное ядро!» После этой команды все дети приседают.
    • «Адмирал на борту!» В данном случае дети должны замереть и «отдать честь» главнокомандующему.

    Из игры выходит тот человек, который неправильно выполнил команду или же последним прибежал к стене. И так пока не останется один или несколько игроков.

    Завалить мамонта

    Существуют еще и очень веселые и при этом спортивные конкурсы для детей в лагере. Данная же игра подойдет, скорее, младшим отрядам. Для этого нужно представить, что вся команда - это племя. Вожатый же выбирает мамонта, то есть того, кого нужно завалить на ближайшую кровать или мат. Победителей в принципе быть не может. Но можно попробовать засекать время, сколько тот или иной мамонт продержится.

    Игра на меткость

    Выбирать нужно те игры, конкурсы для детей в летнем лагере, которые малышам очень и очень нравятся. Так, ребята любят следующую забаву, которая еще и развивает меткость. Для этого на стульчик нужно поставить тарелку с песком или мукой. Все детки по очереди должны бросать туда, находясь на определенном расстоянии, монетку или крышку от бутылки. Побеждает та команда, в чьей миске окажется больше предметов.

    Игры на бумаге

    Если нет возможности отправиться на улицу и даже в спортзал, можно занять себя весьма веселой и простой игрой. Для этого всем участникам раздается по листику бумаги и ручке. Выбирается одно длинное слово, из которого участникам нужно сложить много маленьких. Победителей тут может быть двое. Один - кто сложил наибольшее количество слов. Другой - кто из длинного слова сложил наиболее длинное.

    Также можно поиграть в старый добрый «Морской бой».

    Если очень скучно

    Какие еще могут быть конкурсы для детей в лагере дневного пребывания? Почему бы не начинать день с хорошего настроения? Для этого все детки садятся в ряд, и каждый своему товарищу говорит комплимент или желает чего-то хорошего. При этом также можно скорчить смешную рожицу.

    Сделай мумию

    Деткам также очень нравится игра-конкурс, цель которой - из человека сделать мумию при помощи туалетной бумаги. То есть нужно так обмотать игрока, чтобы он максимально был на нее похож. Побеждает тот, чья мумия больше понравится залу.

    В качестве небольшого вывода хочется сказать, что, подбирая игры, викторины, конкурсы для детей в лагере, нужно учитывать не только возраст малышей, но еще и их интересы. Ведь с разными детками нужно работать совершенно по-разному. Кому-то больше нужно спортивных конкурсов, кому-то - веселых, а кому-то - интеллектуальных.

    Викторина по сказкам

    1.Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)

    2.Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

    3.Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)

    4.Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)

    5.Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

    6.Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)

    Назовите заглавие сказок.

    1. Ах, отец, я очарован

    Незнакомкой молодой.

    На балах среди придворных

    Не встречал красы такой.

    (Золушка)

    2.Иду на ногах, в красных сапогах,

    Несу косу на плечах.

    Хочу лису посечи,

    Пошла, лиса, с печи.

    (Заюшкина избушка)

    3. Бабушка внученьку очень любила,

    Бабушка…ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    Кто отгадает, как звали ее?

    (Красная шапочка)

    4.Я родилась в цветке прелестном.

    И труден, к счастью, был мой путь.

    И каждый, видно, догадался –

    Меня … зовут.

    (Дюймовочка)

    5. А я родился странной

    Игрушкой деревянной.

    Ушастый, некрасивый,

    И никому не мил.

    Один меня заметил

    И ласково приветил

    А это был, ребята,

    Гена крокодил.

    (Чебурашка)

    6.Был я в море в бочке брошен

    И отцом своим забыт,

    Но на остров неизвестный

    Был волной морской прибит.

    И на острове на том теперь правит…

    (Князь Гвидон)

    Сказки А.С. Пушкина

    1.Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)

    2.Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

    3.Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)

    4.В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?

    5. Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне…»)

    6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

    7.В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)

    8.Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

    из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.

    9. В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)

    10. Какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)

    11.Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

    12.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

    13.В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)

    Викторина по сказкам (doc)

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

    (Идея игры подсказана программой лагеря Орловской областной пионерской организации «Орлята».)

    Игра направлена на то, чтобы научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Кроме того, игра направлена на активизацию познавательной деятельности и на реализацию интереса ребенка к приключениям.

    Игра может быть разбита на два этапа.

    Первый этап - подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: подъем по канату, бросание веревки на точность, толкание камня на дальность, развязывание связанного товарища на время и т. п.

    Второй этап - сюжетно-ролевой. Участники попадают условно к героям книг и фильмов:

    · «Семнадцать мгновений весны»;

    · «Робинзон Крузо»;

    · «Робин Гуд»;

    · «Маугли»;

    · «Граф Монте-Кристо»;

    · «Три мушкетера»;

    · «Остров сокровищ».

    Но попадают не просто к героям, а в сам сюжет книги или фильма или на место того или иного героя. Возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в книге или фильме и приключения или хотя бы подготовка к ним.

    Каждый герой должен быть одет соответственно своей роли, должен встретить участников игры определенным монологом, ввести в курс происходящего, попросить помощи и т. п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из нее. Либо герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.

    Возможные следующие варианты:

    «Семнадцать мгновений весны»

    Герои - Штирлиц, гестаповцы и другие.

    Можно имитировать захват в плен всех играющих или одного из них. В первом случае все сочиняют легенду для своего освобождения, или готовят план побега, или придумывают что-то еще. Во втором случае - придумывают план освобождения товарища. Если герой - Штирлиц, то он, боясь провала, просит заменить его на каком-то задании, а для этого проверяет, кто из играющих готов стать разведчиком, и проводит тесты на внимательность, умение сочинить «легенду», переодевание.

    «Робинзон Крузо»

    Герой - Робинзон.

    Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своем племени.



    «Робин Гуд»

    Герои - Робин Гуд и кто-то из его друзей-лучников.

    Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд Робин Гуда, но пройдя для этого определенные испытания - стрельба из лука, владение мечом, умение прятаться в лесу и т. п.

    «Маугли»

    Герой - Маугли.

    Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть препятствие с помощью «тарзанки», проверить способность играющих к жизни в диком лесу различными заданиями: как практическими, так и теоретическими. Также может принять играющих за посланцев Шер-Хана и потребовать их доказать, что это не так.

    «Граф Монте-Кристо»

    Герои - граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, и стражник замка.

    Герой удивлен, что в его камере появляются еще пленники замка, и предлагает им бежать так же; как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведен небольшой конкурс, все участники по очереди прячутся в мешок, а рядом стоят мешки, набитые чем-то еще, и стражник угадывает, в каком из мешков человек. Таким образом узнается - кто сможет бежать из замка, а кто - нет. Также может предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А еще может предложить помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.

    «Остров сокровищ»

    Герои - Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и другие.

    Здесь все зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.



    «Три мушкетера»

    Герои - мушкетеры, гвардейцы кардинала.

    Мушкетеры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но для этого устроить экзамен на владение шпагой - тушение шпагой свечей, попадание шпагой в цель с закрытыми глазами и т. п.

    По окончании игры можно выбрать лучшего разведчика, лучника, сочинителя, туземца, Робинзона, мушкетера и т. п. Закончить игру можно викториной на лучшего знатока фильмов.

    ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

    Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

    Например:

    Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

    Другой вариант:

    На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.

    Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.

    ЭКОЭСТАФЕТА

    Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

    2. Мир насекомых.

    3. Красная книга (охраняемые растения).

    4. Деревья-великаны.

    5. Лесное кафе (съедобные растения).

    Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:

    · находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;

    · записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);

    · записывают названия и примерный размер крупных деревьев.

    Эстафета может проходить поэтапно. Там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее - дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.

    ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

    В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и т. д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети - они могут быть различными «представителями» природы.

    Возможные варианты профессий и их помощь природе.

    Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животных; следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

    Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.

    Директор издательства: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

    Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

    Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

    ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ

    Справка (энциклопедический словарь): Реликты - это виды растений и жи­вотных как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.

    В начале игры надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться также и на уроке экологии, занятии экологического кружка и т. п.

    Команды состоят из представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в пер­вую очередь для растений, затем для животных. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0.

    Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

    ЗООГЕОГРАФИЯ

    В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, сами участники либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своём животном либо неправильно назвал материк или страну, - выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.

    СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

    Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечет за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет за­острить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

    Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

    Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

    Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. В зависимости от того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

    Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

    Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

    Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

    Присяжные заседатели - выносят решение в конце суда, обязательно аргументируя его.

    Процесс, например, может проходить следующим образом:

    Обвинитель - природа - говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

    Выступают свидетели обвинения. Рыбы рассказывают о том, как они погибают. Растения, птицы - о невозможности дышать воздухом, загрязненным ядовитыми веществами. Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

    Свидетели защиты защищаются. Например: писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги; директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей; автовладелец - о необходимости транспорта как средства передвижения человека; охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

    После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

    · охотника сделать директором зверофермы - он не будет убивать диких животных в лесу, а будет разводить их для своих нужд.

    · директору ТЭЦ предложить перейти на другую энергию - солнца, ветра.

    · автовладельцу перейти на газ и т. д.

    Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

    Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

    Конечно, данное занятие будет результативным при серьезной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428, Москва, ГСП-4, Гринпис России.

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН

    Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах - до 8 человек.

    Материальное обеспечение: жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.

    Описание игры

    Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов.

    При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию.

    При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта.

    Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах.

    Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и оп­ределяется победитель.

    Варианты станций и заданий

    (звездочкой отмечены правильные ответы)

    Станция «Птицы»

    Наука, изучающая птиц, называется?

    1. Кинология
    2. Орнитология*
    3. Энтомология

    Какая птица выводит птенцов зимой?

    1. Филин
    2. Клест*
    3. Стриж
    4. Стерх

    Какая птица летает на высоте до 4500 метров?

    1. Ворона
    2. Журавль*
    3. Голубь
    4. 4. Орел

    Какая птица умеет бегать под водой?

    1. Чайка
    2. Гагара
    3. Оляпка*
    4. Зимородок

    Станция «Насекомые»

    Назовите самого крупного паука.

    1. Птицеед*
    2. Каракурт
    3. Тарантул

    Кто слышит ногами?

    1. Сверчок
    2. Таракан
    3. Кузнечик*

    Какая из этих бабочек самая маленькая?

    1. Моль*
    2. Стеклянница
    3. Шелкопряд

    Станция «Грибы»

    Назовите самый ядовитый гриб.

    1. Мухомор
    2. Бледная поганка*
    3. Желчный гриб
    4. Сатанинский гриб

    Какой из этих грибов является пластинчатым?

    1. Рыжик*
    2. Белый гриб
    3. Подберезовик

    Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

    1. Подберезовик
    2. Опенок*
    3. Груздь

    Станция «Воздух»

    При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

    1. Кислород
    2. Углекислый газ*

    Станция «Лес»

    Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

    1. Для красоты
    2. Для очищения воздуха*
    3. Для того, чтобы селились птицы и животные
    4. Для дров

    Какое дерево дольше живет?

    1. Береза
    2. Осина

    На вырубках раньше всех вырастает

    1. Береза*
    2. Сосна

    Станция «Вода»

    Наиболее загрязненное озеро?

    1. Глухое
    2. Яльчик *
    3. Конан-ер

    Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

    1. Каспийское
    2. Азовское
    3. Аральское*

    По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

    1. Лягушка

    Станция «Животные»

    У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

    1. Хамелеон*
    2. Крокодил
    3. Черепаха

    Самое большое животное республики Марий Эл?

    1. Кабан
    2. Медведь
    3. Лось*

    Какой зверек все зиму спит вниз головой?

    1. Летучая мышь*
    2. Барсук

    Станция «Земля»

    Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

    1. Засыпать землей
    2. Посадить на склонах деревья*
    3. Делать в них свалки

    Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много

    1. Минеральных удобрений*
    2. Органических удобрений

    Когда проводится День Земли?

    1. 19 мая
    2. 8 марта
    3. 22 апреля*
    4. 1 мая

    КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ

    Данная игра дает возможность детям самим найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

    Игра командная, состав команд – 4-6 человек, играть могут одновременно 2-4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.

    В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.

    Задание 1

    Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например:

    · первая команда - совы,

    · вторая команда - лисы,

    · третья команда - мыши,

    · четвертая команда - медведи.

    Следующие жалобы:

    · На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.

    · На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.

    · На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.

    · На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед.

    Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.

    Задание 2

    Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.

    Могут быть следующие задания:

    1 команда - люди жалуются на комаров, мышей и т. д.

    2 команда - овцы жалуются на людей, волков, собак.

    3 команда - медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.

    Задание 3

    Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, 1 команда жалуется на 2, 3, 4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.

    Задание 4

    Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют: на кого и на что он может жаловаться.

    Например:

    · комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;

    · полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.

    Задание 5

    Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

    Например:

    Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди, могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.

    Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.

    Задание 6

    Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.

    Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

    И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.

    Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!

    В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

    В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.

    Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.

    Возможные варианты этих категорий:

    1. Птицы.
    2. Звери.
    3. Лекарственные травы.
    4. Браконьеры.
    5. Грибы.
    6. Насекомые.
    7. Не навреди.

    Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбира­ют себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.

    В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете. Примерные задания и вопросы:

    Птицы

    1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
    2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
    3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
    1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
    2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)
    3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)

    Звери

    1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю они погибнут.)
    2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.
    3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.

    Лекарственные травы

    1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину.)
    2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)
    3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)

    Браконьер

    1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)
    2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)
    3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)

    Грибы

    1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)
    2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
    3. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)

    Насекомые

    1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)
    2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)
    3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
    4. Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)

    Не навреди

    1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)
    2. Почему нельзя рвать первоцветы -г подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.)
    3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)

    РАДУГА

    Участники игры

    2 команды по 5-6 человек из учащихся 5-7-х классов.

    Описание игры

    Вкачестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители: Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.

    Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет - шишку, лист дерева и т. д.

    Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.

    1. Старичок-Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на темы: «Осторожно, первоцветы!», «Внимание, муравейник!», «Рубить деревья запрещено» и т. д.
    2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
    3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т. п.
    4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей: надо определить, какие снасти - браконьерские.
    5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
    6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.
    7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.

    Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и

    о своих друзьях: Бабочка о цветах, Дятел о птицах, Водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.

    Примерные вопросы

    1. Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
    2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
    3. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
    4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)
    5. Сколько лет живет брусника? (300 лет.)
    6. Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
    7. Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
    8. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
    9. Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
    10. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

    А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях. Например: «В лесу родилась елочка...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...», «Во поле березонька стояла...»

    Мизулин СВ.,

    аспират, кафедра теории и истории педагогики. г. Кострома