• Крестьянское хозяйство не может иметь название. Крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо


    Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

    Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

    Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

    Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

    Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

    Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

    Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

    “Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

    Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

    Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

    “1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
    Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
    2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
    3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
    4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
    Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
    5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

    Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

    Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
    . Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
    . Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
    . В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
    . Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

    Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

    В частности:

    Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
    . Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

    Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

    Порядок создания КФХ

    Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

    Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

    Гражданин страны;
    . Иностранец, или,
    . Лицо без гражданства.

    В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

    Не более чем из 3 семей, и,
    . По достижении 16-летнего возраста.

    В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

    Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

    “1) о членах фермерского хозяйства;
    2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
    3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
    4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
    5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
    6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

    Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

    Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

    К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
    . Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
    . Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
    . Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

    Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

    Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

    Имущество крестьянского фермерского хозяйства

    Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

    Земельные участки,
    . всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
    . мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

    ну, и, конечно:

    Весь скот и птица,
    . техника и оборудование,
    . транспортные средства,
    . инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

    а также, безусловно:

    Вся продукция хозяйства,
    . любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

    Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

    Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

    Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

    Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
    . Порядок владения оговаривается в соглашении;
    . Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
    . Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
    . Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

    Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

    Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
    . Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
    . Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
    . Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
    . Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

    Земля крестьянского фермерского хозяйства

    Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

    Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

    Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

    Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
    . 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

    И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

    Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

    Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

    Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

    В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

    В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

    Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

    Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

    Всё довольно просто:

    Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
    . Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

    Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

    17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

    “Глава фермерского хозяйства:

    • организует деятельность фермерского хозяйства;
    • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
    • выдает доверенности;
    • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
    • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
    • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

    Закрытие и перерегистрация КФХ

    Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

    Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

    В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

    • По обоюдному согласию всех членов;
    • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
    • При банкротстве хозяйства;
    • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

    Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

    Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

    Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

    Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

    Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

    Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

    • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
    • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
    • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
    • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

    А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

    • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
    • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

    Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

    Гражданин может стать членом фермерского хозяйства , как при его регистрации, так и впоследствии путем вступления в уже действующее хозяйство. При этом в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливается два императивных положения.

    Во-первых, заявление о вступлении в хозяйство должно быть подано в письменной форме.

    Во-вторых, принятие нового участника осуществляется по единогласному решению всех участников хозяйства, (п. 2 ст.14).

    Отсюда следует, что если кто-то из членов хозяйства не согласен с кандидатурой предполагаемого участника, данное лицо не может быть принято в члены хозяйства. Согласно п. 7 ст.4 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» изменение состава фермерского хозяйства необходимо закрепить в соглашении о создании хозяйства.

    Неотъемлемыми составляющими статуса члена фермерского хозяйства являются его права и обязанности. В числе прав участников КФХ можно назвать право участвовать в управлении деятельности КФХ , избирать и быть избранным главой КФХ . Имущество фермерского хозяйства является общей собственностью его членов, поэтому каждый из участников хозяйства обладает правом на долю соответствующего размера. При выходе из состава хозяйства участнику КФХ выплачивается стоимость, принадлежащей ему доли. Общий режим имущества предопределяет порядок его использования, который должен устанавливаться участниками хозяйств. При отсутствии таких правил сделки с имуществом осуществляется главой.

    В качестве дополнительного имущественного правомочия следует назвать право члена фермерского хозяйства на полученные в результате хозяйственной деятельности плоды и другие доходы, в том числе заработанную прибыль. В числе прочих прав членов фермерского хозяйства следует назвать право на образование на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, на получении информации о деятельности хозяйства, в том числе доступ к бухгалтерской и иной документации.

    Участники фермерского хозяйства не только имеют права, но и несут предусмотренные законом обязанности. К их числу относится обязанность члена КФХ личным трудом участвовать в деятельности хозяйства, вносит предусмотренные соглашением взносы. Из общих норм, регулирующих статус члена фермерского хозяйства, также следует, что участник КФХ при осуществлении хозяйственной деятельности обязан действовать в интересах хозяйства и соблюдать его интересы.

    Особый интерес представляют положения об ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства. Согласно ст. 8 (2003 г.) по сделкам, заключенным в интересах фермерского хозяйства, отвечает само хозяйство, имуществом, определенным в ст. 6 закона. Эта норма корреспондируется с положениями закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст. 223 которого имущество, принадлежащее главе и членам фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включается в конкурсную массу.

    То есть, члены КФХ несут ограниченную ответственность по обязательствам хозяйства. Но из данного правила имеется исключение. В силу ст. 9 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства, до момента его выхода.

    Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс регулируют правовое положение не только главы хозяйства, но и его членов, которые по смыслу норм права являются равными с главой партнерами по ведению сельскохозяйственного производства. Регистрации подлежит не глава как индивидуальный предприниматель, а крестьянское хозяйство. Глава наделён лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые, отношения.

    Статья 15 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяла, что имущество КФХ принадлежит его членам на праве общей долевой собственности, а при единогласном решении может вводиться режим совместной собственности. Это положение претерпело изменение с введением в действие с 1.01.1995г. части первой ГК РФ, ст. 257 которого устанавливает, что имущество хозяйства является общей совместной собственностью его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Окончательное юридическое закрепление данный подход получил с принятием закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г., ст. 6 которого устанавливает презумпцию совместной собственности членов на имущество КФХ. Иной правовой режим может вводиться лишь по соглашению между участниками хозяйства, а возможность его изменения на основании закона не предусматривается.

    Имущество, передаваемое участниками в общую собственность фермерского хозяйства , должно быть надлежащим образом оформлено. Недаром в п. 4 ст. 6 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивается, что перечень объектов, входящих в состав хозяйства, и порядок формирования имущества КФХ устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию. Таким образом, при передаче имущества участника в состав КФХ необходимо в соглашении о создании фермерского хозяйства четко предусмотреть, какое имущество передается, его оценку и сделать указание, что данное имущество поступает в общую (совместную или долевую) собственность участников.

    Разграничение имущества фермерского хозяйства и личного имущества участника КФХ имеет важное теоретическое и практическое значение. Так же необходимо сформулировать критерии, позволившие установить, какими характеристиками должно обладать имущество, чтобы быть признанным имуществом фермерского хозяйства? Согласно ст. 257 ГК РФ одним из таких критериев является источник приобретения имущества - общие средства участников хозяйства, другим предпринимательское назначение приобретаемых объектов.

    Этот вывод следует из положения указанных статей, где сказано, что имущество КФХ - это имущество, приобретенное для фермерского хозяйства, то есть для ведения предпринимательской деятельности. Именно этот критерий был отмечен в судебной практике, как ключевой при определении принадлежности к имуществу фермерского хозяйства. При рассмотрении дела суд указал, что поскольку приобретаемый товар характеризуется предпринимательскими свойствами и не связан с личным потреблением, он является собственностью КФХ.

    В соответствии со ст. 7, 8 закона 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок владения, пользования и распоряжения имуществом хозяйства определяется соглашением, заключенным членами КФХ. Пункт 2 ст. 8 предоставляет главе хозяйства право распоряжаться общим имуществом, но лишь в пределах правил, установленных в соглашении и в интересах фермерского хозяйства , причем стороной в сделке является не отдельный член хозяйства, а КФХ в целом, как субъект права.

    Имущество и права, приобретаемые в результате деятельности КФХ, поступают в общую собственность участников хозяйства и здесь необходимо правильно оформлять соответствующие договоры. Это особенно важно для недвижимого имущества, права на которое возникают с момента государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

    Одним из наиболее актуальных вопросов в деятельности фермерского хозяйства является выход участника из состава КФХ и компенсация его доли. По общему правилу доля члена КФХ подлежит компенсации денежными средствами. Но ст. 9 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258 ГК РФ содержат норму, запрещающую выдел в натуре доли в имуществе КФХ лишь в случае выхода одного члена. При этом не понятно, вправе ли два и более участника, покидающие хозяйство, получить часть общего имущества.

    Следующая проблема заключается в том, что ни ГК РФ, ни закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат положений, регламентирующих порядок определения стоимости доли выходящего члена КФХ.

    Как быть, если член фермерского хозяйства в течение длительного времени не принимал участие в его деятельности, но претендует на получение своей доли. Из стоимости какого имущества надлежит исходить при определении размера доли, того имущества, которое было в хозяйстве к моменту фактического выбытия члена, или имущества, имеющегося в наличии к моменту рассмотрения спора?

    Следует принять норму: если член фермерского хозяйства не принимает участия в производственной деятельности или попросту отбыл в неизвестном направлении, стоимость его доли должна определяться не на дату предъявления требования о выделе, а на момент прекращения участия в совместной деятельности.

    Продолжая тему правового режима имущества КФХ, необходимо рассмотреть вопрос наследования, который имеет большое значение в деятельности фермерского хозяйства. Отношения наследования имущества КФХ, включая земельный участок, регулируются частью третьей Гражданского кодекса, вступившей в силу 1 марта 2002 г. Статья 1179 ГК РФ определяет, что наследство открывается после смерти любого члена фермерского хозяйства. Порядок вступления в наследство должен осуществляться с учетом правил ст. 253-255, 257-259 ГК, в соответствии с которыми, имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности.

    Земельный участок и основные средства производства при выходе из состава КФХ одного из членов разделу не подлежат. Поэтому наследодатель не может включать в круг завещаемого имущества индивидуально-определенную вещь, например, участок. В этом случае он нарушит права остальных членов общей собственности. Поскольку распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению между всеми сособственниками, речь должна идти не о завещании имущества фермерского хозяйства, а о завещании доли в праве общей собственности.

    Наследник, не являющийся членом хозяйства, имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе КФХ (п. 2 ст. 1179 ГК). В соответствии со ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. срок компенсации доли участия в хозяйстве равнялся 5 годам, а по одноименному закону РФ 2003 г. срок составляет один год (ст.9).Эта норма корреспондируется с положениями части третьей ГК, где сказано, что срок может быть определен членами фермерского хозяйства и наследникам, а при отсутствии соглашении- судом, но не должен превышать один год со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1179 ГК РФ).

    Следует учитывать, что наследник не может быть принят членами КФХ , если он не связан с остальными участниками родством и (или) свойством, либо, когда число входящих в состав семей или родственников главы хозяйства достигает предела, установленного ст. 3, 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

    Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому право хозяйства на землю играет особую роль в практической деятельности КФХ и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства (слайд 29). Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными актами Президента Правительства РФ, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.

    Согласно ст. 9 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ считалось созданным с момента государственной регистрации прав на землю. Данные нормы утратили силу с принятием одноименного закона РФ 2003 г., в соответствии со ст. 11 которого земельные участки предоставляются и приобретаются для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства. Отсюда следует, что земля может выделяться как до, так и после регистрации КФХ. Такой вывод не в полной мере основывается на нормах Земельного кодекса, ст. 81которогго, устанавливая общий порядок получения земли, говорит, что этим правом обладают граждане, «изъявившие желание вести фермерское хозяйство». Представляется, что данная формулировка не исключает прав членов действующего КФХ обратиться за дополнительным участком с целью расширения землепользования.

    В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о КФХ .

    Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , а в части заключения договора купли- продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ. При этом согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.

    В соответствии со ст.12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в получении земли для КФХ, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно п. 19 ст. 3 закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

    Статья 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для КФХ, согласно которым в нем должны указываться:

    1) цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности КФХ или его решение);

    2) испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда);

    3) условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно);

    4) срок аренды;

    5) обоснование размеров предоставляемых участков;

    6) предполагаемое место нахождения земельных участков. Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства.

    Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не в праве предъявлять дополнительные требования помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.

    После введения в действие закона РФ 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положение об индивидуальной собственности на землю утратило силу, однако данный закон не определяет, на кого оформляется земельный участок, на имя главы или членов хозяйства. Нет также в законе норм о том, что заявление о выдаче земли для КФХ подается от всех участников хозяйства.

    При этом в литературе справедливо обращалось внимание на противоречия ст. 258 ГК РФ, где говорится о праве собственности на земельный участок всех членов КФХ с одновременным указанием на выделение участка фермерскому хозяйству. Такая ситуация не соответствует заложенному в ГК РФ принципу равных имущественных прав членов хозяйства, которые в соответствии со ст. 257 ГК РФ обладают правом общей собственности на все имущество КФХ, включая земельный участок.

    Гражданский кодекс и закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержит ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава КФХ.

    С экономической точки зрения положения законодательства, допускающие разделение средств производства и земли фермерского хозяйства даже в случае ликвидации КФХ выглядят не достаточно обоснованными.

    Хозяйство представляет собой семейную форму мелкого сельскохозяйственного производства, ликвидация которой не отвечает интересам развития государства, поскольку негативно сказывается на продовольственной безопасности. Кроме того, фермерство- это особый уклад жизни, сохраняющий самобытную культуру и генофонд нации.

    Конечно, нельзя ставить под сомнение право собственности членов фермерского хозяйства на имущество КФХ. Однако более целесообразным, нежели раздел активов хозяйства, предоставляется нормативное закрепление правила о реализации земли и средств производства КФХ как имущественного комплекса в случае добровольной либо принудительной ликвидации фермерского хозяйства. Высказываемые предложения соответствуют европейскому опыту. Например, в Дании объектом сделок может быть только целое фермерское хозяйство как имущественный комплекс. Аналогичный опыт имеется и в Польше.

    Некоторые Российские ученые также обоснованно говорили о том, что имущество фермерского хозяйства следует рассматривать в целом как объект прав, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, то есть, имущественный комплекс, являющийся недвижимостью. Введение соответствующих норм в законодательство позволит сохранить целостность фермерских хозяйств, а, следовательно, и устойчивость их развития. В случае не состоятельности КФХ реализация имущественного комплекса также в большей степени будет способствовать эффективному развитию аграрного сектора экономики по сравнению с распродажей отдельных объектов собственности КФХ . При таком подходе немало важно-то обстоятельство, что права кредиторов будут лучше защищены.

    Существенным недостатком российского законодательства является отсутствие четких положений, регламентирующих труд в фермерском хозяйстве. Так, закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. вообще не регулирует указанные отношение и ничего не говорит о том, какими нормами надлежит руководствоваться на практике. В трудовом кодексе РФ о труде также нет соответствующих положений, что следует оценить критически, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования ведет к смешению понятий «член фермерского хозяйства» и «наемный работник».

    В российской юридической литературе было высказано мнение, что работодателем в отношении членов фермерского хозяйства и наемных работников выступает глава КФХ , а в соглашении о создании хозяйства необходимо указывать на каких условиях (полной или частичной занятости) и по какой профессии член КФХ будет работать в хозяйстве и условия его перевода с одной работы на другую.

    Глава фермерского хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства. Другие авторы подчеркивали, что труд членов КФХ подчиняется гражданским нормам, и применительно к взаимодействию участников хозяйства понятия «работодатель» и «работник» не применимы, так как эти отношения основаны на членстве, а не на трудовом договоре. Поэтому работодателем надлежит признавать не главу, а само фермерское хозяйство. Глава заключает с наемными работниками трудовые договора от имени КФХ, и именно хозяйство выполняет функции налогового агента в отношении налогов на доходы наемных работников, то есть рассчитывает, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц в бюджет.

    На примере Трудового кодекса России видно, что признание главы работодателем влечет наложение на него обязанностей уплачивать заработную плату, страховые взносы и другие обязательные платежи. Но будет ли такой подход законным с точки зрения ГК и закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»? Согласно данного акта глава КФХ, являясь одним из членов хозяйства, выбирается на свою должность участниками КФХ и в установленных законом случаях может быть добровольно либо принудительно отстранён от исполнения своих обязанностей с назначением нового главы.

    Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» государственной регистрации подлежит фермерское хозяйство, несмотря на то, что оно действует без образования юридического лица. Поэтому правосубъектность хозяйства- это правосубъектность самостоятельного субъекта права. Отсюда следует, что граждане вступают в трудовые правоотношения и заключают соответствующий договор с фермерским хозяйством. От имени хозяйства договор вправе подписывать уполномоченное лицо, которым в силу закона является глава хозяйства.

    Поэтому обоснованным представляется мнение ученых о том, что фермерское хозяйство, а не его глава нанимает работников, и хозяйство выступает для них работодателем.

    Нельзя согласиться с высказанным в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. № 04-05-03/252 мнением, что глава КФХ производит выплаты другим членам хозяйства. Полученные в результате деятельности хозяйства продукция и доходы являются общей собственностью всех участников хозяйства и распределяются не главой, а по соглашению всех членов КФХ (ст.258 ГК РФ).

    Ведение КФХ -это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Именно прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению между членами КФХ. Её отсутствие говорит о том, что деятельность хозяйства и членов не увенчалась успехом. В этом случае члены хозяйства не вправе требовать выплат, предусмотренных трудовым законодательством, например, заработной платы. Данный критерий является ключевым при определении порядка и условий труда членов крестьянского хозяйства, их участия в покрытии убытков и распределении полученных доходов. Из сказанного следует вывод о том, что один член хозяйства не может выступать работодателем по отношению к другим участникам КФХ.

    Рассмотрение трудового положения фермерского хозяйства будет неполным без анализа темы налогообложения КФХ .

    В соответствии с Налоговым кодексом фермерское хозяйство вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), заменяющего большинство других налоговых платежей. В НК РФ для этих целей предусмотрена специальная глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». До 1 января 2004 г. действовала редакция ст.346.1 главы 26.1 НК РФ, согласно которой фермерские хозяйства наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривались в качестве плательщиков единого сельскохозяйственного налога при условии признания КФХ сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для этого в свою очередь требовалось, чтобы за предшествующий календарный год доля выручки от реализации с/х продукции, произведенных на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке КФХ составила не менее 70 процентов.

    Из сказанного следует, что налогоплательщиком следует признавать не его главу, а само фермерское хозяйство. Если спор возникает в период деятельности КФХ, то обязательно должны исполняться за счет общего имущества хозяйства. В случае ликвидации КФХ ответственность по налоговым и иным платежам подлежит взысканию с членов хозяйства.

    Согласно п. 1 ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае единогласного решения участников. Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность, утрата интереса к деятельности КФХ вследствие старости или нетрудоспособности, отсутствие прибыли и т.д. Руководствуясь ст. 9ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по его усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены КФХ принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.

    Участники КФХ вправе принять решение о создании на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества. В этом случае хозяйство также подлежит ликвидации, а кооператив или товарищество должно признаваться правопреемником фермерского хозяйства.

    КФХ ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а так же в случае его банкротства. Первое из указанных оснований требует уточнения, поскольку закон не разъясняет, кто принимает решение о ликвидации хозяйства при отсутствии в нем членов. Ведь если наследники не пожелают вести КФХ, то они не будут вступать в состав хозяйства. Очевидно, что в рассматриваемом случае о прекращении деятельности КФХ должен принять суд.

    Многоукладность в российском аграрном секторе экономики не возможна без многообразия организационно-правовых форм хозяйствования.

    Крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной структурой малого и среднего аграрного предпринимательства, и имеют право на свое, позитивное развитие.

    Но успешным аграрный бизнес может быть лишь при условии полноценного и качественного юридического урегулирования.

    Это касается и законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве .

    Б.А.Воронин

    д.ю.н. профессор

    зав. кафедрой

    управления и права

    Уральской ГСХА

    журнал "Нивы Зауралья"

    фото Информационное агентство "Светич"

    Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

    Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

    • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
    • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
    • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

    Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

    • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
    • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
    • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
    • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
    • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
    • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

    Требования к организационной форме

    Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

    • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
    • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

    Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

    • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
    • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
    • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
    • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

    Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

    • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
    • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

    Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

    • фермерское хозяйство;
    • его глава.

    Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

    Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

    Регламентация по Гражданскому кодексу

    Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

    30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

    Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

    • добровольного членства;
    • обязательного трудового участия в деятельности;
    • объединения имущественных вкладов.

    Примечательно следующее:

    • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
    • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
    • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

    Правовой режим активов

    Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

    По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

    В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

    В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

    Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

    • общее имущество членов;
    • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
    • личное имущество членов.

    В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

    В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

    Плюсы и минусы

    Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

    КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

    Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

    КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

    Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

    Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

    Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

    Права и обязанности

    КФХ вправе:

    • самостоятельно хозяйствовать на земле;
    • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
    • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
    • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
    • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
    • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
    • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
    • передавать участок или его часть в аренду.

    Оно обязано:

    • обеспечить целевое использование земель;
    • осуществлять мероприятия по их охране;
    • вносить плату за землю;
    • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
    • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

    Налоги и отчетность

    Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

    • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
    • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

    С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

    Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

    • обычной традиционной схемы (ОСНО);
    • одного из вариантов ;

    Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

    Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

    Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

    Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

    • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
    • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
    • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

    Оплата налогов и взносов:

    • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
    • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

    Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

    В каждый конкретный момент истории новейшего времени все хозяйствующие субъекты имели конкретно-определённый правовой статус. Заколдованными или засекреченными оставались крестьянские (фермерские) хозяйства. Если кому-то эти слова покажутся ироничными или совсем смешными, то этот человек никогда не вникал в суть правового статуса данного образования.

    Краткий экскурс в историю (примечательно, что речь пойдёт лишь о ранее принятых актах, но действующих и сегодня) позволит увидеть суть вопроса.

    П. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определил крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица , который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

    Следующая редакция данной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц , осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Так определялось рассматриваемое хозяйство до 17 июня 2003 года.

    В обоих редакциях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять, так как настоящими юридическими лицами признавались лишь социалистические предприятия, учреждения, организации и активно создаваемые кооперативы.

    За это время чёткое понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть юридическими и физическими. И при кодификации законодатель не нашёл должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 - 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминается. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

    Соответственно, с начала 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства стали регистрироваться в новом статусе. Ранее зарегистрированным хозяйствам было предоставлено право приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены.

    Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства - некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество (как супруги), регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами заключает договор.

    17 июня 2003 года вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

    Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», но без образования организации.

    Пожалуй, пришло время окончить период существования совершенно разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года.

    Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года (Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ). В период 2010 - 2012 годов осуществлялась наиболее активная работа по совершенствованию гражданского законодательства России. Конечно, эта деятельность не могла обойти стороной статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Неизбежное ближайшее будущее

    30 декабря 2012 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Именно в нём решена судьба рассматриваемого нами правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества», заняв промежуточное положение между ними. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратит силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который довольно успешно работал в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом 5, признающим основные в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства - как договорные объединения граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

    Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе .

    Кроме того, почти в такой форме допускается и создание К(Ф)Х - как договорного объединения граждан на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор - соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства , заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

    Теперь законодатель позволил подвести черту: такое «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

    Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

    Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

    Юридические лица названной группы являются собственниками внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

    Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в юридическом лице - только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. А ответственность строится как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность (без указания на возможность её ограничения как в обществах с дополнительной ответственностью) по обязательствам хозяйства несут его члены.

    В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

    Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о юридических лицах.

    Правовая судьба созданных ранее крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц

    Остался лишь один вопрос - о судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее и действующих в виде юридических лиц. Напомню, что они должны были привести свой статус в соответствие с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сначала до 1 января 2010 года, затем - до 1 января 2013 г.

    Небывалое внимание законодателя проявлено к ним в декабре ушедшего 2012 года. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"» названный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

    Через неделю после принятия этого Закона принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х - юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется.

    По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

    КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

    Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

    Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

    В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

    Особенности юридического оформления КФХ

    Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

    Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

    Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

    • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
    • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
    • индивидуальный предприниматель;
    • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

    Законодательное регулирование фермерских объединений

    Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

    Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

    Юридические нюансы оформления КФХ

    При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

    1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
    2. Данные о главе хозяйства.
    3. Права и обязанности участников объединения.
    4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
    5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
    6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
    7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

    Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

    Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

    Ответственность членов крестьянского хозяйства

    Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

    Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

    Что делает глава фермерского хозяйства

    У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

    Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

    Статистика: как много КФХ в России

    Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

    Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

    Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

    В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

    • земельные угодья;
    • объекты капитального строительства и иные сооружения;
    • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
    • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
    • сооружения для мелиорации;
    • транспортные средства, включая грузовые;
    • племенных животных;
    • семена и другие сырьевые ресурсы.

    Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

    После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

    При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

    Чем КФХ отличается от ЛПХ

    Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

    То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

    Уплата налогов фермерскими хозяйствами

    КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

    Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

    Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

    Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

    Преимущества создания КФХ

    1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
    2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
    3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
    4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

    Недостатки регистрации фермерского хозяйства

    1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
    2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
    3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
    4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

    КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

    Перспективы фермерских хозяйств

    В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

    Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

    КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.