• Проблемы развития малого предпринимательства в рк. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы

    Научно-теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в современных рыночных условиях. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Методика исследования. Оценка современного состояния малого предпринимательства в Казахстане.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    11477. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 198.74 KB
    Актуальность проблемы развития малого бизнеса заключается в большом количестве действующих малых предприятий особенно в сельском хозяйстве где возможности для их развития далеко не использованы не только в отраслевом но и по этапам производства и реализации продукции на малых агропромышленных предприятиях в научном аспекте в достаточной мере не изучены. Предпринимательство называется производственным если сам...
    18254. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан 80.82 KB
    Анализ эффективности функционирования и развития малого предпринимательства в Казахстане и регионах. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы перспективы развития и пути регулирования малого бизнеса в Республике Казахстан. Проблемы стимулирования малого предпринимательства в казахстанской практике.
    19505. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы 91.74 KB
    Специфика развития малого и среднего бизнеса в современной экономике. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Особенности становления малого бизнеса в Казахстане. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы.
    5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
    Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
    20093. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА 44.64 KB
    Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
    18276. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов физических лиц в Казахстане 209.89 KB
    Для этого Национальный банк Казахстана и Правительство РК реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2005 году Государственного Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Республики Казахстан», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современном Казахстане. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
    19544. Финансы малого бизнеса. Особенности и проблемы 164.72 KB
    Особую значимость тема исследования управления финансами предприятий малого бизнеса приобретает в условиях финансового кризиса, так как малым предприятиям в большей степени, чем крупным корпорациям, часто не хватает рыночного опыта, финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Поэтому изучение проблем, связанных с финансовой деятельностью таких предприятий, является важным и актуальным.
    19738. Проблемы и пути совершенствования кредитной политики субъектов малого бизнеса и физических лиц 1.34 MB
    Важная роль в этом принадлежит банкам. Тема дипломной работы Проблемы и пути совершенствования кредитной политики коммерческого банка для юридических и физических лиц. Актуальность данной темы заключается в том что правильное устройство и эффективная реализация банками кредитной политики является неотъемлемой составляющей в области повышения качества экономической системы государства. Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части...
    2716. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 15.88 KB
    Уфа Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса субподряд франчайзинг венчурные контракты.
    18380. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан 890.98 KB
    Эволюция развития предпринимательской деятельности. Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства. Пути пοвышения эффективнοсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан. Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан.

    Выходные данные сборника:

    ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

    Х алимов Максат Кайратович

    магистрант 2-курса экономического факультета, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана

    E- mail : altynmaksgmail . com

    Стратегический курс руководства республики на вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической силы. В условиях реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе и внешнеэкономических, активизация производственной и инновационной деятельности.

    Своевременное вмешательство и оказание финансовой поддержки государством в конце 2007 года в рамках антикризисной программы позволило сократить снижение объемов кредитования субъектов малого предпринимательства банками и даже стимулировало рост кредитования в 2008 году. Кроме того, в результате государственной поддержки в структуре совокупного ссудного портфеля коммерческих банков доля кредитов малому бизнесу выросла до 22 % .

    В республике создана определенная база для развития малого и среднего бизнеса. Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса ежегодно увеличивается. Так, за 5 лет (2005-2009 гг.) их количество возросло с 621 тыс. до 716 тыс. ед., в результате доля активных субъектов малого предпринимательства увеличилось до 67 % в 2009 году .

    Объем продукции, произведенной в 2005-2009 гг., субъектами малого и среднего предпринимательства увеличился с 1235 млрд. тенге до 2182 млрд. тенге. При этом доля продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса в ВВП, сохранилась на среднем уровне 15-16 % с незначительным снижением в 2008 году .

    В разрезе отраслей наибольшая доля выпущенной продукции от общего объема продукции субъектов малого предпринимательства приходится на сферу торговли (37 %), сельского хозяйства - 23 %, наименьшее количество субъектов малого предпринимательства работает в промышленном секторе (3 %) и строительстве - 4 %, в сфере транспорта и связи функционируют 8 % СМП .

    Численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 1,8 млн. чел, что составляет 23 % от общей численности занятых по Казахстану, из них 50 % приходится на ИП, по 25 % предприятия малого бизнеса и крестьянские хозяйства. Как и количество СМП, численность занятых в малом предпринимательстве стабильно росла до 2008 года, в течение которого произошел спад. В 2009 году рост возобновился .

    Сравнительный анализ малого предпринимательства в Казахстане с развитыми странами показывает заметное отставание по таким показателям как вклад в ВВП и занятость населения, при том что, как и в развитых странах, в Казахстане СМП представляют более 90 % всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами МСБ в развитых странах составляет от 43 % (Канада) до 57 % (Германия) ВВП. В Казахстане его доля ниже почти в 3 раза и составляет 15 %. По доле населения, занятого в секторе МСБ, в общей занятости показатели нашей страны так же гораздо ниже, чем в развитых государствах: на протяжении последних 5 лет в Казахстане этот показатель держится на уровне 23 %, в развитых странах от 47 % (Канада) до 75 % (Япония) .

    По отраслевой структуре сектор СМП Казахстана также имеет значительные отличия от зарубежных аналогов: почти 40 % СИП Казахстана занято в сфере оптовой и розничной торговли, более 20 % функционируют в сельском хозяйстве. В США структура малого бизнеса выглядит иначе: преобладание сферы услуг (58 %), более 20 % субъектов МБ осуществляют деятельность в сферах строительства и торговли. В европейских странах наибольшее количество субъектов МСБ сконцентрировано в сфере услуг: в Великобритании - 23 %, в Польше - 35 %. При этом, в Великобритании сектор МСБ наиболее диверсифицирован: 21 % субъектов МСБ задействовано в сфере строительства, 12 % в торговле,7 % в промышленности, 27 % в других отраслях, включающих операции с недвижимым имуществом и финансовую деятельность .

    В развитых странах ответственность участников рынка и предпринимательской деятельности, как правило, основана на механизме «репутации» и риске потери профессии или лишения возможности работы на рынке или банкротства бизнеса.

    Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, особенно в местностях, далеко расположенных от финансовых и промышленных центров республики, специалистами называются:

    · низкий уровень платежеспособности населения, особенно в сельской местности, связанный с высокой степенью безработицы и большой долей населения, проживающего за чертой бедности;

    · недостаток оборотных средств;

    · недостаточное оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием в силу его высокой стоимости;

    · недостаток качественного сырья и полуфабрикатов;

    · низкая конкурентоспособность продукции местных малых предприятий в сравнении с импортными аналогами;

    · некредитоспособность субъектов малого бизнеса (особенно предприятий по переработке сельхозсырья);

    · недостаточное количество финансовых и научных учреждений;

    · низкий образовательно-культурный уровень населения;

    · неразвитость коммуникаций.

    Анализ, проведенный Институтом экономических исследований МЭиБП РК, выявил основные проблемы кредитования малого бизнеса в коммерческих банках. Лидирующее положение занимает высокий ссудный процент. Кроме того, к данным проблемам относятся:

    · краткосрочность выдаваемых кредитов;

    · отсутствие льготного периода;

    · большое количество документов при подаче заявки на кредит;

    · проблемы с залоговым обеспечением;

    · отсутствие информации о зарубежных и отечественных линиях кредитования;

    · недостаточное количество организаций, оказывающих консалтинговые услуги при оформлении кредитов;

    · проблемы со стартовым кредитованием нового бизнеса.

    В целом, анализ показывает, что в Казахстане наблюдается начало восстановительных процессов в данном секторе, происходит рост абсолютных показателей СМП, однако имеются негативные тенденции относительных показателей (доля продукции СМП в ВВП, структура отраслевого развития).

    Результаты вышеприведенного обзора подчеркивает необходимость дальнейшего государственного координирования малого бизнеса в целях корректировки и улучшения негативных тенденций развития малого бизнеса, как с помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов.

    К основным финансовым механизмам для развития малого бизнеса можно отнести фискальные и кредитно-денежные инструменты. Для развития самозанятости основным нефинансовым рычагом является бизнес-образование. Поэтому развитие малого бизнеса в Казахстане во многом зависит от высококвалифицированных кадров в организации предпринимательской деятельности.

    В настоящее время система образования Казахстана находится в поиске модели подготовки высококвалифицированных кадров в области организации бизнеса с учетом специфики экономического развития каждого региона. При этом необходимо совершенствовать структуру образования будущих специалистов в сфере организации бизнеса в целях повышения качества подготовки при получении базового образования, переподготовки и повышения квалификации, совершенствование учебных программ, их расширение в соответствии с потребностями рынка.

    Бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, инновационных (венчурных) фирм, осуществляет поддержку предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических, маркетинговых и прочих услуг. Бизнес-инкубаторы выполняют государственный заказ по созданию рабочих мест в сфере малого предпринимательства, поэтому результативность и эффективность управления бизнес инкубатором имеет огромное значение для развития МСБ и системы бизнес-образования.

    Практические навыки, получаемые преподавателями университета в процессе их взаимодействия с субъектами малого бизнеса, успешно используется в учебном процессе. Наряду с этим студенты имеют возможность реализации собственных бизнес-проектов через бизнес-инкубатор, что способствует апробации их бизнес-идей с целью определения степени подготовленности для создания собственного дела.

    С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для развития МСБ необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

    1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы отечественному бизнесу в условиях Таможенного Союза.

    2.Совершенствование системы экономических отношений для малых предприятий в сфере производства, с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

    3.Оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках.

    4.Введение системы минимальных гарантированных цен субъектам малого бизнеса, обеспечивающих им достаточный уровень доходности.

    5.Осуществление гибкого налогообложения субъектов малого бизнеса, деятельность которых связана с производством товаров, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей и в производство продукции, или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм.

    6.Умеренная протекционистская политика по защите интересов субъектов малого бизнеса.

    7.Повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса, введение налоговых и других льгот, которые будут способствовать переоснащению материально-технической базы предприятий малого бизнеса.

    8.Регулирование объемов экспорта и импорта по основным стратегическим видам товаров, производимых субъектами малого бизнеса.

    9.Реализация целевых программ по восстановлению и развитию приоритетных отраслей экономики, в котором субъекты малого бизнеса могут занять наибольшую долю рынка.

    10.Прямое финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства через финансовые институты государства.

    11.Для казахстанских предприятий, которые уже готовы использовать франчайзинг как эффективное средство для расширения своего бизнеса, наиболее подходит модель регионального франчайзинга. Рекомендуется использовать региональный франчайзинг, когда головное предприятие решает охватить своей деятельностью какой-то географический район (территорию). Для этого района подбирается главный франчайзи, который включен в разделение платежей и взносов в общий рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно предоставляет франчайзер, для этого он платит лицензионные взносы, а так же взносы на рекламу непосредственно головной компании-франчайзеру.

    Необходимо внести изменения в действующее законодательство по вопросам регистрации франчайзинговой деятельности. По примеру западных стран, регистрацию франчайзинговой фирмы должен осуществлять покупатель франшизы, в то время как согласно отечественной практике регистрацию должен осуществлять продавец. Необходимо законодательно закрепить ответственность за незаконное использование и копирование торговых марок и брендов, поскольку отсутствие институциональной защиты товарных знаков негативно отражается на общей тенденции развития франчайзинговой деятельности в Казахстане.

    Список литературы :

    1. Малое предпринимательство: теория, мировой опыт и Казахстан / А.К. Кошанов, Е.Б. Жатканбаев, А.А. Рамазанов и др.; Под ред. Е.Б. Жатканбаева; КазНУ им. аль-Фараби, 2009. - 3-8 с.
    2. Официальный сайт Агентства по статистике Республики Казахстан. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx (дата обращения 12.01.2010).
    3. Предпринимательство в Республике Казахстан: Офиц. текст по состоянию на 1 февр. 2010 г.: [Сб. нормат. актов]. - Алматы: Юрист, 2010. - 9-12 с.
    4. Экономика и статистика. Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения. Современное состояние малого бизнеса в РК. - 2009. - № 4. - 52 с.

    Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в едином экономическом пространстве. Как свидетельствует мировой опыт, конкурентоспособность является особо важным фактором развития экономики любой страны и наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. В связи с этим ниже рассмотрены вопросы конкурентоспособность малого и среднего бизнеса как важный фактор развития экономики страны.

    Для выявления ключевых факторов развития бизнеса и выработки соответствующих политик, в мировой практике принято анализировать состояние малого и среднего бизнеса (далее МСБ), так как данный фактор — это стержень устойчивого гражданского общества, от развития которого зависит благосостояние всех стран, и Казахстана в том числе. Малый и средний бизнес не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

    Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.

    «Казахстан поставил перед собой масштабную цель – войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика – это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса», – сказал Президент Казахстана.

    В этой связи Глава государства подчеркнул, что данный вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач: «Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Её субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идёт о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

    Повышение конкурентоспособности страны становится особенно актуальным в свете вступления Казахстана в Единое Экономическое Пространство и Всемирную Торговую Организацию. Президент Казахстана отметил, что государству также необходимо осуществить ряд принципиальных изменений в своей работе. В частности, нужно принять важные институциональные решения и продолжить работу по совершенствованию налогового и таможенного администрирования.

    С 1 января 2012 года вступили в силу международные договоры, что означает начало работы по обеспечению свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А в последующие годы будут решены вопросы тарифов и доступа к естественным монополиям – железным дорогам, нефте- и газопроводам, энергосетям. Задача государства состоит в том, чтобы каждый человек, каждое предприятие и организация почувствовали преимущества развития бизнеса и многостороннего сотрудничества наших стран в условиях функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого Экономического Пространства. Необходимо и далее повышать конкурентоспособность экономики, развивать собственное производство, открывать рабочие места.

    Реалии сегодняшнего дня достаточно жесткие и они с одной стороны справедливы — люди должны потреблять конкурентоспособный товар, хороший как по цене, так и по качеству. В любом случае в новых условиях кто-то что-то теряет, а кто-то получает. В рамках Таможенного союза и по итогам 2011 года, товарооборот между нашей страной и Россией возрос. Если взять Казахстан, то у нас он вырос почти на 40%. У нас вырос экспорт товаров, но и вырос импорт. Тем ни менее, мы видим, что Таможенный союз — это свобода перемещения товаров, услуг и наших граждан. Это, конечно же, сказалось на активности бизнеса. Есть мнение, что по ряду позиций где-то импорт какой-то страны преобладает, замещает продукцию. Но, тем не менее, и российские, и казахстанские товары активно продвигаются на рынках.

    Казахстан активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Наша страна, как известно, является инициатором создания Евразийского союза и углубления взаимодействия стран СНГ. С 1 января 2012 года экономика Казахстана функционирует в условиях ЕЭП. Официальные статистические данные также свидетельствуют об активизации торгово-экономических связей РК с государствами-участниками ЕЭП. Так, в январе 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕЭП составила 1 475,5 млн. долл. США или на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. Какова реальная выгода бизнеса от Таможенного союза и Единого Экономического Пространства? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между нашими странами, что значительно ускоряет товародвижение. В частности, для казахстанского бизнеса актуальное значение имеют поставки сырья, фурнитуры из России и Беларуси. А это, в свою очередь, немаловажный фактор для развития обрабатывающей промышленности Казахстана (таких отраслей, как легкая, пищевая, мебельная промышленность).

    С созданием Единого Экономического Пространства формируется единый рынок товаров с численностью населения 170 млн. человек и суммарным ВВП около 1,8 трлн. долларов США. Кроме того, между налоговыми органами государств ЕЭП в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами.

    Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран-участниц. Как известно, с формированием ТС для Казахстана значительно возрос уровень тарифной защиты. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл.1), что в принципе создает условия для развития отечественной обрабатывающей промышленности, производств готовой продукции. Одной из главных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей МСБ. Особенно остра нехватка кредитных ресурсов у предпринимателей реального сектора.

    С точки зрения банков второго уровня (БВУ) МСБ относится к непривлекательным секторам финансирования. Суммы кредитов, выдаваемых МСБ, составляют около 20% от общего кредитного портфеля БВУ. Структура распределения кредитных средств за последние несколько лет: 1. Торговля – около 40% (наиболее привлекательные клиенты БВУ); 2. Строительство – 16% (последствия мирового финансового кризиса); 3. Промышленность – 10%; 4. Сельское хозяйство – 5% (высокие риски из-за сезонности бизнеса); 5. Транспорт и связь – 2,5%.

    Также, главной фундаментальной причиной низкой финансовой привлекательности МСБ является слабая финансовая грамотность и, следовательно, низкое качество инвестиционных предложений (непроработанность проектов, слабый опыт стратегического планирования и реализации долгосрочных проектов).

    Для решения вышеперечисленных проблем реализовывается государственное финансирование посредством Стабилизационной программы в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы и «Дорожной карты бизнеса — 2020». В рамках этой программы предусматривается оказание поддержки в виде субсидирования процентной ставки по новым и действующим кредитам БВУ, гарантирование кредитов банков БВУ, развитие необходимой производственной инфраструктуры, оказание сервисных услуг и подготовка и переподготовка кадров, а также предоставляется финансовая и нефинансовая поддержка начинающим предпринимателям.

    Отсутствует единая, унифицированная и централизованная инфраструктура поддержки предпринимательства, обеспечивающая комплексное решение проблем субъектов МСБ бизнеса и наблюдается низкий охват услугами малого предпринимательства в регионах. Для решения данного вопроса запущен масштабный проект бизнес — обучения предпринимателей, осуществляемый Фондом «Даму» в рамках программы «Бизнес — Советник», и охвативший все регионы страны и предоставивший комплекс унифицированных и доступных знаний по созданию и эффективному ведению бизнеса предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой.

    Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства в зарубежных странах широко используют систему контрактных отношений между МСБ и крупным бизнесом («франчайзинг»). Однако, в Казахстане на сегодняшний момент, франчайзинг в сегменте МСБ занимает лишь 3%. Причиной тому является несовершенство законодательства, недостаточная информированность бизнеса о преимуществах данной схемы организации бизнеса.

    Литература:

    1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 1997.
    2. Кенжегузин М.Б. Итоги реформ и проблемы нового этапа развития экономики Казахстана // Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы). Алматы, ИЭ МОН РК, 2002, 264с.
    3. Назарбаев Н.А. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, № 96-97, Алматы, 05.04.03, № 96-97.
    4. Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанская правда, Астана, 19.03.04.
    5. Кенжегузин М.Б. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан // Саясат-Policy, 2003, № 3, с.4-7.

    Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. Утвержден Указом Президента РК от 4 декабря 2001 г., № 735 // собрание актов Президента РК и Правительства РК, № 43-44, Астана, 2001, 452 с

    На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

    «Нереально» высокие издержки

    Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

    Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

    «Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

    Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

    Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

    Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

    В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

    1

    В статье рассмотрено развитие конкурентоспособности малого бизнеса на основе исследования социально-экономических проблем, его развития в современных условиях. Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений в развитии малого бизнеса в Республике Казахстан. Объектом исследования является малый бизнес Казахстана. Обоснованы научно-методологические положения по совершенствованию мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса: углублены и развиты теоретические основы развития малого бизнеса; на основе анализа современного состояния малого бизнеса на предприятиях Казахстана раскрыты особенности развития малого бизнеса в республике в современных условиях; разработаны направления эффективной государственной поддержки в решении социально-экономических проблем малого бизнеса Казахстана; с учетом анализа существующих способов государственной поддержки малого бизнеса, выявлены наиболее эффективные формы их взаимодействия в РК; предлагаются пути развития малого бизнеса РК в современных условиях.

    малый бизнес

    предпринимательство

    государственно-частное партнерство

    конкурентоспособность

    1. Официальная статистическая информация // Материалы Агентства РК по статистике. – URL: http: // www. stat.gov.kz. (дата обращения: 11.05. 2017).

    2. Ризаева Н.М. Некоторые аспекты развития малого предпринимательства // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. – 2007. – № 1 (59). – С. 67–72.

    3. Сихимбаев М.Р., Ханов Т.А., Сихимбаева Д.Р., Боярский В.Г. Развитие экономического механизма рационального недропользования в Казахстане // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3(2). – С. 414–418.

    4. Сихимбаева Д.Р., Карагаев Н.С. Нефтегазовый сектор и его место в финансовом бюджете региона // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3(2). – С. 483–488.

    5. Сихимбаева Д.Р., Абдраимова К.К. Приоритеты инвестирования нефтегазовой ренты // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10(1). – С. 144–147.

    6. Сихимбаева Д.Р., Абдраимова К.К., Балгимбеков Д.У., Талимова Г.У., Байгожина Г.М., Мусаева Э.А. Научные подходы к исследованию проблемы устойчивого развития аграрного сектора экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований». – 2015. – № 11(1). – С. 93–97.

    Экономика республики Казахстан претерпевает постоянные изменения, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, падением цен на нефть и другие энергоресурсы, и произошедшими девальвациями национальной валюты (тенге).

    Определенные изменения происходят и в сфере малого и среднего предпринимательства.

    За период развития рыночных отношений в экономике Казахстана сформировался устойчивый сектор малого и среднего предпринимательского сектора.

    Малый бизнес Казахстана формирует конкурентную среду, способствует наполнению рынка отечественными товарами и услугами, является источником формирования среднего класса, как основы стабильности общества, способствуют решению проблемы занятости населения.

    Казахстан имеет специфические социально-экономические, геополитические, национально-культурные и исторические особенности, что не всегда дает возможность для использования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

    Несмотря на имеющуюся сегодня устойчивую тенденцию роста количества субъектов малого предпринимательства и числа работающих в них, сектор малого бизнеса имеет перспективы роста объемов производства и в решении проблем занятости населения.

    Целью исследования является развитие теоретико-методологических основ малого бизнеса Казахстана на основе исследования социально-экономических проблем его развития в современных условиях.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические концепции ведущих отечественных и зарубежных экономистов - представителей различных школ и направлений, исследования предпринимательства и сферы услуг. Основополагающее значение имели нормативно-правовые акты, прямо или косвенно регулирующие развитие малого и среднего бизнеса.

    В работе применялись методы: статистический анализ и сравнение, расчетно-аналитический и экономико-математический.

    Согласно мировой практике малый бизнес наиболее успешно функционирует при соответствующей государственной поддержке в условиях стабильно развивающейся экономики. В этой связи следует отметить роль государственно-частного партнерства (ГЧП), развивающего инвестиционные проекты, в том числе и в малом бизнесе страны.

    По данным Агентства РК, по статистике на 01.01.2017 г. в Казахстане зарегистрировано 1 497 102 субъектов малого предпринимательства. Из них - 320 454 - юридические лица малого предпринимательства (17,5 %), 989 014 - индивидуальные предприниматели (66,6 %), и 187634 - крестьянские и фермерские хозяйства (15,9 %) . Таким образом, основным двигателем экономики страны являются субъекты малого бизнеса, так как именно их больший удельный вес приходится на эту сферу деятельности.

    Мониторинг количества действующих субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан показал, что по состоянию на 1 января 2017 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по сравнению с соответствующей датой предыдущего года уменьшилось на 4,6 %. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 68,7 %, юридических лиц малого предпринимательства - 16 %, крестьянских или фермерских хозяйств - 15,1 %, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2 %.

    В январе-декабре 2016 года по сравнению с январем-декабрем предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых целях) уменьшился на 5,8 %, численность занятых и количество действующих субъектов на 0,8 % и 4,5 % соответственно.

    Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за январь-декабрь 2016 года составил 16857,3 млрд тенге. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 66,6 %, юридических лиц малого предпринимательства - 17,3 %, крестьянских или фермерских хозяйств - 15,9 %, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2 %.

    В Карагандинской области за последние годы наблюдается рост численности действующих малых предприятий. Он наблюдался во всех видах экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства. Доминирующим видом деятельности по-прежнему является торговля - 41 %, вторым по значимости видом (20,6 %) являются операции с недвижимым имуществом, третью и четвертую позиции делят строительство и промышленность - 14 % и 9 % соответственно.

    Наиболее значительные структурные сдвиги за период состоялись в строительстве и услугах (социальных, персональных, деловых, профессиональных, коммунальных).

    Структурные сдвиги были положительными и в сферах связи, операциях с недвижимостью и прочих социальных услугах, которые за последние годы составляют порядка 2 %.

    Заработная плата в сфере МСП оказалась на 8,6 % выше, чем в среднем по области, а доход от реализации продукции и услуг оказался у сектора за период на 37,5 % выше, чем в целом по экономике области.

    В целом тенденции в развитии сектора малого бизнеса носят позитивный характер , малый бизнес в сфере услуг характеризуется следующим:

    За счет отрицательного прироста в торговле удельный вес услуг уменьшился, что само по себе говорит о структурной перестройке экономики. Но в то же время имел место самый значимый положительный структурный прирост в социальных, персональных, деловых, профессиональных, коммунальных услугах;

    По индикатору численности занятых структурные сдвиги были положительными только в сфере услуг: связи, операциях с недвижимостью и прочих социальных услугах;

    Прирост заработной платы уступает только строительству, но выше, чем в промышленности;

    Прирост дохода от реализации продукции и услуг в секторе малого бизнеса.

    Формированию и развитию сферы услуг в экономике Казахстана способствовали:

    Рыночные реформы и разгосударствление собственности на ряд объектов социальной инфраструктуры;

    Ресурсная поддержка развития малого предпринимательства;

    Развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах,

    Обострение конкуренции во всех видах деятельности сферы услуг, активизация её неценовых и инновационных форм.

    По уровню занятого в этой сфере населения - 68,9 % сфера услуг г. Караганды приближена ко второй группе стран ОЭСР, где сфера услуг обеспечивает около 70 % занятости. Среди всех занятых в сфере услуг Карагандинской области город Караганда сконцентрировал около 80 % работников.

    При этом доля г. Караганды в общем объеме услуг, оказываемых в Карагандинской области, превышает 71 %.

    Сфера услуг объединяет чрезвычайно неоднородные отрасли не только по темпам роста новых рабочих мест, но и по квалификационной структуре рабочей силы. Все отрасли этой сферы условно можно разделить на четыре большие группы:

    Производственные (деловые и профессиональные, финансовые, страховые, риэлтерские услуги);

    Распределительные (розничная и оптовая торговля, транспорт, связь);

    Личные (гостиничное дело, общественное питание, рекреационные и зрелищные услуги, домашние услуги);

    Социальные или общественные (здравоохранение, образование, услуги различных государственных организаций).

    Особенный интерес представляет динамика объема оказываемых услуг, относящихся к группе производственных, поскольку эти услуги определяют своеобразие постиндустриальной экономики. В общем объеме услуг, оказываемых сферой услуг Карагандинской области в целом, преобладают финансовые (34,8 %), деловые и консультационные услуги (32,4 %), услуги, связанные с недвижимым имуществом (18,8 %). Негативным фактом можно отметить низкие доли услуг по исследованиям и разработкам (3,2 %), компьютерных и связанных с ними услуг (4,3 %). Но если их рассматривать вместе с деловыми и консалтинговыми, то удельный вес деловых и профессиональных услуг составит 44,7 %.

    Заключение

    Согласно результатам проведенного исследования сферы услуг г. Караганды, средние и малые предприятия, в зависимости от отраслевой принадлежности, имеют различный уровень конкурентоспособности.

    На региональном рынке преобладают следующие сферы: сектор культурно-развлекательных услуг, услуги частного здравоохранения, издательское дело, консультационные научно-исследовательские услуги, информационно-коммуникационные услуги, юридические услуги, розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, городской транспорт. В то же время на республиканский рынок вышли и оказывают услуги, предоставляемые предприятиями, специализирующимися на рекламных услугах, оптовой торговле, страховании, грузовых перевозках.

    Анализ перспективных бизнес-проектов малых и средних предприятий по результатам маркетингового исследования показал, что на республиканский рынок выходят предприятия, оказывающие:

    Научно-исследовательские и консультационные (преимущественно в сфере менеджмента и юридические) услуги;

    Гостиничное хозяйство и сектор общественного питания;

    Услуги частного здравоохранения.

    Следует усилить роль ГЧП в развитии малого и среднего бизнеса, что приведет к росту его инвестиционной привлекательности, повышению доходности и увеличению числа занятого населения в регионах.

    В современных условиях развития экономики Казахстана особую актуальность приобретает развитие инновационных предприятий малого бизнеса в наиболее перспективных отраслях экономики, вносящих наибольший вклад в бюджет государства и (или) имеющих перспективы роста, как например, в сфере нефтеперерабатывающего комплекса и аграрно-промышленного комплекса страны .

    Показатели развития малого и среднего предпринимательства в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

    Январь-декабрь 2016 г.

    Количество

    действующих субъектов

    Численность занятых

    Выпуск продукции

    (в сопоставимых ценах)

    Республика Казахстан

    Акмолинская

    Актюбинская

    Алматинская

    Атырауская

    Западно-Казахстанская

    Жамбылская

    Карагандинская

    Костанайская

    Кызылординская

    Мангистауская

    Южно-Казахстанская

    Павлодарская

    Северо-Казахстанская

    Восточно-Казахстанская

    г. Астана

    г. Алматы

    Примечание: составлено по материалам Агентства РК по статистике - www. stat.gov.kz.

    Проведенный анализ выявил основные тенденции развития малого бизнеса в республике Казахстан, рассмотрение которого показывает наличие немалых проблем в этой сфере и существующие перспективы, определяющие приоритетные направления развития малого бизнеса в Казахстане, в число которых входят предприятия, специализирующиеся на новых продуктах, технологиях и направлениях ведения бизнеса.

    Библиографическая ссылка

    Шерова Г.К., Сихимбаев М.Р., Сихимбаева Д.Р. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6-2. – С. 327-330;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11680 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»