• Условия труда на рабочем месте. Оценка условий труда

    Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ). Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников. Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

    Отчет о проведении специальной оценки условий труда

    Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

    Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

    Отчет включает следующую информацию:

    • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
    • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
    • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
    • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда ;
    • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
    • протоколы по обследованию средств защиты;
    • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
    • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

    Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

    В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись. Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней. Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

    Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

    Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

    Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

    Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

    Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда . Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

    • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
    • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
    • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
    • модернизации производства для улучшения условий труда;
    • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров ;
    • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

    31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

    Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

    Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

    Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

    И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

    Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    НАША СПРАВКА

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

    • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
    • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
    • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

    Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

    • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
    • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

    Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

    Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

    Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

    Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

    Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ. Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны. Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

    Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

    Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

    Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

    В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

    Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

    Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

    • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
    • Высокая стоимость работ;
    • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

    Что мы имеем на сегодняшний день?

    Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

    Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место. К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

    Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

    На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

    Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

    Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

    Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

    Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

    Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

    1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

    2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

    3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

    Подготовка к проведению специальной оценке

    Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

    Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

    Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

    В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

    Немного истории.

    Вообще требование обучать членов комиссии последний раз упоминалось в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". С заменой его на Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Это требование исчезло. Приблизительно в то же время планировалось поменять порядок обучения по охране труда утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". В новой редакции порядка должна была появиться соответствующая категория обучающихся.

    Однако порядок не поменяли, про обучение членов комиссии все забыли.

    Ничего не изменилось и с принятием закона №426 о специальной оценке.

    Задачи комиссии по специальной оценке условий труда

    Комиссией утверждается график проведения СОУТ. В графике указываются этапы работ и сроки их выполнения.

    График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему.

    Комиссия до начала работ утверждает перечень рабочих мест, подлежащих оценке, с указанием аналогичных рабочих мест. Это важно еще и для определения стоимости работ.

    Аналогичные рабочие места – те, которые:

    • расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
    • оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • одни и те же профессии, должности, специальности;
    • одинаковые трудовые функции;
    • одинаковый режим рабочего времени;
    • ведение однотипного технологического процесса;
    • использование одинаковых: производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
    • обеспечены одинаковыми СИЗ.

    Если рабочие места признаны аналогичными, оценке подлежит 20% от общего числа таких мест, но строго не менее двух. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

    Перечень рабочих мест подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 4, 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

    При сменной работе, аналогичность рабочих мест не применяется.

    Пример 1

    В офисе в одной комнате по одинаковому графику работают четыре бухгалтера. Количество рабочих мест для перечня будет два. (20% не менее 2-х).

    Пример 2

    В таком же офисе работают главный бухгалтер и еще три обычных бухгалтера. Будет оформляться три карты. Одна на главного бухгалтера и две карты на трех бухгалтеров с учетом аналогии. Аналогичными могут считаться только рабочие места, занимаемые людьми на одной должности.

    Пример 3

    Четыре диспетчера работают сутки через трое. На такие рабочие места оформляется одна карта, поскольку они по очереди работают на одном рабочем месте.

    СОУТ не проводится в отношении дистанционных работников, если дистанционная работа указана в их трудовом договоре.

    На вновь созданных рабочих местах специальная оценка должна быть проведена в течение 12 месяцев с момента их создания.

    Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя (ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ).

    Оценка проводится не реже одного раз в пять лет (за исключением случаев, когда возникает необходимость во внеплановой оценке). Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении. В аттестации рабочих мест срок отсчитывался с начала работ по АРМ.

    Работник имеет право присутствовать при проведении специальной оценке на его рабочем месте, обращаться за разъяснениями, как к работодателю, так и к организации, проводящей СОУТ, знакомиться с результатами, а также обжаловать их (ст. 5 Федерального закона N426-ФЗ).

    Рабочее место и рабочие зоны

    Существует достаточно много определений понятия «рабочее место», но мы с вами договорились пользоваться одним из самых простых:

    Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    На практике мы достаточно редко сталкиваемся с ситуацией, когда работник весь свой рабочий день проводит на одном месте. Как правило, для выполнения порученных заданий работнику нужно перемещаться между двумя – тремя, а то и более зонами. Из таких рабочих зон и состоит рабочее место работника. А есть рабочие места, которые вообще не подразумевают постоянного места (рабочее место курьера или сервисного инженера).

    Для грамотной организации работы по проведению СОУТ, комиссии необходимо внимательно распределить проценты времени, в течение которых работник находится в каждой из рабочих зон, и уведомить об этом лабораторию. Именно продолжительность воздействия вредного или опасного фактора определяет класс условий труда. (За исключением биологического фактора, все остальные зависят и от концентрации, и от продолжительности воздействия).

    Пример 4

    Рабочее место водителя – кабина транспортного средства. Если водитель более 25% рабочего времени находится за рулем, его условия труда уже будут считаться вредными. В процессе управления автомобилем водитель не может сменить позу, поэтому он вынужден долгое время оставаться в одном положении. Но у водителя рейсового автобуса, который сидит за рулем все смену риск возникновения профессионального заболевания в несколько раз выше, чем у водителя, который выезжает с территории предприятия один раз в день на пару часов.

    Заключение договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

    Для проведения мероприятий по специальной оценке работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

    Такая организация должна соответствовать требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

    Выбор организации для проведения СОУТ осуществляется с учетом ограничений, установленных в ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ. (Нельзя проводить СОУТ самому себе или родственникам, или дочерним компаниям)

    Помимо сроков и стоимости выполнения работ, при заключении договора не лишним будет настоять на включение следующих условий о правах и обязанностях работодателя при проведении СОУТ, в том числе:

    • о праве требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения СОУТ (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • о праве требовать представления специализированной организацией документов, подтверждающих ее право на проведение СОУТ согласно ст. 19 Закона N 426-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • о праве работодателя на обжалование действий (бездействия) специализированной организации (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • об обязанности работодателя предоставить сведения, документы и информацию, необходимые для проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);
    • об обязанности не предпринимать преднамеренных действий, которые могут повлиять на результаты проведения СОУТ (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

    Роль работника в проведении специальной оценки условий труда

    Хотя работник и не является стороной договора, работа по специальной оценке затрагивает в первую очередь его интересы. Закон о СОУТ наделяет работников следующими правами и обязанностями:

    1. Работник вправе:
    • присутствовать при проведении оценки на его рабочем месте;
    • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ или эксперту лаборатории, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
    • обжаловать результаты проведения специальной оценки на своем рабочем месте в соответствии со ст. 26 Закона N 426-ФЗ.
    1. Работник обязан:
    • ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

    Этапы специальной оценки условий труда:

    Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению специальной оценки. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей СОУТ (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

    Работодатель обязан предоставить эксперту, осуществляющему идентификацию, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Если работодатель не предоставит указанные сведения, документы и информацию, организация приостановит проведение работ по СОУТ или не приступит к ней (п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ).

    Выявление на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.

    Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который утверждает комиссия (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

    Если в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). В этом случае сразу после утверждения результатов идентификации подводятся итоги проведения СОУТ.

    Идентификация не проводится в отношении следующих рабочих мест (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):

    • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
    • в связи с работой, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

    На таких рабочих местах обязательно нужно проводить инструментальные замеры.

    Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, их оценка

    Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ с учетом требований к методам, методикам и средствам измерений.

    Организация, проводящая специальную оценку проводит исследования (измерения) самостоятельно или с привлечением субподрядчика для проведения измерений факторов, предусмотренных пп. 12-14 и 24 ч.3, ст. 13 426-ФЗ

    Исследованию (измерению) подлежат:

    • физические факторы;
    • химические факторы;
    • биологические факторы;
    • тяжесть трудового процесса;
    • напряженность трудового процесса.

    В зависимости от степени отклонения фактических значений, идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) проводится присвоение класса условий труда.

    Классификация условий труда

    Оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

    Допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

    Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.

    Подкласс 3.1:

    (вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья

    Подкласс 3.2:

    (вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет)

    Подкласс 3.3:

    (вредные условия труда 3-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности

    Подкласс 3.4:

    (вредные условия труда 4-й степени) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелых форм (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности

    Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов уровни, воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.

    По сути своей классификация условий труда - это попытка определить уровень риска. Чем выше класс или подкласс, тем выше вероятность развития профессиональных заболеваний у работников.

    Существует методика, позволяющая снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом. Класс может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, на одну степень в соответствии с методикой. (Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим Техническим регламентом»)

    Однако, в силу неимоверной нормативности и сложности данная методика на сегодняшний день еще не разу не была применена на практике.

    Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям

    Декларирование осуществляется комиссией работодателя.

    Декларация подается только на основании заключения эксперта.

    Работодатель должен подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

    Декларация сдается в Государственную инспекцию труда.

    Срок действия декларации – пять лет, он исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

    Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка.

    По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия несчастных случаев или профзаболеваний срок действия декларации считается продленным на следующие 5 лет.

    Уточненная декларация

    В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

    Переведя на русский язык, имеется в виду, что декларируются как рабочие места, на которых вредность не выявлена в процессе идентификации, так и рабочие места на которых в результате измерений был установлен первый или второй класс.

    Завершение работ по специальной оценке условий труда

    В результате лаборатория, проводившая СОУТ должна передать организации отчет, включающий в себя:

    1) сведения об организации, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

    2) перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

    3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

    4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

    5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

    6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426-ФЗ (при наличии такого решения);

    7) сводная ведомость;

    8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка;

    9) заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.

    Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае несогласия члена комиссии с результатами СОУТ, он имеет право изложить мотивированное особое мнение.

    Работодатель организует ознакомление каждого работника с результатами специальной оценки на его рабочем месте под роспись в срок не позднее тридцати календарных дней с момента утверждения отчета комиссии, не считая периода временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке.

    Установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую специальную оценку, об утверждении отчета о проведении СОУТ.

    Так, работодатель в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ должен:

    • уведомить организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления;
    • направить в адрес организации, проводившей специальную оценку, копию утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

    Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда

    Повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ)

    Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

    Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

    Дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ)

    Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

    Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней.

    Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

    В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ)

    Устанавливается работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. (Не более 36 часов в неделю).

    Право на досрочную пенсию

    Пока сохраняется за работниками из числа, указанных в Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10, при подтверждении по результатам специальной оценки условий труда наличия на их рабочих местах вредных (опасных) условий труда.

    Возможность установления повышенных или дополнительных компенсаций

    В соответствии с ч. 2 ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

    Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

    При установлении соответствующих видов и размеров компенсаций работодатель может руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иными действующими нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.

    Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в зависимости от класса условий труда устанавливает следующие повышающие коэффициенты:

    Повышенные тарифы страхового взноса

    Класс условий труда

    Дополнительный тариф страхового взноса

    Опасный (4)

    Вредный (3)

    Допустимый (2)

    Оптимальный (1)

    Особенности проведения специальной оценки условий труда

    Существуют рабочие места, которые нельзя загнать в общий шаблон. Для таких рабочих мест специальная оценка проводится с учетом особенностей.

    Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»

    В данный перечень входят следующие рабочие места:

    • членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;
    • членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    • медицинских работников, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;
    • медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
    • медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений;
    • работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях;
    • творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков;
    • работников радиационно-опасных и ядерно-опасных производств;
    • работников, осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
    • водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;
    • рабочие места, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды;
    • рабочие места работников, занятых на подземных работах.

    Из статьи Вы узнаете:

    1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

    2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

    3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

    4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

    Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

    ! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

    2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

    Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

    ! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

    3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

    Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

    4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

    5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

    ! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

    6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

    В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

    7. Составление отчета.

    По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

    Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

    ! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

    Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

    Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

    Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

    Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

    Законодательные и нормативные акты

    1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    2. Трудовой Кодекс РФ

    3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

    Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

    В каждой организации сотрудники работают в конкретных условиях. Это важный фактор процесса трудовой деятельности, ведь это влияет на работоспособность персонала. Условия труда на рабочем месте должны соответствовать нормам закона, поэтому регулярно выполняется их оценка. Подробности об этом представлены в статье.

    Понятие

    Что такое условия труда на рабочем месте? Это понятие существует давно, с момента начала эксплуатации людей, но только в настоящее время оно реализовано на законодательном уровне. По ст. 56 и 57 ТК РФ трудовой договор не оформляется без указания условий труда. Их фиксируют вместе с остальной информацией - ФИО, зарплатой.

    В ст. 56 указано, что работодатель должен обеспечить установленные законом условия труда на рабочем месте. А по ст. 57 обязательно выделение в соглашении, вредных факторов, которые могут быть на производстве. Отдельно оговариваются положенные компенсации и гарантии.

    Характеристики

    Производственный процесс - работа по получению из материи или сырья продуктов. Все этапы этой деятельности взаимосвязаны. Характер процесса определяется по типу:

    1. Используемой рабочей силы.
    2. Средств производства.
    3. Исходных материалов.

    Определив основное средство производства, можно установить тип процесса. Предположим, известно, что основной машиной является металлургическая установка. Тогда будет понятно, что там происходит деятельность с металлом, рудой. В качестве рабочей силы будут металлурги, сталелитейщики. Из этого можно определить требования безопасности и возможные виды профессиональных заболеваний сотрудников.

    Производственная среда

    Этим понятием называют пространство, где сотрудник выполняет работу. Среда подразумевает здания, средства производства, применяемый транспорт. В это понятие входят психологические и экологические условия. Именно они имеют воздействие на персонал.

    Интенсивность труда

    Это понятие предполагает напряженность рабочего процесса. Оно подразумевает психологическую сторону. Интенсивность имеет связь с производительностью. На неорганизованном месте напряженность высокая, а производительность - небольшая. Это отрицательный момент. Работники быстро устают, а итоги деятельности не радуют.

    Классификация

    Условия труда на рабочем месте делятся законом на 4 класса (ст. 14 ТК РФ):

    1. Оптимальные. При них отрицательное воздействие на сотрудников отсутствует или очень низкое.
    2. Допустимые. Вероятно некоторое негативное воздействие, но в пределах установленных норм.
    3. Вредные. В этом случае наблюдается превышение влияния отрицательных факторов на организм. Вероятно появление профессиональных болезней.
    4. Опасные. На работников влияют отрицательные факторы производства. Есть большой риск профзаболеваний.

    Определение класса условий труда на рабочем месте нужно для определения уровня вредности деятельности. На каждой работе они разные. Их важно учитывать, прежде чем трудоустраиваться. Вредные условия труда в рабочее время негативно влияют на самочувствие, здоровье человека. Поэтому на каждом предприятии важно, чтобы соблюдались нормы организации процесса.

    Факторы среды

    Какими должны быть условия труда на в офисе, на производстве? При выполнении профессиональной деятельности важно, чтобы сотрудникам было комфортно, удобно. Тогда и результаты работы будут высокими. На рабочий процесс влияет много факторов, главными из которых являются:

    1. Освещение: норма 1-2 тыс. люм.
    2. Температура - чем больше физическая активность, тем меньше показатель в помещении. При активной работе оптимальным уровнем будет 10-16 градусов, а при средней - 18-23 градусов.
    3. Шум. Нормой считается 65 децибел и частота 75 000 Герц. Степень шума будет высокой, если он превышает 88 децибел.
    4. Вибрация. Такие воздействия бывают локальными и общими. Вибрация связана с шумом.

    Есть и другие факторы - биологические и химические. Примером отрицательной характеристики условий труда считается высокая концентрация пыли, ядовитых компонентов.

    Аттестация

    За аттестацию условий рабочих мест отвечает работодатель. В этом мероприятии участвует специальное учреждение. Создается особая комиссия, включающая работодателя, специалиста охраны труда, членов профсоюзов. мест по условиям труда предполагает инспектирование организации и сбор информации.

    В ходе мероприятия происходит измерение факторов среды - шума, освещения, вибрации. Устанавливаются отклонения от норм. Если рабочие места подобны друг другу, то можно выполнять проверку одного схожего места. Аттестация рабочих мест по условиям труда бывает плановой и внеплановой.

    Плановое мероприятие выполняется каждые 5 лет. Аттестация рабочих по условиям труда позволяет сделать работу эффективнее, если после мероприятия будут учтены все замечания эксперта. Внеплановая проверка осуществляется при различных изменениях производственного процесса. К ним относят замену оборудования, перевод на другой технический процесс. При несчастном случае выполняется внеплановая проверка. В заключении прописывается оценка условий труда рабочих мест.

    Что прописывается в договоре?

    Организация условий труда на рабочем месте является обязанностью руководства. В трудовом соглашении обязательно должны быть сведения о том, к какому классу относится работа. Для этого отводится раздел с названием «Охрана труда». В нем обозначают, считаются ли условия «оптимальными» или «опасными». В первом случае указывается, что все нормы соблюдены, на рабочем месте нет вредных условий.

    С 3 и 4 классом фиксируется, что условия вредны для здоровья. В договоре указывается класс, подкласс, факторы, которые привели к ухудшению ситуации. Например, опасные условия возникли из-за высокого уровня шума и низкой температуры.

    Закон об оценке

    Главным документом по оценке условий считается ФЗ №426. В нем установлена сущность мероприятия, правила его выполнения и применения результатов. Оценка - процедура, итоги которой могут различным образом влиять на деятельность организации, а также на развитие и совершенствование кадровой политики.

    Если найдены вредные рабочие места, у компании могут появиться обязательства, например:

    1. Предоставление сотрудникам социальных преференций, установленных законом РФ.
    2. Уплата в ПФР и ФСС более высоких взносов.

    Оценка может выявить объективные недоработки в области обеспечения безопасности персонала, устранение которых увеличивает производительность и благоприятно влияет на бизнес в целом. Нужно лишь исполнять предписания специалистов, предоставленные по результатам мероприятия.

    Этапы оценки

    Даже если учреждение не готово к выполнению оценки, эта задача решается по закону. К этапам мероприятия относят:

    1. Обращение в специализированную компанию, которая имеет разрешение на выполнение подобной деятельности.
    2. Идентификация этой фирмой факторов производства. опасности рабочих мест.
    3. Оформление отчета о проверке.

    Список критериев, которому должны соответствовать фирмы, выполняющие оценку, установлены гл. 3 ФЗ №426. На практике такое учреждение проще отыскать с помощью реестра аккредитованных Минтрудом организаций, выполняющих работу в сфере охраны труда.

    Условия на рабочем месте и мотивация персонала тесно взаимосвязаны. Если деятельность сотрудников сложная, да к тому же присутствуют вредные факторы, учреждение должно поощрять сотрудников. Обычно мотивацией персонала служит материальное вознаграждение. Тогда эффективность работы предприятия будет намного лучше.

    Компенсация

    В ст. 224 ТК РФ указано, что за дополнительную нагрузку, получаемую от вредных факторов, необходима компенсация. Это могут быть дополнительный отпуск и надбавки к зарплате. Суммы надбавки установлены ст. 147 ТК РФ. Ее минимум составляет 4 % оклада.

    Ухудшение условий

    Если сотрудник заметил негативные изменения, а работодатель игнорирует замечания, то необходимо обращаться в профсоюз для выполнения новой аттестации. При дальнейшем игнорировании могут назначить крупные штрафы.

    Если изменения бытовые, например, неисправное освещение, то нужно сообщить специалисту по охране безопасности труда. В этом случае важно выполнить ремонт, устранение дефекта без потери качества. Удаление недостатка позволит улучшить ситуацию.

    Безопасность труда считается важной частью рабочего процесса. Она включает множество факторов, на их основании создается классификация. Самым безопасным считается «оптимальный класс», а вредным - «опасный». В договоре все это должно быть прописано. Несоблюдение норм закона ведет к привлечению к ответственности руководства предприятия.