• Что делает логист управляя цепями поставок. Общая модель управления цепью поставок

    Ключевые понятия: цепь поставок, характеристики цепи поставок, мощность цепи поставок, базовая модель цепи поставок, надежность цепи поставок, референтная модель SCOR.

    Ключевые вопросы раздела

    4.1. Общее трактовка термина "логистическую цепь поставок".

    4.2. Структура логистической цепи поставок и оценка эффективности его функционирования.

    4.3. Факторы, влияющие на структуру цепи поставок.

    4.4. Основные характеристики цепи поставок.

    4.5. Основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок.

    4.6. Особенности управления цепями поставок.

    Уровень освоения материала раздела:

    знать и понимать сущность логистической цепи поставок; важность применения логистики в организации и управлении цепями поставок; основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок; показатели качества услуг и обслуживания в пределах цепи поставок;

    уметь: в первом приближении теоретически формализовать логистическую цепь поставок для перемещения продукции от производителя до конечного потребителя; выявлять и описывать факторы, влияющие на структуру цепи поставок; идентифицировать тип и вид цепи поставок; формулировать основные требования к надежности цепей поставок.

    Общая трактовка термина "логистическую цепь поставок"

    Нынешний этап развития экономических отношений характеризуется расширением рынков сбыта и увеличением круга клиентов. Удовлетворение последних в продукции требует много усилий и от производителей, и от дистрибьюторов. Для доставки необходимой продукции потребителям организуются логистические цепи поставок, в которых задействованы как физические, так и юридические лица. То есть, чтобы продукция от производителя попала к конечному потребителю, необходимо задействовать несколько организаций, благодаря которому последняя будет передвигаться от поставщика начального уровня до конечной точки потребления. Так что же необходимо понимать под понятием "логистическую цепь поставок"?

    Логистическая цепь поставок (ЛЛП) это комплекс видов деятельности и совокупность организаций, через материальные потоки проходят во время своего перемещения от поставщика начального уровня до конечного потребителя. Иными словами, ЛЛП - это формализованный путь прохождения материального потока от поставщика к потребителю.

    Например, логистическая цепь поставок щеточек для чистки зубов конечному потребителю имеет начало с компании, которая добывает нефть (рис. 4.1). Далее эта нефть транспортируется на предприятие, где она проходит очистку, затем на химический завод.

    С химического завода нефть попадает на предприятие по производству пластмасс и дальше заготовки из пластмассы транспортируются непосредственно к производителю щеточек. От предприятия-производителя щеточки попадают к дистрибьютору, далее в торговые организации где и реализуются конечному потребителю. Описанный цепь поставок можно представить в виде простой схемы, с которой будет видно полный путь передвижения сначала сырья, затем полуфабрикатов, дальше щеточек для чистки зубов до конечного потребителя.

    Рис. 4.1.

    Приведенная схема дает представление о полном цикле получения продукта и попадание его до конечного потребителя.

    Каждый продукт имеет свой личный и неповторимый цепь поставок. Причем некоторые из них могут быть довольно короткими, а некоторые довольно длинными. Например, ЛПП песка из карьера на строительство жилого дома имеет короткий путь. А вот поставки кофе "Эспрессо" потребителям Украины или России осуществляются благодаря «длинным» цепям поставок. Например, в торгово-промышленной группы "Испанский дом" цепь поставок начинается с зерен кофе, поставляемых из Южной Америки, Азии и Аравийского полуострова в Испанию, а заканчивается приготовлением кофе методом "Эспрессо" для клиентов, например, в Киеве или другом городе Украины (рис. 4.2,4.3).

    Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе и дополнительно включает этап переработки и дальнейшего использования.

    Всегда нужно организовывать для поставок продукции цепи поставок? На этот вопрос есть два ответа. Первая - в некоторых случаях можно обойтись без цепей поставок. Таким примером может быть поставка продуктов производителем непосредственно потребителям: фермер осуществляет продажи овощей своим постоянным клиентам со своего огорода, или писатель публикует свои романы в Интернете.

    Второй ответ следующего содержания: есть случаи, когда цепь поставок просто очень необходимым. Например, рассмотрим случай покупки овощей населением города в фермера. Здесь может существовать два варианта поставки овощей.

    Рис. 4.2. Общая схема цепи поставок ТПГ "Испанский дом"

    Рис. 4.3. Цепь поставок продукции компании "ПромоКофе" на рынок Украины

    По первому варианту каждый потребитель из города должен приезжать к фермеру и покупать у него овощи. Но это не является рациональным для города в целом том, что такая схема приведет к лишним транспортных потоков, к задержке транспорта и т. Д. По второму варианту транспортная компания организует доставку овощей от фермера до торговых точек в городе, где горожане и будут делать покупки.

    Второй вариант в зависимости от спроса на овощи может реализовываться по трем схемам:

    1) фермер, транспортная компания, город, торговые точки;

    2) фермер, транспортная компания, состав, город, магазины;

    3) фермер, транспортная компания, состав, предприятие по очистке и предварительной подготовке, город, магазины.

    Этот пример демонстрирует как цепь поставок становится более длинным, но при этом одновременно повышается и объем выгод, которые получают покупатели: очищенные овощи, предварительная подготовка их к потреблению и т. Д. Таким образом, в качестве вывода к ответам на поставленный вопрос следует указать на то, что:

    а) цепи поставок в современных условиях ведения бизнеса нужны;

    б) цепи поставок создают конкретные выгоды для ведения

    бизнеса, а именно:

    Ликвидация несоответствия между спросом и предложением;

    Перемещение материальных потоков становится более простым за счет сокращения количества маршрутов доставки;

    Ликвидация "разрывов" между поставщиком и потребителем при больших расстояний между ними;

    Появляется возможность осуществлять торговые операции в более подходящих и выгодных местах;

    Экономия на масштабах продаж;

    Снижение объемов запасов, а значит и уменьшение затрат на их хранение и управления;

    С увеличением длины цепи поставок появляется возможность увеличения числа заказов на продукцию;

    Повышение уровня гибкости в удовлетворении потребностей потребителей;

    Уменьшение расходов на транспортировку за счет увеличения перевозок продукции крупными партиями.

    В Украине лидерами по темпам развития торговых сетей, а значит и цепей поставок являются следующие: "АТБ" (372 магазина), "Фуршет" (98 магазинов), "Фоззи" (4 гипермаркета "Fozzi", 150 супермаркетов "Сильпо", 129 магазинов "Фора"), "Большая Кишен- ния" (45 супермаркетов), "Метро" (25 центров оптовой торговли).

    Результаты анализа цепей поставок торговых сетей, функционирующих на рынке Украины, представлены в табл. 4.1.

    Таблица 4.1 . Результаты анализа цепей поставок торговых сетей

    компания

    формат

    Количество торговых точек (магазинов) в Украине

    Наличие собственного распределительного центра и их количество

    Наличие

    складской

    системы

    хранения

    Кэш энд кэрри

    Большая Кишення

    Гипермаркеты и супермаркеты

    АТБ- маркет

    Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    арендованные

    Гипермаркеты и супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    гипермаркеты

    Склады логистической компании

    Эко-маркет

    Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    арендованные склады

    Приведенных результатов анализа следует добавить следующее. ООО "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" Metro "" имеет два распределительных центра в Киеве и Днепропетровске. "Metro" использует систему поставок "stok-on-line", когда товар принимается по количеству и качеству и немедленно поставляется на прилавки супермаркетов. Складское хранение товаров в магазине отсутствует.

    Анализ показал, что в "Metro" функционируют три варианта логистических цепей поставок: стандартный логистическую цепь поставок "stok-on-line" при региональном распределении, логистическая цепь поставок "stok-on-line" при смешанно-региональном распределении, логистическая цепь поставок " stok-on-line "от поставщиков в торговые центры.

    Торговая сеть супермаркетов "Велика Кишення" имеет один распределительный центр, расположенный в с. Мартусовка Киевской области.

    ООО "АТБ-маркет" имеет четыре собственных распределительных центры класса "В" (три распределительных центра расположены в г.. Днепропетровске и один в г.. Донецке).

    Французский ритейлер "Auchan", одна из крупнейших мировых торговых сетей, представленная в Украине компанией ООО "Ашан Украина Гипермаркет", открыла семь гипермаркетив- дискаунтеров. Сейчас "Ашан Украина Гипермаркет" для удовлетворения потребностей в складских помещениях пользуется услугами логистических операторов.

    Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок

    На рубеже XX и XXI вв. интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом --. Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок.

    Жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами и повышенные требования к качеству продукта и логистического сервиса вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое внимание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. Это в совокупности с развивающимися коммуникационными и транспортными технологиями (интернет-, телекоммуникациями, «on-line» мониторингом товарно-транспортных потоков, оперативной доставкой) способствовало стремительному продвижению SCM идеологии в бизнес.

    «Collaborate to compete» -- «взаимодействовать, чтобы конкурировать» -- именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках. По меткому заявлению Gartner Group, «эпоха конкуренции отдельных компаний сменилась эпохой конкуренции их цепей поставок». Идеология управления цепями поставок обусловливает значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом. Эти изменения прежде всего связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок. Вместе с тем анализируемый этап экономического развития характеризовался все большим проникновением интегрированных информационных технологий в бизнес. Бурное развитие корпоративных информационных систем, Интернета и мобильных технологий открыло принципиально новые возможности и источники повышения эффективности для производственных, торговых, сервисных и логистических компаний. Концепция SCM базировалась на принципах взаимодействия синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.

    «Управление цепями поставок -- это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»

    До недавнего времени SCM-концепция большинством специалистов рассматривалась как интегрированная логистика, только осуществляемая за пределами фокусной компании цепи поставок и включающая потребителей и поставщиков. Эта концепция в разрезе логистических бизнес-процессов направлена на решение задач интегрированного управления снабжением, производством, распределением и координации логистики фирмы с поставщиками ресурсов, потребителями и логистическими посредниками. Идеология управления цепями поставок (как интеграция всех ключевых бизнес-процессов) используется сегодня подавляющим большинством передовых зарубежных промышленных и торговых компаний,

    По данным крупнейших аналитических компаний (AMR Re¬search, Forrester Research) при внедрении интегрированной логистики и SCM компании получают следующие конкурентные преимущества:

    * уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%;

    * сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

    * сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

    * уменьшение складских запасов от 20 до 40%;

    * сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

    * увеличение прибыли от 5 до 15%.

    Программные SCM-приложения присутствуют в составе надстроек наиболее продвинутых корпоративных информационных систем, в частности ERP II / CSRP / APS-классов, поддерживая доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

    Большое значение для координации и коммуникации контрагентов цепей поставок явилось создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействия в цепи. К основным составляющим единого информационного пространства относятся: система планирования (Supply Chain Planning) и оперативного управления (Supply Chain Execution). Система планирования базируется, как правило, на системах классов ERP, а система управления -- на системах классов APS, SCM и Workflow-системах (Supply Chain Event Management). Тенденциями развития информационных SCM-технологий явилась разработка систем класса E-SCM на основе Интернета, а также обеспечение взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (Interoperability Tools). К основным элементам E-SCM сегодня относятся: E-Procure-ment, Е-Fulfillment, E-Commerce, E-Collaboration.

    В настоящее время именно состояние развития информационных технологий во многом определяет решения, принимаемые на этапах организации кооперационных отношений, реинжиниринга бизнес-процессов и разработки моделей интегрированного планирования и управления цепями поставок.

    Анализируемый исторический этап характерен тем, что в организационных ¦ структурах управления западными компаниями (в основном США и стран ЕС) появились SCM-департаменты, отделы и другие структурные подразделения, и, соответственно, такие должности, как вице-президент компании по SCM, интегральные менеджеры, координаторы и аналитики по управлению цепями поставок, топ-менеджеры по планированию и контролю цепей поставок и т.п.

    Идеология интеграции и взаимодействия партнеров в цепях поставок вызвала появление новых концепций, в частности таких, как «Efficient Customer Response -- ECR» -- «Эффективная реакция на запросы потребителей». «Vendor-managed Invetory -- VMI» --«Управление запасами поставщиком у потребителя», «E-Logistics» (Электронная/Виртуальная логистика) и других.

    Рассматриваемый период характеризуется ускоренным ростом числа логистических компаний, оказывающих клиентам (промышленным, сервисным и торговым фирмам) комплексные логистические услуги по складированию, грузопереработке, транспортировке, таможенному оформлению, управлению запасами и т.п. Эти компании (в основном образовавшиеся из транспортно-экспедиторских фирм, складов общего пользования, грузовых терминалов) стали называться логистическими операторами, или ЗРL-провайдерами. В конце XX -- начале XXI в. появился новый тип компаний-посредников -- 4РL-провайдеры (системные интеграторы цепей поставок), основными функциями которых стали разработка логистических проектов по заказам компаний, формирование и управление интегрированными цепями поставок. Все большее число компаний в мире стало передавать свои логистические операции и функции 3PL- и 4РL-провайдерам, т.е. использовать стратегию логистического аутсорсинга.

    Тема 2.Моделирование цепи поставок

    Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

    В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

    SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

    SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

    Управление цепями поставок (SCM)

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

    Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

    Сетевая структура цепи поставок . С точки зрения организации, цепь поставок для продукта состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих материальные ресурсы, необходимые для выполнения основных операций, начиная от первоначальных источников, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих материалы до конечных пользователей.


    На практике, конечно, существует множество вариантов этой базовой модели. В некоторых цепях поставок уровней потребителей и поставщиков немного, в других - очень много; в некоторых цепях очень простые материальные потоки, в других - сети сложные и разветвленные. Разумеется, разные типы продуктов требуют разных структур цепей поставок, и, скажем, песок для строительства требует совершенно не той цепи, что проигрыватели DVD. Здесь важными факторами становятся стоимость продукта, его габаритные и весовые характеристики, сохраняемость его свойств, доступность, рентабельность и т.д. Вернемся к предыдущему примеру. У песка низкая стоимость, он объемен и легко доступен. Поэтому лучше всего иметь короткую цепь поставок, чтобы поставщики размещались как можно ближе к конечному потребителю. Плееры DVD - это компактный товар с высокой стоимостью, изготавливаемый на специализированных предприятиях, и поэтому у них цепь поставок более длинная.

    Разные стратегии также приводят к разным типам цепей поставок, и поэтому компания, предпочитающая быструю доставку, создает цепь, отличающуюся от цепи компании, делающую ставку на низкие затраты. К другим факторам, влияющим на структуру цепей поставок, относятся типы потребительского спроса, эко­номическая ситуация в стране, возможность получения логистических услуг, культура, темпы инноваций, уровень конкуренции, рыночные и финансовые особенности.

    Организациям следует учитывать все подобные факторы и с их учетом проектировать соответствующую структуру своих цепей поставок. Другими словами, они должны решить, с какими типами посредников (кто будет поставщиками и потребителями в цепи) они будут иметь дело, каким должно быть число этих посредников, где должны располагаться склады, какая работа будет выполняться в логистических центрах, какие потребители будут обслуживаться из каждого центра, виды транспорта, скорость доставки и т.д. Вполне вероятно, что на этом этапе ключевым становится выбор протяженности и ширины цепи поставок.

    Длина цепи поставок определяется числом уровней или посредников, через которые материалы проходят от начала их производства/добычи до места назначения. Мы можем подходить к цепи поставок, задавая ее в терминах поставщиков, оптовиков и ритейлеров. На практике некоторые цепи короче, так как производители, например, продают свою продукцию непосредственно конечным потребителям. С другой стороны, цепи поставок часто намного более длинные, чем на схеме, поскольку насчитывают множество посредников; возможно также несколько этапов производства, каждый из которых соединяется с другими через собственных посредников. Аналогично, экспортеры могут пользоваться несколькими логистическими центрами, транспортными компаниями, агентами, грузовыми экспедиторами, брокерами для перемещения продукции между различными частями общего пути их прохождения. Ширина цепи поставок - это число параллельных маршрутов, по которым может перемещаться продукция. Мы можем представить себе это в виде числа маршрутов, доходящих до конечных потребителей. Скажем, у компании Cadbury’s широкая цепь поставок, что означает, что вы можете купить их шоколад во многих точках розничной торговли; у Thornton цепь более узкая, так как большая часть ее шоколада продается через собственные магазины этой компании; Pigalle et Fils имеет очень узкую цепь - они продают свой шоколад только в двух магазинах, расположенных в Бельгии. Лучший выбор длины и ширины цепи зависит от многих факторов, из которых наиболее важны три: степень контроля над логистикой, которая удовлетворит организацию, качество услуг и затраты. Так, производитель, доставляющий свою продукцию непосредственно потребителям, имеет короткую и узкую цепь поставок. Это обеспечивает его контроль над логистикой, однако при таком варианте часто трудно добиться и высокого качества обслуживания потребителей и низких затрат. Удлинение и расширение цепи приводит к повышению качества обслуживания, но сопровождается ростом затрат и снижением контроля со стороны производителя. Выбор длинной и узкой цепи поставок может привести к появлению посредников и к сокращению затрат, но производитель теряет часть контроля, а обслуживание потребителей при этом не улучшается. Одновременное удлинение и расширение цепей поставок позволяет обеспечить более качественное обслуживание, но в этом случае производитель теряет контроль в еще большей степени.

    При разработке цепей поставок менеджерам могут помочь несколько видов анализа . Совершенно очевидно, что один из первых - оценка общих затрат на доставку продукции до конечного пользователя и время, необходимое для выполнения заказа. Эти виды анализа могут учитывать и такие менее очевидные факторы, как эффективность цепи поставок или степень удовлетворения потребителей. К сожалению, единого «лучшего» решения не существует, и в конечном счете приходится выбирать компромиссный вариант, в наибольшей степени соответствующий заданным целям логистической стратегии. Впрочем, в настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция - стремление к более коротким цепям поставок. Сейчас организации всех типов чаще понимают, что они могут сократить затраты и повысить качество обслуживания потребителей, если будут более быстро перемещать материалы по цепям поставок, что, очевидно, можно сделать в более коротких цепях. Это обычно означает удаление ряда промежуточных посредников и выполнение логистических функций в меньшем числе элементов общей инфраструктуры. Поэтому производители все чаще совершают сделки непосредственно со своими конечными потребителями, в результате чего большая часть традиционных уровней посредников исчезает. В Европейском союзе свободное перемещение продукции означает, что компании могут заменять национальные склады едиными европейскими логистическими центрами. Аналогичный пример можно привести и в США, где эффективно действующий транспорт позволяет компаниям выполнять все виды работ из одного крупного центра.

    Отсрочки и ситуационные действия .

    Отсрочка . Отличным примером отсрочки является услуга смешивания красок в одном магазине розничной торговли. Вместо того чтобы заниматься прогнозами, какие цвета потребители захотят купить, розничный торговец ждет, когда наступает время конкретной покупки и смешивает исходные компоненты в нужные покупателю цвета. Другие примеры - окраска панелей на встроенном кухонном оборудовании в цвет, требующийся конкретному покупателю, что позволяет одной и той же единице кухонного оборудования в конечном счете получить любой из возможных многочисленных цветов; централизация медленно продающихся продуктов на одном складе и окончательная сборка и доведение продукции до товарного состояния только после получения на нее заказа.

    Ситуационные действия - подход, противоположенный отсрочке. Это означает, что некая структура канала, вместо того чтобы передать риск дальше, принимает его на себя. Ситуационные действия могут снизить маркетинговые издержки, благодаря:

    I) экономии на крупномасштабном производстве;

    2) получению крупных заказов, что снижает затраты на выполнение заказа и его транспортировку;

    3) сокращению случаев возникновения дефицита продукции и связанных с этим затрат;

    4) снижению уровня неопределенности. Чтобы сократить потребность в запасах, необходимых для обеспечения действий ситуационного характера, во многих компаниях менеджеры прибегают к стратегии конкуренции на основе сокращения времени выполнения заказов (time-based competition). Используя этот вариант соперничества, менеджеры могут существенно снизить время, необходимое компании для производства продукции, одновременно сократив объем запасов и повысив их оборачиваемость, снизив затраты на владение (cost of ownership) и повысив степень удовлетворения потребителей.

    • ? Понятие логистики и управления цепями поставок.
    • ? Управление цепями поставок.
    • ? Оценка эффективности цепей поставок.
    • ? Закупочная деятельность компании.
    • ? Управление закупочной деятельностью.

    В современной бизнес-практике термины «логистика» и «управление цепями поставок» не имеют унифицированного толкования, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть содержание этих понятий.

    В теоретических работах логистика рассматривается как часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения .

    Термины «логистическая цепь» и «цепь поставок» в бизнес-практике используются как синонимы и обозначают упорядоченную совокупность юридических и физических лиц (производителей товаров, оптовых посредников, транспортно-экспедиторских компаний и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от поставщика(ов) начального уровня до конечных потребителей.

    Международный банк при составлении Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI) по странам мира рассматривает следующие показатели, которые непосредственно оказывают влияние на развитие бизнеса в стране, среди которых:

    • ? эффективность выполнения таможенных процедур;
    • ? качество экспортных отгрузок;
    • ? качество транспортной и информационных инфраструктур;
    • ? компетентность логистического персонала;
    • ? уровень контроля и отслеживания поставок;
    • ? обязательность и надежность местных субъектов логистического рынка.

    Логистический подход организации бизнеса предусматривает согласование операций всех звеньев транспортно-распределительной цепи при управлении материальными потоками, обеспечение жесткого контроля за финансовыми и информационными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и прочих сопроводительных документов.

    В настоящее время разработаны три фундаментальные логистические концепции: информационная, маркетинговая и интегральная (табл. 3.5).

    Как видно из данных табл. 3.5, существенное влияние на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности российских организаций оказывает применение интегрированных информационных систем при управлении логистической системой, что обеспечивает:

    • ? рост скорости обмена данными и сокращение числа разногласий между различными структурными подразделениями организации, задействованными в процессе выполнения различных логистических операций;
    • ? уменьшение количества ошибок в процессе организации документооборота и учета продукции;
    • ? систематизацию данных из различных информационных блоков;
    • ? оптимальную увязку на оперативном уровне требований, возникающих в различных звеньях логистической системы.

    Таблица 3.5

    Основные логистические концепции

    Годы разработки

    Недостатки

    Конец 60-х гг. XX в.

    Отдельные функциональные области логистики синтезированы с конкретным компьютерно-информационным решением, применяются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений

    Не ставится задача оптимизации всего процесса управления материальными потоками. Негибкая логистическая система, сложности применения в условиях меняющейся внешней среды. Недостаточно адаптирована для взаимодействия с субъектами внешней среды (к примеру, с поставщиками)

    Концепции RP(планирование потребностей), среди которых:

    MRP 1 (система планирования потребностей

    в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах);

    • - MRP II (система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции);
    • - DRP (система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах, в том числе и у логистических посредников) и т.п.

    Окончание

    Годы разработки

    Недостатки

    Маркетин

    Начало 80-х гг. XX в.

    Обеспечение конкурентоспособности организации за счет оптимизации решений в распределении (дистрибьюции) товаров

    Недостаточное внимание уделяется взаимодействию с логистическими партнерами.

    В малой степени учитывает движение финансовых, трудовых и прочих потоков

    DDT - логистика, ориентированная на спрос;

    QR (система быстрого реагирования);

    CR («непрерывное» пополнение) и т.д.

    Интегральная (интегрированная логистика)

    90-е гг. XX в.

    Единое (сквозное) управление материальными, информационными, финансовыми, трудовыми и прочими потоками при организации бизнеса на протяжении всей цепочки товародвижения от производителя к потребителю. Построение единой логистической системы и в последующем проведение мероприятий по ее оптимизации

    Необходимость пересматривать весь процесс управления организацией и логистическими операциями. Существенные первоначальные вложения. Усложнение логистического процесса, вызванное развитием технических средств и информационных технологий, что вызывает необходимость осуществлять дополнительные финансовые вложения

    TQM (всеобщее управление качеством);

    ЛТ «точно в срок»;

    LP (бережливое производство);

    VMI (управление запасами поставщиков);

    SCM «управление цепями поставок»;

    TBL(оптимизация всех стадий жизненного цикла по времени);

    VAD (каждая логистическая операция создает добавочную стоимость); системы ERP (интегрированное планирование ресурсов), CSRP (планирование ресурсов синхронизированное с потребителем)

    Практика европейского бизнеса показывает, что интегрированная логистическая концепция за последние годы трансформировалась в бизнес-концепцию SCM («управление цепями поставок»).

    Управление цепями поставок - это планирование, организация, выполнение и контроль материального, информационного, финансового и других потоков во всей цепи товародвижения, начиная от проектирования товаров и услуг и завершая их реализацией конечному потребителю, в соответствии с требованиями рынка с оптимальными затратами ресурсов.

    Основной целью управления цепями поставок является оптимизация ресурсов при интегрированном взаимодействии всех участников логистической системы.

    Управление цепочками поставок затрагивает восемь взаимосвязанных бизнес-процессов, среди которых:

    • 1) управление разработкой продукцией и ее последующая коммерциализация;
    • 2) управление материально-техническим снабжением;
    • 3) поддержка производственных процессов;
    • 4) управление процессом выполнения заказов клиентов;
    • 5) управление спросом на товары и услуги;
    • 6) непосредственный процесс обслуживания потребителей;
    • 7) сервисное обслуживание, управление взаимоотношениями с клиентами (потребителями);
    • 8) управление возвратными материальными потоками.

    Для понимания содержания «управления цепями поставок» рассмотрим функциональные области управления цепями поставок (табл. 3.6).

    Таблица 3.6

    Функциональные области управления цепями поставок

    Макропроцессы цепи поставок

    Функции управления цепями поставок

    SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимодействиями с поставщиками

    Управлением снабжением, включая планирование сотрудничества с поставщиками и определение потребности в ресурсах для производства.

    Управление продуктом.

    Управление взаимоотношениями с поставщиками сырья, полуфабрикатов и т.п.

    Управление запасами сырья, полуфабрикатов.

    ISCM (Internal Supply Chain Management) - внутрифирменное управление цепями поставок (на примере производства)

    Управление производственным потоком, включая планирование потребностей производственных мощностей.

    Управление продуктом.

    Управление запасами сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, складирование.

    Транспортирование.

    Управление возвратными потоками и др.

    CRM (Customer Relationship Management) -управление взаимодействиями с потребителями

    Управление спросом.

    Управление выполнением заказов.

    Управление товарными запасами. Транспортирование грузов.

    Складирование товаров.

    Сервисное обслуживание потребителей (клиентов). Информационное сопровождение.

    Управление возвратными потоками и др.

    К принципам внедрения концепции управления цепями поставок на предприятии относятся:

    • ? осуществление стратегического планирования поставок на рынке;
    • ? ориентация цепи поставок на клиента;
    • ?сегментация клиентов на основе их потребности в различных логистических услугах;
    • ? проведение мониторинга спроса потребителей на постоянной основе, адаптация деятельности к изменяющимся условиям рынка;
    • ? развитие новых каналов распределения товаров.

    К ключевым показателям эффективности цепи поставок относятся:

    • ? надежность цепи поставок;
    • ? время реакции цепи поставок;
    • ? гибкость цепи поставок;
    • ? управление фондами цепи поставок (основными и оборотными);
    • ? затраты цепи поставок.

    К основным видам затрат предпринимателя, непосредственно связанным с управлением цепями поставок, относятся:

    • ? затраты на закупку, грузопереработку и формирование партий отправок грузов;
    • ? транспортно-экспедиционные затраты;
    • ? затраты на складирование и содержание запасов (управление запасами, упаковка, возврат поставщику);
    • ? затраты на оформление, документирование и информационное сопровождение заказов, логистические коммуникации.

    На эффективность организации бизнеса и размер логистических затрат существенное влияние оказывает состояние транспортно-складской системы организации.

    К ключевым характеристикам структуры складской системы организации ОТНОСЯТСЯ:

    • ? количество складских объектов, их пропускная способность, вместимость, полезная и общая площадь;
    • ? места дислокации (размещения) складских объектов;
    • ? уровень механизации и автоматизации склада;
    • ? себестоимость переработки груза на складе и величина эксплуатационных затрат.

    К основным характеристикам транспортной системы организации

    ОТНОСЯТСЯ:

    • ? число транспортных средств и погрузочно-разгрузочных машин и оборудования;
    • ?технические характеристики транспортных средств и оборудования;
    • ? размер транспортных затрат и тарифов;
    • ? виды и дальность маршрутов.

    При организации предпринимательской деятельности одним из существенных вопросов является выбор применять собственные складские мощности или обращаться к логистическим посредникам, использовать собственные транспортные средства или обращаться к транспортно-экспедиторским организациям.

    Развитие аутсорсинга и рынка логистических услуг позволяет выделить следующие основные схемы построения логистического процесса:

    • 1PL (First Party Logistic, логистический инсорсинг) - автономная логистика, все логистические операции выполняет грузовладелец самостоятельно, не привлекая третьих лиц;
    • 2PL (Second Party Logistic, частичный логистический аутсорсинг) - традиционная логистика, грузовладелец планирует и контролирует логистическую цепочку, сторонней организации передаются отдельные операции, связанные с транспортирование груза, складирование грузов и Т.П.;
    • 3PL (Third Party Logistics, комплексный логистический аутсорсинг) - логистика третьей стороны, грузовладелец передает специализированной логистической компании широкий спектр логистических услуг, среди которых транспортирование, экспедирование, складирование, консолидация отправок, оформление платежей, документирование операций, связанных с перемещением грузов, услуги таможенной очистки груза, проектирование и последующее обслуживание информационных систем, заключение договоров с другими контрагентами (контрактная логистика), консультационные услуги и т.п. Оказываемые логистические услуги обладают существенной добавленной стоимостью;
    • 4PL (Fourth Party Logistic, интегрированный логистический аутсорсинг) - интеграция всех участников цепей поставок. Логистический оператор разрабатывает и поддерживает процессы внутри логистической системы на стратегическом уровне, ему передаются задачи по проектированию цепей поставок, а также управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии. Таким образом, 4PL-пpoвaйдep осуществляет как стратегическое, так и оперативное управление. Крупнейшие международные компании, такие как Sony, Ford, Chrysler и др., используют услуги 4РС-провайдеров, что позволяет снизить операционные издержки в среднем на 15%;
    • 5PL (Fifth Party Logistic) - виртуальная логистика. Выполняет ту же роль, что и 4PL на рынке, но с применением высокотехнологических технологий, действует в едином глобальном пространстве. Сейчас к 5PLпровайдерам можно отнести такие глобальные интернет-площадки, как eBay, Aliexpress, Amazon и др. В перспективах, если Европейским союзом будет создана единая информационная логистическая сеть, возрастет востребованность услуг 5Р1_-провайдеров и увеличится масштабность их деятельности.

    К современным направлениям развития логистики и управления цепями поставок ОТНОСЯТСЯ:

    • ? оптимизация и автоматизация процесса управления складскими материальными, информационными и финансовыми потоками за счет внедрения таких ИТ-решений для логистики, как системы управления складом (Warehouse Management System (WMS), оптимизация транспортной логистики (Transportation Management System (TMS), системы управления запасами, управление и планирование цепочек поставок (Supply Chain Management (SCM) и др.
    • ? реструктуризация имеющейся складской сети, формирование современной складской инфраструктуры (склады классов А+, А, В+, В);
    • ? повышение оборачиваемости товарных запасов;
    • ? дальнейшее развитие электронной логистики (концепции e-logistics), а также развитие информационной интеграции в логистике, применение облачных технологий при управлении информационными потоками, сопровождающими логистические операции;
    • ? усиление влияния логистического аутсорсинга на деятельность современной организации, что позволяет разрабатывать новые формы партнерства и обеспечивает комплексные логистические решения, направленные на оптимизацию логистических издержек, достижением высокого уровня сервиса и клиентоориентированно- сти, а в результате облегает процесс управления цепями поставок в целом. Происходит эволюция деятельности логистических провайдеров. Происходит переход от ЗР1_-провайдеров к 4PL- провайдерам, а затем 5Р1_-провайдерам;
    • ? развитие «зеленых» технологий в процессах производства, распределения, транспортирования и складирования.
    • Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд.,перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011.

    Ввведение в управление цепями поставок. Основные определения.

    Цель поставок описывает как материалы поступают в организацию от поставщиков, как в ходе выполнения операций они перемещаются внутри организации и как после этого они отправляются потребителям.

    Понятие «цель поставок» применяется к перемещению любых материалов в организацию любого типа.

    Цель цепи поставок (ЦП) – есть удовлетворение нужд потребителя.

    Наука УЦП рассматривает следующие важные вопросы:

    1) Увеличение стратегической важности УЦП;

    2) Глобальные операции и повышение международной конкуренции;

    3) Интеграция организаций и видов деятельности в цепи поставок;

    4) Изменение требований к управлению цепи поставок при выполнении новых типов операций;

    5) Усовершенствование коммуникаций;

    6) Представление новых требований к электронной коммерции;

    7) Повышение внимания к качеству продукции обслуживанию потребителей;

    8) Проблемы экологического характера.

    Цикл предложения и спроса


    Операции, которые выполняются (в т.ч. внутри организации) делятся на разряд взаимосвязанных участков. В связи с этим цепь поставок контролирует перемещение материалов ресурсов и через отдельные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и отдавая их внутренним потребителям.

    Роль логистики


    Логистика – это функция, отвечающая за материальный поток, который идет от поставщиков в организацию, проходя через операции внутри организации и после этого уходит к потребителям.

    Перемещение материалов от поставщиков называют входящей логистикой . Перемещение материалов к заказчикам и потребителям – исходящей логистикой . Перемещение материалов внутри самой организации - материальный менеджмент .

    Материалы – это все, что организация перемещает для производства своей продукции.

    Понятие цепи поставок, структура и виды деятельности внутри цепи

    Для всех этих целей деятельности и организации используют различные названия. Когда акцент делается на операциях, подразумевается процесс, когда на маркетинге – логистический канал, на добавленной стоимости – цель стоимости, когда идет речь об удовлетворении спроса – цель спроса.

    В данной дисциплине акцент делается на перемещении материалов, соответственно используют наиболее общие понятия «цель поставок».

    Цель поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят за время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечного потребителя.

    Структура цепи поставок – наиболее простой способ представить цель поставок это показать, как продукт перемещается через ряд организаций. Если рассмотреть процесс перемещения материалов с точки зрения отдельной организации, то виды деятельности, которые выполняются до нее (перемещения материалов в организацию) является предыдущими видами деятельности , а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации – последующие .

    Поскольку каждый продукт имеет собственную цепь поставок, то общее количество конфигураций целей очень большое.

    Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворять спрос самых разных потребителей.

    Преимущества целей поставок, барьеры в цепях поставок, качественная и добавленная стоимость

    Цепи поставок возникают не только для улучшения качества обслуживания потребителей, но и для того, чтобы преодолевать разрывы, возникающие в случаях, когда поставщики расположены на большом расстоянии от потребителей. Это позволяет выполнять операции, которые выполн. или могут выполнятся в местах, расположенных на большом расстоянии от потребителей или истоков материалов.

    Кроме перемещения материалов между географически отдаленными одна от другой операциями цепи поставок позволяют устранить несоответствие между спросом и предложением. Кроме того, цепи поставок могут сделать перемещение материалов более простым.

    Преимущества от хорошо спланированных целей поставок: 1) производится осуществление операции в наилучших для этого местах вне зависимости от месторасположения заказчиков; 2) концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях производители могут экономить на масштабах; 3) производители не хранят крупных запасов готовой продукции, поскольку передают эту продукцию по цепи поставок ближе к заказчикам; 4) оптовики размещают большие заказы, а производители при этом снижают расходы на единицу продукции, что дает возможность предоставить покупателям скидки; 5) оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ретейлерам (розничные продажи) возможность выбирать нужные им товары; 6)оптовики размещаются ближе к ретейлерам и более оперативно реагируют на их заказы; 7) если оптовики надежно поставляют продукцию, то запасы ретейлеров могут быть небольшие; 8) ретейлеры могут осуществлять небольшие операции, которые позволяют им более оперативно реагировать на запросы потребителей; 9) перевозка упрощается и становится более дешевой, т.к. перевозится меньшее количество больших партий; 10) организации могут накапливать опыт по выполнению конкретных видов операций.

    Управление цепью поставок включает в себя не только ответственность за перемещение, но и за хранение материалов во время прохождения цепи.

    Если проследить перемещение материалов по организации, можно выделить следующие виды деятельности, которые включены в управление цепью поставок: - закупка/снабжение; - входящие транспортные потоки (грузовые перевозки) (включают в себя выбор вида транспорта и наилучшего маршрута перевозки, оформление всех документов); - прием материала (процесс, в ходе которого устанавливают соответствие поступивших материалов затратам (заказам) – отправляется подтверждение об их получении, осуществляется проверка материалов на сохранность, сортировка); - складирование (отправка материалов на хранение и складирование их до момента, когда они понадобятся) – оперативное пополнение определенных позиций в торговом зале, условия сохранения груза, сохранность упаковки; - контроль запасов (эл., кот. осущ. основную политику работы с запасами); -комплектация заказа (связана с отбором материалов, находящихся на хранении и объединение их в заказы, которые готовятся к отправке потребителям); - грузопереработка материалов (связано с перемещением материалов в ходе операций, которые выполняются внутри организации) – целью является обеспечение эффективного перемещения по коротким маршрутам на складе, используя для этого наиболее пригодное оборудование с минимальным вредом для материала; - внешние перевозки (получение продукции в зоне отправки и доставка ее потребителям); - управление физ. распределением (общий термин, который используется для обеспечения видов деятельности, в ходе котор. продукция доставляется потребителям); - переработка, возврат продукции, устранение отходов; - выбор места размещения (эл., отвечающий за поиск наилучших мест для выполнения логист. видов деятельности и опред. количества, размера таких мест); - коммуникации.

    На пути цепи поставок существуют некоторые преграды (барьеры). Можно выделить следующие виды барьеров в цепях поставок: 1) традиции; 2) организационные недостатки; 3) правовые аспекты; 4) разъединение системы управления.

    Традиционно управление и контроль цепи поставок осуществляется отдельно по отдельным функциям.

    Существуют также проблемы, не связанные с эффективностью - организация не может зависеть от поставщика. Еще одной преградой является информация.

    Качество и добавленная стоимость – термины, которые постоянно употребляются в цепи поставок, являются наиболее важными при проектировании и создании цепи поставок. Т.к. трудоспособность и эффективность всей цепи поставок определяет ее наиболее слабым элементом, то тот элемент, который не обеспечивает необходимые качества, должен быть удален первым.

    Каждый участник цепи поставок должен убедительно доказать, что его вклад в общее дело прибавляет стоимость всему процессу, а также то, что эта стоимость превышает все расходы сопровожд. его вклад.

    Хорошие финансовые результаты всегда считались основной целью бизнеса. Соотв. все мероприятия по созданию или усовершенствованию цепи поставок должны осуществляться с учетом практических результатов или конечной прибыли. При этом фирма должна думать не только о собственных результатах, но и о результатах других участников цепи поставок.

    Интеграйия цепи поставок. Преимущество интегрированных цепей и проблемы их создания.

    Если каждая организация исходит лишь из собственных операций, то между ними возникают лишние границы, которые мешают материальному потоку и повышают затраты.

    Внешняя интеграция устраняет эти границы и делает цепь поставок более совершенной.

    Возможны три уровня интеграции: 1) логистика осущ. в виде отдельных видов деятельности в каждой организации; 2) внутренняя интеграция (когда данные виды деятельности объединяются в единую функцию); 3) внешняя интеграция (когда организации не ограничиваются только собственными операциями, а интегрир. деятельность большей части цепи поставок).

    Исходя из этого возникают два основных правила: 1) чтобы максимально удовлетворить конечного потребителя организ. действ. внутри одной и той же цепи поставок, должны кооперироваться; 2) организации должны конкурировать не друг с другом, а с организациями действующего в целях поставок.