• Народные промыслы поделки. Топиарий, сделанный своими руками – это замечательный и эксклюзивной подарок…

    Ручная работа – отличный вариант для реализации собственных творческих задумок и идей. Объекты ручной работы во всем мире имеют высокую ценность, так как они эксклюзивны и способны выражать чувства автора, а также его отношение к окружающим вещам. Популярность хэнд мэйда обусловлена еще и тем, что он способен создать объект не только из подручных материалов, но и с учетом индивидуальных пожеланий творца или заказчика.

    Ручная работа – отличный вариант для реализации собственных творческих задумок и идей

    Созданная своими руками вещь имеет значительно более высокую цену, нежели та, которая выпущена в большом количестве экземпляров на производстве. Это обусловлено тем, что хэнд мейд не предполагает возможности создания идентичных предметов, а значит, ценность ручной работы в основном заключается в ее эксклюзивности. Даже при повторном создании такого же предмета, он будет отличаться от предыдущего какими-либо деталями, так как человек не способен в точности повторить предыдущую копию.

    • имеют собственную энергетику;
    • наделяются характером и душой;
    • имеют индивидуальную историю создания, которая напрямую связана не только с автором, но и с заказчиком.

    Также ценность ручной работы обусловлена:

    • более длительными временными затратами на изготовление индивидуальной вещи;
    • тщательной проработкой образа;
    • индивидуальным подходом к каждому объекту;
    • использованием более дорогостоящих материалов.

    Самым главным преимуществом вещей, сделанных вручную, является то, что им не свойственно терять свою ценность, как в случае промышленного производства. Наоборот, эксклюзивные вещи со временем только дорожают.

    Шкатулка игольница: ручная работа (видео)

    Поделки своими руками для дома: есть ли смысл?

    Перед тем как заняться украшением собственного дома многие задаются вопросом: а есть ли смысл украсить его предметами, сделанными своими руками или легче отправиться в магазин и приобрести все необходимые вещи? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, если у домочадцев имеется достаточное количество свободного времени, которое они готовы потратить на хэнд мэйд, тогда, несомненно, смысл есть. Ведь это позволит не только украсить свой дом, но и создать в нем особую атмосферу, а возможно, и реализовать в каких-либо вещах особый функционал. Кстати, большую популярность набирает такое течение рукоделия, как украшение и возвращение к жизни старых вещей, потерявших свою внешнюю привлекательность. Подобные элементы домашнего декора позволят не только исключить расставание с любимыми вещами, вышедшими из строя, но и внести индивидуальность в свой дом, сэкономив при этом определенную сумму денежных средств.


    Украсить свой дом можно самостоятельно, сэкономив часть средств

    С другой стороны, если у домочадцев практически полностью отсутствует лишнее время, изготавливать элементы декора для дома самостоятельно практически не смысла, так как их создание требует большого количества времени. Если все-таки в подобной ситуации есть желание украшать свое жилище именно авторскими эксклюзивными вещами, лучше их заказать у какого-либо автора, который сможет реализовать любую предложенную идею.

    Народные промыслы: можно ли воплотить в жизнь

    При наличии определенных материалов можно воплотить в жизнь любой народный промысел. Стоит учесть, что в этом деле важна не только материальная база, но и процесс приобретения определенных навыков, которые позволят во всех деталях освоить народные промыслы. Для начала желательно начинать с создания более легких вещей, предполагающие использование упрощенных схем и техник.


    При наличии определенных материалов можно воплотить в жизнь любой народный промысел

    В домашних условиях воплотить в жизнь работы профессионалов возможно, если соблюсти несколько важных пунктов.

    1. Перед изготовлением изделия, необходимо тщательно изучить технологию его создания.
    2. Для вещи требуется приобрести такие материалы, которые используются в работе профессионалами.
    3. К созданию желаемой вещи требуется идти постепенно, набирая опыт на более простых объектах.
    4. Во время создания предметов для дома необходимо проявлять аккуратность, а этому в большинстве случаев помогает усидчивость и терпение.

    Сейчас наиболее популярными предметами, созданными профессионалами и доступными для изготовления в домашних условиях, являются:

    • плетение корзин и хлебниц;
    • травяное плетение;
    • восковое литье;
    • свечеварение;
    • резьба по дереву;
    • лепка из глины;
    • вышивка;
    • вязание крючком;
    • роспись по дереву и керамике.

    Поделки из бумаги, керамики, природных материалов: идеи

    Интересно, что предметы хэнд мэйда из бумаги, природных материалов и керамики могут создаваться не только в рамках детского творчества, но и быть самодостаточными произведениями искусства.

    Так, для украшения дома можно изготавливать поделки из бумаги в следующих техниках:

    • аппликация;
    • ажурное вырезание;
    • папье-маше;
    • скрапбукинг;
    • коллаж;
    • моделирование;
    • квиллинг;
    • норигами;
    • киригами;
    • картинка из бумажных салфеток;
    • айрис фолдинг;
    • декупаж и 3D-декупаж.

    Интересно, что предметы хэнд мэйда из бумаги, природных материалов и керамики могут быть самодостаточными произведениями искусства

    Отличным вариантом является совмещение нескольких техник в рамках одной работе, например, картину, выполненную в технике айрис фолдинг, отлично дополняют декоративные элементы квиллинга.

    Идеи поделок из керамики для дома

    В основном из керамики изготавливаются различные статуэтки, которые используются для украшения дома. Однако помимо этих декораций из керамики можно создать:

    • оригинальные кашпо и горшки для домашних растений;
    • вазы;
    • посуду;
    • копилки;
    • шкатулки;
    • органайзеры и подставки;
    • фоторамки.

    Помимо лепки из глины, из готовых керамических изделий можно создавать целые произведения искусства.

      1. Из глиняных горшков можно сделать причудливых бабочек и различных насекомых, которые смогут украсить придомовую лужайку.
      2. Высокий глиняный горшок может служить отличным столиком для расположения на нем чайных принадлежностей.
      3. Несколько керамических горшков, зафиксированных между собой, оставленных друг на друга и увенчанных поддоном создадут форму изящной подставки, а более низкий вариант ножки послужит отличным вариантом для кормушки.
      4. При наличии дачной веранды около дома из горшков и старой люстры можно создать утонченную подставку для цветов, которые будут спускать свою листву буквально с потолка, создав образ сада.
      5. Из оставшихся кусочков плитки можно изготовить шикарные подставки под горячее и чашки. Однако в этом случае в нижней части плитки понадобится приклеить какой-нибудь мягкий материал, чтобы исключить образование царапин на столе и иной мебели.
      6. Отлично смотрится оформленный плиткой стол или зеркало. Такие предметы интерьера добавят дому изящества и благородства.
      7. Керамическая плитка может служить основой для создания картин, заменяя полотно. Для рисования по керамической плитке лучше всего использовать акриловые краски.

    Идеи поделок из природных материалов

    Ввиду возрастания значимости экологической темы наибольшая популярность наблюдается в изготовлении поделок из природных материалов. Интересно, что подобная экологическая ручная работа может заключаться не только в создании детских поделок, но и в изготовлении вещей для домашнего обихода.

    1. Из опавших или сломленных ветром веток можно изготовить красивые скворечники. Кстати, повешенные кормушки за окном дома позволят ежедневно наслаждаться красивым птичьим пением.
    2. Из соломы, подсушенных круп, трав, веток, шапочек от желудей могут быть изготовлены украшения для оформления посуды, например, эффектно смотрится украшенный природными материалами чайный набор.
    3. Для декорации пустующих полок из каштанов, желудей, шишек, листьев, лепестков цветов можно создать топиарии, рамки для фотографий, а также украсить вазу.
    4. Яркие засушенные осенние листья могут складываться в эффектные картины.
    5. Из твердых природных материалов может быть сделано украшение-держатель для салфеток.
    6. Каштаны, желуди и шишки станут отличным материалом для изготовления конфетчиц.
    7. Песок может быть использован для обсыпки корпуса будущего изделия. С такой основой эффектно смотрится украшение ракушками.
    8. Шишки зачастую используются для создания декоративных корзинок.
    9. Из яичной скорлупы, предварительно окрашенной пищевыми красителями, может получиться изумительная рельефная картина. Подобное рукоделие может служить и основой для декупажа. В этом случае на объекте располагается не только изображение, но и интересная фактура.

    Ввиду возрастания значимости экологической темы наибольшая популярность наблюдается в изготовлении поделок из природных материалов

    Особой популярностью поделки из природных материалов пользуются накануне праздников.

    Так, например, определиться с подарком поможет следующая подборка:

    • к 8 марта зачастую изготавливают различные подсвечники, фоторамки и «экологические букеты»;
    • природный декор нередко используется для оформления свадебного зала и аксессуаров, например, листьями и лепестками может быть украшен журнал пожеланий;
    • к Новому Году изготавливаются подсвечники, венки, различные елочные авторские игрушки, созданные на основе шишек, каштанов, засушенных листьев;
    • к Пасхе можно сложить картину, выполненную из кусочков яичной скорлупы или подготовить подставки для окрашенных яиц из шапочек желудей.

    Поделки из природных материалов своими руками (видео)

    Сейчас наступила эпоха, в которой место «машинной штамповки» постепенно заменяется авторскими вещами. Такое творческое направление называется хэнд мэйд. Популяризация ручного творчества обусловлена тем, что в процессе создания той или иной вещицы автор вкладывает в нее свою душу, а также индивидуальную задумку.

    Русского народного творчества пост
    16 самых красивых видов народного искусства России

    Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

    Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

    ~~~~~~~~~~~



    Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

    В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

    Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.


    Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

    Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

    Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

    Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

    Матрешка


    Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
    Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

    Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.


    Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

    В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.


    Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

    Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.


    Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

    Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

    Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.


    Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

    Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

    Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


    Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

    Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

    Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

    Эта статья поможет желающим освоить плетение трех видов корзин (рис. 1) для овощей, фруктов и даров леса лентами, изготовленными из ивовых прутьев (лозы).

    Донышко для изделий, имеющих квадратное или прямоугольное дно, выполняется способом простого переплетения камышин под прямым углом друг к другу ("в клеточку"). Кроме простого плетения используется плетение "в шахматку", когда переплетают между собой не отдельные стебли, а сразу по несколько стеблей.…

    В декоративных чехлах простые керамические (терракотовые) горшки для цветов выглядят гораздо симпатичнее. Главное отличие данных чехлов от подставок, блюд и других подобных изделий в том, что в донышках чехлов предусматривают специальные отверстия для стока воды. Поэтому донышко чехла цветочного горшка…

    Нарядная одежда из камыша и ситника не только предохраняет стеклянную посуду от ударов, но и благодаря пористости природного материала служит бутылкам и банкам надежной теплоизоляцией.

    Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое.

    Плетение "в клеточку" - один из самых распространенных и простых видов плетения. Оно представляет собой обычное переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу (рис. 4). Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому оно годится для тех участков плетеного изделия,…

    Исстари на Руси для плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир. Все эти растения предпочитают селиться в увлажненных местах, по берегам водоемов и в самих водоемах. Часто образуют обширные заросли и распространены на территории нашей страны повсеместно. Возьмем, например,…

    Как только Вы собрали все сырье для изготовления свечей, необходимо подготовить место для работы. Все должно быть под рукой. Рабочий участок покрываем газетами, так как капли воска сложно удалить с поверхности. Следующий этап - топим воск. Измельчаем воск на маленькие кусочки. Чем меньше кусочки, тем…

    Народный художественный промысел - это не только история, но и современность. Бижутерия ручной работы, повязка в технике «шитья по бели», сделают вас неповторимыми.

    Народный художественный промысел - что это?

    Народный художественный промысел или декоративно-прикладное искусство - многогранное понятие. Оно относится к области декоративного искусства, включает в себя:

    • сотворение художественных изделий, которыми пользуются в частном быту в обществе;
    • художественную обработку утилитарных предметов (мебели, утвари, ткани, средств передвижения, орудий труда, игрушек, украшений и т. д.).
    Народное декоративно прикладное искусство использует различные материалы:
    • керамику;
    • металл;
    • стекло;
    • дерево;
    • текстиль и т. д.
    Работы выполняются при помощи литья, ковки, инкрустации, чеканки, резьбы, росписи, гравирования, вышивки и т. д.

    Народное декоративно прикладное искусство возникло очень давно. Это одна из главных областей творчества народа. В наше время интерес к такому виду самовыражения не только не снизился, но и повысился. Придумано много видов рукоделия, которые также являются частью декоративно-прикладного искусства, ознакомьтесь с некоторыми из них.

    Бижутерия ручной работы: мастер-класс


    Современное декоративно-прикладное искусство - это и создание украшений. Сделав такую миниатюру, вы будете уверены, что она выполнена в одном экземпляре и второй точно такой же ни у кого не будет.

    На ней, на белом фоне, нарисован розовый тюльпан. Чтобы сделать миниатюру, потребуются:

    • акриловые краски следующих цветов: охра, кармин, светло-зеленая, черная, титановые белила;
    • заготовка из пластики;
    • кисточка (из колонка);
    • палитра;
    • баночка с водой.

    В данном случае, мастерица изготовила бижутерию из пластики фирмы Cernit, взяв белый цвет Blanco Opaco - из него получаются красивые сияющие изделия.


    Для формы была взята круглая латунная основа. Пластику нужно раскатать скалкой на этой форме, запечь при 110° С в духовом шкафу 15 мин. Затем вынуть оттуда, когда остынет, достать и отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 600 - тогда краска лучше ляжет.

    Теперь нужно положить перед собой все необходимое для росписи и можно начинать.


    Выдавите на палитру немного каждой краски. На кончике кисти смешайте белую с карминной, чтобы получить нужный оттенок и консистенцию, разведите небольшим количеством воды. Этим цветом изобразите очертания будущего цветка.

    Легкими мазками вы наметите места расположения двух крайних лепестков, третий - центральный и стебелька. Вот как далее делается предмет современного народного декоративного прикладного искусства.

    Смешав белую и охру, каптинете чуть розовой краски, смешайте. Этим нежно-персиковым цветом окрасьте нижний слой лепестков. Теперь в эту же смесь краски капните зеленого, смешайте, нарисуйте очертания стебля.


    Вот как делается бижутерия ручной работы дальше. Смешайте на палитре белый и карминный цвет, чтобы получить более насыщенный розовый. Им окрасьте лепестки. При этом необходимо повторить рисунок прожилок в центре цветка и на краях лепестков. На следующем этапе нужно повторить данную процедуру, но уже добавить лишь чуть воды.


    Далее, смешайте охру и зеленый акрил, добавьте воды, нанесите эту субстанцию на листья. Но они не должны быть чересчур яркими, чтобы основное внимание досталось цветку. Внизу лепестки чуть более насыщенного окраса, вверху - менее.

    Взяв карминный и чёрный в одинаковых пропорциях, добавьте немного воды. Перемешав, обозначьте этой смесью оттенки листьев и лепестков.


    Чтобы еще больше оттенить лепестки внизу по центру, грань стебля, также смешайте карминный и черный, но уже добавьте лишь чуть воды. Положите в эту палитру зеленого, зарисуйте листочки у основания.

    В чёрную акриловую краску капните чуть воды, нанесите микромазками несколько горизонтальных штрихов на прожилки внизу лепестков, у основания.


    Осталось добавить к белесой смеси буквально каплю зеленой краски, прорисовать прожилки внизу среднего центрального и немного на листочке.

    Вот какая бижутерия ручной работы получится.


    Теперь ознакомьтесь с тем, как в старину украшали свои головы девушки. Следующий мастер-класс поможет изготовить повязку «Архангельская».

    Как сделать праздничный головной убор русских девушек?


    Такая деталь старинной одежды мастерится в технике «шитья по бели». Оно предполагает вышивку по х/б шнуру жемчугом в 2–3 ряда. Его пришивают на основу поперечными стежками, а в образовавшуюся ложбину укладывают жемчуг (сейчас чаще используют бисер). В результате чего, жемчуг или бисер «ляжет» ровно и аккуратно. А контуры узора декорируют золотым или серебряным шнуром.

    Вот что потребуется, для того, чтобы сделать старинную повязку на голову:

    • белая х/б ткань;
    • голубой и белый шелк;
    • белый шнур (сутаж);
    • холст;
    • мелкий белый бисер;
    • крупные стразы - 2 белых и 3 голубые, средние: 2 голубых и 3 светло-желтых;
    • маленькие стразы - 9 голубых, 3 желтых и 3 зеленых;
    • картон;
    • бисерные иглы;
    • 2 жемчужные нити по 30 см;
    • белые нитки;
    • большие пяльцы или деревянный подрамник;
    • ножницы.

    Подобный народный художественный промысел характерен для северных народов, именно там зародилось «шитье по бели».


    Натяните холст на пяльцы или подрамник. Сверху на него наложите белую х/б ткань.
    Поверх нее накладывается и закрепляется слой шелковой материи голубого цвета – это прямоугольник 21х40 см. Пришейте его на это хлопковое полотно наметочным швом, который по окончании работы нужно будет убрать.

    На этом шелковом голубом полотне тонким мелком или специальным водораствопримым маркером начертите контуры орнамента. Можно это сделать при помощи простого карандаша, так как все равно данный набросок вы прикроете шнуром (сутажем), его притачайте, используя шов «вперед иголка».


    Стежки должны быть мелкими. Декорируйте шнур внизу двумя белыми и тремя голубыми крупными стразами, а вверху пришейте три желтые и две голубые.

    Притачайте сутаж по контуру страз. А по ореолу белых поместите жемчуг. Им же окаймите стразы по кругу, расположенные в розетках. А нижние розетки старинного головного убора заполните шнуром.


    Остались незаполненными две розетки, их нужно выложить лепестками стилизованных цветов. Чтобы оформить верхнюю часть головного убора, вокруг страз среднего размера выложите цветы сутажем. Затем также при помощи шнура, сделайте из него ветви и листочки.


    Орнамент оформлен сутажем, теперь нужно пришить по нему бисер. Для этого нанижите пять-шесть штук на нить, укладывайте такие фрагменты на шнуре. А закреплять нужно поперечными стежками по две-три бисерины. Это делается так: после того как вы прикрепили шесть-семь штук, проденьте иглу через пару последних пришитых бисерин.

    Следите за ровностью рядов, выполняйте их строго шнуру. Нужно хорошо натягивать нить, чтобы бисерины хорошо прилегали друг к другу.



    Когда закончите оформлять орнамент, снимите работу с пялец или с подрамника. Нужно вырезать трехслойный кокошник, прибавив 5 см на швы, чтобы готовый убор имел размеры 40х21 см.


    Низ головного убора вырежьте по рисунку полукругами. К верху и к низу украшения пришейте выкроенную подкладку из шелка голубого цвета. При этом бока остаются свободными. В этот просвет вставьте прямоугольник картона, чтобы придать конструкции жесткости.

    Из белой шелковой ткани выкраиваются две ленты 18 на 90 см, обрабатываем их края обметочным швом.

    На лицевую часть, к бокам, притачайте две шелковые ленты размером 18х90 см (предварительно обметав их края). Эти элементы закладывают в складки, прикрепляют при помощи шва «вперед иголка».

    На низ повязки, под каждую розетку из пяти, пришивают бисерные нити.


    Теперь вы имеется представление о том, как народное декоративно прикладное искусство выработало принцип изготовления и украшения головного убора. Недаром такие повязки называют «Архангельскими», так как сутажное шитье характерно для этих северных мест.

    Хохломская роспись своими руками

    Это также народный художественный промысел, возник он примерно 300 лет назад. Тогда в селе Хохлома, в Нижегородской области мастера создали промысел. Они делали деревянную посуду и расписывали ее определенным образом. Растительный орнамент в золотых и красных тонах наносится на чёрный фон. Эта роспись стала называться «хохломской».

    Как украсить доску на кухню?


    Попробуйте окунуться в этот народный художественный промысел, изготовив доску для кухни, но которая будет расписана под хохлому современным способом. Для этого используется техника декупажа.

    Для воплощения этой идеи купите салфетки с рисунком под хохлому или бумагу для декупажа с изображением такого типа, можно скачать из интернета. Заготовки для досточек берут готовые неокрашенные или делают их своим руками, лобзиком из фанеры толщиной 3–4 мм.

    Вот список необходимого:

    • заготовка для досок;
    • карандаш;
    • копирка;
    • шило;
    • ножницы;
    • наждачная бумага;
    • клей ПВА;
    • мебельный лак.
    С салфеток снимите только верхнюю часть, понадобится лишь она. Если распечатали изображение, используйте для этого тонкую бумагу, перед наклеиванием на доску ее края с обратной стороны нужно ошкурить для лучшего прилегания.

    Если используете салфетку, тогда смажьте клеем досточку. Если взяли бумагу, тогда промажьте ее. Приклейте любую из этих заготовок к лицевой стороне доски. Когда клей высохнет, промажьте бумажную основу лаком в 2 слоя.

    Когда он высохнет, можно повесить доску на самое видное место на кухне, чтобы любоваться этим произведением искусства.

    Хохломская роспись позволит создать и шкатулку.

    Роспись шкатулки

    Почувствуйте себя настоящими мастерами, которым близко народное декоративно-прикладное искусство. Распишите деревянную шкатулку под хохлому. Для такого творчества будут нужны:

    • акриловые краски, предназначенные для работы с деревом;
    • малярный скотч - узкий;
    • деревянная шкатулка;
    • фоновая бронзовая или золотая краска;
    • лак для дерева;
    • три беличьи кисти - № 1–3;
    • мягкая кисть для нанесения лака;
    • карандаш;
    • наждачная бумага;
    • калька.

    Краску для дерева можно приобрести в художественном салоне, как и лак, который наносят кистью или в аэрозоли.


    Если деревянная шкатулка не новая, на ней есть неровности, пройдитесь по ним мелкой наждачной бумагой.


    Теперь нанесите на всю шкатулку фоновую краску в 2 слой. Но сначала подождите, пока высохнет первый. На следующий этап переходите только тогда, когда и второй слой полностью высохнет.

    Не теряйте времени, пока это происходит, вы успеете нарисовать понравившийся или придуманный вами рисунок на кальке. Нужно изобразить основные детали, мелкие вы нанесете прямо на шкатулку.

    Когда фоновая краска на ней до конца высохнет, прикрепите сверху кальку с изображением растительного орнамента, взяв скотч. Тогда этот шаблон закрепится и не станет съезжать. Чтобы перенести очертания на шкатулку, водите по линиям рисунка на кальке, слегка нажимая. Тогда изображение отпечатается на шкатулке.

    Взяв кисточку под номером один и черную краску, обводите на шкатулке изображение.


    Приклейте по периметру крышки скотч, он не даст заходить сюда черной краске. А ею вы закрасите фон. Его вы сделаете кисточкой под номером 3.

    Скотч отклейте лишь тогда, когда краска высохнет. Тогда можно приступать к творческой части, рисовать цветы и ягоды.


    Чтобы нарисовать смородины ровно, окуните обратную сторону карандаша с круглыми гранями в краску, приложите, как печать, к поверхности шкатулки.


    Осталось изобразить траву, где-то дорисовать цветочки, усики, капельки, точки на клубнике, блики. Когда все это высохнет, покройте двумя или тремя слоями лака, давая каждому высохнуть.


    Шкатулка готова! Вот какой красивой она получится. Если вам понравилось мастерить шкатулки, оформлять их, посмотрите, как сделать шкатулку из конфет. Заодно и перекусите сладким, чтобы повысить работоспособность, захотеть прямо сейчас сделать своими руками красивые предметы. Такое народное творчество более современное, но создавать подобные предметы не менее интересно.

    Шкатулка из конфет

    Если вам понравилось делать шкатулку, в качестве бонуса - ещё одно изделие, но съедобное. Для его изготовления берутся:

    • креповая бумага;
    • деревянная шпажка;
    • цветной картон;
    • конфеты;
    • клей ПВА;
    • двусторонний скотч;
    • ножницы.


    Сначала нужно спрятать хвостики конфет, чтобы съедобные элементы хорошо смотрелись. Уберите эти детали, подклеив те к основанию скотчем.

    От картона отрежьте полосу. Её высота - это высота конфет без «хвостиков». Диаметр - произвольный. Если он около 8 см, тогда потребуется 300 г конфет.

    Сверните эту заготовку в цилиндр, закрепите степлером. Приложите её к картону, обведите, вырежьте круг, который нужно приклеить к цилиндру.


    Прикрепите к шкатулке двусторонний скотч, но пока верхнюю предохранительную пленку не снимайте. Будете убирать ее постепенно, приклеивая конфеты.


    Когда все их прикрепите, останется обкрутить эту красоту лентой, оставить изделие в таком виде или декорировать, розами из бумаги. Для этого отрежьте от креповой бумаги поперек волокон полосу шириной 5 см. С одной стороны накрутите ее на шпажку. Чтобы придать форму лепестка, растяните по центру.

    Вложите в него карамель, обкрутите бумагой, прихватив «хвостик» фантика, чтобы сформировать розу. Зафиксируйте ее флористической лентой, завязав ту у основания. Трех розочек будет достаточно.


    Такой современный народный художественный промысел непременно порадует ребенка или взрослую сластену, станет оригинальным подарком.

    Если вы хотите воочию увидеть, как сделать шкатулку под хохлому в старинных традициях, тогда предлагаем посмотреть видео-урок.


    А вот как смастерить деревянную круглую шкатулку.

    С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX - начале XX века.

    Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.


    Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

    Жостовская роспись

    В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю - выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.


    Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).


    Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

    Палехская миниатюра


    После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.


    Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

    Федоскинская миниатюра - это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

    Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

    В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

    Хохлома

    На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.


    Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.


    Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

    Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

    Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.


    Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

    Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) - это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.


    Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи - черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.


    В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

    Вологодское кружево - русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.


    Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен.


    Сюжеты вологодского кружева самые разные - от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

    Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.


    Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.


    Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

    Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.


    Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру - самое крупное на тот момент производство кружева в России.


    Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты - более «воздушный».

    В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.


    Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.


    В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

    Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).


    Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.


    В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

    В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки - это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.


    В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.


    До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

    Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) - народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами .


    Крестецкая строчка - это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.


    Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

    Каслинское литье - художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.


    Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

    Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.


    Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

    Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.


    Традиции Каслинского литья - графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов - сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

    Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, - довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.


    Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом ».


    В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

    Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота - «цевку » и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.


    Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.


    Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

    Абрамцево-кудринская резьба - это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.


    С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.


    Расцвет этого промысла приходится на советский период времени - 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

    История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.


    Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.


    Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

    Филигрань

    Филигрань (или скань) - ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью - металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.


    Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.


    Центрами сканного дела сегодня являются:

    • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла - скань.
    • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла - скань, эмаль, чеканка и другое.
    • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

    Финифть

    Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зеленый.


    Вологодская (усольская) финифть - традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.


    Также существует ростовская финифть - русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

    Малахитовые изделия

    Малахит - зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений - ваз, чаш, посуды.


    Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика ». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.


    Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.