Подготовить презентацию о декоративно прикладном искусстве. Презентация «Декоративно-прикладное искусство России
Наталья Орехова
Презентация декоративно - прикладное искусство
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «»
Воспитатель :
Орехова Наталья Михайловна
2015-2016 г. г.
«Самым высоким видом искусства , самым талантливым, самым гениальным является народное искусство , то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.
Актуальность проекта
Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.
Характеристика проекта
Познавательно – творческий
Долгосрочный (ноябрь – март)
Групповой
Участники : воспитатель, дети, родители
Цель :
Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве .
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта
Задачи :
Воспитательные :Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству . Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
Развивающие :Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Образовательные : Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.
Планируемые результаты проекта
Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием ;
обогащение предметно – развивающей среды;
пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство » ;
повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога
Ввести в игровую ситуацию.
Сформировать проблему.
Определить задачи. Определить продукт проекта :Деятельность детей
Вживаются в игровую ситуацию.
Осознают проблему.
Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога :
Помогает в решении задач.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Консультация для родителей (папка - передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» .
Деятельность детей :
Объединение в рабочие группы.
Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога :
Практическая помощь.
Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей :
Используют иллюстрации.
Работа над поделками.
В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация .
Деятельность педагога :
Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!» .
Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство » .
Музыкальное развлечение «Масленица» .Деятельность детей :
Готовят костюмы.
Рассказывают о народных промыслах.
Читают стихи.
Загадывают и отгадывают загадки.
Исполняют песни, частушки, танцы.
Водят хороводы.
Играют в народные музыкальные игры.
5 этап. Роль родителей в реализации проекта.
Чтение и заучивание стихов.
Рассматривание иллюстраций.
Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству .
Изготовление поделок.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.
Пути реализацииХудожественно – эстетическое развитиеХудожественное творчество
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Сказочные птицы» .
Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.
Частушки.
Познавательное развитие. ФЭМП.
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .
Ориентировка в пространстве.
Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .
Познавательное развитие. ФЦКМ.
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи) .
Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «хохломским» , «гжельским» , «дымковским»
Художественная литература.
Чтение стихов : П. Синявский «Хохломская роспись» , В. Набоков «Хохлома» .
Заучивание стихов.
Загадывание загадок.
Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л . В. Орлова «Хохломская роспись» .
Основы народного и декоративного - прикладного искусства Ю . Г. Дорожин «Городецкая роспись» .
Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю . А. Межуева «Сказочная гжель» .
Речевое развитие. Развитие речи.
Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома» , гжель, городецкая роспись.
Социально - коммуникативное развитие. Дидактические игры :
«Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи рисунок» , «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .
Физическое развитие. Физическая культура.
Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco
- украшаю) - широкий раздел изобразительного
искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на
создание художественных изделий с утилитарными
и художественными функциями. Собирательный
термин, условно объединяет два обширных рода
искусств: декоративное и прикладное. В отличие
от произведений изящного искусства,
предназначенных для эстетического наслаждения и
относящихся к чистому искусству,
многочисленные проявления декоративноприкладного творчества могут иметь практическое
употребление в повседневной жизни.
История развития прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство существовало уже наранней стадии развития человеческого общества и на протяжении
многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и
народностей основной областью художественного творчества.
Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства
свойственны исключительная содержательность образов, внимание
к эстетике материала, к рациональному построению формы,
подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта
тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее
значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их
редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие
целям представительности (предметы для культовых ритуалов или
придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых
ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко
жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Характеристика декоративно-прикладного искусства:
обладают эстетическим качеством;рассчитаны на художественный
эффект;
служат для оформления быта и
интерьера.
Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:
по материалу (металл, керамика,текстиль, дерево);
по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё,
чеканка, интарсия и т. д.);
по функциональным признакам
использования предмета (мебель,
игрушки).
Шитьё - создание на материале стежков и швов
при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно
из древнейших технологий производства,
возникшее ещё в каменном веке.
Цветоделие - изготовление женских
украшений из ткани в виде цветов
Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное
одеяло - лоскутная техника, лоскутная
мозаика, текстильная мозаика - вид
рукоделия, при котором по принципу
мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани.
Стёганые изделия, квилтинг -
прошитые насквозь два куска ткани и
положенный между ними слой ватина или
ваты.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Вышивание - искусствоукрашать самыми разными узорами
всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как,
например: сукно, холст, кожа, до
тончайших материй - батиста,
кисеи, газа, тюля и пр.
Инструменты и материалы для
вышивания: иглы, нитки, пяльцы,
ножницы.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Вязание - процессизготовления изделий из
непрерывных нитей путём
изгибания их в петли и
соединения петель друг с
другом с помощью
несложных инструментов
вручную или на
специальной машине.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Художественная обработкакожи - изготовление из кожи
различных предметов как
бытового, так и декоративнохудожественного назначения.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Ткачество - производство ткани наткацких станках, одно из
древнейших человеческих ремёсел.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Ковроткачество - производствоковров.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Выжигание - на поверхность какого-либоорганического материала при помощи раскалённой
иглы наносится рисунок.
Выжигание по дереву
Выжигание по ткани
(гильоширование) - техника
рукоделия, подразумевающая отделку
изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с помощью специального аппарата.
По другим материалам
Горячее тиснение - технология
художественной маркировки продукции
методом горячего тиснения.
Обработка древесины кислотами
Виды декоративно-прикладного искусства:
Художественная резьба - один издревнейших и широко распространенных
видов обработки материалов.
Резьба по камню - процесс
формирования нужной формы,
который осуществляется
посредством сверления,
полировки, шлифовки,
распиловки, гравировки и т. д.
Резьба по кости - вид
декоративно-прикладного
искусства.
Резьба по дереву
Виды декоративно-прикладного искусства:
Рисование по фарфору, стеклуВиды декоративно-прикладного искусства:
Мозаика - формированиеизображения посредством
компоновки, набора и
закрепления на
поверхности разноцветных
камней, смальты,
керамических плиток и
других материалов.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Витраж - произведениедекоративного искусства
изобразительного или
орнаментального характера из
цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и
предназначенное для заполнения
проёма, чаще всего оконного, в
каком-либо архитектурном
сооружении.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Декупаж - декоративнаятехника по ткани, посуде,
мебели и пр.,
заключающаяся в
скрупулёзном вырезании
изображений из бумаги,
которые затем наклеиваются
или прикрепляются иным
способом на различные
поверхности для
декорирования.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Лепка, скульптура,керамическая
флористика - придание
формы пластическому
материалу с помощью рук
и вспомогательных
инструментов.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Плетение - способ изготовления более жесткихконструкций и материалов из менее прочных
материалов: нитей, растительных стеблей, волокон,
коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого
сырья.
Бамбук - плетение из бамбука.
Берёста - плетение из верхней коры березы.
Бисер, бисероплетение - создание украшений,
художественных изделий из бисера, в котором, в
отличие от других техник, где он применяется,
бисер является не только декоративным
элементом, но и конструктивно-технологическим.
Корзина
Кружево - декоративные элементы из ткани и
ниток.
Макраме - техника узелкового плетения. Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из
лозы: домашней утвари и ёмкостей различного
назначения.
Циновка - плетение настила настил из какого-либо
грубого материала, циновка, рогожа.
-Роспись:
Городецкая роспись - русский народный
художественный промысел. Яркая, лаконичная
роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов,
цветочные узоры), выполненная свободным мазком с
белой и черной графической обводкой, украшала
прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись - производство
расписных токарных изделий - матрёшек,
пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок -
щедро украшенных сочной орнаментальной и
сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные,
сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву - тип росписи
домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись - народный промысел
художественной росписи металлических подносов. Семёновская роспись - изготовление
деревянной игрушки с росписью.
Хохлома - старинный русский народный
промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода
Витражная роспись - ручная роспись по
стеклу, имитация витража.
Батик - ручная роспись по ткани с
использованием резервирующих составов.
Холодный батик - техника
росписи по ткани использует
специальный резервирующий
состав холодным.
Горячий батик - узор создается с
помощью расплавленного воска или
других подобных веществ.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Скрапбукинг - оформлениефотоальбомов.
Виды декоративно-прикладного искусства:
Лепка из глины создание форм ипредметов из глины.
Можно лепить с помощью
гончарного круга или
руками.