• Подготовить презентацию о декоративно прикладном искусстве. Презентация «Декоративно-прикладное искусство России

    Наталья Орехова
    Презентация декоративно - прикладное искусство

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «»

    Воспитатель :

    Орехова Наталья Михайловна

    2015-2016 г. г.

    «Самым высоким видом искусства , самым талантливым, самым гениальным является народное искусство , то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.

    Актуальность проекта

    Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

    Характеристика проекта

    Познавательно – творческий

    Долгосрочный (ноябрь – март)

    Групповой

    Участники : воспитатель, дети, родители

    Цель :

    Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве .

    Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта

    Задачи :

    Воспитательные :Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству . Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

    Развивающие :Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

    Образовательные : Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

    Планируемые результаты проекта

    Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

    положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием ;

    обогащение предметно – развивающей среды;

    пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство » ;

    повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

    Этапы реализации проекта :

    1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога

    Ввести в игровую ситуацию.

    Сформировать проблему.

    Определить задачи. Определить продукт проекта :Деятельность детей

    Вживаются в игровую ситуацию.

    Осознают проблему.

    Принимают задачи проекта.

    2 этап. Организация работы над проектом.

    Деятельность педагога :

    Помогает в решении задач.

    Помогает спланировать деятельность.

    Организует деятельность.

    Консультация для родителей (папка - передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» .

    Деятельность детей :

    Объединение в рабочие группы.

    Распределение ролей.

    3 этап. Практическая деятельность.

    Деятельность педагога :

    Практическая помощь.

    Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей :

    Используют иллюстрации.

    Работа над поделками.

    В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

    4 этап. Презентация .

    Деятельность педагога :

    Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!» .

    Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство » .

    Музыкальное развлечение «Масленица» .Деятельность детей :

    Готовят костюмы.

    Рассказывают о народных промыслах.

    Читают стихи.

    Загадывают и отгадывают загадки.

    Исполняют песни, частушки, танцы.

    Водят хороводы.

    Играют в народные музыкальные игры.

    5 этап. Роль родителей в реализации проекта.

    Чтение и заучивание стихов.

    Рассматривание иллюстраций.

    Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству .

    Изготовление поделок.

    Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.

    Пути реализацииХудожественно – эстетическое развитиеХудожественное творчество

    Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Сказочные птицы» .

    Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.

    Частушки.

    Познавательное развитие. ФЭМП.

    Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

    Ориентировка в пространстве.

    Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

    Познавательное развитие. ФЦКМ.

    Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи) .

    Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «хохломским» , «гжельским» , «дымковским»

    Художественная литература.

    Чтение стихов : П. Синявский «Хохломская роспись» , В. Набоков «Хохлома» .

    Заучивание стихов.

    Загадывание загадок.

    Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л . В. Орлова «Хохломская роспись» .

    Основы народного и декоративного - прикладного искусства Ю . Г. Дорожин «Городецкая роспись» .

    Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю . А. Межуева «Сказочная гжель» .

    Речевое развитие. Развитие речи.

    Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома» , гжель, городецкая роспись.

    Социально - коммуникативное развитие. Дидактические игры :

    «Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи рисунок» , «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .

    Физическое развитие. Физическая культура.

    Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

    Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

    Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco
    - украшаю) - широкий раздел изобразительного
    искусства, который охватывает различные отрасли
    творческой деятельности, направленной на
    создание художественных изделий с утилитарными
    и художественными функциями. Собирательный
    термин, условно объединяет два обширных рода
    искусств: декоративное и прикладное. В отличие
    от произведений изящного искусства,
    предназначенных для эстетического наслаждения и
    относящихся к чистому искусству,
    многочисленные проявления декоративноприкладного творчества могут иметь практическое
    употребление в повседневной жизни.

    История развития прикладного искусства

    Декоративно-прикладное искусство существовало уже на
    ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении
    многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и
    народностей основной областью художественного творчества.
    Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства
    свойственны исключительная содержательность образов, внимание
    к эстетике материала, к рациональному построению формы,
    подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта
    тенденция удержалась вплоть до наших дней.
    С началом классового расслоения общества всё большее
    значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их
    редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие
    целям представительности (предметы для культовых ритуалов или
    придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых
    ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко
    жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

    Характеристика декоративно-прикладного искусства:

    обладают эстетическим качеством;
    рассчитаны на художественный
    эффект;
    служат для оформления быта и
    интерьера.

    Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

    по материалу (металл, керамика,
    текстиль, дерево);
    по технике выполнения (резьба,
    роспись, вышивка, набойка, литьё,
    чеканка, интарсия и т. д.);
    по функциональным признакам
    использования предмета (мебель,
    игрушки).

    Шитьё - создание на материале стежков и швов
    при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно
    из древнейших технологий производства,
    возникшее ещё в каменном веке.
    Цветоделие - изготовление женских
    украшений из ткани в виде цветов
    Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное
    одеяло - лоскутная техника, лоскутная
    мозаика, текстильная мозаика - вид
    рукоделия, при котором по принципу
    мозаики сшивается цельное изделие из
    кусочков ткани.
    Стёганые изделия, квилтинг -
    прошитые насквозь два куска ткани и
    положенный между ними слой ватина или
    ваты.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Вышивание - искусство
    украшать самыми разными узорами
    всевозможные ткани и материалы,
    от самых грубых и плотных, как,
    например: сукно, холст, кожа, до
    тончайших материй - батиста,
    кисеи, газа, тюля и пр.
    Инструменты и материалы для
    вышивания: иглы, нитки, пяльцы,
    ножницы.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Вязание - процесс
    изготовления изделий из
    непрерывных нитей путём
    изгибания их в петли и
    соединения петель друг с
    другом с помощью
    несложных инструментов
    вручную или на
    специальной машине.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Художественная обработка
    кожи - изготовление из кожи
    различных предметов как
    бытового, так и декоративнохудожественного назначения.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Ткачество - производство ткани на
    ткацких станках, одно из
    древнейших человеческих ремёсел.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Ковроткачество - производство
    ковров.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Выжигание - на поверхность какого-либо
    органического материала при помощи раскалённой
    иглы наносится рисунок.
    Выжигание по дереву
    Выжигание по ткани
    (гильоширование) - техника
    рукоделия, подразумевающая отделку
    изделий ажурным кружевом и
    изготовление аппликаций выжиганием
    с помощью специального аппарата.
    По другим материалам
    Горячее тиснение - технология
    художественной маркировки продукции
    методом горячего тиснения.
    Обработка древесины кислотами

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Художественная резьба - один из
    древнейших и широко распространенных
    видов обработки материалов.
    Резьба по камню - процесс
    формирования нужной формы,
    который осуществляется
    посредством сверления,
    полировки, шлифовки,
    распиловки, гравировки и т. д.
    Резьба по кости - вид
    декоративно-прикладного
    искусства.
    Резьба по дереву

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Рисование по фарфору, стеклу

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Мозаика - формирование
    изображения посредством
    компоновки, набора и
    закрепления на
    поверхности разноцветных
    камней, смальты,
    керамических плиток и
    других материалов.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Витраж - произведение
    декоративного искусства
    изобразительного или
    орнаментального характера из
    цветного стекла, рассчитанное на
    сквозное освещение и
    предназначенное для заполнения
    проёма, чаще всего оконного, в
    каком-либо архитектурном
    сооружении.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Декупаж - декоративная
    техника по ткани, посуде,
    мебели и пр.,
    заключающаяся в
    скрупулёзном вырезании
    изображений из бумаги,
    которые затем наклеиваются
    или прикрепляются иным
    способом на различные
    поверхности для
    декорирования.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Лепка, скульптура,
    керамическая
    флористика - придание
    формы пластическому
    материалу с помощью рук
    и вспомогательных
    инструментов.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Плетение - способ изготовления более жестких
    конструкций и материалов из менее прочных
    материалов: нитей, растительных стеблей, волокон,
    коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого
    сырья.
    Бамбук - плетение из бамбука.
    Берёста - плетение из верхней коры березы.
    Бисер, бисероплетение - создание украшений,
    художественных изделий из бисера, в котором, в
    отличие от других техник, где он применяется,
    бисер является не только декоративным
    элементом, но и конструктивно-технологическим.
    Корзина
    Кружево - декоративные элементы из ткани и
    ниток.
    Макраме - техника узелкового плетения.

    Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из
    лозы: домашней утвари и ёмкостей различного
    назначения.
    Циновка - плетение настила настил из какого-либо
    грубого материала, циновка, рогожа.
    -Роспись:
    Городецкая роспись - русский народный
    художественный промысел. Яркая, лаконичная
    роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов,
    цветочные узоры), выполненная свободным мазком с
    белой и черной графической обводкой, украшала
    прялки, мебель, ставни, двери.
    Полхов-Майданская роспись - производство
    расписных токарных изделий - матрёшек,
    пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок -
    щедро украшенных сочной орнаментальной и
    сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
    наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные,
    сельские и городские пейзажи.
    Мезенская роспись по дереву - тип росписи
    домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
    Жостовская роспись - народный промысел
    художественной росписи металлических подносов.

    Семёновская роспись - изготовление
    деревянной игрушки с росписью.
    Хохлома - старинный русский народный
    промысел, родившийся в XVII веке в округе
    Нижнего Новгорода
    Витражная роспись - ручная роспись по
    стеклу, имитация витража.
    Батик - ручная роспись по ткани с
    использованием резервирующих составов.
    Холодный батик - техника
    росписи по ткани использует
    специальный резервирующий
    состав холодным.
    Горячий батик - узор создается с
    помощью расплавленного воска или
    других подобных веществ.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Скрапбукинг - оформление
    фотоальбомов.

    Виды декоративно-прикладного искусства:

    Лепка из глины создание форм и
    предметов из глины.
    Можно лепить с помощью
    гончарного круга или
    руками.