• Порядок учреждения и государственной регистрации коммерческих организаций. Государственная регистрация коммерческих организаций

    Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

    Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

    1. Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ.

    Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила. 2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

    3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы.

    4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств; уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

    Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

    Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

    1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

    2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

    3) учредительные документы юридического лица;

    4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

    5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

    Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

    Помните, что "Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

    Процесс создания коммерческих организаций распадается на 2 стадии:

    Учреждение

    Государственная регистрация

    Учреждение коммерческих организаций:

    Помимо основной цели - систематическое извлечение прибыли, - создание коммерческих организаций преследует такие цели как: - обособление имущества учредителя, - ограничение имущественного риска участника обособленным имуществом, - организация управления соответствующим имуществом, - выступление коммерческой организации в обороте от собственного имени.

    *обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

    Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом - прибыли .

    Все имущество коммерческой организации учитывается на ее стоимостном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление, имущественная обособленность коммерческой организации.

    Другие вещи

    Имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку

    * Величины минимальных уставных капиталов

    (определяются указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»)

    Размер уставного капитала:

    Открытых акционерных обществ

    Предприятий любых организационно-правовых форм с иностранными инвестициями

    Государственных и муниципальных унитарных предприятий

    Не могут быть менее сумы равной тысячекратному размеру минимального размера оплаты труда, в месяц, на дату государственной регистрации коммерческой организации.

    Размер уставного капитала других коммерческих организаций:

    Хозяйственных товариществ

    Закрытых акционерных обществ

    Производственных кооперативов

    Не должно быть менее суммы, равной стократному размеру минимального размера оплаты труда, в месяц,на дату государственной регистрации.

    * Ограничение имущественного риска учредителя освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Коммерческие организации по своим обязательствам принадлежащим им имуществом (ст 56 ГКРФ)Исключения из данного правила могут быть предусмотрены в ГК или в учредительных документах коммерческой организации.

    * Организация, управляемая обособленным имуществом учредителя при создании им коммерческой организации осуществляется через органы управления коммерческой организации:


    Единоличные

    Коллегиальные

    Структурные подразделения (филиалы и представительства)

    Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными пр. актами, учредительными документами. В определенных случаях коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческие пред-ва (ст 184), участников (п.2, ст 53 ГКРФ)

    Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами.

    Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование , содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях так же на характер деятельности коммерческих организаций.

    Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации.

    Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем, определяющим ее местонахождение , а также индивидуализацией ее товара.

    Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГКРФ)

    Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа.

    Индивидуализация товара коммерческой организации производится путем использования производственной марки, товарного знака или наименования места происхождения товара.

    Производственная марка - это словесное описание товара, помещенное на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование производителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, перечень свойств товара, и ряд других данных (закон РФ «О защите прав потребителей») Производственная марка не подлежит имущественной регистрации.

    Товарный знак (знак обслуживания) - это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак подлежит государственной регистрации в патентном ведомстве.

    Порядок учреждения комме6рческих организаций определяется соответствующими статьями ГК или специальными законами.

    Общий порядок учреждения:

    Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Так, государственные муниципальные и унитарные предприятия учреждаются правительствами РФ или субъектов РФ, соответствующими комитетами по управлению имуществом РФ или субъектов РФ.

    Учредительные документы:

    а) учредительный договор

    б) учредительный договор и устав

    в) только устав (п. 1 ст. 52 ГКРФ)

    В них определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы в связи с создание коммерческой организации.

    В учредительном договоре - учредители фиксируют свою долю на создание коммерческой организации;

    Определяют прядок совместной деятельности по ее созданию;

    Условия передачи ей своего имущества;

    Участие в ее деятельности;

    Определяются условия, и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;

    Управление деятельностью коммерческой организации;

    Выходы участников из ее состава.

    Устав коммерческой организации определяет индивидуальный предпринимательский статус коммерческой организации. В уставе может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, а так же сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК и другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

    Так, например, устав акционерного общества, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГКРФ должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количества; размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятии им решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГКРФ).

    Государственная регистрация коммерческих организаций:

    Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 57 ГК РФ).

    ГК предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе и коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

    Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах, обычно - в регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций - в ЦБ РФ, предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня у ставного капитала - в Министерстве экономики РФ.

    Документы для государственной регистрации:

    Заявление о регистрации;

    Решение об учреждении коммерческой организации (в частности - учредительный договор);

    Утвержденный устав;

    Свидетельство об уплате госпошлины;

    Документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.

    В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы, например для кредитной организации:

    · Копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц;

    · Аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности;

    · Декларации о доходах учредителей - физических лиц;

    · Анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.

    Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.

    При положительном решении вопроса основные данные, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    При нарушении установленного законом порядка образования коммерческих организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации. Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается.

    Отказ в государственной регистрации, а так же уклонении от такой регистрации может быть обжаловано в суде. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).

    Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

    Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

    Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила.

    2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

    3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы*(11).

    4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:

    внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств*(12);

    уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса*(13).

    Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

    Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

    1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

    2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

    3) учредительные документы юридического лица;

    4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

    5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

    Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

    Еще по теме § 5. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций:

    1. Органы государственной регистрации и порядок регистрации
    2. § 2. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций
    3. Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
    4. ГЛАВА 1 Порядок регистрации СМИ в Управлении регистрации и лицензионной работы

    Введение

    экономический торговый российский предпринимательский

    Наиболее важное место в социально-экономическом развитии общества занимает предпринимательская деятельность.

    Субъектом предпринимательской деятельности является прежде всего предприятие. Предприятие - основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики.

    Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

    От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.

    Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта.

    Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.

    Порядок создания коммерческой организации

    Создание коммерческих организаций включает две стадии:

    • 1. учреждение
    • 2. государственную регистрацию

    Помимо основной цели -- систематического извлечения прибыли, создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц:

    • 1) обособление части имущества учредителя в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческой организации и подчинение его специальному правовому режиму;
    • 2) ограничение имущественного риска участника коммерческой организации обособленным имуществом;
    • 3) организация управления имуществом учреждаемой коммерческой организации;
    • 4) обеспечение выступления коммерческой организации в экономическом обороте от собственного имени.

    Выделение учредителем части своего имущества и закрепление его за создаваемой коммерческой организацией означает персонификацию этого имущества в новом субъекте права в целях его эксплуатации и извлечения прибыли.

    С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного использования капитала учредителя от собственности на капитал, что характерно для рыночной экономики.

    Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала (фонда) коммерческой организации.

    Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом -- прибыли.

    Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.

    Уставный (складочный) капитал (фонд), которым должны обладать все коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), представляет собой сумму вклада (вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации.

    Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

    Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

    Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).

    Размеры минимальных уставных капиталов коммерческих организаций зависят от их организационно-правовых форм и устанавливаются законом.

    Размер уставного капитала коммерческих организаций не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру МРОТ на дату их государственной регистрации. Исключения установлены для государственных предприятий (не менее 5 тыс. МРОТ), муниципальных предприятий (не менее 1 тыс. МРОТ) и ОАО (не менее 1 тыс. МРОТ).

    Для ряда коммерческих организаций, например коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

    Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации.

    Участники коммерческой организации несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью коммерческой организации, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (например, п. 1 ст. 87 ГК РФ).

    Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены ГК РФ либо учредительными документами коммерческой организации.

    Такого рода исключения не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

    Организация управления обособленным имуществом учредителя осуществляется им посредством создания органов управления коммерческой организации, ее структурных подразделений, включая филиалы и представительства. Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами.

    Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами.

    Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

    Наиболее сложная организация управления характерна для АО (ст. 103 ГК РФ). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), между которыми весьма строго распределяется компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия как имущественного комплекса), но и гарантирует права акционеров и кредиторов АО.

    Организационную структуру коммерческих организаций составляют филиалы, представительства и другие подразделения, которые не являются юридическими лицами. Они действуют на основании положений, утвержденных коммерческой организацией.

    Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации.

    Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК РФ).

    Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.

    Коммерческие организации выступают в гражданском обороте от собственного имени независимо от учредителей.

    Обладая обособленным имуществом и органами управления, коммерческие организации от своего имени приобретают и осуществляют права и несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.

    Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации.

    В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны по требованию участников коммерческой организации возместить причиненные ей убытки. Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.

    В случаях превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки норма о заключении сделки неуполномоченным лицом (п. 1 ст. 183 ГК РФ) применяться не может.

    Выступление коммерческой организации в гражданском обороте от своего имени обеспечивается также индивидуализацией самой коммерческой организации (посредством фирменного наименования -- ст. 54, 1474 ГК РФ, указания ее места нахождения -- ст. 54 ГК РФ), а также ее предприятия (коммерческое обозначение -- ст. 1538 ГК РФ) и товаров (товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара -- ст. 1477, 1516 ГК РФ).

    Порядок учреждения коммерческих организаций определяется применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций ГК РФ или специальными законами, например Законом о банках.

    Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются

    Правительством РФ, правительствами (администрациями) субъектов РФ, уполномоченными ими органам, органами местного самоуправления. Учредительными документами коммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы являются учредительный договор и устав либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

    В этих документах с учетом требований законодательства определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.

    На основании учредительного договора действуют полные товарищества и товарищества на вере, ООО и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем.

    В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает лишь устав.

    Остальные коммерческие организации (АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.

    В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные ГК РФ или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида.

    В учредительном договоре определяются порядок совместной деятельности учредителей по созданию коммерческой организации, условия передачи ей части своего имущества и участия в ее деятельности.

    Здесь определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава. Устав определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации.

    В нем в соответствии с обще дозволеным началом правового регулирования может быть отражено все, что не противоречит законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида.

    В частности, устав АО, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; правах акционеров; составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

    Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

    Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, кредитных организаций, страховых организаций и некоторых иных), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).

    Это означает, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует обще дозволительному началу правового регулирования предпринимательства.

    Отсутствие необходимости перечисления в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота.

    Сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям. Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

    Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суде. Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителей, определяющих цели ее деятельности в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ)

    Первым шагом к созданию коммерческой организации является определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и количества учредителей коммерческих организаций. Например, хозяйственное общество может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК). Но есть ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК).

    Важным вопросом, который должны решить учредители организации, является вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Учредители могут выбрать любую форму, предусмотренную законом, но кроме случаев, опять-таки указанных в законе. Так, согласно Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) «О банках и банковской деятельности» Российская газета. - 10.02.1996; 30.07.2010. кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Следующим этапом создания коммерческой организации является выработка и учреждение ее учредительных документов. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Необходимо помнить, что сведения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе, не могут составлять коммерческую тайну Коканов Б.А. К вопросу о толковании понятия «порядок создания юридического лица» // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 24. .

    Согласно ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, например: «Общество с ограниченной ответственностью «Гранд». Указание на характер деятельности должно присутствовать в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законом.

    Согласно ст. 52 ГК, в учредительных документах коммерческой организации должно определяться место ее нахождения Надо иметь в виду, что термины «юридический адрес» и «фактический адрес организации» устарели и к тому же нормативно не определены. . Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК). В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица.

    Важный этап - формирование уставного (складочного) капитала. По закону, к моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50% уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса. С этой целью в банке открывается специальный временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации.

    Сдача документов на регистрацию;

    Проведение правовой экспертизы документов;

    Регистрация в регистрирующем органе.

    Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен в главе IV Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

    Государственная регистрация преследует цели:

    Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

    Проведение налогообложения;

    Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

    Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

    Следует отметить, что отказ в государственной регистрации юридического лица может иметь место только по мотивам несоответствия представленных документов закону или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (см. ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), но не по иным основаниям, например, из-за отсутствия целесообразности. За нарушение порядка государственной регистрации регистрирующий орган несет установленную законом ответственность (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации либо уклонение от такой регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовно-наказуемыми.

    С момента государственной регистрации коммерческую организацию можно считать созданной.

    Однако и после этого производятся действия, которые по своей сути относятся к созданию коммерческой организации. Это:

    Изготовление печати;

    Регистрация в органах статистики. При идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Государственным комитетом РФ по статистике (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Кроме того, коммерческие организации включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);

    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;

    Открытие расчетного счета в банке. Счет открывается по предоставлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации;

    Постановка на учет в государственных социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования.

    Согласно ст. 51 ГК нарушение установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствие ее учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации.

    Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. Доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, уголовно наказуемо.

    Согласно п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) В настоящее время принят новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - 06.05.2011..

    Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Поэтому осуществление определенного вида деятельности по лицензии, выданной другому лицу, или при наличии лицензии на другой вид деятельности расценивается как деятельность без лицензии. Незаконной (без лицензии) будет считаться деятельность, осуществляемая по истечении срока действия лицензии, либо после извещения лицензиата о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

    Итак, коммерческие организации создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.