• Финансирование агропромышленного комплекса. Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриа

    Тема: Финансирование агропромышленного комплекса

    Тип: Курсовая работа | Размер: 255.07K | Скачано: 49 | Добавлен 18.10.14 в 18:56 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


    Введение 3

    Глава I. Сельское хозяйство в системе региональной экономики 5

    1.1 Роль и функции сельского хозяйства 5

    1.2 Характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства 11

    1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 14

    Глава II. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 16

    2.1 Анализ агропромышленного комплекса Нижегородской области за последние годы 16

    2.3 Структура расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса в Нижегородской области

    2.2 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 19

    Глава III. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства в Нижегородской области в частности 23

    3.1 Основные тенденции развития и поддержка АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности 23

    3.2 Пути совершенствования государственной системы финансирования АПК 27

    3.3 Совершенствование финансирования и финансового оздоровления сельского хозяйства Нижегородской области 31

    3.4 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2013 году 34

    Заключение 35

    Список использованной литературы 37

    Приложение 1 39

    Приложение 2 41

    Введение

    Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

    Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине ХХ века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

    Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

    При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

    Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции.

    Рост инвестиций в АПК позволит перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием для внедрения современных технологий, снизить издержки производства и обеспечить наращивание производства конкурентоспособной продукцией, благодаря росту производительности труда. Поэтому так важно уделить внимание финансированию агропромышленного комплекса, в этом и заключается актуальность изучения данной темы.

    Цель курсовой работы - изучить финансирование агропромышленного комплекса из бюджета.

    Объект изучения - агропромышленный комплекс.

    Предмет исследования - финансирование расходов агропромышленного комплекса.

    Задачи работы:

    Показать роль и функции сельского хозяйства, охарактеризовать отраслевую структуру сельского хозяйства, источники финансирования и роль бюджета в финансировании сельского хозяйства;

    Проанализировать структуру расходов бюджета за последние годы на финансирование сельскохозяйственного производства Нижегородской области;

    Предложить пути совершенствования бюджетного финансирования агропромышленного комплекса.

    Курсовая работа состоит из трёх глав и подразделов, списка литературы, введения и заключения.

    Список использованной литературы

    Законодательные материалы:

    1. Государственная программа «О развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
    2. Областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882
    3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

    Основная литература:

    1. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
    2. Борисова, И.В. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И.В. Борисова // Вопросы экономики. − 2010. − № 4. − С.24-42.
    3. Дорождеев, А.В. Совершенствование государственного регулирования экономики / А.В. Дорождеев // Финансы и кредит. - 2012. − № 17. - С. 41-45.
    4. Докальская, В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств / В.К. Докальская // Финансы. - 2011. − № 8. - С. 71-72.
    5. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
    6. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
    7. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
    8. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
    9. Райская, Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Н.Н.Райская, Л.С.Рощина, А.А.Френкель, Э.Ф.Баранов // Вопросы статистики. − 2010. − № 1. − С.45-60.
    10. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
    11. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
    12. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
    13. Цветков В., Джумов А. - Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2009.

    Интернет ресурсы:

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Финансы промышленности

    ТЕМА 3.2. ФИНАНСЫ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    1.Финансы промышленности.

    2. Финансы агропромышленного комплекса (АПК).

    3. Финансы строительства.

    4. Финансы транспорта.

    Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей СМП едины, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства, так как, во-первых, промышленность производит средства труда – основу производства жизненных благ человеком, во- вторых, в промышленности создается большая часть ВВП и национального дохода. Промышленность является основной частью сферы материального производства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях (темы 2-4, 3-1, 3-3, 3-4).

    Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. Поэтому у предприятий возникает потребность в средствах на закупку необходимого сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов, на оплату труда работников и т.д.

    Наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из затрат, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, отчислений на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости населения и т.д.

    Финансы предприятий агропромышленного комплекса (АПК) – составная часть финансов сферы материального производства. К предприятиям, функционирующим в рамках АПК, относятся: СПК, фермерские хозяйства, экспериментальные базы, опытные поля, сортоиспытательные станции, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию заводы, ремонтно-технические предприятия, предприятия материально-технического снабжения, строительные предприятия и др. В промышленно развитых странах сельское хозяйство дотируется не потому, что оно убыточно, а для сохранения его мощностей на случай непредвиденных обстоятельств.

    АПК - совокупность отраслей, участвующих в производстве продукции сельского хозяйства и доведении ее до потребителя, включает отрасли, производящие средства производства (тракторное, сельскохозяйственное и продовольственное и машиностроение, ремонт тракторов и сельхозмашин, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа, капитальное строительство в АПК), сельское хозяйство (производство сельхозпродукции и сырья; в эту сферу включаются: колхозы, госхозы, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения и предприятия лесного хозяйства), отрасли заготовки, переработки и доведения сельхозпродукции до потребителя (мясная, молочная, мукомольная, крупяная, рыбная, комбикормовая промышленности, торговля и общепит).


    Стадии воспроизводственного процесса АПК :

    А) Производство средств производства;

    Б) Сельскохозяйственное производство;

    В) Производство продовольствия и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья;

    Г) Производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного процесса;

    Д) Реализация конечного продукта потребителю.

    Особенности организации финансов предприятий АПК обусловлены тремя факторами: особенностями сельскохозяйственного производства, межотраслевым характером отношений в АПК и использованием в АПК различных форм собственности.

    Особенности организации финансов АПК, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства :

    1. Основным средством труда является земля, которая не амортизируется (не участвует формировании себестоимости продукции). Неодинаковый уровень плодородия и местоположение земли создают условия для получения дифференцированного дохода (дифференциальной ренты). Подготовка земли к использованию часто требует больших капитальных затрат (известкование, мелиорация и т.д.), которые, как правило, не по силам одному предприятию и осуществляются обычно из государственного бюджета.

    2. В качестве предметов труда используются биологические объекты (растения и животные). Процесс выращивания растений и животных, который ускорить практически нельзя Это обусловливает медленную оборачиваемость оборотных средств (в растениеводстве он равен году) и приводит к неравномерности поступления выручки. Финансовый результат деятельности можно определить только в конце года. Несовпадение по времени денежных поступлений и необходимых расходов обуславливает большую роль заемных источников финансирования.

    3. Результат деятельности сильно зависит от природных, климатических условий (климатической зоны, времени года, погоды, стихийных бедствий и т.д.). Это обусловливает: а) обязательный по времени и срокам характер большинства видов работ (промедление или невыполнение их приводит к убыткам), б) необходимость создания натуральных и денежных резервных фондов, осуществления обязательного страхования имущества, урожая, животных, многолетних насаждений. К началу срока работ необходима полная обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

    4. В качестве средства труда используются животные (рабочий скот), воспроизводство которого (выращивание молодняка) чаще всего осуществляется непосредственно в самом сельскохозяйственном предприятии. По продуктивному скоту, используемому для получения молодняка, амортизация не начисляется и стоимость его не переносится на себестоимость продукции. По рабочему скоту амортизация начисляется.

    5. Значительная часть производимой продукции используется на собственные нужды предприятия (во внутрихозяйственном обороте), то есть она не реализуется на сторону (молодняк скота, семена, корма для скота, навоз для удобрения полей и т.д.) и не принимает денежной формы.

    6. Цены на продукты питания, как предметы первой необходимости, являются неэластичными.

    7. Стратегическая значимость сельскохозяйственной продукции для безопасности страны.

    Уровень цен на продукты питания (хлеб, мясо, молоко и др.) не может определяться только спросом и предложением, как для других товаров.

    Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию. При их чрезмерном росте оно ограничивает цены, а при резком падении (например, вследствие большого урожая) поддерживает сельскохозяйственных производителей, закупая их продукцию.

    Рыночные отношения способствовали возникновению самостоятельности в решении вопросов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от централизованного финансирования командно-административной экономики. Для российских предприятий отсутствие знаний в области рыночной экономики, опыта работы на рынке, в том числе и в выборе источников финансирования, явилось одной из причин сложного финансового состояния. Поскольку только приемлемая для конкретного субъекта хозяйствования структура источников финансирования позволяет решить цели и задачи функционирования предприятия.

    Решающая роль финансирования в деятельности предприятий определяет необходимость изучения источников финансирования настоящего периода. Условие переходности экономики актуализирует исследование в данном направлении.

    Современные источники финансирования предприятий в рамках проводимого исследования представлены как источники самофинансирования, заемные источники и источники бюджетного финансирования. Источники самофинансирования рассматриваются с позиции внутреннего финансирования, к внешнему финансированию отнесены заемное и бюджетное.

    Источники самофинансирования, или собственные средства хозяйствующих субъектов, относятся к числу наиболее очевидных ресурсов, аккумуляция которых реальна для предприятий, как ни одни другие, хотя и обладают свойством предельности.

    Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятий происходит в момент учреждения любого хозяйствующего субъекта, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования могут быть акционерный капитал, паевые взносы или бюджетные средства. Именно вариант объединения капитала участников и степень ответственности каждого обусловливают различия организационно-правовых форм хозяйствования.

    Уставный капитал определяет размер имущества предприятия, является источником собственных средств формирования основного и оборотного капитала. Минимальный размер уставного капитала определяется законодательно: для открытого общества - не менее 1000-кратной суммы МРОТ, для общества закрытого типа - 100-кратная сумма МРОТ и др.

    Для увеличения уставного капитала формируется добавочный капитал, включающий результаты переоценки основных фондов, эмиссионные доходы акционерного общества, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств. За время существования предприятия уставный капитал может не только увеличиваться, в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов, но и дробиться, уменьшаться.

    Если в акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В то же время акционеры, не полностью оплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

    В открытом акционерном обществе допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров

    Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана тем, что инновационный процесс в данной отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли.

    Наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости для экономики страны обуславливает актуальность бюджетного финансирования отрасли.

    Оно осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

    С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.

    Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:

    1. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР, образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства.

    2. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.)

    Расходов федерального бюджета

    В 2013-2014 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 152,7 млрд руб. в 2014 г.

    Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.