• Утверждение положения об отделе. Положения об отделах и службах предприятия

    Для эффективного функционирования подразделения предприятия, четкого обозначения зон ответственности, выполняемых функций. в организациях применяются специальные документы - Положения о подразделениях. Такой документ составляется для предприятия и его подразделений как самостоятельно, так и с использованием типовых образцов. Положение о подразделении определяет:

    порядок создания подразделения;

    роль и место подразделения в организационной структуре. его правовой статус;

    структура данного подразделения, состав должностей в нем;

    основные задачи и функции, выполняемые подразделением в организации;

    права и обязанности подразделения;

    степень взаимодействия подразделения с другими структурными элементами данной организации и внешней средой.

    Данный документ составляется в 2 и более экземплярах, хранится в организации постоянно, может изменяться в связи изменениями деятельности предприятия. Составляется документ специалистом по кадрам совместно с руководителем подразделения при одобрении со стороны высшего руководства.

    В соответствие с задачами, которые выполняет Положение о подразделении, данный документ чаще всего имеет следующую структуру.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ - определяется место подразделения в структуре и степень его подчинения высшему руководству предприятия; определяется примерная структура подразделения и возможности, статус и подчиненность его руководителя.

    2. ЗАДАЧИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - включает максимально широкий перечень задач, решаемых в рамках деятельности подразделения (не менее 8)

    3. ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - определяется максимально широкий перечень функций подразделения, позволяющий решать вышепоставленные задачи (по 3-4 функции на 1 задачу)

    4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТДЕЛА С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ - перечисляются прочие отделы и службы предприятия с указанием информации и прочих ресурсов, предоставляемых данными службами друг другу

    5. ПРАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - указываются права, которые позволяют выполнять указанные функции. вплоть до наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников этого и других отделов.

    6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - отражает полноту и степень ответственности руководителя и сотрудников отдела в рамках должностных инструкций

    Положение об отделе согласовывается с высшим руководством предприятия. с ним под подпись знакомится руководитель подразделения.

    В разработке актуальных должностных инструкций заинтересован в первую очередь непосредственный руководитель подразделения. Особенно это касается ситуаций, когда изменения в деятельности предприятия существенны или необходимо спроектировать деятельность новой службы. Тогда директор должен сам заняться разработкой должностных инструкций с привлечением ведущих специалистов подразделения.

    Еще один распространенный вариант составления должностных инструкций - самостоятельная разработка инструкции сотрудником (описание своих должностных обязанностей и порядка взаимодействия с другими специалистами). Руководитель проверяет текст и вносит необходимые, на его взгляд, изменения. Такой подход дает качественный результат, если должностные инструкции разрабатываются для существующего подразделения впервые и стоит задача зафиксировать ситуацию "как есть".

    Положение об отделе – это внутренний организационно-распорядительный документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности, ответственность и связи структурного подразделения предприятия (организации). В данном определении и далее под отделом подразумевается любое структурное подразделение, включая службу, группу, бюро, часть, лабораторию и др.

    Типовые положения об отделе могут влючать следующие разделы:
    1. Общие положения , где указываются полное наименование отдела, дата, номер и наименование документа, на основании которого он создан и действует, чем руководствуется в своей деятельности, кому подчинено, порядок назначения и освобождения от должности руководителя и др.
    2. Основные задачи , определяющие цель и направление деятельности подразделения.
    3. Функции , т.е. виды работ (действий), которые должен выполнять отдел для осуществления поставленных перед ним задач.
    4. Права , которыми должно обладать руководство для эффективного функционирования этого структурного подразделения.
    5. Ответственность - виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которую несет руководитель при выполнении обязанностей (функций).
    6. Связи (взаимоотношения) отдела с другими подразделениями.

    Типовые положения о подразделениях (отделах, службах и т.п.)

    Ниже приведены примеры и типовые образцы положений о подразделениях (отделах) , разработанные в разных организациях и для различных отраслей и сфер деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, образование, производство, торговлю, медицину и др. За содержание документов администрация сайта ответственности не несет.

    Отдел АСУП
    Положение об отделе главного конструктора
    Положение об отделе главного энергетика
    Положение об отделе кадров
    Положение об отделе капитального строительства
    Положение об отделе контроля качества
    Положение об отделе маркетинга
    Положение об отделе МТС (материально-технического снабжения)
    Положение об отделе ООТиЗ (организации труда и заработной платы)
    Положение об отделе защиты информации
    Положение о юридическом отделе
    Положение о конструкторском отделе (бюро)
    Положение об отделе технического контроля

  • V. Взаимоотношения главной бухгалтерии с другими подразделениями предприятия
  • V. Взаимоотношения финансового отдела с другими подразделениями предприятия
  • ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

    Основным документом, определяющим структуру предприятия, номенклатуру должностей, профессий и численность ра­ботников предприятия, является штатное расписание. Как известно, предприятия (за исключением бюджетных) вправе самостоятельно определять свою структуру и численность. Единственным критери­ем при подготовке штатного расписания является экономическая обоснованность и целесообразность содержания плани­руемой численности персонала. Наличие на предприятии тех или иных самостоя­тельных служб, их качественный состав и численность определяются направлением хозяйственной деятельности предприятия и объемами выполняемых работ (услуг). Численность основных производственных рабочих по профессиям рассчитывается исходя из технологической трудоемко­сти выполняемых работ, номенклатуры и количества выпускаемых изделий. Для расчета численности вспомогательных рабочих применяются нормы обслуживания, которые зависят от производственных площадей, количества установленного обо­рудования, количества единиц хранения на складах и др. показателей. Численность специалистов и служащих определяется в соответствии с типовыми структурами аппарата управления, нормативами чис­ленности и нормами обслуживания с уче­том объемов работы подразделений.

    Проект штатного расписания предпри­ятия готовится отделом организации тру­да и заработной платы, согласовывается с руководителями отделов (служб), с за­местителями руководителя и утверждает­ся руководителем предприятия. Первый экземпляр помещается в дело службы до­кументации, копии направляются в отдел кадров для набора работников и в бухгал­терию для начисления заработной платы. Руководителям структурных подразделе­ний направляются соответствующие извле­чения из штатного расписания.

    Ниже приведен макет структуры и штат­ной численности.


    Утверждаю

    Руководитель _____________________________

    (наименование предприятия)

    ____________ _____________

    (подпись) (и., о., фамилия)

    «___» ________________ 200 г.

    Структура и штатная численность



    Заместитель руководителя предприятия

    (учреждения, организации) ________________________

    (подпись) (и., о., фамилия)

    Если в течение года возникает необходимость внесения в документ изменений, оформляются приказом руководителя предприятия:

    __________________________________

    (наименование предприятия)

    ПРИКАЗ

    «___» _______200 _ г. _________________________ №____

    (место издания)

    О внесении изменений в структуру

    и штатную численность предприятия

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    внести в структуру и штатную численность предприятия следующие изменения в связи с __________________________________________:

    (основание)

    Контроль за исполнением приказа возложить на _____________ ____________________________________________________________

    (ф., и., о., должность)

    Руководитель предприятия

    (учреждения, организации) ______________________________

    (подпись) (и., о., фамилия)

    Аналогично для определения должно­стного и численного состава предприятия готовится штатное расписание.

    В штатном расписании закрепляется должностной и численный состав пред­приятия. Штатное расписание содержит перечень должностей, сведения о штат­ных единицах, должностных окладах и месячном фонде. заработной платы. При указании наименования должности в штатном расписании необходимо ру­ководствоваться Классификатором про­фессий (ДК 003-95) . Допускается применение производных наименований (младший, старший, сменный и т. п.) и лаконичное уточнение специфики работ



    (например: инженер-технолог по механи­ческой обработке).

    При наличии в штатном расписании свободных (вакантных) рабочих мест предприятия должны уведомлять об этом государственную службу занятости до 28 числа ежемесячно путем предоставления формы № 3-ПН «Отчет о наличии сво­бодных рабочих мест (вакантных долж­ностей) и потребности в работниках», утвержденной приказом Госкомстата Украины от 06.07.98 г. № 244 . Штатное расписание утверждается ру­ководителем предприятия.

    ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛАХ И СЛУЖБАХ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБРАЗЦЫ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОТДЕЛАХ И СЛУЖБАХ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Положение об отделе (службе) пред­приятия - документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого отдела (службы) (далее - Положение). Положение опре­деляет статус данного отдела (службы), его основные задачи и функции, отражает его место в системе управления, показы­вает внутреннюю его организацию. На основе Положения составляется штатное расписание данного отдела (службы), ор­ганизуется повседневная его деятельность, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций. Применение Положения по­зволяет более полно и обоснованно оце­нивать результаты деятельности отдела (службы).

    При разработке Положений необходимо базироваться на результатах предвари­тельного изучения содержания, объема выполняемых функций, специфики данной организации, а также опыта организации

    работы аналогичных отделов (служб) род­ственных предприятий.

    Необходимо также учитывать особен­ности организации труда и управления на данном предприятии. Положения должны быть конкретными, составляться по единой методике. Невозможно, да и нет необхо­димости отражать в разрабатываемых По­ложениях сложившиеся разделение и коо­перацию труда. Следует закрепить в них прежде всего прогрессивные тенденции в организационной структуре, в распреде­лении функций между подразделениями, предусмотреть более рациональное их выполнение.

    В Положении об отделе (службе) долж­ны отражаться следующие сведения.

    В разделе «Общие положения» указы­ваются: точное название отдела (службы), его место в организационной структуре, степень самостоятельности, в чьем непо­средственном подчинении находится дан­ный отдел (служба), кто непосредственно руководит отделом (службой). Кроме того, здесь необходимо дать перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми отдел (служба) руководствуется в своей деятельности.

    Раздел «Задачи» содержит формули­ровку основных задач отдела (службы), обеспечивающих эффективный вклад его деятельности в выполнение задач, стоя­щих перед предприятием в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулиро­вок задач для взаимосвязанных отделов (служб).

    В разделе «Структура» излагается ха­рактеристика внутренней структуры от­дела (службы). Здесь следует отразить перечень внутренних частей, входящих в отдел (службу), порядок распределения обязанностей между работниками отдела (службы).

    Раздел «Функции» является основным разделом Положения. Он содержит все­стороннюю характеристику деятельности данного отдела (службы). Функции долж­ны быть четко сформулированы на осно­ве глубокого изучения организационной деятельности в целом и необходимости распределения между внутренними частя­ми отдела (службы) всего объема работ, возложенных на данный отдел (службу). Кроме того, указывается степень самостоя­тельности отдела (службы) в решении тех или иных вопросов.

    В разделе «Взаимоотношения с дру­гими подразделениями» определяются взаимоотношения отделов (служб) в ходе осуществления деятельности, взаимные обязательства, отражается характеристи­ка входящей и исходящей документа­ции (плановой, отчетной, аналитической и др.). При разработке раздела указыва­ются наименования документов, периодич­ность их предоставления, наименование отделов (служб), которые предоставляют и получают данную информацию.

    Раздел «Права» содержит перечень прав, реализуемых руководителем и дру­гими должностными лицами, необходимых для осуществления возложенных на отдел (службу) функций, в соответствии с уста­новившимися разделением и кооперацией труда. Следует выделить специальные пра­ва отдела (службы), если он наделен ими в отличие от других аналогичных отделов

    (служб). Например, право самостоятельно распоряжаться определенными средства­ми и т. п. Важно при изложении прав отразить их соответствие действующему законодательству, а также документам, регламентирующим внутреннюю деятель­ность предприятия.

    В разделе «Ответственность» с учетом особенностей работы отдела (службы) отражается характеристика основных по­зиций, по которым руководитель отдела (службы) несет личную ответственность за выполнение возложенных на отдел (служ­бу) задач, предусматриваемых данным По­ложением, за достоверность документации, подготавливаемой отделом (службой), за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т. п.), за ра­циональную организацию труда исполни­телей, за состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами.

    Положение об отделе (службе) разраба­тывается руководителем отдела (службы).

    Положение, подписанное руководи­телем отдела (службы), передается на согласование руководителям тех отделов (служб), взаимосвязи с которыми пере­числены в разделе «Взаимоотношения с другими отделами (службами)».

    Завизированное руководителями этих отделов (служб) Положение передается на согласование заместителю руководителя предприятия по подчиненности, а затем на утверждение руководителю предприятия.

    Срок рассмотрения и согласования По­ложения - 10 дней.

    Основанием для переработки Положе­ния об отделе (службе) является приказ руководителя предприятия о внесении изменений в Положение об отделе (служ­бе). Новое Положение должно быть под­готовлено в течение 10 дней после выхода приказа.

    Утвержденное Положение (первый эк­земпляр) передается для хранения в юри­дическую службу. Руководитель отдела (службы) обязан иметь и хранить второй экземпляр Положения.

    Ниже приводится макет Положения об отделе (службе) предприятия.


    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель ____________________

    (наименование предприятия)

    ________________________________

    (подпись) \(и., о., фамилия)

    « ___» ______________ 200 г.

    Положение об отделе - локальный нормативный акт, которым устанавливается статус и функционал внутреннего структурного подразделения организации. Этим документам также определяются зоны ответственности, что облегчает адресацию управляющих решений и контроль их выполнения.

    Из статьи вы узнаете:

    Вид внутренней организационно-распорядительной документации - положение об отделе

    В структуру любой организации входят отдельные подразделения, в функции которых входит управление отдельными участками и видами деятельности. Перед каждым таким структурным подразделением (отделом) руководство предприятия ставит свои задачи и определяет свою зону ответственности. Но все эти отделы, составляющие организацию, взаимосвязаны между собою и являются частью единого управленческого и производственного механизма. Регламентируется деятельность каждого из этих структурных подразделений локальным нормативным актом - положением об отделе.

    Такие внутренние организационно-распорядительные документы разрабатываются для всех структурных подразделений предприятия, в том числе, отделов, рабочих групп, служб, лабораторий, бюро. Положением об отделе определяется:

    • порядок формирования подразделения;
    • правовой и административный статус в общей иерархии предприятия;
    • стоящие перед ним цели и задачи;
    • функционал;
    • горизонтальные и вертикальные взаимосвязи с другими структурными подразделениями;
    • зона ответственности как подразделения в целом, так и его руководителя.

    Разработка положения об отделе позволяет конкретизировать функционал и выполняемые подразделением задачи. В итоге утверждение таких позволяет равномерно распределить функции между подразделениями и исключить их дублирование.

    Это выгодно всем. Исполнители - руководитель и сотрудники каждого отдела получают четкое представление о задачах и функциях подразделения, зонах его ответственности. Руководство предприятия,в свою очередь, получает возможность конкретной адресации управленческих решений и контроля их выполнения.

    Обратите внимание! Чем более подробно прописаны в положении об отделе его функции и задачи, тем белее оптимальным будет распределение поручений руководства и эффективнее работа всего предприятия в целом.

    Кто занимается разработкой положения об отделе

    1. Организация первичного бухгалтерского учета и финансового учета хозяйственной деятельности предприятия;
    2. Обеспечение хозяйственной деятельности предприятия;
    3. Осуществление контроля за сохранностью имущества, денежных и иных материальных ценностей, их оптимальным расходованием, соблюдением режима экономии.

    В положении о юридическом отделе в разделе «Задачи» будут такие пункты:

    1. Правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическая защита его прав и интересов;
    2. Эффективное использование правовых инструментов для укрепления финансового положения предприятия, повышения производительности труда и улучшения экономических показателей его работы.

    В перечень задач, указанных положении об отделе охраны труда в могут быть включены, например, такие:

    1. Обеспечение безопасности и охраны труда на предприятии;
    2. Контроль соблюдения требований и нормативов по охране труда, установленных на государственном и отраслевом уровне;
    3. Профилактика и предупреждение нарушения требований охраны труда;
    • организует делопроизводство на предприятии;
    • внедряет новые технологии работы с документами;
    • обеспечивает контроль своевременного исполнения документов.

    При разработке положения об отделе информационных технологий в раздел «Функции» нужно будет включить:

    • изучение производственной, административной и организационной деятельности предприятия с целью определения путей и возможности автоматизации процессов ;
    • участие в разработке технических заданий по созданию автоматизированных систем управления;
    • внедрение автоматизированных систем управления, обучение сотрудников, участие в эксплуатации и обслуживании.

    К видам работ, которые должны будут выполнять сотрудники подразделения, описываемым в положении о производственно техническом отделе можно отнести, например:

    • подготовку производства (получение и составление проектной документации, получение разрешений на производство работ и пр.);
    • своевременное оформление и выдача рабочей документации;
    • осуществление технического и технологического надзора за производственными процессами.

    В функционал, описываемый в положении об отделе продаж, можно включить:

    Раздел «Права руководителя» положения об отделе содержит перечень полномочий, которыми наделяется руководитель подразделения для того, чтобы он мог эффективно исполнять свои обязанности и обеспечивать эффективное функционирование вверенного ему отдела.

    В разделе «Ответственность» нужно оговорить все виды виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которая возлагается на руководителя подразделения при выполнении им трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией или трудовым договором.

    Как утвердить положение об отделе

    После того, как в подразделении будет разработан проект положения об отделе, документ нужно будет обязательно согласовать с теми подразделениями, взаимодействие с которыми в нем установлено. Кроме того, с проектом должны быть ознакомлены службы по персоналу, кадров, юридическая.

    Это необходимо, чтобы исключить неточности в формулировках и избежать дублирования функций. Юристы, кроме того, проверят положение об отделе и на соответствие нормам действующих законов. Нормоконтроль положения может осуществить и служба делопроизводства . Это нужно проконтролировать еще и потому, что отсутствие обязательных реквизитов может лишить документ юридической силы. Приказ об утверждении положения об отделе издается только после того, как получены все визы согласования.

  • 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Опорный конспект лекции
  • 13.1. История делопроизводства в России
  • 13.2. Делопроизводство как функция управления, его место среди других управленческих функций
  • 13.3.Разграничение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» (доу) и информационно-документационное обеспечение управления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Опорный конспект лекции
  • 14.1. Современная структура управления документацией в России
  • 14.2. Федеральное законодательство в сфере работы с документированной информацией
  • 14.3. Основные современные нормативно-методические документы по делопроизводству
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 15.1. Унификация управленческих документов. Цель, объекты и методы унификации документов
  • 15.2. Понятия «унифицированная форма документа», «унифицированная система документации». Основные принципы разработки усд
  • 15.4. Международная организация стандартизации (iso), общая характеристика ее деятельности
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 16. Бланк и формуляр управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 16.1. Понятие «реквизит» документа. Постоянные и переменные реквизиты, обязательные реквизиты документа
  • 16.2. Понятие «формуляр документа». Формуляр произвольный и регламентированный, индивидуальный и типовой. Формуляр-образец
  • 16.3. Понятие «бланк» документа. Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, определяемые Государственным стандартом
  • Управление делами приказ
  • Федеральная архивная служба россии
  • 16.4. Требования к оформлению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации
  • Комитет по содержанию жилищного фонда
  • Формуляр-образец внешнего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внешнего документа на продольном бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на продольном бланке
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 17.1. Состав постоянных и переменных заголовочных реквизитов
  • 17.2. Требования к оформлению постоянных реквизитов заголовочной части управленческого документа
  • Министерство труда и социального развития российской федерации
  • 17.3. Требования к оформлению переменных реквизитов заголовочнгй части документа
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 18.1. Состав оформляющих реквизитов управленческих документов
  • 18.2. Назначение подписания документов. Использование факсимильной подписи. Электронная подпись
  • 18.3. Согласование документов. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление и место в формуляре документа
  • 18.4. Печати и штампы, их виды и назначение. Государственная гербовая печать. Порядок и место проставления печати на документах
  • 18.5. Отметки на документах как отражение этапов их прохождения и исполнения
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 19.1. Состав реквизитов содержательной части документа. Требования к тексту управленческого документа
  • 19.2. Рубрикация текста документа
  • 19.3. Унификации и стандартизация текстов управленческих документов
  • 19.4. Заголовок и приложение как элементы содержательной части служебного документа, их назначение и оформление
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Опорный конспект лекции
  • 20.1. Понятие «классификация документов». Классификация управленческих документов
  • 1) По видам деятельности:
  • 10) По стадиям создания:
  • 11) По срокам хранения:
  • 12) По функции управления:
  • 20.2. Система организационно-правовых документов, их назначение и содержание
  • 20.4. Учредительные документы: устав, учредительный договор, положение об организации. Правила их составления и оформления
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления
  • 20.6. Инструкции. Правила их составления и оформления
  • 20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа
  • 20.8. Структура и штатная численность организации, штатное расписание. Правила их составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 21.1. Назначение и состав распорядительной документации. Способы принятия управленческих решений
  • 21.2. Этапы подготовки проекта распорядительных документов
  • 21.3. Общие правила составления и оформления распорядительных документов
  • 21.4. Согласование и подписание распорядительных документов
  • 21.5. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе коллегиальности
  • 21.6. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе единоначалия
  • 00.00.200__ №
  • 12.05.2008 № 26-Л/с
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 22.1. Назначение и состав информационно-справочной документации в управленческой деятельности. Особая роль информационно-справочных документов в процессе принятия управленческих решений
  • 22.2. Подготовка, составление и оформление докладных, объяснительных и служебных записок, предложений, представлений, справок, сводок, перечней, списков, заключений
  • 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления
  • 22.4. Оперативные информационно-справочные документы: телеграмма, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение. Правила их составления и оформления
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 23. Документы личного характера
  • Опорный конспект лекции
  • 23.1. Назначение и состав документов личного характера
  • 23.2. Правила составления и оформления личного заявления, автобиографии, резюме, личной доверенности, расписки
  • 23.3. Правила составления и оформления характеристики, отзыва, рекомендации, ходатайства
  • Характеристика на __________________________________
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • 5. Заключение
  • 1. Основные выводы по содержанию прочитанного материала
  • 2. Практические рекомендации по организации самостоятельной работе и подготовке к экзамену
  • 6. Темы курсовых работ по курсу
  • Оглавление
  • Глава 1. Наименование главы (точка в конце не ставится) 5
  • 7. Вопросы к экзамену по курсу «документационное обеспечение управления.
  • Часть 2. Основы делопроизводства»
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Тема 16. Бланки и формуляр управленческих документов
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Тема 23. Документы личного характера
  • 9. Словарь основных терминов
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления

    Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

    Положение - это:

      правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

      свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

    В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

    Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные - для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

    Положение о структурном подразделении - нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

    Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

      наименование организации,

      наименование вида документа,

      регистрационный номер документа,

      место составления,

      заголовок к тексту,

    • гриф утверждения,

    Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

    1) «Общие положения» - приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

    Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

    В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

    2) «Цели и задачи подразделения» - формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

    3) «Функции» - содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие - совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

    При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

    4) «Права и обязанности» - содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

    5) «Ответственность» - устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

    6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» - содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

    Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

    Положение о коллегиальных и совещательных органах - организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

    Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

      статус коллегиального или совещательного органа;

      порядок планирования работы;

      порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

      внесение материалов на рассмотрение;

      порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

      ведение протокола заседания;

      оформление решений;

      порядок доведения решений до исполнителей;

      материально-техническое обеспечение заседаний.

    В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале. Это документ, в котором:

      отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

      устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

      определяются способы организации труда;

      раскрывается кадровая концепция предприятия - системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

      формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

    Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, - стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

    В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

    В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

    В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

      соблюдение ном законодательства;

      полномочность представителей сторон;

      равноправие сторон;

      добровольность принятия обязательств;

      недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

      реальность обеспечения принимаемых обязательств.

    При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

    Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

    Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

    Один из возможных макетов структуры текста следующий:

      Общие положения.

      Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

      Порядок оформления трудовых отношений.

      Основные права и обязанности персонала.

      Основные права и обязанности руководства компании.

      Рабочее время и время отдыха.

      Оплата труда.

      Социальный пакет.

      Повышение квалификации персонала.

      Гарантии занятости персонала.

      Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

      Заключительные положения.

    Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала. Утверждается документ на Совете директоров.

    Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

    Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

    Положение о материальном и моральном поощрении - локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

    Цель положения о материальном и моральном поощрении - заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

    В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

      Принципы поощрения.

      Основные показатели применения мер поощрения.

      Формы и меры (виды) поощрения.

      Порядок представления работников к поощрению.

      Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

      Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

      Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

      Другие сведения.

    Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам - инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

    Подписывает положение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

    Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

    Положение об аттестации - документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.