Целенаправленное восприятие. Наблюдение – это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении
Общая характеристика восприятияВосприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.
Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.
Восприятие как действие
Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обсле-дование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.
Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис. 1).
Перцептивные действия
Измерительные
Соизмерительные
Построительные
Контрольные
Корригирующие
Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета
Дают возможность сопоставить размеры нескольких объектов
Отвечают за построение перцептивного образа
Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета
Исправляют ошибки в образе
Тонически-регуляторные
Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия
Рис. 1. Перцептивные действия
Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Виды восприятия
Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).
По форме психической активности
По форме
существования
материи
По ведущему анализатору
Неорганизо-ванное
Обонятельное
По структуре
Осязательное
Слуховое
Зрительное
Кинестетическое
Организо-ванное
По степени организации
Вкусовое
Преднаме рен ное
Непреднаме-ренное
Восприятие движения
Восприятие времени
Восприятие пространства
В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта
Симультанное
Сукцессивное
Виды восприятия
Рис. 2. Классификация восприятия
Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений дейст-вительности, людей и самого себя.
Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (анали-тического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблюдателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.
Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.
Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.
Наблюдение является основным методом изучения обстановки и места происшествия. Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния обвиняемого или подозреваемого в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако необходимо для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.
Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Симультанное восприятие – одноактное.
Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.
Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3) .
Восприятие пространства
Восприятие формы, объемности и
величины предметов
Зрительные иллюзии
Восприятие глубины
и удаленности предметов
Линейная
и воздушная
перспектива
Рис. 9.3. Восприятие пространства
По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет очень важное значение.
Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.
Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.
По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.
В профессиональной деятельности юриста важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, например, при допросе свидетеля необходимо уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимаемых предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Так, например, для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Кроме того, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.
Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).
Восприятие времени
Восприятие последовательности явлений
Восприятие длительности явлений
Восприятие темпа и ритма
Рис. 4. Восприятие времени
Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.
На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:
- перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
- объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
- упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.
Например, экспериментальным путем установлено, если на нас одновременно воздействует два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным стимулом». Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса. Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии, в ожидании неприятных событий.
Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо-циональной, психической напряженности, что искажает оценку продол-жительности события. Подобное искажение наблюдается при допросе обвиняемого, совершившего преступление в состоянии аффекта. В подобных случаях в ходе следственного эксперимента свидетелю, потерпевшему или обвиняемому предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Восприятие продолжительности времени меняется в зависимости от возраста. Для лиц преклонного возраста время течет гораздо быстрее, чем для ребенка. Это должен учитывать сле-дователь при допросе свидетелей, когда сталкивается с расхождением в их показаниях.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).
Восприятие движения
Характер
Форма
Амплитуда
Ускорение
Продолжительность
Скорость
Направление
Рис. 5. Восприятие движения
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение . Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).
Основные свойства восприятия
Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познава-тельного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).
Свойства, определяющие сущность восприятия
Предметность
Целостность
Структурность
Осмысленность
Избирательность
Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их
При неполном отражении отдельных свойств воспри-нимаемого объекта происходит мысленное достра-ивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета
Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков
Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов
Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов
Константность
Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде
Апперцепция
Восприятие зависит от общего содержания пси-хической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт
Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия
Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.
Свойства восприятия, определяющие его продуктивность
Объем
Скорость
Точность
Надежность
Количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени
Время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления
Соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком
Вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени
Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия
Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятельности.
Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.
Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.
Избирательность восприятия – способность человека воспри-нимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.
Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Нарушение восприятия
В юридической практике нередко приходится сталкиваться с таким нарушением восприятия, как галлюцинация.
Галлюцинациями обычно называют восприятие, возникающее без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как привило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно слышат, видят, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего человека субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.
Наибольший интерес представляют зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием. Влияние зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние на чело-века: может вызывать ужас или восхищение, даже преклонение. Причинами, вызвавшими галлюцинации, могут быть: сильное опьянение, токсические и наркотические вещества, душевные расстройства.
От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлин-ного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно – главная особенность иллюзий.
Иллюзии принято разделять на аффективные и вербальные (сло-весные). Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным настроением. В этом состоянии случайный прохожий может предстать убийцей или насильником. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии реально происходящих разговоров окружающих; человеку слышатся в них намеки на какие-то неблаговидные поступки, скрытые угрозы в его адрес.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие процесса развития предметов и явлений в том виде, в каком они существуют в природе и обществе в естественных условиях. Научному наблюдению свойственны: замысел, заранее разработанный план, определенная цель, использование специальных средств и измерительных приборов, ведение записей и т.д. Наблюдение не предусматривает вмешательства в изучаемый процесс. Этот недостаток преодолевается с помощью эксперимента.
Эксперимент - целенаправленное изучение явления в специально созданных и точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом его изменения и активно воздействовать на него с помощью различных средств В процессе проведения эксперимента широко используются различные приборы, инструменты, специальные устройства, вычислительная техника.
Эксперимент можно повторить, это более действенный метод научного исследования, позволяющий изучать не только то, что сразу бросается в глаза, но и то, что часто скрыто в глубине явления.
Существуют два основных типа эксперимента: натурный и модельный. Если в первом случае изучаемый предмет находится в естественных условиях, которые изменяются в соответствии с определенной программой, то во втором случае реальный объект заменяется моделью.
Полученные в наблюдении и эксперименте научные факты подвергают анализу и синтезу. Анализ это мысленное расчленение изучаемого предмета на составные элементы в целях исследования его структуры и внутренних связей. Синтез - есть процесс мысленного соединения частей предмета, расчлененного в ходе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Для того чтобы изучить самолет, необходимо вначале детально, подробно ознакомиться с каждой его системой (топливной, воздушной, гидравлической, кислородной, электрической и т.д.) в отдельности, а затем все это осмыслить в целом.
Анализ и синтез тесно связаны между собой, взаимно предполагают и дополняют друг друга. В противном случае они теряют познавательную ценность.
Сравнение - одна из универсальных операций, позволяющая установить различие между сходными и сходство между различными
объектами, их свойствами и отношениями путем применения ряда абстракций.
Абстрагирование есть мысленное вычленение отдельных, интересующих нас признаков, свойств и связей конкретного предмета в целях познания их в "чистом" виде (в отвлечении от других признаков, свойств и связей). Объективной основой абстрагирования является относительная самостоятельность свойств, сторон и связей предметов, позволяющая их мысленно вычленять. Обобщение есть мысленное выделение сходных (общих) признаков, свойств и связей, присущих рассматриваемому классу предметов. Как правило, обобщаются существенные свойства, связи и на основе этого происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Абстрагирование и обобщение довольно часто используются вместе с историческим и логическим методами. Исторический метод есть мысленное воспроизведение возникновения, развития и гибели конкретного предмета в определенных условиях и подробностях, Этот метод раскрывает последовательность становления и развития изучаемого предмета. Логический метод - обобщенное отражение исторического развития предмета в его существенных, необходимых связях и отношениях. Логическое есть исправленное, очищенное от случайностей историческое, вобравшее в себя всеобщее.
Оба эти метода находятся в диалектическом единстве, так как исторический метод немыслим без определенного логического обобщения, а логический метод исследования, совершаемый соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей.
Большую роль в научном познании играют методы формализации и моделирования. Формализация есть способ мысленного соединения различных по содержанию предметов на основе сходства их форм. Иначе говоря, форма предмета становится самостоятельным объектом исследования, на основе чего можно обнаружить сходство различных по содержанию предметов. Использование специальной символики в процессе формализации дает возможность кратко и однозначно фиксировать полученные знания в виде определенных знаков, Это особенно ценно в процессе использования ЭВМ.
Конкретизация и интерпретация - операции, противоположные абстрагированию и формализации, обеспечивающие переход от абстрактных понятий и определений к конкретным объектам, от абстрактных схем к их объективному значению.
Моделирование -- вещественное или мысленное воспроизведение свойств, функций и связей исследуемого предмета на специально созданной модели в целях его изучения. Модель есть объект, имеющий сходство в определенных отношениях с оригиналом и служащий средством фиксирования известной и получения новой информации об изучаемом предмете. Моделирование используется не только как средство получения новой информации об изучаемом предмете, но и как средство проверки гипотез в науке.
Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности - наблюдательность.
В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий . Метод наблюдения направлен на формирование этого действия.
Требования к наблюдению
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность восприятия . Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Ребенок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним состоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.
4. Активность детей . В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную . Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; разные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.). Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения , так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процессов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих» ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.
6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает :
· необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,
· разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей,
· обогащение наблюдения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.
Пример. Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричневые тона на голубом фоне неба?
Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить.
Можно провести еще одно наблюдение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить дошкольникам более сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы.
Если ребятам предстоит рисовать весеннюю березовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как изменяются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д. По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, материал, колорит, композицию и т.п. Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер.
Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Содержание специальных наблюдений, проводимых перед занятиями по изодеятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих занятий.
Дети младших групп принимают тему, если она им интересна и доступна
С малышами наблюдают явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и яркие по цвету. Как правило, вычленяют 1-2 признака (например, цвет и ритм). Наблюдения кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение, т.е. педагог не говорит, для чего они смотрят, так как дети не удерживают эту задачу. Воспитатель сам определяет форму, цвет. Дети повторяют. Очень важно, чтобы восприятие проходило в действии, в движении, в игре. Разговор-беседа должен быть непринужденным, проходить в радостной игровой атмосфере.
Пример: тема для изображения «Одуванчики на лугу». Дети первой младшей группы могут рисовать одуванчики ритмичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета.
Наблюдения за одуванчиками могут быть ежедневными и интересными для детей. Воспитатель приводит малышей на газон, где выросло много одуванчиков. Малыши бегают по всей полянке (это важно для ощущения пространства, для последующего осмысленного восприятия и освоения зеленого листа бумаги как пространства газона, луга, на котором «вырастут» одуванчики). Дети смотрят и удивляются, оказывается, везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки полезно показать, где они растут, подчеркивая ритм расположения словами: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик, еще...» Этот жест и слово пригодятся воспитателю при стимулировании ритмичных изобразительных действий (ритмичном нанесении мазков-пятен на лист бумаги).
Следует обратить внимание на цвет одуванчиков и травы, воспитатель восхищается этой красотой, показывая образец эмоционального отношения к природе. Конечно, малыши непременно потрогают одуванчики, понюхают. Можно поиграть в одуванчики: закрыть головки руками, а потом «распуститься» под солнышком, «погреться» на солнышке и т.п. Пригодятся и стихи, и песенки про это весеннее чудо.
Во 2 младшей группе дети уже могут рисовать одуванчики, изображая головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то уже передает элементарное строение - стебелек. Поэтому в наблюдение можно включить элемент обследования: жестом - пальчиком очертить головки одуванчиков, маленькие и большие. Можно обратить внимание на густую и сочную травку, где не выросли одуванчики. В остальном наблюдение мало изменится, но рисунки будут выполнены другим способом. Малыши по собственной инициативе могут дополнить образ.
С детьми средней группы наблюдение может быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к ответам на вопросы (репродуктивного и поискового характера), элементарным сравнениям и обобщениям. Возможно организовать повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания.
Пример (тот же). Внимание детей можно обратить на строение одуванчиков. Они самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек. С помощью наводящих вопросов воспитателя рассматривают листочки. Можно обратить внимание дошкольников на разнообразие одуванчиков: большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебельками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.п. Важно рассмотреть насекомых, облюбовавших цветы и газон, и т.п. Рисунки детей приобретают черты индивидуальности за счет композиции, выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков. В конце наблюдения детям можно сказать о предстоящем рисовании, посоветовав им запечатлеть красоту, которая скоро пройдет, «облетит», и придется ждать такого чуда до следующей весны.
Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением (о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы). Надо дать возможность ребенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Если детям сложно это, педагогу надо показать свое отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то выразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги больше подойдет. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяют в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зеленого луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеленый луг. Может быть, акварелью по сырому фону, может быть, цветными восковыми мелками и т.п.
Рекомендуется проводить неоднократные наблюдения (групповые и индивидуальные ). Причем индивидуальные наблюдения подчиняются индивидуальным замыслам , которые педагог формирует у детей заранее. Зная, пусть в общих чертах, замыслы детей, педагог направляет их на индивидуальные или совместные с родителями наблюдения. В старших группах наблюдение тесно связано с действием замысливания (замысел строится на основе наблюдений).
21. Сущность и специфика организации обследования в разных видах продуктивной деятельности.
Метод обследования разрабатывался исследователями по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природу (деревья, кусты, цветы, животные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п.
Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.
Обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов, но и навыкам обследования надо обучать, поэтому обследование может выступать одновременно как:
Метод обучения;
Задача обучения.
Смысл обследования в формировании изобразительного представления (т.е. представления будущего образа и способов его создания).
Ведь порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только помогают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и лепим).
Во время обследования происходит:
· Вычленение и объяснение внешних признаков,
· Сравнение предметов по этим признакам,
· Установление и объяснение сходства
· Обобщение
Это позволяет формировать обобщенное представление о группе подобных предметов. На основе обобщенных представлений формируется и обобщенный способ изображения предметов одного типа.
Структура обследования
Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.
Первый этап - целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак.
Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из папье-маше); спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка).
Или дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением.
Смысл первого этапа обследования изображаемого предмета заключается в том, что у дошкольников нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета.
Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения.
Поэтому примерная последовательность анализа такова:
1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.
2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов).
3. Определяют положение этой части в пространстве (почему у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других - стройный).
4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.
5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
Третий этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.
В структуре обследования (анализа) нередко используется обследующий жест воспитателя и детей , который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, производимым при изображении .
Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно использовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».
Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму . Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливается - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливается». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».
Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности.
Общая характеристика восприятия
Восприятие как действие
Виды восприятия
Основные свойства восприятия
Общая характеристика восприятия
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосред-ственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознани-ем, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к опреде-ленной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только вклю-чив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае-мых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.
Восприятие как действие
Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.
Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис.1).
Рис. 1. Перцептивные действия
Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понима-ния того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Виды восприятия
Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).
Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя.
Рис. 2. Классификация восприятия
Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблю-дателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.
Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.
Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.
Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Симультанное восприятие – одноактное.
Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.
Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориен-тировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3).
Рис. 3. Восприятие пространства
Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.
Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.
По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.
Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).
Рис. 4. Восприятие времени
Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.
На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:
перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.
Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопро-вождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).
Рис. 5. Восприятие движения
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).