• Olympus PEN-F – дизайн в стиле ретро и современные технологии. Тест фотокамеры Olympus PEN-F: современность с налетом ностальгии Олимпус пен ф обзор пленочная камера

    Olympus PEN-F побыл у меня на тесте недолго, но я успел к нему привязаться. И дело не только в том, что обладание стильной и качественной вещью приятно само по себе. PEN-F активно стимулирует желание фотографировать. Мне вообще нравится возможность получить из камеры готовый снимок сразу, без последующих обработок в редакторах, а PEN-F в этом смысле предоставляет самые широкие возможности.

    Причем широкие настолько, что это даже становится определенной проблемой. Если ты заранее не уверен, что именно хочешь получить, то глаза просто разбегаются. Сюжетные программы, арт-фильтры, цветные и монохромные профили, причем все это с различными подрежимами и модификациями, с возможностями подстройки и прикладывания дополнительных эффектов…

    В какой-то момент мне показалось, что упростить и упорядочить весь этот приятный сумбур в голове поможет функция ART BKT. Вы можете заранее выбрать в меню, какие арт-фильтры (а также цветовые и монохромные профили) хотите использовать, поставив в меню соответствующие галочки. Тогда при одном нажатии кнопки камера будет делать и сохранять серию снимков – дальше останется только отобрать вариант, который вам больше понравится.

    Однако, опять же – на все опции галочки не поставишь.

    Решением для меня стала возможность внутрикамерного преобразования файлов RAW в JPEG.

    Если просто делать все снимки в формате RAW, то позже, в режиме просмотра, можно выбрать понравившийся с точки зрения сюжета и композиции кадр, и преобразовать его в JPEG. При этом можно настраивать не какие-то отдельные параметры изображения, а полностью все, которые только могут настраиваться в камере. В самом быстром варианте можно просто нажать пункт «Текущий» – тогда файл JPEG будет создан на основе текущего состояния камеры, с учетом всех включенных режимов, настроек и эффектов.

    Другие две опции (Польз. 1 и 2) позволяют «поиграться» с настройками, опять же со всеми возможными, при этом полученные конфигурации будут сохранены для последующего использования. Наконец, можно применить и уже упомянутую функцию ART-брекетинга, получив несколько вариантов JPEG за раз.

    Единственное небольшое неудобство такого подхода – для предпросмотра будущего результата необходимо нажать кнопку с красной точкой. Только тогда процессор пересчитает картинку с учетом всех внесенных изменений и покажет, какой она получится.

    В целом, пожалуй, это дело вкуса – настраивать ли камеру в момент съемки (конечно, если вы сразу представляете, что конкретно хотите получить, то прямой резон именно так и поступить), либо применять настройки позже, преобразовывая файл RAW в JPEG. И в том, и в другом случае у вас есть возможность сразу же отправить полученный файл на смартфон или планшет по Wi-Fi, а дальше загрузить, например, в Instagram или социальные сети.

    Кстати говоря, связь по Wi-Fi позволяет не только передавать отснятый материал во внешние устройства, но и управлять камерой дистанционно, в том числе переключать режимы P-A-S-M (хотя, казалось бы, сама камера позволяет это делать только вращением аппаратного диска режимов), а также зуммировать объектив, в случае использования моделей с электрическим приводом (о чем говорит аббревиатура EZ в их наименовании).

    Отмечу нюанс эргономики, который в PEN-F изменился по сравнению с другими моделями OM-D и PEN. Речь о тех ситуациях, когда передний и задний диски управления выполняют настройку, например, ISO и Баланса белого (в рамках концепции интерфейса «2×2», но не только). Представьте, к примеру, что передний диск управляет ISO. Вы поворачиваете его на один щелчок… и при этом не только на экране появляется шкала ISO, но и текущее значение ISO сразу переходит на соседнее значение. Вы не просто посмотрели, какое ISO установлено в данный момент, но и сразу изменили его. С учетом того, что шкала замкнута по кругу, нечаянным поворотом диска мы можете попасть с Авто-ISO на ISO25600. Или сбить баланс белого. Я не раз высказывал мнение о том, что это не совсем правильно и хорошо. В модели же PEN-F система изменилась. Теперь при первом щелчке диска на экран только выводится шкала, но значение в этот момент еще не изменяется. Вы можете просто посмотреть текущее ISO и этим ограничиться. Для изменения значений нужно продолжить вращать диск дальше. Мелочь, но меня она весьма порадовала.

    Что касается скорости автофокусировки Olympus PEN-F, то о ней представление дает следующая видеоиллюстрация. Это мой традиционный тест, серия быстрых перефокусировок с близкого объекта (оконная рама, около метра) на далекий (кирпичная стена дома). Использовался объектив M.Zuiko Digital 25/1.8, режим S-AF по центральной зоне. .


    Результат отличный, автофокус очень быстрый. В ролике иногда не успевает срабатывать звуковое подтверждение (я уже перевожу камеру для следующей фокусировки), но сам фокус работает уверенно и быстро.

    Что касается режима постоянного автофокуса C-AF, то он на уровне моделей OM-D последнего времени – то есть, послабее, чем у топовых репортерских зеркалок, однако вполне достаточный для решения различных задач – как творческих, так и профессиональных.

    В следующей серии снимков камера четко фокусируется на решетке радиатора движущегося грузовичка. Это серийная съемка 5 кадр/с с работающим в режиме C-AF автофокусом.

    По номерному знаку можно увидеть, что фокус ни разу не сбился и не потерялся:

    Пятиосевой стабилизатор изображения камеры PEN-F – тот же, что в модели E-M5 Mark II, то есть, лучший не только среди беззеркалок Olympus, но и, возможно, во всей индустрии. Кстати, термин «пятиосевой» означает, что отрабатываются не только линейные перемещения камеры (по двум направлениям), но и вращательные движения (по трем осям).

    Работа стабилизатора радикальным образом расширяет ваши возможности и изменяет саму манеру съемки – будь то фотосъемка, или видео. Вы можете делать снимки ночного города без штатива, а видеосъемку вести с рук безо всяких гимбалов и подвесов, причем как стоя на месте (тогда вообще картинка стабилизируется, словно вы снимаете со штатива), так и в движении.

    Кстати, что касается видеосъемки , то и здесь PEN-F полностью повторяет спецификации и возможности старшей (в этом аспекте) камеры Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Видео можно снимать в разрешении Full HD 1080 с частотой кадров 60/50/30/25/24p в формате IPB с потоком 52 Мб/с. Доступен также режим ALL-Intra с потоком 77 Мб/с (при частоте кадров 30/25p), имеются опции ускоренной и замедленной видеосъемки. Правда, в отличие от E-M5 II, у PEN-F нет разъема для подключения внешнего микрофона.

    Примеры видеосъемки в исполнении Olympus PEN-F.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.
    10.

    Преимущества

    Стильный корпус
    Множество настроек
    Встроенный стабилизатор изображения
    Сенсорный экран и Wi-Fi
    Быстрый автофокус

    Недостатки

    Детализация далека до уровня конкурентов
    Нет Ultra HD и защиты от брызг
    Длина серийной съемки сравнительно небольшая

    Результаты тестирования Olympus Pen-F

    • Соотношение цена/качество
      Хорошо
    • Место в общем рейтинге
      31 из 70
    • Соотношение цена/качество: 69
    • Качество изображения (40%): 82.8
    • Оснащение и управление (35%): 84
    • Быстродействие (10%): 74
    • Качество видео (15%): 76.2

    Редакционная оценка

    Пользовательская оценка

    Вы уже поставили оценку

    Olympus PEN-F: Тестируем стильную системную камеру Micro-Four-Thirds

    По поводу дизайна Olympus PEN-F мнения, скорее всего, разделятся. Одним нравятся камеры с ультрасовременным дизайном, другие же предпочитают классический образ камер в стиле аналоговых времен.

    Olympus PEN-F безусловно предназначен для второй целевой группы. Кто немного знаком с историей фотографии, тому название камеры, безусловно, будет знакомым. Первый фотоаппарат Olympus PEN-F был представлен в 1963 году.

    53 года спустя дизайн нового фотоаппарата напоминает о той первой модели, но при этом не выглядит устаревшим. Золотая середина, которая, по нашему мнению, разработчикам Olympus очень неплохо удалась.

    Olympus PEN-F объединяет ретро и современность

    Весьма просто выглядящая лицевая сторона, классические фирменные надписи, особая поверхность каждого колесика настройки ­ даже у затвора есть специальная резьба для подключения тросика дистанционного пульта спуска затвора, который часто используется в аналоговой фотографии.

    В качестве современного элемента у Olympus PEN-F установлен поворотный и откидной 3-дюймовый дисплей, колесико на передней панели, дающее доступ к всевозможным эффектам и цветовым фильтрам, и наконец, электронный видоискатель — новинка в PEN-серии. Даже самая крутая до этой модель PEN E-P5 обходилась без него. Разрешение экрана видоискателя весьма неплохое -­ 2,36 млн. пикселей, на практике это означает очень реалистичное отображение кадра.

    Двойной стабилизатор изображения


    Olympus PEN-F: Режим супер-разрешения автоматически создает восемь отдельных кадров и объединяет их в 50-мегапиксельное изображение

    Разработчики Olympus PEN-F осмелились на решительный шаг и после семи лет использования в своих камерах 16-мегапиксельных матриц системы Four-Thirds сменили ее на 20-мегапиксельную версию.

    Скорее всего, это реакция производителя на актуальную тенденцию увеличения разрешения матриц. Успешную работу матрицы Four-Thirds с увеличенным разрешением уже доказала камера Lumix GX8 от Panasonic. Поэтому с еще большим нетерпением мы ждали результатов тестирования и практического использования новинки от Olympus.

    Результаты оставили у нас смешанные чувства. Как мы и ожидали, резкость края изображения, которую дает PEN-F, превышает все предыдущие показатели беззеркальных камер Olympus. У PEN-F максимум 1885 пар линий на высоту изображения -­ это примерно на 200 пар линий больше, чем у OM-D E-M5 Mark II с 16 мегапикселями.

    При повышении светочувствительности измеренное разрешение ухудшается ненамного, и даже при ISO 1600 мы получили хороший результат ­ 1686 пар линий на высоту кадра. Но всё же уровень разрешения не достигает показателей GX8.

    Иная картина складывается в плане передачи мелких деталей изображения. Даже если результаты измерений Olympus PEN-F и GX8 находятся примерно на одном уровне, фотографии, сделанные фотоаппаратом Olympus, при визуальном контроле показывают больший уровень смягчение оптического рисунка изображения. Так как у PEN-F ниже уровень шумов изображения, мы делаем вывод, что в немного понижающемся уровне передачи деталей виноват встроенный фильтр, который мощно подавляет «шумные» пиксели. Из-за этого, уже начиная с ISO 800, мы наблюдаем смягчение оптического рисунка при передаче мелких деталей. А с уровня ISO 1600 этот эффект проявляется еще сильнее.

    Короче говоря, PEN-F, в общем и целом, дает хорошее качество изображения, но ему далеко до того уровня, который дают матрицы APS-C более крупных размеров.


    Olympus PEN-F: Несмотря на высококачественный магниевый сплав, корпус не защищен от водных брызг

    Управление фотокамерой рассчитано, скорее, на опытных фотографов. Помимо привычных автоматических режимов у камеры есть все возможности для ручного управления и для удаленного контроля над процессом съемки.

    Благодаря встроенному Wi-Fi модулю Olympus PEN-F в беспроводном режиме может обмениваться данными со смартфоном. Скачав бесплатное приложение «Olympus Image Share», фотограф с помощью смартфона сможет изменить любые настройки камеры.

    Сильно помогает на практике встроенный в матрицу 5-осевой стабилизатор изображения, который очень эффективно компенсирует небольшие движения. Единственный минус ­- звук работы стабилизатора такой громкий, что в тихом окружении воспринимается как раздражающий шум. Это может особенно помешать при съемке видео.

    Вообще говоря, видеосъемка играет скорее второстепенную роль. В то время, как непосредственный конкурент с системой Micro-Four-Thirds от Panasonic уже давно позволяет снимать видео с высоким разрешением 4K, у камеры Olympus по-прежнему только Full-HD. Многим любителям этого, конечно, хватит, но шанс заинтересовать профессиональных видеографов Olympus упустил.

    Но, несмотря на это, у PEN-F весьма не плохой для беззеркальных камер видеорежим, с несколькими ручными настройками. Прямо во время съемки можно бесшумно изменить значения диафрагмы, выдержки, ISO и пр. с помощью бокового меню сенсорного экрана.

    Камера позволяет снимать видео с частотой 60 кадров с битрейтом до 52 Мбит в секунду. Если вы установите максимальные 77 Мбит/сек., то придется довольствоваться 30 кадрами в секунду. К сожалению, у камеры Olympus нет разъемов для микрофона и для наушников.

    Быстрая и точная


    Olympus PEN-F: В комплект входит внешняя вспышка с ведущим числом 12,9 и поворотной головкой

    Новая модель от Olympus специализируется на моментальных снимках. При дневном свете задержка срабатывания составила всего 0,16 секунды. А какие результаты мы получим при условиях недостаточного освещения? И в такой ситуации камера не проявляет слабину, спуск при тестировании срабатывал всего за 0,33 секунды.

    Задержка настолько короткая, что почти не воспринимается. То, что результаты по измерениям скорости у PEN-F не такие хорошие, в этом виновата серийная съемка, хотя камера и делает девять кадров в формате RAW и десять ­JPEG в секунду, но количество кадров в серии всего от 30 до 40.

    Показатели работы аккумулятора тоже скорее средние. На одной подзарядке камера PEN-F позволит снять от 240 до 520 кадров (если вы используете режим Live-View на дисплее). При использовании электронного видоискателя, у которого выше разрешение, количество кадров уменьшается до показателей 220 — 480 снимков.

    Альтернативная модель

    Кто ищет лучшую модель за свои деньги, тому мы советуем присмотреться к нашему победителю в категории «цена-производительность» среди беззеркальных цифровых камер. Мы вам расскажем о лучшей камере в этой категории. Информацию обо всех протестированных зеркальных и беззеркальных моделях, рассортированных по категории «цена-производительность», вы сможете найти в .

    РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

    Качество изображения (40%)

    Оснащение и управление (35%)

    Быстродействие (10%)

    Качество видео (15%)

    Характеристики и результаты тестирования Olympus Pen-F

    Соотношение цена/качество 69
    Тип камеры DSLM
    Эффективное количество пикселей 20,2 Мпикс
    Максимальное разрешение фото 5184 x 3888 пикселей
    Тип сенсора MOS
    Размеры сенсора 17,4 x 13 мм
    Очистка сенсора да
    Встроенный стабилизатор (в камеру) да
    Запись видео да
    Крепление объектива Micro Four Thirds
    Объектив при оценке качества снимков Olympus M.Zuiko Digital ED 60 мм f/2.8 Makro
    Объектив при оценке быстродействия Olympus M.Zuiko 3.5-6.3/12-50
    Минимальное время спуска затвора 1/16.000 c
    Максимальное время спуска затвора 60 c
    Видоискатель электронный
    Покрытие видоискателя 100 %
    Увеличение видоискателя 0,62x
    Дисплей: диагональ 3,0 дюйма
    Дисплей: разрешение 1.040.000 субпикселей
    Дисплей: тачскрин да
    Дисплей: запуск записи видео с тачскрина да
    Дисплей: возможность поворота поворотный
    Дисплей: селфи-режим да
    Второй дисплей -
    Датчик ориентации да
    GPS -
    Минимальное ISO ISO 80
    Максимальное ISO ISO 25.600
    Мин. время синхронизации со вспышкой 1/250 c
    Баланс белого (кол-во предустановок) 4 Presets
    Баланс белого: по шкале Кельвина да
    Разрешение при ISO мин 1.885 пар линий
    Разрешение при ISO 400 1.794 пар линий
    Разрешение при ISO 800 1.758 пар линий
    Разрешение при ISO 1600 1.686 пар линий
    Разрешение при ISO 3200 1.693 пар линий
    Разрешение при ISO 6400 1.550 пар линий
    Детализация при ISO мин 83,5 %
    Детализация при ISO 400 80,9 %
    Детализация при ISO 800 85,7 %
    Детализация при ISO 1600 80,9 %
    Детализация при ISO 3200 75,7 %
    Детализация при ISO 6400 73,2 %
    Визуальный шум при ISO мин 0,78 VN (0,8 VN1, 0,6 VN3)
    Визуальный шум при ISO 400 0,97 VN (1,0 VN1, 0,7 VN3)
    Визуальный шум при ISO 800 1,06 VN (1,1 VN1, 0,7 VN3)
    Визуальный шум при ISO 1600 1,35 VN (1,4 VN1, 0,9 VN3)
    Визуальный шум при ISO 3200 1,63 VN (1,7 VN1, 1,0 VN3)
    Визуальный шум при ISO 6400 2,21 VN (2,3 VN1, 1,4 VN3)
    Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO мин очень хорошо
    Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 1600 хорошо
    Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 3200 удовлетворительно
    Экспертная оценка: шумность и детализация при ISO 6400 приемлемо
    Время готовности к съемке из выключенного состояния 1,8 c
    Время задержки спуска затвора при ручной фокусировке 0,10 c
    Время задержки спуска затвора с автофокусом при дневном свете -
    Время задержки спуска затвора с автофокусом при слабом освещении -
    Время задержки спуска затвора в режиме Live-View с автофокусом при дневном свете 0,33 c
    Скорость серийной съемки в RAW 9,0 фото/сек
    Длина серии в RAW 30 фото единовременно
    Скорость серийной съемки в JPEG 10,0 фото/сек
    Длина серии в JPEG 40 фото единовременно
    Аккумулятор BLN-1
    Стоимость аккумулятора 55 €
    Аккумулятор: макс. фотографий со вспышкой 220 фото
    Аккумулятор: макс. фотографий без вспышки 480 фото
    Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View со вспышкой 520 фото
    Аккумулятор: макс. фотографий в Live-View без вспышки 240 фото
    Аккумулятор: продолжительность записи видео 2:24 ч:мин
    Разъем для микрофона -
    Встроенная вспышка да
    Управление вспышкой да
    Дистанционный спуск затвора -
    Тип карты памяти SDXC
    WLAN да
    NFC -
    Материал корпуса алюминий
    Корпус: защита от пыли и водяных брызг -
    Габариты 125 x 72 x 37 мм
    Вес без объктива 427 г

    Введение

    Создание фотоаппаратов в чем-то схоже с созданием автомобилей. Производитель для начала разрабатывает платформу, после чего на ней выпускает первую модель. Спустя несколько лет эту модель дорабатывают, исправляют ошибки конструкции, ошибки эргономики, освежают дизайн и так далее. Точно такой же подход можно наблюдать у большинства производителей фототехники. Количество, качество доработок и успешность модели на рынке, как вы понимаете, зависят друг от друга. И, на мой взгляд, новые фотоаппараты Olympus в этом плане очень удачны. Переработали очень многое, поэтому первый взгляд в данном случае необходим. Но усовершенствования линейки в первую очередь обусловлены действиями конкурентов на рынке. Обновленная линейка Sony NEX очень хороша, как и Samsung NX200. И чтобы конкурировать с ними, эти доработки были критичными, очень важными как для производителя, так и для потребителя. Новая камера по-прежнему соответствует стандарту 4/3, но говорить, что меньшая матрица (по сравнению с APS-C) сразу же делает аппарат хуже, я бы не стал. Ниша незеркалок рассчитана на массового потребителя, которому важно не только качество фото, но и удобство использования, дополнительные опции и режимы работы камеры. Об этом мы еще поговорим, а пока давайте посмотрим на новинку.


    В статье о предыдущем аппарате - PL2 я писал следующее:

    Когда ко мне в руки попала E-PL1, то радости моей не было предела. Компактные размеры, приятный вес и множество различных фильтров в камере позволяли быстро получить красивый снимок. С аппаратом не хотелось расставаться, и я его готов был даже купить. Позднее вышел Sony NEX и устроил самый настоящий демпинг, поэтому изначальную стоимость в 24 тысячи компания Olympus снизила до 20. Потом были новинки от Panasonic и Samsung. Прошедший год оказался богатым на беззеркальные фотоаппараты, поэтому сейчас, получив PL2, большой радости не испытал. Хотя нельзя не отметить, что камера приятная. Просто нет этого эффекта новизны, и дело даже не в том, что PL2 является доработкой, а просто беззеркалки - уже привычное явление.

    Касательно новой камеры могу сказать, что она впечатляет, особенно если вы пользовались предыдущими фотоаппаратами линейки. Мне было достаточно открыть коробку, чтобы понять - здесь что-то особенное. Вкратце, впечатления за выходные исключительно положительные. Скажу больше - в дальнейшем я буду сравнивать ее не только с «одноклассниками» по системе.





    Характеристики фотокамеры:

    • Матрица: Live MOS, micro 4/3 (17,3 x 13,0 мм), 12,3 миллиона эффективных пикселей
    • Максимальное разрешение снимка: 4032x3024 точек
    • Значения ISO: 200 - 12800
    • Дисплей: TFT, 3 дюйма, 460 тысяч точек
    • Выдержка: от 1/4000 секунды до 30 секунд
    • Вспышка: внешняя через горячий башмак
    • Видео: AVHCD 1920*1080 (FullHD), AVI Motion JPEG, от 30 до 60 кадров в секунду
    • Объективы: micro 4/3
    • Карты памяти: SD, SDHC, SDXC, Eye-Fi
    • Интерфейсы: HDMI, USB, видеовыход

    Внешний вид, материалы корпуса, габариты

    Дизайн изменили очень сильно, и в данном случае чувствуется влияние Sony NEX. Посмотрите на тыльную сторону камеры.



    Широкоформатный откидной дисплей занимает практически всю тыльную сторону, а справа от него - навигационная кнопка с многофункциональным диском. Сверху и снизу от него - кнопки меню и информации. Точно такая же компоновка в камере от Sony. Чуть выше - резиновая вставка под большой палец.


    Лицевая сторона лишилась хвата и выглядит минималистично, но вместе с тем дорого. Полированный металл с горизонтальной насечкой отражает в себе объектив камеры, что смотрится интересно и просто красиво.

    Материалы камеры неизменны - корпус почти полностью выполнен из пластика, исключая лицевую панель. Как я говорил выше - она из металла. В целом, камера смотрится дорого, интересно и технично.

    Габариты существенно изменились по сравнению с предыдущей моделью и в целом соответствуют таковым у конкурентов.



    Элементы управления

    Компоновка элементов сильно изменилась. С тыльной стороной разобрались выше, осталось только добавить, что над дисплеем есть кнопка просмотра отснятого материала, кнопка удаления и кнопки масштаба.




    На лицевой, кроме разъема байонета, кнопки блокировки и светодиода фокусировки, нет ничего. На правом торце под шторкой спрятаны интерфейсные разъемы для подключения к компьютеру и телевизору. На нижней стороне - разъем для штатива, а также отсек батареи и карты памяти.


    Все остальное, а именно кнопка включения, спуска затвора, диск выбора режима работы, разъем «горячий башмак», два микрофона и динамик камеры, можно найти на верхней стороне. К сожалению, работоспособность «горячего башмака» со сторонними вспышками мне проверить не довелось, но не думаю, что тут могут быть трудности.

    Дисплей

    Главное в данном случае изменение - дисплей сделали откидным. Механизм схож с таковым в Sony NEX, и, возможно, отсюда схожие углы наклона: 45 градусов вниз и 85 градусов вверх. Такой диапазон комфортен практически для любой ситуации. Вокруг дисплея - черная рамка внушительных размеров, смысл которой не совсем понятен.




    Диагональ широкоформатного экрана - 3 дюйма при разрешении 460 тысяч точек. Разрешение несколько хуже, чем у NEX, на мелких элементах интерфейса заметно зерно. Сверху экран закрывает защитное стекло, которое просто так поцарапать не получится. Пачкается, конечно, быстро, но обычной тряпочкой его можно легко почистить. В остальном, ничего плохого сказать про него не могу - яркости вполне хватает, пользоваться удобно.




    Эргономика и удобство управления

    На удивление, отсутствие хвата практически не сказалось на удобстве пользования, и это удивительно. Благодаря относительно небольшому весу камеру удобно держать одной рукой. Плюс, резиновая вставка под большой палец сыграла в эргономике значительную роль. Китовый объектив 14-42 мм выполнен из пластика и имеет минимальный вес, благодаря чему камера не перевешивает в руке.



    С другой стороны, работать с клавишами справа от дисплея одной рукой не так уж и просто, поскольку они находятся слишком близко к краю корпуса. По этой же причине неудобно пользоваться многофункциональным кольцом, вдобавок, его размеры нельзя назвать даже средними, что сказывается на удобстве использования.

    Клавиши просмотра и удаления отснятого материала находятся в левой части корпуса, так что управиться одной рукой со всеми кнопками не получится. Но ничего страшного я в этом не вижу.

    Кнопка включения расположена практически вровень с корпусом, но нажимается легко, без лишних усилий и мучений. К механике кнопки спуска затвора претензий также нет. Диск выбора режимов работы можно переключать большим пальцем правой руки, плюс ко всему, он не слишком тугой и проворачивается легко.

    Скорость работы и удобство съемки

    Как вы понимаете, окончательных выводов делать сейчас я не стану, а обозначу лишь основные моменты. Мне очень нравится автофокус. Во-первых, он быстрый. Быть может, самый быстрый среди всех контрастных. Вполне возможно, что Samsung NX200, в спецификациях которого заявлено время срабатывания 100 мс, быстрее, но тут надо смотреть. Далее, в 99 процентах случаев работа автофокуса не вызывает нареканий, а с учетом того, что его можно тут же регулировать вручную, проблем ним не возникает никогда.


    Второе, время включения составляет всего 2 секунды, что очень неплохо. После того, как на дисплее появится изображение, можно смело нажимать на кнопку спуска затвора - тут же получите кадр. Никаких притормаживаний и времени ожидания. Время выключения - не более половины секунды.

    Общая скорость работы также существенно возросла. Это видно по времени сохранения отснятого материала на карту памяти.

    Третье, кнопка съемки видео расположена очень удобно. Во множестве моделей она находится где-нибудь с краю корпуса или просто в труднодоступном месте. Здесь все по-другому - дотянуться до нее легко, но нечаянно нажать трудно.

    Четвертое, звук срабатывания шторки для меня очень важен. Многие из вас знают, как звучит Sony NEX - неприятный механический, трескающий звук, вдобавок довольно громкий. Новый PL3 звучит, приятно, мягко и деликатно. Также показалось, что шторка стала работать еще мягче, но возможно, я ошибаюсь.

    По поводу различных режимов съемки и всего прочего мы поговорим в полноценной статье. Сейчас же скажу, что щелкать камерой очень приятно.

    Примеры фотографий

    День:

    Ночь:


    Вспышка

    Комплектная вспышка по реализации очень напоминает таковую в Sony NEX. Так же, пристегивается к корпусу, но в случае с Olympus крепится не на винт, который приходится закручивать, а на фиксатор, который можно разблокировать кнопкой. В сложенном состоянии вспышка неактивна, чтобы вы ни выставляли в меню, но достаточно ее поднять, и фотоаппарат сам активирует и использует вспышку в нужный момент.









    Время работы

    Заявленное производителем время работы равняется 330 снимкам. В моем режиме эксплуатации эта цифра несколько меньше и равняется примерно 270 снимкам, что неплохо, учитывая время работы конкурентов – тем же Sony NEX 3 я делал примерно 220 снимков.


    С другой стороны, эта цифра была получена при хорошем освещении, без использования вспышки и режима художественных стилей, который работает несколько медленнее и требует дополнительного времени на обработку фотографий.

    Выводы

    В новой линейке Olympus сразу три новых фотоаппарата, и каждый из них по-своему интересен. Но PL3, пожалуй, самый интересный из них, поскольку имеет откидной дисплей, хоть он и несколько хуже такового в P3. Кстати, оригинальный PEN практически не изменился в плане дизайна, и это приятно. Стоит он около 33 тысяч рублей, что на 10 тысяч больше, чем PL3.



    Но по-настоящему горячей новинкой станет камера E-PM1. Примерно за 17 тысяч рублей вы получаете то же самое качество, приятный дизайн и простое управление. Определенно, эта камера выигрывает тем, что ее внешний вид прост и управление интуитивно понятно, приближено к таковому в цифромыльницах.



    Какую камеру взять вам - решайте сами. Если хотите что-то попроще, то возьмите PM1, что-то посложнее - PL3. Новинки от конкурентов в лице Samsung NX200 и Sony NEX 7 играют в другой ценовой категории. Другое дело - NEX 5N, но сравнение с этой камерой я постараюсь сделать в полноценном обзоре, благо там будет, о чем поговорить.

    Алексей Иконников (

    Технология и наследие редко шагают нога в ногу. Когда поставлена задача двигаться вперед, взгляды в прошлое редко поощряются. Однако фотографическая отрасль стоит особняком. Производители фотокамер постоянно используют свое наследие и наработки прошлых лет, напрямую соединяющих настоящее с прошлым. В компании Olympus такое наследие по большей части сформировано благодаря мировоззрению и самоотверженному многолетнему труду одного человека - Йошихису Майтани - знаменитого дизайнера, подарившего миру пленочные фотоаппараты PEN и OM.

    Пленочный фотоаппарат Olympus PEN F

    Именно на это наследие полагалась компания Olympus при проектировании своих первых цифровых камер формата Micro 4/3 (или М43), линейка которых получила название PEN. А в обновленной серии фотокамер ОМ-D, начиная с и заканчивая нынешним флагманом , производитель поднял его на новый уровень. Серия ОМ-D оказалась настолько успешной, что о PEN почти забыли.

    До сегодняшнего дня. Последний продукт компании в стиле ретро - (рекомендованная производителем цена 1199 долларов США без объектива) стал кульминацией многолетней напряженной работы именитого производителя. Со своим изысканным олдскульным корпусом и множеством ручных настроек эта стильная компактная беззеркальная камера не просто выглядит как классические аппараты компании, но и воплощает в себе все самые передовые технологии Olympus в области обработки изображения.

    Дизайн и эргономика

    Действительно, невероятно симпатичный

    Самое смешное, что, несмотря на название PEN-F, этот цифровой Olympus похож на пленочный дальномер Leica III даже больше, чем на оригинальный пленочный фотоаппарат Olympus PEN-F. Его пленочный предок PEN-F не имел такого множества ручек и других элементов управления и был проще в управлении. Не следует также забывать, что оригинальный PEN-F не был скомпонован в стиле классического дальномера и чудом вмещал полноценный зеркальный видоискатель в своем тонком металлическом корпусе.

    Так почему бы полностью не поддаться ретроспективным мотивам и не создать аккуратный минималистский PEN-F, который бы более походил на своего знаменитого прародителя? Хотя, надо отдать должное, все многочисленные ручки, регуляторы и селекторы нового PEN-F, по которым сходят с ума современные фотоэнтузиасты, отлично вписаны разработчиками в его самобытный дизайн. Думаете, что это ручка обратной перемотки пленки в кассету? А вот и нет, это выключатель питания с насечками.

    Кроме того, большое заметное колесико в передней части аппарата поднимает кнопку спуска затвора (с резьбой) до удобного пользователю положения. Если присмотреться поближе, то во внешности обновленной модели можно найти даже некоторые гены линейки ОМ-D, такие как блокирующийся селектор режима съемки. Он стал индикатором неизбежности эволюции, получив при этом четыре пользовательских режима настройки. Новый PEN-F также стал первым продуктом компании Olympus, оснащенным специальным колесиком компенсации экспозиции, так что два основных селектора управления фотоаппаратом получили больше возможностей регулировки других настроек.

    Но говорить о том, что все в новом фотоаппарате Olympus идеально все-таки рановато. Прямо под селектором режимов съемки разработчики разместили новый переключатель настройки цветовых параметров изображения, с помощью которого осуществляется регулировка кривых цветовой гаммы, фильтров, виньетирования и доступ к другим функциям настройки изображения. Этот переключатель расположен слишком близко к критически важному заднему колесику управления, так что путаница становится неизбежной. Более того, переключатель настроек цвета чрезвычайно чувствителен - даже легкого движения пальца, перемещенного с колесика управления, хватило для его случайного нажатия.

    Olympus наделила свой обновленный PEN-F поворотным 7,5 см сенсорным жидкокристаллическим дисплеем, который очень напоминает дисплеи видеокамер и наверняка придется по душе многим фанатам камер формата M43 и почитателям марки. Некоторые фотолюбители предпочитают откидывающийся дисплей как у модели , другим же больше нравится вариант, установленный на PEN-F.

    Новому фотоаппарату, безусловно, не хватает всепогодных качеств , хотя качество и прочность сборки дисплея и его поворотного механизма не вызывают сомнений. Что нам больше всего понравилось в дисплее, так это отделка кожзаменителем его обратной стороны, полностью аналогичная отделке передней части корпуса фотокамеры. При повороте дисплея лицевой стороной вовнутрь фотоаппарат становится очень похожим на компактную пленочную камеру.

    Учитывая небольшие геометрические размеры новой модели, ее задняя панель вмещает внушительный набор всевозможных элементов управления. Кнопки выступают над корпусом ровно настолько, чтобы ими можно было пользоваться не глядя, а большой палец идеально ложится на покрытое резиной небольшое утолщение на корпусе. Это помогает отличить камеру от предыдущих моделей PEN и, если корпус модели PEN E-P5 был немного скользким, то PEN-F надежно сидит в руке.

    В качестве аксессуара Olympus будет предлагать пользователям дополнительный держатель, позволяющий устанавливать фотоаппарат на штатив посредством разъема стандарта Arca-Swiss. Но если вы будете фотографировать только с помощью маленького объектива M.Zuiko 17mm f/1.8, этот аксессуар вам вряд ли понадобится.

    Функциональность

    Наконец-то PEN получил встроенный электронный видоискатель!

    Чего линейке фотоаппаратов PEN катастрофически не хватало с момента появления первой модели E-P1, так это встроенного видоискателя. Все пленочные фотоаппараты PEN оснащались ими, но цифровой линейке PEN всегда не хватало электронного видоискателя. В модели PEN-F видоискатель встроен прямо в корпус.

    И это не какой-то рядовой ЭВИ! Оснащенный панелью на органических светодиодах с разрешением 2,36 миллиона точек, видоискатель выдает большое (оптическое увеличение – 1,08), красочное и детализированное изображение. Он также оснащен функцией S-OVF, впервые представленной в модели , которая не применяет настройки экспозиции или цвета к изображению, которое вы видите.

    Самой лучшей особенностью нового PEN-F, безусловно, стала 5-осевая система стабилизации изображения, позаимствованная у модели . Представители компании Olympus заявляют, что она нивелирует дрожание камеры по пяти направлениям и сохраняет эффективность вплоть до 5 ступеней экспозиции (измеренных по методике CIPA). Вместе с системой стабилизации в новый фотоаппарат из перекочевал и режим съемки с высоким разрешением, в котором максимальная детализация изображения достигается путем смещения матрицы. Установленная в PEN-F 20-мегапиксельная матрица в этом режиме делает возможной съемку в формате RAW с колоссальным разрешением 10368×7776 пикселей, что соответствует 80-ти мегапикселям!

    Компания Olympus уделила много внимания функциональности многочисленных встроенных фильтров и редакторов, наделив PEN-F невиданными ранее возможностями. Специальный селектор на передней панели фотоаппарата позволяет выбрать наиболее подходящий художественный фильтр, пользовательский цветовой профиль или один из нескольких новых монохромных режимов (включая новые оттенки и симуляторы цветных фильтров). Хотя я все еще делаю большую часть снимков в формате RAW, возможность просто выбрать нужный фильтр и снимать сколько душе угодно, не задумываясь об утомительной постобработке изображений, очень впечатляет и воодушевляет.


    Пример использования монохромного фильтра Pen-F

    К сожалению, нельзя не отметить и несколько досадных упущений. Наиболее значимым является отсутствие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, которой могут похвастаться новый и . Компактный корпус PEN-F также означает, что SD-карта расположена рядом с батареей и не имеет слота с независимым доступом.

    Производитель также сохранил в неизменном виде свою настраиваемую двухдисковую систему управления 2×2, по-видимому, чтобы свести к минимуму возможную неразбериху в процессе адаптации пользователей к новой камере.

    Olympus PEN-F: Производительность

    Первая 20-мегапиксельная матрица компании Olympus великолепно справляется со своими задачами

    До недавнего времени 16 мегапикселей были потолком для фотоаппаратов формата Micro 4/3. Но после перехода моделей Canon, Sony и Nikon в диапазон 30+ мегапикселей уплотнение матриц фотокамер вышеуказанного формата было лишь вопросом времени. И, хотя первым 20-мегапиксельный барьер в классе M43 взял , компания Olympus только сейчас рискнула выйти за пределы спокойных вод 16-мегапиксельной гавани со своим новым PEN-F. Пока все говорит о том, что плавание нового корабля будет спокойным, даже несмотря на немного меньший физический размер пикселей.


    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/60 с, Диафрагма f/1.8, ISO 500 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/5000 с, Диафрагма f/2.5, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/800 с, Диафрагма f/2, ISO 100 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/1250 с, Диафрагма f/2, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2.5, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/3200 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 125 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/1.8, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/1.8, ISO 160 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/6400 с, Диафрагма f/2,2 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/4000 с, Диафрагма f/2.2, ISO 200 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 17мм, Выдержка 1/8000 с, Диафрагма f/2 © Кайл Луни
    Скачать оригинал Скачать оригинал / Фокусное расстояние 300мм, Выдержка 1/320 с, Диафрагма f/4, ISO 640 © Кайл Луни
    Скачать оригинал / Фокусное расстояние 12мм, Выдержка 1/40 с, Диафрагма f/2, ISO 1250 © Кайл Луни

    Кроме того, производитель умудрился-таки впихнуть в корпус меньшего размера все то, что нам так понравилось в модели . Так, PEN-F получил тот же затвор с минимальной выдержкой 1/8000 секунды, 5-осевую систему стабилизации изображения, аккумулятор, 81-точечную систему автофокусировки и даже графический процессор TruePix, которые в совокупности предсказуемо обеспечивают очень похожую общую производительность.

    C лабораторными тестами PEN-F справился блестяще, продемонстрировав улучшенные возможности нового светочувствительного сенсора. Изображение стало более детальным (как и следовало ожидать), а уровень посторонних шумов немного снизился, хотя вам все равно не захочется использовать большую, чем ISO 3200 светочувствительность. По качеству видеосъемки новый аппарат также превзошел большинство других камер компании Olympus, взяв на вооружение усовершенствованные видеовозможности модели . Однако, серьезные видеооператоры по-прежнему будут делать свой выбор в пользу Panasonic благодаря поддержке 4K и наличию других важных функций, таких как возможность подключения внешнего микрофона и наушников.

    Olympus PEN-F: Выводы

    Наследие Майтани-сан еще живет

    Несмотря на неидеальное цифровое перевоплощение оригинала, новый Olympus PEN-F получился стильным и солидным, а поклонники марки и просто любители фотографии оценят его по достоинству. Циники могли бы заявить, что это не более чем уменьшенная стилизованная копия модели , но работа с PEN-F воспринимается совсем по-иному. Эстетическое превосходство и творческие нотки в дизайне нового детища компании Olympus становятся особенно заметными при сравнении с другими свежими моделями линейки PEN.

    Тем не менее, некоторые очевидные недоработки все же присутствуют. Так, фотоаппараты I и внешне очень похожи на PEN-F, при этом они предлагают расширенную функциональность за меньшую цену. , в частности, является более привлекательным, если вас интересует возможность съемки высококачественного видео с разрешением 4K.

    Перерожденная версия оригинального PEN-F и другие модели свидетельствует о том, что компания Olympus осознала и придает огромное значение компактности конструкции своей продукции.

    Но на рынке, где подавляющее большинство фотокамер являются «достаточно хорошими», процесс выбора фотоаппарата выходит далеко за пределы банального ознакомления со страничкой спецификаций. И Olympus всегда понимала это, так как созданный Йошихисой Mайтани оригинальный PEN-F был не только компактным и функциональным, но еще и необычайно красивым. Возрожденная версия осталась верна этим принципам и, несомненно, найдет своих поклонников, если не станет родоначальником нового наследия.


    Нынче путешественник без фотоаппарата - все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца - дивные красоты, прелести земли, неба и воды, - если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…

    Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) - Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.

    Воспоминание о шестидесятых

    Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.

    Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.

    Olympus PEN-F - цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 - 56-миллиметрового.

    Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.

    Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4

    Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.

    Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F и по результатам наших измерений.

    Наименование Olympus PEN-F
    Дата анонса 27 января 2016 г.
    Тип камеры Беззеркальная
    Тип матрицы CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3)
    Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) 2
    Форматы изображения 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
    Эффективных пикселов матрицы 20 млн
    Светоприемных ячеек матрицы 22 млн
    Размер матрицы 17,3×13 мм
    Очистка от пыли Ультразвуковой волновой мотор
    Процессор TruePic VII
    Диапазон чувствительности ISO 200-25600 (расширенная до 80)
    Диапазон выдержек 1/8000-60 с (механический затвор)
    1/16000-60 с (электронный затвор)
    Форматы и размер кадра RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения)
    Уровни качества JPG Высококачественный, качественный, нормальный, базовый
    Форматы и размер видео MPEG-4, H.264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с
    Скорость серийной съемки 10 кадров/с
    Стабилизация изображения внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV
    Автофокусировка Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная
    Ручная фокусировка Да
    Число датчиков автофокуса 81
    Диапазон чувствительности автофокуса от −2EV до +20EV
    Тип дисплея TFT LCD
    Размер дисплея по диагонали 3″
    Число эффективных элементов изображения на дисплее 1 037 000
    Сенсорный экран Да
    Тип видоискателя Электронный
    Покрытие кадра в видоискателе 100%
    Увеличение изображения в видоискателе 1,23x
    Разрешение видоискателя 2 360 000
    Коррекция рефракции глаза от −4 до +2 диоптрий
    Поле зрения 100%
    Режимы съемки Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы
    Встроенная вспышка Нет
    Внешняя вспышка В комплекте
    Режимы работы вспышки Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке
    Автоспуск (задержка) Да (2 или 12 с, по выбору)
    Экспозамер Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень
    Количество зон экспозамера 324
    Компенсация экспозиции ±5EV с шагом 1/3EV
    Экспозиционный брэкетинг ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
    Брэкетинг баланса белого Да
    Покадровая съемка с интервалами Да
    Хранение отснятого материала SD, SDHC, SDXC
    Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/с)
    Выход HDMI Micro-HDMI
    Вход микрофона Нет
    Выход на наушники Нет
    Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
    Дистанционное управление Проводной пульт, приложение для смартфона
    GPS Нет
    Защита от пыли и влаги Нет
    Батарея Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство
    Емкость батареи 1220 мА·ч (330 кадров)
    Вес (включая батарею) 427 г
    Размеры 125×72×37 мм
    Средняя цена (без объектива) T-13415280

    Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.

    Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).

    «Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).

    Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.

    Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя - или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.

    Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! - подумал я.

    «Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

    Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок - мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

    Гуттаперчевый дисплей

    Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.

    Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.

    Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений

    В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).

    Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении

    В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.

    Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»

    В стране полумесяца

    Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.

    Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

    Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).

    В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.

    На вид и ощупью

    Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.

    Olympus PEN-F сверху

    Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним - отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.

    Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.

    Olympus PEN-F сзади

    Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.

    Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F - камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.

    Olympus PEN-F спереди

    На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу - кнопка предварительного просмотра, справа вверху - подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу - кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.

    На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.

    Замок байонета справа от объектива - это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.

    Olympus PEN-F снизу

    На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.

    Долина пещерных церквей

    Мне предстояло провести неделю в Каппадокии - «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.

    Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта - небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина - горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично - залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.

    Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I-IV вв. н. э. - «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.

    Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.

    Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.

    У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

    Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.

    Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.

    Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени - в нашем случае до 250 единиц ISO.

    Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

    Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.

    Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

    Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.

    Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

    Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.

    Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

    Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.

    Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место - церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.

    Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

    К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.

    Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.

    Город под землей

    Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

    Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.

    Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.

    Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.

    Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.

    Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.

    Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме - города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.

    Каменные чудеса

    Еще всего час езды - и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».

    Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.

    Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу - ферма по разведению лошадей, а на заднем плане - древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.

    Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.

    Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

    Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.

    Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.

    Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

    В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов - это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.

    Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.

    Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.

    Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену - древнее царство конца II - начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.

    Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) - примеры их работы в общей галерее.

    Итоги

    Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.

    Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).

    Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.

    Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).

    Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.

    Olympus PEN-F - современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.

    Комплект в составе:

    • Olympus PEN-F,

    прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.

    Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.

    Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы