• Кому отдать семейный бизнес. Почему два рязанских вуза признаны неэффективными? Для переводов поэзии действуют те же критерии, что и для прозы

    Настраиваемые поля предназначены для хранения такой информации о задачах или ресурсах, которая не может быть помещена в поле для заметок. С помощью настраиваемых текстовых полей удобно хранить небольшие фрагменты информации, не требующие форматирования, например результат выполнения задачи.

    Казалось бы, в каких случаях заметки могут не подойти? Главное преимущество заметок заключается в возможности прикреплять к задачам внешние файлы или использовать команды форматирования текста. Поскольку эти расширенные возможности не нужны для того, чтобы просто указать результат работ в текстовом виде без форматирования, то их следует оставить для целевого использования.

    Преимущество настраиваемых полей заключается в том, что они позволяют легко структурировать информацию о задачах или ресурсах. Например, заказчик проекта хочет понимать, какая конкретная работа делается во время исполнения задач и какие результаты достигаются после завершения каждой задачи. Использовать заметки для хранения двух типов информации неудобно, поскольку нельзя просмотреть описание работ отдельно от результатов. Но если создать два настраиваемых поля, в одно из которых будет помещено описание работ, а в другое - их результат, можно структурировать данные и использовать их в дальнейшем раздельно. Заметки при этом будут зарезервированы для хранения файлов и прочей дополнительной сопроводительной информации.

    Создание настраиваемых полей

    Во «внутренние» таблицы MS Project включен набор полей, которые пользователь может настроить по своему усмотрению и размещать в них свои данные. Эти поля могут относиться либо к ресурсам, либо к задачам и различаются по типам данных, которые в них можно хранить. Работа с настраиваемыми полями осуществляется в диалоговом окне Customize Fields (Настройка полей), вызываемом либо из контекстного меню заголовка таблицы, либо с помощью команды меню Tools > Customize > Fields (Сервис > Настройка > Поля).

    Диалоговое окно настройки полей состоит из двух вкладок. На первой вкладке, Custom Fields (Настраиваемые поля), и осуществляется работа с настраиваемыми полями (рис. 13.16, файл 15.mpp).

    Прежде чем настраивать поле, нужно решить, к задачам или к ресурсам, относится его содержимое, и, соответственно, выбрать переключатель Task (Задач) или Resource (Ресурсов). Затем в раскрывающемся списке Туре (Тип) нужно определить тип данных (табл. 13.1) этого поля.

    Таблица 13.1. Типы настраиваемых полей в MS Project

    Рис. 13.16. Диалоговое окно настройки полей

    Выбрав нужный тип данных (в нашем примере 15.mpp это текст), необходимо выбрать поле, а затем настроить его и задать для него название, чтобы потом не забыть, что в поле, например, Textl, хранятся такие-то данные. Для этого предназначена кнопка Rename (Переименовать), после нажатия на которую открывается диалоговое окно ввода названия поля. Предположим, что мы хотим указывать в настраиваемом поле результат задачи. Назовем поле Результат, и его название появится в списке полей рядом с названием поля Textl.

    Для создания простого настраиваемого поля этой операции достаточно. Остальные параметры этого диалогового окна мы рассмотрим в дальнейшем, когда будем настраивать другие поля в нашем плане. Теперь можно нажать кнопку О К, чтобы выйти из диалогового окна и попробовать почувствовать удобство использования настраиваемых полей.

    Заполнение данными

    Заполнять настраиваемые поля можно двумя способами. Первый, традиционный для предыдущих версий MS Project, - добавить поле в таблицу и редактировать данные в нем так же, как и в остальных полях. Второй способ, которым можно редактировать значения настраиваемых полей, появившийся только в MS Project 2002, - использовать вкладку Custom Fields (Настраиваемые поля) в диалоговом окне сведений о задаче или ресурсе.

    На этой вкладке представлены все существующие в проекте настраиваемые поля, относящиеся к задачам (а на аналогичной вкладке в диалоговом окне сведений о ресурсе будут расположены поля, относящиеся к ресурсам). Таблица в центре диалогового окна состоит из двух колонок. В левой колонке, Custom Field Name (Название настраиваемого поля), указано название поля, а и правой, Value (Значение), - его значение для текущей задачи. Например, на рис. 13.17 (файл IS.mpp) мы редактируем значение поля Результат для задачи Сбор предложений от авторов. Результатом выполнения задачи будет Файл предложений в редакционном формате.

    Рис. 13.17. Заполнение значения настраиваемого поля для задачи

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Для того чтобы MS Project «понял», что вы хотите использовать настраиваемое поле, и отобразил его в диалоговом окне, нужно предварительно переименовать это поле.

    Как вы могли заметить на рис. 13.17, поле WBS (СДР) тоже находится в списке настраиваемых. Это произошло потому, что мы изменили его настройки. Если же не настраивать структуру кодов задач, то это поле не будет числиться в списке настраиваемых.

    Просмотр содержимого на плане

    Отображать содержимое полей можно в таблице, добавив в нее соответствующее поле, или прямо на диаграмме Ганта, рядом с задачами. Для этого в диалоговом окне настройки стилей отрезков нужно отредактировать соответствующие типы отрезков, добавив к числу отображаемых данных нужное поле (о том, как выбирать поля для отображения рядом с отрезками, см. раздел «Настройка текстовой информации, отображаемой рядом с отрезком»). Кроме того, для выделения значений этих полей особым шрифтом можно воспользоваться средствами форматирования текстовых стилей (см. раздел «Форматирование текстовых стилей»).

    Например, на диаграмме на рис. 13.18 (файл 18.mpp) мы отредактировали тип отрезков Task (Задача) и в настройках отображаемого рядом с отрезком текста добавили поле Результат, так чтобы оно отображалось под отрезком. Затем в диалоговом окне форматирования текстовых стилей мы изменили шрифт текста, отображаемого на диаграмме под отрезками, добавив подчеркивание.

    Рис. 13.18. Результаты задач отображены на диаграмме рядом с задачами

    Создание настраиваемых полей со списком значений

    Часто дополнительная информация в настраиваемых полях не является уникальной для каждой задачи (как в случае с полем Результат), а повторяется. Например, если в настраиваемом поле будет содержаться информация о важности достижения результата для выполнения проекта, то значением поля может быть «Высокая важность», «Средняя» и «Низкая».

    Если настраиваемое поле может иметь ограниченный набор значений, то нет смысла заполнять поле для каждой задачи вручную. Намного удобнее создать список возможных значений и затем, редактируя настраиваемое поле для задачи, выбирать значение из списка.

    Для того чтобы определить список значений для поля, в диалоговом окне настройки полей (см. рис. 13.16) после выбора настраиваемого поля из списка нужно выбрать в разделе Custom attributes (Настраиваемые атрибуты) переключатель, расположенный рядом с кнопкой Value List (Список значений). При этом MS Project предупредит, что при настройке списка значении для поля псе рапсе введенные данные могут быть утеряны, и если пы уверены, что хотите продолжать, то в окне предупреждения нужно нажать кнопку ОК.

    Список значений поля задается в диалоговом окис Value List (Список значений), открывающемся после нажатия на одноименную кнопку в диалоговом окне настройки полей. На рис. 13.19 в этом диалоговом окне мы настраиваем текстовое поле Важность результата (файл 14.mрр).

    Рис. 13.19. Ввод списка значений для настраиваемого поля

    В центре диалогового окна расположена таблица, состоящая из двух колонок: Value (Значение) и Description (Описание). В первую вводятся возможные значения настраиваемого поля, а во вторую - описания. Описания будут отображаться при выборе значения из списка в момент заполнения поля.

    Иногда бывает удобно, чтобы при создании новой задачи (пли ресурса, если настраиваемое поле относится к ресурсам) одно значение из списка подставлялось в поле автоматически. Например, если большинство задач проекта имеют среднюю важность, то можно подставлять значение Средняя по умолчанию, а другие значения выбирать из списка при необходимости.

    Для того чтобы сделать одно из значений значением по умолчанию, нужно установить флажок Use a value from the list as a default entry for the field (Использовать значение из списка в качестве значения поля по умолчанию). После этого станет доступна кнопка Set Default (По умолчанию), нажатие на которую превращает выделенное в таблице значение в значение по умолчанию. После того как мы назначили Средняя значением по умолчанию, содержащая это значение строка и таблице стала выделяться цветом.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Значение по умолчанию будет установлено в настраиваемом поле только для новых задач или ресурсов. Если ресурсы были добавлены до того, как было настроено поле, то для них значение поля будет не определено (останется пустым).

    В разделе Data entry options (Параметры ввода данных) определяется порядок заполнения настраиваемого поля. Если выбрать переключатель Restrict fields to items in the value list (В поле допускаются только элементы списка значений), то при заполнении поля выбор будет ограничен существующим списком и нельзя будет ввести произвольные значения. Если же выбрать переключатель Allow additional items to be entered into the field (В поле допускаются и другие элементы), то при заполнении этого поля можно будет как выбирать элементы из списка, так и вводить произвольные значения.

    Если вы хотите, чтобы введенные в поле произвольные значения автоматически добавлялись в список значений поля, то нужно установить флажок Append new entries to the value list (Добавлять новые элементы в список значений). А для того, чтобы перед тем, как добавить значение в список, программа запрашивала подтверждение, нужно установить флажок Prompt before adding new values (Запрос перед добавлением новых элементов).

    Режим ввода данных, при котором установлены два последних флажка (как на рис. 13.19), довольно удобен, поскольку дает возможность добавить новый элемент в список значений, не заходя в диалоговое окно настройки полей. С другой стороны, предупреждения помогут избежать случайного добавления значения.

    Порядок отображения элементов списка при выборе определяется переключателями в нижнем разделе диалогового окна, Display order for dropdown list (Порядок отображения элементов раскрывающегося списка). Значения могут сортироваться по номеру строки в таблице, если выбрать переключатель By row number (По номеру строки), или же по алфавиту, если выбрать переключатель Sort ascending (По возрастанию) или Sort descending (По убыванию). Наиболее удобен первый вариант, поскольку он позволяет настроить самостоятельно порядок записей в таблице и расположить значения согласно ожидаемой частоте их использования.

    Использование формул

    Иногда значения настраиваемых полей можно заполнять автоматически, с помощью формул. Например, если известно, сколько времени в среднем занимает редактирование 1 страницы текста, то, указав число страниц в статье, можно с помощью формулы рассчитать общую длительность задачи по редактированию статьи.

    Для того чтобы ввести в настраиваемое поле формулу, в диалоговом окне настройки полей (см. рис. 13.16) нужно выбрать из списка настраиваемое поле, а затем в разделе Custom attributes (Настраиваемые атрибуты) выбрать переключатель рядом с кнопкой Formula (Формула). MS Project предупредит вас, что при настройке формулы для поля все ранее введенные данные могут быть утеряны, и если вы уверены, что хотите продолжать, то в окне предупреждения нажмите кнопку ОК.

    Чтобы редактировать формулу, нужно нажать кнопку Formula (Формула), после чего будет загружен редактор формул MS Project (рис. 13.20, файл IS.mpp). Редактор состоит из области редактирования формулы и набора кнопок, нажатием на которые можно вводить фрагменты формулы. Формулу можно полностью напечатать вручную, а можно ввести, нажимая на кнопки.

    Рис. 13.20. Редактор формул MS Project

    В формуле можно использовать операции над другими полями MS Project. Например, для того, чтобы определить общее время редактирования статьи, нужно умножить число страниц в статье на время редактирования одной страницы. В нашем проекте (IS.mpp) мы переименовали настраиваемое поле Duration1(Длительность1) в Время редактирования страницы, а поле Numberl (Число1) в Число страниц в статье. Значит, для определения значения поля Duration2 (Длительность2), или Общее время редактирования статьи, нужно умножить значение поля Durationl (Длительность1) на Number1 (Число1). В формуле, как мы видим на рисунке, названия полей (как в фильтрах) нужно заключать в квадратные скобки.

    Для того чтобы подставить название поля в формулу, можно воспользоваться кнопкой Field (Поле), а чтобы вставить одну из нескольких десятков доступных функций, - кнопкой Function (Функция). Кроме того, с помощью кнопки Import Formula (Импортировать формулу) можно вставить в поле формулу из другого поля любого из открытых проектов.

    На рис. 13.21 (файл IS.mpp) видно, как действуют сделанные нами настройки. После заполнения полей Число страниц в статье и Время редактирования страницы поле Общее время редактирования статьи пересчитывается.

    Рис. 13.21. Расчет с помощью формул работает

    Однако у текущего режима подсчета есть один недостаток: длительность, рассчитанная для каждой задачи, не суммируется для фазы. А значит, мы не можем автоматически определить ее длительность. Чтобы в настраиваемом поле значения автоматически пересчитывались и для суммарных задач, нужно настроить его особым образом.

    Настраиваемые поля и суммарные задачи

    Определить, как данные настраиваемого поля будут отображаться для суммарных задач, можно в диалоговом окне настройки полей, в разделе Calculation for task and group summary rows (Расчет для суммарных строк задач и групп), выбрав необходимое поле в списке (рис. 13.22, файл 16.mрр).

    Рис. 13.22. Настройка расчетов для суммарных задач. Содержимое раскрывающегося списка зависит от типа выбранного поля

    Раздел содержит три переключателя: None (Нет), Rollup (Сведение) и Use formula (Использовать формулу). Если выбрать первый, то данные настраиваемого поля будут рассчитываться только для обычных задач, а не для суммарных. Второй переключатель позволяет рассчитывать значение настраиваемого поля для суммарных задач, используя одну из операций, представленных в раскрывающемся списке. Состав этого списка меняется в зависимости от типов полей (табл. 13.2), кроме того, нельзя сводить данные для текстовых полей.

    Название операции Типы настраиваемых полей Описание
    And (И) Flag (Флаг) Логическое И. Если все вложенные строки в этом поле имеют значение Да, то результат операции - тоже Да. Если хотя бы одна из строк в этом поле содержит значение Нет, то и результатом логической операции будет Нет
    OR (ИЛИ) Flag (Флаг) Логическое ИЛИ. Если хотя бы один из рядов содержит значение Да в этом поле, то операция сведения тоже даст Да
    Average (Среднее) Сведение будет средним по всем значениям вложенных несуммарных рядов
    Average First Sublevel (Среднее первого подуровня) Cost (Затраты), Duration (Длительность), Number (Число) Сведение будет средним по всем значениям вложенных несуммарных рядов и по всем значениям вложенных суммарных рядов первого уровня
    Count All (Сложить все) Number (Число) При сведении будут складываться все суммарные и несуммарные ряды
    Count First Sublevel (Сложить первый подуровень) Number (Число) При сведении будут складываться суммарные ряды первого уровня и все вложенные несуммарные ряды
    Count Nonsummaries (Сложить несуммарные) Number (Число) При сведении будут сложены все несуммарные задачи
    Maximum (Максимум) Результатом сведения будет максимальное значение среди всех значений ниже
    Minimum (Минимум) Cost (Затраты), Duration (Длительность), Number (Число), Start (Начало), Finish (Окончание) Результатом сведения будет минимальное значение среди всех значений ниже
    Sum (Сумма) Cost (Затраты), Duration (Длительность), Number (Число) Результатом сведения будет сумма всех значений ниже

    Таблица 13.2. Операции для сведения данных в суммарных задачах

    Если для расчета настраиваемого поля используется формула, то становится доступен третий переключатель - Use formula (Использовать формулу). Если выбрать его, то для расчета значений настраиваемого поля для суммарных задач будет использоваться та же формула, что и для обычных задач. В нашем случае (файл 16.mрр) удобнее использовать операцию сложения значений настраиваемого поля для задач, чем формулу. Ведь наша формула использует при расчете значения других полей, а значит, для них тоже нужно настроить параметры определения значения для суммарных задач. Если же этого не cделать, то значения этих полей для суммарных задач всегда будут нулевыми и результат нашей формулы тоже будет нулем.

    На рис. 13.23 представлена таблица из файла 16.mрр с расчетами общей длительности редактирования статей после того, как мы настроили суммирование значений для фаз у поля Общее время редактирования статьи. Теперь значения в нем суммируются, а в остальных настраиваемых полях - по-прежнему нет.

    Рис. 13.23. Теперь общее время редактирования статей суммируется

    Подсчитанная нами длительность фактически является трудозатратами на выполнение работы по редактированию. Однако эти данные нельзя автоматически внести в план проекта, то есть в поле Work (Трудозатраты) соответствующих задач, поскольку это поле не является настраиваемым и в него нельзя вводить формулы. Поэтому поместить полученные нами данные в это поле можно только вручную.

    Модель, при которой данные рассчитываются в одном поле автоматически при изменении других полей, а потом должны быть вручную перенесены в план проекта, таит в себе одну опасность: можно случайно забыть ввести данные о трудозатратах в план проекта. В таком случае плановые трудозатраты задачи будут неверными, а значит, и план проекта в целом будет неточным. Чтобы трудозатраты задачи всегда соответствовали данным в настраиваемом поле Общее время редактирования статьи, воспользуемся индикаторами.

    Использование индикаторов

    MS Project содержит возможность отображать в настраиваемом поле не данные, а цветовые индикаторы. Цвет индикатора зависит от выполнения или невыполнения логического условия. Например, в нашем случае (файл 17.mрр) можно создать поле Обновлена и настроить его так, что если данные в поле Общее время редактирования статьи равны данным в поле Work (Трудозатраты), то в нем отображается зеленый индикатор, а если не равны - то красный.

    В принципе, такой индикатор можно отображать и в самом поле Общее время редактирования статьи, но мы создадим поле Обновлена типа Flag (Флаг), чтобы продемонстрировать, как работать с полями такого типа.

    В диалоговом окне определения полей переименуем поле Flagl (Флаг!) в Обновлена, а затем откроем для него диалоговое окно настройки формулы. Введем формулу = ([Длительность2] = [Трудозатраты]). Поля-флаги могут содержать только значение Yes (Да) или No (Нет), и если условие формулы выполняется (то есть Общее время редактирования статьи равно трудозатратам), то поле будет содержать Yes (Да), а если условие не выполняется - No (Нет).

    Теперь нужно настроить отображение индикаторов. Для этого в разделе Values to display (Отображаемые значения) диалогового окна настройки поля (см. рис. 13.16) нужно выбрать переключатель, расположенный рядом с кнопкой Graphical Indicators (Графические индикаторы). Затем для настройки индикаторов нужно нажать эту кнопку. В открывшемся окне (рис. 13.24, файл 17.mрр) необходимо настроить критерии отображения индикаторов для разных задач.

    Рис. 13.24. Диалоговое окно настройки отображения индикаторов

    В верхней части диалогового окна нужно выбрать переключатель, соответствующий типу задач, для которых настраиваются критерии отображения индикаторов: Nonsummary rows (Несуммарных строк), Summary rows (Суммарных строк) или Project summary (Суммарной задачи проекта). При этом для каждого типа можно настроить свои критерии отображения индикатора.

    Чтобы для суммарных задач индикаторы отображались по тем же критериям, что и для обычных, нужно установить флажок Summary rows inherit criteria from nonsummary rows (Суммарные строки наследуют условия от несуммарных строк). А для того чтобы суммарная задача проекта использовала те же критерии, что и суммарные задачи, нужно установить флажок Project summary inherits criteria from summary rows (Суммарная задача проекта наследует условия от суммарных строк). Если оба флажка установлены, то настраивая параметры для обычных задач, вы тем самым определяете параметры отображения для всех остальных задач проекта. Настройка параметров отображения индикаторов производится в таблице в центре диалогового окна.

    Таблица содержит три столбца: Test for (Проверка поля), Values (Значения) и Image (Рисунок). В первом столбце из списка выбирается условие, которому должно соответствовать значение во втором столбце. Список условий совпадает с тем, который мы использовали при создании фильтров в уроке 4 «Сортировка, группировка и фильтрация данных в таблицах» (см. табл. 4.1).

    Можно использовать конкретные значения, например Yes (Да) или No (Нет), как в нашем случае, а можно выбрать и значение любого из полей. В последнем поле из списка выбирается рисунок, используемый в качестве индикатора, если условие, описанное в первых двух полях, выполняется. Так, в нашем случае, если значение поля равно Yes (Да), должен отображаться зеленый индикатор, а если равно No (Нет) - красный.

    Проверки значения поля выполняются по очереди сверху вниз, и при первом совпадении с условием выбирается индикатор, который будет отображаться. Для того чтобы перемещать условия по списку вверх и вниз, служат кнопки со стрелками, расположенные сбоку от списка.

    Иногда хочется просматривать значения поля, скрытые «под» индикатором. Если установить флажок Show data values in ToolTips (Показывать значения данных во всплывающих подсказках), то данные будут отображаться при наведении мыши на индикатор.

    Результат настройки индикаторов для поля Обновлена отображен на рис. 13.25 (файл 17.mрр). Как мы видим, в том случае, если данные в поле Общее время редактирования статьи не равны трудозатратам задачи, поле содержит красный индикатор, а если равны - зеленый.

    Рис. 13.25. Результат настройки индикаторов

    Однако на рисунке видно и несоответствие - трудозатраты в суммарной задаче равны 40 часам (5 дням), а рассчитанное с помощью формулы общее время редактирования статей - трем. Тем не менее в поле отображается зеленый индикатор. В чем же дело?

    Если мы установим курсор на ячейку с индикатором в строке обычной задачи, то увидим, что поле нельзя редактировать (так как его значение вычисляется по формуле), а если установим курсор на строку суммарной задачи, то увидим, что ячейку редактировать можно. То есть при настройке формулы для поля Обновлена мы забыли определить формулу расчета значения для суммарных задач.

    Перейдем в диалоговое окно настройки полей и выберем операцию суммирования данных для поля Обновлена (аналогично рис. 13.22). Поскольку это поле типа Flag (Флаг), то набор операций (в соответствии с табл. 13.2) будет не такой, как для поля типа Duration (Длительность). Среди них нам подходит операция And (И): если все обычные задачи внутри суммарной имеют значение Yes (Да), то значение суммарной будет таким же. А если среди обычных задач есть хотя бы одно поле со значением No (Нет), то значение в поле суммарной задачи тоже будет No. Это именно то, что нам нужно: если трудозатраты хотя бы одной из обычных задач не обновлены и не соответствуют расчетам по формуле, то трудозатраты суммарной задачи тоже не верны. Теперь индикатор суммарной задачи будет зеленым только тогда, когда индикаторы всех вложенных в нее задач тоже зеленые. На рис. 13.26 представлены результаты этих настроек (IS.mpp). Мы скопировали суммарную задачу и вложенные"в нее задачи, чтобы продемонстрировать, как работает объединение для поля типа Flag (Флаг). В первом случае, когда среди вложенных задач фазы есть одна с индикатором красного цвета, индикатор фазы тоже красный. Во втором случае, когда все индикаторы вложенных задач зеленые, индикатор для фазы тоже зеленый.

    Рис. 13.26. Настройка индикаторов с объединением значений для суммарных задач

    В общем по России оценивали около пятисот высших учебных заведений и вдвое больше филиалов. Критериев оценки было несколько:
    — средний балл ЕГЭ поступивших;
    - расчет научных и конструкторских работ на одного сотрудника;
    - доля иностранных студентов в общем числе выпускников;
    - доходы вуза из всех источников и площадь учебно-лабораторных аудиторий в расчете на одного студента.
    Если «экзаменуемый» в одном из пяти показателей был ниже порога, определенного Минобрнауки, то признавался неэффективным.

    «Оцениваем себя по тем же критериям»
    Такие «генераторы» научной мысли, как Радиотехнический и медицинский университеты Рязани - в числе фаворитов. Ректор РГРТУ Виктор Гуров в основном согласен с критериями отбора:
    - Мы внутри своего вуза сами оцениваем его практически по тем же параметрам, что и в министерстве, - говорит Виктор Сергеевич. - 10 лет назад была прописана концепция развития высших учебных заведений, и меня не удивили сегодняшние критерии оценки. Единственно, с чем я не согласен, что аналогично с прочими оцениваются и сельскохозяйственные вузы. Они должны поддерживаться государством, потому что несут в себе значимую социальную функцию. Ведь их выпускники должны возвращаться на село - именно этот критерий должен учитываться.
    Ректор «радика» не случайно заострил внимание именно на вузах сельскохозяйственного профиля. Ведь Рязанский агротехнологический университет в той же «табели о рангах» признан неэффективным.

    «Поддержки нет, а требования повышенные»
    Руководство РГАТУ, по понятным причинам, от комментариев воздержалось, а вот преподаватели молчать не стали, правда, на условиях анонимности.
    - Не совсем согласна с таким определением «неэффективности», - говорит Руслана, кандидат наук, выпускница Рязанского сельскохозяйственного института. - Свой вуз восхвалять не хочу, скажу одно: обидно, что государство нас не поддерживает. Нормального финансирования от Минсельхоза мы не видим (а мы в этом вопросе относимся именно к этому министерству, а не к Минобрнауки, как другие). Зарплаты у преподавателей ниже, чем в других вузах Рязани, на три-пять тысяч, стипендии студентов - соответственно. Поэтому, чтобы выжить, приходится трудиться на нескольких работах. А это, сами понимаете, ненормально для научного работника. Слухи о реорганизации ходят уже года два, думаю, что теперь они станут реальностью...

    Судьба еще одного рязанского вуза решится в последний осенний месяц. В списке «неэффективных» - относительно недавно реорганизованный из государственного педагогического университета - РГУ имени Есенина. У реформы 2005 года, когда из «педа» сделали РГУ, были и остаются как сторонники, так и те, кто к нововведениям относится скептически.

    Один из них, Алексей Грязнов, выпускник 2004 года, закончил физмат с красным дипломом, два года проработал в сельской школе, сейчас занимает высокую должность в столице:
    - Я как раз оканчивал педуниверситет, когда шла реорганизация, - говорит Алексей. - Мы гадали, какой диплом получим. РГПУ выпускал не просто учителей, он выпускал ученых. Если ты дальше учишься в аспирантуре, ты уже ученый с дипломом педагога. Много было молодежи в вузе. Наш курс вела доцент Ретюнских: «наука-наука» с одной стороны, а с другой - понимала нас, ведь сама недавно была студенткой. Я очень рад, что она вела все пять лет: хорошо все знала, могла объяснить. Случайных людей тогда вообще не было...


    Три потока в один?
    С 6 по 14 ноября в Рязани будет работать группа специалистов из Москвы, которая предварительно решит, утвердить ли перечень «неэффективных» вузов или исключить из него те или иные учебные заведения «на основании их особой значимости для развития региона или отрасли». Именно так говорится в преамбуле к результатам исследования. И только потом межведомственная комиссия поставит окончательный вердикт. Так выглядит официальная точка зрения.

    Из источников, которым следует доверять, нам стало известно, что объединение трех вузов: РГРТУ, РГАТУ и РГУ - все-таки произойдет. А возглавит научный «конгломерат» Радиотехнический университет, и... три финансовых потока объединят в один. Следует отметить, что министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие три года планируется сокращение вузов на 20%, а число их филиалов на - 30%. При этом он заявил, что в ходе реорганизации будут учтены интересы всех учащихся. Правда, непонятно - учтут ли при этом мнение преподавателей?

    Подробности
    Полный список эффективных и неэффективных вузов и филиалов:


    Эффективные:
    Рязанский государственный медицинский университет имени Павлова;
    Рязанский государственный радиотехнический университет;
    Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства;
    Рязанский институт (филиал) Московский государственный открытый университет им. В. Черномырдина;
    Рязанский филиал МЭСИ.

    Неэффективные:
    Рязанский государственный университет имени Есенина;
    Рязанский государственный агротехнологический университет имени Костычева;
    Рязанский филиал Московского государственного университета путей сообщения;
    Филиал Ивановской государственной текстильной академии;
    Филиал Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского.

    Павел Аверин

    Всего в длинном перечне неэффективных пять рязанских государственных вузов и филиалов. Об этом сообщило федеральное Минобрнауки 1 ноября на своем сайте. В общем по России оценивали около пятисот высших учебных заведений и вдвое больше филиалов. Критериев оценки было несколько:

    Средний балл ЕГЭ поступивших;

    Расчет научных и конструкторских работ на одного сотрудника;- доля иностранных студентов в общем числе выпускников;

    Доходы вуза из всех источников и площадь учебно-лабораторных аудиторий в расчете на одного студента. Если «экзаменуемый» в одном из пяти показателей был ниже порога, определенного Минобрнауки, то признавался неэффективным.

    «ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ ПО ТЕМ ЖЕ КРИТЕРИЯМ»

    Такие «генераторы» научной мысли, как Радиотехнический и медицинский университеты Рязани - в числе фаворитов. Ректор РГРТУ Виктор Гуров в основном согласен с критериями отбора:

    Мы внутри своего вуза сами оцениваем его практически по тем же параметрам, что и в министерстве, - говорит Виктор Сергеевич. - 10 лет назад была прописана концепция развития высших учебных заведений, и меня не удивили сегодняшние критерии оценки. Единственно, с чем я не согласен, что аналогично с прочими оцениваются и сельскохозяйственные вузы. Они должны поддерживаться государством, потому что несут в себе значимую социальную функцию. Ведь их выпускники должны возвращаться на село - именно этот критерий должен учитываться.

    Ректор "радика" не случайно заострил внимание именно на вузах сельскохозяйственного профиля. Ведь Рязанский агротехнологический университет в той же «табели о рангах» признан неэффективным.

    «ПОДДЕРЖКИ НЕТ, А ТРЕБОВАНИЯ ПОВЫШЕННЫЕ»

    Руководство РГАТУ , по понятным причинам, от комментариев воздержалось, а вот преподаватели молчать не стали, правда, на условиях анонимности.

    Не совсем согласна с таким определением «неэффективности», - говорит Руслана, кандидат наук, выпускница Рязанского сельскохозяйственного института. - Свой вуз восхвалять не хочу, скажу одно: обидно, что государство нас не поддерживает. Нормального финансирования от Минсельхоза мы не видим (а мы в этом вопросе относимся именно к этому министерству, а не к Минобрнауки, как другие). Зарплаты у преподавателей ниже, чем в других вузах Рязани, на три-пять тысяч, стипендии студентов - соответственно. Поэтому, чтобы выжить, приходится трудиться на нескольких работах. А это, сами понимаете, ненормально для научного работника. Слухи о реорганизации ходят уже года два, думаю, что теперь они станут реальностью...

    Судьба еще одного рязанского вуза решится в последний осенний месяц. В списке «неэффективных» - относительно недавно реорганизованный из государственного педагогического университета - РГУ имени Есенина . У реформы 2005 года, когда из "педа" сделали РГУ, были и остаются как сторонники, так и те, кто к нововведениям относится скептически.

    Один из них, Алексей Грязнов , выпускник 2004 года, закончил физмат с красным дипломом, два года проработал в сельской школе, сейчас занимает высокую должность в столице:

    Я как раз оканчивал педуниверситет, когда шла реорганизация, - говорит Алексей. - Мы гадали, какой диплом получим. РГПУ выпускал не просто учителей, он выпускал ученых. Если ты дальше учишься в аспирантуре, ты уже ученый с дипломом педагога. Много было молодежи в вузе. Наш курс вела доцент Ретюнских : «наука-наука» с одной стороны, а с другой - понимала нас, ведь сама недавно была студенткой. Я очень рад, что она вела все пять лет: хорошо все знала, могла объяснить. Случайных людей тогда вообще не было...

    ТРИ ПОТОКА В ОДИН?

    С 6 по 14 ноября в Рязани будет работать группа специалистов из Москвы , которая предварительно решит, утвердить ли перечень «неэффективных» вузов или исключить из него те или иные учебные заведения «на основании их особой значимости для развития региона или отрасли». Именно так говорится в преамбуле к результатам исследования. И только потом межведомственная комиссия поставит окончательный вердикт. Так выглядит официальная точка зрения.

    Из источников, которым следует доверять, нам стало известно, что объединение трех вузов: РГРТУ, РГАТУ и РГУ - все-таки произойдет. А возглавит научный «конгломерат» Радиотехнический университет, и... три финансовых потока объединят в один. Следует отметить, что министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие три года планируется сокращение вузов на 20%, а число их филиалов на - 30%. При этом он заявил, что в ходе реорганизации будут учтены интересы всех учащихся. Правда, непонятно - учтут ли при этом мнение преподавателей?

    ПОДРОБНОСТИ

    Полный список эффективных и неэффективных вузов и филиалов:

    Эффективные:

    Рязанский государственный медицинский университет имени Павлова ;

    Рязанский государственный радиотехнический университет;

    Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства;

    Рязанский институт (филиал) Московский государственный открытый университет им. В. Черномырдина ;

    Рязанский филиал МЭСИ .

    Неэффективные:

    Рязанский государственный университет имени Есенина;

    Рязанский государственный агротехнологический университет имени Костычева ;

    Рязанский филиал Московского государственного университета путей сообщения;

    Филиал Ивановской государственной текстильной академии;

    Филиал Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского.

    Родители часто финансово поддерживают своих взрослых детей, помогая им купить первую машину или внести взнос за квартиру. Отец Майлза Данкли, Грэхем, пошел еще дальше – он подарил сыну долю в компании по производству дорогой косметики и гигиенических товаров, которую основал за 15 лет до этого. Майлз получил 25% в компании своего отца SLG как раз в тот момент, когда она завершила первую сделку по покупке еще одного бизнеса.

    Это было в 2000 г.: Данкли исполнилось 33 года и его 63-летний отец готовился отойти от управления бизнесом. Пять лет спустя отец передал сыну контроль над всей компанией. Сейчас Данкли занимает должность генерального директора SLG, выручка компании составляет 40 млн фунтов и у нее 160 сотрудников в Великобритании и Шанхае.

    Передача управления проходит легче, если наследник уже не юноша и у него хватает опыта, как в случае с SLG. Если детей в семье несколько, есть риск, что кто-то почувствует себя обделенным, отмечает Бернард Реннелл, руководящий направлением семейного управления и наследования компаний в HSBC.

    Дэвид Глассман, внештатный лектор в Cranfield School of Management и консультант, дающий рекомендации по проблемам семейного бизнеса, считает: при передаче контроля над бизнесом самое важное – избежать фаворитизма или любого намека на него. «Для всех должностей в компании используйте четкие критерии эффективности. Продуманная система даст всем нынешним и будущим сотрудникам ясное представление о том, что успеха здесь добиваются наиболее талантливые», – советует он.

    Трудное решение

    98% 2/3 компаний по всему миру относятся к семейному бизнесу. Однако многим из них переход от стартапа к бесперебойно функционирующему семейному бизнесу дается нелегко, указывает Коэн. «Когда бизнес создан с нуля, предпринимателям трудно уступить управление им как опытным менеджерам, так и собственным детям», – говорит он

    У Данкли-младшего была возможность показать отцу, на что он способен: до вступления в совладение компанией он несколько лет работал там менеджером. «Я рвался двигать компанию вперед, а отец, по понятным причинам, сбавлял обороты», – вспоминает он. Второй, контрольный пакет акций Данкли получил от отца, когда SLG благодаря поглощениям и выбранной сыном стратегии стала быстро расти.

    Корень проблем в деньгах, уверен Аллан Коэн, профессор в Babson College, бизнес-школе, специализирующейся на исследованиях предпринимательства. «Если компания – источник будущего финансового благополучия всей семьи, родственники могут опасаться, что тот член семьи, которого выбрали для управления компанией, не сможет обеспечить бизнесу должное процветание», – объясняет он.

    У Данкли-младшего трое детей, и он может передать свой бизнес следующему поколению. Однако старшему только 16 лет, и принимать решение пока преждевременно. Чтобы всегда помнить о собственной удаче, Данкли держит в кабинете вставленную в рамку поздравительную открытку от отца, написанную в те времена, когда он передавал сыну управление компанией. «Я считаю, что мне повезло, потому что с самого первого дня отец невероятно верил в меня», – говорит Данкли и добавляет, что до сих пор ему удавалось оправдывать это доверие, «не наломав дров».

    Перевела Надежда Беличенко