• Древние ремесла. Почти забытые профессии и ремёсла

    Активное развитие ремесленничества началось на Древней Руси еще в конце XIII века и было обусловлено появлению узкоспециализированных специалистов в различных отраслях. Ремесла играли очень важную роль в развитии страны, поскольку они дали мощный толчок для строительства новых городов и экономического развития страны. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные виды ремесленнической деятельности и поговорим об их развитии.

    Места сосредоточения ремесленников

    Города на Древней Руси возводились исходя из выгодного географического расположения. Они должны были не только находиться поблизости от торговых трактов, но и обладать удачным расположением, чтобы их было легко защищать в случае войны и длительной осады. Как правило, города старались строить на холмистой местности или вблизи слияния двух рек. В городах обитал не только обычный люд, но и представители власти, поэтому в них был гарнизон с достаточным для обороны количеством солдат.

    По мере развития ремесленнической деятельности, в городах начали селиться мастера, благодаря чему обычные военные гарнизоны стали постепенно превращаться в крупные торговые центры. На центральной площади находилось княжеское поместье, которое окружалось стеной и заградительными сооружениями. Вокруг княжеского имения строились слободы, в которых проживали и трудились ремесленники. Мастера различных профессий и промыслов создавали товары, которые впоследствии продавались в других городах, что способствовало бурному развитию торговли. Развитие было настолько стремительным. Что уже спустя три века, на Руси насчитывалось около 60 различных видов ремесел.

    Металлургия

    Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.

    Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.

    Ювелирные украшения

    Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.

    В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.

    Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.

    Гончарное ремесло

    Умение лепить изделия из глины и обжигать их положило начало новой эпохи в строительстве, поскольку дома начали возводить не только из срубов, но и из кирпича. Помимо кирпича, из глины изготавливалась посуда. Первые упоминания о гончарном ремесле датируются еще XI веком. В то время уже были изобретены станки для работы, которые представляли собой вращающийся круг, приводимый в движение при помощи ножного привода. Для изготовления посуды использовалась специальная глина, проходившая предварительную обработку, а готовые изделия обжигались в печах, что придавало им невероятную прочность и долговечность.

    В каких отраслях ремесла мастера еще добились больших успехов?

    Говоря о ремеслах периода XI-XII веков, не стоит забывать и о таких видах деятельности, как чеканка, изготовление керамики и эмалей, стеклоделии, живописи, а также тонкой вышивке, поскольку в этих ремеслах славянским мастерам не было равных. Во время археологических раскопок, проходивших в Киеве, ученым удалось найти старинные картины, выполненные древними русскими мастерами, которые поражают своей красотой.

    Больших успехов в своей деятельности добились и плотники, которые занимались строительством домов, заборов и ворот, бочек, переправ, деревянных игрушек, крепостей и оборонительных сооружений, лодок и кораблей, а также других предметов утвари. По своей востребованности, плотники не уступали кузнецам.

    Художественная роспись

    Древнерусские маляры и художники были настоящими профессионалами своего дела и славились своим мастерством далеко за пределами страны. Постижение искусства художественной росписи происходило в специальных школах, каждая из которых имела различную направленность и готовила ремесленников определенного типа.

    Одним из популярных и востребованных направлений живописи того времени была гжель. Это ремесло основано на художественной росписи белых фарфоровых предметов синими красками. Одни ремесленники изготавливали из фарфора предметы кухонной утвари и игрушки, а затем другие раскрашивали их различными узорами и орнаментом. Особой популярностью пользовалась фарфоровая плитка, расписанная синими узорами.

    Еще одним популярным типом росписи была жостовская живопись. Она представляла собой роспись различных предметов утвари, выкрашенных в черный цвет, расписанных узорами ярких цветов и покрытых специальным лаком, придающим предметам невероятный блеск. Первые предметы, выполненные в стиле этого ремесла, датируются серединой XVIII века. Стоит отметить, что этот вид ремесла был очень труден в освоении, а изготовление предметов происходило в несколько этапов и отнимало очень много времени.

    Хохлома

    Хохлома - это одна из разновидностей художественной росписи посуды, зародившейся на Руси в начале VIII века. Кухонная утварь расписывалась цветами необычной формы и ярких оттенков, а также различными народными орнаментами, которые просто не позволяли оторвать взгляд. Предметы обихода, расписанные при помощи этой техники, могли прослужить достаточно долго, поскольку лак на них наносился в несколько этапов, после чего изделия закалялись в печи. Некоторые предметы кухонной утвари сохранились в превосходном состоянии до наших дней.

    Художественное ремесло Древней Руси

    Русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов так высказался о значении декоративно-прикладного искусства: "... Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней". Что же это за искусство?

    Человеку генетически присуще чувство прекрасного. С древнейших времен люди старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.

    Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью и скульптурой, но в отличие от "чистого" искусства имеет практическое применение. Изделия из керамики, металла, дерева, текстили, украшенные резьбой, росписью, шитьем, делали одежду, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.

    Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники – литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных изделий – подлинных шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Их особенно берегли и в случае опасности прятали.

    Что таят в себе клады

    Среди ювелирных изделий самые распространенные – украшения. На Руси одним из любимых женских украшений были колты – подвески к головному убору. Часто колты делали полыми внутри и закладывали в них пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. В 1906 г. на территории Твери нашли клад ювелирных изделий XI-XII вв. Среди них оказался крупный серебряный колт в виде шестиконечной звезды. Ее лучи были сплошь покрыты миниатюрными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками – зернью. Каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Можно только гадать, как удалось неизвестному умельцу в те далекие времена выполнить такую сложную и кропотливую работу.

    Немало бесценных произведений древнего ювелирного искусства дошло до нас благодаря кладам. В 1822 г. на территории Старой Рязани, сожженной еще татарами, но так и не восставшей из пепла, был обнаружен редкий по богатству и искусству исполнения клад золотых изделий XII – начала XIII в. Возможно, они принадлежали княжеской семье и при осаде города татарами были закопаны в землю. Среди найденных предметов особенно ценны бармы – роскошное оплечье, которое носили как символ власти византийские императоры и русские князья. Рязанские бармы имеют вид ожерелья, составленного из цепи ажурных бус с пятью подвешенными к ним медальонами. Три центральных, украшенные изображениями Богоматери и святых Варвары и Ирины, выполнены в технике перегородчатой эмали.
    Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных техник. Эмали – прозрачные и непрозрачные, глухие – это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Рецепт изготовления эмали известен: стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света древние эмали напоминают мозаику. Различны виды эмалевой техники: выемчатая, оконная, по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородки. Пространство между ними заполнялось эмалью. О мастерстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.

    Помимо эмали медальоны рязанских барм покрыты многоярусной узорчатой сканью – ажурным узором, выполненным из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей. Скань называют сейчас филигранью. Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани – дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" давно вышло за пределы ювелирного искусства.

    Сохранилось немало древнерусских ювелирных изделий, связанных с религиозным культом: церковные сосуды, оклады книг и икон, облачение священнослужителей.

    В Новгородском историко-культурном музее-заповеднике хранятся два древнейших сосуда – кратеры. Они изготовлены русскими мастерами Костой и Братилой (их имена вырезаны на поддонах). Форма кратеров, их название и назначение заимствованы из Древней Греции. Мастера-керамисты изготавливали там большие колоколообразные сосуды, в которых разбавляли водой вино. Русские серебряники сделали кратеры из металла, придали им сложную восьмигранную форму и украсили изящными S-образными ручками, стенки каждого сосуда покрыли чеканными изображениями святых и орнаментами.

    Подъем русского декоративно-прикладного искусства был прерван монголо-татарским нашествием. Одни талантливые мастера погибли при обороне городов, других насильно увели в Орду. Надолго прекратилось на Руси производство черни, перегородчатой эмали, зерни, скани.

    Несметные сокровища царя

    Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных традиций началось еще в XV столетии. Главным центром художественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастерские, особенно Оружейная палата, и работали лучшие мастера. Сначала в Оружейной палате производили и хранили только царское оружие. Со временем палата расширилась. Вместе с мастерами-оружейниками работали придворные художники, украшавшие царские хоромы, писавшие иконы и книжные миниатюры. Мастерские по изготовлению карет, дорогих седел и конской упряжи для парадных царских выездов имелись при Конюшенном приказе. Отдельная Постельная палата, позже преобразованная в Государеву и Царицыну палаты, занималась изготовлением царского постельного белья и одежд.

    В XVI в. из куска золота весом 3 кг было выковано блюдо, подаренное Иваном IV своей невесте – черкесской княжне Марии Темрюковне в день свадьбы. Его края украшены изящным черневым орнаментом и надписями, а в центре изображен двуглавый орел – герб Российского государства. На таких блюдах в старину невесте подносили фату и кику – головной убор замужней женщины. Отделка блюда настолько приглянулась русским мастерам, что ее часто повторяли позже.

    Нередко драгоценную царскую утварь изготавливали по заказу царя или бояр, чтобы вложить в храмы и монастыри "на помин души". После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. его жена Ирина Годунова вложила несколько золотых сосудов в Архангельский собор Кремля. Среди них особенно красивы кадило и потир, хранящиеся ныне в Оружейной палате. Кадило имеет форму православного храма, увенчанного луковичной главой на барабане. Вся его поверхность покрыта двумя-тремя десятками драгоценных камней и чернью. На стенках сосуда в великолепной графической манере изображены апостолы и святые, соименные членам царской семьи.

    Чернь – ювелирная техника, известная еще с античных времен. На металле вырезают рисунок. Затем изделие сплошь покрывают чернью – сплавом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи чернь прочно схватывается с металлической основой. Мастеру остается только спилить лишнюю чернь, не попавшую в углубления рисунка. Блеск светлого металла красиво контрастирует с бархатной чернью орнамента.

    Кадило, подаренное собору Ириной Годуновой, было столь ценным, что в начале XVII в. патриарх специальным указом разрешил пользоваться им только девять раз в году – по особо торжественным случаям.

    Не менее красив и потир. Этот сосуд, по форме напоминающий кубок, использовали во время литургии для причащения верующих. На полированном венце его чаши среди мелкого орнамента, в круглых медальонах помещены выполненные чернью изображения святых и литургическая надпись. Ниже поверхность чаши по контрасту с гладким венцом покрыта крупным резным орнаментом и драгоценными камнями.

    Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Именно эти изделия составляли главное богатство казны. Особенно преуспел в этом Иван Грозный. О размерах его "коллекции" можно судить по историческому факту: в начале 1572 г., опасаясь набега крымских татар на Москву, царь выехал в Новгород и увез с собой сокровища казны. Их разместили на двух обозах, состоящих из 450 саней.

    Предметы из царской казны постоянно использовались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах, поставлении патриархов. Их дарили иностранным монархам и послам, отличившимся боярам и дворянам.

    Цари гордились своими богатствами. Ивана Грозного перед смертью каждый день носили в сокровищницу полюбоваться своими драгоценностями. Однажды он даже пригласил туда английского дипломата Джерома Горсея, долго показывал ему собранные самоцветы и объяснял заключенную в них таинственную силу.

    В залах Оружейной палаты, крупнейшего собрания древнерусского ювелирного искусства, дивишься не только красоте изделий и мастерству их создателей. Поражает количество золота и драгоценных камней. А ведь до XVIII в. их в России не добывали. Главным источником драгоценных металлов были золотые и серебряные иностранные монеты – английские, немецкие, арабские, поступавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока – из Персии, Китая, Индии, Турции. В 1676 г. по указанию царя Алексея Михайловича русский посол в Пекине купил у китайского богдыхана редкой красоты и размеров турмалин. Сначала красный камень украшал венец Петра I, затем корону Екатерины I, а позже он был укреплен на короне Анны Иоанновны. Именно эта корона выставлена ныне в витрине Оружейной палаты.

    На Руси очень любили жемчуг. Крупный круглый жемчуг привозили с Востока, а мелкий, неровный добывали в озерах на севере Руси. Им украшали одежду, оклады икон и книг, царские венцы. По словам Павла Алеппского, побывавшего в России в середине XVII в., на один из саккосов патриарха Никона был нашит пуд жемчуга. В царской казне находилось такое количество "перлов" (так называли тогда жемчуг), что поляки, захватившие Москву в начале XVII в. и разграбившие Кремль, для развлечения палили жемчугом из ружей. В это время погибли многие великолепные произведения русского ювелирного искусства. Их расхищали, раздавали солдатам вместо жалованья. После "хозяйничанья" поляков в Москве из семи царских венцов сохранилось только два – "шапка Мономаха" и "Казанская шапка" Ивана Грозного.

    Последний век древнерусских ювелиров

    Несмотря на столь неблагоприятное начало, XVII век в целом стал вершиной расцвета русского ювелирного искусства. Изделия мастеров этого времени особенно пышны и праздничны. Они многоцветны, узорчаты, нарядны. Привычные, земные формы декора причудливо сочетаются с фантастическими.

    В XVII в. были созданы отдельные Золотая и Серебряная палаты, где мастера – чеканщики, резчики, эмальеры, сканщики, алмазники – занимались производством изделий из драгоценных металлов и камней для царя и патриарха. В кремлевских мастерских работали умельцы со всей России. Немало было и приглашенных иностранцев – немцев, итальянцев, сербов, англичан. Они получали денежное жалование, соответствующее их опыту и мастерству. Один из самых высоких окладов – 25 руб. в год – имел знаменщик Симон Ушаков. Нередко одно изделие выполняла группа ремесленников: "судовых дел мастер" выковывал золотой или серебряный сосуд, знаменщик наносил на него рисунок, чеканщик, резчик, эмальер украшали. Царь следил за работой Золотой и Серебряной палат, иногда лично утверждая проект нового изделия.

    В 1664 г. жена умершего боярина Бориса Морозова, видного государственного деятеля, воспитателя царя Алексея Михайловича, вложила "на помин души" мужа в Чудов монастырь Кремля необыкновенно красивый потир. Чашу и ножку покрывали эмали ярких сочных цветов, хорошо сочетающиеся с изумрудами, рубинами, сапфирами, украшавшими сосуд.
    Близка этому потиру по стилю золотая чаша, подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Это подлинный шедевр эмальерного искусства. Стенки чаши покрыты ярким растительным орнаментом. На венце – резная надпись вязью, чередующаяся с четырьмя крупными драгоценными камнями. В конце XVII в. царевна Софья подарила эту чашу своему любимцу – князю Василию Голицыну. Но подарку суждено было вернуться в казну: при Петре I князь попал в опалу.

    Особо значимые, чудотворные иконы знаменитых мастеров любили на Руси украшать драгоценными окладами, ризами. "Владимирская Богоматерь" – одна из важнейших православных святынь – имела не один, а несколько драгоценных окладов. Только в Оружейной палате их хранится не менее трех. Самый нарядный оклад был выполнен в середине XVII в. мастерами Кремля по заказу патриарха Никона. Все верхнее его поле сплошь покрыто разноцветными драгоценными камнями и жемчугом. Корону Богоматери украшают два ограненных изумруда, уникальных по размеру, весом по 100 карат каждый.

    Прикладное искусство XVII в., как и живопись, тяготеет к реалиям окружающего мира. Это видно даже в оформлении культовых изделий. В 1678 г. большая группа мастеров Оружейной палаты изготовила по царскому заказу книжный оклад для одного из кремлевских храмов. Сохранив традиционную схему оформления Евангелия – в центре "Деисус", а по углам – четыре евангелиста, – мастера дополнили его многочисленными бытовыми деталями.

    Евангелисты изображены в богатом интерьере: полы из узорчатой плитки, нарядные колонки, дорогая мебель – столы и кресла.

    По заказу Алексея Михайловича в 1672 г. специально вызванные в Москву иностранные специалисты по геральдике составили новый герб России. Мастера Золотой палаты изготовили тарелку с геральдическими изображениями, выполненными цветной эмалью. В центре памятной тарелки – двуглавый орел под тремя коронами с державой и скипетром в лапах. Вокруг" – надпись черной эмалью с полным царским титулом. По краям тарелки расположены изображения гербов Новгорода, Астрахани, Твери, Пскова и других русских городов и земель.

    Когда ходишь по залам Оружейной палаты, испытываешь чувство гордости за своих древних соотечественников – русских ремесленников-ювелиров, создавших всю эту красоту.

    06.07.2018

    У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел - то баклуши бил, то лясы точил , профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

    Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному - родному.

    Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти .

    Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие...

    Вы на себя плетёте петли
    И навостряете мечи.
    Ищу вотще: меж вами нет ли
    Рассвета алчущих в ночи?

    На мне убогая сермяга,
    Худая обувь на ногах,
    Но сколько радости и блага
    Сквозит в поруганных чертах.

    В мой хлеб мешаете вы пепел,
    Отраву горькую в вино,
    Но я, как небо, мудро-светел
    И неразгадан, как оно.

    Вы обошли моря и сушу,
    К созвездьям взвили корабли,
    И лишь меня - мирскую душу,
    Как жалкий сор, пренебрегли.

    Работник родины свободной
    На ниве жизни и труда,
    Могу ль я вас, как тёрн негодный,
    Не вырвать с корнем навсегда?

    Николай Клюев

    Пахарь

    Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

    В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

    Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

    Косарь

    Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари - обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление - в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели - дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается - и до беды недалеко. Сенокос - один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

    Бондарь

    Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

    Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

    Дёгтекур и смолокур

    Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

    Лапотник

    Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. .

    Сапожник

    Бурлак

    Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

    При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

    Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

    Плетельщик

    Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

    Кузнец

    Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

    Гончар

    Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

    Ложкарь

    Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

    Игрушечник

    Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

    Красильщик

    Красильщик - ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

    Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

    Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

    Валяльщик

    Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

    Ткач

    До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность - ткачество .

    Вышивальщица

    Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры... Руская народная вышивка.

    Кружевная мастерица

    На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

    На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

    Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

    Коробейник

    Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название - коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой - руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

    Молочник

    Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

    Водовоз

    Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

    В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

    Фонарщик

    К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

    Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

    В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

    На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

    Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

    Шорник

    Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

    Ямщик, извозчик, ломовик

    Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики - что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

    А вот извозчики - водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

    «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

    Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

    Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей - иметь пищу, одежду, крышу над головой - со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

    Русские ремесленники сделали большой вклад в развитие культуры Древней Руси . В городах и сельских селениях умельцы достигли в своем производстве высокого мастерства, что оказало влияние на оживление внутренней торговли.

    В скандинавских сагах Русь называется страной городов - Гардарикой. Летописи дают сведения о существовании в IX веке, по крайней мере, двадцати трех русских городов. В реальности их было больше: в "Трактате об управлении империей" Константин Багрянородный называет города, которые в русских летописях не упомянуты.

    Древнерусские города. Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве.

    Кузнечное дело. Первыми ремесленниками-специалистами на Руси стали кузнецы, ведавшие сложным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. Сырьем в этом ремесле служила болотная руда - железистые отложения на корневищах болотных растений. "Варка железа" из руды происходила путем ее нагревания в специальных печах-домницах с помощью сыродутных горнов. Полученное железо клали под молот, а уже затем кузнец начинал изготавливать из него различные орудия труда: лемеха, лопаты, топоры, удила, гвозди, косы, серпы, плужные ножи, сковороды и многое другое.

    Для изготовления прочных железных изделий применяли прием кузнечной сварки. Ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки изготавливались с помощью зубила. Большого искусства требовало производство топоров, замков, молотков и копий. В городах ассортимент железных изделий был значительно шире. Кузнецы изготавливали стремена, шпоры, ларцы для хранения ценностей, заклепки и умбоны для щитов, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли, дротики и многое другое.

    "Кузнецы меди и серебру" . Археологи установили, что древние ювелиры владели искусством изготовления проволоки, из которой делали плетеные браслеты. Популярным техническим приемом являлось литье, формы для которого отличаются большим региональным разнообразием. Археологами литейные формы для крестов, медалевидных подвесок, височных колец. В городах мастера изготавливали украшения с зернью и сканью (напаянными зернами или нитями металла). В их арсенале были ковка и литье серебра, меди и сплавов. Ювелирные изделия украшались чеканкой. Орнаменты не были сложными и наносились резцом или зубчатым колесиком.

    Гончарное ремесло на Руси. В славянских землях гончарное дело имело давнюю традицию, уходящую вглубь веков. Но в IX веке оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. На смену древней лепной посуде пришла произведенная на гончарном круге. Если ранее изготовление глиняной утвари было женским делом, то в Киевской Руси повсеместно уже работали гончары-мужчины. Типичным и наиболее распространенным мотивом славянской керамики являлся рисунок, состоящий из параллельных горизонтальных или волнообразных линий. Наряду с ним существовал гребенчатый орнамент, когда на изделии видны отпечатки редкого гребня. После формовки и нанесения рисунка посуду сушили, а затем обжигали в печи или гончарном горне. Продукция представляла собой горшки разных размеров и назначения, корчаги для хранения зерна или браги.

    Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

    Домашнее производство. В Древней Руси господствовало натуральное производство, где практически все необходимое для жизни делалось в каждом отдельном хозяйстве: одежда, обувь, домашняя утварь, земледельческий инвентарь. Плотничьи работы выполнялись одним лишь топором. Для обработки дерева применялось тесло, которым можно было выдолбить корыто, колоду или лодку. В домашнем хозяйстве занимались выделкой кожи и меха, изготовлением тканей, производством ведер, ушатов и бочек.

    Русская торговля в IX-X веках. Археологические находки свидетельствуют, что внутренний обмен у восточнославянских племен был издавна развит. В Приднепровье и в Северной Руси обнаружены предметы причерноморского происхождения, серебряные изделия из Средней Азии и Ирана. Размещение кладов с арабскими серебряными монетами, которые служили средством денежного обращения в то время, позволяют определить торговые пути и районы, наиболее затронутые торговлей. К ним надо отнести земли полян, северян, кривичей и словен новгородских. Реже встречаются клады в земле дреговичей и радимичей и совершенно отсутствуют у древлян.

    Торговые пути русских купцов. Одним из основных торговых путей руссов была Волга.

    Купцы следовали в столицу Хазарии Итиль, где платили кагану пошлину с провозимых товаров, немного торговали, а затем плыли далее по Каспийскому морю в арабские земли. Волжским торговым путем пользовались торговые люди из Новгорода, Ростова, Владимира, Рязани и других северных русских земель. Купцам из Киева, Чернигова и Смоленска ехать в Итиль и на Восток приходилось через Византию. Торговля с Византией шла очень оживленно, чему способствовали соглашения 907-го и 911 годов. Добраться до Константинополя из Киева можно было, следуя по Днепру и вдоль Черноморского побережья. Путешествие было опасным, и торговцами часто являлись княжеские дружинники. Торговля с Западом осуществлялась двумя путями: из Киева в Центральную Европу и из Новгорода через Балтийское море в Скандинавию, южную Прибалтику и далее на запад по суше и по воде.

    Многие железные изделия Древней Руси выполнены в технике металлургического «пакета», при которой с боков стальной полосы приваривались пластины из мягкого железа. Изготовленные в этой технике изделия, например ножи, стачивались прежде всего с боков, а стальное лезвие всегда выступало и было как бы самозатачивающимся, долго сохраняя остроту. Конечно, такие ножи тоже точили, равно как и другие аналогичные изделия, изготовленные в той же технике, но их рабочие качества сохранялись дольше. Можно заметить, что в городских слоях находки каменных оселков обычны.

    Техника «пакета» зародилась в древности. Вещи, изготовленные таким приемом, известны в Скандинавии, Чехословакии, а на Руси - в древностях «дружинного» типа.

    Среди предметов, сделанных древнерусскими кузнецами, немало сложных, состоящих из многих деталей. Таковы, например, замки, при производстве которых надо было изготовить около 40 деталей с применением разнообразных технологий. При этом требовалось умение сваривать железо со сталью, освоить горновую пайку медью и т. д. Русские замкй славились и за границей, их находят, например, в Чехословакии.

    В обработке цветных и благородных металлов ремесленники Древней Руси также проявили себя искусными мастерами. Ювелирных мастерских, где производились массовые недорогие украшения, найдено много, особенно в Новгороде. Среди использовавшихся материалов обычна медь, из которой изготовлялись проволочные и пластинчатые заготовки. Встречаются и поделочные камни, например янтарь. Широкое распространение получили изделия бронзолитейщиков, требовавшие сложных приемов изготовления. Методом литья изготавливали и распространенные в то время предметы вооружения - булавы и кистени, а также другие вещи.

    Прекрасны русские ювелирные изделия, центром производства которых был Киев. Золотые или серебряные вещи украшались зернью, сканью, перегородчатой эмалью. Из золота с эмалью делались венчики, шейные цепи, составлявшиеся из медальонов, колты - фигурные коробочки - часть женского наряда. Чернь применялась для серебряных изделий и состояла в покрытии рисунка особым составом черного матового цвета. Чернеными делали браслеты и колты. В Новгороде найдена берестяная грамота, в которой знатная женщина требует срочного исполнения ее заказа на золотые колты. Она сообщает, что отдала мастеру металл, вес которого указан в письме. Подобные драгоценности с рубежа XI-XII вв. изготовлялись, видимо, вотчинными ремесленниками и, как показано выше, на заказ.

    Особенно много колтов, браслетов и иных украшений найдено в Киеве, где их большая часть была зарыта при набегах кочевников и при приближении монголо-татарских орд. Владельцы этих кладов или погибли при защите Киева, или не смогли найти своих сокровищ в пожарище. На территории Киева учтено около 50 кладов, зарытых между 1170 и 1240 годами. Один из них, причем не самый богатый, найден у Десятинной церкви и состоял из шести серебряных денежных гривен киевского типа, двух золотых колтов с перегородчатой эмалью, двух золотых цепочек, семи золотых сережек, витого серебряного браслета, пяти серебряных перстней. Известны клады и в других местах Киевской земли, Волынского, Черниговского, Новгород-Северского княжеств, Старой Рязани, во Владимире, Москве и иных городах и землях. В Новгороде, Смоленске, Пскове, Полоцке, т. е. городах, не осаждавшихся ордами Батыя, вещевых кладов нет.

    История русского стеклоделия хорошо изучена благодаря применению метода спектрального анализа. Долгое время считалось, что стеклянные изделия, находимые в древнерусских городах и курганах, в своем большинстве привозные. Сейчас удалось выяснить, что с конца XI в. на Руси стали широко распространяться стеклоделательные мастерские. В них изготовлялись стеклянные бусы, браслеты, сосуды, оконное стекло. Наиболее частым украшением древнерусских горожанок в XII-XIII вв. были стеклянные браслеты: желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. Встречаются и двухцветные. Например, черный браслет перевит желтой стеклянной ниточкой. В Смоленске были освоены технологические приемы производства красного («печеночного») стекла и красной поливы на керамических изделиях. В Киеве раскопана мастерская по производству стеклянных браслетов, там найдены горны и тигли для плавки стекла. Стекло изготовлялось и в ряде других древнерусских городов. Монголо-татары разрушили эти города, а с ними и ремесленные мастерские (привозные стеклянные изделия также нередки на Руси, например восточные бусы). В Новгороде, Смоленске и некоторых других городах изготовление стекла продолжалось и после нашествия, но максимальный подъем этого производства был уже позади. Широкое производство стекла было важным техническим достижением домонгольской Руси, не получившим дальнейшего расцвета из-за глубокого упадка, вызванного монголо-татарским разорением.

    Видное место среди ремесел занимало гончарное производство. Его расцвет связан с появлением гончарного круга. Как выяснено выше, гончарный круг появляется на определенной стадии социального развития общества и знаменует собой отделение ремесла от земледелия. Поэтому находка круговых черепков на каком-нибудь городище указывает, что оно находилось на стадии превращения в город. Время появления гончарного круга на Руси - от 900 до 920- 930 гг. Однако до XI в. он существовал только в крупных городах, из тех, которые упомянуты в летописи под IX в.

    Гончары изготовляли разнообразные по форме глиняные изделия: горшки, миски, сковородки, светильники, игрушки и многое другое. Гончарные горны для обжига посуды найдены в Киеве, Старой Рязани, Белгороде и др. В древнерусском городе Вщиже (около Брянска) обнаружен горн XIII в. длиной около 2 м. Он имел как бы два этажа: нижний - для топки, верхний - для обжига посуды. В нем сохранились 26 обжигавшихся там горшков. В гончарном ремесле, как и в металлообрабатывающем и иных, происходила специализация. С X в. на Руси появляется кирпич, производство которого возникло, видимо, не без византийского влияния. Формы византийского и русского кирпича сходны. Кирпич в Древней Руси представлял собой почти квадрат со стороной около 30 см. Первоначальная его толщина - 2,5 см, затем она постелено увеличивалась, а квадрат превращался в прямоугольник. У историков архитектуры и археологов такой кирпич называют греческим словом «плинфа». Две совершенные кирпичеобжигательные печи XII в. найдены в Смоленске, где было выстроено много кирпичных церквей. Печи круглые, врезанные в склон горы, построенные из обожженных и сырцовых кирпичей. Обе они были двухъярусные. Обжиг плинфы происходил в верхнем ярусе. Открыта подобная печь и в Киеве около Софийского собора и в некоторых других местах.

    [Рис.1] Продукция древнерусских ремесленников: 1 - деревянный сосуд, изготовленный на токарном станке, 2 - круговой сосуд, 3 - кожаная обувь (поршень), 4 - сапожная колодка, 5 - цилиндрический замок, 6 - колты, 7 - форма для отливки подражания колту, 8 - зерненая лунница

    Гончары делали и яркие поливные плитки, которыми украшались полы некоторых зданий, и черепицы для крыш, и художественные изделия из глины. В Киеве производились глиняные яйца-писанки, украшенные поливным узором, напоминающим фигурные скобки. В Смоленске делали глиняные, покрытые разноцветной поливой с таким же рисунком, ручки столовых ножей - часть парадного прибора. В Новгороде открыта мастерская, где делали погремушки в виде птичек, покрытые желтой поливой. Эти изделия имели широкий сбыт и встречаются не только на Руси.

    Древнерусские горожане носили преимущественно кожаную обувь: лапти при раскопках не обнаружены. Кожаные ботинки и сапоги, а также другие кожаные изделия - ножны ножей, кошельки, седла - украшены узором из дырочек, тисненой плетенкой или аппликациями. В Новгороде открыта изба кожевника, к которой пристроен ящик с остатками извести и шерсти. Известью удаляли шерсть со шкур.

    В культурном слое древнерусских городов изобилует щепа - след работы плотников. Обработкой дерева занимались и токари, несомненно существовавшие с X в. С этого времени встречаются деревянные чаши, выточенные на токарном станке, который конструктивно родствен гончарному кругу и появляется вслед за ним. Найдены все детали токарного станка. Точеные чаши нередко покрыты художественной резьбой. Ею украшали не только посуду, но и мебель, лодки, дома. На двух резных колоннах из Новгорода вырезан сложный узор в виде переплетающихся лент, обрамляющий медальоны, в центрах которых изображены кентавры. Вероятно, эти колонны использовались в конструкции дома. Резьбой украшались и наличники окон.

    В древнерусских городах найдены великолепные образцы прикладного искусства, изделия из дерева, кости, камня, цветного и черного металла. В Новгороде их несколько десятков тысяч. В древних постройках Киева обнаружены многочисленные резные каменные плиты. Особенно замечательны монументальные рельефы на плитах из красивого камня - шифера. На одной из них представлены две конные фигуры, может быть, портретные изображения князей Ярослава и Изяслава. В результате раскопок прикладное искусство Древней Руси предстало перед нами как бы заново.

    [Рис.2] Художественные изделия: 1 - резная колонна, 2 - рисунок на деревянной тарелке, 3 - деревянный (самшитовый) гребень

    Авдусин Д. A. Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1989. - 335 с.: ил.
    ISBN 5-06-000015-X