• Все о профессии машинист поезда. Справочный материал «История профессии машинист локомотива

    Машинист – профессия, связанная с управлением поездом на железной дороге. Машинистами называют людей, управляющих всеми типами железнодорожной техники: паровозами, тепловозами, электровозами в метро, трамваями, независимо от того, перевозят они грузы или пассажиров.

    Обязанности и требования

    Работа машиниста часто предполагает ненормированный график и тяжелые условия труда, большие физические и моральные нагрузки, но при этом зарплата машиниста достаточно высока по сравнению с другими рабочими специальностями. Практически все машинисты – мужчины.

    Каждый день перед выходом на работу все машинисты должны проходить медицинскую комиссию, на которой проверяются такие параметры, как давление, частота пульса, температура тела и, конечно же, тест на отсутствие алкоголя в крови.

    Кроме ежедневной проверки здоровья машинисты проходят полное обследование каждые несколько лет и при поступлении на обучение профессии.

    Работа в тяжелых условиях позволяет машинистам выходить на пенсию на пять лет раньше (но это только при достижении определенного стажа в должности машиниста или его помощника).

    Отличительной особенностью работы машиниста является строжайшее требование к соблюдению графика движения поездов. Например, в московском метро в часы пик 10–15 секунд – это уже очень серьезное опоздание!

    Управление поездом, как правило, осуществляет бригада, состоящая из машиниста и его помощника. Но в современных поездах с их управлением вполне может справиться и один человек, так что зачастую опытные машинисты работают в одиночку.

    Трудоустройство

    Работа машиниста требуется везде, где используются подвижные составы. Это может быть система метрополитена либо пассажирские железнодорожные линии. Не стоит забывать, что поезда используются для транспортировки не только людей, но и грузов. Нередко машинисты работают на промышленных предприятиях, ресурсных месторождениях и крупных строительных объектах.

    Как стать машинистом

    Для работы машинистом поезда необходимо получить среднее профессиональное образование по направлению «Техническая эксплуатация подвижного состава». Оно есть во многих техникумах и колледжах. Также необходимую квалификацию можно получить на курсах непосредственно на будущем месте работы, например, в Московском метрополитене.

    В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

    Особенности профессии

    К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

    На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

    Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

    При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

    Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

    Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

    Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

    Общая информация

    Помощник машиниста тепловоза или электровоза - это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

    Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

    Каким должен быть помощник машиниста?

    Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

    Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

    • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
    • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
    • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
    • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
    • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

    Где получить образование?

    Помощник машиниста электровоза (тепловоза) - это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

    Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

    Обязанности помощника машиниста

    Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

    Итак, основные обязанности помощника машиниста:

    1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
    2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
    3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
    4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

    Преимущества и недостатки профессии

    Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

    Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

    Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

    Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

    У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

    Кто такой помощник машиниста?


    Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

    Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

    Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

    • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
    • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
    • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

    Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

    Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


    Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

    • хорошая реакция;
    • внимательность;
    • осторожность;
    • осмотрительность;
    • выносливость;
    • хорошая зрительная память;
    • способность быстро переключать внимание;
    • стрессоустойчивость;
    • острота зрения и слуха;
    • высокая координация движения;
    • склонность к работе с техникой.

    Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

    Преимущества профессии помощника машиниста

    Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

    Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

    Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

    Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

    Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

    Недостатки профессии помощника машиниста

    Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

    Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

    Машинист – профессия века XX . В ней нет древних корней, философской или творческой основы. Но с появлением первого поезда, человек, который им управляет, стал незаменим.

    Сегодня под специальностью машиниста понимают профессионала способного возглавлять все типы железнодорожной техники. К ней относятся паровозы и тепловозы, электровозы и трамваи, и, конечно, метро, в независимости от вида перевозок – грузов или людей.

    Специфика профессии машинист

    Работа машиниста относится к категории мужских специальностей. И обладает рядом специфических особенностей.

    1. Требует выносливости, силы и отменного здоровья . Те, кто работают управляющими железнодорожным транспортом, знают. Труд этот зависит от общей крепости организма и нервной системы. Ведь зачастую машинистам приходится отрабатывать ненормированный день. Начинать его рано и заканчивать поздно – по принципу целой смены. Здесь важно иметь хорошее здоровье, чтобы выдерживать нагрузки и всегда быть сосредоточенным в процессе прохождения пути.

    2. Зависит от хороших технических знаний . Современные поезда и локомотивы – это скопление большого количества автоматических устройств, в каждом из которых машинист обязан разбираться идеально, чтобы не допустить ошибок в движении на большой скорости или несчастного случая.

    Зато высокие требования к машинистам компенсируются привилегиями, которые они получают от государства. Что, разумеется, стимулирует молодых людей осваивать именно эту профессию!

    Почему работа машинистом открывает молодым людям хорошие перспективы?

    Россия – железнодорожная страна. Сегодня поезд или метро являются самыми экономичными и популярными видами транспорта, позволяющие людям преодолевать расстояния между городами и непосредственно в них. Поэтому и профессия машинист в последние годы «на коне». Чтобы привлечь в этот сегмент рынка труда молодежь, государство разработало целый социальный пакет с массой манящих перспектив.

    Так, например, каждый среднестатистический машинист при достижении стажа имеет возможность выйти на пенсию на 5 лет раньше. Средняя зарплата у водителя поезда составляет 50 000 рублей и выше. А у работников метро, где условия труда считаются наиболее сложными и динамичными, оклад оценивается в районе 100 000 рублей. Также государство стимулирует выбор этой должности выдачей ипотеки на весьма выгодных условиях.

    Где обучают на машиниста, и как подготовиться к поступлению на эту профессию?

    Прежде чем стать квалифицированным машинистом вам предстоит обучение. А затем и стажировка в качества младшего помощника. И только потом прошедшему опыт специалисту доверяют ответственную и очень важную работу. Получают образование машиниста в колледже или техникуме по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Дальнейшее же обучение зависит от места работы. Например, работники метро проходят дополнительную практику с занятиями на специальных тренажерах.


    Но какое бы направление ни выбирал будущий машинист, он просто обязан отлично разбираться в физике и математических дисциплинах для удачной сдачи вступительных экзаменов. И если вы имеете потенциал к исполнению такой ответственной работы в будущем, то уже сегодня профессиональные дистанционные педагоги
    Tutoronline.ru оперативно и результативно подготовят вас по точным дисциплинам к поступлению и в среднее, и в высшее учебное заведение. Оперативно, доступно, в удобном для вас режиме.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.