• В каком центре не изготавливают глиняные игрушки. Презентация на тему: Народная глиняная игрушка

    Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка - это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

    Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.


    Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

    Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха - символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

    Русская народная игрушка из глины и дерева

    Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.


    Богородская русская народная игрушка из дерева

    Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

    Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

    Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.


    Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных - животные и птицы, главная особенность которых - чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

    При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи - это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

    Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.


    В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

    Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

    Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

    • Индюк - красочный, словно павлин.
    • Барыня - это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
    • Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
    • Лошадь - традиционно в ярко-голубых тонах.
    • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
    • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

    Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

    Следующий этап - раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый - символ чистоты; черный - лжи; зеленый - природа; красный - силы, здоровья; синий - неба.

    Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

    По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

    По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

    Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.


    Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

    Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь - символом хозяина леса, олень или баран - символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.


    Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

    Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

    Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители - сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы - сирин).


    Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки - женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.


    В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

    Филимоновская русская народная игрушка

    Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

    К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

    Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана - с круглыми рогами, а корову - с рогом в форме полумесяца.

    В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.


    Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

    Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка

    Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина - она и приводила фигурку в действие.


    Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.

    Мазыкская русская народная игрушка

    Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников - детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, - отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

    Основная особенность производства игрушки - использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

    Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно - конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

    Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.


    Русская матрешка

    В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

    Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

    Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

    • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
    • Мериновские (крупные цветы);
    • Семеновские (строгая симметричная роспись);
    • Полховские (изображение цветов шиповника);
    • Вятские (барышня-северянка).

    Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.


    Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

    Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.


    Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

    Основной сюжет федосеевской игрушки - кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.


    Основные цвета федосеевской игрушки - желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

    Птица счастья - игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.


    Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

    Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.

    М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

    А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - вроде как бы Святой Дух.

    Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

    Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.


    Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.


    Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

    История глиняной игрушки на территории России начинается задолго до нашей эры.

    Чернышинская игрушка. Русский музей , CC BY-SA 3.0

    Древнейшие игрушки обнаружены археологами среди предметов, относящихся ко II тысячелетию до н.э., среди них, кроме глиняных топориков и посуды, были и погремушки.

    Славянские находки

    В славянских погребениях VI–VIII веков обнаружены глиняные коньки и погремушки, а в X–XII веках - разнообразные свистульки (птицы, коньки, бараны), погремушки, обломки глиняных человеческих фигур.


    Хлудневская игрушка. XX век Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    География находок: Киев, Новгород, Рязань, Москвы, Дмитров, Коломна, Зарайск - древние русские города.


    Кожлянская игрушка. Нач. XX века Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    Эти древние игрушки были вылеплены из глины, обожжены, некоторые раскрашены и расписаны.

    Средневековый период

    В ходе археологических работ 1940–1950-х годов в Зарядье и на территории бывшей Гончарной слободы в Москве были обнаружены сотни игрушек XIV–XVII веков - не только обломков и фрагментов, но и целых экземпляров художественного качества, что говорит о мастерстве московских игрушечников того времени.


    Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    Сюжеты

    В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов: женские фигуры, кони, птицы, всадники, бараны, собаки, олени, медведи, шары-погремушки.


    Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    Ремёсла и промыслы

    Изначально глиняные игрушки были сопутствующим товаром гончаров, основной деятельностью которых было производство глиняной посуды. Игрушки же они делали «для привлечения покупателя, да детишкам на потеху».


    Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    В более поздние периоды, особенно в XX в., в связи с появлением спроса и развитием рынка сбыта в отдельных регионах появились и чисто игрушечные промыслы.


    Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

    Возрождение

    Многие виды глиняной игрушки были по разным причинам утрачены в XX в. Сегодня их восстановили и восстанавливают отдельные мастера-энтузиасты, которые в каждом отдельном случае проделали огромную работу по возвращению традиционных образов фигурок и технологий.


    Магазин Русские ремёсла , CC BY-SA 3.0

    Для этого они потратили много времени в библиотеках, музеях, поездках по региону промысла, беседах со старожилами, потомками игрушечников, выясняя детали и секреты ушедшего мастерства. , например, артефакты которой можно сосчитать на одной руке, восстанавливалась со слов тех, кто её когда-то видел. Им показывали образец, спрашивали, что не так, после подпровляли под словесное описание.

    Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

    глиняных игрушек

    На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда. При раскопках были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

    История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках. Глина - пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

    В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.

    Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

    Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины. В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек. Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.

    Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота - главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.

    Большой известностью пользуются российские керамические каргопольские, дымовские, филимоновские и др. получило свое распространение по многим странам мира.

    Глиняная игрушка каргопольская: история возрождения

    Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него. Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала - глины.

    Довольно интересна история возрождения этого промысла. По отношению к другим видам мастерства, возрождение которых было организовано в советские времена, искусство каргопольской игрушки в России в какой-то момент было практически утеряно. Однако некоторые образцы изделий удалось сохранить и донести до наших дней благодаря Ульяне Бабкиной. Она смогла дать вторую жизнь некогда исчезнувшему виду ремесла. Глиняные игрушки, фото которых представлены ниже, отражают всю индивидуальность и особенности мест своего происхождения.

    Особенности внешнего вида каргопольской игрушки

    Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи.

    Сюжеты делятся условно на 2 категории:

    • Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной - «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
    • Старинные типы - всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

    Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери - сырой земли» и солнца. Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка».

    Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.

    Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.

    Присущие узоры

    Роспись глиняных игрушек является довольно простой, однако берет она свое происхождение из далеких времен. Здесь можно увидеть прямоугольники, овалы, ромбы, штрихи, полоски, крапинки, косые кресты. Набор красок в основном состоит из коричневого, охристого, черного, зеленого, кирпично-красного и голубого оттенков. Реже добавляются серебряная и золотая краски.

    Глиняные свистульки: их значение и поверья

    В качестве детской забавы глиняные игрушки-свистульки стали восприниматься сравнительно недавно. Ранее, во времена языческих богов, эти фигурки носили магическое значение. Их использовали для отпугивания нечистой силы.

    Пинежский заговор гласит, что игрушка способна переманивать на себя болезни. Такую же цель имели и различные свистульки. Их часто лепили в виде различных животных и птиц, которые, в общем-то, и являлись традиционной темой русских народных игрушек.

    В Тульской области существовали поверья о том, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Те или иные виды фигурок могли избавить от различных хворей. Как правило, их расставляли напротив окна для защиты ребенка от зла и болезней.

    В 19 веке в Вятке проводился древний обряд с применением игрушечной свистульки, призванный изгонять злые силы и привлекать добрые. Этот праздник носил название «Свистопляска» или «Свистунья». В эти дни взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, предавались танцам и веселью.

    В чем заключается индивидуальность поделок из глины?

    Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок. Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки - инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы - от 80 мм до 100 мм. Однако сечение может быть весьма разнообразным - круглым, овальным или прямоугольным.

    Пичужка каждого мастера - это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.

    Значение поделок в современном мире

    Изготовление глиняных игрушек - это индивидуальный процесс для каждого человека. Очень полезны подобные занятия в школьных кружках. С их помощью можно вызвать в детях интерес и любовь к мировой культуре, развить моторику рук, художественный вкус, натренировать усидчивость, настойчивость и терпение.

    Свойства глины, применимой для изготовления игрушек

    Несложно догадаться, что глиняные игрушки, в том числе свистульки, изготавливаются из глины. В природном виде ее можно встретить различных цветов, но обычно после обжига она меняет свой цвет на белый или красный. Поэтому ее стали называть "беложгущаяся" или "красножгущаяся".

    Месторождения глины

    Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов.

    Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси - мелкие камни, песок и тому подобное. Глина с содержанием песка до 5% называется "жирной", а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется "тощей".

    Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).

    Подготовка материала к работе

    Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины - прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

    Этапы технологии:

    • Набрать в карьере глину. Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
    • На чистой поверхности разложить комки и высушить.
    • Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
    • В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины. Раствор тщательно размешать.
    • Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком). Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить.
    • Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
    • Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
    • Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
    • Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
    • Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть. В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев. В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.

    Если в ваших планах - изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки. Глина из некоторых месторождений уже готова к применению. Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.

    Натуральные материалы.

    Кукольный сундучок

    • Старооскольская народная глиняная игрушка

      Изучением и возрождением старооскольского промысла народной глиняной игрушки серьёзно занимаюсь с 1991 года.

      Вместе с младшей дочерью Бородиной Мариной Борисовной нашли более 400 глиняных игрушек XV – начала XX веков. Собрали полную коллекцию игрушек современных потомственных мастеров. Более 30 публикаций по этой теме в СМИ и в научных сборниках, десяток видеосюжетов на местном телевидении. Проведено более 20 семинаров по обучению технологии изготовления старооскольской народной глиняной игрушки воспитателей детских садов, учителей младших классов, студентов, школьников-инвалидов. С 2011 года к работам по изучению массива археологических и современных игрушек подключились мои внуки.

      Комментарии: 6

    • Каргопольские глиняные игрушки

      На столе - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, на балалайке бренчит в такт ему молодой деревенский франт. Рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, столь любимая среди каргопольских народных гончаров, делающих знаменитую глиняную игрушку.

    • Каргопольская глиняная игрушка

      Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги? Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.

    • Каргопольская игрушка

      Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

    • Скопинская керамика и игрушка

      Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

      До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIXначала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой.

    Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором.
    Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к природе, к национальным корням.

    Ковров – районный центр Владимирской области. Согласно преданию возник в XII веке как деревня Елифановка, называвшаяся по имени её основателя зверолова Елифана. В XVI веке село принадлежало князьям Ковровым, от чего и получило название «Коврово». В 1778 году село получило статус уездного города.

    Берега реки Клязьмы богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию «глиняного промысла».

    Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII-XVI веков.

    Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.


    Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создавали не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной четкостью выписывали все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.



    Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.

    В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.


    Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.

    Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года.
    «Глиняный промысел» сегодня представляет ООО «Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»».


    Ковровская глиняная игрушка является «визитной карточкой» города Ковров. А теперь -немного о технологии изготовления этой игрушки.

    Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Знание о том, где находится месторождение глины, передается мастерами из поколения в поколение. Говорят, что у каждого мастера есть своя заветная копанка. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.

    Каждый лепщик доводит глину до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается лепить. Мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости. Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.

    Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3-5 дней. За это время они затвердевают. В процессе естественной сушки происходит диффузия. Как говорят мастера «глина в глину входит». Далее изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.
    Художественный образ игрушки создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её.

    Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.



    Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта (печка, русское подворье, русская баня , парочка у плетня, ярмарка, чаепитие ).
    Лепят на фабрике и шкатулки-игрушки – масленица, дровосек, барышня с сундучком, купец с баранками, купчиха, коробейник и др. Множество сюжетных композиций способны многое рассказать о жизни наших древних предков: об их обрядах и быте.

    В Ковровском историко-мемориальном музее с декабря 2006 года действует интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Экспозиция включает в себя просмотр видеофильма, запечатлевшего все стадии создания глиняной игрушки.