• Покупка параплана: на что обращать внимание. Параплан или дельтаплан – что выбрать? утерянных иллюзий парапланериста

    1. Учиться самому. Очень дорогой способ для здоровья ученика, да и в конечном счете по деньгам (лечение, восстановление после травм, потеря рабочего времени). Некоторым самостоятельное обучение все же удается, у некоторых это даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать. Закрепив неправильные навыки, вы будете всегда подвергать свое здоровье опасности, даже не зная об этом. Потом, научившись прыгать с горки вниз, вы не будете знать, как безопасно парить, а пытаясь делать тоже, что и все, будете вводить параплан в опасные режимы, или "висеть" на деревьях. Не учитесь сами! Это очень опасно!

    2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов:

      Поинтересуйтесь у друга, как давно он летает и сколько у него часов налета. На первый вопрос он ответит сразу (1 год, 5 лет), а второй может его затруднить. Если он за 5 лет не налетал и десятка часов, задумайтесь. Спросите про парящие полеты. Умеет ли он летать в "динамике", как часто у него это получается относительно других. Если он вам рассказывает, что его "не держит", это плохой признак. Скорее всего, это не его "не держит", а он просто не умеет удержаться в восходящем потоке. Следовательно, и вас он этому вряд ли научит. Если ваш друг хорошо парит у склона, умеет обрабатывать термические потоки, и слетал не один маршрутный полет, может быть ему можно довериться.

      Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарат класса EN C или EN D, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения.

      Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет, ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение

    3. Учиться в парапланерной школе или клубе. Конечно, это лучший и самый надежный способ. Всегда лучше довериться профессионалам. Прежде, чем выбрать школу, присмотритесь, поговорите с учениками, узнайте, довольны ли они. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией инструкторов. Посмотрите, достаточно ли в школе учебных парапланов (не будете ли вы пол дня стоять в очереди). Программа обучения не должна быть меньше четырех дней.

    Характеристики

    Параплан - наиболее медленный из летательных аппаратов тяжелее воздуха. Типичные скорости полёта относительно воздуха 20-70 км/ч. Он является одним из наиболее безопасных летательных аппаратов за счёт своей низкой скорости, склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и из-за минимальных требований к площадке для экстренной посадки. Благодаря этому параплан прост в обучении и прощает некоторые ошибки пилота.

    Однако параплан имеет сравнительно невысокие лётные характеристики (аэродинамическое качество около 10 единиц), что сильно ограничивает его возможности по погодным условиям. Параплан является самым лёгким (5-7кг) и самым доступным (от 1000 евро) среди пилотируемых летательных аппаратов. Малый вес параплана по сравнению с планерами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы работают только на растяжение и, соответственно, изготовлены из тканевых материалов.

    Конструкция

    Параплан состоит из крыла (купола), к которому через стропы и свободные концы крепится подвесная система. Подъёмная сила возникает благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Все элементы параплана работают на растяжение, благодаря чему в его конструкции можно избежать использования жёстких элементов. Современные парапланы, особенно предназначенные для участия в соревнованиях, часто имеют дополнительные жёсткие элементы конструкции, предназначенные для поддержания формы крыла на высоких скоростях полёта.

    Основные части параплана: 1 - верхняя поверхность крыла; 2 - нижняя поверхность крыла; 3,4 - нервюры; 5, 6, 7 - стропы; 8 - свободные концы.

    Крыло

    Крыло состоит из двух полотен ткани, представляющих собой верхнюю и нижнюю поверхности крыла. Они сшиваются по задней кромке и по бокам, а спереди оставляется зазор - воздухозаборники, через который набегающий поток воздуха надувает крыло изнутри. Внутри крыла параллельно направлению полёта располагаются вертикальные тканевые перегородки, задающие профиль крыла - нервюры .

    В полёте набегающий поток воздуха, попадая через воздухозаборники в крыло, создаёт там повышенное давление, благодаря чему крыло становится жёстким и имеет соответствующий профиль.

    Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К силовым нервюрам снизу крепятся стропы, промежуточные предназначены только для задания профиля крыла. В нервюрах делаются перепускные отверстия, через которые воздух может перетекать из одной секции крыла в другую. Это позволяет параплану легче надуваться при старте или после подсложения в воздухе.

    Крыло делается из воздухонепроницаемых тканей. Силовые нервюры усиливаются каркасными лентами для лучшего распределения нагрузки со строп. Передние кромки нервюр (воздухозаборники) делаются полужёсткими, что облегчает наполнение параплана при старте.

    Стропная система и свободные концы

    Свободные концы и работа акселератор‎а (акселератор показан синим)

    Cтропы обычно располагаются в несколько рядов от 2 до 5, ряды называются буквами «A», «B», «C» и «D» начиная с ряда прикреплённого к передней кромке крыла. Последний ряд используется для управления и прикреплён к задней кромке крыла. Управление осуществляется клевантами. По высоте стропы делятся на ярусы, нижний ярус крепится к свободным концам, к каждой стропе нижнего яруса крепятся несколько строп среднего яруса и т. д. Верхний ярус крепится к нервюрам. Стропы разных ярусов различаются по толщине: стропы нижнего яруса самые толстые, верхнего - самые тонкие.

    Свободные концы имеют специальные петли для крепления карабинов подвесной системы.

    Подвесная система

    Подвесная система параплана, соединённая через карабины со свободным концами стропной системы, удерживает пилота под крылом в положении, удобном для полёта. Основой всех подвесных систем является сиденье с поддержкой спины, плечевыми, поясным и ножными обхватами. Конструктивно подвесная система выполнена из мягких элементов, в некоторых случаях с твёрдыми вставками, системы ремней, карабинов и регулирующих элементов.

    В зависимости от назначения, положение пилота в подвеске может быть сидячим, лежачим и полулежачим. В большинстве подвесок положение спины относительно сиденья регулируется в некоторых пределах.

    Среди дополнительных, но не обязательных элементов подвесной системы, можно выделить:

    • систему протекторов, снижающих риск травмирования при падении на спину либо на бок;
    • отсек для груза;
    • отсек для запасного парашюта;
    • проводку для запасного парашюта;
    • проводку для системы акселератора;
    • систему крепления парамотора ;
    • карманы для мелких вещей;
    • подножку;
    • обтекатели.

    Органы управления

    Для управления летательным аппаратом используются стропы управления, которые подсоединены к задней кромке крыла и на концах которых сделаны специальные петли(ручки) для удержания их в руках - клеванты.

    При отпущенных клевантах параплан летит прямо на так называемой балансирной скорости.

    Для поворота вытягивают одну клеванту, соответствующая кромка крыла загибается вниз, сопротивление этой части крыла увеличивается и она начинает двигаться медленней, чем другая - начинается поворот. За счёт центробежной силы параплан наклоняется в сторону поворота (так что парапланерист движется по большему радиусу, чем крыло). Так же можно поворачивать, перемещая центр тяжести пилота в подвеске в сторону поворота. Для уменьшения скорости полёта (и скорости снижения) обе клеванты затягиваются одновременно, таким образом угол атаки крыла увеличивается, сопротивление и подъёмная сила растут.

    Для увеличения скорости полёта используют так называемый ускоритель (акселератор) - устройство, которое позволяет подтягивать вниз передние ряды строп, тем самым уменьшая угол атаки крыла.

    Для ввода параплана в специальные режимы полёта или управления в нештатных ситуациях так же могут использоваться другие стропы.

    Сертификация и классификация

    Крыло и подвесная система являются принадлежностями параплана, если рассматривать его как летательный аппарат. Однако, классифицируются и сертифицируются они раздельно и независимо. При этом конкретные крылья и подвески можно использовать практически в любых комбинациях, учитывая условия эксплуатации.

    Сертификация и классификация крыльев

    Классификации парапланов по безопасности неразрывно связана с их сертификацией . В разное время существовали различные системы сертификации парапланов по безопасности:

    1. Французская система ACPUL (фр. Association des Constructeurs des Planeurs Ultra-Legers - Ассоциация конструкторов безмоторных СЛА) - первая система сертификации парапланов, получившая широкое признание и активно применявшаяся с начала 90-х годов.
    2. Система AFNOR на парапланы (фр. Association Francaise de NORmalisation - Французская ассоциация по сертификации) - французский государственный стандарт на парапланы, поглотивший систему ACPUL в середние 90-х годов.
    3. Немецкая система LTF (нем. Lufttüchtigkeitsforderungen - требования к лётной годности), ранее называвшаяся DHV (нем. Deutscher Hangegleiter Verband - Немецкая Ассоциация Дельтапланеризма) - начала разрабатываться одновременно с развитием массового парапланеризма (с середины 80-х годов) исключительно для немецкого рынка, оказалась более продуманной системой сертификации, чем ACPUL и AFNOR, и, в отличие от последних, со временем приобретала всё большее распространение и авторитет.
    4. Единая евронорма на парапланы CEN (фр. Comité Européen de Normalisation или англ. European Committee for Standardization - Европейский комитет по стандартизации) - разрабатывалась как единая система для всех стран Евросоюза с начала XXI века на основе систем AFNOR и DHV, но широко применяться начала лишь в 2006 году.

    Сравнение шкал сертификационных систем AFNOR, LTF и CEN :

    LTF 1 1-2 2 2-3 3
    CEN A B C D
    AFNOR Standart Performance Competition

    Характеристика классов безопасности парапланов (в системе AFNOR):

    • Парапланы класса «Standart» - отличаются простотой управления и высокой степенью безопасности, они прощают многие ошибки пилотирования и самостоятельно выходят из опасных режимов, но вместе с тем обладают более низкими лётными качествами. Предназначены для начинающих пилотов и пилотов, имеющих небольшой налёт, а также для редко летающих пилотов .
    • Парапланы класса «Performance» - уже требуют определённого опыта пилотирования, для выхода из опасных режимов требуют однократного правильного воздействия пилота, обладают лучшими лётными качествами. Предназначены для подготовленных пилотов (пилотов «выходного дня») и опытных пилотов .
    • Парапланы класса «Competition» - обладают самыми высокими лётными качествами, но при этом очень требовательны к пилоту, для выхода из опасных режимов требуют совершения определённой последовательности правильных действий. Предназначены для спортсменов, профессионалов и очень опытных пилотов .

    В зависимости от назначения можно выделить следующие виды парапланов:

    • учебные («школьные») - предназначенные для первоначального обучения пилотов;
    • для маршрутных полётов (англ. cross-country );
    • «акро» - предназначенные для выполнения фигур высшего пилотажа (аэробатика);
    • тандем - двухместные парапланы (как правило для полётов опытного инструктора с человеком, не имеющим специальной подготовки);
    • для моторизированных полётов (см. парамоторы , паралёты).

    Классификация подвесных систем

    Подвесные системы в зависимости от условий использования условно делятся на несколько типов:

    • учебные - с сидячим положением пилота и хорошей системой защитных протекторов;
    • универсальные - с полулежачим, регулируемым в широких пределах, положением пилота.
    • спортивные - с лежачим положением пилота и съёмными, либо выполненными заодно обтекателями;
    • облегчённые - имеющие только базовые элементы, и минимум дополнительных;
    • трансформеры (комбинированные) - совмещают функционал подвески и рюкзака для переноски всего комплекта парапланерного оборудования;
    • для тандемных полётов - снабжённые специальной дополнительной подвесной системой для пассажира.
    • для моторизированных полётов - снабжённые системой крепления парамотора .

    Парапланеризм

    Парапланеризм - это полёты на параплане. В отличие от прыжков с управляемым парашютом , парапланеризм - это настоящий полёт на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Для набора высоты пилоты используют восходящие воздушные потоки: термические (возникающие от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс) и динамические (возникающие при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой). В спокойном воздухе параплан планирует - двигается одновременно вперёд и вниз. Чтобы набрать высоту, параплан должен попасть в восходящий поток воздуха. Это может быть динамический поток обтекания, который обычно образуется вблизи склона, термик (термический восходящий поток, обусловленный конвекцией), либо волновой поток обтекания. Благодаря наличию термиков (в основном в тёплое время года), параплан может набирать высоту вплоть до границы атмосферной инверсии . Существует ещё один - «смешанный» тип потоков: «термодинамики». В таком потоке параплан летает у склона, но на большей высоте. В термодинамике и термике воздух часто турбулизируется, и купол приходится постоянно «отлавливать», чтобы компенсировать клевки. Чаще всего пилоты стартуют на склонах холмов , сопок или гор, строго против ветра, используют восходящий динамический поток (динамик) и, набрав достаточную высоту (до 3500 м), уходят на маршрут, используя попадающиеся термические потоки (термики). На равнинной местности для первоначального набора высоты и выхода в зону термических потоков используется затяжка на лебёдке . Применяются пассивные и активные лебёдки. Пассивные лебёдки устанавливаются на транспортном средстве, которое и тянет параплан за собой. Для регулирования натяжения троса используется дисковый тормоз или гидротормоз. При затяжке трос постепенно разматывается. Активные лебёдки устанавливаются на земле и имеют собственный двигатель, с помощью которого они и затягивают параплан. В последнее время значительную популярность набирает "малинка"- чрезвычайно простая и дешевая конструкция, состоящая из гидроцилиндра, цепляющегося одним концом к любому автомобилю, быстродействующего замка, закрепленного на другом его конце, растяжимого шнура длиной не менее 1 км, и подсоединенного к этому цилиндру манометра, показывающему силу тяги водителю.

    Стоит отметить, что ежегодно в прессе встречаются упоминания о лётных происшествиях с участием парапланеристов, использующих для старта с равнинной поверхности трос привязанный к автомобилю без систем измерения и регулирования тяги. Затяжка за автомобилем с помощью веревки (троса) без измерения силы тяги опасна для жизни!!!

    Мировые рекорды (утвержденные FAI)

    Рекорд Дата Пилот Место Параплан
    Straight distance (Открытая дальность)
    502.9 km 14/12/2008 Nevil Hulett (ЮАР) Copperton (ЮАР) Mac Para Magus
    Straight distance to a declared goal (Дальность по прямой до заявленной цели)
    411.3 km 14/12/2008 Nevil Hulett (ЮАР) Copperton (ЮАР) Mac Para Magus
    Out-and-return distance (Дальность с возвращением)
    259.7 km 20/07/2006 Aljaz Valic (Словения) Soriska Planina (Словения) Mac Para Magus
    Distance using up to 3 turn points (Дальность через 3 контрольные точки(ППМ)
    255.7 km 05/11/2010 Nicole Fedele (Италия) Quixada, CE (Бразилия) - Castelo Do Piaui, PI (Бразилия) Airwave Magic 5
    Distance over a triangular course (Дальность по треугольнику)
    237.1 km 10/08/2003 Pierre Bouilloux (Франция) Pralognan la Vanoise - Fort Steynard - Tête du Parmelan - Pralognan la Vanoise (Франция) Gin Gliders Boomerang
    Gain of height (Максимальный набор высоты)
    4 526 m 06/01/1993 Robbie Whittall (Великобритания) Brandvlei (ЮАР) Firebird Navajo Proto
    Speed over a triangular course of 25 km (Скорость по треугольнику 25км)
    46.8 km/h 20/04/2010 Charles Cazaux (Франция) Aiguebelette, Savoie (Франция) Ozone R 10
    Speed over a triangular course of 50 km (Скорость по треугольнику 50км)
    36.07 km/h 26/07/2006 Charles Cazaux (Франция) St Hilaire du Touvet (Франция) Gin Gliders Boomerang 4

    Фотографии

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Френкель З. Введение в параглайдинг = An introduction to paragliding / Z Frankel / Пер. с англ. А. С. Серебрякова. - СПб. : ЛИРО (Трим Авиэйшн), 1994. - 187 с. - ISBN 5-900341-01-1
    • Волков И. Мечта летать. - М .: Сфинкс, 1999. - 239 с.

    Ссылки

    • Парапланеризм в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

    Параплан (от слов: ПАРАшют ПЛАНирующий) — безмоторный летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, надувающимся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха (вектор подъемной силы, может быть направлен не только вверх, но и вперед). Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

    Чтобы набрать высоту параплан должен попасть в динамический поток (поток обтекания вблизи холма или горки) либо в термик (термический поток или термопузырь). Благодаря наличию термиков (в основном в тёплое время года, стало возможным набирать высоту вплоть до границы атмосферной инверсии (обычно по этой границе проходит база облаков). Существует ещё один — «смешанный» тип потоков: «термодинамики». В Термодинамике параплан летает у склона, но на большей высоте. В Термодинамике и термике воздух часто турбулизируется и купол приходится постоянно «отлавливать» — компенсировать клевки.

    На сегодняшний день параплан это самый легкий аппарат из СЛА (СверхЛёгкая Авиация).

    Классификация парапланов

    Существуют сотни различных модификаций парапланов, но все они делятся на четыре класса.

    Класс парапланов standard

    Он предназначен для первого года обучения или для первых 100 полетов. Этот класс парапланов наиболее простой и безопасный, прощающий ошибки пилотирования и самостоятельно стабилизирующийся после складываний или так называемых "схлопываний" купола. Парапланы этого класса просты в управлении, но не обладают столь высокими летными качествами, как спортивные модели. Используются пилотами, изредка летающими ради удовольствия.

    Класс парапланов performance

    Этот класс — промежуточный. Он требует определенного опыта пилотирования. Но при этом еще не обладает летными качествами спортивных парапланов. В случае частичного или полного "схлопывания" купола этого типа способны восстанавливать свою форму самостоятельно или в результате одного, единственно правильного действия пилота. Парапланами этого класса управлять сложнее, и их цена выше. В основном они используются пилотами, регулярно занимающимися парапланеризмом.

    Класс парапланов competition

    Для профессионалов и спортсменов. Эти парапланы обладают самыми высокими летными характеристиками и позволяют летать долго и на большие расстояния, что необходимо для соревновательных полетов. Данный класс парапланов требует высокого мастерства и целого набора последовательных действий пилота в случае возникновения внештатных ситуаций во время полетов.

    Класс парапланов biplace

    Класс с подвесной системой для полетов вдвоем. Эти парапланы отличаются увеличенными площадями оболочек, способными нести двойную весовую нагрузку. Пилотами таких парапланов могут быть только инструктора, имеющие достаточный опыт для выполнения полетов с неподготовленными пассажирами.

    Еще один, дополнительный, класс парапланов — моторизированный .

    Он являет собой соединение мягкого крыла и легкого двигателя с пропеллером, позволяющих вместе получить сверхлегкий летательный аппарат с уникальными полетными характеристиками. Однако для моторной тяги подойдет не любой купол — наиболее оптимальными будут являться устойчивые крылья класса "Standard ". На параплане с мотором можно стартовать буквально с пятачка земли и летать более трех часов (пока бензин не кончится), после чего продолжать полет уже с выключенным двигателем. Кстати, в любой момент вы можете выключить двигатель и насладиться свободным полетом в тишине, а по необходимости осуществить повторный запуск двигателя в воздухе.

    Этот клас иногда делят на 2: парамоторы и паралеты .

    Парамотор - параплан мотором который крепиться за спиной парапланериста. Используется толкающий винт в сетчатом защитном каркасе. Мотор обычно включается для взлета или набора высоты при полетах.

    Паралет - легкая одноместная тележка с мотором и толкающим винтом. Имеет повышенную комфортность для пилота при продолжительных полетах. Паралет сильно распространен, так как требует взлетно-посадочной полосы.

    Paraplan.ru — крупнейший российский форум о парапланеризме
    Рaraglidingteam - Сайт российской парапланерной сборной


    Что такое параплан?


    Параплан - это летательный аппарат сверхлегкой авиации, летающее крыло, позволяющее планировать в воздушных потоках, как птица. На параплане вы можете пролететь десятки, а иногда и сотни километров со скоростью до 50 и более км/ч.
    Параплан - уникальный летательный аппарат. Рожденный благодаря новейшим технологиям, это самый легкий, самый компактный, самый доступный в пилотировании аппарат, позволяющий человеку оторваться от земли и летать почти как птица. С парапланом человек полностью автономен и независим. С небольшим рюкзаком на спине можно выйти полетать на ближайший холм или поехать на другой конец Земли, и везде параплан подарит вам ощущение радости и познание мира в новом для вас ракурсе.

    Чем параплан отличается от парашюта?


    Внешне параплан очень похож на парашют типа "крыло", и многие не видят разницы. Однако посмотрите: парашют имеет прямоугольную форму, а параплан - эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта при той же площади крыла.
    Парашют в первую очередь предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения человека и мягкой доставки его на землю. Параплан же своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер или дельтаплан. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на один метр потери высоты параплан пролетает в горизонтальной плоскости 7-8 метров. Параплан - паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, делать маршрутные полеты.
    Параплан создан для получения личного удовольствия от полёта. Вы можете возить его в багажнике своего автомобиля или носить за спиной в рюкзаке. Подготовить его к полету занимает менее 5 минут, а стартовать можно с любой горы или холма. В любой момент вы можете наполнить его ветром и взмыть в небо. Оказавшись в воздухе, парапланерист старается, в меру своего умения, использовать восходящие воздушные потоки. Поэтому полет во многом зависит от погодных условий. Он может длиться 20 секунд, а может и 5 часов. А если говорить о рекордах - то это более 35 часов непрерывного полёта, а дистанции - более 300 км!
    Ещё одно наблюдение - параплан очень редко вызывает страх высоты. Параплан - это ощущение неограниченной свободы, а не страх падения.
    В общем, параплан - это своеобразный пропуск в мир "пятого океана". Если вы решите, что вам он нужен - дерзайте. Учиться придется много, всю полетную жизнь, но учеба эта - весьма познавательна и интересна. Океан - огромен и могуч. Чтобы чувствовать себя в нем уверенно, относиться к нему придется с почтением и уважением. Но оно того стоит.

    Как научиться летать на параплане?
    У инструктора, в школе. И только так! Вы проведете несколько дней на учебном поле, чтобы научиться "чувствовать" крыло, управлять им, взлетать и садиться. Вы познакомитесь с теорией - основами аэрологии, метеорологии и аэродинамики. Можно посмотреть захватывающие дух яркие видеофильмы. Слетать несколько раз в тандеме с инструктором. И только потом наступит эйфория больших полетов, где вы останетесь наедине с голубым небом, сопровождаемый лишь ободряющим голосом инструктора из рации. Необходимо совершить не один десяток полётов под дружелюбным и зорким инструкторским оком, прежде чем обрести полную автономию.

    Полет на параплане возможен лишь с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Такие потоки формируются за счет конвекции теплого воздуха от нагретого солнцем участка земли или при огибании ветром препятствия (обычно это склон горы). Если необходимо стартовать с равнины, парапланериста «затягивают» лебедкой. А можно ли взлететь на параплане в полный штиль? Оказывается можно. Существует несколько разновидностей таких летательных аппаратов. А именно: мотопараплан, паралет и аэрошют.

    Вариант попроще — мотопараплан

    Для полета на мотопараплане пилот использует небольшой мотор, тяги которого достаточно для взлета и поддержания аппарата в воздухе. Наличие мотора увеличивает вес всей системы, поэтому используется крыло с увеличенной подъемной силой.

    Для старта на мотопараплане не нужны специальные условия в виде возвышенности или восходящего потока. Можно взлетать с ровной поверхности без посторонней помощи.
    Полеты на мотопараплане проходят на скорости 25 – 70 км/ч на высоте до 5,5 км. Из-за низкой скорости невозможно летать при сильном ветре, турбулентности или интенсивной термической активности.

    Ранцевый двигатель, который крепится на спине пилота, имеет еще одно название — парамотор . Его вес от 20 до 40 кг. С такой «нагрузкой» вполне возможно взлетать и садиться на ноги без использования дополнительных устройств. После небольшой пробежки (обычно около 3-х метров) крыло расправляется и поднимает пилота вместе с двигателем. После взлета пилот устраивается в сиденье и управляет полетом с помощью клевант и рукоятки управления двигателем (РУД).

    Клеванты — это ручки к которым присоединены управляющие стропы параплана. Практически все управление парапланерным крылом осуществляется левой и правой клевантой. Кроме того пилот может «подруливать» немного смещаясь в подвеске и изменяя центр тяжести.

    В качестве парамотора чаще всего используются двухтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 14 до 29 л.с. Также энтузиастами исследуется возможность использования электродвигателей. На видео в конце статьи можно увидеть мотопараплан с электродвигателем в действии.

    Паралет и аэрошют — в чем разница?

    Этот тип летательного аппарата отличается от мотопараплана наличием «телеги», которая состоит из рамы, шасси, сиденья пилота и прочего оборудования. Пилоту больше не нужно стартовать с ног и нести на себе увесистую силовую установку. По сути, телега представляет из себя упрощенный модуль дельталета.

    Для подъема такой конструкции крыла обычного параплана уже не достаточно. Поэтому используется параплан-тандем или крыло, специально разработанное для таких аппаратов.

    Использование телеги не только избавляет пилота от необходимости нести на себе тяжелое оборудование, но также позволяет взять с собой больший запас топлива и дополнительного груза. Однако для взлета и посадки паралета нужна ровная площадка без сильных неровностей длинной не менее 30 метров.

    Изначально слова паралет и аэрошют означали одно и то же. Но со временем эти термины закрепились за разными классами техники.

    Основных различий паралета и аэрошюта несколько. На паралете используется менее мощная силовая установка и, чаще всего, крыло параплана-тандема. Управление крылом осуществляется руками (клевантами). Паралет обладает более высоким аэродинамическим качеством и хорошо держится в воздухе с выключенным двигателем. Так же он более маневренный, но требует большей квалификации пилота.

    На аэрошют устанавливается более мощный двигатель, а управление крылом выведено на ноги. В качестве крыла используется парашют увеличенной площади. Он более стабилен и прост в пилотировании.

    «Пустой» вес аппарата 90-150кг. По летным характеристикам паралет и аэрошют не сильно отличаются от мотопараплана. Скорость 40-60км/ч (25-35м/с). Высота до 5500 метров, но большинство полетов на паралете и аэрошюте происходит на высоте 150-500 метров.

    У вас уже есть спальный мешок? подробно рассказано, как его правильно выбирать при покупке.

    По какой цене можно приобрести параплан с мотором

    Если вы решили, что парапланеризм — это ваш мир и хотите купить параплан с мотором, рекомендуем для начала изучить побольше материалов по теории полетов на параплане. Найдите информацию об аэроклубах в вашем регионе. Они обязательно есть и, скорее всего, не один. В аэроклубе вы сможете не только увидеть вживую интересующий вас летательный аппарат. Очень часто они предлагают услуги в виде полета на паралете или аэрошюте. Цена за такое приключение относительно невелика и начинается от 1000 рублей за 10 минут полета. Обычно там же вам предложат пройти обучение полетам на параплане и мотопараплане.

    Кроме того, вы познакомитесь с опытными людьми, которые помогут вам досконально разобраться в любом вопросе. Пилоты сверхлегкой авиации обычно открытые и добродушные люди. Не стесняйтесь задавать вопросы.

    Цены на полный комплект мотопараплана (крыло, подвеска и мотор) начинаются от $6000. Если вы не можете позволить себе такие расходы, стоит попробовать найти б/у снаряжение. Многие умельцы покупают все по отдельности и собирают мотопараплан или паралет своими руками. Так вы сможете сэкономить около половины суммы. При покупке мотопараплана, паралета или аэрошюта обязательно консультируйтесь с проффесионалами. Особенно при покупке параплана б/у. Только опытный глаз может оценить состояние крыла от которого зависит ваша безопасность.

    Напоследок посмотрите обещанное видео о мотопараплане с электродвигателем