• Коммуникативная деятельность в начальной школе презентация. МОУ «Чернавская СОШ» Елена Александровна Мишина – учитель начальных классов

    Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе

    Мирзаханова Нэля Чулпановна


    Понятие «универсальные учебные действия»

    В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


    • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    Задача формирования УУД у учащихся начальной школы

    • Личностные:
    • Самоопределение
    • Смыслообразование
    • морально-этическая

    ориентация

    • Познавательные:

    Работа с информацией,

    • учебными моделями,
    • использование знако-символических средств, общих схем решения,
    • выполнение логических операций
    • Регулятивные:
    • управление своей деятельностью
    • Контроль, коррекция
    • Инициативность и самостоятельность
    • Коммуникативные:
    • речевая деятельность
    • навыки сотрудничества

    • Речевая деятельность
    • Умение общаться в устной и письменной формах
    • Языковые знания и навыки оперирования ими
    • Навыки сотрудничества (на примере обучения в сотрудничестве, проектной деятельности)

    В результате изучения иностранного языка младшие школьники приобретают

    элементарную коммуникативную компетенцию , т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).


    Выпускник научится:

    • участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении;
    • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
    • рассказывать о себе, своей семье, друге.

    Диалогическая речь

    Планируемый результат: участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении.

    В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.

    В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, сколько ему/ей лет и когда у него/неё день рождения, что он/она любит делать, какие учебные предметы любит и почему. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.


    Монологическая речь

    Планируемый результат: составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

    Задание базового уровня (начальная школа)

    Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать).

    Задание базового уровня (средняя школа)

    Расскажи о любимом сказочном герое / знаменитости (внешность, характер, что любит делать) , не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут героя сказки…


    Чтение

    Выпускник научится:

    • соотносить графический образ иностранного слова с его звуковым образом;
    • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
    • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

    Чтение

    Задание базового уровня (начальная школа)

    Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ

    Wer hat eine Woche Urlaub?

    • Berni.
    • Bernds Mutter.
    • Berni und seine Mutter.

    Текст для чтения


    Чтение

    Задание базового уровня (средняя школа)

    Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ

    Berni und seine Mutter haben Eier gekauft, um …

    • Darauf ein kleines Papierstück zu kleben.
    • Eier zu essen.
    • Sie mit den Farben zu bemalen.

    Текст для чтения


    Текст для чтения OSTERFERIEN Bernds Mutti hat eine Woche Urlaub. Sie ist zu Hause und spielt mit ihm. Das findet Berni gut. Heute haben Berni und seine Mutti einen Ausflug ins Dorf gemacht. Dort haben sie Eier gekauft. Mutti sagt: „Nun kochen wir die Eier und malen sie an. Wo sind die Farben?“ „Hurra!!!“, ruft Berni. Ein Ei legt er heimlich weg. Er will es Mutti am Ostermorgen schenken. Auf das Ei klebt er ein kleines Papierstück. Er hat einen Wunsch darauf geschrieben


    Письмо

    Выпускник научится:

    • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
    • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
    • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
    • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

    Письмо

    Задание базового уровня

    Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.

    Текст письма


    Текст ответа на письм о Lieber ____________________________________________________________ Vielen Dank für deinen Brief Ich heisse_______________________________________________________ Ich komme aus ________________________________________________________ Ich bin _____________________________________________________________ Ich lerne in ____________________________________________________ Ich habe eine_________Familie. Das sind _______________________________________________ Ich ____________________________________________________gern. Viele Grüsse_ Dein__________________________________________________________


    Письмо

    Планируемый результат: писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.

    Задание базового уровня (средняя школа)

    Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши

    ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Was machst du gern? Welche Fächer hast du besonders gern? Warum?)

    Текст письма


    Текст письма Mein lieber Freund, Ich heisse Kurt. Ich komme aus Deutschland. Ich wohne in München. Ich bin zwölf. Mein Geburtstag ist am 22.März. Ich habe eine nicht besonders grosse Familie Das sind meine Mama, mein Papa und mein Bruder. Ich schwimme gern und spiele am Computer. Was machst du gern? Ich lerne auch gern. Meine Lieblingsfächer sind Russisch und Biologie. Welche Fächer hast du besonders gern? Warum? Ich bin schon gespannt auf deine Antwort. Viele Grüsse dein Freund Kurt


    Навыки сотрудничества

    У нас гостях были студентки из Австрии. Одна из них – Анна Виландер.

    Она почти всю третью четверть выборочно вела уроки.






















    1 из 19

    Презентация на тему: Формирование коммуникативных УУД

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Изменение парадигмы образования Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    * ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Коммуникативные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРУКТУРА Умение договариваться и находить общее решение Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания КОМПОНЕНТЫ умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ СТРУКТУРА Рефлексия своих действий как достачно полное отображение предметного содержания Способность строить понятные для партнера высказывания Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности КОМПОНЕНТЫ Коммуникативно-речевые действия для интериоризации умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; владение планирующей и регулирующей функциями речи; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Направления и способы формирования коммуникативных УУД 1. ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОУ (интеграция урочной и внеурочной деятельности) И НА ОТДЕЛЬНОМ УРОКЕ 2. СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (каждый предмет делает свой вклад в развитие КУУД). 3. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (проблемное обучение, метод проектов, ИКТ-технологии), так информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию коммуникативных УУД через обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог) 4. ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ педагогического коллектива и администрации и др. УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (родителей, детей)

    № слайда 13

    Описание слайда:

    * 1.1. Развитие КУУД через создание соответствующей образовательной среды в рамках ОУ: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

    Описание слайда:

    2.1. Развитие КУУД средствами различных учебных предметов через типовые задачи Личностные УУД Коммуникативные УУД На личностное самоопределение На развитие Я-концепции На мотивацию На нравственно-этическое оценивание На учет позиции партнера На организацию и осуществление сотрудничества На передачу информации и отображение предметного содержания Тренинги коммуникативных навыков Ролевые игры Групповые игры Познавательные УУД Регулятивные УУД Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание Задачи и проекты на проведение эмперического исследования Задачи и проекты на проведение теоретического исследования На планирование На рефлексию На ориентировку в ситуации На прогнозирование На целеполагание На оценивание На принятие решения На самоконтроль На коррекцию

    № слайда 16

    Описание слайда:

    2.2. Развитие КУУД через специфику отдельных предметов (пример) Чтение как КУУД Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. 1. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. 2. Библиографические умения. 3. Овладение алгоритмом информационного поиска (поиск информации из различных источников) 4. Экранное чтение Планируемы результат Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению… Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях

    № слайда 17

    Описание слайда:

    № слайда 18

    Описание слайда:

    4.Развитие КУУД через компетентностное образование участников образовательного процесса Условия формирования Определение целей коммуникации Выбран партнер Распределены функции и роли Ученики умеют действовать и взаимодействовать Виды упражнений Ассоциативные Мыслительные Речевые Рефлексивные Интерпретация Формы работы: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия

    № слайда 19

    Описание слайда:

    «Универсальные учебные действия» - УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; Надпредметные компетенции ученика:

    «Регулятивные УУД» - 2) Обучение самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. В результате получим плохо знающих математику резонёров. Два взгляда на получаемый современный образовательный результат. В будущем - оформление документов: ЖКО, Банк,.. Педагогические средства. Главные особенности дневника школьника:

    «УУД» - Мониторинг. Развивающие возможности урока. Универсальные учебные действия. Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования. Урок как ситуация развития: См. документ ФГОС. Сформировать УУД – значит: Важнейшие условия развития УУД. «Настройка» всей среды. Развитие личности. Дидактическое обеспечение урока.

    «УУД по ФГОС» - Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учащиеся школы. Базовые образовательные технологии. Личностные действия. Понятие «УУД». Лидерство и согласование действий с партнером. Регулятивные универсальные учебные действия. Универсализация содержания образования.

    «Формирование универсальных учебных действий» - Условия развития познавательных мотивов. Виды универсальных учебных действий: Моделировать звуковой состав слова… Структура гражданской идентичности. Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия». Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования.

    «УУД в начальной школе» - 41,5% учащихся продемонстрировали данный уровень. Пикельник А. Начальная общеобразовательная школа №39 Барахнова Е. Начальная общеобразовательная школа №39 Сачков Д.. Если есть ошибки, исправь. Задания, не вызвавшие затруднений у первоклассников. Первая причина гибели зубров - ______________________________.

    Всего в теме 17 презентаций

    • Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе.
    • (из опыта работы)
    • Самара
    Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД
    • Коммуни-
    • кативные
    • действия
    • коммуникация-
    • взаимодействие
    • Коммуникация-
    • как кооперация
    • Коммуникация-
    • как условие
    • интериоризации
    Виды коммуникативных действий
    • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    • – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
    • - постановка вопросов;
    - разрешение конфликтов
    • - разрешение конфликтов
    • - управление поведением партнера
    • - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Расскажи мне, и я забуду.
    • Расскажи мне, и я забуду.
    • Покажи мне, и я запомню.
    • Вовлеки меня, и научусь.
    Неоднозначность жанра басни 1.Определение цели. 2.Выбираем партнера по коммуникации.
    • Ребенок приобретает опыт восприятия, понимания и взаимодействия, получает обратную связь от равноправного партнера.
    3.Распределение функций.
    • В зависимости от характера решаемой проблемы партнеры могут совершать
    • одинаковые действия
    • противоположные действия
    • взаимодополняющие действия
    • - слушай внимательно партнера по общению;
    • - переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
    • - отмечай прежде всего положительное;
    • - уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
    • - старайся работать хорошо;
    • - при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
    • - результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
    • - помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
    • - поблагодари партнера за работу.
    • 4.Действуем, взаимодействуем.
    Группа № 1.
    • Группа № 1.
    • 1. Всем известно слово проворонить . Что оно обозначает?
    • Проворонить – з начит _________________________________________.
    • 2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________
    • ____________________________________________________________
    • 3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?
    • Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
    • Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.
    • Пугана ворона и куста боится.
    • Не летать вороне в высокие хоромы.
    • 5.Получаем и оцениваем результат.
    Группа №2.
    • Группа №2.
    • На ель Ворона взгромоздясь,
    • Задание:
    • 1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________
    • 2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь ? ___________________________________
    Группа №3.
    • Группа №3.
    • На ель Ворона взгромоздясь,
    • Позавтракать было совсем уж собралась…
    • Задание:
    • 1. Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь.
    • Гласных или согласных звуков больше в слове? ________________
    • ______________________________________________________________
    • Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________
    • 2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь ?
    • ______________________________________________________________
    • _______________________________________________________________
    • 3. Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь ?____________________________________________
    • _______________________________________________________________
    • Тяжёлая
    • огромная
    • неуклюжая
    • громкоголосая
    6. Делаем выводы, рефлексия.
    • Ворона
    • Глупая, неуклюжая
    • Уселась позавтракать, каркнула.
    • Не слушай льстецов!
    • Разиня.
    • Лисица
    • Хитроумная, льстивая
    • Заметила, подкралась, утащила.
    • Глупого легко обмануть.
    • Плутовка.
    • Класс
    • Коммуникативные УУД
    • 3 класс
    • 1.
    • 2.
    • 3.
    • 4.
    • 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
    • 6. Критично относиться к своему мнению
    • 7. Понимать точку зрения другого
    • 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
    • Класс
    • Коммуникативные УУД
    • 4 класс
    • 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
    • 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
    • 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
    • 6. Критично относиться к своему мнению . Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
    • 7. Понимать точку зрения другого
    • 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
    Рекомендации
    • 1.Научите ребенка высказывать свои мысли.
    Рекомендации
    • 2. Не бойтесь «нестандартных уроков»
    Рекомендации
    • 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала
    Рекомендации
    • 4. Напоминайте ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы
    Рекомендации
    • 5. Приучите ребенка самого задавать вопросы
    Рекомендации
    • 6. Учитывайте жизненный опыт учеников
    Спасибо за внимание www.foxdesign.ru
    • www.foxdesign.ru
    • multiki.arjlover.net/
    • www.youtube.com/
    • fn.bmstu.ru/
    • www.liveinternet.ru/
    • www.academyofwives.ru
    • wiki.iteach.ru
    • kv.pl.ua
    • www.mindmeister.com
    • subscribe.ru
    • www.molodost.in.ua
    • es-foto.ru
    • www.english-nova.ru

    Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. А. Дистервег


    Взаимосвязь универсальных учебных действий

    Познава

    тельные

    Личност

    Коммуникативные

    Регулятив


    обеспечивают:

    • социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
    • умение слушать и вступать в диалог;
    • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
    • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на группы:

    • коммуникацией как взаимодействием;
    • коммуникацией как сотрудничеством;
    • коммуникация как условие интериоризации.

    • Методика

    Оцениваемые УУД :

    действия, направленные на учет позиции партнера


    Коммуникация как взаимодействие

    • Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

    Показатели уровня выполнения задания:

    • Низкий уровень : ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
    • Средний уровень : ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
    • Высокий уровень : ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.


    • Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
    • Способность строить понятные для партнера высказывания.
    • Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
    • Речевое планирование и регулирование своих действий.
    • Рефлексия своих действий.

    • Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

    • Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.

    Коммуникация как кооперация

    • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

    Оцениваемые УУД :

    коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация);





    Синквейн

    • Одно слово существительное – тема обсуждения ___задание_, упражнение
    • Два прилагательных _ умные , интересные, дружелюбные, веселые

    3. Три глагола обсуждали ,_ работали в парах _,_ думали , слушали

    4. Опишите, что происходило на уроке – «…Мы писали, рисовали, обсуждали, думали очень долго, отвечали на вопросы. А еще мы делали одинаковые варежки…»

    «…На уроке мы с Аминой обсуждали, как бы нам украсить варежки. Мы смогли договориться и стали разукрашивать варежки… »


    Коммуникация как кооперация.

    Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

    Пример: методика «Рукавичка» Цукерман Г.А.


    • ученик учится отвечать на вопросы;
    • ученик учится задавать вопросы;
    • ученик учится вести диалог;
    • ученик учится пересказывать сюжет;
    • обучающихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно», «Послушай».

    Важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

    Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.


    Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности . Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.