• Интегрированные открытые занятия по фгос экология птицы. Конспект занятия по экологии на тему «Птицы

    Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

    Возрастная группа : подготовительная группа

    Длительность НОД:25-30 МИН.

    Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .

    Образовательные задачи: создавать условия для:

    — развития познавательного интереса к миру природы ;

    — формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

    — развития умений проводить несложные опыты с водой.

    — обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: « природа » , «живое» , «неживое» ;

    — предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие» ;

    — активации словарного запаса детей: природа , насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

    Развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

    — формирования навыков коллективного общения

    — формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

    Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

    Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

    Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.

    Материалы и оборудование:

    — Магнитофон с флеш — картой;

    — Телевизор, компьютер для просмотра презентации;

    — камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

    Ход ЗАНЯТИЯ :

    Звучит музыка лёгкая тихая

    В: Я люблю, когда при встрече

    Мы знакомым и друзьям

    С добрым утром! Добрый вечер!

    Добрый день! Всем говорим.

    Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

    В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

    Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы . Как вы думаете что такое природа ?

    ДЕТИ: Природа -это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

    В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

    В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.

    «Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

    К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность . Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

    Матушка природа» (слайд 2)

    Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

    Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

    1.Слушать громко музыку.

    2.Бросать мусор.

    3.Топтать и рвать цветы.

    4. Мыть машины.

    5. Ловить жуков и бабочек.

    6.Разводить огонь.

    7.Разорять муравейники.

    8.Не рвать паутины.

    9.Не лесть в птичьи гнёзда.

    10.Не трогать детёнышей.

    11.Не вырезать на деревьях.

    В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

    Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

    (слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

    В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.

    В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

    Д: Вода в реке грязная.

    В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

    Д: Это завод и свалка.

    В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

    Д: Перерабатывать отходы.

    В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

    Опытно-экспериментальная деятельность .

    В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас . Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

    В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

    Эксперимент « Очистка воды » :

    Опыт проводится за «круглым столом».

    В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск . Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

    В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный , на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да) . Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

    Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

    Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»

    Физкультминутка

    В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.

    Физминутка: «Юные пловцы»

    К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

    Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

    Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

    Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

    (слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

    – Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

    Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

    В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

    В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

    В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

    – Ой , беда, беда, беда

    Пропала муравьиная нора,

    На муравейник кто-то наступил,

    Потом камнями завалил!

    Ребята, давайте муравьям поможем,

    Камни снова на тропинку сложим.

    (дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

    Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)

    Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

    В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

    Д/и «Нарисуй дом муравья»

    Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

    (ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

    В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)

    Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

    Воспитатель:

    Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

    Выслушиваются ответы детей.

    Люди на природе отдыхали,

    Веселились, загорали.

    И не думая, бросали

    И обертки от конфет,

    И разорванный пакет,

    И коробочки от сока,

    От банана кожуру,

    От орехов скорлупу.

    — Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .

    Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)

    Заключительная часть

    В: Ну вот мы всем и помогли.

    Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

    «Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»

    Открываем глаза мы с вами в саду.

    Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.

    «Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

    Матушка Природа»

    Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

    А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие ? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .

    Работа с карточками (ответы детей) : -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д

    Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

    Занятие по экологии

    Старшая группа

    Тема: Путешествия растений

    Цель : формирование представлений детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений.

    Задачи:

    Упражнять в отгадывании загадок;

    Расширить представления детей о частях растения (корни, стебель, листья, цветки) и их функциях;

    Закрепить представление о смене времен года;

    Развивать воображение и логическое мышление;

    Обучить посадке семян;

    Начать серию экспериментов и исследований по выращиванию различных растений;

    Воспитывать интерес и заботливое отношение к растущим растениям и природе в целом.

    Материалы : картинки с растениями, гербарий тысячелистника со схемой строения, музыка «Времена года» П.И. Чайковского, белая простынь, мешочки с водой и печеньем, пульверизатор с водой, игрушка пчелка на палочке, шапочки - цветочки, мешок ощущений, домашний огород и инструменты, коллекция семян, лейка с водой, таблица со схемой посадки семян.

    Литература : программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников старшая группа, Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова; Н Рыжова «Растем вместе» методика организации детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.

    П редварительная работа : серия наблюдений за растениями - деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и др.; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; сбор семян и составление коллекции семян; дети разучивают стихи, замачивают семена для их быстрого проращивания.

    Ход занятия

    Перед занятием дети моют руки.

    Дети входят и садятся на стульчики.

    Вводная беседа.

    В: Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с гостями.

    В: Мы природу уважаем

    Бережем и понимаем.

    Нас в любое время года

    Учит мудрая природа.

    Птицы учат пению,

    Паучки терпению.

    Пчелы в поле и саду

    Обучают нас труду.

    Отражение в воде

    Учит нас правдивости.

    Солнце учит доброте,

    Ласке, справедливости.

    Нас деревья всех пород

    Учат крепкой дружбе.

    У природы круглый год

    Обучаться нужно.

    В: Сегодня мы с вами ребята поговорим о необыкновенных путешественниках. А чтобы понять, что это за путешественники такие, я попрошу вас внимательно послушать загадки и найти отгадки:

    Посадили зернышко - вырастили солнышко. Подсолнух

    Выросли на дереве вкусные сережки,

    Круглые и красные, кислые немножко.

    Чтобы слов не тратить лишних

    Скажем сразу: это …(вишни)

    Какое дерево с тобой
    Мы будем украшать зимой? (Ель)

    У неё курчавый хвостик,
    Длинный, тонкий, острый носик!
    Эта рыжая плутовка
    Не лисичка, а… морковка!

    В: Молодцы ребята! Отгадали все загадки про растения. Мы с вами уже говорили о том, что растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде - растут овощи, в парке - деревья и кустарники. Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.

    Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

    Основная часть

    1. Строение растений

    В: Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку.

    Все растения выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

    Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

    Дети отвечают.

    Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

    Дети отвечают.

    Это листья. Для чего они нужны?

    Дети отвечают.

    Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опылится, отцветет, на его месте образуется плод с семенами. Есть растения, семена которых умеют летать с помощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям путешествовать: они собирают семена в одном месте, а посадить могут совсем в другом месте. Так вот и путешествуют растения.

    2. Дидактическая игра «Прорастание семечка»

    В: А давайте поиграем?

    Хочу вам предложить новую игру, которая называется «Прорастание семечка».

    Ерохина Настя, Жигунова Настя, Колтырева Настя,

    Варвара и Саша подойдите ко мне и представьте, что вы превратились в семечко какого-то растения.

    Эти девочки будут у нас семенами, а остальные будут мне помогать.

    Каким семечком ты стала? (вопрос задается каждому ребенку).

    Наступила осень... Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины осени.

    Семена уже созрели и упали на землю.

    Дети садятся на ковер.

    Валерия Юлусова рассказывает стихотворение:

    Воробей В.Степанов

    Заглянула осень в сад-
    Птицы улетели.
    За окном с утра шуршат
    Жёлтые метели.
    Под ногами первый лёд
    Крошится, ломается.
    Воробей в саду вздохнёт,
    А запеть -
    Стесняется.

    Семена готовятся к долгому зимнему отдыху. Чтобы начать жизнь весной, после долгой зимы, у каждого семечка есть собственный запас еды.

    Воспитатель раздает детям мешочки с водой и печеньем.

    Но для того чтобы выжить и превратиться в сильное и здоровое растение, семена не съедают свой запас пищи до наступления весенних дождей.

    Пришла зима… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины зимы.

    Харитонова Марина рассказывает стихотворение:

    Одеяльце А. Коринфский

    - Отчего, родная, снег зимой идет?
    - Из него природа одеяльце ткет!
    - Одеяльце, мама? А зачем оно?!
    - Без него в земле бы стало холодно!
    - А кому, родная, в ней тепла искать?!
    - Тем, кому придется зиму зимовать:
    Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
    Корешкам былинок, злаков и цветов.

    Зимой семена спят. Кружатся снежинки в хороводе, и снег укрывает каждое семечко мягким, пушистым одеялом.

    Воспитатель накрывает простынею детей, которые изображают семена.

    Наступила весна… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины весны.

    Кудряшов Вова рассказывает стихотворение:

    ПОЯВЛЕНИЕ ВЕСНЫ Л.Н.Модзалевский

    Весна с улыбкой шлет привет
    Проснувшейся природе;
    Всё после зимних бурь и бед
    Вздохнуло на свободе.
    Бессильно зляся и ворча,
    Зима, старуха злая,
    Бежит, от жаркого луча
    Под солнышком сгорая.

    Снег растаял.

    Воспитатель снимает с детей простыню.

    Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются.

    Дети начинают шевелиться и зевают.

    Вот пошел первый весенний дождь.

    Побрызгать водой из пульверизатора.

    У семян появились корешки.

    Дети вытягивают ноги.

    Семена стали использовать запасы еды.

    Дети едят печенье и пьют воду.

    Еда прибавила семенам сил, у них появилась энергия для прорастания из-под земли. Ростки тянут свои листочки к солнечному свету. Ростки качаются и радуются солнышку.

    Дети поднимают руки вверх, покачивают их. Улыбаются.

    Пришло лето… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране летние картины.

    Китова Кристина рассказывает стихотворение:

    Летняя песенка Т. Белозёров

    Опять смеется лето
    В открытое окно,
    И солнышка, и света
    Полным, полным-полно!
    Опять трусы и майки
    Лежат на берегу,
    И нежатся лужайки
    В ромашковом снегу!

    Растения выросли большие. У них появились цветы.

    Дети встают на ноги, одевают на головы цветы.

    К цветам прилетают насекомые.

    Воспитатель руководит пчелкой, которая собирает нектар с каждого цветка.

    Но лето, увы, заканчивается, все ближе осень. Цветки опадают.

    Дети снимают цветы.

    На месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды.

    Дети разводят руки в стороны, изображая плод.

    Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю.

    Дети изображают этот процесс с помощью движений.

    А внутри плода находятся… что?

    Дети: семена.

    Воспитатель читает стихотворение. На экране опять осень.

    Уходит тихо Лето,
    одетое в листву.
    И остаются где-то
    во сне и наяву:
    серебряная мушка
    в сетях у паука,
    не выпитая кружка
    парного молока.
    И ручеёк стеклянный,
    И тёплая земля,
    и над лесной поляной
    жужжание шмеля.

    Приходит тихо Осень,
    одетая в туман.
    Она с собой приносит
    дожди из разных стран.
    И листьев жёлтых ворох,
    и аромат грибной,
    и сырость в тёмных норах.

    А где-то за стеной
    будильник до рассвета
    стрекочет на столе:
    " До бу-ду-ще-го ле-та,
    до бу-ду-ще-го ле..."

    Тим Собакин

    И все начинается сначала.

    3. Размножение растений.

    В: Вот мы сейчас с вами ребята не просто поиграли в игру «Прорастание семечка», но и увидели, как же происходит размножение растений семенами.

    Этот процесс называется - размножение растений . Дети повторяют.

    В: Растения размножаются не только семенами, есть и другие способы, но о них мы узнаем на следующих занятиях.

    4. Физкультминутка

    В: Что-то мы засиделись, давайте встанем и поиграем в игру.

    Мы листочки, мы листочки,

    Мы - осенние листочки.

    Мы на веточках сидели,

    Дети образуют круг

    Ветер дунул - полетели.

    Разбегаются по комнате

    Мы летали, мы летали

    Бегают махают крыльями

    Все листочки так устали!

    И на стульчики упали.

    Садятся на стульчики.

    5. Дидактическая игра «Чье это семечко?»

    В: К нам сегодня в гости пришел волшебный мешок ощущений. Внутри его что-то лежит. А вот что это вы должны догадаться?

    Каждый ребенок опускает в мешок руку и достает муляжи фруктов и овощей, семена каких-то растений. Ребенок должен назвать что это за плод или семя какого растения. Если у ребенка муляж плода он должен найти на тарелочке его семечко.

    6. Домашний огород

    В: У каждого из вас есть семена, и теперь мы с вами их посадим в наш домашний огород, который мы с вами до этого приготовили.

    Воспитатель с детьми перемещается к уголку природы.

    В: некоторые семена мы предварительно замочили для быстрого прорастания.

    Дети сажают семена в домашний огород. Поливают теплой водой. Моют руки.

    В: Я все зафиксирую вот в этой таблице, и потом вы как настоящие ученые будете наблюдать за своими семенами, как они всходят, растут, делать научные выводы., ухаживать за ними.

    7. Подведение итогов.

    Что интересного мы сегодня делали?

    Дети отвечают.

    Что нового вы сегодня узнали?

    Дети отвечают.

    В: Давайте возьмемся за руки.

    Давайте будем дружить друг с другом,

    Как птица с небом,

    Как поле с лугом,

    Как ветер с морем,

    Трава с дождями,

    Как дружит солнце со всеми нами!

    Давайте будем к тому стремиться,

    Чтоб нас любили

    И зверь, и птица,

    И доверяли повсюду нам,

    Как самым верным своим друзьям!

    Давайте будем

    Беречь планету!

    Во всей вселенной похожей нету.

    Во всей вселенной только одна,

    Для жизни и дружбы она нам дана!

    В.: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу.


    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

    Программные задачи:

    Познание

    — формирование целостной картины мира

    — расширять представление детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц), о различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к сезонам;

    — побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;

    — развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

    — воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

    Чтение художественной литературы

    Социализация

    – по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу;

    Коммуникация

    — развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

    — развивать умение слушать друг друга.

    – побуждать детей вступать в диалогическую речь, правильно использовать предлоги (на; около; под).

    Физическая культура.

    – развивать двигательные умения детей.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

    Предварительная работа:

    Беседы о диких и домашних животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких и домашних животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых. Заучивание стихотворений, песен.

    Материал: панорама весеннего леса, полумаски перелетных и зимующих птиц; муляжи домашних и диких животных, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц, мультимедийное оборудование.

    Ход занятия

    Ведущая: — Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика

    Здравствуй, красно солнышко – руки вверх

    Здравствуй, ветерок – покачивание рук

    Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой

    Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук

    Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек

    Здравствуй, шумная листва – трут ладошки

    Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной

    Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

    Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

    Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны

    Песня «О дружбе»

    Ведущая: — Ребята, вы слышите, кто-то поет вместе с нами за окном? (аудиозапись «Песня сороки»). Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей). Правильно, это сорока.

    Сорока: Я, сорока-белобока!

    О весне я стрекотала,

    Ох устала, ох устала!

    Я вам новость принесла,

    Что весна-красна пришла!

    Ведущая: Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. Это письмо от Лесовичка. «Ребята, скоро праздник леса. А Баба — яга заколдовала жителей леса и чтобы они опять появились в лесу, она задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Помогите мне».

    Ведущая: — Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и помочь Лесовичку! Так что же такое лес?

    Лес – зеленый наряд нашей земли.

    Лес – дом для птиц и животных.

    Лес – наше богатство.

    Лес – красота нашей природы.

    Лес – врач, очищает воздух, дает кислород.

    Слайд-шоу «Весенний лес и его обитатели»

    — Ребята, а как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимайте ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветки и пенёчки.

    — Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво: птички поют, веселое солнышко, деревья кругом. Ребята, кто-то нам оставил записку. Слушайте внимательно.

    Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

    Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

    Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

    Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

    — Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу. Правила

    1. Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать п подходить к ним – нельзя.

    2. Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.

    3. В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

    4. Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов. Пусть красивое остается в природе.

    5. Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.

    6. Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    Ведущая: Ребята, что-то Лесовичка не видно. Давайте позовем Лесовичка:

    Крикнем все ему ау, в ответ услышим у-у-у

    Скажем все, иди сюда, он ответит а-а-а

    Крикнем, дедушка ты где?

    Отвечает он бе-бе-бе.

    Хватит дедушка шалить,

    Только бы тебе шутить.

    Иди сюда, мы ждем тебя!

    Выходит Лесовичок.

    Лесовичок:

    Знаю лес и лес люблю,

    В гости вас к себе зову.

    Я люблю гулять по лесу,

    В лесу хожу я каждый день.

    Все в лесу мне интересно:

    Каждый куст и каждый пень.

    Я веселый старичок,

    Старичок-Лесовичок!

    Дети: Здравствуй, Лесовичок, мы друзья леса, пришли помочь птичкам, зверушкам.- Мы можем сделать много добрых дел.

    Первое задание «Зверушки и домишки».

    Животные перепутались. Надо их поселить в то место, где они проживают.(Дети выполняют задание). Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.

    Лесовичок: Молодцы, справились с заданием. — Пойдём дальше?

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимайте ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветки и пенёчки.

    Вот ещё одна полянка.

    Второе задание «Перелетные и зимующие птицы».

    Вы сейчас превратитесь в птичек и полетите перелетные к солнышку, а зимующие к снежинке.

    Лесовичок: Молодцы, ребята справились с заданием!

    Что за славный денек – собирайтесь в хоровод

    Станем кругом ходить, да весну веселить,

    Хоровод заведем, дружно все запоем!

    Песня «Весна»

    Ведущая: А наши ребята знают стихи о весне. Послушай их

    1-й ребенок: Зажурчал ручей в овражке

    Прилетели с юга пташки

    Греет солнышко с утра

    В гости к нам пришла весна.

    2 ребенок: Травка зеленеет,

    Солнышко блестит.

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит!

    3 ребенок: Пришла весна

    Звенит капель

    Повсюду слышна птичья трель

    И выше стали небеса

    Видна растений всех краса.

    4 ребенок:

    Солнце ласково смеется

    Светит ярче горячей

    И с пригорка звонко льется

    Разговорчивый ручей.

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимайте ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветки и пенёчки.

    Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на другой берег? (ответы детей)

    Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке, то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.

    Опыт. Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой предмет пригодится нам:

    Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода

    Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому, что он тяжелее воды

    Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не тонет, потому что легче воды. Сделали лодку и поплыли:

    Физкультминутка.

    Динь-дон, динь-дон!

    Мы на лодочке плывем.

    Ветер по реке гуляет,

    Ветер лодочку качает.

    Вправо лодочку качает,

    Влево лодочку качает.

    Динь-дон, динь-дон!

    Дружно к берегу гребем.

    Вправо к берегу гребем,

    Влево к берегу гребем.

    К берегу пристала лодка,

    Мы на берег прыгнем ловко.

    Ведущая: вот мы и перебрались на другой берег. Какая интересная загадочная полянка. (Модули). Присядем, отдохнем.

    Лесовичок: Ребята, я вам загадки загадаю. Слушайте внимательно.

    1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

    2.На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

    4.Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

    Лесовичок: заколдовала Баба – Яга всех насекомых в лесу

    Не летают здесь жучки,

    Не проснулись червячки.

    Бабочек не видно,

    Очень мне обидно.

    Ведущая: не огорчайся, Лесовичок, сейчас ребятки станцуют весенний танец насекомых и расколдют всех насекомых в лесу.

    «Весенний танец насекомых» (под музыку русской народной песни «Земелюшка-чернозем»)

    Лесовичок: Молодцы, ребята все задания выполнили! Поздравляю вас с лесным праздником. Лес-большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. Мы должны беречь и любить большой, могучий, лес.

    Ребенок: Будем лес любить, оберегать,

    Будем взрослым в этом деле помогать:

    Беречь леса, поля и реки

    Чтобы сохранилось все навеки!

    Ведущая: Лесовичок а мы не с пустыми руками пришли. Мы дарим лесу солнышко, которое сделано из наших ладошек. Пусть от нашего солнышка будет тепло, светло и весело растениям, птицам, животным, насекомым.

    Лесовичок:-Вы ребята, чудо право!

    Постарались вы на славу!

    Молодцы, не скучно с вами,

    Будете профессорами!

    Раздает сладкие угощения.

    Киямова Гульнара Мидхатова – воспитатель 1 квалификационной категории Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

    Кудрявина Татьяна Петровна- воспитатель Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ

    Раганова Наталья Викторовна- музыкальный руководитель, Альметьевского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения- детского сада комбинированного вида № 51 «Радуга» г.Альметьевск, РТ.

    Светлана Городнянская
    Конспект занятия по экологии на тему «Птицы»

    Кантемировский детский дом

    Занятие по экологии .

    Тема : «Птицы » .

    Воспитатель : Городнянская С. И.

    Программное содержание. Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах .

    Активизировать словарь : перелётные, зимующие, певчие.

    Развивать интерес к жизни птиц . Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам .

    Предварительная работа :

    1. Наблюдение за птицами во время прогулок .

    2. Загадывание загадок.

    Материал : Иллюстрации и фотографии с изображением птиц , птичьи стаи; записи «Голоса птиц » , графическая модель с обобщёнными признаками птиц .

    Ход занятия:

    1. Дети сидят за столами.

    2. Загадывание загадок :

    Зимой на ветках яблоки

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

    Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червяков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю. (Воробей)

    На сосне, в лесу густом

    Сидит плотник с долотом :

    В пестренькой рубашке,

    В красненькой фуражке. (Дятел)

    Он прилетает каждый год

    Туда, где домик ждёт.

    Кому посвящена наша встреча, догадались? Да, каких только птиц нет на свете ! (Рассматривают иллюстрации и фотографии) . В какое время года птиц больше . Как называют птиц , которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете ? А почему всё-таки многие птицы улетают ? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают : или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться) . А каких насекомоядных птиц вы знаете ? Как их отличить? Не знаете? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, снегирь, воробей, дятел.

    А что произойдёт, если у нас не будет птиц ?

    Как мы можем помочь птицам ?

    Как мы можем помочь птицам весной (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

    Физкультминутка.

    Летели птички

    Собой невелички.

    Как они летели

    Все люди глядели.

    Как они садились

    Все люди дивились.

    Сели, посидели,

    Взвились, полетели

    Песенки запели.

    Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними?

    Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт» . Кто скажет, какие птицы прилетают первыми , и какие – последними. А кто улетает весной на север?

    Дидактическая игра «Прилетели птицы » .

    Я сейчас буду называть только птиц , но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить. Итак. Начинаем :

    Прилетели птицы :

    голуби, синицы

    мухи и стрижи

    аисты, вороны

    галки, макароны.

    Воробьи, кукушки

    Комары и совы-сплюшки.

    Прилетели птицы :

    Голуби, синицы

    Галки и стрижи

    Чибисы, чижи

    Аисты, кукушки

    Даже совы-сплюшки

    Лебеди, скворцы.

    Все вы молодцы!

    Дидактическая игра «Какая птица лишняя » -работа с иллюстрациями. Из перелётных птиц выбрать и назвать зимующую.

    Дидактическая игра «А вы знаете»

    1. У кого самый красивый хвост?

    2. У кого самая длинная шея?

    3. У кого самые длинные ноги?

    4. У кого самые большие глаза?

    5. У кого самый длинный клюв?

    6. Кто лучше всех поёт?

    7. Кто выше всех летает?

    Птица -это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен , стихов, легенд, сказок. Предлагаю нарисовать фрагменты сказок о птицах .

    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

    Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

    Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

    Тема: «Домашние птицы» Цели: 1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки. 2. Улучшение функции дыхания,.

    Задачи: Формировать обобщенные представления о птицах Продолжать прививать интерес ко всему живому Развивать умение сравнивать, устанавливать.