• Атомные ледоколы России. История русского флота

    А теперь начнем с истории...

    Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

    Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.

    Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

    Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.

    9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.

    И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».

    Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

    Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта метров на 25, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.


    В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол "Адмирал Макаров". В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский", а также ледокол "Ленинград" с транспортом "Челюскин". Капитан «Арктики» назвал те дни "звездным часом" нового атомохода.

    «Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.

    31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» - первый корабль дошедший до Северного полюса.

    По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л "Арктика" оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.

    А теперь подходим ближе к теме нашего поста.


    В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.

    Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метров, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.


    16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

    Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. "Арктика" станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.

    Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.

    "Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль", — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.

    "Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона", — подчеркнула она.

    "Семь футов под килем тебе, великая "Арктика"!" — добавила спикер Совфеда.

    В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

    "Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности", — сказал Булавин.

    Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, "Арктика" открывает "принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач".

    Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

    По контракту с ФГУП "Атомфлот", Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь". Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода "Урал".

    Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП "Атомфлот" и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

    источники

    Как известно, Россия - это единственная страна в мире, обладающая гражданским атомным флотом. Другие страны вроде и пытались, но так и не смогли у себя довести до ума своё атомное судостроение. Наши ледоколы бороздят бескрайние просторы Арктики уже больше, чем полвека и успешно обеспечивают надёжную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного Морского пути. Актуальность строительства новых ледоколов не вызывает сомнения, сейчас на наших глазах в тех широтах реализуются уникальные проекты, аналогов которым в мире просто нет и у них как раз большая надежда на наши ледоколы. Все наши ледоколы были построены на легендарном Балтийском заводе (да, ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» были построены в Финляндии, но доводили их до ума всё равно в Санкт-Петербурге). Именно с его стапелей сошли такие знаменитые корабли, как атомный крейсер «Петр Великий», не имеющий аналогов в мире, атомный ледокол «Арктика», первым достигнувший Северного полюса, флагман советской Службы космических исследований научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и другие. За всё своё время он уже успел построить около 600 различных кораблей и судов. Вот и сейчас наш герой строит сразу три суперсовременных ледокола нового поколения, как у них это получается я и покажу сегодня.


    Балтийский завод был основан в 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 году петербургским купцом 1-й гильдии Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном, подданным Великобритании. Назвали его тогда не очень оригинально, просто Завод Карра и Макферсона. Вначале предприятие производило паровые машины для кораблей, а потом, собственно, начала и строить первые металлические корабли. Уже в 1861 году был спущен на воду первый русский железный военный корабль - броненосная канонерская лодка «Опыт», в 1866 году - была построена первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем, а 1867 году был спущен на воду броненосный корабль «Адмирал Лазарев» - первый российский металлический корабль водоизмещением более 1 500 тонн. В итоге за незначительное время они своими стараниями превращаются в одно из ведущих предприятий отрасли и даже их включают в систему морского ведомства, а это значит появляются значительные государственные заказы. В начале XX века на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка с двигателем внутреннего сгорания - «Дельфин». К этому моменту завод уже имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Тогда во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. В 1893 году завод переходит в государственную собственность и заказы Морского министерства только растут.

    В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с. Между прочим, именно Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). А Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов.

    В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

    После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда. Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

    И наконец, мы подошли к нашей истории. С 1974 года Балтийский завод активно подсел на тему строительства атомных ледоколов, каждый из которых стал легендарным. Так Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход пока, самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб. В 80-е годы прошлого столетия предприятие также освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

    Первым же советским атомным ледоколом был «Ленин». Он был введен в эксплуатацию в 1959 году. Именно это надводное судно было первое в мире с атомной энергетической установкой, по мощности среди ледоколов всего мира, равных ему просто не было. А его успешная эксплуатация позволила поднять голову новой отрасли - гражданскому атомному судостроению. В качестве энергоисточника на нём была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, т.е. основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами. В 1970 году на ледокол была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, т.е. реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». За время эксплуатации, а/л «Ленин», продолжавшейся вплоть до 1989 года, ледоколом было проведено во льдах 3 700 судов. Между прочим, этот ледокол до сих пор в строю, правда, в качестве музея и находится он в Мурманске. Я уже подробно рассказывал об этом музее, кто не видел, прошу:

    Интересные факты про наши атомные ледоколы:

    Атомный ледокол "Ленин" (проект "Ленин"-92, введен в строй в 1959 году). Первый в мире атомный ледокол. В июне 1971 года первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли.

    Атомный ледокол "Арктика" (проект "Арктика"-1052-1, введен в строй в 1975 году). Стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса в 1977 году.

    Атомный ледокол "Сибирь" (проект "Арктика"-1052-2, введен в строй в 1978 году). Впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск-Дудинка весной 1978 года.

    Атомный ледокол "Россия" (проект "Арктика"-10521-1, введен в строй в 1985 году). Впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс в 1990 году.

    Атомный ледокол "Советский Союз" (проект "Арктика"-10521-2, введен в строй в 1989 году). Он спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль.

    Атомный ледокол "Таймыр" (проект "Таймыр"-10580-1, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

    Атомный ледокол "Вайгач" (проект "Таймыр"-10582-2, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

    Атомный ледокол "Ямал" (проект "Арктика"-10521-3, введен в строй в 1992 году). В 2000 году совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячилетия.

    Атомный ледокол "50 лет Победы" (проект "Арктика"-10521-4, введен в строй в 2007 году). На данный момент крупнейший в мире атомный ледокол.

    А ещё есть Атомный лихтеровоз-контенеровоз "Севморпуть" (проект 10081, введен в строй в 1988 году). Единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.

    Сегодня «Балтийский завод» - это одно из крупнейших предприятий судостроительной отрасли России. Кроме строительства атомных ледоколов, завод также специализируется на строительстве военных кораблей и крупнотоннажных коммерческих судов, а также выпускает широкий спектр различного машиностроительного оборудования (парогенераторы, теплообменные аппараты, утилизационные и водогрейные котлы, котлоагрегаты) для кораблей и не только. С 2011 года завод входит в состав холдинговой компании «Объединенная судостроительная корпорация».

    Балтийский завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.

    Строительства совершенно любого корабля на Балтийском заводе начинается с обработки металлопроката и изготовления деталей. Это всё происходит в корпусообрабатывающем цехе. Мощности Корпусообрабатывающего цеха позволяют обрабатывать до 60 тыс. тонн металла в год.

    В Корпусообрабатывающем цехе поступившие на завод металлические листы режут, наводят блеск и красоту и потом отправляют в самый большой на заводе сборочно-сварочный цех.

    Сборочно-сварочный цех разделён на 4 пролёта, в которых проходит изготовление набора, плоскостных секций, изготовления фундаментов и донно-бортовых секций. Также там установлена автоматизированная линия плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия). После того, как узлы секций собрали и сварили, их покрывают грунтом, красят и отправляют на окончательную сборку на стапель, где и происходит формирование корпуса корабля.

    Перед нами Достроечная набережная Балтийского завода, которая оборудована тремя портальными кранами грузоподъемностью 50 тонн. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран "Демаг" г/п 350 т. с высотой выбора до 50 м. Длина глубоководной части набережной составляет около 900 метров, глубина у берега - 10 метров. Длина мелководной части - 350 м., глубина у берега - 5 метров. Сейчас здесь трудятся над Головным атомным ледоколом "Арктика".

    Новый Головной ледокол «Арктика», который сейчас строится на Балтийском заводе, решили назвать в честь первого ледокола-покорителя Северного полюса, чтоб славная традиция нашего атомного флота продолжалась, ведь не секрет, что более двадцати лет наша страна не строила суда подобного типа. И вот мы наконец подняли голову, ледоколы нового типа (а по этому проекту 22220 (ЛК-60Я) строятся ещё «Сибирь» и «Урал») будут самыми большими и мощными в мире, наверное, такую гигантоманию одобрить можно и нужно, Россия, вперёд! Эти ледоколы строятся по заказу «Госкорпорации «Росатом».

    17. Новая же "Арктика" будет выглядеть как-то так.

    Основные характеристики нашего «малыша»: длина - 173,3 м (160 м по КВЛ), ширина - 34 м (33 м по КВЛ), высота - 15,2 м, а с надстройкой целых 54 метра (это примерно 18-этажный дом). Осадка максимальная - 10,5 м / минимальная - 8,65 м. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров. Скорость хода - 22 узла (по чистой воде). Полное водоизмещение - 33 540 тонн. Мощность корабля составляет 60 МВт (на валах). А служить людям он готов не менее 40 лет. Экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.

    Главная же особенность новых ледоколов, даже не в их силе, а в универсальности. Ведь они имеют двухосадочную конструкцию, а это значит могут ходить, как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Эти ледоколы будут работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

    Каждый ледокол будет оснащен новейшими реакторными установками РИТМ-200, которые включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Причём на ледоколах прошлого поколения, подобные установки были с выделенными насосами и парогенераторами, то в новом варианте они вмонтированы в единый корпус, что и удобней (меньше места нужно для их установки) и безопасней, а ещё и почти в два раза легче предыдущих. Более подробно, что из себя представляет РУ РИТМ-200 и, как её производят можно почитать у меня: и . С такой ядерной начинкой наши ледоколы могут работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.

    23. На ледоколе, как мы видим, уже установлены паротурбинные установки.

    Между прочим, чтоб воплотить идею РУ РИТМ-200 в жизнь, конструкторы совершили 7 новых изобретений, которые воплотились в 96 секретов производства (ноу-хау), были апробированы 4 полезные модели и 21 программа для ЭВМ. Для того, чтобы её построить нужно было реализовать 682 производственные операции, также были проведены множество контролирующих качество операций (только количество ключевых точек контроля качества - 72), а также были проведены гидроиспытания под давлением 270 атмосфер, как на глубине 2700 метров. В итоге всё получилось. Основные её характеристики: габариты ПГБ - 3,5 х 4,5 х 11,6 м, а масса интегрированного корпуса ПГБ - 146 тонн. Масса же всей реакторной установки «РИТМ-200» в пределах защитной оболочки составляет 2200 тонн. Срок её службы - 40 лет, плюс при желании можно и продлить. Сам корпус реактор защищён специальной защитой из бетона, стали и воды, что делает его функционирование абсолютно безопасным, как для человека, так и всей окружающей среды. Росатом в этом деле просто помешан на безопасности.

    27. Приятно было видеть, что и пермяки строят этот чюдо-корабль.

    Новые ледоколы не только самые безопасные в мире, они, например, легко выдержат любой удар, но и смело можно заявить, что они самые экологичные корабли в мире. Так на борту будут даже установлены специальные установки по сжиганию бытовых отходов и очистке сточных вод. Всё это позволит с легкостью утилизировать все отходы, которые образовались при работе судна.

    31. Поднявшись на самый верх ледокола, открываются потрясающие виды на город. Кстати, напротив ещё одно судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи».

    34. А вот и строится первый серийный ледокол "Сибирь"

    А это уже тот самый советский атомный ледокол «Сибирь», который был построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе и принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Он является третьим в мире ледоколом с ядерным энергоблоком, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим Северного полюса Земли. В настоящий момент находится на утилизации. 13 ноября 2016 года «Сибирь» был отбуксирован на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области для работ по демонтажу реакторной установки. «Сибирь» стала первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию. Демонтаж реакторов и другого радиационно-опасного оборудования начался в декабре того же года, параллельно осуществляется формирование блок-упаковки и ее размещение в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в Сайда-губе Мурманской области.

    Головной атомоход «Арктика» (заводской № 05706) был заложен на стапеле «А» Балтийского завода 5 ноября 2013 года, а спущен на воду 16 июня 2016 года.

    Первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» (заводской № 05707) был здесь заложен 26 мая 2015 года и совсем недавно, 22 сентября 2017 года его также спустили на воду.

    Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» (заводской № 05708) был здесь заложен 25 июля 2015 года, ждёмс когда и его спустят на воду.

    38. Не удержались и покорили мы "Сибирь".

    И совсем эксклюзив, атомный ледокол "Урал" практически в начальной стадии строительства. Между прочим, если ледоколы "Арктика" и "Сибирь" бороздили по водам и помогали корабликам победить лед, то "Урал" в этой теме новичок, так как ледоколов с таким именем ещё не было.

    44. Атомный ледокол «Урал» сейчас находится на стапеле «А». Между прочим, это самый большой в России стапель. Его длина 350 метров, что позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 000 тонн.

    46. Сейчас на заводе работают около 4 000 человек.

    Для осуществления приспуска корпусов судов стапели оборудованы спуcковыми лебедками с тяговым усилием 20 тонн. Рядом со стапелями расположены предстапельные площадки: у стапеля "А" - площадка для сборки блоков надстроек и сварки поковок и отливок, а у стапеля "В" - площадка для сборки и сварки секций надстроек, оборудованная двумя передвижными шатрами габаритами 16*20м. и козловым краном г\п 32 тонн.

    48. И все таки здорово, что наша страна такое удовольствие может себе позволит, практически одновременно строит три самых современных атомных ледокола в мире. Дмитрий dmitry_v_ch_l что скажете, классные ледоколы строим?

    50. Большое спасибо пресс-службам

    Совсем недавно состоялась очень интересная для меня и для других блогеров поездка в Мурманск, на место стоянки и ремонта атомного флота России. Практически все ледоколы были в одном месте, стояли у причалов, на каждом проводились свои работы.
    Многие уже написали свои посты, многие уже прочитали их. Дабы не повторяться и не лить сухими фактами вам в мониторы, я расскажу интересные моменты о каждом ледоколе вместе и по отдельности...


    Россия - единственная страна обладающая флотом атомных ледоколов. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, поэтому аналогов во всем мире просто не существует. Самое главное преимущество атомного флота - отсутствие регулярной дозаправки топливом, что очень удобно и выгодно в условиях вечной мерзлоты.

    Начну свой рассказ с самого массового проекта - Ледоколов типа «Арктика» (проект 10520). К ним относятся шесть построенных в СССР и России атомных ледоколов.

    Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек.

    1. Ледокол "Арктика" был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде и только 25 апреля 1975 года был принят в эксплуатацию. Он является родоначальником этого класса и первым, кто побывал на северном полюсе. Это произошло 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени .

    Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением. На судне размещено почти 1300 помещений, включая: - 155 кают, камбуз и столовую, клуб-кинозал на 108 мест, медицинский блок с операционной, спортзал, библиотеку и прочие бытовые помещения для обеспечения комфортной жизни экипажа и пассажиров при длительной оторванности от “большой земли” - две электростанции с резервными и аварийными дизель-генераторами, мастерские, системы пожаротушения и вентиляции соответствующие объекту ядерной энергетики - вертолётная площадка с соответствующей инфраструктурой, радиоузел и т.д. и т.п.

    За 33 года безаварийной работы прошёл во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 проработал в Северном ледовитом океане год без дозаправки и захода в порт.

    В настоящее время ледокол находится в порту г.Мурманска, на “холодном отстое”. В августе 2008 года он был выведен из эксплуатации.

    Кстати, всеми любимый капитан Лобусов Дмитрий dmitry_v_ch_l , который сейчас работает на "50 лет Победы", с 2005 по 2007 год также управлял Арктикой в лице капитана.
    Моя бабушка в свое время на нем ездила в экспедицию на северный полюс. У нее даже где-то фотки есть. Потом найду покажу...

    2-3. Второ ледокол этого класса под названием "Сибирь" стоит там же, ждет утилизации в 2015 году. Это судно полностью идентично "Арктике" и проработало в море с 1977 года по 1992 год. Вывден из эксплуатации из-за неисправности парогенераторов.

    В 1993 году на борту «Сибири» проходили антитеррористические учения «Блокада» группы «Вымпел», посвященные отработке навыков освобождения захваченного террористами атомного ледокола.

    В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится в 2015 году.

    Водоизмещение 21120 т, длина 147,9 м, ширина 29,9 м, высота борта 17,2 м, осадка 11 м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость 20,8 уззлов.

    Интересный факт: на носу ледокол имел артиллерийскую установку; предположительно в носовой части имел шахты для баллистических ракет Р-13. Жилые помещения установлены на эластичных опорах и амортизаторах и изолированы от корпуса, чтобы не было слышно шума.

    4. Третий ледокол "Россия" проработал аж до 2013 года. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде , спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

    Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечение тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума. Рисковать никто не стал, поэтому все атомные ледоколы работали в северных широтах.

    В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс.

    В 2012-2013 гг. ледокол даже успел поработать в финском заливе и обеспечить проводку судов в порт "Приморск"

    На "России" внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повышение ледовых качеств атомохода. В частности, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходимости, защиты корпуса от облипания и коррозии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомохода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32.

    В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2015 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

    5. Следующий очередной ледокол "Советский союз" был введен в эксплуатацию в 1989 году и в настоящее время находится на переоборудовании в порту г. Мурманск.

    Интересный момент в том, что ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть — на береговых складах . В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

    В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

    Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

    В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

    Атомщики смеются над смыслом названий судов. "Россию" уничтожают, а "Советский союз" восстанавливают.

    В свое время «Советский Союз» привез и выгрузил на лед Северного полюса автомобиль «Москвич-2141». Хотите — верьте, а хотите — нет, таким необычным шагом руководство АЗЛК хотело продвинуть свою продукцию на Запад. Хотя это чудо российского автопрома наотрез оказалось заводиться, на импровизированном аукционе его продали за 12 тысяч долларов владельцу сети автозаправок из США, а позднее благополучно доставили счастливому покупателю на родину. Таким образом, был установлен исторический максимум цены за «Москвич-2141».

    Офигенный подробный пост читал у masterok про этот ледокол

    6-10. Следующий ледокол "Ямал" находится в списке моих любимых судов. Это один из всех атомоходов, который на данный момент в полную силу работаем на Севморпути.

    Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1989 году. В 2000 году он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» — седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

    Этот ледокол все помнят по отличающей его раскраске на баке (нос корабля) в виде зубов акулы. Вживую смотрится потрясающе! Стилизованное изображение на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным

    Судно может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн. Также атомоход имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Та еще махина!

    С этим ледоколом связано несколько происшествий, о которых хочется рассказать:

    23 декабря 1996 года на судне случился пожар, в результате которого погиб один член экипажа. Атомные реакторы не пострадали, огонь был потушен в течение 30 минут.
    - 8 августа 2007 года 65-летняя туристка из Швейцарии по неосторожности упала за борт ледокола и погибла после удара о воду и винты.
    - 16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря во время ледовой проводки произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 м с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. Далее танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Архангельск.

    На тот момент, когда мы были в Мурманске, ледокол стоял в плавучем доке и проходил плановый ремонт. Фотки именно оттуда:

    11-13. На самое вкусненькое из этой серии остался "50 лет Победы".

    На сегодняшний день это самый крупнейший в мире действующий ледокол. Он был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и уже 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса в сотый раз!

    Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

    «50 лет Победы» — это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Ростехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

    О нем будет отдельный, подробный пост в картинках и интересном рассказе. Мы излазили его вдоль и поперек, поужинали с капитаном, побывали в рубке и в других секретных местах, но всему свое время! Ждите огромнейший пост на эту тему, а пока неколько фотографий для затравки:)

    14. Следующий ледокол, первый атомный, дедушка "Ленин"

    Сейчас он находится в мурманске, стоит у причала и работает как полноценный музей. ОН был построен в 1959 году и сделал очень много полезного для Севморпути.

    Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

    Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.

    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

    На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе». Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.
    Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

    Благодаря этому ледоколу и этим авариям наши современные суда доработаны и безопасны, чтобы не случилось! Начиная с "Ленина" и заканчивая "50 лет Победы" можно увидеть огромнейший скачок в атомной энергетике и в атомном флоте соответственно.

    Атомный ледокол «Ленин» стал и первым отечественным судном-музеем с ядерной энергетической установкой, который был ошвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска 5 мая 2009 года и за пять лет стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Мурманска. За время стоянки атомоход посетило более 100 000 посетителей, здесь бывают официальные делегации и почетные гости г. Мурманска.

    Про него я тоже расскажу отдельно!

    15. Ну и наполедок хочется рассказать о двух меньших братьях-ледоколах "Таймыр" и "Вайгач".

    Эти атомные ледоколы отличаются уменьшенной осадкой и предназначены для проводки судов в устья сибирских рек.

    Ледоколы были построен в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, . Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколам идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледоколы могут действовать при температурах до −50 °C.

    "Таймыр", к сожалению мы не застали в порту, а вот "Вайгач" был пришвартован к "Советскому союзу" и мирно ждал выхода в море.

    В завершении хотелось показать вам инфографику в сравнении. Очень любопытная картинка, которая показывает всю масштабность и колоссальность этих потрясающих судов. Картинка кликабельна, если вдруг чего не рассмотрите:)

    Большое спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом» за открытость и лично Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП « Атомофлот » и Шпакову Артёму

    Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера.

    Основными направлениями деятельности Росатомфлота (предприятие Госкорпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций; обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей. Кроме того, компания выполняет техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения как для собственных нужд, так и для сторонних судовладельцев; участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России; а также осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач - обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

    Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина этой транспортной артериии составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.

    В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

    В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной установки - 40 тыс. л.с.). Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении находятся также суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта: буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а также портовый ледокол «Обь».

    История отечественного атомного ледокольного флота берет свой отсчет 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением атомного ледокольного флота в 70-е годы XX века Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» (1975 г.) открыл круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. На этом этапе развития Севморпути ключевую роль сыграло становление Норильского промышленного района и появление на трассе круглогодичного порта Дудинка. Затем были построены ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества нашей страны в атомном судостроении.

    Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

    Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток. В 2015 году по СМП было перевезено около 4 млн тонн грузов. Таким образом, объем перевозок увеличился в 2,7 раз по сравнению с 1998 годом, когда перевозки достигли своего минимума (1,46 млн тонн). Постепенно проводки становятся значимее, возникает больше работы с конкретными, ключевыми заказчиками и проектами, которые предстоит обслуживать вплоть до 2040 года. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути составил более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 492 судна общей валовой вместимостью 7 175 704 тонны (для сравнения, в 2016 - 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны).

    Росатомфлот обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью РФ. Основные заказчики: ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт»; ФГБУ «Арктический и антарктический научно- исследовательский институт», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Атомоходы «Росатомфлота» участвуют в обеспечении экспедиций на дрейфующей полярной станции «Северный полюс».

    Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

    «Сибирь»

    Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
    В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

    «Ленин»

    Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
    На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

    «Арктика»

    Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
    «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

    «Россия»

    Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
    Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

    Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

    Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

    «Ямал»

    Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
    Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.