• Сталинская серия. Эсминец Сторожевой в World of warships Противолодочное и противоминное вооружение

    К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - «новиков»:

    12 единиц на Балтийском море;

    5 единиц на Чёрном море.

    Такие эсминцы, построенные еще перед Первой мировой войной, не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1).

    Эскадренные миноносцы проекта 7, также известные как тип «Гневный», - тип эскадренных миноносцев так называемой «сталинской серии», строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 1930-х годов, один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории российского и советского флотов. Самые массовые советские эскадренные миноносцы 1920-х-1930-х годов.

    Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке после спуска на воду и не был достроен.

    Проект 7

    В ЦКБС-1 началось проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством главного инженера ЦКБС-1 Никитина В. А. была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7».

    21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утверждён постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество кораблей, подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось (в сторону увеличения), в результате планировалось сдать флоту 21 корабль в 1937 году, и еще 32 в 1938 году. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота.

    Строительство кораблей предусматривалось на заводах № 189 ССЗ им. Орджоникидзе и № 190 ССЗ им. Жданова в Ленинграде, и заводах № 198 ССЗ им. Марти и № 200 ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве.

    Сравнение с зарубежными эсминцами подтверждает, что при проектировании новой серии эскадренных миноносцев был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

    Мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

    Проект 7-У

    13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер», нёсший патрульную службу поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий враждующих сторон (в Испании шла гражданская война), был подорван на дрейфующей мине.

    В августе 1937 года на совещании Комитета обороны в Москве был упомянут случившийся с «Хантером» инцидент. Была проанализирована ситуация, когда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки в результате единственного попадания снаряда, мины или торпеды, мог потерять ход. В результате, проект 7, имевший такую же схему энергетической установки, был назван «вредительским». 14 уже спущенных на воду кораблей проекта 7 было приказано переделать, а остальные — разобрать на стапелях.

    Проект улучшенного проекта 7-У был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года — ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор — Лебедев Н. А.). Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

    Первоначально планировалось перезаложить абсолютно все корабли проекта 7. Однако, к счастью, заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. удалось убедить комитет достроить 29 эсминцев по проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, находившихся в низкой степени готовности, решили разобрать.

    Таким образом, в течение 1938-1939 годов 18 корпусов эсминцев проекта 7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени Жданова и Орджоникидзе, и николаевского имени 61 коммунара, были перезаложены по проекту 7-У. Для этого почти готовые корпуса проекта 7 пришлось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. В результате корабли проекта 7-У вошли в состав только двух флотов — Балтийского и Черноморского.

    Дальневосточные эсминцы, из-за напряженного режима работы и слабой производственной базы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре были достроены по проекту 7.

    Головным эсминцем проекта 7-У стал «Сторожевой». В ходе заводских испытаний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка корабля и, как следствие, — его пониженная остойчивость. Работы по устранению (остойчивость повысили за счет укладки твёрдого балласта), а также ликвидация множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. В результате, к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех из 18 заявленных кораблей проекта 7-У: 8 на Балтике и 1 на Чёрном море. Остальные 9 экстренно достраивали и испытывали уже в боевых условиях.

    Тактико-технические характеристики

    Корпус

    Главным отличием эсминца проекта 7-У была компоновка машинно-котельных отделений. Появившийся четвёртый котёл и увеличенные их габариты, в результате чего котлы не умещались внутри корпуса, привели к тому, что котлы возвышались над главной палубой примерно на 2 метра, съедая объём центральных надстроек.

    Корпус был сделан из маломарганцовистой стали толщиной 5—10 миллиметров. Большая часть соединений была клепаной, хотя стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию. В ходе войны был выявлен серьезный недостаток маломарганцовистой стали: хрупкость. Листы, изготовленные из неё, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же «Сталь 3», применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

    Энергетическая установка

    В 1936 году Наркомат внешней торговли заказал для кораблей проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и вспомогательных механизмов. Такие ГТЗА имели мощность до 24 000 л. с., зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

    В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь. Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7-У.

    Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м², производительность — 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и кораблей проекта 7: давление 27,5 кг/с², температура 340 °С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

    Одним из недостатков такой системы, можно назвать повышенный расход топлива: четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7. Тем более, что увеличить запасы топлива у проекта 7-У не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить.

    Вооружение

    Главный калибр

    Артиллерия главного калибра (ГК) у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у их предшественников: четыре 130-мм орудий Б-13-2 с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол — то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем.

    Зенитное вооружение

    Зенитное вооружение составляли пара 76-мм универсальных установок 34-К, перемещённых в корму. Был добавлен третий 45-мм полуавтомат 21-К. Таким образом, все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фок-мачте).

    Число 12,7-мм пулемётов ДШК увеличилось вдвое — к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7-У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми.

    Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими 45-мм 21-К.

    В мае 1942 года на «Сильном» были установили два 20-мм «эрликона» и один четырёхствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс».

    К концу войны балтийские эсминцы («Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте).

    К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К, по четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

    Торпедное вооружение

    Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата 1-Н. В отличие от пороховых аппаратов 39-Ю, устанавливавшихся на кораблях проекта 7, 1-Н имел комбинированную систему стрельбы — пороховую и пневматическую. Скорость вылета торпеды составляла 15 — 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Кроме того, в конструкцию ТА был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. Кораблям проекта 7-У ни разу не довелось при-менить свое вполне современное торпедное оружие в бою.

    Противолодочное вооружение

    Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на предшественниках. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб — 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых—12 в погребе и 8 — в кормовом стеллаже на юте.

    Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

    Эскадренный миноносец «Грозный» (проект 7)

    Водоизмещение 1525 - 1670т

    Скорость хода 39 узлов

    Длина 112,5 м

    Ширина 10,2 м

    Вооружение:

    130-мм орудий 4

    76-мм орудий 2

    45-мм орудий 2

    37-мм орудий 3

    Зенитных пулеметов 2

    Мины, глубинные бомбы - 60 КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г.

    Эсминец типа "Сторожевой" (проект 7У)

    Водоизмещение 2000 т

    Скорость хода 39 узлов

    Длина 115 м

    Ширина 11,8 м

    Вооружение:

    130-мм орудий 4

    76-мм орудий 2

    37-мм орудий 3

    Зенитных пулеметов 4

    Трехтрубных торпедных аппаратов 2

    Мины, глубинные бомбы

    Боевые потери.

    Принимали участие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7.

    Погибло 11 единиц

    Причины гибели

    Навигационные аварии - 2 слyчая

    Авиабомбы - 5 случаев

    Мины - 4 случая

    Из 11 погибшших ЭМ

    погиб без pазлома коpпyса - 1 (Стеpегyщий)

    погиб с надломом коpпyса - 1 (Гоpдый)

    погибли с полным pазломом коpпyса - 9 (с yчетом ЭМ Быстpый), в т.ч. с pазломом коpпyса в двух местах - 2 (Решительный I и Сметливый)

    с pазломом и надломом коpпyса - 1 (Беспощадный)

    Произошло 29 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7.

    Типичными местами тpещин, надломов и pазломов коpпyса эскадpенных миноносцев пpоекта 7 были были yчастки пеpехода от пpодольной системы набоpа в сеpедине коpпyса к попеpечной системе набоpа в оконечностях - места высокой концентpации напpяжений.

    Пpинимали yчастие в боевых действиях 18 единиц ЭМ проекта 7У

    Из них погибло 9 единиц

    Пpичины гибели

    Авиабомбы - 4 слyчая

    Мины - 5 слyчаев

    Артиллерия - 1 слyчай

    Из 10 слyчаев гибели ЭМ

    погибли без pазлома коpпyса - 4

    погибли с надломом коpпyса - 2

    погибли с pазломом коpпyса - 4

    Пpоизошло 19 слyчаев полyчения тяжелых повpеждений ЭМ пpоекта 7У.

    Эсминцы Тихоокеанского флота участия в боевых действиях не принимали - 11 единиц.

    Hесмотpя на пpинятые меpы по yкpеплению коpпyсов ЭМ пpоекта 7У по сpавнению с ЭМ пpоекта 7, желаемого pезyльтата это не пpинесло. Слабость констpyкции коpпyса стала одним из сyщественных недостатков ЭМ обоих пpоектов, что, конечно же, сказалось и на их военной сyдьбе.

    По последним данным, из эсминцев «сталинской» серии на реальную боевую победу может претендовать лишь один корабль - «Разумный». Именно он в паре с переданным англичанами эсминцем «Живучий» 8 декабря 1944 года преследовал немецкую подводную лодку U-387, которая после этого на связь не вышла и в базу не вернулась.

    В истории эсминцев обоих проектов особняком стоит гвардейский ЭМ проекта 7У «Сообразительный». Его командир Ворков так вспоминал боевой путь своего корабля: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов... Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя. Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых».

    В статье использованы материалы А. Царенко и С.Балакина.

    Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011
    Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
    Главный редактор Маслов Н.К.

    в Избранное в Избранном из Избранного 0

    Данный текст является продолжением поста и описывает корабли 2 и 3 ранга Альтфлота СССР.

    с упорством, достойным, быть может, и лучшего применения, я продолжил конструировать свою реальность

    Эсминцы

    реальная история

    Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был создан американскими конструкторами в начале 1930-х годов; назначением новых эсминцев было проведение дальних флотских операций в Tихом океане и поддержка действий собственных эскадренных миноносцев. В американском бюджете на 1933/1934 финансовый год было профинансировано строительство 4 эсминцев типа. Однако спустя два месяца после того, как Франклин Д. Рузвельт стал президентом, им был подписан закон, согласно которому число строящихся эсминцев типа возросло до 8 единиц.

    «Портер» представлял собой Лидер, стандартным водоизмещением 1850 тонн,с габаритами 116 на 11,2 метра и с осадкой 3,2 метра. Две паровые турбины, питались четырьмя котлами и развивали мощность 50 000 л. с. «Портер» давал максимальную скорость 35 узлов, а Дальность плавания на 12 узлах составляла 6500 миль, а на 15 узлах - 6000 миль. Экипаж 175-194 человека. Вооружение состояло из четырех двухорудийных пятидюймовых башен4х2 127-мм/38Mark 12, а Зенитная артиллерия из четырех спаренных пулеметов калибра 12,7-мм пулемёта. На корабле размещалось два счетвёренных торпедных аппаратов калибра 533-мм.

    Альтернативная история

    В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.

    Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.

    Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой - 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов искорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника.

    Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеровс тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.

    Четвертымбыл подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 годуи закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах- по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.

    Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.

    США предложили советам эсминцы типа «Мэхен» нормальным водоизмещением 1490 тонн и лидеры типа «Портер», нормальным водоизмещением 1850 тонн

    После продолжительной дискуссии советская делегация приняла революционное решение, положившее начало новому подходу в военном кораблестроении. Было ясно, что ни экономические, ни кораблестроительные мощности СССР никак не могут ему позволить встать в один ряд с крупными морскими державами. Поэтому вместо небольших эсминцев, или какого-либо сочетания, типа на 4 эсминца – один лидер, было принято решение строить исключительно лидеры, что давало возможность создавать локальное превосходство над потенциальным противником непосредственно в точке конфликта.

    В 1933 году Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был почти без изменений приняткак основной для реализации пятого контракта между СССР и США:

    Была усилена лишь ПВО, и на эсминцах установили 3х2 40-мм ЗАУ «Бофорс» и 4х1 20-мм ЗАУ «Эрликон»:

    Все восемь «американцев» были заложены в 1934-1935 годах, спущены на воду в 1935-1936и вошли в строй в 1937-1938 годах.

    Строительство в СССР началось после завершения реконструкции нескольких верфей в 1936 году, и к 1940 году в строй вошли еще 24 эсминцев, доведя общее число новых эсминцев до 32, по 8 на каждый из флотов.

    Кроме этого, удалось восстановитьвсе 17 эсминцев типа Новик, доставшихся от царского флота:

    Эсминцы типа «Новик», перевооружили, установив типовой для нового советского флота набор вооружения:

    Спаренные торпедные аппараты для 45см торпед времен Первой Мировой войны демонтировали, как и артиллерийское и зенитное вооружение. На корабле появился Асдик. Артиллерийским вооружением эсминцев типа Новик-бис стали две универсальные одноорудийные башенные артустановки 127-мм/38 Mark 12, а зенитным – 8 спаренных 40мм Бофорсов, а также 2х1 20мм Эрликон.Кроме того, на корме установили два сбрасывателя для глубинных бомб. Таким образом, когда-то грозный торпедный корабль, по футбольным меркам, «нападающий», превратился в достаточно опасный для любого противника шлюп - «защитник», чрезвычайно востребованный при формировании любого конвоя в последующие военные годы.

    Тем временем, был пересмотрено и вооружение первенца советского военного кораблестроение – сторожевого корабля Ураган:

    Стало ясно, что у него нет шансов применить свое торпедное вооружение – он недостаточно мелкий, чтобы незаметно подкрасться к противнику, и недостаточно быстрый, чтобы стремительно атаковать. Новая советская концепция применения торпедного оружия предполагала его использование в авиации, подводных лодках, торпедных катерах и, в исключительных случаях, эсминцами.

    Таким образом, торпедный аппарат с 45см царскими торпедами, а также носовое артиллерийское орудие 102мм было демонтировано. Ураган-Бис получил Асдик для поиска подводных лодок, который существенно поднял эффективность противолодочного вооружения, и 3 спаренных 40мм Бофорса, усиливших его ПВО:

    Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенны­ми в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе об­разцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступле­нии в строй не имели современного зе­нитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнару­жения подводных лодок и т.д. Кроме то­го, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия раз­мещения экипажа, невысокую (относи­тельно техзадания) скорость хода, по­средственную мореходность,

    ненадеж­ное рулевое устройство.

    Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впер­вые в отечественном флоте ГЭУ рабо­тала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась ком­пактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые на­бор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были примене­ны оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Кор­пуса СКР, несмотря на облегчение, ока­зались более прочными

    Накопленный опыт эксплуатации ко­раблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к пе­реоценке их качеств руководством Нар­комата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с до­кладом о технике флота, начальник Уп­равления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовле­творяют тактико-техническим требова­ниям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораб­лям иностранных флотов постройки 1930 - 1934 годов.

    Разумеется, кораблестроительная программа Альт СССР была построена так, что по мере падения водоизмещения число кораблей увеличивалось, то есть сторожевых кораблей было построено больше, чем эсминцев - 48 СКР дополнили 32 ЭМ. Современных же легких крейсеров к началу Войны оставалось 4:

    Тип кораблей

    Реальная история (РИ)

    Альтернативная история (АИ)

    в строю

    в постройке

    в строю

    в постройке

    Линкор типа «Севастополь»

    Линкор типа «Советский Союз»

    Тяжелый крейсер

    Легкий крейсер типа «Светлана»

    Крейсер типа «26 Киров»

    Крейсер типа 68-К «Чапаев»

    Крейсер типа «Бруклин»

    Эсминцы типа «Новик»

    Лидер эсминцев водоизмещением более 2000 тонн

    Эсминец проекта 7

    Эсминец проекта Портер-бис

    Сторожевые корабли типа Ураган

    Сторожевые корабли типа Ураган-бис

    Охотники за подводными лодками

    Тральщики

    Подводные лодки советских проектов

    Подводные лодки тип VII

    Подводные лодки тип IX

    Подводные минные заградители типа «Калев»

    Торпедные катера

    Пехотно-десантные корабли

    ТТХ реальных кораблей, упомянутых в посте:

    Тактико-технические данные

    ЭМ «Портер»

    ЭМ "Проект 7 "

    ЭМ "Новик "

    СКР "Ураган "

    Водоизмещение нормальное, т

    1850

    1657

    1280

    Длина наибольшая, м

    102,42

    71,5

    Ширина наибольшая, м

    11,2

    10,2

    9,52

    Осадка максимальная, м

    3,27

    Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

    50000

    50500

    41910

    7040

    Скорость хода полная, узлов

    Скорость хода экономическая, узлов

    Дальность плавания экономическим ходом, миль

    6500

    2800

    1760

    1200

    Экипаж в мирное время, чел.

    Артиллерийское вооружение

    4 – 130/50-мм Б-13

    4 х 1 102мм

    2×1 102мм

    Торпедное вооружение:

    2х4 ТА 53см

    2х3 ТА 53см

    4х2 ТА 45см

    1×3 ТА 45см

    Зенитная артиллерия

    12,7-мм пулемёта

    2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К.

    4×1 7,62мм

    2×1 7,62мм

    Сторожевой - первый советский эсминец доступный игрокам в World of warships. Этот корабль расположен на втором уровне.

    Характеристики корабля Сторожевой в WoWs

    Характеристики эсминца Сторожевой в World of warships показаны на рисунке.


    Применение торпед - главной силы эсминца на советском корабле ограничено дальностью. Эффективно применять торпедное вооружение можно только подбираясь на близкую дистанцию - менее 3 километров к врагу. Лучше всего неожиданно для соперника выплывать из-за острова и проводить молниеносную атаку. У Сторожевого в World of warships достаточно комфортные углы наводки торпед.

    На Сторожевом установлено пять торпедных аппаратов, в каждом из которых по две торпеды.


    Артиллерийское вооружение на Сторожевом достаточно мощное, для корабля класса эсминец. Три орудия с малым временем перезарядки и хорошей баллистикой, к тому же башни главного калибра вращаются практически также быстро, как и на американских судах. Дальность стрельбы до 10 километров, что является хорошим показателем не только для эсминцев, но и для крейсеров второго уровня.

    Как играть на Сторожевом в World of warships

    Технические характеристики корабля Сторожевой указывают на то, что на этом судне нужно стараться максимально эффективно использовать артиллерийское вооружение, при чем стрелять можно даже с дальней дистанции. Пускай много урона за один залп нанести не удастся, но тем не менее на советском эсминце можно долго и планомерно наносить повреждения вражеским судам. Сберечь свой корабль от огня можно простыми маневрами, - сменой курса и скорости.

    Приносят телефонограмму. Читаю: «В главной базе объявлен большой сбор». Смотрю на часы: без пяти два. «Значит, война?» И как бы в ответ вдруг ясно различаю глухие взрывы со стороны Приморского бульвара. На мгновение город освещает желтое зарево. По небу рыскают длинные щупальца прожекторов. В их лучах - самолет...

    Зенитной батарее открыть огонь! - кричу я...

    Как только заговорили орудия нашего эсминца, открыли огонь все стоящие у минной стенки корабли». Такой запомнилась ночь на 22 июня 1941 года капитан-лейтенанту С. Воркову - командиру эсминца «Сообразительный».

    Спустя четыре года, командир этого гвардейского корабля подвел итоги боевой службы: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов...

    Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя.

    Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых». Вот каков боевой путь «Сообразительного» - одного из самых прославленных эсминцев типа «Сторожевой».

    На эсминцах типа «Гневный» (см. ТМ № 1 за 1972 г.) было принято линейное расположение силовой установки, при котором котлы и турбины размещались двумя группами. Первая состояла из трех котельных отделений, вторая - из двух машинных. Будучи весьма компактным, такое расположение таило в себе, однако, серьезную опасность: при удачном попадании один вражеский снаряд способен вывести из строя сразу обе турбины и полностью лишить корабль хода. Когда создавались эсминцы типа «Гневный», такое попадание считалось чрезвычайно маловероятным, и им пренебрегали. Но со временем утвердилась точка зрения, согласно которой даже столь маловероятная возможность полного вывода корабля из строя стала считаться недопустимой. И в 1937 году было принято решение перепроектировать эсминец, перейдя на эшелонное расположение главной силовой установки.

    На корабле размещаются два последовательных комплекта - каждый состоит из двух котельных и одного машинного отделения. Хотя при новом расположении увеличивается длина машинно-котельной установки, а следовательно, и вероятность ее поражения, зато один вражеский снаряд никогда не может полностью лишить корабль хода. В самом худшем случае, когда снаряд, попав в район переборки между котельным и машинным отделениями, разом выводит из строя котел и турбину, корабль теряет всего 25% в скорости.

    В 1939 году в строй вступил Сторожевой - головной корабль усовершенствованной серии. Его конструкторы, основываясь на опыте службы эсминцев типа «Гневный», устранили ряд недостатков. Так, в некоторых связях корпуса развивались высокие- напряжения, из-за чего возникали трещины в районе полубака. На «Громком» провели тщательное тензометрирование набора корпуса - корабль плавал в Баренцевом море при сильном волнении. Результаты замеров были учтены при создании эсминцев типа «Сторожевой».

    Обслуживание трех котлов и двух турбин, установленных на эсминцах предшествующего проекта, доставляло морякам немало хлопот, ибо один котел приходилось «делить» на две турбины. Эшелонное расположение машинно-котельной установки автоматически устранило это неудобство. Для улучшения условий быта в суровых климатических условиях была увеличена толщина тепловой изоляции корпуса. Были заново спроектированы более паропроизводительные котлы и более мощные вспомогательные турбогенераторы. Мощность же каждой из двух главных турбин была увеличена с 25 тыс. л. с. до 30 тыс. л. с. без изменения поковок и отливок. Вообще переход от постройки «Гневных» к постройке «Сторожевых» был осуществлен быстро и сравнительно безболезненно - благодаря накопленному опыту и сохранению большинства механизмов, заготовок и вооружения.

    Неся примерно то же вооружение, что и «Гневный», «Сторожевой» был надежнее, быстроходнее и удобнее в обслуживании. Эсминцы этих типов можно различить по внешнему виду - «Гневные» - однотрубные корабли, а «Сторожевые» - двухтрубные. Опыт второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, какое расположение силовой установки выгоднее - линейное или эшелонное. Немцы, например, строили свои эсминцы по линейной схеме, американцы - по эшелонной. И те и другие одинаково страдали от мин, торпед и авиационных бомб.

    Одной из загадок долгое время оставалась необычайная мощность вооружения японских эсминцев. При водоизмещении всего 1360 т эсминец типа «Кавасаки» нес восемь торпедных труб и пять 127-мм орудий. Секрет разрешился после войны, когда к нам попали трофейные японские корабли. Оказалось, что на эсминцах Страны восходящего солнца никакие жилые помещения не предусматривались: матросы спали на циновках прямо на палубе, у своих боевых постов. Камбуз заменяли обычные полевые кухни для варки риса и чая. Отопления не было. Тепловая изоляция и даже окраска внутренней части корпуса отсутствовали. Междупалубное расстояние составляло всего 2 м вместо 2,2 м на английских, американских и немецких эсминцах. Не удивительно, что на японских кораблях можно было разместить гораздо больше вооружения.

    Советские эсминцы без ущерба для удобства размещения экипажей по мощности артиллерийского залпа, по маневренности, ходкости, мореходности тоже превосходили английские, германские и отчасти американские. И с первых до последних дней Великой Отечественной войны наряду с эсминцами типа «Гневный» несли нелегкую боевую службу их младшие братья: «Сторожевой», «Сообразительный», «Вице-адмирал Дрозд», «Стерегущий», «Смышленый», «Смелый».

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

    «Сторожевой»
    Служба: Россия Россия →
    РСФСР РСФСР
    Класс и тип судна Эсминец
    Организация ВМФ РИ →
    ВМФ СССР
    Изготовитель Невский завод
    Основные характеристики
    Водоизмещение 382
    Длина 64,0
    Ширина 6,4 м
    Осадка 2,59 м
    Мощность 4399-6100 л. с.
    Движитель 2
    Скорость хода 23,0-25,0 узлов
    Дальность плавания 450-500 миль (на 25,0 узлах)
    800-900 миль (на 15,0 узлах)
    Экипаж 67 человек,
    в том числе 4 офицера
    Вооружение
    Артиллерия 2 × 75-мм пушка Канэ ,
    6 × 7,62-мм пулемёт
    Минно-торпедное вооружение 2 × 457-мм ТА

    История строительства

    Эскадренный миноносец заложен в начале 1905 года на стапеле «Невского судомеханического завода » в Санкт-Петербурге по заказу Морского ведомства России. 2 (15) апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота , спущен на воду 11 (24) августа 1905 года , вступил в строй 15 (28) декабря 1907 года . 27 сентября (10 октября) 1907 года официально причислен к подклассу эскадренных миноносцев .

    История службы

    В 1911-1912 годах «Сторожевой» прошёл капитальный ремонт . Принимал участие в Первой мировой войне , участвовал в обороне Рижского залива, нёс дозорную и конвойную службу, выставлял минные заграждения в Моонзундском заливе. Принимал участие в Ирбенской (1915) и Моонзундской (1917) операциях. Участвовал в Февральской революции. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в составе Красного Балтийского флота. В период с 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт .

    С 1 июля по 15 октября 1919 года «Сторожевой» входил в состав Онежской военной флотилии . 20 октября этого же года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 3 декабря прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии . 5 июля 1920 вошёл в состав Морских сил Каспийского моря . В декабре 1920 принимал участие в боевых действиях в районе Ленкорани . В 1922 году выведен из боевого состава, разоружён и сдан Бакинскому военному порту на хранение. 21 ноября 1925 года исключён из списков кораблей РККФ в связи с передачей Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл .

    Напишите отзыв о статье "Сторожевой (эсминец, 1906)"

    Примечания

    Литература

    • Афонин Н. Н. «Невки» (эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации). - СПб. : ЛеКо, 2005. - 84 с. - (Эскадра). - 5000 экз. - ISBN 5-902-236-19-3 .
    • Бережной С. С. Крейсера и миноносцы: Справочник. - М .: Военное издательство, 2002. - 472 с. - (Корабли и суда российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01780-8 .

    Отрывок, характеризующий Сторожевой (эсминец, 1906)

    – Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
    – Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
    – Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
    Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
    Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
    Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
    В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
    Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
    Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
    Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
    – Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
    – Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
    Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
    Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
    Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
    – Все картечью! – кричал офицер.
    Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
    – Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
    – Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
    – Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
    Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
    – Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
    Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.