• Рисунки для плоскорельефной резьбы по дереву. Рельефная резьба

    Плоскорельефная резьба

    При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В результате рельеф проступает более выпукло и отчетливо (рис. 84).

    Рис. 84. Орнаментальная полоса, выполненная в технике плоскорельефной резьбы

    Секреты между строк

    Можно ли исправить ошибки, допущенные при вырезании фигуры?

    Для этого и предусматривается определенный запас материала. В противном случае сделать это невозможно. Но в некоторых случаях можно, например, удлинить руку за счет увеличения ее изгиба в локте (конечно, если позволяет композиция). Если нужно укоротить руку, уменьшают изгиб в локтевом суставе.

    На становление и развитие плоскорельефной резьбы значительное влияние оказала абрамцево-кудринская резьба, о которой упоминалось выше, и творчество В. Ворноскова, о котором мы тоже уже говорили. Плоскорельефная резьба позволяет резчику реализовывать различные замыслы, воплощая их в композициях, изображающих не только растительность, но и животных, птиц и человека. Техника этой резьбы отличается трудоемкостью и предполагает наличие не только богатого набора резчицкого инструмента, но и соответствующего опыта и определенного уровня мастерства.

    Плоскорельефная резьба представлена несколькими разновидностями, отличающимися техникой исполнения. Это резьба с заоваленным контуром, с подобранным фоном и подушечным фоном (рис. 85).

    Остановимся на них подробнее.

    Рис. 85. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром; б – с подобранным фоном: 1 – чеканка фона; 2 – порезка уголком; 3 – порезка полукруглой стамеской; в – с подушечным фоном

    Резьба с заоваленными контурами

    Из всех разновидностей плоскорельефной резьбы этот вариант является наименее сложным. По технике выполнения она похожа на контурную резьбу, поскольку контур рисунка представляет собой двухгранные выемки (рис. 86).

    Рис. 86. Выполнение плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром (стрелками показано направление движения инструмента); а – надрезание; б – подрезание; в – заоваливание контура

    Секреты между строк

    Как определить центр тяжести человеческой фигуры?

    Нахождение центра тяжести фигуры зависит от положения, которая она занимает в пространстве. В спокойной позе проекция центра тяжести падает на площадь, которая ограничена внешними сторонами ступней и линией, соединяющей носки и пятки. Если проекция не соответствует этой площади, то фигура будет «падать», даже если будет установлена на прочной подставке. Центр тяжести движущегося человека смещен немного вперед.

    Последовательность работы такова: в первую очередь надрезают рисунок по контуру, что можно выполнить как ножом-косяком, так и краем отлогой стамески, удерживая при этом инструмент практически вертикально (инструмент должен быть таким, чтобы позволял надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента за один рез по направлению волокон древесины). После этого осуществляют подрезку со стороны фона.

    В заключение заоваливают грань со стороны орнамента, следя за тем, чтобы она, в отличие от подрезки на границе с фоном, закруглилась более круто. В результате изображение получается с мягкими заоваленными линиями и отсутствием резких теней.

    Секреты между строк

    Как добиться правильного положения головы?

    Одного рисунка часто бывает недостаточно. Уточнить положение головы поможет объемный эскиз. Чтобы установить поворот головы, по грубой заготовке проводят ось симметрии, что помогает проверить, правильность положения головы относительно торса, а подбородка – по отношению к плечам. Важно при этом добиться художественного обобщения – выбрать характерный тип, не перегружая фигуру мелкими или второстепенными деталями.

    Резьба с подобранным фоном

    Выполнение этой разновидности плоскорельефной резьбы по технике не отличается от описанной выше, за исключением обработки фона (рис. 87).

    Рис. 87. Выполнение плоскорельефной резьбы с подобранным фоном: а – надрезка; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура

    Характер обработки фона (выборка на необходимую ширину и глубину) зависит от особенностей рисунка и желания придать ему выразительность и особую декоративность. Фон можно покрыть чеканкой либо различными профильными порезками, что также будет способствовать созданию особого визуального эффекта.

    Технически плоскорельефная резьба с подобранным фоном выглядит следующим образом. По контуру рисунка выполняется надрез, причем он слегка отклоняется от линии рисунка в направлении фона, благодаря чему край орнамента сохраняется целым, когда приступают к выборке фона.

    В завершение работы край надрезают, держа инструмент вертикально, точно по линии рисунка, потом край контура заоваливают.

    Подрезка осуществляется на определенную глубину, которая по всей плоскости орнамента должна быть одинаковой.

    Чтобы работа выглядела аккуратно, без задиров, зачищая фон, обращают внимание на направление слоев древесины.

    Для работы с мягкой древесиной достаточно использовать обычный резчицкий инструмент, при резьбе по твердой дополнительно применяют киянку.

    Резьба с подушечным фоном

    Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

    Последовательность выполнения резьбы с подушечным фоном показана на рис. 88.

    Рис. 88. Выполнение плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а – надрезка по контуру рисунка; б – подрезка по направлению к вершине фона; в – заоваливание фона и контура рисунка

    Подушечный фон делает изображение более живописным, объемным по сравнению с резьбой с заоваленным или подобранным фонами, которые смотрятся гораздо строже и более графично.

    Секреты между строк

    Какова в резьбе роль детали?

    Детали предназначены усиления художественного впечатления, производимого изображением. Кроме того, благодаря ней изделие выглядит законченным. Например, как изображать руку человека? В таких случаях все зависит от того, с какого расстояния будет обозреваться фигура. Если издалека, то нет необходимости в тончайшей проработке пальцев, поэтому рука представлена силуэтом. Если расстояние будет небольшим, то такая рука без пальцев будет смотреться незаконченной, а вся работа – сырой. Но увлекаться деталями тоже не следует, так как это перегружает изображение и снижает впечатление.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

    Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

    Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

    Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

    Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

    Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

    Из книги автора

    Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

    Из книги автора

    Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

    Из книги автора

    Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

    Из книги автора

    Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

    Из книги автора

    Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

    Из книги автора

    Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

    Из книги автора

    Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

    Из книги автора

    Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

    Из книги автора

    Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

    Из книги автора

    Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

    Из книги автора

    Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром Резьба с заоваленным контуром – наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Она нетрудоемка, при умелом выполнении создает сочный красивый рисунок. По технике выполнения эта резьба напоминает контурную, поскольку контур

    Из книги автора

    Плоскорельефная резьба с подушечным фоном Эта плоскорельефная резьба является своеобразной разновидностью резьбы с заоваленным контуром, но здесь линии заоваливают и со стороны контура, и со стороны фона (рис. 27). Как и в предыдущем случае, со стороны фона контур

    Из книги автора

    Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном Эта разновидность плоскорельефной резьбы характерна различной высотой орнамента и фона и дает возможность изображения орнамента с более четким силуэтом. Фон вокруг мотивов выбирают стамеской на одинаковую

    Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - плоскорельефная резьба, ажурная резьба, объемная резьба и корнепластика.

    Плоскорельефная резьба по дереву

    Плоскорельефная резьба по дереву - один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы -- растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение -- прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

    Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром -- края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном -- фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном -- вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.

    Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.

    Рельефная резьба

    Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба - Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

    Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Резьбу и выборку фона можно выполнять с помощью обычного набора инструментов, что требует дополнительных физических усилий.

    После выборки фона следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т.п.

    Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом её широко применяли для украшения интерьеров- стеновых панелей, порталов дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно.

    Дерево — самый практичный материал. Издавна из него изготавливались предмета быта, строились дома, делались игрушки для детей. И на сегодняшний день этот материал приобретает популярность, особенно изделия из него, сделанные своими руками. Сегодня поговорим о том, что такое плоскорельефная резьба по дереву, какое видовое разнообразие она имеет.

    Данное рукоделие пришло к нам еще с древних времен, когда люди украшали предметы быта, дома, мебель, заборы. На некоторое время его популярность спадала, и вот вновь приобрела снова. Видов резьбы по дереву множество. Но сегодня мы поговорим о том, на какие подвиды делится плоскорельефная резьба:

    • Резьба, у которой контур имеет заовальный вид. При использовании данного вида получается некая светотень, которая оригинально смотрится на всей композиции;
    • Резьба, фон которой уже подобран. Смысл данного вида заключается в том, что фон сам по себе не плоский, порой даже располагается ниже самого узора. Орнамент как бы наложен на плоскости.

    Рассмотрим несколько мастер-классов с пошаговыми фото по более детальному изучению плоскорельефной резьбы.

    Удивительные животные

    Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

    • Древесина;
    • Наждачная бумага;
    • Эскиз по которому будет происходить резьба;
    • Инструменты для резьбы;
    • Кисть для покраски;
    • Копировальная бумага;
    • Черный карандаш.

    Пошаговая инструкция по изготовлению картины.

    В первую очередь выравниваем древесину. Для этого берем наждачную бумагу и начинаем зашкуривать. После того как древесина полностью готова, перерисовываем рисунок. Для этого находим необходимую картинку в интернете и распечатываем. Переводим с помощью черного простого карандаша.

    Начинаем резьбу. В данном случае убирается три слоя, тем самым картина приобретает объемный внешний вид.

    Вот, что должно получиться.

    Чтобы сделать картину более выразительной, покрасим ее в местах вырезания контрастной краской.

    Чтобы картина приобрела интересный внешний вид, предлагаем сделать рамку для нее, тоже из дерева. После того как рамка будет готова, вставляем нашу картину и можно вешать на стену.

    Данный вид работы подойдет и для начинающих резчиков. При работе не забывайте соблюдать технику безопасности.

    Для работы потребуется:

    • Древесина или изделие, которое желаете украсить;
    • Набор инструментов для резьбы;
    • Простая линейка;
    • Черный простой карандаш;
    • Наждачная бумага.

    Пошаговая инструкция по выполнению работы:

    Заготовленную древесину необходимо зашкурить для полного выравнивания. Теперь переходим к нанесению рисунка. Для этого возьмем карандаш и линейку, рисуем прямоугольник, внутри которого будут располагаться квадраты в размере 2 штук, а в них проводим диагонали.

    Дальше необходимо соединить середины каждой из сторон квадратов так, чтобы линии пересекались с пересечением диагонали в одной общей точке. В итоге должно получится так: каждый из квадратов должен иметь 8 треугольничков.

    Теперь приступаем к резьбе. Берем в руки косяк, угловую его часть устанавливаем в середину одного из полученных треугольничков так, чтобы лезвие инструмента соединяло центр с прямым углом самого треугольника. Таким образом делаем разрез. Вот, как должно у вас получиться:


    После соединяем середину со вторым углом в треугольнике.

    Следующая линия соединяет последний угол и центральную точку. В этот раз одним действием не обойтись, потому что сама линия очень длинная. Обязательно следите за своими движениями и за тем, как располагаются ваши руки. При работе локоть руки должен стоять на столе и ни в коем случае не отрываться. В противном случае можно навредить себе или испортить свою работу.

    После производим надрез угол, которого будет состоять 45 градусов. Данное действие соединяет все углы треугольника и серединку.

    Внимательно следите за глубиной надреза. В центральной части она должна быть больше, чем по краям, но ни в коем случае не наоборот.

    Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

    В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

    В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

    От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

    Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

    Набор инструментов для новичка

    Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

    Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

    Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

    Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

    Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

    Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

    Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

    Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

    Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

    Техника выполнения реза уголковой стамеской:

    • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
    • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
    • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
    • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
    • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
    • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

    В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

    Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

    В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

    Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

    Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

    Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

    Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

    Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

    По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

    С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

    Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

    Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

    Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

    Чем зачистить резьбу по дереву?

    При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

    Чем покрыть резьбу по дереву?

    Для однотонной отделки используют следующие составы:

    Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

    Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

    Рельефная резьба

    Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф. Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

    Секреты между строк

    Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

    Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

    Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами. Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента, чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

    Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа

    Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

    Секреты между строк

    Когда можно приступать к вырезанию деталей?

    Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.

    Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне.

    В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

    На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания.

    Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.

    Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

    Секреты между строк

    В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры?

    Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе.

    Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру.

    Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

    Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

    Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

    Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

    Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

    Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

    Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

    Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

    Из книги автора

    Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

    Из книги автора

    Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

    Из книги автора

    Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

    Из книги автора

    Из книги автора

    Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

    Из книги автора

    Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

    Из книги автора

    Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

    Из книги автора

    Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

    Из книги автора

    Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас

    Из книги автора

    Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

    Из книги автора

    Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

    Из книги автора

    Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и