• Черно белые фотографии советы. Снимаем чёрно-белые фотографии

    Цветная и черно-белая фотография отличаются не только отсутствием цвета в последней. Монохромный снимок глубже раскрывает суть вещей, акцентируя внимание на самом интересном: линиях, формах, структуре, светотени. Работая с такими фото, вам нужно научится видеть краски в монохромном варианте.

    Композиция

    На таких композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. В первую очередь определите, что именно на снимке вы хотите подчеркнуть. В соответствии с этим выбирайте средства для достижения выразительности. Например, выделить морщины на старческом лице, сделать снимок более драматичным, можно с помощью резкости и контраста. Наоборот усилить женские качества, смягчить их – с помощью осветления некоторых участков.

    Представляя будущий ч/б снимок забудьте о сочных красках – они сольются в монохромной фотографии. А что же важно? Это полутона и вся их гамма. Диапазон хорошего снимка – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически черными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

    RAW

    Снимайте в цвете, черно-белой фотографию вы всегда успеете сделать. Поэтому используйте режим RAW и съемку черно-белой фотографии. Когда вы сделаете кадр, то на дисплее камеры вы увидите черно-белое превью. Но сам raw файл при этом «цветной». Так, загрузив фото в RAW конвертер, вы сможете конвертировать его как в ч/б, так и в цветной снимок.

    Для черно-белой съемка в RAW не менее важна чем для цветной, а возможно даже более значима. Связано это с количеством информации, сохраненной в RAW файле, по сравнению с JPEG, и ее важностью для последующей обработки. Если вы по каким-либо причинам можете делать кадр только в JPEG - делайте цветной. Не выбирайте режим ч/б внутри камеры. Изначально цветное фото в JPEG сохранит в себе больше информации для последующей обработки, чем черно-белый JPEG.

    Контраст

    В условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляду, и более темные части с глубокими тенями для обеспечения хорошего контраста.

    Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

    ISO

    Планируя кадр в конечном результате сделать в черно-белым, используйте наименьшее из возможных ISO. Шум от высоких значений ISO на черно-белой фотографии будет очень заметен, хотя изредка это может создать эффект пленочной зернистости и будет на руку. Но эффект можно создать в редакторе, а убрать шум – сложнее.

    В основном, выразительность черно белого фото достигается наоборот через высокий контраст света и теней. Например, это может быть единственный точечный источник света в студии. Но, несмотря на это, многие фотографы предпочитают делать черно-белые снимки тогда, когда сцена малоконтрастна. Основой черно-белого фото служит сочетание светлого и темного в кадре. Поэтому хороший черно-белый снимок можно сделать и тогда, когда свет для «цветного» фотографа не интересен и скучен.

    Текстура и форма

    Второй нюанс, о котором следует помнить – это формы и текстуры. В цветной фотографии цвет и тональные переходы привлекают больше внимания, оттягивая его от формы, рельефа и текстуры объекта съемки. В ч/б это наоборот выходит на первый план. Если вы снимаете джинсовую ткань, то в цветной фотографии вы первым делом обратите внимание на их цвет, а в черно белой на передний план выйдет структура джинсовой ткани, отдельно торчащие ниточки на разрывах, складка на ткани…

    Небольшой совет для черно-белых пейзажей - обращайте больше внимания на небо. Чем более фактурное небо (красивые облака и тому подобное), тем более привлекательным будет . Черно-белый пейзаж с однотонным невыразительным небом как правило скучен, если нет ярко выраженного акцента на чем-то другом.

    Делая фото, смотрите именно на текстуру и воображайте, какой она будет в черных и белых тонах. Снимая цветок - смотрите не на его цвет, а на текстуру и форму лепестков. Снимая портрет - не на цвет волос и лица, а форму глаз и волосы. Поскольку у вас нет цветов, вы должны решить, как вы хотите изобразить форму. Форма изображается блоками светлых и темных областей на фото.

    Свет

    Вам нужно убедиться, что у вас есть достаточно света, чтобы захватить детали. Помните, что у нас нет цветов, чтобы выделить или создать детали. Мы должны позволить свету делать свое дело. Красивое голубое небо выглядит серым в черно-белой фотографии.

    Понимание источника света очень важно, поскольку различные источники фотографируются по-разному и с разными настройками. Спросите себя, откуда падает свет. Это может быть первичный источник света, такой как солнце или искусственная вспышка? Может быть, свет отражается от стены или отражателя.

    В первую очередь думаем о типах тени и контрастах, которые нам нужны. Прямой свет создает резкие темные тени. Рассеянный или непрямой свет создаст более мягкие тона. Для темной тени и резкой контрастной разницы между светом и тенью используйте прямое освещение. В других случаях, для оттенков серого и более мягкого вида лучше попробовать рассеянный свет.

    Определите тип глубины, размеры и детали, которые вы хотите получить на фото. Боковой свет даёт большие размеры. Прямой свет, падающий с переднего плана, подчеркивает текстуру и глубину. Свет сзади помогает сократить детали. Располагайте освещение согласно своему желанию.

    Черно-белая фотография времени не подвластна, она всегда была востребована. С появлением массовой цветной фотографии черно-белая некоторое время привлекала в основном профессионалов и тонких ценителей, однако теперь интерес к ней снова возрос. Во многих современных цифровых камерах есть режим черно-белой съемки, а производители принтеров непрерывно улучшают качество черно-белой фотопечати.

    Практика: нюансы черно-белой фотосъемки

    Особенности черно-белых снимков

    Мастера фотографии не зря начинают обучение своих учеников именно с черно-белой фотографии: на таких снимках композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. Попробуйте в графическом редакторе «обесцветить» какой-нибудь обычный «повседневный» снимок, наверняка большая его часть просто превратится в серое пятно. На цветном снимке красный цветок на зеленой лужайке выглядит празднично и ярко, а в черно-белом варианте его едва можно разглядеть – красный и зеленый цвета сливаются.

    Между цветной и черно-белой фотографией разница не только в отсутствии цвета в последней. Монохромное фото глубже раскрывает суть вещей, концентрируя внимание на самом важном и интересном. Черно-белая фотография выявляет линии и формы, акцент делается на структуре, светотени, ритмике. В первую очередь черно-белая фотография – это эмоции, личные впечатления, особый взгляд фотографа на окружающее пространство. Общий подход к черно-белой фотографии другой, поэтому важно научиться видеть краски окружающего мира в монохромном варианте.

    В каких случаях черно-белая фотография предпочтительна? Чаще всего это портрет, ню, замечательно смотрятся на черно-белой фотографии жанровые и репортажные сюжеты. Но это не значит, что пейзаж и натюрморт не будут смотреться в черно-белом исполнении.

    Хорошую цветную фотографию, скорее всего, не стоит переводить в черно-белый режим. Именно удачно найденное цветовое решение делает ее привлекательной, и если убрать цвет, то фотография от этого только проиграет. Например, снимки, которые вы привезли из путешествий по экзотическим странам, должны играть цветом, передавать местный колорит. Хотя несколько интересных черно-белых снимков только украсят ваш фотоальбом, но смысловое наполнение у них должно быть совсем другое.

    Может случиться и так, что цветовая составляющая не вписывается в общий замысел и перегружает снимок, разные цветовые пятна не гармонируют, слишком пестрят. В этом случае есть смысл сделать фотографию черно-белой. Поэтому не спешите удалять неудачный цветной снимок – не исключено, что в черно-белом варианте, после некоторой обработки в графическом редакторе, он станет намного лучше.

    Итак, чтобы получить черно-белую фотографию, можно пойти двумя путями. Первый вариант: сделать цветной снимок, а затем в графическом редакторе получить кадр в черно-белом варианте. Второй вариант: установить в настройках камеры режим черно-белой фотографии (большинство современных камер позволяет это сделать). В первом случае вы оставите себе возможность вернуться к исходному цветному варианту. К тому же в вашем распоряжении мощные средства современных графических редакторов, дающих гибкий контроль над процессом. То, что фотографы раньше делали в «темной комнате», проявляя пленку, экспериментируя с проявителями, печатью снимков, сейчас вы получите, работая с программой. Во втором случае в графическом редакторе вы только «дотягиваете» снимок до нужного результата.

    Композиция

    Вы, прежде всего, должны для себя определить, что вы хотите подчеркнуть, выделить в фотографии, соответственно подбирайте средства для достижения выразительности. Подумайте, нужно ли вам усилить резкость, контраст, чтобы показать на фото мужественное лицо или изношенное временем, дождем и жарой старое заброшенное судно, или, наоборот, смягчить нежный женский или детский портрет, показать «райский» пейзаж на снимке.

    Когда вы будете обдумывать будущий черно-белый снимок, абстрагируйтесь от сочных и ярких красок – монохромная фотография их все равно не передаст, мало того, они могут слиться.

    Желательно, чтобы на снимке сохранилась богатая гамма полутонов. Диапазон удачной фотографии – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически темными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

    Если посмотреть вокруг внимательным взглядом, то можно практически везде снять оригинальную и качественную черно-белую фотографию. Контрастные текстуры, рельефные и привлекательные формы, узоры, ритмичные, повторяющиеся детали сцены делают фотоснимок более выигрышным. При поиске интересных и контрастных графических форм не забывайте золотое правило: чем проще, тем лучше. Снимок не должен быть перегружен лишними деталями.

    Найти сюжет нетрудно, достаточно внимательно поискать и вы найдете много интересного. Это могут быть старинные здания и сооружения, замки и дворцы, развалины, ограды, ворота, крыши, орнаменты, тенты, различные технические конструкции и их элементы, тени, отражения. Также интересны и современные здания и конструкции с множеством архитектурных элементов.

    Прекрасные сюжеты могут вам подарить самые неожиданные и обычные вещи, четкие и контрастные: мощенная мостовая, отражение в луже, мосты, статуи, деревья. Главное – чтобы основная идея снимка раскрывалась наиболее полно и все внимание было сосредоточено именно на ней.

    Снимая портрет, старайтесь раскрыть характер человека, акцентируйте внимание на характерном жесте, взгляде, мимике. Вы можете приблизить камеру к лицу или снять издалека, используя оптическое приближение, изменить ракурс, например, снять с верхней точки.

    Чтобы создать интересную фотографию, уделяйте внимание перспективе, переднему плану. Это даст вам возможность внести оригинальность. Экспериментируйте с ракурсами, углом съемки.

    Экспозиция

    Хорошая черно-белая фотография – это, как правило, качественная работа фотографа. Прежде всего, экспозицию нужно установить очень точно, чтобы сцена была передана с плавными тональными переходами, а снимок не получился темным или слишком светлым, если, конечно, это не входит в ваш замысел.

    Освещение в фотографии вообще играет немаловажную роль, а в черно-белой фотографии оно особенно существенно. Удачное освещение, грамотная работа со светом – еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Работая со светом, вам следует правильно использовать экспозамер. Внимательно изучите инструкцию камеры, познакомьтесь с тем, как работает система экспозамера. От этого напрямую зависит результат.

    Многоточечный (матричный) экспозамер дает ровную экспозицию, что плюс для цветного снимка, но в черно-белом режиме вы получите кадр, лишенный объемности, динамики. Установите центрально-взвешенный экспозамер, чтобы повысить контрастность и яркость. Использование точечного экспозамера даст вашим снимкам резкие переходы и тени.

    Если вы задумали сделать силуэтный снимок, то измеряйте экспозицию по светлым участкам сцены, затем, если это необходимо, удерживая кнопку спуска нажатой наполовину, перекомпонуйте снимок. Тогда темные детали получатся практически черными. Не замеряйте экспозицию по теневым участкам сцены, чтобы не получить высветленный, неконтрастный и переэкспонированный кадр.

    Разное время дня дает различное освещение, световой рисунок, придавая большую выразительность снимку, расставляя акценты на форме, фактуре, тональности. Можно получить разное восприятие одного и того же сюжета, сделанного в разное время дня при разном освещении.

    Чем ниже светочувствительность, которую вы установите в цифровой камере, тем чище и качественнее будет снимок. Фотография будет детализированной, «гладкой». При повышении чувствительности, как известно, возрастают шумы и появляется характерная зернистость, которая наносит черно-белым снимкам гораздо меньший вред, чем цветным. Зернистость привносит свою художественную значимость в снимок, жесткие зернистые фотографии обладают особой привлекательностью. Тот же эффект можно имитировать и в графическом редакторе, применив соответствующие фильтры.

    Светофильтры

    Чтобы сделать хорошую черно-белую фотографию, добиться большей выразительности, исправить некоторые неточности, без которых зачастую не обойтись, и усилить акцент, иногда полезно использовать светофильтры. Без фильтров на снимке могут получиться слишком светлые или слишком темные участки, могут исчезнуть детали. Например, на небе облака могут превратиться в плоские невнятные пятна, или цветные предметы могут на черно-белой фотографии сливаться с фоном. Светофильтр может сделать отдельный тон как светлее, так и темнее, можно добиться усиления или ослабления контраста. Контраст усиливают ультрафиолетовый фильтр, поляризационный и фильтр нейтральной плотности.

    Поляризационный фильтр придаст небу большую плотность, не меняя остальную часть кадра, а также позволит усилить или убрать блики. Светло-желтый фильтр при дневной съемке осветлит зеленую листву и траву, а синее небо немного затемнит, оно хорошо проработается на фотографии, и облака на этом фоне будут выглядеть подчеркнуто белыми. Оранжевый фильтр в солнечную погоду подчеркивает форму облаков, в пасмурную – повышает контрастность, небо становится более насыщенным.

    При съемке в искусственном свете (лампы накаливания) красные цвета получаются светлее, а синие – темнее. В таком случае помогут сине-зеленый, светло-синий фильтры.

    В некоторый случаях вам может понадобиться смягчающий фильтр. Если нет светофильтров, то смело можно воспользоваться специальными плагинами в графическом редакторе.

    Не помешает также поэкспериментировать с разными эффектами. Например, тонирование сепией (хорошо будут смотреться старинные здания, старые улицы), применить соляризацию и т.д. Ведь возможности современного программного обеспечения огромны. Результат ограничен лишь вашей фантазией.

    Особенности съемки пейзажей

    Снимая пейзаж в черно-белом режиме, попробуйте передать на снимке безграничность неба, причудливые облака, оставьте небу большую часть площади кадра. Не бойтесь мрачной пасмурной погоды – это еще не повод отказываться от съемки, даже в плохую погоду вы можете найти и снять потрясающие сюжеты. Постарайтесь придать вашей композиции сбалансированность. К примеру, трава, кустарник, деревья на фоне воды или металлические, деревянные конструкции на фоне неба будут выглядеть контрастно.

    Снимая черно-белый пейзаж, старайтесь немного притемнить синий цвет неба и увеличить контраст. Попробуйте присесть и снять с нижней точки, либо найдите высокую точку и захватите больше пространства. Хорошо передаются большие камни, бегущая по камням река, скалы, одинокие высохшие деревья.

    Снимая пейзаж, очень интересно получить высококонтрастный снимок, это можно сделать в яркий солнечный день. Один из вариантов, как сделать такую фотографию, – это снимать против солнца. Конечно, вам не следует направлять объектив прямо на солнце – так вы просто повредите матрицу камеры. Нужно немного сместить объектив, так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в объектив. Бленда поможет избавиться от ярких бликов. Еще вы можете выбрать точку съемки и расположиться так, чтобы между вами и солнцем был объект съемки – ствол дерева, фигура человека, парус яхты. Этот объект, загородив солнце, даст контрастную картину.

    О технике

    Не увлекайтесь чисто технической стороной дела, поиском самой «лучшей» камеры или «лучшего» объектива. Научитесь делать эмоциональные, интересные, яркие кадры имеющейся в вашем распоряжении техникой.

    Сама по себе черно-белая фотография не требует дорогого оборудования, вполне достаточно обычной компактной камеры или зеркалки начального уровня. Чтобы получить лучший результат и иметь полный контроль над съемочным процессом, конечно, лучше всего иметь зеркальную камеру. Если вы не знаете, какой вам приобрести объектив и какие фокусные расстояния вам нужны, то для начала неплохим выбором будет стандартный «полтинник» – светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, с учетом кроп-фактора превращающийся на цифровых зеркалках в умеренный телевик. Высокая светосила объектива – большое преимущество, особенно в условиях плохого освещения.

    Также нелишними окажутся штатив, пульт дистанционного управления или спусковой тросик.

    Главное, чтобы сама съемка, поиск интересных сюжетов приносили удовольствие. Богатое воображение, умение «видеть», желание фотографировать, много практики, посещение выставок и галерей – вот основа успеха. Вместе с изучением фотодела все это принесет интересные и оригинальные снимки. Всегда есть к чему стремиться, и никто не мешает вам сделать снимки лучше, чем у мастеров.

    Осваиваем Уровни и Кривые

    Тонкая настройка преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение не единственный способ управления светотенью – распределением светлых, средних и тёмных тонов на изображении.

    После преобразования Вы можете воспользоваться такими корректирующими слоями (Adjustment layers), как «Уровни» или «Кривые», чтобы настроить контраст и распределение тонов на вашем итоговом изображении в оттенках серого. Корректирующий слой «Кривые» недоступен в Photoshop Elements, здесь вы можете применить лишь «Уровни».

    Применение Кривых

    С помощью корректирующего слоя «Кривые» вы можете выполнять более тонкую тоновую коррекцию в сравнении с корректирующим слоем «Уровни». В последнем доступно всего три точки для управления распределением тонов. Вы можете осветлять или затемнять лишь тёмные, средние и светлые тона. В то время как с помощью Кривых вы можете управлять любым тоном, любым участком гистограммы.

    При настройке корректирующего слоя «Кривые» вы можете поставить точку в любом месте диагональной линии. Затем перемещать её вниз, если хотите затемнить выбранный тон, или вверх, если хотите его осветлить. Также, вы можете поставить точку без её последующего перемещения вверх-вниз, чтобы зафиксировать тон.

    Кривые характеризуются широчайшим применением. На первых порах с их эффективным использованием могут возникнут сложности. Поэтому, возможно, вам будет проще начать с шаблонов тоновой коррекции, которые доступны из ниспадающего списка в верхней части панели настройки корректирующего слоя.

    Шаблоны задают готовые формы тоновой кривой и могут быть полезны в большинстве случаев тоновой коррекции. Одной из распространённых форм является S-образная кривая. Она повышает контрастность фотографии, а также служит для осветления или затемнения всего изображения.

    Усиление контраста

    Одной из наиболее распространённых задач на этапе обработки чёрно-белого изображения является усиление контраста. Здесь шаблоны не обладают гибкостью, поэтому они – лишь хорошая отправная точка. Применив шаблон, вы можете его скорректировать в соответствие со своими потребностями. Перемещайте существующие точки на тоновой кривой, добавляйте новые.

    Чтобы увеличить контрастность фотографии выберите из ниспадающего списка шаблон «Средний контраст» (Medium Contrast). Диагональная линия примет форму «мягкой» S-образной кривой, а контраст изображения слегка усилится. Чтобы углубить тени выберите точку в левой нижней части тоновой кривой, нажав на точке левой кнопкой мыши, и перемещайте точку вниз, например, с помощью клавиш навигации на клавиатуре. Чтобы сильнее осветлить светлые области изображения, выберите точку, расположенную в верхней правой части тоновой кривой, и перемещайте точку вверх.

    Выборочная коррекция

    Локальная тоновая коррекция осуществляется со времён зарождения фотографии и используется как выразительное средство.

    В отличие от того периода, когда печатью фотографий и, соответственно, их подготовкой занимались лишь отдельные специалисты или предприятия, в настоящее время вы можете сделать локальную тоновую коррекцию своих фотографий без дополнительных затрат времени и сил.

    Применение масок (Layer Mask) к корректирующим слоям «Кривые» или «Уровни» является самым простым способом коррекции обширных областей снимка, например, соответствующих небу. Таким образом, вы можете обработать часть изображения, в то время как другая его часть останется нетронутой.

    Настройте параметры коррекции (например, задайте форму тоновой кривой). Затем возьмите инструмент «Кисть» (Brush), установите прозрачность равной примерно 25% и рисуйте по маске корректирующего слоя чёрной «краской». Под тёмными областями маски действие корректирующего слоя на изображение будет проявляться в малой степени или совсем не будет, если области закрашены 100%-но чёрным цветом.

    Применение Уровней

    Светлые тона

    Светлыми тонами «заправляет» белый ползунок, расположенный в правой части гистограммы. Самая распространённая коррекция заключается в перемещении ползунка влево к правому краю графика. Если вы продолжите движение влево, то произойдёт потеря деталей в светлых областях снимка. Другими словами, вы искусственно создадите «пересвет».

    Тёмные тона

    Самый левый, чёрный, ползунок поможет вам настроить светлоту тёмных областей снимка. Перемещайте его вправо – к левому концу графика – чтобы углубить тени. Если вы хотите придать своей фотографии большей графичности, сместите ползунок немного вправо за правый край графика.

    Средние тона

    Помимо управления светлотой светлых и тёмных тонов Уровни позволяют настраивать средние тона с помощью серого треугольника, расположенного изначально по центру гистограммы. Чтобы осветлить средние тона перемещайте треугольник влево, чтобы затемнить – вправо.

    Особенности применения Уровней и Кривых

    Кривые обладают большей гибкостью, чем Уровни, поэтому настройкой светотени с помощью корректирующего слоя «Кривые» можно легко увлечься. Помните, что если в какой-то момент фрагмент тоновой кривой будет близок к горизонтальной линии, то изображение будет выглядеть неестественно «плоским», неконтрастным.

    Заметка о возможностях Photoshop Elements

    Версия программы 9 и более новые позволяют с ограничениями управлять формой тоновой кривой. Соответствующий инструмент называется здесь «Цветовые кривые» (Color Curves). Чтобы им воспользоваться, выберите в главном меню «Улучшить» -> «Скорректировать цвет» -> «Скорректировать цветовые кривые» (Enhance -> Adjust Color -> Adjust Color Curves). Вы не сможете установить в любом месте тоновой кривой точку, программа предоставляет вам возможность управлять различными сегментами кривой с помощью четырёх ползунков. Они отвечают за тёмные (Shadows), четверть и три четверти одновременно (Midtone Contrast), средние (Midtone Brightness) и светлые (Highlights) тона.

    Осваиваем инструменты «Осветление» и «Затемнение»

    Инструменты «Осветление» (Dodge tool) и «Затемнение» (Burn tool) являются преемниками классических аналоговых техник. Эти инструменты позволяют увеличивать экспозицию – осветлять (dodging) – или уменьшать экспозицию – затемнять (burning) – произвольных областей снимка.

    Аналогичного эффекта можно достичь методом локальной тоновой коррекции с помощью корректирующих слоёв «Кривые» и «Уровни», описанным ранее. Здесь же вы просто рисуете «осветлителем» или «затемнителем» по исходному снимку, не прибегая к использованию дополнительных слоёв и масок к ним.

    Лучше всего создать копию слоя, содержащего исходное изображение (Фоновый слой, Background layer), и рисовать инструментами «Осветление» и «Затемнение» по слою-копии.

    Такой приём упрощает оценку эффекта осветления-затемнения путём отключения-включения видимости слоя-копии и позволяет в любой момент вернуться к оригинальному изображению, если результат вас не устраивает.

    Основная ошибка при использовании рассматриваемых инструментов заключается в переизбытке эффекта. В итоге, факт осветления-затемнения бросается в глаза, и результат получается неравномерным.

    Чтобы получить равномерный и приятный для взгляда эффект установите значение параметра «Экспозиция» (Exposure) равным в пределах 3-5%. Маленькими постепенными «мазками» накладывайте эффект на отдельные участки изображения. Другой способ сохранить натуральность изображения при использовании инструментов «Осветление» и «Затемнение» – применять кисть с мягкими краями (установить параметр «Жёсткость» для кисти равным какому-то малому значению).

    Инструмент «Осветление»

    Вы можете выбирать тона изображения: тёмные, средние или светлые, - которые будут осветляться. Осветление светлых тонов приведёт к увеличению контрастности между тёмными и светлыми тонами. Осветление тёмных тонов, наоборот, ослабит контраст.

    Инструмент «Затемнение»

    Оказывает противоположный инструменту «Осветление» эффект. Вы также можете выбирать целевые тона: светлые, средние или тёмные. Затемнение тёмных тонов усилит контраст между светлыми и тёмными тонами в заданной области. Затемнение светлых тонов, наоборот, уменьшит контрастность.

    Практика. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Выберите нужный инструмент

    Как только создадите слой-копию исходного снимка, выбирайте нужный инструмент («Осветление» или «Затемнение») на панели инструментов (Tools palette).

    Шаг #2. Скорректируйте светлые тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Светлые тона» (Highlights). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по светлым областям изображения, если хотите усилить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите ослабить контраст.

    Шаг #3. Скорректируйте тёмные тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Тёмные тона» (Shadows). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по тёмным областям изображения, если хотите ослабить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите усилить контраст.

    Тонирование чёрно-белых фотографий

    Цветовое тонирование чёрно-белых фотографий уходит корнями к обработке фотографий в тёмной комнате. Чаще всего снимку придавали цвет, подвергая его химической обработке, для того, чтобы предотвратить потерю контраста в процессе старения. Однако, цветовое тонирование использовалось как выразительное средство. В цифровой «тёмной комнате» в тонировании нет технической необходимости, оно отражает лишь ваши эстетические предпочтения.

    Тонирование одним цветом

    С помощью Photoshop вы можете «окрасить» чёрно-белое изображение различными способами. Самой простой способ – создать корректирующий слой «Цветовой тон\Насыщенность» (Hue\Saturation). Поставьте «галочку» напротив параметра «Тонирование» (Colorize), затем переместите ползунок с названием «Цветовой тон», чтобы придать изображению нужный цвет. Перемещайте ползунок «Насыщенность» (Saturation), чтобы менять чистоту цвета.

    Тонирование по кросс-процессу. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Создайте корректирующий слой «Градиент»

    Выберите в списке корректирующих слоёв «Градиент» (Gradient Map). В появившемся диалоговом окне нажмите левой кнопкой мышки на параметр «Градиент» (Gradient). Во вновь появившемся окне редактора градиентов (Gradient Editor) выберите из предложенных шаблонов один с названием «Фиолетовый, оранжевый» (Violet, Orange). Подтвердите настройки слоя, последовательно нажав кнопки «ОК» в обоих окнах.

    Шаг #2. Отрегулируйте силу эффекта

    Сейчас фотография выглядит слегка психоделической, возможно, вам потребуется немного уменьшить силу эффекта. Выберите в ниспадающем списке-параметре «Режим наложения» (Blending Mode), расположенном в верхней части панели «Слои» (Layers), значение «Перекрытие» (Overlay). Дополнительно, попробуйте уменьшить значение параметра «Прозрачность» (Opacity) корректирующего слоя, для начала, до 50%.

    Все фотографии сделаны Крисом Рутером (Chris Rutter).

    Один из самых загадочных видов фотографии - черно белое фото. В руках умелого фотографа даже самый обычный кадр, переведенный в монохромный формат, может стать шедевром. Этот прием используется в различных целях - стремление подчеркнуть характер персонажа, создание необходимой атмосферы, построение сюжета, стремление избавиться от чрезмерного количества цветов - у каждого свои мотивы. Одно неизменно, черно-белое фото может захватить внимание зрителя, если создать его со знанием всех тонкостей и деталей. Именно поэтому мы выбрали 15 важных советов, которые помогут каждому начинающему фотографу научиться работать с монохромным кадром.

    1. Смотрите Черно-Белое кино
    2. Перед тем, как начинать снимать в черно-белом формате, нужно немного привыкнуть и освоиться в специфике цветов и построения кадра. И нет лучшего способа, чем воспользоваться нетленной классикой. Шедевры кинематографа такие, как “Касабланка”, не только помогут вам приятно провести время, но и дадут массу великолепных идей. Не стесняйтесь и обращаться за помощью к состоявшимся фотографам, вдохновиться можно лучшими черно-белыми кадрами известных артистов.


    3. Снимайте в формате RAW
    4. Когда мы снимаем фото, любое фото, оно не всегда выходит таким, каким хотелось бы нам. Обычно, это становится заметно только дома, при просмотре отснятых кадров на большом экране. Пусть изменить ничего уже нельзя, всегда можно что-нибудь исправить. Формат RAW (или “сырой” в переводе) позволяет внести массу корректировок при пост-обработке. Подправить экспозицию, контрастность, и т.д. Поэтому, несмотря на то, что Raw-фотографии занимают больше места на карте памяти, это - наиболее подходящий формат, в котором стоит снимать всегда.


    5. Смотрите черно-белым взглядом
    6. Как бы малопонятно это ни звучало, именно так и нужно смотреть перед тем, как сделать кадр. Для того, чтобы цвета не отвлекали от сюжета, вовсе не обязательно бежать изобретать новые очки. Достаточно всего лишь обратить внимание на линии, тени и формы. Именно они строят композицию, а на ней, в свою очередь, держится весь черно-белый снимок.


    7. Обращайте внимание на шумы
    8. Еще недавно условия низкой освещенности требовали вспышек, дополнительных источников освещения и вообще всячески усложняли фотографу жизнь. Современные же камеры обладают невероятными способностями даже при небольшом количестве света. Кроме того, не стоит забывать, что под рукой у нас всегда имеется масса программ, способных снизить количество шума на фото. И тем не менее, привычка побеждает рациональность, и фотографы не обращают внимания на шумы. Однако, настоящий мастер должен учитывать все детали, в том числе и надоедливые точки.


    9. Следите за контрастом
    10. На вкус и цвет товарищей, быть может, и нет, однако самые выдающиеся фотографии, снятые в черно-белом формате, как правило, включают как почти цельно-белые области, так и почти цельно-черные. Увеличив контраст, можно добавить кадру глубину, скрыть лишние, отвлекающие внимание детали и подчеркнуть наиболее важные элементы. Поэтому всегда стоит покрутить настройки (или бегунки при пост-обработке), чтобы сравнить более контрастный и менее контрастный кадр. Результат может вас удивить.


    11. Ищите больше градиентов серого
    12. Помимо черного и белого, в кадре присутствуют миллионы промежуточных цветов, и все они несомненно влияют на восприятие итоговой картинки. Для того, чтобы фото не казалось однообразным и скучным, выбирать для черно-белых съемок стоит те объекты, в которых имеется достаточно промежуточных оттенков. Если объект уже выбран, добавить их можно при помощи теней, отражателей и дополнительного света. В итоге вам удастся обогатить изображение и сделать его интереснее для зрителя.


    13. Используйте поляризационный фильтр
    14. Как мы уже знаем из множественных предшествующих материалов, поляризационный фильтр убирает лишние блики и отражения при съемке воды или крон деревьев. Они могут отвлекать и на цветном фото, но когда речь идет о черно-белом, они могут полностью аннулировать идею и смысл кадра. Поэтому поляризационный фильтр особенно важен для монохромного стиля. С его помощью вам удастся сохранить композицию и не перенасыщать кадр лишними деталями.


    15. Не забывайте про текстуры
    16. У текстур в черно-белой съемке есть и плюсы и минусы. Один из плюсов в том, что если они не подсвечены примитивно прямо, их контрастность и детальность добавит привлекательности изображению. Кроме того, их можно использовать для того, чтобы подчеркнуть главный объект или модель.

      Обратная сторона текстур опять же, в отвлечении внимания - если неграмотно использовать их, они могут рассеивать внимание зрителя. Например, ими не стоит пытаться заполнить негативное пространство. Поэтому во время съемок всегда следите за тем, где текстуры помогут улучшить кадр, а где рискуют разрушить его.


    17. Владейте терминологией
    18. К черно-белым съемкам, как правило, относят три больших термина - ч/б (черно-белый), монохром и градации серого. Итак, “монохром” означает цвет, размещенный на нейтральном фоне, потому черно-белые фото (как правило, объект находится на белом или черном фоне) являются типом (самым распространенным) монохромной фотографии. А вот градации серого (грейскейл) - это всего лишь способ отображения черно-белых изображений на компьютере, возможности которого, по сравнению с глазом, ограничены.


    19. Используйте узоры
    20. Если присмотреться, в природе нас нередко окружают естественные узоры, на которые мы редко обращаем внимание. Тем не менее, пришло время открыть глаза: если отвлечься от обилия цветов, мы сможем заметить эти самые узоры, и именно они часто способны наделить фотографию смыслом или даже создать изображение. Как только вы приучите себя обращать на них внимание, вы начнете замечать их везде - в расположении машин на парковках, в обуви стоящих в очереди людей, в висящей в магазине одежде и так далее. Нас окружает масса интересных идей.


    21. Черно-белые фото и длинная выдержка
    22. Длинная выдержка используется в различных видах съемки, как правило, природе или городских пейзажах. Однако, иногда именно цвета нарушают целостность картинки. В таком случае, прежде чем отказываться от снимка, можно попытать счастье в черно-белом формате. Опыт показывает, что многие функции и эффекты, характерные для фото на длинной выдержке, очень удачно комбинируются с ч/б так что рекомендуем поэкспериментировать.


    23. Черно-белый кадр не панацея от плохого освещения, но может иногда выручить
    24. Бывает так, что условия становятся против вас и природное освещение, с которым никак не справиться, дает не лучший результат. Можно (и нужно) использовать фильтры , вспышки , отражатели и все, что есть у вас в арсенале, но иногда достаточно просто убрать цвета, таким образом, скрыв недостатки. Это срабатывает далеко не всегда, но например, если речь идет о кадре, который не так легко поймать (к примеру, дикое животное), стоит попробовать ч/б.


    25. Не обманывайтесь
    26. Иногда, мы снимаем кадры, в которых просто мало цвета. Особенно часто такое случается зимой - заброшенный почерневший дом, на фоне чистого снега, сзади сухие деревья - знакомая картина? Как правило, на этапе пост-обработке, при виде таких кадров, рука произвольно тянется к Ч/Б, но если дать волю импульсу и перевести фото в черно-белый формат, результат чаще всего разочаровывает. Так вот, если фото и без того практически бесцветно, в цветном режиме оно будет выглядеть лучше, чем в черно-белом.


    27. Снимайте в HDR
    28. Иногда даже удивительно то, как редко фото-сообщество уделяет внимание черно-белым HDR фотографиям. Все мы привыкли к тому, как эффектно выглядят снимки, сделанные в HDR, как они немного преувеличены, драматизированы и даже объемны. И все это без сомнения идеально подходит для черно-белой фотографии. Потому, упускать такую возможность определенно не стоит - все то, чего мы хотим добиться от ч/б станет еще ярче при использовании HDR.


    29. Работайте с панелью HSL при пост-обработке
    30. Вероятнее всего, этот совет - наиболее важен и касается он не самого процесса съемки или подготовки к ней, а пост-обработки. Когда у вас в руках готовое фото, абсолютно обязательно корректировать цвета, используя HSL панель в вашем редакторе изображений. Ориентироваться в этом нужно на многие детали и моменты, но что определенно ясно, так это то, что иногда можно добиться гораздо лучшего результата, если воспользоваться этим маленьким секретом.

    Сегодня хочу начать серию статей о черно-белой фотографии, о том, как научиться грамотно делать монохромные снимки, какие для этого есть технологии, что надо учитывать и на что обращать внимание, чтобы оттачивать мастерство, и в целом, поговорим о философии самого изображения, лишенного информации о цвете. Сейчас я хочу вам раскрыть основные постулаты, опираясь на которые, каждый профессиональный фотограф пытается выразить себя посредством черно-белых фотокарточек.

    Я уже пытался ответить на вопрос в предшествующей статье: . Но не перестаю удивляться тому, какое ошеломляющее воздействие производят на меня классические Ч/Б снимки, и, полагаю, в этом я не одинок.
    Черно-белая фотография является одним из самых интересных и вдохновляющих направлений в сфере фотоискусства. Монохромное изображение положило начало всей индустрии фотодела: с развитием технологий усовершенствовались камеры и способы получения фотокарточек. Француз Луи Жак Дагер в далеком 1839 г. получил первое устойчивое фотоизображение и назвал, в последствии, такие картинки даггеротипами. В том же девятнадцатом веке Джеймс Максвелл предложил миру способ получения цветной фотографии. В тридцатые годы прошлого столетия компания Kodak стала производить первые цветные фотоматериалы. Рынок развивался стремительными темпами, количество фотолюбителей увеличивалось, процессы фотосъемки упрощались и на излете XX в. люди шагнули в цифровую эпоху.

    Как научиться снимать черно-белые фотографии: секреты профессионалов.

    Видеть мир в Ч/Б.

    Большинство общих советов о том, как скомпоновать или структурировать хороший кадр, применяются точно также и к черно-белой фотографии. Однако, основное заметное отличие состоит в том, что Вы не должны обращать внимание на цвет. Это означает, что Вы обязаны обучать себя смотреть на формы, тоны и текстуры, смотреть глазами, которые способны видеть только в Ч/Б.
    Мастера черно-белой фотографии могут легко представлять мир без цвета. Благодаря своему опыту съемки монохромных изображений , они натренировали свою голову умением мгновенно визуально оценивать пространство, чтобы представить его без цветовой насыщенности. Представить каким получиться снимок еще до того как щелкнет затвор камеры. Но такой навык нельзя обрести в короткий срок. Я не могу сказать, что овладел данным умением, и как робот переключаю режимы, но постоянно тренирую свой мозг на восприятие окружающей действительности в черно-белом формате. Только практика и постоянные усилия – вот верный механизм тренировки.

    Сосредоточьтесь на контрасте.

    Человеческий глаз создан таким образом, чтобы анализировать две вещи: интенсивность света и цвет. Если Вы удаляете цвет, Ваши глаза становятся более чувствительными к интенсивности света. Мы естественно выбираем области контраста, т.е. воспринимаем реальность и предметы (их габариты, очертания) посредством сравнения областей яркостей, когда одна вещь более или менее темная, чем другая. Как фотограф, создающий картины в черно-белом пространстве, вы просто обязаны знать больше о контрасте, видеть его, чувствовать его. И с его же помощью раскрыть перед зрителем суть своих снимков, их замысел, отразить важные детали. Всегда ищите сцены/сюжеты, которые изобилуют знаками высокого контраста, и тогда ваши черно-белые фотографии будут неотразимыми априори.
    Если изначально ваши кадры не производят должного впечатления, то использование методов обработки в Photoshop’е таких как, манипуляции с уровнями, с кривыми и т.д., позволят превратить снимки в контрастные фотографии. Иными словами, не ставьте крест на первый взгляд на маловыразительных изображениях, поскольку современные технологии позволяют качественно улучшить исходные кадры.

    Сосредоточьтесь на текстуре.

    Текстура – во многом форма контраста. Если подумать, то текстура — это образец теней и выделений с различной интенсивностью. Цвет обычно вносит в текстуру свои изменения (по восприятию человеческим глазом), так сказать накладывает свой отпечаток, словно фильтр, за которым она проявляет себя иначе. Различные оттенки могут маскировать тонкие, малозаметные текстуры, либо усиливать их. В черно-белых же фотографиях она несет новую информацию. Поэтому ищите области с интересной текстурой, которая возможно скрыта под масками ярких красок. Она часто выполняет роль направляющих линий, служит хорошим фоном для обозначения главного художественного объекта. Вы замечали, как Ч/Б фотокарточки, на которых присутствуют сараи, деревянные заборы или старинные вещи, неотразимы(?). Всё потому, что объекты полны текстурой, следами пережитОго, древности.
    Садясь за компьютер для инвертирования изображений в монохром, Вы можете «вытягивать»/проявлять текстуру из почти гладких, без шероховатостей поверхностей. В фотографиях в цифровом виде синий и красный обычно содержат больше шума чем зеленый цвет, таким образом, прибегнув к инструментам как микшер каналов и черно-белые уровни корректировок в Photoshop’е, Вы действительно подчеркнете/усилите текстуры.

    Фотографируйте в цветном формате.

    Данный пункт, прежде всего, нацелен на фотографов, использующих в своем арсенале цифровые камеры (к примеру, DSLR). Если Ваш аппарат предоставляет возможность переключения в настройках Меню на режим фотострельбы в черно-белом варианте, то постарайтесь никогда его не использовать. На самом деле, применив эту функцию, камера, фиксируя кадр, в действительности получает информацию о цвете, а затем преобразовывает снимок в черно-белый, включая заложенный в процессор алгоритм. Но тогда Вы будете обладателем на своей флеш-карте файла, который безвозвратно потерял огромную часть информации о цвете, т.е. «похудел». Недаром, снимки сделанные в ч.-б. и в цвете одного и того же пространства, по весу будут различны, а точнее, монохромное изображение из-за потери данных о цветовом окружении станет «легче» на сотни килобайт. Таким образом, включив режим на фотоаппарате «черно-белой фотосъемки », Вы ограничиваете свои возможности в постобработке кадров.
    Однако моя категоричность в данном вопросе может сыграть с вами злую шутку. И Вы, восприняв дельный совет, неукоснительно будете ему следовать. Но функция камеры для получения ч.-б. фото весьма полезна. Объясню почему. Если Вы хотите использовать такой режим для того, чтобы предварительно просмотреть/увидеть, как выглядит сцена без цвета, то это вполне оправдано. Это поможет Вам идентифицировать насколько хороши черно-белые снимки, которые задумали запечатлеть! Но обязательно переключите назад и снимайте в цвете, а потом уже дома доработаете сюжет.

    Снимайте в RAW.

    Я знаю, что много читателей блога не имеют возможности просто потому, что в их камере отсутствует такая предустановка. Или не фотографируют в Сыром формате в силу незнания как это осуществить и не понимания преимуществ, к примеру, RAW над JPEG. А может, принципиально не стреляют в Сыром формате из-за не любви к нему и связанных с ним трудозатратах. Но большинство фотохудожников в последующей работе с RAW-файлами видят неоспоримые преимущества. Поэтому, если Вы стремитесь получать великолепные черно-белые изображения , то стреляйте и записывайте на флеш-карту данные в Сыром формате.

    Продолжение следует во второй части статьи о подсказках по созданию черно-белых фото…

    С уважением, фотограф Штербец Евгений.