• Внутрихозяйственный контроль. Внутрихозяйственный финансовый контроль Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля

    Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

    Руководство организации заинтересовано в контроле за эффектностью работы отдельных структурных подразделений организации добросовестностью выполнения работниками возложенных на обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению. Как справедливо считает Д. Литвак, отсутствие четкой системы контроля погубило не одно перспективное предприятие, подтверждая справедливость утверждения «что охраняем, то и имеем». Это развращает персонал, создавая почву для злоупотребления.

    Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль - форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

    Итак, главные характеристики внутрихозяйственного контроля следующие;

    Одна из основных функций управления;

    Система постоянного наблюдения;

    Комплекс мер безопасности;

    Процесс, осуществляемый руководством и персоналом.

    Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля.

    В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и аффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

    а) соблюдения требований законодательства;

    б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;

    в) предотвращения ошибок и искажений;

    г) исполнения приказов и распоряжений;

    д) обеспечения сохранности имущества организации. Наиболее полным представляется перечень целей системы внутреннего контроля, предложенный

    В.В. Бурцевым. К их числу он относит:

    1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий

    (целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

    2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

    3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной

    деятельности;

    4) сохранность имущества организации (внеоборотных активов оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:

    а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.),

    б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям;

    5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

    6) достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

    7) рост производительности труда, снижение издержек и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

    8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

    9) соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

    10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

    Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

    Во всех случаях подразумевается наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение риска деловой и финансовой деятельности, а также бухгалтерского учета.

    Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

    Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например. в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремлении избегать любых форм риска, и установлении планов по прибыли как наилучших либо наиболее вероятных, формировании динамичной структуры управления либо сохранении структуры с диктатом одного или двух лиц, соблюдении высшими руководителями установленных норм либо нарушении финансовой дисциплины. Следствием авторитарного стиля руководства или постановки нереальных рабочих целей может быть высокая текучесть административных кадров. Необоснованность целей может создавать условия для искажения финансовой информации.

    Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения в организации, регламентирует ответственность сотрудников, порядок составления отчетов. Уровень организационной структуры частично зависит от размеров и назначения организации. Если для крупного предприятия характерна многоступенчатая организация с определенным порядком составления документов и отчетности, то на малом предприятии она будет мешать прохождению требуемого потока информации.

    Распределение полномочий и ответственности между персоналом организации должно гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменной форме должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования контроля следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может привести к совершению ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции: непосредственный доступ к активам; разрешение на совершение операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Например, отпуск материалов со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации организации, непосредственный отпуск „поводит кладовщик на основании накладной, материалы используют работники цеха, учитывает и контролирует операции бухгалтер а(также внутренний аудитор). Целесообразно, чтобы к компьютеризированной системе учета персонал, ответственный за отражение данные по финансовому положению, не занимался обработкой данных по хозяйственным операциям. В небольших организациях адекватное разделение обязанностей между сотрудниками затруднено, что повышает риск финансовых нарушений.

    Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

    Основной целью работы является формирование коллектива из необходимого числа сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала. Целесообразно реализовывать на практике мероприятия и программы, позволяющие контролировать и оценивать деятельность работников, стимулировать, обучать их.

    Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со стороны администрации, но также могут воздействовать на работу организации. Прежде всего это требования действующего законодательства и подзаконных актов, которым должна соответствовать хозяйственная деятельность организации.

    Учетная система - что совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке" и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

    Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:

    Учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

    Организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

    Распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками

    бухгалтерии;

    Организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

    Порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

    Порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных

    бухгалтерского учета;

    Роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

    Критических областей учета, где риск возникновения ошибок или

    искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

    Средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы

    Процедуры контроля - это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что: все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.

    На практике осуществляются разнообразные процедуры контроля, в том числе контроля полноты данных, точности данных, разрешения (санкционирования) операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки.

    Процедуры контроля полноты данных предназначены для получения уверенности в том, что данные по всем хозяйственным опера-ям внесены в учетные регистры (компьютерные файлы) и принятия на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильной регистрации данных о хозяйственных операциях. К таким процедурам относятся:

    Нумерация всех первичных документов в момент совершения хозяйственных операций (или предварительно) и их учет после обработки;

    Проверка обработки всех данных путем применения проверочных сумм (сравнение количества документов до и после обработки, способ двойной записи, балансовый метод и др.);

    Согласование данных из разных источников (например, сравнение данных по выписанным счетам-фактурам и накладным на отгрузку продукции);

    Сравнение входных данных с показателями, содержащимися в Других документах.

    При компьютерной обработке информации контролируется полнота внесения данных, обработанных компьютером, включая определение, пополнение и суммирование данных по хозяйственным операциям. Эти действия выполняются с использованием программируемых процедур бухгалтерского учета (программных комплексов).

    Процедуры контроля точности данных необходимы для получения уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам.

    Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов, общей стоимостью, добавлением и классификацией счетов. К таким процедурам относятся арифметическая проверка правильности учетных записей и сверка расчетов. При ручном ведении учета может проводиться двойная проверка операций с привлечением лица, которое повторяет расчеты, вносит добавления и указывает корреспонденцию счетов. В компьютеризованной системе учета проверка точности внесения данных осуществляется для получения уверенности в том, что данные точно зарегистрированы и внесены в компьютер. Для этого анализируются остатки по счетам, номера и даты введенных документов, значения показателей и суммы.

    Очень важен контроль отражения хозяйственных операций Нужное время (по мере оприходования товаров, отпуска продукции Передачи отчетов со склада и бухгалтерию и т.п.).

    Процедуры контроля разрешения с(анкционирования) операций направлены на обеспечение законности операций. К таким процедурам относятся:

    Проверка правильности документооборота;

    Выдача разрешения на совершение отдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности их совершения уполномоченными сотрудниками администрации (подписание расчетно-платежных документов, утверждение авансовых отчетов, актов списания имущества и пр.);

    Установление круга лиц, уполномоченных на совершение определенных операций (получение средств из кассы под отчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы, отпуск продукции или материалов со склада, получение товарно-материальных ценностей у поставщиков и др.);

    Осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания, количества и состояния с данными первичных документов (накладных, счетов-фактур, актов приемки-передачи и др.).

    Процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на это полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы в организации, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройство оборудованных складских помещений и т.п., а также периодическое проведение внутренних ревизий и инвентаризации.

    В компьютеризованных системах учета процедуры контроля обеспечивают ограничение доступа к программным файлам и файлам информации путем установки паролей, ключей доступа, регламентирования возможностей отдельных терминалов (рабочих мест). Важное значение имеют процедуры контроля, гарантирующие ведение обработки данных по операциям с использованием всей ранее введенной информации и полное восстановление файлов данных после сбоя в программе или поломки компьютера. При ручной обработке информации должны быть приняты меры по сохранению документов путем установления и контроля исполнения графика документооборота, правил работы с документами, их передачи в архив, определения ответственных должностных лиц.

    Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей.

    Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок.

    Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

    Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами) так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

    В нормативных актах дано разъяснение сущности таких служб внутреннего контроля, как служба внутреннего аудита и ревизионная комиссия.

    Отметим, что нельзя ставить знак равенства между ревизорами и внутренними аудиторами.

    Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Данный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации.

    Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества проводится но итогам деятельности за год, а также во всякое время но инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего (владеющих) в совокупности не менее 10% голосующих акций общества. Таким образом, налицо эпизодический характер работы комиссии (ревизора). Помимо этого. отмечено, что состав органа не всегда профессионально подготовлен,

    поскольку формируется из работников организации, которые не занимают

    руководящих должностей. Нередко его деятельность исчерпывается контролем

    за исполнением решений общего собрания акционеров.

    Правильным представляется определение внутреннего аудита, согласно

    которому он осуществляется исключительно в интересах руководства

    организации, что выделяет внутренний аудит из числа прочих форм

    негосударственного контроля за деятельностью экономического субъекта,

    таких, как внешний аудит и ревизия.

    Существуют две точки зрения на роль внутреннего аудита в системе

    внутреннего контроля субъекта.

    Согласно первой точке зрения внутренний аудит призван обеспечить

    контроль за соблюдением установленного порядка ведения

    бухгалтерского учета и исполнением обязательств перед бюджетом, контроль

    за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты платежей в бюджет и

    внебюджетные фонды. В этом случае внутренний аудитор смотрит на

    организацию глазами внешнего проверяющего (будь то внешний аудитор,

    налоговый инспектор, работник таможенных или иных контрольных органов).

    Цель такого контроля - временное выявление ошибок в учетном процессе и

    избежание, таким образом, штрафных санкций, которые могут быть

    предъявлены организации.

    толкование.

    По мнению Э.А. Лренса и Дж.К. Лоббека. внутренний аудит должен

    обеспечить администрацию ценной информацией для принятия решений,

    касающихся эффективного функционирования их бизнеса. Данное утверждение

    требует некоторого уточнения, поскольку возникает вопрос относительно

    отличия аудита от бухгалтерского учета, по своей сути являющегося

    поставщиком финансовой информации.

    Внутренний аудит дает руководству проверенную информацию,

    касающуюся тех или иных сфер деятельности организации, с точки зрения ее

    полноты, достоверности, соответствия существующим нормам

    законодательства. Следовательно, аудит выступает в роли особой,

    самостоятельной формы контроля. Более того, в рамках его проведения может

    формироваться мнение о целесообразности и эффективности хозяйственной

    прогнозы на будущее. Не случайно внутренний аудит является частью системы

    управления организацией: он создает почву для принятия управленческих

    решений и в дальнейшем позволяет сделать заключение об эффективности

    претворения в жизнь принятых решений, тем самым формируя новую

    информационную базу для анализа.

    Международный институт внутренних аудиторов США (Instiluce of

    Internal Auditors) определяет внутренний аудит как независимую Деятельность

    по проверке и оценке работы организации в ее интересах. Такой подход к

    сущности внутреннего аудита не ставит каких-либо ограничений относительно

    целей и предмета исследования, на которых может быть сосредоточено

    внимание внутреннего аудитора.

    Э.А. Арене и Дж.К. Лоббек вносят уточнение, касающееся того, какие

    именно аспекты работы организации подлежат проверке и оценке:

    внутрихозяйственный аудит- учреждается в организации для проверки

    эффективности контрольно ориентированных методов и процедур.

    Поскольку совокупность контрольно ориентированных методов и

    процедур - это система внутреннего контроля, под функцией внутренних

    аудиторов следует понимать оценку адекватности системы контроля, т.е.

    осуществление проверок уровней управления (контроля), предоставление

    обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и

    Контроль за надежностью функционирования системы внутреннего

    контроля иногда дополняют такой функцией, как оценка эффективности

    деятельности. Под оценкой эффективности деятельности понимают экспертные

    оценки различных сторон работы организации и предоставление обоснованных

    предложений по ее совершенствованию. Как было установлено, контроль за

    эффективностью основных аспектов хозяйственной деятельности организации

    является составной частью системы внутреннего контроля, поэтому выделять

    его в качестве самостоятельного направления деятельности внутренних

    аудиторов не представляется целесообразным. То же самое относится к

    контролю за соблюдением законодательства и установленного порядка ведения

    бухгалтерского учета.

    Внутренний аудит может проводиться в отношении отдельных

    составляющих системы внутреннего контроля организации при самом

    разнообразном их сочетании. Определение задач, которые он должен решать,

    зависит от размеров и специфики деятельности каждой организации. Поэтому

    конкретный хозяйствующий субъект самостоятельно формулирует задачи

    службы внутреннего аудита, регламентирует области полномочий и

    ответственности сотрудников данной службы. Таким образом, посредством

    определения внутреннего аудита не должны ставиться какие-либо рамки для

    задания объектов и целей исследования.

    Учитывая сказанное, предлагаем следующее определение внутреннего

    аудита - это организованная на экономическом субъекте в интересах органов

    его управления и регламентированная его внутренними документами

    деятельность но проверке и оценке работы этого субъекта в целях установления

    надежности и эффективности функционирования отдельных составляющих

    системы внутреннего контроля, Под составляю и (ими системы внутреннего

    контроля предлагаем понимать организационные меры, методики и процедуры,

    применяемые руководством экономического субъекта для упорядоченного и

    эффективного ведения хозяйственной деятельности.

    Выработать единый теоретический подход к организации внутреннего

    аудита и описать возможные цели и задачи аудитора позволит подразделение

    внутреннего аудита на виды.

    Зарубежные специалисты используют различные термины для

    обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее

    распространение получило выделение трех видов внутреннего аудита:

    операционный (управленческий) аудит, аудит на соответствие, аудит

    финансовой отчетности.

    Необходимо заметить, что в зарубежной литературе нет однозначности

    трактовки указанных терминов. Посмотрим, как их определяют Э-А. Арене и

    Дж.К. Лоббек.

    Операционный аудит - это проверка любой части процедур и методов

    функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности

    и эффективности. По завершении этого аудита менеджеру обычно выдаются

    Из-за того что операционная эффективность может быть во множестве

    самых разных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит

    невозможно. В одной организации аудитор оценивает пригодность и

    достаточность информации, используемой руководством при принятии

    решения о приобретении новой недвижимости, в другой организации -

    эффективность движения документов при обработке данных по товарообороту.

    В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом.

    Они могут включать оценку орган иза1 (ионной структуры, компьютерных

    операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в

    которой аудитор квалифицирован.

    Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах

    определяются не так легко, как при аудите других видов. Гораздо сложнее

    объективно оценить эффективность операций, нежели их соответствие

    инструкциям или представление финансовой отчетности. не противоречащей

    общепринятым бухгалтерским принципам. а установленные критерии для

    оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В

    этом смысле операционный аудит больше похож па консалтинг

    администрации, чем на то, что обычно считается аудитом-

    Аудит на соответствие имеет целью определить, соблюдаются ли в

    хозяйственной системе специфические процедуры или правила, которые

    предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией). Этот

    аудит для частного бизнеса мог бы включать выяснение того, следует ли

    бухгалтерский персонал процедурам, которые предписаны управляющим,

    проверку соответствия уровня заработной платы минимальному уровню,

    гарантированному законом, или проверку контрактов с банками и другими

    кредиторами для гарантирования соблюдения организацией юридических норм.

    Следует отметить, что иногда встречается более широкое толкование

    аудита на соответствие- По мнению О.В. Ковалевой и Ю.ГТ. Константинова,

    посредством аудита на соответствие определяется, соблюдаются ли в

    организации конкретные правила, нормы законы, инструкции, пункты

    договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или

    данные отчетов, а также специфические требования, которые предписаны

    персоналу администрацией (об этой концепции мы говорили ранее).

    Аудит финансовой отчетности выполняется для определения того,

    согласуется ли сводная финансовая отчетность с определенными критериями.

    Существующая классификация укрупнена и не отличается точностью. При

    аудите финансовой отчетности (финансовом аудите) определяют, согласуется

    ли отчетность с законом, инструкциями, общепринятыми бухгалтерскими

    принципами, а также специфическими требованиями администрации,

    закрепленными в учетной политике организации. Таким образом, делаем

    вывод, что проверка на соответствие составляет неотделимую часть проверки

    бухгалтерской отчетности. Проверка бухгалтерской отчетности может иметь

    целью установление платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности

    организации. В этом случае ее частью является определение эффективности

    работы организации. Значит, если отличительная особенность таких видов

    аудита, как операционный аудит и аудит на соответствие,- цель проверки, то

    особенность финансового аудита состоит в специфическом объекте проверки, а

    именно в отчетности организации.

    На наш взгляд, применение рассмотренной классификации существенно

    затруднит выработку единого теоретического подхода. Для поставленной цели

    требуется разработать более детальную и точную классификацию внутреннего

    Па первом этапе выделим две функции внутреннего аудита: контрольную

    и консультационную.

    Администрация организации нуждается в достоверной и полной

    информации относительно производительности и эффективности ее работы.

    Поэтому администрация прежде всего заинтересована в качественных

    процедурах контроля, обеспечивающих эффективность системы

    бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности. В связи с этим аудит,

    выполняющий контрольную функцию, предлагаем подразделить на аудит

    системы бухгалтерского учета и аудит целесообразности и эффективности

    хозяйственной деятельности. Это позволит учесть оба существующих подхода

    к функциональному назначению внутреннего аудита.

    Дудит системы бухгалтерского учета - это организованная на

    экономическом субъекте в интересах органов его управления и

    регламентированная его внутренними документами деятельность по проверке и

    оценке работы организации в целях установления надежности и эффективности

    функционирования отдельных составляющих системы бухгалтерского учета.

    Установление надежности системы бухгалтерского учета подразумевает

    административные действия по наблюдению за выполнением рудниками

    организации всех предписанных процедур контроля, результаты которых

    представляются в виде отчета. Внутренний аудит предполагает тщательный и

    непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, что

    способствует своевременному обнаружению ошибок, нацеливает сотрудников

    на квалифицированное исполнение своих обязанностей-

    Следовательно, цель внутреннего аудита системы бухгалтерского учета

    состоит в том, чтобы установить качество выполнения должностных

    обязанностей сотрудниками организации, которые участвуют в процессе сбора,

    регистрации, обработки и представления данных о ее хозяйственных

    операциях.

    На основании должностных инструкций внутренний аудитор

    устанавливает соблюдение закрепленного порядка действий и

    взаимоотношений определенного круга работников организации в отношении

    планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в

    процессе совершения конкретных финансовых и хозяйственных операций.

    Источниками аудиторских доказательств являются первичные документы

    или другие носители информации (регистры бухгалтерского учета, формы

    бухгалтерской отчетности), касающиеся отдельной хозяйственной операции, в

    которых отражаются данные, свидетельствующие об исполнении работниками

    своих функций по реализации этапов соответствующих финансовых или

    хозяйственных операций.

    Внутренний аудит системы бухгалтерского учета призван выявить ошибки

    и искажения в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и

    отчетности, поскольку они служат критерием качества выполнения

    работниками организации своих должностных обязанностей. Выявление

    ошибок и нарушений при внутреннем аудите в свою очередь имеет целью

    хищения, порчи и нецелевого использования имущества (в то время как цель

    работы внешнего аудитора - оценка степени влияния выявленных ошибок и

    искажений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента).

    Изложенное доказывает, что внутренний аудит пришел на смену ревизии.

    В основе ревизии также лежало изучение документов и регистров

    бухгалтерского учета. Ее главные цели состояли в обстоятельном изучении

    деятельности хозяйствующего субъекта, вскрытии фактов бесхозяйственности,

    расточительства, злоупотреблений искажения отчетных данных, а также

    разработке мероприятий по предотвращению хищений и порчи сырья,

    материалов, готовой продукции, сбережению денежных средств и финансовых

    ресурсов.

    Эти же цели, как и конечном итоге мы убедились, преследует и

    внутренний аудит системы бухгалтерского учета. Надежная система

    бухгалтерского учета прежде всего призвана обеспечить сохранность

    собственности и достоверное отражение хозяйственных операций на счетах

    бухгалтерского учета.

    Таким образом, можно утверждать, что внутренний аудит системы

    бухгалтерского учета - это «ревизия наших дней». Если внутренний аудитор

    получит достаточную уверенность в том, что учетная система позволяет

    обеспечивать сохранность собственности и не допускать ошибок и искажений

    учетных данных, он может судить о ее надежности.

    Аудит целесообразности и эффективности хозяйственной деятельности

    представляет собой проверку и оценку работы организации в целях

    установления надежности функционирования отдельных составляющих

    системы внутреннего контроля за целесообразностью и эффективностью

    хозяйственной деятельности. В рамках этого аудита оцениваются показатели,

    характеризующие хозяйственную деятельность субъекта, и по итогам анализа

    делаются выводы о качестве управления в организации,

    В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно

    выделить: функциональный (межфункциональный) аудит; организационно-

    технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления;

    консультационный аудит.

    функциональный аудит систем производства и управления проводится для

    оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо

    подразделением (должностным лицом) организации. К такому аудиту

    относятся и проверки каких-либо операций, Проводимых подразделением

    (должностным лицом) в разрезе его функций. При межфункциональном

    внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например,

    функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи

    и взаимодействии, Примеры функционального внутреннего аудита:

    Контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных

    отделом маркетинга;

    Контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых

    подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением

    бухгалтерии;

    Контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов о

    состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой

    бухгалтерией; контроль качества обслуживания тюники управления, в том

    числе компьютерных систем.

    Организационно-технический аудит систем производства и управления

    выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем

    производства и управления па предмет" организационной и технической

    (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности

    их функционирования. К организационно-техническому аудиту можно отнести:

    Контроль целесообразности организационной структуры;

    Контроль целесообразности схемы организационных отношений;

    Контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в

    том числе персоналом;

    Контроль организационной и технической целесообразности иных систем

    производства и управления, в том числе систем управления персоналом,

    коммуникаций, управленческой информационной системы.

    Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить более глубокий

    контроль деятельности организации, который выражается в совокупности

    организационно-технологического и функционального аудита систем

    управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов,

    связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних

    профессиональных связей, имиджа, общественных связей. Здесь определяются

    все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются

    устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а

    также перспективы развития. Такие контрольные мероприятия,

    осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту

    системы управления организацией.

    Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке

    внутрихозяйственных регламентов и других внутренних нормативных

    документов, консультировать по различным вопросам законодательства,

    участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала,

    проводить консультации для работников аппарата управления по исполнению

    различных финансово-хозяйственных операций, участвовать в постановке

    бухгалтерского учета. Все эти функции относятся к консультационному аудиту.

    Ряд специалистов отождествляет понятия «внутренний аудит» и

    «внутренний контроль».

    В.В. Скобара считает более правильным дать внутреннему аудиту

    определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними

    ревизорскими службами (отделами).

    Р.А. Алборов также полагает, что внутренний аудит - это фактически

    внутрихозяйственный контроль.

    Очевидно, исследователи отождествляют службу внутреннего контроля,

    формирование которой предусмотрено Положением об организации

    На самом деле внутрихозяйственный контроль осуществляется как

    отдельными структурными подразделениями, так и отдельными работниками

    организации. Это свидетельствует о том. что понятие "внутренний контроль"

    шире, чем понятие "внутренний аудит»". Служба внутреннего аудита - одно из

    возможных подразделений организации, главной функцией которого является

    контроль за системой внутреннего контроля. Совокупность контролирующих

    органов и лиц, организационных мер, методик и процедур, принимаемых ими,

    формирует систему внутреннего контроля организации, одна из составляющих

    которой - служба внутреннего аудита (внутренний аудитор).

    В большинстве случаев необходимость во внутреннем аудировании

    возникает из-за того, что верхнее звено руководства испытывает потребность в

    подтверждении достоверности отчетов менеджеров низших уровней

    управления. Поэтому служба внутреннего аудита, как правило, создается в

    организациях, имеющих многоуровневую систему управления.

    Как уже отмечалось, в организационную структуру организации могут

    входить иные субъекты внутреннего контроля (например, менеджеры,

    экономисты, бухгалтеры). На них также могут быть возложены и контрольные,

    и консультационные функции в зависимости от экономической

    целесообразности работы того или иного органа контроля. Состав, структура и

    функции субъектов внутреннего контроля определяются руководством в

    соответствии с установленными для системы внутреннего контроля целями и

    организационной структурой.

    В организации должны быть разработаны и утверждены стандарты,

    инструкции и положения для каждого субъекта контроля, в которых указаны

    области полномочий и ответственности, установлен круг обязанностей,

    изложены необходимые контрольные процедуры.

    Кроме того, в них должны быть раскрыты вопросы, касающиеся целей и

    задач и предметов контроля, проводимого конкретным субъектом порядок его

    осуществления (включая описание технологии контроля частотности, объема

    проверок), формы представления отчетов о результатах работы.

    Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью

    хозяйствующего субъекта - коммерческой организации различаются:

    1) субъектами, проводящими проверку;

    2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется;

    3) целями проверки;

    4) формой представления результатов проверки.

    Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и

    внутрихозяйственный контроль объединяет реализация контрольной функции

    посредством решения следующих общих для них задач:

    Изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой

    деятельности проверяемого объекта;

    Оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы:

    Установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев

    внутренней) отчетности объекта,

    Установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными

    актами, действующими в Российской Федерации, внутренними положениями и

    инструкциями,

    Оценить произведенные расходы и полученные результаты

    производственно-хозяйственной деятельности.

    Контроль за достоверностью бухгалтерской (в ряде случаев внутренней)

    отчетности, а также соблюдением законодательства, соответствующих

    положений и инструкций осуществляется посредством контроля системы

    бухгалтерского учета. Цели такой проверки различаются в зависимости от

    проводящего ее субъекта. Так, выявление ошибок и нарушений в документах

    бухгалтерского учета и отчетности при внутрихозяйственном контроле, а в

    некоторых случаях и государственном (муниципальном) контроле, имеет целью

    обеспечить сохранность активов и документов, т.е. предотвратить факты

    хищения, порчи, нецелевого и неэффективного использования имущества,

    Целью же работы внешнего аудитора является оценка степени влияния

    выявленных ошибок и искажений на достоверность бухгалтерской отчетности

    клиента, целью деятельности органов налогового контроля - оценка влияния

    обнаруженных ошибок на величину выплат

    в бюджет и внебюджетные фонды. Тем не менее методом, при помощи

    которого собирают данные о предмете контроля, выступает проверка системы

    бухгалтерского учета организации. В ходе се осуществления органы

    финансового контроля используют единые источники информации, более того,

    един характер их изучения, а именно выявление содержащихся в них ошибок и

    нарушений.

    Оценка произведенных расходов и полученных конечных результатов

    позволяет установить степень правдоподобности показателей производственно-

    хозяйственной деятельности объекта контроля, обнаружить необычные и

    неожиданные отклонения. Правдоподобные показатели обоснованно считаются

    фактическими (реальными); можно ожидать их повторения при отсутствии

    доказательств обратного; необычные и неожиданные отклонения

    свидетельствуют о зоне повышенного контрольного риска. Показатели

    деятельности хозяйствующего субъекта оценивают органы контроля на

    заключительном этапе, для того чтобы установить, позволяет ли его

    имущественное и финансовое положение продолжать деятельность и исполнять

    обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным

    периодом. Эта оценка также используется для выявления потенциальных

    возможностей организации, определения качества принятия и реализации

    управленческих решений.

    Контроль за величиной произведенных расходов и полученных конечных

    результатов деятельности хозяйствующего субъекта можно отнести к одному

    из перспективных направлений развития государственного и муниципального

    финансового контроля. Величина выплат в бюджет всех уровней напрямую

    связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью

    налогоплательщиков. Поэтому вопросам эффективности производственной и

    финансовой деятельности объектов контроля должно уделяться особое

    внимание. Глубокое изучение ее состояния, позволит формировать материал

    для системы прогнозных оценок и предложений относительно

    совершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения,

    элементов экономической политики и возможного предотвращения

    финансовых нарушений в сфере экономики.

    Таким образом, методом сбора информации о предмете контроля в этом

    случае для всех его органов выступает экономический анализ деятельности

    хозяйствующего субъекта. Характер изучения информации - выявление

    отклонений показателей от нормы (плана, предыдущего периода), анализ

    основных тенденций и причин их изменения.

    Общность задач, методов контроля, источников информации и как

    следствие - способов и приемов контроля свидетельствует о преемственности

    методических подходов к его организации.

    ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ

    ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

    2.1. Отличие ревизии от аудита

    Существуют два противоп

    Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

    Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

    Формирование учетной политики,

    Ведение бухгалтерского учета,

    Составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности,

    Контроль за движением имущества и выполнением обязательств,

    Обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

    Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

    Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

    Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.



    Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макро уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

    Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.

    В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

    Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

    Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

    Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

    Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

    Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

    Нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Закон РФ «О страховании», Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре».

    Термины: «Проверка, обследование, надзор, анализ, наблюдение(мониторинг), анализ финансовой деятельности, ревизия»

    Вопрос I. Что представляет собой ревизия?

    1.Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

    2.постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента

    3.разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности

    4.предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов

    Вопрос II. Деятельность «Счётной палаты», по закону, является…

    1.Внегласной, т.е. результаты не должны освещаться в средствах массовой информации.

    3.Общественной

    4.Гласной, т.е. результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

    Вопрос III.Анализ финансовой деятельности есть…

    1.контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента

    2.как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования

    3.полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

    4.Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

    Вопрос №1.Виды ревизии?

    Вопрос №2.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие?

    Вопрос №3. Форма проведения Финансового контроля?

    Вопрос 17.Нaлоговая проверка как форма налогового контро­ля.

    В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в отношении любого налогоплательщика. Что же должен знать каждый налогоплательщик о правилах проведения налоговых проверок?

    Законодатель не дает легального определения "налоговый контроль", лишь указывает, что формы и методы налогового контроля устанавливаются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ). Одной из форм налогового контроля согласно ст. 82 НК РФ является налоговая проверка. Налоговую проверку можно определить как действия налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов).

    Пункт 1 ст. 87 НК РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок - камеральной и выездной. Они различаются в зависимости от объема проверяемой документации, места проведения налоговой проверки, субъекта, объекта, периодичности, категории проверяемых налогоплательщиков, используемых мероприятий и т.д.

    Согласно данной статье налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001г. =5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечается, что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

    Также статья 87 предусматривает проведение встречной налоговой проверки. Она гласит, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, имеющимися о нем у других лиц. На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной проверки.

    Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В п. 8 Обзора =71 ВАС РФ указал, что при применении положений статьи 87 НК РФ, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд правомерно не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика.

    Однако законодатель предусматривает два исключения. В первом случае - когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Во втором случае - когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

    Статья 88 НК РФ полностью посвящена камеральной налоговой проверке, и по смыслу статьи камеральная налоговая проверка проводится только по месту нахождения налогового органа.

    Она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Однако могут использоваться и другие документы о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа.

    Срок проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

    Длительное время в судебной практике по-разному толковался вопрос о последствиях пропуска этого срока, так как НК РФ такие последствия не предусматривает. В п.9 Обзора =71 ВАС РФ разъяснил, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

    На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

    Достаточно долго в судебной практике по-разному толковался вопрос о возможности привлечения к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки. Это было вызвано недостатками юридической техники изложения статей 88, 100 и 101 НК РФ в совокупности. В настоящее время этот вопрос в судебной практике решен. Суды пришли к выводу о том, что Налоговый кодекс предусматривает такую возможность.

    Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции согласно ст. 89 НК РФ.

    В решении о проведении выездной налоговой проверки указывается полное наименование организации, в отношении которой назначается проверка (ИНН), наименование филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (ИНН/КПП), вопросы проверки, период(ы), за который(ые) проводится проверка, Ф.И.О. уполномоченных на проведение проверки должностных лиц налогового органа по месту постановки на учет головной организации, а также по месту нахождения филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, занимаемые ими должности.

    Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом следует учитывать нормативные правовые акты о соответствующих налогах и сборах.

    Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

    По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства (Постановления Конституционного Суда РФ =14-П от 16.07.2004г).

    По окончании проверки налогоплательщика-организации составляется справка о проведенной проверке. Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должен быть составлен акт выездной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100 НК РФ.

    Акт по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверок ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений и изложенных в соответствующих разделах акта.

    Если по результатам выездной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые Налоговым кодексом установлена ответственность, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении налогоплательщика.

    Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась, и правонарушений не обнаружено. Поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение (постановление) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (пункт 1 статьи 101) и требование об уплате недоимки, пени и штрафов (пункт 3 статьи 101) должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований (пункт 4 статьи 100).

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

    Налоговый контроль - проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

    Нормативные акты:

    "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

    Вопросы:

    Виды налоговых проверок

    1. камеральные налоговые проверки;

    2. выездные налоговые проверки.

    3. обычные налоговые проверки.

    4. простые налоговые проверки.

    Сколько существует видов налоговых проверок

    Налоговая проверка осуществляется

    1. Налоговыми органами

    2. Президентом

    3. Муниципальными органами

    4. Директорами организаций

    Налоговые проверки проводятся?

    Определение налогового контроля?

    Камеральная налоговая проверка это?

    Вопрос 18. Понятие и социально-экономическая роль бюдже­та. Бюджетная система РФ.

    По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составля­ют государственную казну Российской Федерации, казну рес­публики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муни­ципальным образованиям, является муниципальной собствен­ностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприяти­ями и учреждениями, составляют муниципальную казну соот­ветствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Из этого следует, что государственные бюджеты формируют­ся на уровне Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административно-территориальных образований.

    Независимо от уровня формирования бюджет (государствен­ный и местный) можно рассматривать в трех аспектах:

    2) бюджет в матери­альном смысле;

    В материальном смысле бюджет представляет собой цен­трализованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюд­жета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансиро­вании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

    Бюджет как правовая категория является основным финан­совым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей терри­тории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

    Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

    Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

    во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практиче­ски все области и сферы экономического и социального разви­тия.

    во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществля­ется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается госбюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смене, полностью проходят по расходной части соответствующего бюд­жета (в зависимости от подчиненности).

    Определение в БК РФ со­гласно которому бюджет представляет собой «форму образова­ния и расходования денежных средств для обеспечения функ­ций органов государственной власти».

    С учетом изложенного бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использова­ния централизованного денежного фонда разного уровня, ут­верждаемый соответствующими представительными органа­ми государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

    Бюджетный кодекс РФ даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят – 83 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    Третий уровень – местные бюджеты.

    Бюджетная система РФ основана на принципах:

    1) единства бюджетной системы РФ;

    2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

    3) самостоятельности бюджетов;

    4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

    5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

    6) сбалансированности бюджета;

    7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

    8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    9) прозрачности (открытости);

    10) достоверности бюджета;

    11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

    а) 2;

    3. На каком уровне формируется местный бюджет?

    а) Государственном;

    б) На уровне предприятия;

    в) Местном;

    г) На уровне субъекта РФ.

    Термины:

    Бюджетная система, бюджетные фонды, бюджет, финансово-плановый акт, доход.

    Бюджетная система РФ
    Федеральный Бюджет РФ Федеральные внебюджетные фонды Территориальные бюджеты Территориаль- ные внебюд- жетные фонды

    Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

    Объекты контроля:

    Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

    Организация денежного обращения;

    Использование кредитных ресурсов;

    Состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

    Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

    В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

    Счетная палата РФ;

    Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

    Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);

    Государственный таможенный комитет РФ;

    Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;

    Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

    Иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

    Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- М.: ИНФРА_М, 2004. -- С. 49.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль

    Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

    Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

    Формирование учетной политики;

    Ведение бухгалтерского учета;

    Составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

    Контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

    Обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

    Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

    Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

    Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- М.: ИНФРА_М, 2004. -- С. 56.

    В настоящее время многие хозяйствующие субъекты осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль, создавая для этого специализированные службы. В данном случае объектом финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность самого хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений, а предметом проверок – конкретные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия. Современная система внутрихозяйственного финансового контроля включает в себя совокупность методик и процедур, позволяющих проверять правильность и обоснованность формирования, распределения и использования денежных фондов, доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, а также органы, осуществляющие этот контроль.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль может включать в себя:

    Проверку достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности;

    Проверку исполнения приказов и распоряжений руководителей подразделений по финансовым вопросам;

    Проведение анализа финансового состояния и проверку выполнения финансовых планов;

    Выявление финансовых резервов;

    Контроль за сохранностью денежных средств;

    Проверку правильности списания затрат на производство;

    Предотвращение финансовых махинаций и т.п.

    Большое развитие при переходе к рыночным отношениям получило создание на предприятиях служб внутреннего аудита. Внутренние аудиторы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, что позволяет предприятиям выявлять тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, проверять обоснованность расходования денежных средств и эффективность их использования, выявлять резервы улучшения финансового состояния. Одной из главных задач внутренних аудиторов является осуществление предварительного финансового контроля, так как внешние независимые аудиторы осуществляют, как правило, текущий, а главным образом, последующий финансовый контроль. В процессе осуществления предварительного финансового контроля внутренние аудиторы разрабатывают схемы оптимизации налогов и налоговой нагрузки предприятия, рассматривают договоры финансовых сделок, проверяют обоснованность финансовых планов, контролируют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов на стадии их распределения.



    Вопросы формирования эффективной системы финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются в настоящее время наименее разработанными. Особый интерес вызывают вопросы финансового контроля деятельности акционерных обществ, так как в данном случае затрагиваются интересы всех акционеров. По законодательству проверку финансово-хозяйственной деятельности корпораций осуществляет ревизионная комиссия акционерного общества. Как правило, ревизионная комиссия осуществляет проверку: ежегодного отчёта правления, бухгалтерской и финансовой документации, кассы, состояния отчётности и делопроизводства, имущества общества.

    Всё большую актуальность приобретают вопросы осуществления финансового контроля за деятельностью корпораций со стороны государства. Некоторые авторы считают, что правомочно расширить функции государственного финансового контроля и на финансово-хозяйственную деятельность корпораций, другие отмечают, что деятельность органов государственного финансового контроля должна быть ограничена теми задачами и полномочиями, которые закреплены за ними в настоящее время.

    5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля

    Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля связаны с дискуссиями по поводу контрольной функции финансов. Большинство авторов считают, что финансовый контроль вытекает из существования особой контрольной функции финансов, так как финансовые процессы невозможны без осуществления контроля за формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

    Так, по мнению Родионовой В.М., «Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов». В учебнике «Финансы социалистического общества» д.э.н. Г. Кальтофен пишет: «Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности людей, осуществляющих финансовый контроль. Последний есть форма проявления и сознательного использования контрольной функции финансов». В учебнике под ред. проф. Г.Б. Поляка сказано: «Контрольная функция финансов реализуется через:

    1. финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчёта;

    2. финансово-бюджетный контроль при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

    3. кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчётов».

    По мнению В.Е. Леонтьева и Н.П. Радковской контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финансов. Она реализуется в сочетании с функцией формирования денежных фондов (доходов) и средств или с функцией использования денежных фондов (доходов) и средств. Эти авторы считают, что, по сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государственному, а так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. В.Е. Леонтьев и Н.П. Радковская так же считают, что «Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства».

    В учебнике «Финансы» под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти сказано, что «Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов». Однако среди функций финансов авторы этого учебника не выделяют контрольную и считают, что «контроль есть функция управления». В то же время в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской авторы пишут, что финансы выполняют контрольную функцию «с известными оговорками».

    Проф. В.С. Геращенко, проф. О.И. Лаврушин, проф. Б.М. Сабанти и другие авторы отрицают наличие у финансов контрольной функции, не отрицая при этом существование финансового контроля. Проф. В.С. Геращенко пишет: «Учитывая наличие многообразных финансовых отношений, государство использует финансовые органы для осуществления экономического контроля. Такой контроль сознательно организуется государством, а не возникает автоматически из самой сущности финансов». Аналогичную позицию занимает Б.М. Сабанти. О.И. Лаврушин считает, что «Контрольные моменты не являются обязательным атрибутом каждого участника финансовых отношений; к примеру, население, которое платит налоги, не контролирует министерство финансов, последнее не даёт какой-либо информации о том, куда конкретно, на какие конкретные цели пошёл финансовый платёж каждого индивидуума. Финансовый контроль – скорее роль финансового учреждения, нежели функция финансов как экономической категории».

    На наш взгляд, правы те авторы, которые считают, что финансовый контроль базируется на контрольной функции финансов. Однако следует заметить, что вопрос о существовании у финансов совершенно самостоятельной контрольной функции всё ещё не решён до конца, так как в большинстве учебников и учебных пособий, а также научных публикаций разных лет в дефинициях финансов не отражаются признаки контрольной функции, всюду речь идёт о распределении. Возникает вопрос о том, не является ли контрольная функция финансов следствием их распределительной функции? Думается, что так и есть. С помощью финансов контролируются именно распределительные процессы, без процессов распределения существование финансового контроля невозможно, так как в этом случае будет отсутствовать объект контроля. Свойство финансов осуществлять контроль за процессами распределения вытекает не напрямую из сущностных характеристик этой категории, а из её способности распределять стоимость общественного продукта. Таким образом, контрольная функция финансов вытекает из их распределительной функции, однако, это не означает, что она не имеет права на существование.

    В экономической литературе не существует единого мнения также и по вопросам классификации финансового контроля. Наиболее часто расходятся мнения о видах финансового контроля в зависимости от времени его проведения. В разных источниках выделяется либо два, либо три вида финансового контроля. Некоторые авторы (О.В. Врублевская, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская и др.) выделяют предварительный и последующий финансовый контроль, другие (Е.П. Дедков, В.М. Родионова, Л.А. Дробозина и др.) добавляют к ним текущий. В Бюджетном кодексе эти же три вида названы формами финансового контроля. Некоторые авторы считают, что в зависимости от времени проведения следует выделять не виды или формы, а стадии финансового контроля.

    Выделяются также разные виды финансового контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов. В.В. Забродина выделяет государственный (с подразделением на общегосударственный и ведомственный), внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти рассматривают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. С.А. Андрюшин и А. З. Дадашев считают, что структура и состав национальной системы финансового контроля включает три подсистемы: общегосударственный финансовый контроль, подразделяющийся на государственный (федеральный и региональный) и муниципальный; внутрихозяйственный в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля; аудит как подсистему независимого контроля в форме общего и банковского аудита.

    Дискуссионными являются также вопросы толкования сферы, объекта и предмета финансового контроля. Так, например, в учебнике «Финансы СССР» под ред. М.К. Шерменёва «Сфера (область) действия - означает место финансового контроля в общей системе контроля рублём», объект контроля трактуется значительно шире его сферы. По мнению Е.П. Дедкова «Объектом финансового контроля выступают процессы формирования доходов и накоплений, создания и использования денежных фондов, выражающих распределение стоимости общественного продукта. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг отношений сфера действия финансового контроля значительно шире его объекта». Аналогичной позиции придерживаются М.Б. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская и др.

    На наш взгляд, следует различать сферу, объект и предмет контроля. Сфера финансового контроля определяет границы его применения, а они могут быть достаточно широкими, так как финансовые показатели зависят в значительной степени от производственных показателей. В этой связи действие финансового контроля может распространяться на все стадии воспроизводственного процесса, а также на непроизводственную сферу. Под объектом финансового контроля следует понимать денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом финансового контроля являются конкретные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, такие как прибыль, рентабельность, налоговые платежи и задолженность по ним, ликвидность и платежеспособность, себестоимость и т.д. При проведении проверки финансовый контролёр анализирует конкретные показатели, однако, выявляя причины их отклонений от плана, их отрицательной динамики, он может исследовать любой из аспектов деятельности предприятия, переходя от предмета к объекту или сфере финансового контроля.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Раскройте содержание и значение финансового контроля.

    2. Охарактеризуйте финансовый контроль как проявление контрольной функции финансов.

    3. Что представляют собой сфера, объект и предмет финансового контроля?

    4. Раскройте задачи финансового контроля.

    5. Дайте классификацию финансового контроля по объектам, субъектам и источникам проверяемых данных.

    6. Дайте характеристику методов финансового контроля.

    7. Раскройте задачи Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ в области финансового контроля.

    8. Раскройте задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу в области финансового контроля.

    9. Раскройте задачи Федерального Казначейства в сфере государственного финансового контроля.

    10. Дайте характеристику Счётной Палаты РФ.

    11. Раскройте задачи внутрихозяйственного финансового контроля.

    12. Раскройте содержание аудиторского финансового контроля.

    13. Раскройте дискуссионные вопросы сущности финансового контроля.

    14. Раскройте дискуссионные вопросы классификации финансового контроля.