• Свой приход. Как создать общину – порядок регистрации общин Специальный порядок государственной регистрации религиозных организаций

    Перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией:

    Для государственной регистрации местной религиозной организации при её создании в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике подаются следующие документы:

    1. (форма № Р11001 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств) - в 2-х экземплярах .

    При представлении заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании

    • сведения об учредителях (листы А, Б, В и (или) Г заявления формы № Р11001)
    • сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (лист Е заявления формы № Р11001). В случае если право действовать без доверенности от имени юридического лица имеют несколько физических лиц, заполняется в отношении каждого такого физического лица.
    • сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лист И заявления формы № Р11001). Применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст. При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода.
    • сведения о заявителе (лист Н заявления формы № Р11001).


    Наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.

    2. Список лиц, создающих религиозную организацию , с указанием гражданства, места жительства, даты рождения - в 2-х экземплярах .

    3. Устав религиозной организации -в 3-х экземплярах .

    4. Протокол учредительного собрания религиозной организации - в 2-х экземплярах .

    5. Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации - в 2-х экземплярах .

    6. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе: об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей - в 2-х экземплярах .

    8. Опись документов (при направлении почтовым отправлением).

    Все документы, кроме учредительных документов религиозной организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы религиозной организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
    Документы, необходимые для государственной регистрации религиозной организации, представляются не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании.

    1. (форма № Р15001 утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») - в 2-х экземплярах .

    При представлении уведомления о ликвидации юридического лица обязательному заполнению подлежат:

    • сведения о заявителе (лист Б уведомления формы № Р15001).

    Иные листы заявления заполняются при необходимости. Незаполненные листы, а также полностью незаполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого заявления не включаются. Подлинность подписи заявителя в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

    Вопрос о том, как создать общину, возникает у людей, желающих объединиться по религиозному или культурному признаку. Согласно закону, общины не обязательно регистрировать, но если вы это сделаете, то объединение получит дополнительные права. Какое бы решение о регистрации вы ни приняли, сначала общину нужно создать.

    Как создать свою общину

    Община – это традиционная форма совместного проживания. В древности люди строили свой быт именно по этому типу. Такие объединения существуют и сейчас, но выполняют они совсем другие функции. В современных городах быт и жизнедеятельность людей давно налажены, но тем, кто считает себя носителем особых убеждений, хочется обособиться: именно для этих целей и создают такое объединение.

    Можно сказать, что община с юридической точки зрения – это структурная единица. Относят их к некоммерческим объединениям, то есть, создаваемым не с целью извлечения прибыли. При этом, община, если она зарегистрирована как юридическое лицо, может заниматься коммерческой деятельностью. Часто они создаются для отправления религиозных функций.

    Цели общины:

    • объединить людей по интересам и убеждениям;
    • помочь найти единомышленников;
    • сохранить культурные и религиозные традиции, народные промыслы;
    • совместная организация быта по особым правилам;
    • помощь своим членам;
    • проведение коллективных ритуалов и праздников.

    Иногда общины начинают строительство своих населенных пунктов: обособленных деревень или сел со своим бытом. Основами для него служат иные принципы, нежели распространенные в обычных деревнях. Также общины помогают своим членам решать важные вопросы.

    Чтобы создать свою общину, нужно набрать хотя бы 10 человек с такими же интересами или убеждениями (так называемая «десятка»). После этого следует определиться с целями для конкретного объединения, попробовать следовать им. Общине нужно дать название. Если деятельность общины в течение какого-то времени проходит успешно, то можно считать ее созданной.

    Нужно ли регистрировать общину

    Если цели общины достигаются и без регистрации, то в юридическом оформлении нет необходимости. Регистрация сопряжена с рядом трудностей, юридическое лицо нуждается в сопровождении, в том числе и бухгалтерском. Поэтому, если община не претендует на серьезные цели, следует еще раз подумать, так ли это важно - зарегистрировать ее. Если принято решение об оформлении, нужно четко понимать, для чего это делается.

    После регистрации сообщество получает целый ряд прав, которых нет у простой группы людей:

    • защита интересов государством;
    • права юридического лица;
    • возможность иметь имущество;
    • возможность вести коммерческую деятельность, иметь счет в банке;
    • можно заключать договоры с юридическими лицами;
    • можно получать целевое финансирование от третьих лиц;
    • разрешается оказывать коммерческие услуги.

    Если источником финансирования общины является ее коммерческая деятельность, например, народные промыслы для национального общества, то регистрация необходима. Бывает и такое, что члены общины получают особенные привилегии, например, коренные народы Севера могут заниматься такой деятельностью, которая запрещена для остальных.

    Как создать национальную общину

    Обычно общины сначала создаются, потом проходит некоторое время, и лишь после этого их регистрируют. Если поторопиться с оформлением общины, вполне может получиться так, что она скоро развалится, так как участникам не будет причин поддерживать ее жизнедеятельность. А с юридическим лицом все равно нужно будет что-то делать.

    Для создания национальной общины нужно провести собрание учредителей. На собрании необходимо принять решение о создании общины, выбрать руководящий орган, председателя. Если у национальной общины есть религиозные предпочтения, с этим тоже нужно определиться. Все решения должны быть зафиксированы в протоколе.

    После этого составляется договор создания общины. В нем указывают следующие сведения:

    • предмет договора;
    • название, местонахождение и срок деятельности общины;
    • цели создания;
    • виды хозяйствования;
    • правила, касающиеся членства. Например, нужно создать русскую, армянскую или другую общину;
    • особенности управления и решения спорных ситуаций.

    Также нужно подготовить устав. В нем описываются основные положения, касающиеся деятельности создаваемой организации. Несмотря на то, что можно найти шаблонные уставы, следует внимательно подойти к этому документу, так как он формирует основы для работы общины. Документы, которые нужно предоставить для регистрации:

    • заявление Р11001, две копии, одна из которых заверена у нотариуса;
    • устав;
    • протокол собрания, на котором принято решение об учреждении общества;
    • договор о создании;
    • подтверждение юридического адреса.

    Подавать документы нужно в МинЮст.

    Как оформить церковную (религиозную) общину

    Оформление любой общины не является простым делом, но религиозную оформить сложнее всего. Если организация создается с нуля, и в РФ нет церковных объединений такого рода, то дело усложняется. Если подобные организации есть, то следует обратиться к ним за помощью, это существенно сэкономит силы и ресурсы. Так, проще сначала найти старообрядческую, мусульманскую, языческую или славянскую организацию, а потом издать свою на ее основе.

    Документы для регистрации церковной или приходской общины:

    • заявление по форме Р11001. На одном из заявлений подпись нужно заверить у нотариуса;
    • список учредителей и их паспортные данные;
    • устав церковной организации;
    • составленный по форме протокол учредительного собрания, на котором было принято решение создать организацию;
    • документ, который подтверждает существование церковной организации на данной территории не менее пятнадцати лет. Если организация подчиняется централизованной религиозной организации, то нужен документ, который свидетельствует об этом (он выдается руководящим центром этой организации);
    • справка об основах религиозного вероучения, о практиках, истории возникновения, методах и формах деятельности. Также нужно описать отношение к институту семьи и брака, здоровью последователей, ограничениях для служителей такой церковной организации (например, для монашеской);
    • информация о юридическом адресе;
    • оплаченная квитанция госпошлины.

    Рассмотрением таких заявок занимается ФРС. Следует проявить внимание, так как обычно вопросами НКО занимается МинЮст. Регистрация может занять продолжительное время.

    Оформление казачьей общины

    Регистрацией казачьих общин занимается МинЮст. Срок рассмотрения заявки занимает 14 дней. Если все в порядке, то вносится записи в ЕГРЮЛ (на это уходит 5 рабочих дней), документы об оформлении выдают очень быстро (в срок до 3 рабочих дней). При наличии сложностей процедура может затянуться.

    Документы, которые нужно пождать для регистрации:

    • заявление по форме Р11001, 2 экземпляра, один из которых нужно заверить у нотариуса;
    • устав общества, 3 экземпляра;
    • решение о создании общества, в роли которого обычно выступает протокол заседания учредителей;
    • информация об учредителях: паспортные данные, проживание и другие сведения;
    • оплаченная квитанция госпошлины;
    • юридический адрес (обычно используется гарантийное письмо).

    Большую важность при подаче документов на регистрацию такого общества играет его устав. Он не только определяет способ функционирования организации, но и очень придирчиво изучается органами регистрации. Важно, чтобы все формулировки не допускали неверных толкований. Лучше всего писать устав максимально просто и понятно.

    Оформление региональной общины

    Региональная община – это люди, объединенные проживанием на определенной территории. В ее составе обычно находятся граждане, которых легко выделить по признаку проживания. Создаются такие объединения с целью влияния на регион проживания, сохранения традиций и помощи друг другу. Именно так произошло создание русской общины Крыма.

    Документы для регистрации:

    • заявление Р11001 о регистрации в двух экземпляра, один из которых должен быть заверен у нотариуса;
    • протокол учредительного собрания, на котором было решено создать общество;
    • информация об учредителях: копии паспортов;
    • юридический адрес (подтверждается гарантийным письмом);
    • устав в двух экземплярах;
    • договор о создании.

    В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

    Полное наименование религиозных организаций

    Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

    Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

    Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

    • организационно-правовой форме (религиозной организации);
    • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
    • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

    П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

    Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

    К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

    Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

    Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

    В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

    Сокращенное наименование религиозной организации

    Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

    Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

    Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

    Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

    Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

    Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

    Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

    Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

    Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

    Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

    4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

    Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

    Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

    1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

    Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

    Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

    1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

    …2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

    Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

    Статья 8. Религиозная организация.

    5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

    …8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

    Конвенция по охране промышленной собственности

    Статья 8. [Фирменные наименования]

    Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод

    Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

    1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

    2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

    Конституция Российской Федерации

    Статья 19

    3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Статья 29

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    Международный пакт о гражданских и политических правах

    Статья 18

    …3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

    "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

    Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    заявление о регистрации;

    список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

    устав религиозной организации;

    протокол учредительного собрания;

    Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

    7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

    заявление о регистрации;

    список учредителей религиозной организации;

    устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

    сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    документ об уплате государственной пошлины.

    При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

    В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

    8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

    Здравствуйте. Религию Вы зарегистрировать не можете, а вот религиозную организацию - да.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами.

    В соответствии с ПРАВИЛАМИ
    РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ -

    Порядок представления документов
    для государственной регистрации религиозных организаций

    5. Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий орган юстиции следующие документы в двух экземплярах (кроме подпункта 5.4 настоящих Правил):
    5.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
    5.2. Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» для государственной регистрации юридических лиц.
    5.3. Список лиц (учредителей), создающих религиозную организацию, установленной формы.
    5.4. Устав религиозной организации в трех экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
    Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
    5.5. Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
    5.6. Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
    5.7. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии; ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
    5.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
    5.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
    5.10. Документ об уплате государственной пошлины.
    6. Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган представляются в двух экземплярах (кроме подпункта 6.5 настоящих Правил):
    6.1. Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.
    6.2. Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 5.2 настоящих Правил.
    6.3. Список учредителей религиозной организации (юридических лиц).
    6.4. В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей) нотариально удостоверяются.
    6.5. Устав создаваемой религиозной организации в трех экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
    6.6. Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного вида юридическим документам.
    6.7. Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой религиозной организации, с приложением копии уставов и свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
    6.8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.
    6.9. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 5.9 настоящих Правил.
    6.10. Документ об уплате государственной пошлины.
    6.11. Документы и иные материалы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальный орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов РСФСР» - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804).
    7. Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа «apostille» (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ.
    Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.
    Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная Российской Федерацией в 1993 г.).